Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ МЕТОДОМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА: СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ БЕЗРАБОТНОГО МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА'

ИЗУЧЕНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ МЕТОДОМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА: СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ БЕЗРАБОТНОГО МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
662
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕТОД ОПРОСА / МОЛОДЕЖЬ / БЕЗРАБОТИЦА / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шилина С. А., Кусова Л. Н.

В статье рассматриваются проблемы, актуальные для современного социума, - востребованность молодежи на рынке труда. Авторы рассматривают вопросы, связанные с безработицей. В статье приведены результаты социологического исследования, проведенного методом опроса. Авторами сделан вывод о том, что безработица - это негативное явление, основными причинами которого являются отсутствие вакантных мест, низкая заработная плата и отсутствие практического опыта у молодых специалистов. Однако, несмотря на все сложности, молодые специалисты могут оказывать конкуренцию на рынке труда старшему поколению, особенно в таких сферах, как «кредиты и финансы», «связи с общественностью» и «новейшие технологии», а наиболее эффективными способами решения проблемы безработицы среди молодых специалистов являются «стабильная зарплата» и «поддержка развития малого и среднего бизнеса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF UNEMPLOYMENT BY THE METHOD OF A SOCIOLOGICAL SURVEY: SOCIAL PORTRAIT OF AN UNEMPLOYED YOUNG SPECIALIST

The article deals with the problems relevant to modern society - the demand for youth in the labor market. The authors consider issues related to unemployment. The article presents the results of a sociological study conducted by the survey method. The authors concluded that unemployment is a negative phenomenon, the main reasons for which are the lack of vacancies, low wages and lack of practical experience among young professionals. However, despite all the difficulties, young professionals can compete in the labor market for the older generation, especially in such areas as «loans and finance», «public relations» and «the latest technologies», and the most effective ways to solve the problem of unemployment among young professionals are «stable wages» and «development support small and medium-sized businesses».

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ МЕТОДОМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА: СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ БЕЗРАБОТНОГО МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА»

УДК 316.4.06

ИЗУЧЕНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ МЕТОДОМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА: СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ БЕЗРАБОТНОГО МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Шилина С.А., Кусова Л.Н.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

В статье рассматриваются проблемы, актуальные для современного социума, - востребованность молодежи на рынке труда. Авторы рассматривают вопросы, связанные с безработицей. В статье приведены результаты социологического исследования, проведенного методом опроса. Авторами сделан вывод о том, что безработица - это негативное явление, основными причинами которого являются отсутствие вакантных мест, низкая заработная плата и отсутствие практического опыта у молодых специалистов. Однако, несмотря на все сложности, молодые специалисты могут оказывать конкуренцию на рынке труда старшему поколению, особенно в таких сферах, как «кредиты и финансы», «связи с общественностью» и «новейшие технологии», а наиболее эффективными способами решения проблемы безработицы среди молодых специалистов являются «стабильная зарплата» и «поддержка развития малого и среднего бизнеса».

Ключевые слова: социологическое исследование, метод опроса, молодежь, безработица, рынок труда.

10.22281/2542-1697-2022-01-04-78-87

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что высокий уровень безработицы в России - неоспоримый факт. По данным Росстата в 2021 году насчитывалось около 3,5 миллионов безработных россиян, что составило около 5,2% от числа трудоспособного населения. Однако в некоторых субъектах РФ уровень безработицы гораздо выше: в Республике Алтай он составляет 14,7%, в Дагестане - 16,4%, в Чечне выше 18%, а в Ингушетии и вовсе доходит до отметки в 32,2% [21]. Безработицу можно назвать постоянным компонентом рыночной экономики, с разной интенсивностью она существует в каждой стране: где-то сильнее, где-то слабее. Влияя на экономику всей страны в целом и каждого отдельного человека, она является одним из главных факторов, которые отрицательно влияют на уровень жизни людей [17; 16]. Впервые термин «безработица» был использован в Британской энциклопедии в 1911 г., а затем - в отчете Министерства труда Соединенных Штатов Америки в 1915 г. В настоящий момент безработица характерна для любого государства мира, она может проявляться в любых формах и объёмах [6]. В современном экономическом словаре сказано, что безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Согласно МОТ (Международной Организации Труда) к безработным гражданам можно отнести всех лиц, старше 16 лет или достигших данного возраста, которые не имели работы или любого занятия, приносящего доход; были готовы приступить к работе или занимались ее поиском, включая обращение в службу занятости населения (коммерческую, государственную), использование объявлений, личных связей и иные способы поиска работы, а также создание собственного дела в рассматриваемый период. Важно отметить, к числу безработных относятся не только уволенные и отстраненные от работы по каким-либо причинам, но и люди, уволившиеся по собственным причинам или лица, предпринимают попытку найти работу. Таким образом, в структуре безработицы выделяют следующие категории рабочей силы (рис. 1).

