Научная статья на тему 'ДОСУГ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ДОСУГ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1014
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОСУГ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / СТУДЕНТ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бердникова М. С., Казорина Ж. А.

В статье рассматриваются проблемы молодежи, связанные с проведением досуга. Авторами анализируются понятие досуга, категории и структура досуговой деятельности среди студенческой молодежи. В статье приведены результаты социологического исследования «Социально-культурные предпочтения студенческой молодежи в сфере досуга, проживающей в городе Брянске». Авторами сделаны выводы о том, что в досуговой деятельности студентов преобладает неорганизованное свободное время, что досуговая инфраструктура города используется слабо и досуг носит спонтанный характер, реализуется в основном в виртуальной реальности с тенденцией к потреблению, а не к развитию и созиданию. Студенческая молодежь в основном проводит свободное время с друзьями или дома, причем культурная среда студенческой молодежи используется слабо. У молодых людей отсутствует тенденция к окультуриванию, лишь меньшая часть посещает культурные заведения, что можно объяснить нехваткой времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEISURE AS A SOCIO-CULTURAL PHENOMENON STUDENT YOUTH

The article deals with the problems of youth related to leisure activities. The authors analyze the concept of leisure, categories and structure of leisure activities among students. The article presents the results of a sociological study «Socio-cultural preferences of students in the field of leisure living in the city of Bryansk». The authors conclude that unorganized free time prevails in the leisure activities of students, that the leisure infrastructure of the city is poorly used and leisure is spontaneous, implemented mainly in virtual reality with a tendency to consumption, and not to development and creation. Students mostly spend their free time with friends or at home, and the cultural environment of students is poorly used. There is no tendency for young people to cultivate, only a smaller part visits cultural institutions, which can be explained by lack of time.

Текст научной работы на тему «ДОСУГ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

DIRECTORY OF OPEN ACCESS JOURNALS

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.7

ДОСУГ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Бердникова М.С., Казорина Ж.А. Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского г. Брянск

В статье рассматриваются проблемы молодежи, связанные с проведением досуга. Авторами анализируются понятие досуга, категории и структура досуговой деятельности среди студенческой молодежи. В статье приведены результаты социологического исследования «Социально-культурные предпочтения студенческой молодежи в сфере досуга, проживающей в городе Брянске». Авторами сделаны выводы о том, что в досуговой деятельности студентов преобладает неорганизованное свободное время, что досуговая инфраструктура города используется слабо и досуг носит спонтанный характер, реализуется в основном в виртуальной реальности с тенденцией к потреблению, а не к развитию и созиданию. Студенческая молодежь в основном проводит свободное время с друзьями или дома, причем культурная среда студенческой молодежи используется слабо. У молодых людей отсутствует тенденция к окультуриванию, лишь меньшая часть посещает культурные заведения, что можно объяснить нехваткой времени.

Ключевые слова: досуговая деятельность, досуг, социально-культурное явление, свободное время, студент, молодежь.

10.22281/2542-169 7-2022-01-04-48-55

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в современном обществе процесс социализации зависит не только от институционализированных сфер жизнедеятельности, но от того, с кем и как проводит человек своё свободное от учебы или работы время. Или индивид погружен в виртуальную реальность в связи с распространением информационных технологий [19; 18; 22], или проводит досуг в общении со сверстниками или старшими / младшими товарищами [3]. Социальная политика государства [1; 2; 14] направлена на многие аспекты социума, и в то же время необходимо обращать внимание и на другие сферы, в том числе досуговую.

Досуг чаще всего понимают как период времени, который называют «свободным временем» после или до выполнения важных обязанностей, таких как учеба, работа, домашние дела, еда, сон и т. д. [15].

