ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
73
2014. Вып. 2
Хроника
КОНФЕРЕНЦИЯ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В ИЖЕВСКЕ
17-19 апреля 2014 г. в Удмуртском госуниверситете прошла Пятая научно-практическая конференция с международным участием «Человек и мир: психология конфликта, неопред елености и риска инноваций». Она носила междисциплинарный характер и в ней приняло участие 225 человек из разных городов России, ближнего и дальнего зарубежья.
Главным поводом для ее проведения стало 15-летие кафедры социальной психологии и конфликтологии, открытой в 1998 г. по инициативе проф. Н.И.Леонова и при поддержке ректора В.А. Журавлева. На тот момент она не имела аналогов в Приволжском округе.
Поздравить коллег с их праздником и обсудить акутальные проблемы современной науки приехали представители научных школ и направлений из разных городов: Гранады (Испания), Минска (Беларусь), Москвы, Казани, Ярославля, Владимира, Челябинска, Воронежа и др..
С приветственным словом к участником конференции обратились первый проректор УдГУ С.Д. Бунтов и директор ИППСТ, профессор А.А. Баранов.
Д. психол. н. Н.И. Леонов, открывая конференцию, подчеркнул значимость модели «человека конструирующего» для выявления и преодоления конфликтов. В контексте онтологического подхода человек не просто реагирует на ту или иную ситуацию, а определяет ее, одновременно «определяя» себя в этой ситуации. Тем самым личность фактически сама конструирует тот социальный мир, в котором живет.
Можно сказать, что выступление Н.И. Леонова задало «конструирующий» характер обсуждению самых острых проблем в различных областях социальной реальности. В дальнейших докладах участников был предложен ряд теоретических позиций, концепций и научных конструктов, вокруг которых сформировалось обсуждение заявленных тем.
А. Карпова (Гранада, Испания) начала свой доклад с того, что в 1959 г. Йохан Галтунг основал Международный институт исследований мира в Осло, где предложил триангуляцию термина «насилие»; соответственно каждой форме насилия была разработана определенная концепция «мира». Учение Галтунга положило начало теории Трех поколений мира, которая лежит в основе исследовательской деятельности Института Мира и Конфликтов (Университет Гранады, Испания). Несовершенный, Нейтральный, Мульти-Интер-Транскультурный мир - таковы одни из новых предложений в сфере изучения мира и конфликтов.
Д. социол. н. В.Н. Шаленко (РГСУ, Москва) охарактеризовал контуры ресурсной концепции управления трудовыми конфликтами. По его мнению, социальное управление, не подавляя и не загоняя конфликты вглубь, умелыми действиями менеджмента может и должно корректировать объективный процесс развертывания назревших экономических и социальных противоречий. Социально ориентированный менеджмент должен направлять их в русло «конфликта интересов» субъектов трудовых отношений, придавая ему форму легитимного противоборства при удовлетворении претензий и требований, предъявляемых сторонами друг другу.
Доклад В.Н. Шаленко, носивший практический и теоретический характер, был дополнен методологической концепцией, развернутой в выступлении к. психол. н. М.В. Базикова (Москва), который охаратеризовал понятия «человеческий потенциал» и «человеческий капитал», а также их соотношение в координатах концепта «человек и мир».
В своем развитии конфликтология дополняется новыми конструктами, более глубокое понимание обретают привычные термины. Так, д. филос. н. И.Е. Задорожнюк (Москва) охарактеризовал скандал как регулятив социальных конфликтов. При этом он рекомендовал избегать лишь негативных коннотаций данного понятия, поскольку скандал в принципе может выступать в качестве регулятива социальных конфликтов и часто - даже помимо намерений его участников - не только выявлять, но и форсированно их разрешать. В то же время скандал может и усугублять конфликтную ситуацию, и тогда необходимо тщательно изучить побуждения к нему со стороны отдельных лиц и социальных групп.
Сегодня социальные и гуманитарные науки трудно представить без теорий и практик, решающих актуальные проблемы общества и человека. Ряд докладов был посвящен именно таким разработкам.
