22_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_
2014. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 159
М.В. Базиков, И.Е. Задорожнюк
ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ КОНФЛИКТОВ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРМАНЕНТНО ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
Обобщаются исследования проблемы конфликтов представителями ижевской научной школы. Отмечен процесс институциализации конфликтологии в научном и организационно-практическом планах. Выявляются теоретико-методологические основания изучения конфликтного поведения. Отмечены авторский подход Н.И. Леонова и его вклад в расширение понятийного аппарата конфликтологии.
Ключевые слова: конфликт, конфликтное поведение, институциализация.
Можно утверждать, что предметная область «психология конфликта» приобрела в начале нового века четкие контуры, в чем немалая заслуга одного из ведущих центров ее изучения - кафедры социальной психологии и конфликтологии УдГУ. Об этом свидетельствует комплекс теоретических разработок, а также практические наработки и обучающие материалы. Казалось бы, контуры предметного поля определились, однако оно открывает одну особенность исследований по психологии конфликтов, заявленную в названии статьи: перманентность научного поиска. Вызывается это онтологическим фактором: все материалы фиксируют тот момент, что конфликты - мало предсказуемая реальность, изучение которой необходимо постоянно канализировать в русло продуктивности.
Этому служат периодически проводимые кафедрой социальной психологии и конфликтологии УдГУ Всероссийские научные конференции «Человек и мир». В каждой из четырех уже прошедших конференций слово «конфликт» и обозначаемая им предметная область обсуждались всесторонне: ведь для социального психолога соотношение человек и мир - это поле постоянно возникающих и разрешаемых конфликтов. Представляемые на конференциях научные разработки в области конфликтологии касаются в проблемы личностного развития в изменяющемся мире, толерантности и конфликта в межличностном и межгрупповом взаимодействии, идентичности, агрессивности, насилия и многого другого.
Проблема конфликта (социального, межличностного, межгруппового, внутриличностного и др.) значима для любого общества. Особенно актуальна она для российского общества, так как оказывала и оказывает решающее влияние на всю его историю. Известные исследователи А.Я. Анцупов и С.Л. Прошанов (1997) отмечают, что конфликт был, есть и в обозримом будущем останется основным фактором, влияющим на безопасность России и ее граждан. Войны, борьба за власть, самоубийства, внутрисемейные драмы, межнациональные столкновения и многое другое привели к тому, что проблематика конфликта привлекает к себе внимание представителей и гуманитарных, и естественно-математических наук.
В последнее десятилетие вышло большое количество работ, посвященных различным аспектам изучения конфликтов: число публикаций по этой проблематике достигает 290 в год; ежегодно защищается до 25 диссертаций.
Постепенно конфликтология становится междисциплинарной и самостоятельной наукой. В учебных планах различных вузов (в том числе и УдГУ) более 10 лет ведется самостоятельный предмет - конфликтология. Институционализация ее подкрепляется продуктивными исследованиями научно-практического характера и работой в сфере диагностирования и консалтинга. В этом отношении кафедра может быть образцом для организации научно-практических структур и в других вузах РФ.
Исследования в области психологии конфликта, осуществляющиеся в УдГУ, позволяют говорить о легитимации целого направления междисциплинарных исследований. В организованных кафедрой конференциях не менее трети участников представляют такие науки, как социология и философия, педагогика и юриспруденция; ширится число участников из сферы естественнонаучных исследований, что позволяет рельефнее представлять проблематику конфликтологии в целом. С одной стороны, есть уже большое количество исследований разных аспектов конфликта, но с другой - обнаруживается, что далеко не все аспекты и проблемы изучены. Так, недостаточно изученными до последнего времени оставались типологии конфликтной личности, содержание образа конфликтной ситуации, специфика этого образа у людей с разным типом и уровнем конфликтности, стиль успеш-
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2014. Вып. 2
ного разрешения межличностных конфликтов в зависимости от типа конфликтности, взаимосвязь уровня конфликтности человека с его ценностно-мотивационной сферой личности, уровнем притязаний и ответственности.