У

• лица, потерявшие работу в результате увольнения

лица, добровольно оставившие свое мето рабты

лица, впервые пришедшие на рынок труда

лица, пришедшие на рынок труда после перерыва

Рисунок 1 - Категории рабочей силы

DOAJ

Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №4(28) К видам безработицы относится (рис. 2).

Рисунок 2 - Виды безработицы

Логическим продолжением предложенной классификации форм безработицы является ее структуризация по следующим половозрастным, профессионально-квалификационным и социальным признакам (рис. 3):

- по полу, с выделением наименее защищенных в социальном отношении безработных - женщин;

- по возрасту, с выделением молодежной безработицы и безработицы лиц предпенсионного возраста;

- по социальным группам (рабочие, интеллигенция, служащие, технические исполнители);

- по уровню образования;

- по профессиональным и стажевым группам;

- по уровню доходов и обеспеченности;

- по причинам увольнения;

- по ментальным группам

Рисунок 3 - Структуризация безработицы [6]

Безработица является одной из самых сложных и серьезных социально-политических проблем нашей страны в настоящее время. Несмотря на то, что безработица охватывает все группы россиян, одна из наиболее подверженных этому явлению части населения -молодежь.

Молодежь - будущее страны, ее главный стратегический ресурс, который важно не только ценить, но и помогать, направлять. Молодежь - гарант стабильности общества, наиболее гибкий и активный трудовой ресурс страны, и от результатов борьбы молодежи с безработицей зависит не только социальная стабильность государство, но и самое главное, его экономическое развитие.

Разберем подробнее понятие молодежной безработицы. Проблема молодежи, в частности выпускников вузов и среднеспециальных учебных заведений, на рынке труда состоит в недостатке профессионального опыта, что непосредственно сказывается в сложности поиска работы. Данные проблемы особенно усугубляются в периоды кризиса или спада в экономике государства. Сбором и анализом общемировых статистических данных занимается МОТ (Международная Организация Труда), исследования которой показывают постепенное увеличение числа безработной молодежи. Данный показатель превышает соответствующие данные для лиц старше 35 лет: около 15% безработных среди молодежи и более 5% для взрослого населения [22].

Процент безработных молодых людей в России велик, это усугубляется еще и тем, что в нашей стране отсутствуют специальные структуры, которые были бы ориентированы на решение конкретных вопросов и проблем в сфере молодёжной политики [12; 13].

Однако правительство России уже стремится разработать ряд мер и методов, которые

смогли бы помочь в преодолении данной проблемы, и они включают в себя:

- реорганизацию налоговой политики и создание ряда льгот для некоммерческих организаций, работающих с молодежью;

- разработку системы рабочей квоты для категории молодых специалистов с целью преодоления неравномерности пропорциональности заполнения рабочих мест по конкретным возрастным группам;

- политику по обеспечиванию помощи в устройстве на работу вернувшихся из армии выпускников вузов и др. учебных заведений;

- изменения в банковской сфере для разработки особых механизмов предоставления льготного кредитования молодежи и особенно молодых семей;

- ряд нововведений в социальной сфере [22].

Проблема молодежной безработицы и трудоустройства молодых специалистов - одна из ключевых социально-экономических проблем не только в нашей стране, но и во всем мире. Она имеет так же ряд последствий. Оказывая наибольшую опасность социально-экономическому равновесию государства, безработица является одной из наиболее серьезных и опасных макроэкономических проблем по всему миру.

Главным и самым серьезным для человека последствием безработицы является потеря финансовой стабильности из-за отсутствия постоянного и стабильного источника дохода, т.е. заработной платы. Данный фактор в свою очередь ведет к радикальной неоправданной дифференциации общества и отсутствию предпосылок к образованию в государстве социального мира и равенства, а с экономической точки зрения - к снижению эффективности производства.

