Научная статья на тему 'Международная научно-практическая конференция «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире»'

Международная научно-практическая конференция «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
344
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научно-практическая конференция «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире»»

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЧЕЛОВЕК И МИР: МИРОСОЗИДАНИЕ, КОНФЛИКТ И МЕДИАЦИЯ В ИНТЕРКУЛЬТУРНОМ МИРЕ»

С 14 по 16 апреля в Удмуртском университете (г. Ижевск) проходила VI Международная научно-практическая конференция «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире».

Ее целью было обобщить вклад социальных наук в понимание и развитие современного изменяющегося мира.

Любая конференция интересна не только своими событиями, но и тем, что в её ходе формулируются наиболее актуальные вопросы развития науки. Конференции под общим названием «Человек и мир», проходящие в Ижевске уже в течение 12 лет, всегда были посвящены методологии науки и наиболее актуальным теоретическим и практическим работам в социальных и гуманитарных науках.

Сегодня наблюдается тенденция к объединению научных аппаратов психологии, социологии, конфликтологии и, возможно, других наук социальной и гуманитарной направленности. Исследование на стыке научных знаний приводит к трансформации методологии: иногда - усложнению методов исследования и интерпретации данных; иногда - к разработке новых принципов изучения человека и мира.

В обсуждении и объяснении такого направления на конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире» участвовали ведущие методологи в области психологии, философии, конфликтологии, социологии и других наук.

Второй линией обсуждения стала конфликтология - в таком ее практическом разделе, как медиация. За последние несколько лет в нашей стране накоплен серьезный опыт практического применения методов медиации в разных сферах общественной жизни. Отметим, что медиация - не просто система методов, направленных на разрешение конфликтов. Ее можно рассматривать как общую гуманитарную технологию, применимую в регулировании общественной жизни, управлении, при разработке методов развития человека или группы. Сегодня становится очевидным, что мир нуждается в медиации. А поскольку формы ее применения могут быть разнообразными, то на конференции ставились два вопроса: о сущностных моментах медиации и разнообразии её применения.

Во вступительном докладе «Иренология и конфликтология в интеркультурном мире: онтологические основания», д. психол. н., проф. Н. И. Леонов (Ижевск), подчеркнул существующее противоречие между общественной потребностью в эффективных технологиях предупреждения и урегулирования социальных конфликтов и недостаточной научной разработанностью, а также обоснованностью использования таких технологий. Разработка единых теоретико-методологических позиций системного междисциплинарного учета этнокультурных, межконфессиональных и социально-психологических факторов предупреждения и урегулирования конфликтов в интеркультурном мире на макро-, мезо- и микросредовых уровнях его проявления - такова актуальная задача, имеющая и теоретическое, и практическое значение.

В перспективе намечается разработка общих теоретико-методологических оснований предупреждения и урегулирования интеркультурных конфликтов, а также теоретическо-методологической структурно-функциональной междисциплинарной модели позитивной трансформации культурного насилия, набирающего силу в условиях глобализации. Отмечается, что если проблема конфликта в отечественном знании на сегодня более или менее проработана, то тема мира еще требует научной рефлексии. В связи с этим Н.И. Леонов предлагает ввести в научный понятийный аппарат российской конфликтологии категорию «иренология» -как науки о мире, а в качестве ее теоретической основы -онтологический подход, активно развиваемый в российской науке.

Владимир Александрович Мазилов, д. психол. н., проф. (г. Ярославль), отметил, что в 2016 г. в Ижевске уже в шестой раз проводится психологическая конференция «Человек и мир». Шесть конференций занимают временной промежуток в 12 лет, что представляет собой более, чем внушительный срок. По меньшей мере это означает то, что проблематика конференции определена очень точно, и не исчерпана в течение 12-годичного цикла. Высок авторитет конференции, очевиден научный резонанс событий, происходящих на этом научном форуме. Книги Н.И.Леонова издаются за рубежом, всё больше включается иностранных участников. Иными словами, проявляется еще одно значение этого удивительного короткого слова «мир».

