Научная статья на тему 'Развитие языка «Натурного» направления в отечественном кино начала ХХ1 века'

Развитие языка «Натурного» направления в отечественном кино начала ХХ1 века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
217
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"НАТУРНОЕ" НАПРАВЛЕНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ / ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ В КИНЕМАТОГРАФЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ФИЛЬМА / "NATURAL" DIRECTION IN THE DOMESTIC FILM / VISUAL IMAGES IN FILM / VISUAL SOLUTION TO THE FILM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Елисеева Елена Алексеевна

Статья посвящена анализу визуальных образов, изобразительных решений предметно-пространственной среды фильмов, вышедших на экраны в последние годы; исследованию тенденций развития «натурного» направления в языке отечественного кино начала XXI века. В статье подробно анализируется изобразительное решение фильмов «Волчок» (режиссер В. Сигарев), «Бубен, барабан» (режиссер А. Мизгирев), «Нирвана» (режиссер И. Волошин). Автор рассматривает и выделяет новые тенденции в подходах отечественных кинематографистов к решению предметно-пространственной среды фильмов, созданных за последние годы в нашей стране. Материал, изложенный в статье, представляет интерес для кинематографистов-практиков, для научно-теоретического изучения, для людей, обучающихся кинематографическим профессиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE DEVELOPMENT "NATURAL" DIRECTION IN RUSSIAN CINEMA XXI CENTURY

This article analyzes the visual images, graphic solutions of the object space environment in the films, released in recent years; research development trends "in-kind" in the language areas of the national cinema of the early 21-th century. The paper analyzes in detail the graphic solution films "Peg-top" (directed V. Sigarev), "Tambourine, Drum" (directed A. Mizgirev), "Nirvana" (directed I. Voloshin). The author examines and identifies new trends in approaches to solving local filmmakers object space environment films made in recent years in our country. The material presented in this article is new, not yet explored, and is of interest for film practitioners for scientific and theoretical study, for people studying cinematic professions.

Текст научной работы на тему «Развитие языка «Натурного» направления в отечественном кино начала ХХ1 века»

^ Искусствознание

Примечания

1. Валькова В. Б. Музыкальный тематизм и мифологическое мышление // Музыка и миф: Труды Российской академии музыки им. Гнесиных. Вып. 118. Москва, 1992. С. 134—156.

2. Воеводина Л. Н. Массмедиа и информационная регуляция социокультурного пространства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 6. С. 45—50.

3. Сыров В. Н. Шлягер и шедевр (к вопросу об аннигиляции понятий) // Искусство ХХ века: Элита и массы : сборник статей / ред.-сост. Б. С. Гецелев, Т. Б. Сиднева. Нижний Новгород : НГК им. М. И. Глинки, 2004. С. 280—288.

4. Холопов Ю. Н. Введение в музыкальную форму. Москва : Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2006, 432 с.

5. Burns. G. A typology of'hooks' in popular records, Popular Music, Vol. 6, No. 1. (Jan., 1987), pp. 1—20.

6. Kramer B. The Mediatization of Music as the Emergence and Transformation of Institutions: A Synthesis // International Journal of Communication 5 (2011), pp. 471—491. URL:http://ijoc.org/index.php/ijoc/article/view/929

АЗВИТИЕ ЯЗЫКА НАТУРНОГО» НАПРАВЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНО НАЧАЛА XXI ВЕКА

УДК 791.43 Е. А. Елисеева

Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК)

Статья посвящена анализу визуальных образов, изобразительных решений предметно-пространственной среды фильмов, вышедших на экраны в последние годы; исследованию тенденций развития «натурного» направления в языке отечественного кино начала XXI века. В статье подробно анализируется изобразительное решение фильмов «Волчок» (режиссер В. Сигарев), «Бубен, барабан» (режиссер А. Мизгирев), «Нирвана» (режиссер И. Волошин). Автор рассматривает и выделяет новые тенденции в подходах отечественных кинематографистов к решению предметно-пространственной среды фильмов, созданных за последние годы в нашей стране. Материал, изложенный в статье, представляет интерес для кинематографистов-практиков, для научно-теоретического изучения, для людей, обучающихся кинематографическим профессиям. Ключевые слова: «натурное» направление в отечественном кинематографе, визуальные образы в кинематографе, изобразительное решение фильма.