Длительное нахождение в позиции безработного влияет на психологическое состояние человека и на переосмысление морали и нравственных законов общества, вызывая ряд неприятных для человека и его окружения последствий [8]. Безработный человек вследствие своего положения и из-за давления со стороны социума может становиться более агрессивным, раздражительным, черствым по отношению к другим людям из-за чувства неполноценности в данном унизительном положении. Такие изменения в психике и морально-нравственной оценке своих поступков сказываются на настроении всего социума и могут приводить к его дестабилизации и нарастанию социальной напряженности. Так как молодежь является наиболее подверженной внешнему давлению группой, ее представители могут являться источником распространения в стране криминального поведения и увеличению чиста преступлений.

Безработица сказывается не только на психологическом состоянии человек, но и его физическом здоровье. Стресс, вызванный данным положением, может привести к обострению ряда заболеваний, на лечение которых у человека, не имеющего постоянного дохода, едва ли хватает средств. В случае, когда безработица превышает социально допустимый уровень, равный примерно 15% безработных относительно всего населения страны, велика вероятность обострения социальных конфликтов, в крайних случаях -социального взрыва.

Чтобы понять, как бороться с проблемой безработицы, необходимо сначала составить социальный портрет безработного, в контексте данного исследования разрабатывался социальный портрет безработного молодого специалиста.

Одним из авторов (Л.Н. Кусовой) статьи проведено социологическое исследование в сентябре 2022 года методом социологического опроса.

Анализ изучения молодежной безработицы проходил на основании ответов респондентов на вопросы анкеты. В анкетировании приняло участие 30 человек, из них 17 женщин (56,7%) и 13 мужчин (43,3%). Из них 7 человек (23%) работают, остальные 23 (76,7%) являются безработными.

Подавляющее большинство респондентов, 19 человек (63,3%) считает, что безработица - «негативное явление (причина социальных конфликтов и роста преступности)». 10 респондентов (33,3%) выбрали нейтральный ответ безработица -

р, р д | directory of

-J; / л. journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №4(28)

«закономерная реальность (издержки рыночной экономики, без которых она не сможет работать), для меньшинства, 1 человека (3,3%), безработица - «в целом позитивное явление в экономике страны (стимул для повышения квалификации и активности населения)» (рис. 4). Большинство респондентов выбрали слова с отрицательным значение: 50% (15 человек) -растерянность, 16,7% (5 человек) - стыд, еще по одному человеку (по 3,3%) выбрали «катастрофу» и «лень». Всего 73,3% (22 человека) респондентов относятся к безработице как к отрицательному явлению (рис. 5).

■ Позитивное явление

■ Закономерная реальность

■ Негативное явление

■ Катастрофа ■ Перемены

■ Лень ■ Свобода

■ Шанс начать новую жизнь ■ Стыд

Рисунок 4 - Распределение ответов на вопрос Рисунок 5 -Ассоциации с безработицей

об оценке безработицы

Распределение ответов на вопрос «Основные причины безработицы среди молодёжи» представлены ниже (рис. 6).

Отсутствие развитой системы наставничества ■ 3,30%

Действие государства 36,70%

Отсутствие связей 36,70%

Предубеждения работодателей 40%

Высокие амбиции 36,70%

Нежелание работать 36,70%

Отсутствие опыта 66,70%

Низкая заработная плата 50,00%

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% 80,00%

Рисунок 6 - Распределение ответов на вопрос «Основные причины безработицы среди

молодёжи»

По данным диаграммы видно, что большинство человек, 20 респондентов (66,7%) в качестве основной причины безработицы считают «отсутствие опыта» и «низкую заработную плату» - 15 человек (50%). По 11 респондентов (36,7%) выбрали «нежелание работать» и «действия государства» и 12 респондентов (40%) - «предубеждение работодателей».

Наименее значимыми причинами по мнению респондентов являются «высокие амбиции» и «отсутствие связей» - выбрало 11 человек (36,7%) и 1 респондент (3,3%) основной причиной безработицы считает «отсутствие развитой системы наставничества».

сс) (0(О

81

При ответе на вопрос «Причины отказа в трудоустройстве молодого специалиста» большинство респондентов выбрали ответ «отсутствие практического опыта» - 60% респондентов (18 человек), «отсутствие вакантных мест» - 56,7% (17 человек).