В своем выступлении «Психология и социальный мир: на пороге нового этапа взаимодействия» В. А. Мазилов отметил, что вопрос о соотношении психологии и мира можно решить только в том случае, если мы хорошо понимаем, что представляет собой психология сегодня и какой она явлена миру. Автор напомнил, что психология, как на это указывали многие ученые, имеет комплексный характер и может быть квалифицирована как занимающая срединно положение между естественными и социогуманитарными науками. Формулируется подход, в соответствии с которым психология рассматривается как наука о внутреннем мире человека. Дается анализ преимуществ такого подхода; показано, что внутренний мир может быть адекватно понят в сопряжении с миром внешним, что дает возможность активно использовать в будущем амплификативные и конструктивные методы, рассматривая их как основные в психологии, полагающей своим предметом внутренний мир.

Иван Евдокимович Задорожнюк, д. филос. н., проф. ( г. Москва) в докладе «Истолкование феномена провокации: траектория слова и (художественно-литературная) история случаев» отметил, что даваемые современными исследователями трактовки феномена провокации указывают на затруднительность определения этого понятия; полная определенность здесь в принципе не достигается. Это не отменяет настоятельности комплексного исследования провокаций, а их нарастание требует рефлексивного подхода к анализу данного феномена с учетом всех нюансов, так или иначе освещающих сдвиги в его проявлениях. Автор подчеркивает по преимуществу социально деструктивный потенциал данного явления. И.Е. Задорожнюк отметил, что именно писатели одними из первых и с достаточной полнотой улавливают причины и последствия провокаций, особенно - на уровне мега-провокаций. Нарастание вала провокаций в новом веке требует комплексного подхода к анализу этого феномена и к выработке соответствующего определения с учетом всех нюансов, включая внимательное прослеживание траектории слова «провокация» - причем, не только англоязычного. Важно и предпочтение массива литературы, так или иначе освещающего сдвиги в проявлениях этого по преимуществу социально деструктивного явления (даже несмотря на то, что малыми провокациями начинались большие события).

Раиль Мунирович Шамионов, д. психол. н., проф. (г. Саратов) в докладе «Стабильность и изменчивость структуры субъективного благополучия личности» предложил авторский подход к определению и изучению структуры субъективного благополучия. Он анализировал изменения характеристик субъективного благополучия на разных этапах социализации. Отмечено, что изменчивость структуры субъективного благополучия характеризуется рядом особенностей, заключающихся в разнонаправленной динамике ее компонентов, процессов перехода от одного качества в другое (например, из подчиненного в доминантное), прогрессивного увеличения состава компонентов и актуализации их сообразно этапу жизненного пути или ситуации; наконец, интеграции отдельных характеристик вокруг доминирующей, в результате чего формируется переживание благополучия или неблагополучия, сквозь призму которого преломляются оценки других явлений и областей существования. Поэтому одна из важных задач в исследовании субъективного благополучия личности - это определение переменных и их весов, оказывающих влияние на иррадиацию благополучия/неблагополучия, а также - их специфики в зависимости от обстоятельств жизни, включения в различные групповые образования, в том числе - на уровне «прописки» и достижения.

Юрий Павлович Поварёнков, д. психол. н., проф. (г. Ярославль) представил структурно-уровневый анализ профессионального становления и реализации личности. Раскрывая сущность данного подхода к пониманию процесса профессионализации, он выделяет три базовых уровня психологического анализа профессионального становления личности и три типа профессиональных циклов, соответствующие каждому из них и типу решаемых профессиональных задач. Им раскрыто психологическое содержание метациклов, макроциклов и микроциклов профессионализации. Обоснована теоретическая и практическая значимость предложенного подхода. Предложенная структурно-уровневая концепция профессионализации, учитывающая цикличность данного процесса, позволяет преодолеть существующие противоречия в онтогенетических и профессионало-генетических подходах к пониманию профессионального становления. Данная концепция может стать методологической основой для разработки адекватной концепции периодизации профессионального становления и реализации личности, которая бы учитывала и профессиональный, и хронологический возраст субъекта труда, а также интересы и теоретиков, и практиков.

