Научная статья на тему 'Изобразительные решения отечественного кино. Настроения (премия «Золотой Орел»-2015)'

Изобразительные решения отечественного кино. Настроения (премия «Золотой Орел»-2015) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
399
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ФИЛЬМА «СОЛНЕЧНЫЙ УДАР» / ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ФИЛЬМА «БЕЛЫЕ НОЧИ ПОЧТАЛЬОНА АЛЕКСЕЯ ТРЯПИЦЫНА» / ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ФИЛЬМА «ДА И ДА» / ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ФИЛЬМА «ЗВЕЗДА» / ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ФИЛЬМА «КЛАСС КОРРЕКЦИИ» / VISUAL IMAGES OF THE “SUNSTROKE” FILM / VISUAL IMAGES OF THE FILM “THE WHITE NIGHTS OF POSTMAN ALEXEY TRIAPITSYN” / VISUAL IMAGES OF THE FILM “STAR” / VISUAL IMAGES OF THE FILM “CORRECTION CLASS”

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Елисеева Елена Алексеевна

В статье исследуются визуальные образы фильмов, созданных в 2013-2014 гг. и представленных на соискание премии «Золотой Орел» в 2015 г. Анализируются выразительные приемы, которыми современные мастера российского экрана пользуются для более тонкой и яркой передачи на экране как реальной, так и подсознательной, внутренней жизни человека. Подробно исследуется материал, отражающий непосредственную работу над изобразительным решением фильмов «Солнечный удар» Н. Михалкова, «Класс коррекции» Ивана И. Твердовского, «Да и да» Германики, «Звезда» А. Меликян, «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» А. Кончаловского. Особое внимание уделяется анализу творческих приемов современных российских кинематографистов, применяемых ими для создания визуальных образов кинопроизведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE SOLUTIONS OF DOMESTIC CINEMA. MOODS. (ZOLOTOY OREL AWARD – 2015)

The article highlights visual images of films produced in 2013-2014 and nominated for the Zolotoy Orel (Golden Eagle) Film Award in 2015. The article analyzes expressive methods used by contemporary masters of Russian cinema for achieving the most subtle and bright transmission on the screen of both real and subconscious inner life of people. The author presents detailed studies of the materials reflecting the work on image solutions in the films “Sunstroke” (Solnechny Udar) directed by N. Mikhalkov, “Correction Class” (Klass Korrektsii) by Ivan Tverdovsky, “Yes and Yes” (Da i Da) by Germanika, “Star” (Zvezda) by A. Melikyan, “The White Nights of Postman Alexey Triapitsyn” (Belie nochi pochtalyona Alexeya Triapitsina). Special attention is given to the analysis of creative methods used by Russian contemporary cinematographers for creating visual images of cinema works.

Текст научной работы на тему «Изобразительные решения отечественного кино. Настроения (премия «Золотой Орел»-2015)»

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №1, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #1, 2015

УДК 77

ЕЛИСЕЕВА Елена Алексеевна, кандидат искусствоведения, доцент

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО. НАСТРОЕНИЯ (ПРЕМИЯ «ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ»-2015)

В статье исследуются визуальные образы фильмов, созданных в 2013-2014 гг. и представленных на соискание премии «Золотой Орел» в 2015 г. Анализируются выразительные приемы, которыми современные мастера российского экрана пользуются для более тонкой и яркой передачи на экране как реальной, так и подсознательной, внутренней жизни человека. Подробно исследуется материал, отражающий непосредственную работу над изобразительным решением фильмов «Солнечный удар» Н. Михалкова, «Класс коррекции» Ивана И. Твердовского, «Да и да» Герма-ники, «Звезда» А. Меликян, «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» А. Кончаловского. Особое внимание уделяется анализу творческих приемов современных российских кинематографистов, применяемых ими для создания визуальных образов кинопроизведений.

Ключевые слова: визуальные образы фильма «Солнечный удар», визуальные образы фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», визуальные образы фильма «Да и да», визуальные образы фильма «Звезда», визуальные образы фильма «Класс коррекции».

doi: 10.17748/2075-9908.2015.7.1.037-04

ELISEEVA Elena Alekseyevna, Candidate in Arts, Associate Professor

IMAGE SOLUTIONS OF DOMESTIC CINEMA. MOODS. (ZOLOTOY OREL AWARD - 2015).

