УДК 77
ЕЛИСЕЕВА Елена Алексеевна, кандидат искусствоведения, доцент ВГИК им. С.А. Герасимова, (г.Москва), Заслуженный работник культуры РФ, Москва, Россия ehelen60@rambler.ru
ТРАДИЦИИ «НАТУРНОГО» НАПРАВЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНО XXI ВЕКА
В статье рассматриваются изобразительные тенденции отечественных фильмов, вышедших на экраны в последние годы. Анализируются стилистические поиски, визуальные решения, оценивается связь с изобразительными традициями классического отечественного кино.
В статье подробно анализируются подходы к изобразительному решению фильмов «Одна война» (режиссер - В. Глаголева), «Петя по дороге в Царствие Небесное» (режиссер - Н. Досталь), «Чудо» (режиссер -А. Прошкин), «Похороните меня за плинтусом» (режиссер - С. Снежкин), «На краю стою» (режиссер - Р. Куба-ев). Рассматриваются новые тенденции в изобразительном решении предметно-пространственной среды фильмов, выделяются традиционные подходы к решению визуальных образов. Автор выделяет классические тенденции в подходах отечественных кинематографистов к организации художественного пространства фильма в XXI веке. Материал, который исследуется в данной статье, является новым, еще не исследованным, и представляет интерес для кинематографистов-практиков, для научно-теоретических исследований, для обучающихся кинематографическим специальностям, для любителей киноискусства.
Ключевые слова: изобразительное решение драматургического материала, авторская позиция, стилистические поиски, визуальные решения, предметно-пространственная среда, цветовая гамма, художественное пространство, операторская манера съемки, фактура предмета, колористическое и светото-нальное решение картины, мировоззрение современных зрителей.
ELISEYEVA Elena Alexeevna, Candidate for Doctorate in Arts, Associate Prof., All-Russia State Institute of Cinematography after S.A.
Gerasimov, Moscow city, Honored worker of culture of the Russian Federation, Moscow, Russia ehelen60@rambler.ru
SHAPING A «NATURAL/ NATURALISTIC» TREND IN THE RUSSIAN MOVIE MAKING OF
THE XXI CENTURY
The paper made a review of trends in visual cast solutions for several Russian movies having their first screening in the recent years. The study examined quest of style, visual cast solutions, and specified their relation to figurative traditions of classics in Russian movie making.
The paper considered in details some approaches to visual cast solutions in the films «The Only War» (Director-Vera Glagoleva), «Petya on the Way to Rest in Heaven» (Director N. Dostal'), «Miracle» (Director A. Proshkin), «Bury Me Behind the Wall Base» (Director S. Snezhkin), «My Standing on the Brink» (Director R. Kubaev). The study observed new trends in visual cast solutions of the items-in-space' scene of the movies, and singled out traditional approaches to solving visual forms. The author marked out a tendency to classics in approaches the Russian film makers have demonstrated in arranging the artistic scene of a movie in the XXI century. The materials under consideration of this study have not been yet explored, being newly presented and being of interest to movie-make practitioners, for academic and conceptual researchers, for students majored in movie making, for amateurs and fans of motion-picture art.
Keywords: visual cast solution for a dramatic piece, author's position, quest of style, visual cast solutions, items-in-space scene, range of colours, art (performance) scene, cameraman' manner of filming, item's texture, colour and light-to-tone solutions of a movie, world outlook by a contemporary spectator.
В начале XXI века в отечественном кинематографе наблюдается пора поисков решений художественного пространства, соответствующих новому времени. Поиск выразительных современных визуальных образов вовсе не означает отказа от традиционных подходов к решению предметно-пространственной среды. Одно из традиционных направлений - «натурное» направление - в силу того, что оно вышло из родового свойства фотографии и способно материально воплощать подлинную реальность, в начале XXI века оказалось весьма востребованным кинематографистами.
Появляются такие фильмы, как «Одна война», «Петя по дороге в Царствие Небесное»,
«Чудо».
Многие режиссеры обращаются в своих фильмах к историческому материалу разных периодов жизни страны. Отличает эти работы, наверное, нетипичность для заявленного времени рассказываемой истории.