E. A. Eliseeva

Russian State University of Cinematography n.a. S. Gerasimov (VGIK), Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Wilhelm Pieck str., 3, Moscow, Russian Federation, 129226

LANGUAGE DEVELOPMENT "NATURAL" DIRECTION IN RUSSIAN CINEMA XXI CENTURY

This article analyzes the visual images, graphic solutions of the object space environment in the films, released in recent years; research development trends "in-kind" in the language areas of the national cinema of the early 21-th century. The paper analyzes in detail the graphic solution films "Peg-top" (directed V. Sigarev), "Tambourine, Drum" (directed A. Mizgirev), "Nirvana" (directed I. Voloshin). The author examines and identifies new trends in approaches to solving local filmmakers object space environment films made in recent years in our country. The material presented in this article is new, not yet explored, and is of interest for film practitioners for scientific and theoretical study, for people studying cinematic professions.

Keywords: "natural" direction in the domestic film, visual images in film, visual solution to the film.

ЕЛИСЕЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА — кандидат искусствоведения, доцент Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова, заслуженный работник культуры Российской Федерации

ELISEEVA ELENA ALEKSEEVNA — Ph.D. (History of Arts), Associate Professor, Russian State University of Cinematography n.a. S. Gerasimov (VGIK), Honored worker of culture of the Russian Federation 311

e-mail: ehelen60@mail.ru © Елисеева Е. А., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Ф

В конце ХХ — начале XXI века в отечественном кинематографе наблюдается пора стихийных метаний в поисках мастерами экрана подходов к решению художественного пространства своих фильмов, соответствующих новому времени. В ряде картин наблюдается попытка изо всех сил следовать проложенным предыдущими этапами развития кино традициям в решении предметно-пространственной среды. С другой стороны, художественное решение ряда фильмов приобретает фантасмагорический характер, где побеждают абсурдность, случайность, далеко не всегда мотивированные. Однако «натурное» направление, в силу того, что оно вышло из родового свойства фотографии и способно матери аль но вопло щать под лин ную реальность, в начале XXI века продолжает быть востребованным кинематографистами.

Появляются такие картины, как «Все умрут, а я останусь», «Нирвана».

Взаимоотношения школьников с родителями, со сверстниками, отношения в молодежной среде предстают перед зрителями в ракурсах именно нового века. В картине «Все умрут, а я останусь»1. Основное действие происходит в школе. Отечественный кинематограф знает много примеров обращения к школьной тематике: «Доживем до понедельника»2, «Ключ без права передачи»3, «Школьный вальс»4, «Публикация»5. Каждый из фильмов касался каких-то важных для школьников проблем, их взаимоотношений с взрослыми. Многие из фильмов были весьма ост ры ми по под нятым в них вопро сам.

В этом отношении фильм В. Гай Германики, в общем, не показывает чего-то невозможно

1 Кинофильм «Все умрут, а я останусь»: сценаристы — А.Родионов, Ю.Клавдиев, режиссер — В. Гай Германика, оператор — А. Хамидходжаев, художник — Д. Шибанов, 2008 г.

2 Кинофильм «Доживем до понедельника»: сценарист — Г.Полонский, режиссер — С.Ростоцкий, операторы — В.Шум-ский, К. Алексеев, художник — Б. Дуленков, 1968 г.

3 Кинофильм «Ключ без права передачи»: сценарист — Г. По лон ский, ре жис сер — Д. Аса но ва, опе ра торы — Д. До ли-нин, Ю. Векслер, художник — В. Светозаров, 1976 г.