Молодые люди могут тратить это время на удовлетворение своих потребностей и интересов, самореализацию и развитие, досуг. Однако инфраструктура малого города значительно уступает крупным городам. Информационно-коммуникационные возможности могут частично компенсировать эти ограничения. Но досуговые практики посредством интернет-технологий несут в себе снижение качества жизни людей [8; 9; 20]. Среди этих рисков можно отметить: интернет-зависимость, пассивное потребление информации, косвенный и разрушительный характер социальных коммуникаций и т.д. Молодые люди используют Интернет в основном для проведения времени в социальных сетях, для получения информации и чтения новостей.

В организации студенческого досуга важную роль играют как субъективные, так и объективные факторы. С одной стороны, на досуг студентов влияют ценности и интересы студентов. С другой - технологии и социальные институты играют важную роль в организации досуга студенческой молодежи [16; 17].

Досуг помогает справляться со стрессом и тревогами. Особым свойством досуговой деятельности является то, что оно важно для социализации молодежи и предоставляет им возможность удовлетворить различные потребности и интересы согласно духовным ценностям [13; 25]. Оно также помогает им активизировать творческие способности, для удовлетворения и выражения которых у них не было возможности в других сферах жизни.

Ценность свободного времени определяется содержанием, которое человек

DOAJ

вкладывает в него. Использование свободного времени будет считаться здравым обуславливается несколькими условиями: характер независимого выбора, определяющего наполнение свободного времени, возможные перспективы и качество образования [21; 4; 5]. Таким образом, для общества будет ужасным результат стихийного и безграничного досуга.

В социологии досуговая деятельность представляет собой часть свободного времени. Исаева И.Ю. дает следующее определение свободного времени. «Это потенциальное пространство, свободное от непреложных дел, в котором личность выбирает варианты действий с учетом своих склонностей и уровня культуры» [12, с. 9]. Одновременно с этим свободное время можно рассматривать с двух сторон для учащихся. Во-первых, само учебное время, необходимое для подготовки к учебе. Во-вторых, досуг, при котором считается, что у человека свободное время, но на самом деле ему приходится заниматься подготовкой к учебе.

Досуговая деятельность характеризуется специфическими признаками. Завацкая Л.М. отмечает, что главными свойствами досуга молодых людей, в частности учащихся, считают отдых, наслаждение, веселье, переменчивость жизни и свободу от обязанностей [10, с. 108].

Досуговую деятельность как категорию досуга подробно определяет И.И. Пядушкина. Она описывает данную категорию как своеобразную деятельность человека в процессе самого досуга [23, с. 188].

Согласно И.Ю. Исаевой, досуговая деятельность - это осознанная и целенаправленная активная деятельность студента, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредовано свободного от учебы времени [12, с. 184].

В структуре досуга определяют четыре уровня, различающиеся эмоциональной ролью, состоянием духовной деятельности, а также психологической и культурной ценностью. К первоначальному уровню досуга относится отдых. Он нормализует затраченную в процессе занятий энергию студентов. Отдых бывает активным и пассивным. Первый вид отдыха ориентирован на психические и физические функции организма, не применявшиеся в учебе и труде. Сюда относят общение, разного рода занятия, игровая деятельность и фильмы, театры, литература, музыку. Следующий вид отдых - пассивный. Это уровень спокойствия и отдыха, восстанавливающее энергию и снимающее утомление, и напряжение. В отличие от активного, здесь нужен максимум решительных усилий и энергии.

Развлечения - это следующий уровень досуга. Они помогают расслабиться, абстрагироваться от дел, а также снять психическое напряжение. Здесь наблюдается активная деятельность и снижение эмоциональной нагрузки и утомления.

Познавательная деятельность следует из активного отдыха. Ее основными чертами является регулярность и ориентированность. Это изучение духовных ценностей, расширяющих грань культурного мира молодежи. К третьему уровню досуговой деятельности относится прочтение познавательных книг, визит культурных выставок и музеев.

В познавательной деятельности набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Потребность в творческой деятельности характерна каждому человеку. Творчество одновременно позволяет совершенствоваться духовно и наделяет наивысшим наслаждением, умиротворением [10, с. 111 ].