36,7% респондентов (11 человек) считают, что на отказ в трудоустройстве влияет «недостаток образования», 26,7% респондентов (8 человек) - «предубеждение против качества навыков молодого специалиста», 23,3% респондентов (7 человек) - «не импонирующие работодателю личные качества кандидата». 1 человек (3,3%) указал в качестве причины отказа «неблагоприятное семейное положение» (рис. 7).

Неблагоприятное семейное положение

Не импонирующие работодателю личные качества респондента

Предубеждение против качества навыков молодого специалиста

Недостаток образования

3,30%

23,30%

26,70%

36,70%

Отсутствие вакантных мест 56,70%

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% Рисунок 7 - Причины отказа в трудоустройстве молодого специалиста

Таким образом, по результатам двух вопросов можно выделить, что наиболее часто респонденты в качестве основных причин молодежной безработицы выбирали ««отсутствие опыта», «низкую заработную плату» и «отсутствие вакантных мест».

Большинство ответивших на вопрос «Могут ли молодые специалисты оказывать конкуренцию на рынке труда старшему поколению?», а именно 80% (24 человека) считают, что молодые специалисты могут оказывать конкуренцию на рынке труда старшему поколению, и 20% (6 человек) с этим не согласны. Главным преимуществом большинство респондентов, 63,3% (19 человек), выбрали «лучше разбираются в технике, активно пользуются техническими новинками в повседневной жизни». 50% респондентов (15 человек) считают, что преимущество молодых специалистов в том, что они «быстрее и успешнее приспосабливаются к экономическим изменениям». 26,7% респондентов (8 человек) выбрали в качестве преимущества молодых специалистов «более прагматичны и целеустремлены», а 23,3 (7 человек) - имеют образование, соответствующее сегодняшним требованиям экономики (о важности образования говорится и во многих работах ученых [10; 11; 15]). 1 человек (3,3%) указал в качестве преимущества «навыки работы в соц. сетях» (рис. 8).

Навыки работы в социальных сетях

3,30%

Образование

23,30%

Более прагматичны и целеустремленны

26,70%

Быстрее и успешнее приспосабливаются к экономическим изменениям

Лучше разбираются в технике, активно пользуются техническими новинками

50%

63,30%

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% Рисунок 8 - Преимущества молодежи как специалистов

Чтобы сделать вывод и полностью составить социальный портрет безработного молодого специалиста, необходимо проанализировать связь между наличием работы и полом респондента. Для этого воспользуемся таблицей сопряженности (табл. 1).

Таблица 1 - Связь пола и наличия работы

Работаете ли вы сейчас?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Укажите ваш пол да нет итого

женский 1 16 17

мужской 6 7 13

итого 7 23 30

Из таблицы и рисунка 9 видно, что уровень безработных женщин превышает уровень безработных мужчин.

Мужской

Женский

16

Нет Да

7

1

Рисунок 9 - Результаты сопряженности «Связь наличия занятости и пола»

Таким образом, ориентируясь на все теоретические данные и практические выводы по данному исследованию, социальный портрет молодого безработного специалиста выглядит следующим образом: безработный представляется незамужней женщиной в возрасте 25 лет с высшим образованием.

На базе ответов респондентов мы пришли к выводу, что безработица - это негативное явление, основными причинами которого являются отсутствие вакантных мест, низкая заработная плата и отсутствие практического опыта у молодых специалистов. Эта проблема особенно обострилась на фоне цифровизации многих сфер нашей жизни [4; 5; 20] и разрыва многих экономических связей с другими странами [24], а также транспортных проблем [23]. Однако, несмотря на все сложности, молодые специалисты могут оказывать конкуренцию на рынке труда старшему поколению, особенно в таких сферах как «кредиты и финансы», «связи с общественностью» и «новейшие технологии», а наиболее эффективными способами решения проблемы безработицы среди молодых специалистов являются «стабильная зарплата» и «поддержка развития малого и среднего бизнеса». Немаловажное значение при этом имеет и полученное образование [18; 19], причем о важности образования для социальной мобильности говорится во многих публикациях, в том числе и в диахронии [2; 3; 25]. Приоритеты и ценности [7; 14] молодежи формируются под воздействием социальных условий, среди которых одним из важнейших является трудоустроенность.

Таким образом, решение социальных проблем, в том числе устранение безработицы среди молодежи - насущная задача нашего государства [1; 9], чьим приоритетом провозглашена социальная сфера.

Список использованных источников

1. Антонова В.И. Гражданское общество: детерминация социальной природы и функциональной сущности / В.И. Антонова, В.В. Антонова, П.Н. Киричек // 0гарёв-0nline. 2017. № 5(94). С. 6.