The article highlights visual images of films produced in 2013-2014 and nominated for the Zolotoy Orel (Golden Eagle) Film Award in 2015. The article analyzes expressive methods used by contemporary masters of Russian cinema for achieving the most subtle and bright transmission on the screen of both real and subconscious inner life of people. The author presents detailed studies of the materials reflecting the work on image solutions in the films “Sunstroke” (Solnechny Udar) directed by N. Mikhalkov, “Correction Class” (Klass Korrektsii) by Ivan Tverdovsky, “Yes and Yes” (Da i Da) by Germanika, “Star” (Zvezda) by A. Melikyan, “The White Nights of Postman Alexey Triapitsyn” (Belie nochi pochtalyona Alexeya Triapitsina). Special attention is given to the analysis of creative methods used by Russian contemporary cinematographers for creating visual images of cinema works.

Keywords: visual images of the “Sunstroke” film, visual images of the film “The White Nights of Postman Alexey Triapitsyn”, visual images of the film “Star”, visual images of the film “Correction Class”.

За прошедшие 2013 и 2014 гг. отечественные кинематографисты сняли, как и ожидалось, новые фильмы. Разные авторы, различная тематика, жанры: «Да и да» Германики, «Класс коррекции» Ивана И. Твердовского, «До свидания, мама» С. Проскуриной, «Дурак» Ю. Быкова, «Испытание» А. Котта, «Восьмерка» А. Учителя. Режиссеры разных возрастов и творческих пристрастий удивительным образом объединились в странный хор, исполняющий исключительно минорные мелодии. Ощущение человеческой разобщенности, непреодолимого одиночества и эгоизма, разлившегося в воздухе отчаяния объединили, по моему ощущению, большинство киноработ.

Картина «До свидания, мама» [1] явилась эхом «Измены» [2] К. Серебренникова. Причем не только по сюжету (жена уходит к любовнику, оставляя мужа с маленьким сыном), но и изобразительно. Цветовая гамма фильма, изобразительная стилистика ряда объектов (особенно загородного особняка супругов) очевидно напоминают изобразительный ряд картины К. Серебренникова. При этом в именах героев читается намек на роман Л.Н. Толстого (муж Алексей, жена Анна; у любовников родилась девочка). К сожалению, ничем, кроме сходства имен и ситуации, драматургию романа и сценарий объединить невозможно. Рассуждая о роли сценария в создании фильма, можно посетовать на некоторое поверхностное отношение кинематографистов к классике: делается очевидный намек на параллель с произведением классики, но ничто, кроме внешних деталей, фильм с классикой не объединяет, а о глубине психологического исследования человеческой души речь вообще не идет.

«Класс коррекции» [3] Ивана И. Твердовского обращает внимание на жизнь подростков, чье здоровье вынуждает их учиться не в обычном классе, а в коррекционном.

Провинциальный городок. Обычная школа. Самые обыкновенные люди: горожане, учителя. И небольшая группа детей и их родителей, волею судьбы оказавшихся в ситуации борьбы с врожденным недугом. Борьбы сугубо личной, замкнутой, увы, в рамки только семьи. По складывающемуся впечатлению, как правило, неполной: мать и больной ребенок. У окружающих -свои заботы, у учителей - отчетность и свои проблемы. Поэтому подростки после уроков предоставлены сами себе. Близость железнодорожных путей дает возможность своеобразного досуга: на пустыре у железной дороги можно устроить место проведения досуга, деньги на который можно насобирать попрошайничеством, используя свой недуг и инвалидную коляску. А сам

- 37 -

Гуманитарные науки

Humanitarian Sciences

досуг - это испытание себя «на прочность»: лечь на шпалы между рельсами и пережить громыхающий над тобой поезд.

Но дети бывают разные. И больные дети в этом не исключение. Они подвержены всем человеческим страстям. И, увы, любовь, ревность, предательство, эгоизм, подлость в их жизни никак не смягчаются страданиями, которые выпали на их долю.