Интересы и потребности молодых людей постоянно растут и меняются, одновременно структура досуговой деятельности усложняется. Свободное время молодыми людьми распределяется неравномерно, поэтому нужно развивать формы досуга для молодежи и остальных групп людей. Разные категории людей отличаются друг от друга по своим потребностям, уровню культурной и профессиональной подготовки, бюджетам свободного времени и отношению к нему [7, с. 112-117].

Способ проведения досуговой деятельности определяется двумя факторами:

1. Духовное совершенствование самого человека, выражающееся в структуре его

DOAJ

целей и потребностей.

2. Возможности для осуществления интересов.

Современная концепция досуга включает в себя совершенно новые элементы, такие как отдых, хобби, волонтерская деятельность, групповые и индивидуальные занятия творчеством и досугом, приобретение новых навыков, путешествия и посещение интересных мест, различные другие виды деятельности в политических и неправительственных организациях и движениях. Для качественного досуга наиболее важным является «позитивное восприятие индивида в рекреационной и другой деятельности», которую индивиды осуществляют индивидуально или в группах. В досуговой деятельности зачастую отрицательный характер определен ее недисциплинированностью [11, с. 110].

Исходя из всего вышесказанное, можно сделать вывод, что досуг является неотъемлемой и важной частью нашей жизни. Досуговая деятельность повышает качество жизни людей. Она обеспечивает удовлетворение потребностей. Студенческая молодежь формирует, в первую очередь, социальные отношения, получает вспомогательные умения, получает позитивные эмоции.

Нами (М.С. Бердниковой) было проведено исследование на тему «Социально-культурные предпочтения студенческой молодежи в сфере досуга, проживающей в городе Брянске» среди 1-3 курсов факультета педагогики и психологии БГУ имени академика И.Г. Петровского.

Проблемная ситуация. Свободное время - это один из важных средств формирования личности молодого человека. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально-культурной интеграции и личностной самореализации. Однозначно, досуговая деятельность - это значительная часть жизни любого человека, и она может быть разнообразной.

Целью данного исследования является анализ предпочтений студенческой молодежи при выборе досуга и определение его специфики.

Цель исследования достигается решением следующих задач:

1. проанализировать предпочтения современной молодежи в сфере досуга;

2. определить среди студентов основные формы проведения досуга;

3. выявить, является ли досуг студентов культурным.

Объект данного исследования - досуг студенческой молодежи.

Предметом исследования являются предпочтения студенческой молодежи в сфере

досуга.

Гипотезы исследования:

1. Студенты чаще всего ассоциируют понятие «досуг» с понятием «свободного времени».

2. Современная молодежь чаще всего проводит время в интернете во время досуга.

3. Одним из популярных видов проведения досуга для студентов является посещение культурных заведений.

На основе полученных результатов исследования можно понять, решены ли задачи исследования и подтвердить или опровергнуть выдвинутые в нём гипотезы.

В нашем исследовании приняло участие 50 респондентов, их них 26 мужчин (52%) и 24 женщины (48%). Их возраст колеблется от 17 до 25 лет.

Вопрос 1. С чем ассоциируется понятие «досуг».

Двадцать семь респондентов (54%) из пятидесяти считают, что досуг - это свободное время для реализации своих интересов, потребностей, хобби. Ассоциируют досуг с отдыхом 14 человек (28%). Это время, когда они могут набраться сил или просто отдохнуть. Девять опрошенных (18%) считают, что досуг - время для развлечений. Он включает в себя посещение кинотеатров, ночных клубов, квестов. Никто не выбрал ответ «другое».

Вопрос 2. Как проводит досуг студенческая молодежь.

DOAJ

Во время досуга молодежь чаще всего проводит время в интернете, это 20 респондентов (40%). Тринадцать опрошенных (26%) встречаются с друзьями. Восемь респондентов (16%) занимаются самообразованием. Чуть меньшее количество человек (4 респондента, 8%) посещают культурные мероприятия (концерты, выставки и др.). Такое же количество занимаются спортом. Один респондент (2%) выбрал ответ «другое», он комбинирует данные виды деятельности, кроме посещения культурных мероприятий.