В контексте заявленной проблемы конференции актуальными оказались проблемы экопсихоло-гического подхода к развитию психики, ксенофобии в молодежной среде и межэтнических отношений.

«Экопсихологический подход к развитию психики» представил в своем докладе Виктор Иванович Панов, д. психол. н., проф., член-корр. РАО, (г. Москва). Его исследования объединены общим концептуальным замыслом: парадигмальным поиском и анализом способов полагания психики в качестве объекта исследования: а) как ставшей психической реальности, представленной в психических феноменах человека, опредмеченной в его деятельности и в то же время отчужденной от непосредственного процесса их порождения; б) как реальности становящейся, то есть обретающей форму актуального процесса непосредственного порождения психических новообразований на процессуально-порождающем уровне психических актов. В докладе представлен авторский подход к изучению стадий развития субъектности как способности быть.

От обсуждения методологических вопросов психологии участники конференции перешли к проблеме конфликта, которая стала центральной в тематике конференции. Не вызывало сомнения то, что проблема возникновения, разворачивания конфликта, его регулирования и разрешения - одна из наиболее актуальных для современных обществ.

Анатолий Владимирович Липницкий, к. психол. н., проф. (г. Санкт-Петербург) рассматривает внутрисистемный эффект конфликта как многофакторный феномен. В докладе «Внутрисистемный эффект конфликта» он показал источники и влияние внутрисистемного эффекта конфликта, отмечая, что всякий конфликт возникает в сложной социальной системе, но затрагивает весь внутренний мир субъекта, образуя сложную систему восприятия, оценок и собственного реагирования. А.В. Липницкий заключает, что понимание конфликта, анализ конкретных конфликтов и решения, которые принимаются относительно конфликтов должны носить системный характер.

Антон Николаевич Островский, канд. мед. наук, доц., зам. директора Федерального Института Медиации (г. Москва), рассматривая перспективы развития медиации в РФ, в докладе «Проблемы и перспективы развития медиации в Российской Федерации» отметил, что для успешного внедрения медиации в России необходимо формирование нормативной базы, информирование общества и профессиональных групп об институте медиации, преимуществах альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, формирование когорты профессиональных медиаторов.

Влада Игоревна Пищик, д. психол. н., доц. (г. Ростов-на-Дону) представил проблему определения социально-психологических характеристик межпоколенных конфликтов. Ею проведен анализ представлений о межпоколенном конфликте и выделены его сущностные характеристики. Конфликт межпоколенный, с позиции докладчика, будет выступать прерывателем контактов, разрушителем стабильности преемственности поколений. В поколенческом конфликте сталкиваются противоположно направленные мотивы, интересы, цели, идеалы, убеждения, суждения, оценки, мнения, взгляды, так что поколения входят в состояние противоборства. Преодоление таких конфликтов становится фактором гомогенности общества.

В центре внимания Александра Николаевича Тесленко, д. социол. н. (РФ), д. пед. н. (РК), проф., (г. Астана, Республика Казахстан) - проблемы конфликта и насилия в молодежной культуре как альтернативной форме социализации с высоким уровнем конфликтности. Автор анализирует конфликтогенные тенденции в молодежной среде на примере противостояния «нормальной» и «субкультурной» городской молодежи с «гопниками». К числу наиболее общих противоречий в молодежной среде социологи относят таковые между возросшим спектром возможностей для индивидуального самовыражения молодежи и непредсказуемостью их жизненного пути, а также - слабой управляемостью собственной жизнью; между либерализацией и демократизацией общественных норм и новыми зависимостями; между тенденциями адаптации и инновации в процессе развития молодого поколения. Всё это в совокупности способствует росту конфликтогенных тенденций в молодежной среде.