Но авторы находят в человеческой жестокости положительный момент. Девочка, передвигающаяся в инвалидном кресле, от пережитых стрессов обретает возможность самостоятельно ходить. Предательство окружающих удивительным образом даст ей возможность сказать обессилевшей в борьбе матери: «Хватит, мама! Вставай!» И пойти вперед. И в этом выражается, безусловно, определенный оптимистический взгляд авторов. Героиня, пройдя через незаслуженное унижение, изнасилование, равнодушие, становится человеком, который может жить самостоятельно.

Звучат слова песни: «Боль...мы к ней найдем пароль...». Я не уверена, что пароль авторами фильма найден однозначный, но вывод о том, что жизнь должна продолжаться достойно, ими сделан.

Главной причиной «неоднозначности» вывода, на мой взгляд, стала однозначность изобразительного ряда фильма. Характеристики, которые используют режиссер и оператор (они же - художники фильма), давно привычны. Это безликий небольшой городок: типовой дом, невыразительная квартира; типовая школа, невыразительный класс с давно засохшим цветком на окне (символом отношения к детям, сидящим в этом классе).

Деталь: доска с некрологом погибшего одноклассника используется подростками в качестве подноса в столовой. Но больше сказать об изобразительной драматургии фильма нечего. Ее-то авторы и не выстроили, ограничившись визуальными решениями, ставшими изобразительными «штампами». Они и не дают возможности расшить идею картины, вывести финал на более широкое эмоциональное обобщение.

Картина «Велкам Хом» [4] рассказывает о жизни армянских эмигрантов в Америке, старательно используя приемы американского кино 15-летней давности. История о том, что жизнь эмигрантов большей частью непроста, ненова. К сожалению, выбранная авторами изобразительная стилистика не делает экранное повествование свежим и актуальным.

Ю. Быков в новом фильме «Дурак» [5] продолжает развивать свой взгляд на современную отечественную действительность: когда люди живут преимущественно в общежитиях, в домах гостиничного типа. Скудная обстановка их жилья говорит о вопиющей бедности. Бедность материальная, по мнению авторов, однозначно отражает и духовную ограниченность. Однажды возникший духовный порыв непременно закончится глухим и жестоким непониманием, гибелью героя. Опять-таки нищета, грязь в решении интерьеров, темное световое решение игровой среды, включающее и натурные объекты (действие в которых из них всегда происходит в некое сумрачное время года), не дают возможности сделать глоток чистого воздуха, не дают никакой надежды в этой жизни.

Удивительно, но фильмы, даже снятые совершенно в иной стилистике, как «Испытание» А. Котта [6] и “Weekend” («Уик-энд») С. Говорухина [7], не избежали настроения тоски и отчаяния. В картине «Испытание» мы наблюдаем попытку снять кино, возвращающее зрителей в эпоху исключительной изобразительности - немое кино, в данном случае - фильм без слов, только с включением музыкального сопровождения; поиски острых ракурсов съемки, выразительных фактур («рогожка» занавески, снятая на просвет; волосы девушки на фоне заходящего солнца; альбом с картинками из листьев); цветовое решение степи с желто-зелеными полосами травы; яркие образы ядерной трагедии: волна взрыва накрывает и поглощает молодых людей; вырывает мертвого из могилы, а солнце, увидевшее это, всходит и тут же заходит (прячется от ужаса).

Авторам удается добиться определенного эмоционального состояния, вызванного, прежде всего, пониманием трагедии вторжения цивилизации в патриархальную жизнь казахов. В этом, собственно, и заключается все содержание фильма.

“Weekend” («Уик-энд»), задуманный как черно-белый фильм-триллер, выдерживает стиль тональных соотношений черно-белого кино с примесью хай-тека: полосатые зонты, жалюзи на окнах, стеклянные окна, двери, прозрачные потолки, белые шторы; тросы, механизмы, блеск и отражения в металлических поверхностях. Надо сказать, что из всей череды, в сущности, одинаково-тоскливо-пессимистичных лент определенно выделяется картина «Да и да» Германики [8]. Нет не тем, что она несет другое настроение, полна бодрости и оптимизма. Новый фильм Валерии Гай Германики - о желании любви.