Вопрос 3. Хобби у студенческой молодежи.

Большинство опрошенных имеют хобби и только 11 человек (22%) из пятидесяти не имеют увлечений.

Большая часть опрошенных (18%) предпочитает заниматься спортом во время досуга. Четырнадцать человек (14%) увлекаются фотографией и видео. Рисованием занимаются 12 % опрошенных. Четыре респондента (8%) занимаются музыкой, и такое же количество -рукоделием. Пять человек (10%) увлекаются играми. Только 1 опрошенный (2%) читает книги.

Вопрос 4. Частота посещения культурных заведений студенческой молодежью.

Исходя из результатов, можно сделать вывод, что восемнадцать человек (36%) не посещают культурные заведения. Пять человек (10%) довольно часто посещают культурные заведения (раз в месяц и чаще). Двадцать семь человек (54% в общей сумме) проводят досуговое время, посещая культурные заведения реже (несколько раз в год, раз в год).

Вопрос 5. Цель посещения культурных заведений.

Большая часть опрошенных (13 респондентов, 26%) ходят на концерты, выставки, фестивали отдохнуть. Девять человек (18%) видит цель посещения культурных заведений во всестороннем развитии личности. Для восьми респондентов (16%) цель посещения культурных мест - встретиться и пообщаться с друзьями. Не посещают культурные заведения 20 человек (40%). Никто не выбрал ответ «другое».

Обобщая полученные результаты, можно сделать вывод, что понятие «досуг» у большинства студенческой молодежи ассоциируется с понятием «свободного времени», а, значит, наша гипотеза №1 подтвердилась.

Вторая гипотеза, в которой говорится, что современная молодежь чаще всего проводит время в интернете во время досуга, также подтверждается.

Наконец, третья гипотеза заключается в том, что одним из популярных видов проведения досуга для студентов является посещение культурных заведений. Данная гипотеза опровергнута.

Таким образом, можно сделать вывод, что в досуговой деятельности студентов преобладает неорганизованное свободное время. Досуговая инфраструктура города используется слабо [6; 24]. Досуг носит спонтанный характер, реализуется в основном в виртуальной реальности с тенденцией к потреблению, а не к развитию и созиданию. Студенческая молодежь в основном проводит свободное время с друзьями или дома. Культурная среда студенческой молодежи используется слабо.

У молодых людей отсутствует тенденция к окультуриванию, лишь меньшая часть посещает культурные заведения. Это можно объяснить нехваткой времени. Большинство студентов предпочитают отдых в свободное время.

Список использованных источников

1. Антонова В.И. Гражданское общество: детерминация социальной природы и функциональной сущности / В.И. Антонова, В.В. Антонова, П.Н. Киричек // Огарёв-ОпНпе. 2017. № 5(94). С. 6.

2. Бубнова А.Ю. Социологический анализ социальной политики государства в современном обществе / А.Ю. Бубнова, Е.В. Рожкова, С.А. Шилина, М.А. Штельмухова// Научный журнал «Дискурс». 2018. № 4 (18). С. 96-107.

3. Воронов К.А. Проблемы студенческой молодёжи: результаты социологических исследований 2015-2016 годов (на базе лаборатории «Социологии и социальных технологий»

DOAJ

БГУ имени академика И.Г. Петровского) / К.А. Воронов, А.В. Задойко, Т.Е. Лифанова, С.А. Моисеенко, Е.В. Терещенкова, С.А. Шилина // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. 2016. № 1 (8). С. 107-122.

4. Голенкова О.В. Педагогические кадры в Брянском уезде Орловской губернии на рубеже XIX - XX веков: социально-социологический анализ / О.В. Голенкова, Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 2 (43). С. 913.

5. Голенкова О.В. Развитие образования в Брянском уезде Орловской губернии в XIX - начале XX веков: историко-социологический аспект / О.В. Голенкова, Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 1 (42). С. 9-14.