4 Кинофильм «Школьный вальс»: сценарист — А.Родионова, режиссер — П.Любимов, оператор — П.Катаев, художник — С. Веледницкий, 1978 г.

5 Кинофильм «Публикация»: сценарист — Ю.Коротков, режиссер — В.Волков, оператор — А.Мачильский, художник — Е. Елисеева, 1988 г.

нового. Но вая жизнь прив нес ла и но вые оттенки в характеры и жизнь подростков. Традиционность истории подчеркивается и местом действия — школа, школьный класс, школьный коридор, школьный туалет. Фильм начинается с очень длинной панорамы — мно-гозначи тельного прохода жен щи ны по длинным коридорам школы. Авторы готовят нас к следующему действию — объявлению в 9-м классе о субботней дискотеке. Эта дискотека станет гранью, отделяющей жизнь обычных домашних девочек от жизни неформальной мо лоде жи. Соб ст вен но, грань ме ж ду ни ми к кон цу вечерин ки исчезнет.

Мечты о субботней дискотеке авторы картины приравнивают к бунту трех подружек против взрослых, с точки зрения девочек, ограничивающих их свободу. Бунт бессмыслен, почти не мотивирован (объясним исключительно подростковыми гормональными «взрывами»). Поэтому так неприглядны и бес пер спектив ны его последствия.

Одну из подружек с сильнейшим алкогольным от рав ле ни ем уно сит до мой на ру ках отец. Второй даст накуриться «дури», а потом изнасилует незнакомый парень (при том, что на дискотеке она мечтала пообщаться со стар ше класс ни ком, в ко торого, как ей ка жет-ся, влюбилась). Третья, обидевшись на подруг, бессмысленно и безрадостно отдается этому самому старшекласснику в темном грязном подвале. Бунт против мира взрослых обернулся для них грязью и пошлостью.

После уроков девочки вместе хоронят за гаражами умершего кота. И по примеру древних, выливают в могилу коту живых золотых рыбок из домашнего аквариума. Жанна знает, что про па жа ры бок будет за ме че на, но сейчас важнее проводить любимого кота. А чтобы мяг ко те лая мать ве чером от ста ла с во про-сами об исчезнувших рыбках, можно, между прочим, и вены себе порезать лезвием... А потом заявить подружкам, что мать у нее по струн ке ходит.

Катя оплакивает кота за гаражами, в то время как в ее доме — поминки. Родители ждут ее, но она приходит поздно, когда все уже ушли. Отец в сердцах лупит ее полотенцем, мать дает пощечину. Это, как и незаслу-

Ф

^ Искусствознание

Ф

женная двойка на уроке, станет поводом уйти ночевать к подруге, а потом и разработать целый план с использованием рыжей двоечницы Ляли для побега из дома, несмотря на забитое досками окно комнаты. (Позже на дискотеке ее изобьет и старшеклассница, мстя за интрижку со своим дружком.) Авторы не акцентируют внимания на бытовом мире девочек. Но дают характерные штрихи окружающей их вещной среды.

Квартира Кати показывает мир обычной семьи средне го дос тат ка, жи ву щей скром но и однообразно. Жанну балуют. У нее в комнате компьютер, современные игрушки, косметика, мод ное по кры ва ло и по душ ка с забав ным розовым ворсом. Лилю мы застаем в палатке выбирающей жвачку «с принцессами». Свою взрослость они измеряют не прочитанными книгами (Мандельштам — это не по программе!), не хорошо усвоенным доказательством какой-то теоремы, а количеством градусов выпивки («бухла»), которой надо помянуть похороненного кота. Как у взрослых.

На самом деле, авторы показывают полный инфантилизм пятнадцатилетних девушек. Все их «бунты», по сути, беспочвенны. Духовного протеста у них нет и быть не может, потому что авторы ни разу не дали нам увидеть хоть какую-то духовную жизнь школьниц. Их протест вы ра жа ет под ро ст ко вое том ле ние те ла, а не духа. Только и всего.