Молоденькая учительница общается в интернете с художником, едет к нему. Дома отец с братом ругают за то, что она курит дома. А там, в гостях, куда ее пригласил новый знакомый, гуляют художники: застолье с выпивкой, дешевой закуской, странными гостями. Да и вход туда,

- 38 -

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №1, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #1, 2015

в эту квартиру - по пожарной лестнице через окно. Кстати, из этого окна его и выкинут на улицу, когда застолье будет в разгаре. Дальнейшее общение с молодым художником обернется чередой пьянок до почечных колик, распущенности с потерей всяких границ приличия. Но странные птицы, взлетающие с веток обычных деревьев; облака, превращающиеся в веселый глаз; рисунки, рождающиеся в голове, - не проходят бесследно в жизни девушки, которая работает в школе. В минуту сильнейшего переживания за жизнь друга она сама начинает писать картины.

В финале девушка возвратится домой. И рисунок художника, который она станет разглядывать через лупу, заполыхает. Закончившаяся любовь обернется вспыхнувшей страстью к творчеству.

Германика применяет компьютерную графику, раскрашивая весь фильм, как смену света на дискотеке (розовый-желтый-зеленый). То ли помутнение рассудка, то ли смена сознания...

Фильм «9 дней и одно утро» В. Сторожевой [9] рассказал историю возвращения в родной город бывшей воспитанницы детского дома, удочеренной во Францию. Молодая женщина -французская модель - оказывается на родине случайно, выполняя часть благотворительной программы (по сути, рекламы новой косметики). И неожиданно узнает, что на родине у нее есть сестра Люба. Изящная француженка-модель и неуклюжая, прихрамывающая простая девушка, работающая банщицей.

Виды прекрасного русского города (фильм снимался в Ростове Великом), закаты, «тупая сентиментальная чушь», как это называет нынешняя француженка, обрастают для нее конкретными бытовыми событиями, отношениями, проблемами, обязательствами. Разумеется, они ее тяготят. А российское окружение, как водится, будет надеяться на ее заграничное всемогущество, благодаря которому в одночасье можно быстро решить все накопившиеся проблемы: от лечения больной ноги Любы до латания дыр городского бюджета. Для «обработки» француженки в ход идет все: от укоров совести до откровенной лести и даже обвинений. И все это привычно-несимпатично, так как русский Емеля продолжает жить ожиданием мгновенных перемен благодаря взмаху волшебной палочки.

Француженка в означенный срок уедет, а все русские останутся жить дальше, переживая ежедневные проблемы: воспитывая своих и чужих детей, приводя в порядок лопнувшие трубы канализации. И чудесным царством, в котором они уже живут, будет прекрасный старинный город с памятниками изумительной архитектуры. Чуда не случилось. Но мы будем жить.

Фильм «Звезда» А. Меликян [10] привлекает внимание своеобразным взглядом современника на окружающую повседневность. С одной стороны, в картине показаны уже знакомые стороны нашей жизни: молодая женщина мечтает выйти замуж за олигарха, а молоденькая девушка стремится стать актрисой. Надо отдать должное юной девочке - она особа целеустремленная. На стене ее съемной квартиры висит список необходимых действий, приближающих ее к исполнению задуманного.

Всего семь позиций:

ВОЛОСЫ

ТАТУ

БРИЛЛИАНТ

УШИ

ГРУДЬ

ГУБЫ

НОГИ

И она без колебаний следует намеченным маршрутом. Не вникая, где на самом деле приятель достает деньги («в общем-то воровать нехорошо»), но деньги берет: необходимо двигаться к цели.

Есть еще очень важная характеристика: девчонка постоянно вкалывает. Ищет работу, проходит диковатые пробы для того, чтобы стать актрисой- «русалкой» в бассейне ночного клуба; приносит продукты в дом странного коллекционера-затворника (он собирает предметы, связанные с человеческим представлением о смерти).