6. Гостенина В.И. Социальный работник в системе социального обслуживания населения : Учебно-методическое пособие по направлению подготовки «Социальная работа» (39.03.02), «Социология управления» (39.04.01.) и для переподготовки кадров социальных работников / В.И. Гостенина, Т.Е. Лифанова, А.К. Мамедов [и др.]. - Брянск : Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2019. - 308 с. - ISBN 9785-9734-0335-5. - EDN KDGZDU.

7. Гриненко О.Д. Теоретико-методологические основы изучения свободного времени молодежи // Проблемы современной науки и образования. 2014. №5 (23).

8. Ефимочкина Н.Б. Цифровые поля социальных трансформаций мегаполиса / Н.Б. Ефимочкина, А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2021. № 3 (23). С. 35-45.

9. Ефимочкина Н.Б. Эволюция цифровых полей социальных трансформаций мегаполиса/ Н.Б. Ефимочкина, А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2021. № 4 (24). С. 73-85.

10. Завацкая Л.М. Технологии профессиональной деятельности социального педагога / Л.М. Завацкая. Киев: Издательский дом «Слово», 2008.

11. Ионова О. В. Современные виды досуга студенческой молодежи / О. В. Ионова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. № 3. С. 106-113.

12. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика / И.Ю. Исаева. Москва: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010.

13. Киричек П.Н. Духовная культура в динамике интересов российской молодежи / П.Н. Киричек // Вопросы культурологии. 2017. № 2. С. 70-76.

14. Киричек П.Н. Социальная политика региональной общности в публичной сфере / П. Н. Киричек, Г. Д. Золина // Культурная жизнь Юга России. 2014. № 3(54). С. 46-50.

15. Лифанова Т.Е. Досуговые методы социальной работы с пожилыми людьми как адаптивная технология // Т.Е. Лифанова, Ж.В. Кривоносова // Коллекция гуманитарных исследований. 2021. № 3 (28). С. 28-35.

16. Лифанова Т.Е. Технологии социальной работы в специализированных учреждениях социального обслуживания / Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Учебно-методическое пособие для бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» / Брянск, 2020. Том Часть 2. 160 с.

17. Лифанова Т.Е. Технологии социальной работы в специализированных учреждениях социального обслуживания / Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Учебно-методическое пособие для бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» / Брянск, 2019. Том Часть 1. 160 с.

18. Мамедов А.К. Виртуальная личность: социальный эскапизм или новое поле креативности? / А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2019. № 1 (13). С. 68-75.

19. Мамедов А.К. Личность в информационной матрице: незавершенный проект/ А.К. Мамедов // В сборнике: Трансформация коммуникации в цифровую эпоху. Материалы научной онлайн-конференции с международным участием, посвященной всемирному дню почты. Ред. А.К. Мамедов, И.Н. Чудновская. 2020. С. 76-96.

20. Мамедов А.К. Метаморфозы цифрового общества: трудности роста и риски / А.К.

Мамедов, Л.Ю. Писарева // Социология. 2020. № 3. С. 4-17.

21. Мамедов А.К. Методологические основания социального познания / А.К. Мамедов // Социология. 2015. № 4. С. 17-33.

22. Мамедов А.К. Социальные последствия виртуализации личности/ А.К. Мамедов // В сборнике: Коммуникативное пространство современного мегаполиса: диалог программ. Материалы научной онлайн-конференции с международным участием. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2019. С. 44-48.

23. Пядушкина И.И. Анимация в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие / И. И. Пядушкина. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011.

24. Gostenina V. Development of an optimization model for commuter train traffic (case study of the Bryansk Region, Russia) / V. Gostenina, S. Melnikov, E. Sycheva, S. Shilina // Transportation Research Procedia : X International Scientific Siberian Transport Forum -TransSiberia 2022, Siberia, 13 мая 2022 года. Siberia: Elsevier, 2022. P. 1034-1041. DOI 10.1016/j.trpro.2022.06.103.