Деятельность участников конференций как раз и посвящена исследованию этих проблем, касаясь самой важной - особенностям конфликтного поведения различных категорий людей, в том числе - руководителей государственных и муниципальных учреждений. Данная категория людей зачастую провоцирует конфликт, абсолютно не владея методами его разрешения и не умея вести себя в конфликтной ситуации.
Кафедре социальной психологии и конфликтологии УдГУ - руководителю Н.И. Леонову с сотрудниками - удалось разработать собственный методологический подход к исследованию конфликтного поведения людей, в основу которого положены три значимых вывода-положения:
1. Для понимания социально-психологической природы конфликта важное значение имеет положение об объективно-субъективном характере возникновения и функционирования социальных реалий (А.В. Дмитриев, А.И. Донцов, Л.А. Петровская, Т.А. Полозова и др.).
2. Основным детерминантом межличностных конфликтов является социальная сфера, в которой взаимодействуют участники конфликта, с их индивидуально-психологическими особенностями (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина и др.).
3. В качестве субъективной детерминанты выступают различные аспекты личности: аттитюд, мотивы, психические состояния [1].
Исходя из этих положений и на основе теоретического анализа сущности онтологического подхода и категории образа можно сделать значимый для исследований вывод о том, что образ конфликтной ситуации соответствует основным показателям и характеристикам онтологической реальности. Раскрывая эту мысль, ученые УдГУ акцентируют особое внимание на том, что образ конфликтной ситуации: а) всегда соотнесен с субъектом; б) представлен в сознании человека в «свернутом» виде; в) опосредует и преломляет через себя внешние воздействия; г) имеет системный характер: в функциональном плане предшествует поведению, а в генетическом - следует за деятельностью человека [2; 4; 6].
Эти выводы логически вытекают из методологических представлений о том, что структура образа конфликтной ситуации по своему происхождению есть часть образа мира как организационная репрезентация конфликтной ситуации в системе знаний субъекта, которая представлена в двух аспектах: структурном и динамическом. Одна из основных идей в этой связи - положение о том, что структура образа конфликтной ситуации определяется самим субъектом и включает в себя такие его презентирующие составляющие, как самого себя, другого человека и концептуальность ситуации [3].
Указанные методологические положения, касающиеся особенностей конфликта как специфичной онтологической реальности, включая представленность образа конфликтной ситуации, позволяют определять специфику продуктивного поведения субъекта. Значимая связка «конфликт и его представленность» позволяет сделать вывод о том, что именно она будет выступать в качестве дифференцирующего признака активности человека. Причем, инвариантный характер образа может быть основанием типологии конфликтной личности.
В работах кафедры социальной психологии и конфликтологии, в основном Н.И. Леонова и его учеников, мы встречаем подробный анализ структуры самого понятия «типология» применительно к конфликтологическим исследованиям, в них раскрывается сущность социально-психологической типологии и формулируется собственный типологический подход к изучению конфликтного поведения.
Построение (выделение) типов личности в любых аспектах жизнедеятельности - одна из самых сложных проблем в психологии. Существуют два подхода к типологизации: теоретический и эмпирический. Представители первого (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм и др.) в основном конструировали типы личности в широких онтологических контекстах без эмпирической их проверки, в то время как отечественные исследователи (К.А. Абульханова-Славская, В.Л. Минияров) - на основе эмпирических исследований.
Несомненно, оба подхода имеют право на жизнь и трудно утверждать, какой из них в большей степени отражает истину. Оптимально же соединение обоих подходов: четкая проработка теоретических посылок, построение гипотезы о предполагаемых типах личности, затем - эмпирическое исследование и корректировка типов, что особенно затруднительно при психологическом исследовании конфликтов. Самое сложное здесь - это теоретическое построение типов личности.