Обозначенные научные позиции, идеи и методологические подходы были развернуты затем в других выступлениях. Тематика докладов давала возможность обсуждать широкую линейку исследований и концепций. Близкие по логике и содержанию выступления были объединены в симпозиумы «Личностные ресурсы преодоления насилия, агрессии и конфликта», «Практика медиации: проблемы, гипотезы, решения»» и «Проблемы практической конфликтологии».

«Ксенофобия в молодежной среде в обществе рисков» - такова тема выступления Татьяны Петровны Скрипкиной, д. психол. н., проф. (г. Москва), представившей результаты мониторинга, проводимого ею в течение нескольких лет в различных регионах страны и посвященного изучению выраженности ксенофобных установок у старших школьников и студентов. Выраженность ксенофо-

бии изучалась по параметру выделения чуждых групп. Анализ результатов показал, что во всех регионах страны старшеклассники и студенты на первое место при выборе чуждых групп ставят наиболее незащищенные, уязвимые слои общества, затем идут «лица кавказской национальности», затем -мигранты из Средней Азии.

В выступлении «Межэтнические отношения в регионе» Владимира Степановича Воронцова, к. истор. н., доц. (г. Ижевск), эксперта распределенного научного центра межнациональных и межрелигиозных проблем в Приволжском Федеральном округе, было отмечено, что межэтнические отношения - это комплекс взаимодействий и субъективно переживаемых отношений между людьми, которые принадлежат к разным этническим группам (национальностям). В национальной политике нет и не может быть простых решений.

Характер межэтнических отношений (дружественный, нейтральный либо конфликтный) складывается в зависимости от исторического прошлого, социально-политической обстановки в той или иной стране, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, непосредственно конкретной ситуации или заинтересованности в общении.

На симпозиуме «Личностные ресурсы преодоления насилия, агрессии и конфликта» обсуждалась основная проблема психологии и конфликтологии: возможности личности при «встрече» с конфликтом.

Марина Владимировна Григорьева, д. психол. наук, проф., (г. Саратов) в докладе «Адаптационная готовность личности в условиях неопределенности» представила результаты своего теоретического и эмпирического исследования. Было дано авторское определение адаптационной готовности личности; представлена структура адаптационной готовности; выделены ее уровни и виды в зависимости от степени неопределенности ситуации. показателями их адаптационной готовности.

Людмила Евгеньевна Тарасова, к. пед. н., доц., (г. Саратов) в выступлении на тему «Стратегии совладающего поведения жертв в условиях "моббинга"» затронула проблему влияния акцентуаций характера на социальную адаптацию к образовательной среде вуза и отметила, что в определенной степени акцентуации характера влияют на социальную адаптацию у юношей.

Надежда Васильевна Перешеина, к. психол. н. (г. Киров) в докладе «Роль внутриличностно-го конфликта в развитии личности девианта» уделила внимание проблематике внутриличностных конфликтов и их влиянию на развитие личности девианта. Автор рассматривает специфику становления личности и факторы, детерминирующие внутриличностные конфликты девианта.

На симпозиуме «Практика медиации: проблемы, гипотезы, решения» активно участвовали в обсуждении проблем медиации Н.И. Леонов, д. психол. н., проф.; А.Н. Островский, канд. мед. н., доц.; А.Л. Хавкина, председатель ПКОО «Ассоциация медиаторов Пермского края»; С.В. Шерстобит, председатель Федерации профсоюзов Удмуртской Республики, М.М. Главатских, к. психол. н., доц., В.А. Романенко, к. психол. н., доц., В.В. Васина, к. психол. наук, доц. Отметим, что данный симпозиум собрал не только теоретиков медиации, но и практиков, в результате чего был дан всесторонний и глубокий анализ практического конфликтологического знания и применения медиации в современном мире.

Н.И. Леонов, д. психол. н., проф. (г. Ижевск), рассмотрев многообразие видов медиации, отметил, что применение ее оправдано, если для сторон самым важным является не «история», не то, что связано с прошлым, а будущее: будущие потребности, отношения.