Тема смерти сквозной нитью проходит через весь фильм. Одна из героинь узнает о смертельном диагнозе и начинает прощаться с жизнью. Но тут выясняется, что прожить оставшиеся пару месяцев тоже как-то нужно, а жилья нет, денег нет. И что делать - непонятно. Вот тут-то она и сталкивается с будущей звездой. У больной женщины нет будущего, а юная девушка обуреваема желаниями: «Хочу открыться миру!» «Хочу жить!», «Хочу кольцо “TIFFANI”!», «Хочу духи “DIOR”!», «Хочу оставить след!». И все эти страсти разворачиваются на фоне новой, создающейся сегодня Москвы: новые районы, стройки, промзоны, новые дома, растущие бе-

- 39 -

Гуманитарные науки

Humanitarian Sciences

тонные перекрытия, ограждения. Все вокруг строится, создается, растет. Вокруг людей. Но сам человек, увы, смертен.

В финале картины развитие сюжета приводит зрителей к неожиданному повороту событий. Случайная подмена анализов привела к ошибке. Больна не Рита. Неизлечимо больна Маша. Врач объявляет приговор: «Два случая в России». И в ответ слышит: «Я знаю. Второй - это моя мама».

И тогда все вышеизложенное обретает противоположный смысл. Нагловатая, отвязная, тотально эгоистичная девчонка оказывается настоящим борцом. До последнего она цепляется за эту неуютную и тяжелую жизнь. Ее желание: ОСТАВИТЬ СЛЕД. СТАТЬ ЗВЕЗДОЙ.

И тогда ее ответ влюбленному в нее юноше «Замуж не пойду, а деньги возьму» опять-таки обернется другой стороной. Замуж идти некогда (жизни осталось совсем мало).

В фильме нет смертной агонии, похорон и слез отчаяния.

Есть арт-хаусная выставка с собравшимся на нее бомондом, демонстрирующая отпечатки тел, одно из которых уже мертво.

И есть юноша, влюбленными глазами продолжающий смотреть на секундные кадры, в которых успела сняться Звезда. Звезда, которая показала, КАК НАДО БОРОТЬСЯ за эту жизнь.

В этом контексте фильм «Солнечный удар» Н. Михалкова[11] также уводит зрителей из общей тенденции к полнейшей безнадежности. Соединение в одном сценарии двух разных литературных произведений: рассказа «Солнечный удар» и дневниковых записей «Окаянные дни» И. Бунина, - на мой взгляд, было очень рискованным, и это привело к нестройности драматургической основы картины. Результатом стала неточно выраженная мысль автора, о чем же, собственно, он рассказывает: о гибели дворянства, ставшей трагедией для России, или о случившемся «солнечном ударе» в жизни одного из офицеров.

Но мне хотелось бы подчеркнуть, что фильм Н. Михалкова полон чувств, настроения. Противостояние дворянского сословия и новой большевистской власти показано с чувством нестерпимой боли от происходящего. И в этом контексте история краткой, внезапной любви к Незнакомке обретает совершено иное значение. В этой, оказавшейся такой краткой, жизни, миг яркой любви и обрушившейся страсти, которую посчастливилось пережить молодому человеку, приобретает статус бесценного счастья, ради которого стоило жить.

Следует отметить, что изобразительный ряд фильма Н. Михалкова выстроен в элегантном соответствии историческому взгляду на эпоху. Авторы фильма старательно следуют линии правдоподобия материального мира, костюмов изображаемой эпохи. Но это не ограничивает творческую фантазию. Авторы создают образ легкой, почти воздушной, юной женщины, с которой молодой офицер знакомится на корабле. Она так же легка, как и ее голубой шарф, который носит игривый ветер. Авторы активно используют компьютерную графику для создания настроения странного, почти нереального ощущения настигшего героев «солнечного удара» в виде порхающего, ускользающего и наконец-то пойманного «газового» шарфика.

Надо признать, что мыслью о значимости дара жизни, дара творчества пронизаны и фильмы «Шагал-Малевич» А. Митты[12] и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» А. Кончаловского [13].