24
2014. Вып. 2
М.В. Базиков, И.Е. Задорожнюк
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Н.И. Леонов пошел по пути эмпирического определения типов конфликтной личности, обосновывая свой выбор той методологической предпосылкой, что конфликтология по-своему исследует онтологию конфликта, выступающего как проявление сущностного противоречия в развитии любых социальных реальностей. Не выделяя теоретически типы, он убедительно показал, как будет это делать. Действительно, способы восприятия и когнитивной интерпретации конфликтных ситуаций могут быть одним из оснований социально-психологической типологии личности. Именно здесь и возникает главная проблема: Какие методы позволят определить (выявить) типы конфликтной личности и исследовать конфликтное поведение?
Любая методика исследования отражает методологию изучаемой проблемы, соответствует его целям и задачами. В этой связи акцентируется внимание на том, что на кафедре социальной психологии и конфликтологии четко и грамотно определен круг методов и конкретных методик, позволяющих решать поставленные задачи. При этом ученые конкретно отмечают, что типологические процедуры должны соответствовать предмету социально-психологического исследования: выявлению типического в индивидуальном и индивидуального - в типическом.
На этом основании предпринимаются и попытка построения типологии конфликтной личности, и исследования конфликтного поведения на основе соотношения идиографического и номотетического подходов в конфликтологии, что в определенной степени позволяет преодолеть методологический разрыв между ними. Для исследования в рамках идиографического подхода выстраивается инструментарий «Образ конфликтной ситуации», базирующийся на процедуре семантического дифференциала, а исследования в рамках номотетического подхода проведены с помощью известных методик: УСК, опросник Лири, ШСС, Р.Кэттела и др., сочетание которых с конкретными методиками позволили провести комплексное исследование, дополнить полученные данные и достичь поставленной цели.
На основе теоретического анализа категории конфликта Н.И. Леонов сформулировал собственное определение конфликта, под которым он понимает «форму проявления противоречия, не разрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем, которое возникает в ситуации непосредственного взаимодействия субъекта с собой, окружающими людьми и обусловленного противоположно выбранными целями, образами конфликтной ситуации, представлениями, осознаваемыми или неосознаваемыми участниками ситуации действиями, направленными на разрешение или снятие противоречия» [5].
Такое определение в принципе отражает природу и специфику именно социально-психологического конфликта, что позволяет перевести проблему конфликта на операциональный уровень его изучения, исследовать конфликтное поведение как центральное в структуре конфликта. Под конфликтным поведением личности справедливо понимается пространственно-временная организация активности субъекта, регуляция которой опосредована образом конфликтной ситуации, что также явилось объектом специального изучения.
Так, опираясь на результаты исследования особенностей образа конфликтной ситуации у руководителей, а также типологии конфликтных руководителей, М.М. Главатских изучила взаимосвязь образа конфликтной ситуации с поведением в конфликте у школьников и студентов. Это свидетельствует о комплексном подходе к исследуемым социально-психологическим феноменам и о зарождении научной школы, объединенной единой идеей и разнородной научно-практической направленностью результатов исследований. Соответствующие разработки связаны не только с внедрением многообразных обучающих программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации различных категорий населения, но и с конкретным воплощением разработанного инструментария в практику консультирования руководителей государственных и муниципальных организаций, учреждений органов образования и др.
Результатом организационно-педагогической деятельности кафедры социальной психологии и конфликтологии явилось создание Центра прикладной и практической психологии, Центра оценки и развития персонала, воплотившиеся в конкретных делах: проведении международных симпозиумов и конференций. Большой резонанс в научном мире получила Международная конференция «Толерантность и проблемы идентичности (июнь 2002 г.). Впервые в российской психологии эти социально значимые проблемы были рассмотрены так широко и глобально.