Антон Николаевич Островский, канд. мед. н., доц., зам. директора Федерального Института Медиации (г. Москва) отметил, что у медперсонала разных уровней есть потребность в практиках разрешения конфликта в досудебном порядке; при этом есть некоторые навыки разрешения конфликта, соответствующие медиативному подходу, и есть навыки, не соответствующие ему.

Анна Львовна Хавкина, председатель ПКОО «Ассоциация медиаторов Пермского края» поделилась опытом Пермского края в развитии школьной медиации. Школьная служба примирения -это служба примирения, которая является социальной службой, действующей в школе на основе добровольческих усилий учащихся. Цель школьной службы примирения в Пермском крае - в содействии профилактике правонарушений и в социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

Марианна Михайловна Главатских, канд. психол. н., доц., (г. Ижевск) ознакомила присутствующих с результатами своего эмпирического исследования и отметила, что в ситуации, сложившейся в Удмуртии, необходимо формировать готовность и школьников, и педагогов к созданию службы примирения.

С.В. Шерстобит, председатель Федерации профсоюзов УР отметил значимость внедрения медиации в деятельность профсоюзов, что обусловлено это необходимостью профилактической работы по предупреждению конфликтов, прежде всего - социально-трудовых. Удмуртия - республика спокойная, но не спящая, поэтому надо быть подготовленным и вести работу в этом направлении планомерно и последовательно. Проблема медиации - предмет уже и научной рефлексии, что отразили в выступлениях на симпозиуме В.В. Васина (г. Казань) и В.А. Романенко.

Валентина Алексеевна Романенко, к. психол. н., доц. (г. Калуга) проблемы профессиональной компетентности медиатора рассмотрела в контексте социокультурных особенностей конфликтного поведения. Также ею рассмотрены причины медленного внедрения медиации в России, проведен анализ социокультурных стереотипов конфликтного поведения и связанные с ними необходимые профессиональные компетенции медиатора.

Вероника Викторовна Васина, к. психол. н., доц. (г. Казань) рассматривает эффект фасилита-ции социального взаимодействия в аспекте конфликта, отмечая дихотомичность мира, предполагающую противостояние противоположных интересов субъектов взаимодействия, то есть конфликт как единство и борьбу противоположностей. Противоположности создают напряженность, которая проявляется в виде движущей силы и может перейти в созидающую, если субъекты взаимодействия будут идентифицировать себя как новый коллективный субъект (социальная идентификация), у которого общие интересы и цели. Субъект взаимодействия сознательно или бессознательно сам делает выбор, на который влияет фасилитатор (наблюдатель) через изменение у субъектов взаимодействия образов (представлений) ситуации взаимодействия и личностных характеристик взаимодействующих.

В работе симпозиума «Проблемы практической конфликтологии» участвовали Г.С. Прыгин, д. психол. н., проф.; Е.А. Данилова, к. психол. н, доц., А.В. Капцов, Н.Л. Минаева, А.И. Белкин, НИ. Пушина, ЕЮ. Невельсон

Капцов Александр Васильевич, к. техн. наук, доц. (г. Самара) представил участникам конференции результаты эмпирического лонгитюдного исследования взаимосвязи личностных ценностей и компонентов осознанной саморегуляции учащихся школ и студентов вуза.

Наталия Леонидовна Минаева, к. психол. н. (г. Москва) отметила, что в нынешних социально-экономических условиях особо актуальными становятся вопросы подготовки высококвалифицированных кадров для всех отраслей российской экономики. Требования, предъявляемые к персоналу компаний, работающих в сфере услуг, - это, в первую очередь, наличие навыков эффективного взаимодействия с потребителями услуг, которое нередко сопровождается конфликтными ситуациями.

Антон Игоревич Белкин, д. психол. н., доц. (г. Самара) представил результаты эмпирического изучения социально-регулятивного сознания руководителей. С помощью тестового метода были получены конкретные данные, позволяющие диагностировать малую сформированность социально-регулятивного сознания, что отражатся на способах управления и подходах к решению актуальных задач руководителями разного уровня.