А. Митта в фильме «Шагал-Малевич» сделал попытку превратить образы картин Марка Шагала в материальный мир фильма. Более того, режиссер попытался показать, что образы Шагала пришли в его творчество из того мира, в котором художник жил в реальности. Знаменитые образы пожара, бегущих людей, парящих в небе горожан авторы подкрепляют цветами, в которые окрашены дома, ставни, заборы, одежда персонажей фильма

(красные штаны комиссара, ярко-синее платье Бэлы, желтая вельветовая куртка Шагала; зеленая рубашка Марка, красная шаль Бэлы), созданные художниками. Активно используется и компьютерная графика, благодаря которой содержание кадра делится на холодные (синие) и теплые (красные) тона. Это, безусловно, формирует эстетическую сторону изобразительного ряда фильма (красная дорога, синие дома, желтая трава, разноцветные фигуры). На наших глазах дом из обычного, коричневого, становится синим.

Хотя необходимо признать, что прием, повторяющийся на протяжении всего фильма, становится назойливо-однообразным.

Особенно удачно изобразительное решение финала картины: ворвавшиеся в мастерскую Шагала вооруженные люди видят удивительную сцену. На их глазах основные обитатели мира Шагала - он сам, его жена Бэла с ребенком, его мольберт и картины - поднимаются вверх и уплывают в небо. Весь мир заполняется искусством...

К сожалению, эстетические и изобразительные решения не компенсируют недоработок драматургии. Линия заявленных в названии картины отношений Шагала с Малевичем остается невыстроенной и мало разработанной.

- 40 -

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №1, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #1, 2015

Следует отметить, что отечественные кинематографисты продолжают серьезно осваивать компьютерные технологии. Фильм «Вий» О. Степченко [14] предлагает современную версию произведения Н.В. Гоголя, жанр которой заявлен как «фэнтэзи», отличающуюся увлекательными художественными образами, передающими мифологический мир. К тому же фильм создан в довольно новом для отечественного кино формате 3D.

А. Кончаловский в фильме «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» возвращает зрителей в реальную жизнь нашего современника. Режиссер развивает свой прием работы с реальными людьми, которые мы видели в его фильмах «История Аси Клячиной, которая любила одного, да не вышла замуж, потому что гордая была» («Асино счастье») [15], «Курочка Ряба» [16], делая их частью постановочной истории о жизни современников.

Местом действия выбраны живописнейшие места Кинозерья: река, леса, фактуры дерева, заросшие мхом и лишайником. Потрясающие по красоте пейзажи удаленных мест необъятной России. Следует упомянуть, что картина «Ася Клячина» снималась в селе Безводное Горьковской области. И в большинстве ролей там также заняты реальные жители села. Не случайно критики определяли жанр этого фильма как «документальную мелодраму».

Алексей Тряпицын - почтальон, сотрудник «Почты России», благодаря катеру которого люди получают письма, пенсии, хлеб, лекарства. Их будничная жизнь, житейские проблемы и заботы (кто-то заготавливает дрова; кто-то собирается продавать дом) перемежаются юмористическими эпизодами; философские разговоры о душевной тоске перебиваются вопросом: «Картошку-то начал копать?»... Но эти же, свои, соседи-приятели, украли у почтальона мотор. А без мотора - какая работа?!

Вот и соберет свои вещи и уедет Алексей Тряпицын к сестре в город на автобусе с надписью “RUSSIA”. Но нет в городской квартире своего половика и своих тапочек (забыл дома). Такие тапочки можно купить на любом рынке, но дело, конечно, не в тапочках.

Наш герой возвращается домой. В привычные стены, крашенные веселой зеленой или голубой краской, к дорогам, по которым гроб приходится везти на прицепе трактора, к водной глади с изумрудными зарослями, где можно дразнить Кикимору. Туда, где ХОЧЕТСЯ ЖИТЬ.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1. Сценарист - В. Сигарев, режиссер - С. Проскурина, оператор - Р. Котов, художник - Е.-М. Грамаковски, студия «СЛОН», киноконцерн «Мосфильм», Россия, 2014 г.