2. Голенкова О.В. Педагогические кадры в Брянском уезде Орловской губернии на рубеже XIX - XX веков: социально-социологический анализ / О.В. Голенкова, Т.Е.

сс ) (г) (О

83

Лифанова, С.А. Шилина // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 2 (43). С. 9-

3. Голенкова О.В. Развитие образования в Брянском уезде Орловской губернии в XIX - начале XX веков: историко-социологический аспект / О.В. Голенкова, Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 1 (42). С. 9-14.

4. Ефимочкина Н.Б. Цифровые поля социальных трансформаций мегаполиса / Н.Б. Ефимочкина, А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2021. № 3 (23). С. 35-45.

5. Ефимочкина Н.Б. Эволюция цифровых полей социальных трансформаций мегаполиса/ Н.Б. Ефимочкина, А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2021. № 4 (24). С. 73-85.

6. Журавлева Г.П. Теоретическая экономика. Политэкономия / Г.П. Журавлева, Н.Н. Мильчакова; ред. Г.П. Журавлева. М.: Юнити, 2014. 485 с.

7. Киричек П.Н. Духовная культура в динамике интересов российской молодежи / П.Н. Киричек // Вопросы культурологии. 2017. № 2. С. 70-76.

8. Киричек, П. Н. Социальная политика региональной общности в публичной сфере / П. Н. Киричек, Г. Д. Золина // Культурная жизнь Юга России. 2014. № 3(54). С. 46-50.

9. Киричек, П.Н. Под знаком фигуры умолчания Информационный фактор административной реформы / П. Н. Киричек // Социология власти. 2009. № 4. С. 16-27.

10. Киричек, П.Н. Университет в поле социального заказа / П.Н. Киричек // Социальные и психологические проблемы современного образования : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Иркутск, 29 ноября 2018 года. Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018.

11. Левичева Е.В. Проблемы дистанционного обучения и способы их возможного решения / Е.В. Левичева, И.Н. Никитина // В сборнике: Университет на пути к новому качеству науки и образования. Национальная научно-практическая конференция с международным участием. Брянск, 2020. С. 140-145.

12. Лифанова Т.Е. Технологии социальной работы в специализированных учреждениях социального обслуживания / Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Учебно-методическое пособие для бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» / Брянск, 2020. Том Часть 2. 160 с.

13. Лифанова Т.Е. Технологии социальной работы в специализированных учреждениях социального обслуживания / Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Учебно-методическое пособие для бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» / Брянск, 2019. Том Часть 1. 160 с.

14. Мамедов А.К. Виртуальная личность: социальный эскапизм или новое поле креативности? / А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2019. № 1 (13). С. 68-75.

15. Мамедов А.К. Индивидуализация «нового» образования: вызовы и решения / А.К. Мамедов // В сборнике: Социологическое прочтение настоящего и контуры будущего. Материалы международной научно-практической конференции. 2020. С. 8-11.

16. Мамедов А.К. Личность в информационной матрице: незавершенный проект/ А.К. Мамедов // В сборнике: Трансформация коммуникации в цифровую эпоху. Материалы научной онлайн-конференции с международным участием, посвященной всемирному дню почты. Ред. А.К. Мамедов, И.Н. Чудновская. 2020. С. 76-96.

17. Мамедов А.К. Метаморфозы цифрового общества: трудности роста и риски / А.К. Мамедов, Л.Ю. Писарева // Социология. 2020. № 3. С. 4-17.

18. Мамедов А.К. Методологические основания социального познания / А.К. Мамедов // Социология. 2015. № 4. С. 17-33.

19. Мамедов А.К. Парадигма нового образования в период пандемии: методология и тренды / А.К. Мамедов // В сборнике: Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Брянск,

13.

С. 183-188.

г\р 'directory of

j journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №4(28)

2021. С. 414-421.

20. Мамедов А.К. Социальные последствия виртуализации личности/ А.К. Мамедов // В сборнике: Коммуникативное пространство современного мегаполиса: диалог программ. Материалы научной онлайн-конференции с международным участием. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2019. С. 44-48.

21. Теплов В.П. Словарь по экономической теории. / В.П. Теплов. Новосибирск: РГТЭУ, Новосибирский филиал, 2017. 346 с.