В картине «Одна война» [1] рассказана история женщин, родивших детей от немецких солдат и вывезенных с детьми во время войны на удаленный остров.
Авторами найдена выразительная натура: неоглядное водное пространство, огромные валуны, суровое небо. Длинные мостки на берегу. Чуть выше стоят палатки, в которых живут женщины с детьми. В отдалении - домик начальника поселения и сарай. Неподалеку - кладбище тех, кто не выдержал такой жизни.
Женщины чистят и разделывают рыбу, вялят ее. Рыбу отправляют на большую землю. Рыбу и едят.
Домик начальника поселения скромен: простой стол, буржуйка, большой чайник для кипятка, фонарь на подоконнике. Список десяти женщин, отпечатанный на машинке.
Ветер треплет палатку, где расположились оставшиеся женщины. Остальных уже перевезли на большую землю (в лагеря). В этой палатке - металлические кровати для женщин и детей. Самый маленький ребенок спит в чемодане. Днем, когда мать работает, ребенка помещают в самодельный «манеж» из рыбацких сетей.
Жизнь и здесь идет. Маленькая девочка кормит свою единственную куклу. Мать кормит ребенка. Идет Великая Отечественная война. Немцы - враги. И женщины понимают, почему к ним так относятся. Они родили детей от врагов. Все женщины разные. У каждой из них своя история. Как правило, трагичная из-за невозможности изменить ситуацию. Но дети у всех маленькие, беззащитные, ни в чем не виновные.
На этом острове почти никого нет. Где-то в глухой тайге живут староверы, до которых не добраться. Бежать некуда.
Время действия фильма совпадет с днем объявления о конце войны. И женщины будут праздновать Победу. Принарядятся, достанут скромные украшения: бусы, брошку и даже пудреницу с засохшей пудрой. Приготовят праздничное угощение: в котелок бросят совсем маленькие, плохонькие картофелинки.
Но праздник Победы обернется трагедией: утонет Маша на глазах маленькой дочки. Что будет с ними после победы, когда вернутся домой воевавшие? Авторы не дают надежды на прощение. Будущее женщин безрадостно - их и детей ждут лагеря.
Но Карп, начальник поселения, не просто сочувствует женщинам. Он спасает и своего, еще не рожденного ребенка. Ночью он посадит женщин с детьми в лодку, прихватив козу, и увезет всех.
Приехавший офицер, не испытывающий к этим женщинам симпатии, все-таки не станет им препятствовать. Глаза его расстрелянной жены и ребенка, смотрящие на него только с фотографии в военном планшете, не позволят ему стать судьей. За что он и будет совсем скоро расстрелян.
Вот такая неофициальная история великой войны рассказана в фильме. В общем, понятно желание авторов показать подход сталинской власти к людям, понятен и поступок офицера, в котором человеческое перевесило долг. Понятно отношение авторов к изобразительному решению драматургического материала: суровость природы, сознательный отказ от разнообразия цветового решения. Тяжелая жизнь, беспросветная реальность. Стремясь усугубить это настроение, художник фильма прокрашивает деревянные строения, которые мы видим в фильме, сизо-серой краской. Сине-черная гамма с небольшими включениями тускло-охристого колорита в решении сцен внутри палатки составляет всю картину. Разумеется, художник достигает единого колорита, чем помогает оператору. Эта цветовая гамма сегодня в кинематографической моде и встречается в работах разных кинематографистов (автор подчеркивал пристрастие А. Звягинцева именно к этому колористическому ряду). Однако данная стилизация цвета приводит к тому, что живое дерево, играющее в действительности множеством оттенков, в фильме становится мертвым. А цветомертвое художественное пространство обесцвечивает и авторский посыл ленты.
Как ни парадоксально, именно эта одноцветность, однотонность художественного решения фильма как нельзя лучше отражает однобокость авторской позиции в показе драматичной истории. И можно было бы что-то объяснить камерностью истории, но фильм идет с эпиграфом «Поколению дедов и отцов посвящается».
На мой взгляд, драматургия фильма сыра, режиссерская позиция невнятна. В ней, кроме намеченных пунктиром разных жизненных ситуаций, нет масштаба эпохи и нет масштаба трагедии, о которой они пытались рассказать.