Но именно это делает фильм по-настоящему драматичным. Фильм, отражая отношения современной молодежи, выводя на поверхность форму, к тому же, одностороннюю, к сожалению, не исследует причин, не делает выводов, никуда не ведет. Авторы кинопроизведения так же инфантильны, как и их персонажи. Пугает то, что некоторые кинематографисты пользуются великолепными инструментами киноязыка для выражения личных ам би ций и ком плексов.

В фильме «Нирвана»6 мы увидим уже не про сто мир молоде жи. Нам по ка жут ра нее замалчиваемый на отечественном экране, но красочный и заманчивый мир неформалов.

6 Кинофильм «Нирвана»: сценарист — О.Ларионова, режиссер — И.Волошин, оператор — Д.Яшонков, художник — П. Пархоменко, 2008 г.

Главная героиня фильма Алиса (О. Сутуло-ва) сочетает, казалось бы, несочетаемое: она работает медсестрой, а весь ее внешний облик кричит о ее протесте против обыденности. Черное платье с переливающимися бле-ст ка ми, чер ные туф ли с зо ло ты ми пряж ка ми, ог ром ный чер ный зонт, тя же лая на клад ка из множества косичек на голове и лицо, расписан ное, как ве не ци анская мас ка. По сле ра боты в больнице — частная подработка: уколы старухам. А потом — личное время. Буйное веселье, яркие краски вечеринок. Свобода. Свобода, которая надоедает. В Москве делать нечего. Выход? Ехать в Питер.

Работа в больнице. И личная жизнь в съемной комнате в огромной коммуналке. Авторы создают образ гигантской квартиры, с высокими потолками, запущенной. Стены просто стекают многоцветными потоками разной крас ки, поч ти ося зае мой сальной гря зи. Бы та нет. Остатки чьей-то мебели, разбросаны вещи, пепельни цы, пол ные окур ков, гряз ная посуда в комнате соседей-наркоманов.

Ог ром ная кух ня с пли та ми, на ко торых готовится яичница и доза. Авторы умышленно показывают отвратительные, холодные фактуры. Грязная изнанка человеческой жизни.

Снаружи — эпатажные клубы (с говорящим названием "TUNNEL"); экстравагантные разноцветные наряды, прически, макияж; невероятные линзы в форме креста на глазах Ла-рус са; рос кош ные ин терь е ры нар ко ди леров с великолепными каминами; необычные имена (Мерт вый, Вэл).

Не из нан ка жиз ни. А жизнь ан де гра ун-да, которая неизменно заканчивается смертью (от передозы, от пули или удара кувалдой). Чтобы найти общее, недостаточно рассказать, что ты любишь, поделиться детскими воспоминания ми. Больше убеж дают раны на теле — следы пережитого.

Всему этому есть причина. Юность не хочет жить долго без любви. А если нет любви — жить незачем. Для Мертвого (А. Смольяни-нов) Вэл (М. Шалаева) готова на все: продать свой мотоцикл, просить, унижаться. Спасать любимого любой ценой. Юность не видит других ценностей в обычной жизни. И протес тует про тив та кой, как ей ка жет ся, бес-

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Ф

смыс лен ной жиз ни. Про тес тует це ной соб ст-вен ной жиз ни.

Авторы весьма убедительно изображают внешнюю жизнь протестующего поколения. Но они уме ло доводят эту при тя гатель ность до пол ной по те ри этой при тя гатель но сти. Так, разные яркие цвета на палитре, перемешиваясь, превращаются в грязь. Изобразительное решение в фильме, маня необычностью и привлекательностью внешнего облика героев, в конечном счете разоблачает эту внешнюю привлекательность. За «внешней яркостью» — пустота, страх, гибель. Драматургическая история находит выразительное воплощение в цветовом, световом и пластическом решении фильма. Среда, такая естественная, на первый взгляд героини, выталкивает ее в поиски иной жизни.

