ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^
^Изобразительные решения
нового отечественного кино
УДК 791.43
Е. А. Елисеева
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК)
В статье рассматриваются изобразительные тенденции отечественных фильмов, вышедших на экраны в последние годы. Анализируются стилистические поиски, визуальные решения, оценивается связь с изобразительными традициями классического отечественного кино. В статье подробно анализируются подходы к изобразительному решению фильмов «Мой папа Барышников» (режиссёры — Д. Поволоцкий, М. Другой), «Баги*» (режиссёр — А. Богатырев), «Елена» (режиссёр — А. Звягинцев), «Дирижёр» (режиссёр — П. Лунгин), «Духless» (режиссёр — Р. Прыгунов), «Орда» (режиссёр — А. Прошкин) и ряда других. Рассматриваются новые тенденции в изобразительном решении предметно-пространственной среды фильмов, выделяются новые подходы к решению визуальных образов. Автор выделяет перспективные тенденции в подходах отечественных кинематографистов к организации художественного пространства фильма в XXI веке. Материал, который исследуется в данной статье, является новым, ещё не исследованным, и представляет интерес для кинематографистов-практиков, для научно-теоретических исследований, для обучающихся кинематографическим специальностям, для любителей киноискусства.
Ключевые слова: изобразительное решения фильма «Мой папа Барышников», изобразительное решение фильма «Баги*», изобразительное решение фильма «Елена», изобразительное решение фильма «Дирижёр», изобразительное решение фильма «Духless», изобразительно решение фильма «Орда».
E. A. Eliseeva
Russian State University of Cinematography n.a. S. Gerasimov (VGIK), Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Wilhelm Pieck str., 3, Moscow, Russian Federation, 129226
VISUAL APPROACH OF THE NEW RUSSIAN CINEMA
The article discusses visual trends of domestic films released in theaters in recent years. Stylistic analyzes searches, visual solutions, estimated relationship with pictorial tradition of the classic Russian cinema. The paper analyzes in detail the approaches to the solution of the fine films «My Dad Baryshnikov» (directed by D. Povolotsky, M. Drugoy), «Bugs*» (directed by A. Bogatyrev), «Elena» (directed by A. Zvyagintsev), «Conductor» (director by Pavel Lungin), «Duhless» (directed by R. Prygunov), «Horde» (directed by A. Proshkin) and several others. Explores new trends in the visual domain — solving spatial environment films stand out new approaches to visual images. The author highlights the future trends in the approaches to the organization of local filmmakers film art space in the XXI century. Material, which is explored in this article is new, not yet explored, and is of interest for film practitioners, for scientific and theoretical studies, for students cinematic specialties, for lovers of cinema.
Keywords: visual images of the movie «My father Baryshnikov», visual images of the movie «Bagi*», visual images of the movie «Elena», visual images of the movie «Conductor», visual images of the movie «Duhless», visual images of the movie «The Horde».
ЕЛИСЕЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА — кандидат искусствоведения, доцент Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова, заслуженный работник культуры Российской Федерации
ELISEEVA ELENA ALEKSEEVNA — Ph.D. (History of Arts), Associate Professor, Russian State 226 University of Cinematography n.a. S. Gerasimov (VGIK), Honored worker of culture of the Russian
Federation
e-mail: ehelen60@mail.ru © Елисеева Е. А., 2014
^ Искусствознание
Ф
После некоторого перерыва на российские экраны стали выходить отечественные фильмы, достойные внимания как зрителей, так и киноведов. Фильмы эти пока немногочисленны, но они поддерживают изобразительные традиции классического отечественного кино. Из-за того, что кинофильмы, которые хо те лось бы проана лизировать, весьма неоднородны в плане стилистических поисков и решений, объединить их в определённые группы и течения пока не представляется возможным. Но обратить внимание на творческие поиски визуальных образов и изобразительных решений фильмов отечественными кинематографистами современного этапа существования кино необходимо.