Наталья Иосифовна Пушина, д. филол. наук, проф. (г. Ижевск) отметила, что исследователи в сфере речевой конфликтологии приводят немало факторов, внимание к которым способно предупредить, минимизировать, конфликтность общения, в частности, ситуативные, контекстуальные, продуктивные и рецептивные факторы.

Елена Юрьевна Невельсон (г. Пермь) ознакомила участников симпозиума с методами профилактики и разрешения семейных конфликтов в молодых семьях. Эти методы были апробированы в ходе реализации проекта «Семья 59: conflict-free» - победителя XV городского конкурса социально значимых проектов «Город - это мы» в Перми.

Ассамблея ученых «Перспективы развития психологической науки: междисциплинарный подход», проводимая в рамках конференции, стала коммуникативной площадкой для общения как авторитетных исследователей, желающих поделиться своими результатами, и молодых ученых, представивших на обсуждение свои первые работы.

Ирина Владимировна Комадорова, д. филос. н., проф. (г. Набережные Челны) предложила к рассмотрению вопросы символической активности человека как факторов динамики культурных систем. Эта проблема анализируется автором с позиции развития культурных систем и ее технико-технологических детерминант, сопрягающихся с постоянно возрастающим интересом к исследованию механизмов, лежащих в основе современного социокультурного процесса.

Алена Карпава, доктор в мире, конфликтах и демократии Института Мира и Конфликтов (Гранада, Испания) связывает становление концепции Интеркультурного Мира с предложением теоретической типологизации Мира (работа испанских исследователей в области Иренологии, членов Института мира и конфликтов Университета Гранады), а также с практикой интеркультурного взаимодействия культурного разнообразия Латинской Америки (на примере Эквадора). Как перспектива намечается разработка совместно с ижевскими коллегами единых теоретико-методологических онтологических оснований предупреждения и урегулирования интеркультурных конфликтов.

Рубен Вазгенович Агузумцян, к. психол. н., проф. (г. Ереван, Республика Армения) отметил, что в последние годы расширилась психологическая география. В разных российских регионах появились специальные психологические школы, ведутся новые актуальные и интересные исследования, сформировались квалифицированные психологические кадры: научные, практические и преподавательские кадры. Появляются новые возможности для сотрудничества как одной из основ развития науки и практики. В этом плане ижевская конференция соответствовала всем высоким требованиям, предъявляемым к современному научному форуму. А основная проблематика (медиация) в настоящее время - одна из основных в психологических и смежных научных и практических направлениях.

В ходе выступления автор изложил основные закономерности операторской деятельности, обеспечивающие эффективность и надежность его работы.

Кирилл Витальевич Злоказов, к. психол. н., доц. (г. Екатеринбург) предложил к рассмотрению социальные и личностные детерминанты идентичности личности. Анализу подвергались теоретические представления об идентичности как следствии интеграции личности в социальную группу.

Александра Александровна Гайворонская, к. психол. н., доц. (г. Смоленск) представила потребностно-функциональную модель психосемантики религиозного экстремизма. При изучении феномена экстремизм на основе триангуаляционного подхода был выделен существенный признак: концепт «справедливость», - который по мнению автора, обладает большим объяснительным и методологическим потенциалом для конфликтологических исследований.

Марианна Михайловна Главатских, к. психол. н., доц. (г. Ижевск) представила данные теоретико-методологического анализа сущности социально-психологической зрелости личности с точки зрения процессов социализации/индивидуализации.

Елена Александровна Широких, к. филол. н. доц. (г. Ижевск) рассмотрела особенности Интернет-форума как одного из жанров Интернет-дискурса. В ходе выступления была подчеркнута кон-венциональность жанра (на языковом и речеповеденческом уровнях), а также его национальная специфика. Отмечено, что несоблюдение конвенций может стать причиной коммуникативной неудачи.