Победа как национальное счастье и личное несчастье.
Спасение у староверов. От наказания? От жизни?
Человеческое благородство - и моментальная расплата за него.
Какой урок мы должны вынести? Какую память о поколении отцов и дедов сохранить? Все это оказывается под вопросом. К сожалению, во многом это определено и решением художественного пространства фильма.
Вопросы, которые возникают после фильма «Одна война», возникают и после фильма «Петя по дороге в Царствие Небесное». [2]
50-е годы. Северный городок Кандалакша. Обычная послевоенная жизнь. Автомастерская. Магазинчик. Милиция. Поликлиника. Дом культуры. Домик Пети с матерью. Домик красотки врачихи. Стройка «НИВАГЭССТРОЙ». Строящийся лагерь для заключенных.
Война закончилась. Бытовая жизнь людей еще очень скудная. Но люди живут, работают, любят, ревнуют.
В центр этой жизни авторы ставят нетипичного персонажа - молодого парня. Петя - высокий, красивый, с румяными щеками. Одет скромно - в телогрейку, перехваченную ремнем, и валенки. Петя отстает в развитии. Многие слова, выражения, вещи, события, отношения он воспринимает наивно, своеобразно. Но он добр, хочет быть полезным людям. И окружающие стараются относиться к нему с пониманием. Иногда подшучивают, подтрунивают, но не обижают. Но, как правило, все стараются добродушно реагировать на такого «работника», иначе матери его не прокормить. А если он работник, то их будут кормить в рабочей столовой, и домой она сможет отнести еду в судках.
Мы увидим домик Пети: металлические кровати, полки. На стене, на гвоздях - шапка. Бедность. Петя этого не замечает. Он живет полно, во всем хочет участвовать. Петя следит за дорожным движением, за состоянием машин, вешает плакаты «Все на выборы», прибивает на свой дом флаг с траурной лентой по случаю смерти Сталина, приветствует с вырубленного снежного постамента заключенных, приходит в ДК на встречу с кандидатом в депутаты - великим актером Николаем Черкасовым, бросается вместе с военными догонять сбежавшего зэка.
Петя - активный член общества. И авторы делают его, по сути, центром этого общества. Его образ связывает различных персонажей, разные сюжетные линии.
Он становится мерилом человеческой доброты, терпения, совести.
Дурак - обязательная фигура русских сказок. Юродивые, дураки, убогие, блаженные -неотъемлемая часть русской жизни, воплощенная и в литературе, и в изобразительном искусстве.
Петя - тот самый Иван-дурак, помещенный авторами картины в 1953 год.
В фильме будут и бедный домик Пети, и дом красотки-врачихи, живущей со своим новым мужем в достатке. У них буфет, приемник на тумбочке, стол, диван. На столе - вазочка с пряниками. Над диваном - картина «Сталин с детьми», украшающая комнату бездетной супружеской пары.
Будет Дом культуры, украшенный красными флагами, портретами Сталина, лозунгами, гирляндами из электрических лампочек. В зале Дома культуры тоже будет добротно воссоздана обстановка: трибуна, стол президиума, портрет Сталина, флаги.
Будет поликлиника: с чистыми бело-серыми коридорами, заново покрашенными, голубыми стенами кабинета врача. Оговорюсь: очень резал глаз абсолютно новый алюминиевый таз в кабинете. Вызывает сомнение возможность в 1953 году приобретения бытового таза из алюминия. И судя по его внешнему виду, таз купили час назад и никогда им не пользовались. Огорчает, что художник и ассистент по реквизиту не обратили внимания на фактуру предмета. Он, безусловно, должен был быть состарен, чтобы соответствовать образу объекта и духу времени.
В целом от картины остается ощущение грамотно, старательно выполненной художниками работы по воссозданию облика городка 50-х годов. Но что мы видим, кроме этого? О чем фильм?
Молодой охранник по ошибке убивает Петю, приняв его за сбежавшего заключенного. А что это изменило в жизни обитателей Кандалакши?
Образ Пети, обаятельного простодушного героя, - несомненная удача авторов и актера. Заявленный как мерило чистоты и щедрости души русского народа (идиотом его называет только подлец Серж да неразумный мальчишка, который, к слову, получает за это от отца серьезное наказание), этот образ остается в картине незавершенным.