22. Труд и занятость в России... : Стат. сб. / Гос. ком. Рос. Федерации по статистике (Госкомстат России) ; [Ред. кол.: В. В. Далин- пред. и др.]. - Офиц. изд. - Москва : Гос. ком. по статистике, 2021 / редакционная коллегия: К. Э. Лайкам - председатель [и др.]. 2021. 135 с.

23. Gostenina V. Development of an optimization model for commuter train traffic (case study of the Bryansk Region, Russia) / V. Gostenina, S. Melnikov, E. Sycheva, S. Shilina // Transportation Research Procedia : X International Scientific Siberian Transport Forum -TransSiberia 2022, Siberia, 13 мая 2022 года. Siberia: Elsevier, 2022. P. 1034-1041. DOI 10.1016/j.trpro.2022.06.103.

24. Khizbullin F. Hydrocarbon resources as an object of geopolitical confrontation between Russia and the West / F. Khizbullin, G. Akhmedina, A. Rostova, S. Shilina // Central Asia and the Caucasus. 2017. Vol. 18. - No 2. P. 34-41.

25. Lifanova T.E. Socio-ecological Ministry of the Russian Orthodox Church (end of the 19th-beguinning of the 20th centuries) / T. E. Lifanova, E. Yu. Sycheva [et al.] // Revista Genero e Direito. 2020. - Vol. 9. No 4. P. 667-689.

Сведения об авторах

Шилина Светлана Александровна - доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: [email protected]; Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14; Телефон рабочий: +74832580520 (1231)

Кусова Людмила Николаевна - студент направления подготовки 39.03.01 Социология (Социологические исследования), факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: [email protected]; Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14.

UDK 316.4.06

THE STUDY OF UNEMPLOYMENT BY THE METHOD OF A SOCIOLOGICAL SURVEY: SOCIAL PORTRAIT OF AN UNEMPLOYED YOUNG SPECIALIST

Shilina S.A., Kusova L.N.

Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk

The article deals with the problems relevant to modern society - the demand for youth in the labor market. The authors consider issues related to unemployment. The article presents the results of a sociological study conducted by the survey method. The authors concluded that unemployment is a negative phenomenon, the main reasons for which are the lack of vacancies, low wages and lack of practical experience among young professionals. However, despite all the difficulties, young professionals can compete in the labor market for the older generation, especially in such areas as «loans and finance», «public relations» and «the latest technologies», and the most effective ways to solve the problem of unemployment among young professionals are «stable wages» and «development support small and medium-sized businesses».

Keywords: sociological research, survey method, youth, unemployment, labor market.

References

1. Antonova V.I. Civil society: determination of social nature and functional essence / V.I. Antonova, V.V. Antonova, P.N. Kirichek // Ogarev-Online. 2017. No. 5(94). p. 6.

2. Golenkova O.V. Pedagogical personnel in the Bryansk district of the Oryol province at the turn of the XIX - XX centuries: socio-sociological analysis / O.V. Golenkova, T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Kazan Socio-humanitarian Bulletin. 2020. No. 2 (43). pp. 9-13.

3. Golenkova O.V. The development of education in the Bryansk district of the Oryol province in the XIX - early XX centuries: historical and sociological aspect / O.V. Golenkova, T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Kazan Socio-humanitarian Bulletin. 2020. No. 1 (42). pp. 9-14.

4. Efimochkina N.B. Digital fields of social transformations of the megalopolis / N.B. Efimochkina, A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2021. No. 3 (23). pp. 35-45.

5. Efimochkina N.B. Evolution of digital fields of social transformations of the megalopolis/ N.B. Efimochkina, A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2021. No. 4 (24). pp. 73-85.

6. Zhuravleva G.P. Theoretical economics. Political Economy / G.P. Zhuravleva, N.N. Milchakova; edited by G.P. Zhuravleva. M.: Unity, 2014. 485 p.

7. Kirichek P.N. Spiritual culture in the dynamics of the interests of Russian youth / P.N. Kirichek // Questions of cultural studies. 2017. No. 2. pp. 70-76.

8. Kirichek, P. N. Social policy of regional community in the public sphere / P. N. Kirichek, G. D. Zolina // Cultural life of the South of Russia. 2014. No. 3(54). pp. 46-50.

9. Kirichek, P.N. Under the sign of the figure of silence, the information factor of administrative reform / P. N. Kirichek // Sociology of Power. 2009. No. 4. pp. 16-27.