Представляется, что серьезнейшей проблемой современного кинематографа становится обо зна че ние ав тор ской по зи ции в кон цеп ции фильма. Ав тор ская по зи ция подчас не сет де-прес сив но-суи ци даль ный при зыв к зри тель-ской аудитории, что совершенно недопустимо с морально-нравственной точки зрения для произведения искусства. К этому добавится и стремление показывать, подчас смаковать, низменные подробности чьей-то жизни. Такой прием будет часто использоваться авторами первого десятилетия XXI века, в частности в фильмах «Волчок»1, «Бубен, барабан»2.

В последней картине рассказана история провинциальной библиотекарши (Н. Негода), женщи ны сред них лет. Ее ра бо чий мир: стеллажи с книгами, картотека. В закутке — стол с лампой, подставка с карандашами, чашки и сахарница. Ее личный мир: комнатка в общежитии коридорного типа, переделанная то ли из кухни, то ли из душевой (одна стена — кафельная). Темно-коричневые стены, темно-крас ные што ры, ме тал ли че ская кровать, белый комод, стол. Крашеная белой масляной краской дверь. Общий туалет и ряд умывальников, как в воинской части. Есть работа, есть выступления со стихотворными напутствия-

1 Кинофильм «Волчок»: сценарист и режиссер — В. Сига-рев, опе ра тор — А. Ар сен ть ев, ху дож ник — Л. Дю пи на, 2009 г.

2 Кинофильм «Бубен, барабан»: сценарист и режиссер — А. Миз ги рев, опе ра тор — В. Де ев, ху дож ник — Д. Ши ба нов, 2009 г.

ми перед школьниками. Это то, что на виду. Строгий костюм: узкая юбка и кофточка под горло.

Но есть и кое-что еще. Есть другая жизнь

— воровство книг из библиотеки, продажа их в проходящих поездах на другой станции, дележка денег с милиционером, который закрывает глаза на нелегальную торговлю. Двойная мо раль. Это ее борь ба за выжива ние. На «заработанные» от продажи библиотечных книг она по ку па ет ма каро ны, кон сер вы, па кет чего-то молочного. Это ее тайна. На самом деле, это «секрет Полишинеля». Все знают, но молчат.

Однажды с поезда сойдет человек в форме морского офицера и портфелем в руке. Этот человек станет для героини последней надеждой на личную жизнь. Для него она будет готова на все — деньги от продажи книжек уйдут на покупку мужского костюма. Но мужчина раскроет ее «тайну» и уйдет к подруге, в соседнюю комнату в общежитии. Обманутые на де ж ды по ста вят жен щи ну на путь мести. Жизнь без любви. Жизнь без души. Жизнь без морали. Цена такой жизни — только соб-ст вен ная кровь.

Колористическое решение, предметно-про-стран ст вен ная сре да, по ка зан ная в филь ме убе ди тельно и выразительно, не остав ляют на де ж ды у зри те лей. В филь ме нет солн ца. Жизнь бес про свет на.

Подоб ный взгляд на со вре мен ную ре аль-ность присутствует и в фильме «Волчок». Молодая девушка, обманутая возлюбленным, совершает убийство. Рожденный ею ребенок

— дочка — растет с бабушкой. Вышедшая из заключения мама девочки всеми силами стремится устроить свою жизнь. В ее представлении устроить свою жизнь можно, только найдя себе мужчину. Желательно, с деньгами. Поэтому ее жизнь на сво боде превращает ся в ка лей до скоп встреч и расста ва ний с раз ны ми муж чи на ми. В этой по гоне за лич ным сча сть-ем дочка — только обуза.