Режиссеру не удалось побороть невнятность драматургии. Смысл рассказанной на экране истории, как и «дорога в Царствие Небесное», остается зрителям непонятной. Работа художника над созданием правдоподобного образа времени остается ни при чём.
С еще одним обращением к пятидесятым годам XX века мы встречаемся в фильме «Чудо» [3].
Драматург Ю. Арабов положил в основу сценария найденные им в архивах материалы загадочной истории, произошедшей в Куйбышеве в 1956 году.
Девушка во время вечеринки схватила икону, чтобы с ней потанцевать, и застыла на длительный срок. Эта история рассказана в фильме подробно и убедительно.
Промышленный город Гречанск с большим металлургическим заводом. Обыкновенный домик на окраине, в котором живет простая семья: мать с дочкой - работницей завода. У дочки день рождения, двадцать один год. Она ждет своего городского знакомого и готовится к приему гостей.
Горит печь, приготовлена посуда. Мать варит, печет. На столе, на подоконнике - тарелки с угощением: вареная картошка, яйца, моченые яблоки, винегрет. Тарелка с пирогами. Вино. Водка.
Дом небогат. Фикус. Открытка с изображением М. Горького.
Дочка - современная молодая деваха, ждущая из города ухажера. Не хочет ударить в грязь лицом. Она оглядывает свой дом критическим взглядом и обращает внимание на иконы в углу. Иконы никак не вписываются в ее понимание современной жизни, и она выносит их в авоське на улицу. Оставляет только икону Николая Угодника на верхней полочке.
Иконы бабушки. Мать пытается их защитить.
Да и знак дурной был - голубь залетел в форточку, ударившись о стекло, и упал замертво прямо в муку на столе.
Но разве сладишь с дочкой?
Дочка принимает гостей. Пришли с гармонью. Гармошка заметная: раздвинешь меха -появится картинка голой тетки. Пока гости собираются в доме, мать сидит на улице (дочка попросила не мешать гостям). Мать с собакой греются у костра.
А желанный кавалер Николай из города так и не объявился. Да еще и свет отключили.
Молодежь танцует. И хозяйка лихо находит себе «кавалера» - хватает с верхней полки другого Николая - икону Николая Угодника.
Мать увидит вспышку, озарившую дом, и посыпавших прочь гостей.
Дома осталась жуткая картина: дочь окаменела, стоя с иконой в руках.
Обезумевшая от горя мать садится на рельсы перед идущим поездом.
Разные люди приходят в дом, но ничего не могут сделать с этой живой-неживой статуей. Даже попытки вырубить стоящую фигуру вместе с куском пола ни к чему не приводят - инструмент ломается, руки до крови обдираются.
Скрыть происшедшее невозможно.
В стране грядет XX съезд КПСС, продолжается борьба с церковью. Храм переделывают в Дом культуры. А тут - воплощенное в одеревеневшей девичьей фигуре предупреждение: «Все грешники окаменеют, будут стоять, как столбы».
Татьяна Скрытникова стоит уже не один месяц. Авторы тщательно работают над фактурами. Постепенно фигура покрывается пылью, все большими клочьями паутины, лицо становится серее, темнее. Дом стал мертвым. Все покрылось пылью, заросло грязью. На полу -брошенная гармонь с разудалой теткой на мехах. По столу, по засохшим пирогам бегают мыши.
Жизнь в стране идет. С парного памятника на площади убрали фигуру Сталина. На двойном постаменте теперь сидит одна фигура.
Авторы показывают жизнь разных людей. Мы увидим комнату Коли с женой (это тот самый городской ухажер - журналист Николай, не приехавший на день рождения Татьяны).
Крошечная комната. Кровать, шкаф, стол, зеркальная часть трюмо, поставленная прямо на пол. Пианино (жена играет), и тут же - сушатся чулки. Аквариум. Телевизор с линзой. Обычная обстановка комнаты в большой коммунальной квартире, где в общую уборную сосед ходит с персональным сидением, а на стенах - общий телефон и детские санки.
Антитезой к тесной, темной комнате Коли будет служить художественное решение дома гречанского священника. Домик светлый, аккуратный, в нем почти нет мебели. За большим столом матушка кормит детей гречневой кашей с молоком.