25. Lifanova T.E. Socio-ecological Ministry of the Russian Orthodox Church (end of the 19th-beguinning of the 20th centuries) / T. E. Lifanova, E. Yu. Sycheva [et al.] // Revista Genero e Direito. 2020. - Vol. 9. No 4. P. 667-689.

Сведения об авторах

Бердникова Мария Сергеевна - студент направления подготовки 39.03.01 «Социология», факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: [email protected]; Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14.

Казорина Жанна Александровна - аспирант направления подготовки «Социология», ассистент кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: [email protected]; Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14; Телефон рабочий: +74832580520 (1231)

UDC 316.7

LEISURE AS A SOCIO-CULTURAL PHENOMENON STUDENT YOUTH

Berdnikova M.S., Kazorina Zh.A.

Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article deals with the problems of youth related to leisure activities. The authors analyze the concept of leisure, categories and structure of leisure activities among students. The article presents the results of a sociological study «Socio-cultural preferences of students in the field of leisure living in the city of Bryansk». The authors conclude that unorganized free time prevails in the leisure activities of students, that the leisure infrastructure of the city is poorly used and leisure is spontaneous, implemented mainly in virtual reality with a tendency to consumption, and not to development and creation. Students mostly spend their free time with friends or at home, and the cultural environment of students is poorly used. There is no tendency for young people to cultivate, only a smaller part visits cultural institutions, which can be explained by lack of time.

Keywords: leisure activity, leisure, socio-cultural phenomenon, free time, student, youth.

References

1. Antonova V.I. Civil society: determination of social nature and functional essence / V.I. Antonova, V.V. Antonova, P.N. Kirichek // Ogarev-Online. 2017. No. 5(94). P. 6.

2. Bubnova A.Yu. Sociological analysis of the social policy of the state in modern society / A.Yu. Bubnova, E.V. Rozhkova, S.A. Shilina, M.A. Shtelmukhova// The scientific journal «Discourse». 2018. No. 4 (18). Pp. 96-107.

3. Voronov K.A. Problems of student youth: results of sociological research in 2015-2016

DIRECTORY OF OPEN ACCESS JOURNALS

(based on the laboratory of «Sociology and Social Technologies» of the BSU named after Academician I.G. Petrovsky) / K.A. Voronov, A.V. Zadoiko, T.E. Lifanova, S.A. Moiseenko, E.V. Tereshenkova, S.A. Shilina // Yearbook of the Research Institute of Fundamental and applied research. 2016. No. 1 (8). Pp. 107-122.

4. Golenkova O.V. Pedagogical personnel in the Bryansk district of the Oryol province at the turn of the XIX - XX centuries: socio-sociological analysis / O.V. Golenkova, T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Kazan socio-humanitarian Bulletin. 2020. No. 2 (43).Ppp. 9-13.

5. Golenkova O.V. Development of education in the Bryansk district of the Oryol province in the XIX - early XX centuries: historical and sociological aspect / O.V. Golenkova, T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Kazan Socio-humanitarian Bulletin. 2020. No. 1 (42). Pp. 9-14.

6. Gostenina V.I. Social worker in the system of social services of the population : Educational and methodological manual in the field of training «Social work» (03/39/02), «Sociology of management» (04/39.01.) and for retraining of social workers / V.I. Gostenina, T.E. Lifanova, A.K. Mammadov [et al.]. - Bryansk : Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, 2019. - 308 p. - ISBN 978-5-9734-0335-5. - EDN KDGZDU.

7. Grinenko O.D. Theoretical and methodological foundations of studying the free time of youth // Problems of modern science and education. 2014. №5 (23).

8. Efimochkina N.B. Digital fields of social transformations of megapolis / N.B. Efimochkina, A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2021. No. 3 (23). Pp. 35-45.

9. Efimochkina N.B. Evolution of digital fields of social transformations of the megalopolis/ N.B. Efimochkina, A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2021. No. 4 (24). Pp. 73-85.