Единственное, что она для нее сделала — подарила маленькую игрушку — «волчок» да живого ежика. Эту игрушку девочка берегла всю свою недолгую жизнь. Дочка, естественно, нуждалась в матери, ждала ее. И не

Ф

Ф

^ Искусствознание

Ф

дождалась. В финале мать просто убегает от подросшей дочери по ночной улице. Девочка пытается ее догнать, но безуспешно. Звуки приближающейся машины, скрип тормозов заставляют представить то, что произошло на пустой дороге. Выглянувшая из-за угла мать никого не увидит. Дочь исчезнет навсегда.

И авторы с упоением, со старательностью патологоанатомов воссоздают на экране атрибутику и фактуры такой жизни. Фильм начинается с эпизода погони милиционеров за беременной девушкой. Занесенное снегом поле, глубокие сугробы. Капли крови на белом снегу.

Домик бабушки: простой, чистый. На стене — фотообои с березовой рощей. Мебель са мая затра пез ная. На од ной крова ти спит и мать с попутчиком, и у них в ногах, свернувшись клубочком,девочка. На подоконнике — лампа. Плита, стол, табуретки. Банка с домашними помидорами.

По том кровь от ра ны по пут чи ка сме шает-ся с молоком, разлившимся по полу. Девочка будет за щи щать свою мать. Девоч ка жа леет свою мать, прощает ее, несмотря ни на что. Но никакие испытания, неудачи, беды не могут пробудить в ней материнского чувства. Оно в ней отсутствует.

В жизни матери главное — череда малознакомых мужчин. Общение в стиле: вино, водка, постель. В жизни девочки — ежик, задавленный подушкой.

Лампа на подоконнике, подающая сигналы SOS. Друг — утонувший мальчик с фо-тогра фии на моги ле. Все ин терь еры в фильме обычны, узнаваемы. Квартира тетки: узкий коридор цвета морской волны. Комната: серые обои, стенка, мягкая мебель. Кухня: холодильник, стол с клеенкой, электрочайник. Все, как у многих. Только вот подобная бессердеч ность, при водящая к гибели ре бен-ка, к счастью, встречается не так часто. Тем страшнее выглядит история женщины, в ко-

торой женское — только обо лоч ка.

Операторское решение точно отвечает задаче ре жис се ра: при глу шен ный свет, достаточно жесткая манера съемки. Отдельные яркие цве та, ка за лось бы, ук ра шаю щие фильм: алые губы и рыжие волосы, ярко-голубое платье на стройной фигуре молодой матери. Потом эти открытые, жизнерадостные цве та из цве товой палитры фильма исчез нут. Начав шись с бе лиз ны сне га, изо бра-зи тельный ряд к фи на лу кар ти ны по гру зит ся во мрак ночи.

Тем ная тональность изо бразительного решения фильма «Бубен, барабан», сумрачный колорит фильма «Волчок» выражают авторские позиции и взгляды на жизнь: жизнь бес-про свет на. В фи на ле — ту пик.

Абсолютная бездуховность людей — со-ответ ст вующая им без душ ная окру жающая действительность. С одной стороны, она безлика, с другой стороны, очень точна по отношению к персонажам. Здесь мы находим еще одно подтверждение задачам художника в ки но: вещ ный мир раз ра баты вает ся не как самоцель, а как мир, формирующий представление о герое, со став ляю щий це ло ст ный образ со все ми со бы тия ми, ко торые будут раз ви-вать ся в этом образ ном про стран ст ве.

Исходя из понимания, что в своей работе художник ищет решение, раскрывающее образ драматургии, и создает условия для постановки сцены в работе режиссера с актером и работе оператора, подчас открывая новые возможности для творческого решения эпизода, за ме тим, что весь пред метно-про стран-ст вен ный кон текст в на зван ных вы ше фильмах очень точно работает на образный замысел кар ти ны, без ус лов но, обо га щая па лит ру актерской выразительности.

«Натурное» направление в начале XXI века продолжит свое развитие, исследуя новые темы, используя новые выразительные приемы, соз да вая но вые ви зу аль ные обра зы.

Ф

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.