В комнате старшего мальчика - стол, за которым мальчик учит уроки, и полочка с иконой. Везде белые узорные занавесочки, белый абажур.
В провинциальной гостинице увидим типичную обстановку: кровать и диван с клопами и стеклянный графин для воды.
В Гречанске волнения: нет спичек, нет соли, нет сахара. Но есть упорные слухи о таинственной живой статуе в доме на улице Чкалова, 36.
Увидев эту застывшую с иконой в руках девушку, священник сначала падает в обморок, потом идет пить пиво из бочки, а потом исчезает в неизвестном направлении.
Никита Сергеевич Хрущев лично приезжает в дом, где стоит Татьяна, чье лицо стало уже темным, землистым. А мыши на столе уже никого не боятся. Зрелище невероятное, но своим глазам не верить нельзя.
Не случайно авторы вводят весьма острую деталь: у местного чиновника, сопровождающего Хрущева с помощниками, один глаз -протез. В суете, от толчка, глаз-протез выпадает из глазницы, а чужие ботинки наступают на него, втаптывая в грязь.
В безвыходной ситуации служат молебен. Но и он не помогает.
Последняя надежда - икону может взять только инок. Но где найти инока, если в стране закрыты монастыри?
Старший сын сошедшего с ума священника подходит к девушке, легко берет из ее рук икону. Татьяна в тот же момент оседает на пол.
128-дневное стояние закончилось...
Допросы в милиции: «Зачем стояла?»; обследование, показавшее, что у девушки здоровье в норме; и, наконец, определение ее в психиатрическую больницу. Единственное живое существо, которое девушка будет видеть, - это голубь, бьющийся в зарешеченное окно.
Надо отметить, что сюжет фильма для отечественного кино новый. У нас никогда не снимались фильмы с сугубо религиозным подтекстом.
Фильм «Чудо» - о вере, об уважении к святыням верующих. Обращение кинематографа к новой тематике, безусловно, заслуживает внимания.
Тем не менее, хотелось бы проанализировать художественное решение фильма.
Авторы фильма видят 50-е годы в жухлой серо-охристой гамме. Из общего колористического ряда картины исключены яркие цветовые акценты. Светотональное решение построено как монотонное, палевое, почти темное. На всем изображении явно ощутим налет пыли, каким покрывается со временем фигура стоящей с иконой героини.
Подобное колористическое и светотональное решение отодвигает событие, произошедшее в городе Гречанске, далеко в прошлое, отделенное от нашей сегодняшней жизни невероятным слоем временной пыли, что делает показанную на экране историю «преданьем старины глубокой», никак не влияющем на мировоззрение современных зрителей.
Картина, таким образом, из религиозной становится экскурсом в прошедшие времена с показом какого-то необычного события. Идея духовная, увы, теряется в общем изобразительном ряду картины. Много точных бытовых подробностей в предметно-пространственной среде, окружающей героев; много выразительных деталей в одежде и вещах (личное сиденье к унитазу на шее соседа; чулки на трюмо; золотая рыбка, пересаженная Николаем из аквариума в линзу перед телевизором). Но в этом бытовом повествовании тонет духовная идея фильма.
Погружение в вещный мир прошлого отличает и решение художественного пространства в фильме «Похороните меня за плинтусом» [4], действие которого происходит в конце 70-х годов XX века.
Авторы много внимания уделяют созданию вещного мира фильма. Предметно-пространственную среду этой картины отличает огромное количество предметов обстановки, быта.
Квартира, в которой происходит основное действие, - это дом стариков. Старики прожили долгую, трудную жизнь, много работали и многое могли себе купить. Но это не какие-то излишества. Все, что их окружает, или нужно в хозяйстве, или память о каких-то событиях.
Перегруженность вещами, бытовыми характеристиками типична для людей пожилого возраста. Квартира родителей была очень подробно и выразительно описана в повести П. Са-наева.
Режиссер старается не нарушать отношения автора повести к своим персонажам, и поэтому художник тщательно воссоздает предметно-пространственный мир, окружающий героев - бабушку (С. Крючкова) и дедушку (А. Петренко).