74_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_
2014. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Д. психол. н. Ю.П. Поварёнков (Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского) представил циклическую концепцию периодизации профессионального становления и реализации личности. Выделено понятие «цикл профессионального становления и реализации личности» (или кратко - «цикл профессионализации») как базовая единица периодизации. В рамках цикла зафиксирована последовательность из 5 основных стадий профессионализации, соответствующих 5 базовым типам социальных ситуаций профессионального развития.
Д. психол. наук М.И. Марьин (Академия управления МВД России) подчеркнул, что эффективность оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел во многом зависит от социально-психологических процессов и явлений, происходящих в служебных коллективах. Недооценка роли коллективного настроения и сплоченности ведет к потере рабочего времени и может существенно снижать надежность работы личного состава в экстремальных ситуациях. Коллективное настроение обладает заразительностью, большой импульсивной силой и динамичностью.
Состояние современной конфликтологии анализировалось в докладе д. социол. н. С.Л. Проша-нова (Институт мировых цивилизаций, Москва), который отметил, что, первая кандидатская диссертация, в названии которой появился термин «конфликт», была защищена в 1949 г., а докторская -в 1973 г. Сегодня диссертации по проблеме конфликта защищаются учеными из 17 отраслей знаний (в 1997 г. таких отраслей было 10).
Проблемы методологии исследования в социальной психологии обсуждались в выступлениях проф. В.А. Янчука из Минска (Республика Беларусь), В.А. Мазилова и М.М. Кашапова (Ярославль). Проблеме междисциплинарных исследований посвятил свое выступление на тему «Физика, хаос, психология - последние проблемы В.Л.Гинзбурга» проф. А.В. Борисов.
Традиционно в ходе конференции работали телемосты с коллегами из зарубежья. В рамках работы секции «Деструктивность, конфликт, агрессия» (рук. С.Ф. Сироткин) актуальные проблемы обсуждались с коллегами Крилом Манфредом (Кёнигштайн, Германия) и Сабиной Рихебехер (Цюрих, Швейцария).
В рамках работы секции «Конфликт и медиация» состоялась презентация практики медиации: «Работа школьной службы примирения в образовательных учреждениях города Ижевска» (руководители М.М. Главатских и Д.Е. Львов), что вызвало активный интерес у присутствующих.
Традиционным в рамках конференции стало также проведение мастер-классов. В этот раз одинаково активными были и преподаватели УдГУ, и коллеги из других городов. Преподаватели вузов, аспиранты, магистранты и студенты участвовали в работе следующих мастер-классов: «Психологическое обеспечение переговорной деятельности» (М.И. Марьин, д. психол. н., Академия МВД, Москва), «Стратегия управления конфликтом в процессе медиации» (Д.Е. Львов, к. психол. н., УдГУ, Ижевск), «Технологии изменения образа социальной ситуации» (Д.А. Боровиков, к. психол. н., УдГУ, Ижевск), «Диагностика личностных ценностей» (А.В. Капцов, к. техн. н., СГА, г. Самара), «Футуро-драма: создание и психодраматическое исследование образов будущего» (Е.А. Вологжанинова, Л.Н. Киршина, г. Ижевск). Мастер-классы способствовали осмыслению образов собственного будущего, обогатили участников методами ведения переговоров, управления конфликтами в процессе медиации, в постановке и достижении жизненных целей.
Завершилась конференция субботним международным научным семинаром. Он был посвящен актуальным проблемам современной социальной психологии и конфликтологии. Участниками его были студенты бакалавриата и магистранты по направлению «Конфликтология», «Социальная психология», преподаватели, студенты других специальностей и направлений.
В процессе этого заседания определились перспективы дальнейшего международного сотрудничества между коллегами из Испании, Республики Беларусь и УдГУ. Решено было приступить к разработке совместного международного проекта, в связи с чем предстоит встреча осенью 2014 г. уже в Испании.
Н.И. Леонов, д. психол. н, профессор, Д.А. Боровиков, к. психол. наук, доцент