Отметим, что в ходе разработки проблем конфликтологии расширяется участие представителей и естественнонаучных дисциплин. Методологически зрелой в этом плане является адаптация общенаучного принципа наблюдаемости: одно дело изучать и регулировать конфликт в относительно замкнутой (герметической) среде и совсем другое - под софитами средств массовой информации. В
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2014. Вып. 2
ходе конструктивных диалогов по проблемам методологии четче маркируются границы между естественными и гуманитарными науками.
Возвращаясь к названию статьи и упоминаемому в нем фактору перманентности, подытожим, что сегодня всё в большей мере востребованы научные исследовании с «открытым» финалом. Это особенно касается конфликтологии, где подобная открытость носит онтологический характер. Дело в том, что и научная деятельность, и функционирование социальной реальности непредставимы без конфликтов. Способы и формы их возникновения в принципе непредсказуемы, особенно с учетом того, что важную роль в их динамике играет представленность образов конфликтной ситуации у ее участников. Отсюда потребность в познавательных процедурах нового типа, что и является темой разработок ученых кафедры социальной психологии и конфликтологии, а также предметом всестороннего обсуждения на созываемых ею научных конференциях «Человек и мир».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Леонов Н.И. Конфликт, конфликтность и поведение в конфликте. Ижевск, 2002.
2. Леонов Н.И. Соотношение конфликтной и конфликтологической компетентности // Социальный мир человека. Вып. 3. Ижевск ,2010. 132 с.
3. Леонов Н.И. Конфликтное поведение руководителей // Экономическая психология в России и Белоруссии: сб. науч. работ / Ин-т психологии РАН, Белорус. гос. ун-т ; под ред.: А.Л. Журавлева, В.А. Поликарпова. Минск, 2007. С. 375-389.
4. Леонов Н.И. Онтологически ориентированный подход в социальной психологии // Психология человека в современном мире / отв. ред. А.Л. Журавлев. М., 2009. Т. 5. Личность и группа в условиях социальных изме-нени: материалы Всерос. юбил. науч. конф., посвящ. 120-летию со дня рожд. С.Л. Рубинштейна, 15-16 окт. 2009 г.). С. 45-47.
5. Леонов Н.И. Конфликтология: учеб. пособие для вузов по спец. «Психология» / Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т ; гл. ред. Д. И. Фельдштейн. 3-е изд., стер. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 231 с.: ил. (Библиотека психолога).
6. Леонов, Н. И. Онтологическая парадигма в конфликтологии // Социология образования. 2009. № 3. С. 29-33.
Поступила в редакцию 18.03.14
M. V. Bazikov, I.E. Zadorozhnyuk
ANALYSIS OF CONFLICT DYNAMICS IN A CHANGING WORLD: PROSPECTS OF THE PERMANENTLY EMERGING SUBJECT FIELD
The results of studying the problem of conflicts by the representatives of Izhevsk scientific school are summarized. The process of institutionalization of conflictology in both scientific and practical organizational views is mentioned. The theoretical and methodological foundations of the conflict behavior investigation are identified. The author's approach of Leonov N.I. and his contribution to the expansion of the conceptual apparatus of conflictology are marked.
Keywords: conflict, conflict behavior, institutionalization.
Базиков Михаил Васильевич, кандидат психологических наук
МООИВС «Забота»
121615, Россия, г. Москва, Рублевское шоссе, 16 (корп. E-mail: [email protected]
Задорожнюк Иван Евдокимович, доктор философских наук
Современная гуманитарная академия
109029, Россия, г. Москва, ул. Нижегородская, 32 (корп.
E-mail: [email protected]
Bazikov M.V., Candidate of Psychology
MOOIVS "Zabota" 3) 121615, Russia, Moscow, Rublevskoe shosse, 16/3 E-mail: [email protected]
Zadorozhnyuk I.E., Doctor of Philosophy
Moscow Modern Humanitarian Academy 4) 109029, Russia, Moscow, Nizhegorodskaya st., 32/4 E-mail: [email protected]