2. Сценаристы - Н. Назарова. К. Серебренников, режиссер- К. Серебренников, оператор - О. Лукичев, художник -И. Гражданкина, студия «СЛОН», киностудия «СОЛЬ», Россия, 2012 г.

3. Сценаристы - Д. Ланчихин, Иван И. Твердовский, режиссер - Иван И. Твердовский, оператор - Ф. Стручев, художники - Иван И. Твердовский, Ф. Стручев, Р. Гонибов, кинокомпания «Новые люди», Россия, 2014 г.

4. Сценарист - А. Никонова при участии О. Дыховичной, режиссер - А. Никонова, оператор - Д. Милер, художник -Т. Долматовская, Baraban Films, Россия, 2013 г.

5. Сценарист и режиссер - Ю. Быков, оператор - К. Клепалов, ТПО «РОК», «Новые проекты», Россия, 2014 г.

6. Сценарист и режиссер - А. Котт, оператор - Л. Капанадзе, художник -Э. Галкин, Продюсерская фирма И. Толстунова «ПРОФИТ», Россия, Казахстан, 2014 г.

7. Сценарист - С. Говорухин при участии К. Степанычевой (по идее Н. Калефа); режиссер - С. Говорухин, оператор - Ю. Клименко, художник - В. Гидулянов, киноконцерн «Мосфильм», киностудия «ВЕРТИКАЛЬ», Россия, 2013 г.

8. Сценарист - А. Родионов, режиссер - Германика, оператор- С. Каптур, художники - Пахом, В. Ярин, ART PICTURES, «ВВП Альянс», Россия, 2013 г.

9. Сценарист - А. Козлова (сценарная идея В. Сторожевой), режиссер - В. Сторожева, оператор - М. Искандаров, художник - С. Филенко, кинокомпания «СВ-АУРУМ», Россия, 2014 г.

10. Сценаристы - А. Меликян, А. Мигачев при участии В. Бугаевой; режиссер - А. Меликян, оператор - А. Хамид-ходжаев, художник - У. Рябова, кинокомпания «МАГНУМ», Марс Медиа Энтертейнмент, Россия, 2014 г.

11. Сценаристы - В. Моисеенко, Н. Михалков, А. Адабашьян; режиссер - Н. Михалков, оператор - В. Опельянц, художник - В. Гидулянов, Студия Три Тэ, Россия, 2014 г.

12. Сценарист и режиссер - А. Митта, оператор - С. Мачильский, художник - Э. Галкин, кинокомпания «ШиМ Фильм», Россия, 2013 г.

13. Сценаристы - А. Кончаловский, Е. Киселева, режиссер - А. Кончаловский, оператор - А. Симонов, кинокомпания Андрея Кончаловского, Россия, 2014 г.

14. Сценаристы - А. Карпов, О. Степченко, режиссер - О. Степченко, операторы - В. Смутный, Я. Пилунский, художники - А. Мирзоян, С. Козак, RFG, Маринс Групп Интертейнмент (MGE), телеканал «Интер» (Украина), киностудия «Муравей Продакшн», ANKOR-film, UPI Russia, 2013 г.

15. Сценарист - Ю. Клепиков, режиссер - А. Кончаловский, оператор- Г. Рерберг, художник - М. Ромадин, киностудия «Мосфильм», СССР, 1967 г.

16. Сценаристы - А. Кончаловский, В. Мережко, режиссер - А. Кончаловский, оператор - Е. Гуслинский, художники - Л. Платов, А. Платов, киностудия «Мосфильм», СССР, 1994 г.

- 41 -

Гуманитарные науки

Humanitarian Sciences

FILMOGRAFIYA

1. Stsenarist: Sigarev V., rezhisser: Proskurina S, operator: Kotov R, khudozhnik: Gramakovski Ye.-M, studiya «SLON», kinokontsern «Mosfilm», Rossiya, 2014 g.

2. Stsenaristy: Nazarova N. Serebrennikov K., rezhisser: Serebrennikov K, operator: Lukichev O, khudozhni: Grazhdankina I, Studiya «SLON», kinostudiya «SOL», Rossiya, 2012 g.