Большая гостиная с полукруглым эркером. Хрустальная люстра. Картины. Огромным шкафом, в котором можно спрятаться, отгорожен уголок ребенка. Игрушки. Обогреватель.
Добротная спальня с хорошей мебелью и ковром на стене.
Кухня: обилие посуды, баночек с крышками, тряпочки, отрывной календарь-численник. И два холодильника: новый ЗИЛ и большой импортный. Многочисленные запасы: полученные заказы, продукты надо хранить долго.
Комната деда: пестрые обои, полки с книгами. На стенах - декоративные тарелки, вымпелы, грамоты. На столе - печатная машинка, лампа с зеленым абажуром, статуэтка М. Горького, журналы, подставка для карандашей в виде медведя.
Входная дверь с несколькими замками (от жуликов).
Мастерская - дом художника Толи: топчан и много картин, рисунков, эскизов.
Вся жизнь стариков посвящена больному внуку. Врачи, лекарства, клизмы, градусники, диеты, уроки, режим. Постоянные стрессы, нервы, ссоры, скандалы с дочерью.
Любовь - вражда. Дикая, неуемная. Не на жизнь, а на смерть.
Делают все и даже больше, чем все, чтобы вылечить тело ребенка. При этом унижая и уничтожая и его душу, и душу его матери.
Такое нередко встречается в жизни. Рассказанная история знакома многим - люди не умеют ладить друг с другом, не хотят понять своих близких.
Поэтому в фильме есть два мира: мир стариков, с огромным, давящим миром замков, чемоданов, сувениров. И мир дочери, живущей с нищим, талантливым художником: эскизы, картины и... последние колготки.
Мир квартиры дедушки и бабушки - теплый, усиленно подогреваемый горящей плитой, горячей водой, обогревателями.
Мир дочери с художником - пустое кафе с промерзшими от лютого мороза стеклами.
Любопытна еще одна характеристика. Дом родителей старый, удушливый от большого количества порой уже не нужных или забытых вещей. Там даже мышь завелась. Собственно, с этих кадров и начнется повествование. Под кроватью, среди пыли и случайных вещей, руки дедушки будут нащупывать мышеловку, в которую попался маленький мышонок. (Правда, там же будет прятать свои сокровища - подарки матери - и сам мальчик).
Хлопья пыли под кроватью, пыль на полках. Внимание авторов к этой фактуре носит не описательный характер, а, скорее, оценочный. В самых лучших намерениях заботы о серьезно больном мальчике дедушка и бабушка забыли о его чувствах. Много вещей - это необходимость. Скопившаяся на вещах пыль - до нее уже руки не доходят. А разве больному мальчику, почти не выходящему из дома, полезно дышать пылью?..
Фильм вызывает много вопросов.
Бабушка умирает. Рыдает дедушка. Рыдает дочь. И тут же резко одергивает сынишку, которого теперь у нее никто не отнимет. Удивление в глазах Толика. Этот штрих характера матери и ее отношений с сыном в фильме не развит. Как отразились отношения с бабушкой на характере ребенка? Как детские переживания повлияют на его характер? Авторская позиция остается не до конца понятной.
Следует отметить, что повествовательно-драматическое направление как изобразительную стилистику в кино последнего десятилетия выбирают авторы картин, действие которых происходит не только в прошлом, но и в настоящем. Повествовательный изобразительный ряд используется в фильмах на актуальные, сегодняшние темы и точно в них работает.
Одной из удачных работ можно назвать фильм «На краю стою» [5].
Авторы подняли в фильме острую тему с нетривиальным развитием сюжета, что представляло в производстве немалые сложности (герой лишается ног и передвигается в инвалидной коляске).
Фильм рассказывает о молодом парне, который едет в Среднюю Азию служить по контракту, чтобы заработать деньги на покупку квартиры себе и юной жене.
Андрей Стахов служит на границе, проверяет перевозимые грузы. У парня оказывается профессиональный нюх на контрабанду. Благодаря ему удается раскрыть многие хитроумные тайники контрабандистов, перевозящих наркотики.