Андрей Сергеевич Гасан, аспирант (г. Ижевск) уделил внимание взаимосвязи эмоций и поведения личности в конфликтной ситуации. Он анализировал современные подходы исследователей в области конфликтов и отводимое ими место эмоциональным состояниям, влиянию эмоций на образ конфликтной ситуации личности, а вследствие этого - и поведенческие реакции личности.

Коробейникова Яна Павловна, аспирант (г. Ижевск) рассматривала копинг-механизмы как способы реализации поведения для преодоления трудной жизненной ситуации в согласовании ко-пинг-стратегий с резервами и ресурсами человека. Автор обосновывает представление о том, что характер отношений между копинг-стратегиями и ресурсами этнических субъектов выражается в этно-типических особенностях совладающего поведения.

Сергей Николаевич Монастырев, к. психол. н., доц. (г. Воронеж) представил различия в показателях, позволяющих определить коэффициент изменчивости стиля реагирования на конфликт у спортсменов разной квалификации. Полученные данные позволят раскрыть их адаптационные возможности к проблемным ситуациям и дополнить методику, выявляющую характерные способы поведения в конфликтах

Ирина Геннадьевна Самойлова, к. психол. н., доц. (г. Кострома) представила результаты эмпирического исследования содержательно-динамических характеристик прощения (меры, избирательности, парциальности) у молодых людей с разным уровнем обидчивости. Показаны различия в умении прощать у респондентов с низким и высоким уровнями обидчивости, выявлены особенности эмоционального реагирования субъектов конфликта на различных этапах процесса прощения.

Рашид Гусманович Халитов, к. психол. н. (г. Казань) представил к обсуждению уровневую модель Бытия в аспекте онтологического подхода, которая связывает три уровня бытия (реальный, действительный, возможный), существующие самостоятельно, двумя полевыми уровнями (энергетическим

и информационным). Реальный уровень существует в физическом пространстве и времени, действительный - в семантическом пространстве, возможный - в физическом и семантическом вакууме.

Наталия Германовна Казарина (г. Ижевск) рассматривает преодоление деструктивного («натурального») поведения в конфликте младших школьников как потенциал развития, так как этот возраст сензитивен для перехода от «натурального» к «культурному» поведению в межличностных отношениях, в том числе и в ситуации конфликта.

Маханькова Наталья Владимировна, к. пед. н., доц. (г. Ижевск) обратила внимание на интервью-собеседование как важную часть делового дискурса, который отличается высокой степенью конфликтогенности, обусловленной человеческим фактором и характеризует межличностную коммуникацию. Автором представлены классификации интервью, выявлены условия, стратегии успешного интервью-собеседования с учетом кросскультурного аспекта.

Ольга Викторовна Кузьмина, к. психол. н., доцент (г. Екатеринбург) представила особенности организации времени в профессиональной деятельности педагогических работников. Ею описаны корреляционные связи показателей временной компетентности и конфликтности ситуации коммуникации. Определен круг показателей компетентности во времени, влияющий на возникновение и усиление конфликтности в ситуациях межличностного взаимодействия.

Светлана Альбертовна Хасанова (г. Нефтекамск) представила на обсуждение эмпирическую типология супружеских отношений в зависимости от гендерных характеристик личности.

Участники конференции участвовали в работе 8 мастер-классов: «Изменение образа социальной ситуации», «Влияние противоречий в ценностной сфере на личностное развитие», «Психологическая компетентность руководителя», «Разрешение конфликтов в молодежной среде», «Интеграция интересов участников конфликта. Формирование повестки переговоров», «Игры за столом медиации», «Социодрама в разрешении конфликта», «Холотропное дыхание».

Конференция проводилась при поддержке Министерства образования и науки России, Института психологии РАН, Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, Союза ученых Удмуртии.

В работе конференции приняли участие представители научных школ из 17 городов России, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Ярославля, Смоленска, Самары, Саратова, Ростова-на-Дону, а также коллеги из Армении, Казахстана, Испании.

Н.И. Леонов, доктор психологических наук, профессор, Д.А. Боровиков, кандидат психологических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.