Художественные решения фильмов второго десятилетия XXI века во многом определены их тематикой. Хотелось бы отметить, что среди отечественных фильмов, вышедших на экра ны в по след ние не сколь ко лет, стало больше лент, пытающихся осмыслить сегодняшнюю действительность. Творческие попытки осознать происходящее с людьми в стране в переходный период отразились и в эмоциональном настрое авторов лент, и в тех изо бра зи тель ных образ ах, ко торые они создают в своих произведениях. Остановимся на тех фильмах, которые показались нам наиболее интересными, и начнём свои размышления с картины «Мой папа Барышников»1. Сюжет её довольно непритязателен.
Действие происходит в середине 80-х годов ХХ века. В стране (тогда ещё СССР) объявлена «перестройка». Время, конечно, отражено и драматургически (постоянные очереди за мясом в ма га зи не, рас по ложен ном в под вале дома, которые должен выстаивать мальчик, что бы ку пить мясо), и изо бра зительно (крас ный флаг, три бу на, школь ная форма, чёрная правительственная машина). Главный герой киноленты — мальчик-школьник. Но ходит он не в обычную школу, а в хореографическое училище. Мальчик увлечён танца-
1 Кинофильм «Мой папа Барышников»: сценарист — Д. Поволоцкий, режиссёры — Д. Поволоцкий, М. Другой, оператор — С. Мокрицкий, художник — В. Архипов, 2011 год.
ми. Это худенький, субтильный подросток. Партнёр из него никудышный, так как сил вы пол нить под держ ку у него не хва тает. Но он любит тан цевать.
Живёт мальчик с мамой. Квартира, где они проживают, вполне обычная, середины 1980-х. Вдоль одной стены комнаты — привычная «стенка», на другой — фотообои, изображающие осеннюю аллею. Из примет времени в комнате мальчика — фото кумира тех лет Виктора Цоя.
Своего отца Боря не знает. На кадрах подаренной видеокассеты ему кажется, что профиль Барышникова похож на него. Да ещё мать под ливает мас ла в огонь, расска зав, что в юности она с Барышниковым встречалась в общей компании. Рождается легенда: я — сын Барышникова.
Как в драматургии, так и в режиссёрском решении фильма очевид ны довольно при ми-тивные представления о жизни 1980-х годов, хотя и с точными деталями, передающими то время. Многие герои фильма (хореограф, директор училища) почему-то всё время не раз-говари ва ют, а орут. В хорео гра фи че ском училище есть никому не нужный предмет «НВП» (начальная военная подготовка). Училище, конечно, украшают бюст Ленина и плакаты с портретами членов Политбюро. В фильме есть кадры, где показаны и очереди за мясом, и заветные свёртки, и добытые с чёрного хода только появившиеся импортные наушники, и джинсы, и жвачка, и брейк-данс. Есть и совсем фантасмагорическая сцена: администрация училища с учениками украшает двор, развешивая на голых деревьях вырезанные из бума ги лис точки вза мен облетевших.
Такова обычная жизнь обычных людей в «той» стране 1980-х. Люди тогда жили в однотипных квартирах, обставленных одинаковой мебелью, носили одинаковую одежду, но мечтали — быть разными. В фильме как бы борются два авторских взгляда на показываемую эпоху. С одной стороны, налицо ус то явший ся взгляд на лю дей 1980-х как на сообщество одинаковых, запуганных людей, основное занятие которых стояние в очере-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^
Ф
дях; не умеющих спокойно разговаривать, занимающихся очковтирательством везде, где можно. С другой — в фильме проскальзывают ностальгические интонации и искорки истинно человеческого чувства.
Душа подростка, героя фильма, жаждет танца. Он отрабатывает движения в школьном гардеробе, в вагоне электрички, в очереди к заветному мясу. Мальчик вынужден стоять в этой самой очереди, но пока он медленно продвигается в ней, в его наушниках звучит классическая музыка.
Изобразительный ряд фильма, отражая драматургию и режиссёрский взгляд, выстроен так, что на первый план, поверх ат-рибу тов совет ской жиз ни, всё настой чи вее выходят классическая музыка и танец, показанные сквозь призму любви к ним главного героя — неперспективного танцовщика Бори Фишкина. Самой чистой любви.