Такой специалист, конечно, становится объектом ненависти бандитов. Они при первом удобном случае похищают Андрея (А. Смольянинов) из междугороднего автобуса, отвозят в безлюдное место, издеваются над ним, калечат и истекающего кровью парня бросают в воду на верную смерть. Стахов - физически сильный мужчина. Ему удается выбраться из воды, но на суше его ждет еще более страшное испытание. Человек, истекающий кровью, становится легкой добычей стервятников, которые начинают клевать еще живого человека.
Только случайность - тело терзаемого птицами человека увидела из автобуса маленькая девочка - спасает Стахова от смерти.
Он остается жив, лишившись ног, детородного органа и получив унизительное прозвище «чинарик».
Но Андрей Стахов силен не только физически. Он по-настоящему силен духом. Во что бы то ни стало, он хочет найти тех, кто так его изуродовал. На инвалидной коляске, самостоятельно он ездит по городу, побирается на дороге в потоке проезжающих мимо него машин, надеясь высмотреть среди их владельцев лица преступников. А его молоденькой жене приходится стать опорой в доме, зарабатывать им на жизнь.
Они по-настоящему любят друг друга, но их любовь не избавляет от сложности ситуации. Жизнь без детей, без перспектив. Но жизнь продолжается. А главное - в их жизни присутствует любовь. Вопреки всему. И дружба, и настоящая преданность. И они побеждают.
Изобразительно картина решена скромно, без всяких изысков, в соответствии с драматургическим материалом. В ней есть и острые моменты: драки, стрельба (отдана дань жанру так называемого «экшена»). В ней есть сомнение и отчаяние, которые неизбежны. Но любовь к жизни и справедливость берут верх над злом.
В фильме выбираются узнаваемые, типичные для азиатского города объекты: маленькая съемная квартирка Стахова и его жены с непременным восточным ковром на стене; воинская часть, провинциальное казино, мясокомбинат.
Безыскусность художественного решения и операторской манеры съемки в данном случае служат картине добрую службу. Они не отвлекают внимания зрителей на себя, а делают изображение понятным, узнаваемым. Такой прием также является художественным решением, имеющим давние традиции на отечественном экране.
Авторы пытаются найти драматургическую и визуальную форму, которая бы дала возможность донести волнующую их мысль до современного молодого зрителя.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
1. Кинофильм «Одна война»: сценарист - М. Сасина, режиссер - В. Глаголева, оператор - Р. Герасименков, художник - И. Коцарев, 2009 г.
2. Кинофильм «Петя по дороге в Царствие Небесное»: сценарист - М. Кураев, режиссер - Н. Досталь, оператор -А. Хамидходжаев, О. Теплинский, художник - А. Матвейчук, 2009 г.
3. Кинофильм «Чудо»: сценарист - Ю. Арабов, режиссер - А. Прошкин, оператор - Г. Карюк, А. Карюк, художник - Е. Татарская, 2009 г.
4. Кинофильм «Похороните меня за плинтусом»: сценарист и режиссер - С. Снежкин, оператор - В. Гурчин, художник - М. Гринь, 2009 г.
5. Кинофильм «На краю стою»: сценарист - Э. Тополь, режиссер - Р. Кубаев, оператор - А. Ахвледиани, 2008 г.
FILMOGRAFIJA
1. Kinofil'm «Odna vojna»: scenarist - M. Sasina, rezhisser - V. Glagoleva, operator - R. Gerasimenkov, hudozhnik -I. Kocarev, 2009 g.
2. Kinofil'm «Petja po doroge v carstvie nebesnoe»: scenarist - M. Kuraev, rezhisser - N.Dostal', operator - A. Hamidhodzhaev, O. Teplinskij, hudozhnik - A. Matvejchuk, 2009 g.
3. 3. Kinofil'm «Chudo»: scenarist - Ju. Arabov, rezhisser - A. Proshkin, operator - G. Karjuk, A. Karjuk, hudozhnik - E. Tatarskaja, 2009 g.
4. Kinofil'm «Pohoronite menja za plintusom»: scenarist i rezhisser - S. Snezhkin, operator - V. Gurchin, hudozhnik -M. Grin', 2009 g.
5. Kinofil'm «Na kraju stoju»: scenarist - Je. Topol', rezhisser - R. Kubaev, operator - A. Ahvlediani, 2008 g.