10. Kirichek, P.N. University in the field of social order / P.N. Kirichek // Social and psychological problems of modern education : Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Irkutsk, November 29, 2018. Irkutsk: East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2018. pp. 183-188.

11. Levicheva E.V. Problems of distance learning and ways of their possible solution / E.V. Levicheva, I.N. Nikitina // In the collection: University on the way to a new quality of science and education. National Scientific and Practical conference with international participation. Bryansk, 2020. pp. 140-145.

12. Lifanova T.E. Technologies of social work in specialized social service institutions / T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Educational and methodical manual for bachelor's degree in the direction of training 39.03.02 «Social work» / Bryansk, 2020. Volume Part 2. 160 p.

13. Lifanova T.E. Technologies of social work in specialized social service institutions / T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Educational and methodical manual for bachelor's degree in the direction of training 39.03.02 «Social work» / Bryansk, 2019. Volume Part 1. 160 p.

14. Mammadov A.K. Virtual personality: social escapism or a new field of creativity? / A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2019. No. 1 (13). pp. 68-75.

15. Mammadov A.K. Individualization of «new» education: challenges and solutions / A.K. Mammadov // In the collection: Sociological reading of the present and contours of the future. Materials of the international scientific and practical conference. 2020. pp. 8-11.

16. Mammadov A.K. Personality in the information matrix: an unfinished project/ A.K. Mammadov // In the collection: Transformation of communication in the digital age. Materials of an online scientific conference with international participation dedicated to the World Mail Day. Ed. A.K. Mammadov, I.N. Chudnovskaya. 2020. pp. 76-96.

17. Mammadov A.K. Metamorphoses of digital society: difficulties of growth and risks / A.K. Mammadov, L.Y. Pisareva // Sociology. 2020. No. 3. pp. 4-17.

18. Mammadov A.K. Methodological foundations of social cognition / A.K. Mammadov // Sociology. 2015. No. 4. pp. 17-33.

19. Mammadov A.K. The paradigm of new education during the pandemic: methodology and trends / A.K. Mammadov // In the collection: Discourse of social problems in the socio-cultural, educational, linguistic space during the coronavirus pandemic. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Bryansk, 2021. pp. 414-421.

20. Mammadov A.K. Social consequences of personality virtualization/ A.K. Mammadov // In the collection: Communicative space of a modern megalopolis: a dialogue of programs. Materials of an online scientific conference with international participation. Lomonosov Moscow State

г\р 'directory of

j journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №4(28)

University, 2019. pp. 44-48.

21. Teplov V.P. Dictionary of Economic Theory. / V.P. Teplov. Novosibirsk: RGTEU, Novosibirsk branch, 2017. 346 p.

22. Labor and employment in Russia ... : Stat. sat. / State. com. Ros. Federation of Statistics (Goskomstat of Russia); [Ed. Col.: V. V. Dalin- prev. et al.]. - Official ed. - Moscow : State. com. according to statistics, 2021 / editorial board: K. E. Laikam - chairman [et al.]. 2021. 135 p.

23. Gostenina V. Development of an optimization model for commuter train traffic (case study of the Bryansk Region, Russia) / V. Gostenina, S. Melnikov, E. Sycheva, S. Shilina // Transportation Research Procedure : X International Scientific Siberian Transport Forum -TransSiberia 2022, Siberia, May 13, 2022. Siberia: Elsevier, 2022. P. 1034-1041. DOI 10.1016/j.trpro.2022.06.103.

24. Khizbullin F. Hydrocarbon resources as an object of geopolitical confrontation between Russia and the West / F. Khizbullin, G. Akhmedina, A. Rostova, S. Shilina // Central Asia and the Caucasus. 2017. Vol. 18. - No 2. P. 34-41.

25. Lifanova T.E. Socio-ecological Ministry of the Russian Orthodox Church (end of the 19th-beguinning of the 20th centuries) / T. E. Lifanova, E. Yu. Sycheva [et al.] // Revista Genero e Direito. 2020. - Vol. 9. No 4. P. 667-689.

Author's information

Shilina Svetlana Aleksandrovna - Doctor of Sociology, Professor of the Department of Sociology and Social Work of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: [email protected]; Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036, Russia; Phone work: +74832580520 (1231)

Kusova Lyudmila Nikolaevna - student of the field of study 39.03.01 Sociology (Sociological Research), Faculty of Pedagogy and Psychology of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: [email protected] ; Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.