10. Zavatskaya L.M. Technologies of professional activity of a social pedagogue / L.M. Zavatskaya. Kiev: Publishing House «Slovo», 2008.

11. Ionova O. V. Modern leisure activities of students / O. V. Ionova // News of higher educational institutions. Volga region. Social sciences. 2015. No. 3. Pp. 106-113.

12. Isaeva I.Y. Leisure pedagogy / I.Y. Isaeva. Moscow: Flinta: NOU VPO «MPSI», 2010.

13. Kirichek P.N. Spiritual culture in the dynamics of interests of Russian youth / P.N. Kirichek // Questions of cultural studies. 2017. No. 2. Pp. 70-76.

14. Kirichek P.N. Social policy of regional community in the public sphere / P. N. Kirichek, G. D. Zolina // Cultural life of the South of Russia. 2014. No. 3(54). Pp. 46-50.

15. Lifanova T.E. Leisure methods of social work with the elderly as an adaptive technology // T.E. Lifanova, Zh.V. Krivonosova // Collection of humanitarian studies. 2021. No. 3 (28). Pp. 2835.

16. Lifanova T.E. Technologies of social work in specialized social service institutions / T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Educational and methodical manual for bachelor's degree in the direction of training 39.03.02 «Social work» / Bryansk, 2020. Volume Part 2. 160 p.

17. Lifanova T.E. Technologies of social work in specialized social service institutions / T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Educational and methodical manual for bachelor's degree in the direction of training 39.03.02 «Social work» / Bryansk, 2019. Volume Part 1. 160 p.

18. Mammadov A.K. Virtual personality: social escapism or a new field of creativity? / A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2019. No. 1 (13). Pp. 68-75.

19. Mammadov A.K. Personality in the information matrix: an unfinished project / A.K. Mammadov // In the collection: Transformation of communication in the digital age. Materials of an online scientific conference with international participation dedicated to the World Mail Day. Ed. A.K. Mammadov, I.N. Chudnovskaya. 2020. Pp. 76-96.

20. Mammadov A.K. Metamorphoses of digital society: difficulties of growth and risks / A.K. Mammadov, L.Y. Pisareva // Sociology. 2020. No. 3. Pp. 4-17.

21. Mammadov A.K. Methodological foundations of social cognition / A.K. Mammadov // Sociology. 2015. No. 4. Pp. 17-33.

22. Mammadov A.K. Social consequences of personality virtualization/ A.K. Mammadov // In the collection: The communicative space of a modern metropolis: a dialogue of programs. Materials of an online scientific conference with international participation. Lomonosov Moscow

State University. 2019. Pp. 44-48.

23. Pyadushkina I.I. Animation in socio-cultural service and tourism: textbook / I. I. Pyadushkina. Irkutsk: Publishing House of Irkut State University, 2011.

24. Gostenina V. Development of an optimization model for commuter train traffic (case study of the Bryansk Region, Russia) / V. Gostenina, S. Melnikov, E. Sycheva, S. Shilina // Transportation Research Procedure : X International Scientific Siberian Transport Forum -TransSiberia 2022, Siberia, May 13, 2022. Siberia: Elsevier, 2022. P. 1034-1041. DOI 10.1016/j.trpro.2022.06.103.

25. Lifanova T.E. Socio-ecological Ministry of the Russian Orthodox Church (end of the 19th-beguinning of the 20th centuries) / T. E. Lifanova, E. Yu. Sycheva [et al.] // Revista Genero e Direito. 2020. - Vol. 9. No 4. P. 667-689.

Author's information

Berdnikova Maria Sergeevna - student of the field of study 39.03.01 Sociology (Sociological Research), Faculty of Pedagogy and Psychology of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: [email protected]; Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036, Russia.

Kazorina Zhanna Aleksandrovna - postgraduate student of the Sociology course, assistant of the Department of Sociology and Social Work of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: [email protected] ; Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036, Russia; Phone work: +74832580520 (1231)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.