3. Stsenaristy: Lanchikhin D, Tverdovsky Ivan I., rezhisser: Tverdovsky Ivan I, operator: Struchev F., khudozhniki:. Tverdovsky Ivan I, Struchev F, Gonibov R., kinokompaniya «Novye lyudi», Rossiya, 2014 g.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Stsenarist: Nikonova A. pri uchastii Dykhovichnoy O, rezhisser: Nikonova A, operator: Miler D, khudozhnik: Dolmatovskaya T, Baraban Films, Rossiya, 2013 g.

5. Stsenarist i rezhisser: Bykov Yu., operator: Klepalov K, TPO «ROK», «Novye proyekty», Rossiya, 2014 g.

6. Stsenarist i rezhisser: Kott A., operator: Kapanadze L, khudozhnik: Galkin E, Prodyuserskaya firma: Tolstunova I. «PROFIT», Rossiya, Kazakhstan, 2014 g.

7. Stsenarist: Govorukhin S. pri uchastii Stepanychevoy K. (po ideye Kalefa N); rezhisser: Govorukhin S, operator: Klimenko Yu, khudozhnik: Gidulyanov V, kinokontsern «Mosfilm», kinostudiya «VERTIKAL», Rossiya, 2013 g.

8. Stsenarist: Rodionov A, rezhisser: Germanika, operator: Kaptur S, khudozhniki: Pakhom, Yarin V, ART PICTURES, «VVPAlyans», Rossiya, 2013 g.

9. Stsenarist: Kozlova A. (stsenarnaya ideya Storozhevoy V.), rezhisser: Storozheva V., operator: Iskandarov M, khudozhnik:. Filenko S, kinokompaniya «SV-AURUM», Rossiya, 2014 g.

10. Stsenaristy: Melikyan A., Migachev A, pri uchastii Bugayevoy V; rezhisser: Melikyan A., operator: Khamidkhodzhayev A, khudozhnik: Ryabova U, kinokompaniya «MAGNUM», Mars Media Enterteynment, Rossiya, 2014 g.

11. Stsenaristy: Moiseyenko V, Mikhalkov N, Adabashyan A; rezhisser: Mikhalkov N, operator: Opelyants V, khudozhnik: Gidulyanov V, Studiya Tri Te, Rossiya, 2014 g.

12. Stsenarist i rezhisser: Mitta A., operator: Machilsky S, khudozhnik:Galkin E, kinokompaniya «ShiM Film», Rossiya, 2013 g.

13. Stsenaristy: Konchalovsky A., Kiseleva Ye, rezhisser: Konchalovsky A, operator: Simonov A, kinokompaniya Andreya Konchalovskogo, Rossiya, 2014 g.

14. Stsenaristy: Karpov A, Stepchenko O, rezhisser: Stepchenko O, operatory: Smutny V, Pilunsky Ya, khudozhniki: Mirzoyan A, Kozak S, RFG, Marins Grupp Interteynment (MGE), telekanal «Inter» (Ukraina), kinostudiya «Muravey Prodakshn», ANKOR-film, UPI Russia, 2013 g.

15. Stsenarist: Klepikov Yu, rezhisser: Konchalovsky A., operator: Rerberg G, khudozhnik: Romadin M, kinostudiya «Mosfilm», SSSR, 1967 g.

16. Stsenaristy: Konchalovsky A, Merezhko V, rezhisser: Konchalovsky A, operator: Guslinsky Ye , khudozhniki: Platov L, Platov A, kinostudiya «Mosfilm», SSSR, 1994 g.

Информация об авторе Information about the author

Елисеева Елена Алексеевна, кандидат искус- Eliseeva Elena Alekseyevna, Candidate in Arts, ствоведения, доцент кафедры мастерства ху- Associate Professor, Chair for Mastership of дожника кино и телевидения Всероссийского Cinema and TV Artists, Russian State University Государственного Университета Кинемато- of Cinematography named after Sergei

графии им. С.А.Герасимова (ВГИК), Gerasimov (VGIK),

Москва, Россия Moscow city, Russian Federation

ehelen60@mail.ru ehelen60@mail.ru

Получена: 11.01.2015 Received: 11.01.2015

- 42 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.