Бюджет фильма был, очевидно, весьма скромным. Поэтому изобразительное решение фильма не менее скромно. Но трогательная человечность авторского взгляда на рассказываемую историю искупает отсутствие ярких визуальных решений.
Молодой режиссёр А. Богатырев снял фильм «Баги*»1 о своём молодом современнике. Обычный паренёк, москвич, выпускник вуза со знанием двух иностранных языков, живёт обычной жизнью. Мы наблюдаем еже-днев ный рас по ря док его жиз ни.
Фирма, где работает наш герой, представляет собой офис с безликими полупустыми стенами. Главное украшение — большая географическая карта. Столы, за которыми сидят такие же, как герой фильма, сотрудники. Каждый из них имитирует трудовую деятельность: уткнувшись в монитор компьютера, обклеенного цветными бумажками, кто фланирует по Интернету, кто разглядывает модный журнал, кто раскладывает компьютерный пасьянс.
Антитезой жизни молодых показаны про-
1 Кинофильм «Баги»: сценаристы — Б.Бердыев, В.Бениг-сен, А.Богатырев, Н.Нуреева, режиссёр — А.Богатырев, оператор — А. Мартынов, художник — В. Обросова, 2010 год.
блемы стариков. У пожилой женщины плохо с сердцем, но на операцию нужна большая сумма — семь тысяч долларов. Её муж пытает ся най ти их для спа сения же ны: за ни ма ет у друга, продаёт машину, пытается продать свои бое вые ор де на и далее Звез ду Ге роя, квартиру. Получается плоховато.
Их внучка, бывшая подруга молодого героя, просит о помощи. А молодой человек, как мы заключаем из раз говора с при яте-лем, всё ещё страдает по прежним отношениям. Он обещает ей помочь. И даже готов что-то пред при нять. Про сит у роди те лей, про сит у зна ко мого, но тот пред ла гает в отработку развозить наркотики. Получается совсем плохо.
Фильм про ти вопос тав ляет два ми ра: стари ков и молодё жи. Стари ки изо всех сил пытаются помочь друг другу, молодые лее больше говорят о желании помочь. Малая деталь — да же заряд ное уст ройст во, ле жа щее в столе, отдавать сослуживцу лень. Проще ответить: «Нету». Молодые иной раз говорят о лю бов ном стра да нии, за да ют вопро сы: «Есть ли у тебя мечта?» Но... герой стесняет ся признаться бывшей воз люблен ной, что рад её видеть. И обещает: «Я найду деньги обязательно!» И он действительно их находит .в пакете в руках деда девушки, умершего на остановке (бывший сослуживец из уважения к командиру даёт ему нужную на операцию сумму). Парень, убедившись, что старик мёртв, тихо забирает пакет и звонит, кому обещал: «Денег не нашёл».
Интересно меняется костюм героя по ходу развития сюжета. Сначала он приходит на работу в рубашке («дежурный» галстук достаёт из сумки). Потому мы видим его в футболке с изображением Че Гевары с ушками (Че Гевара — Чебурашка). А в финале он появляется в офисе турагентства в ярко-жёлто-голубом одеянии.
Вопрос «А есть ли у вас мечта?» как бы начинает получать ответ: «Да. Уехать с любимой девушкой на Бали». И герой даже одет для экзотического путешествия, у него есть и деньги на билеты. Девушка — сотрудни-
Ф
^ Искусствознание
Ф
ца агентства спрашивает молодого человека: «Вам сколько билетов?» И тот отвечает: «Один».
В финальной сцене герой стоит, уткнувшись лицом в фотографию экзотического пляжа на стене турагентства: жёлтый песок, кам ни, зе лёные паль мы и как тусы, ла зур ные вол ны. Ту пик.
Образ молодого современника окончательно разрушается. Абсолютная бездуховность. Отсутствие какой-либо морали. Необъятный «пофигизм» по отношению ко всему, ко всем и к себе самому прежде всего. Ре жис сёр филь ма соз даёт харак тер ный портрет героя нашего времени. Не случайно в названии фильма «Баги*» стоит звёздочка-сноска. Сноска поясняет: «Баги — системный сбой».
Авторы ленты последовательно создают изобразительный ряд простым, без каких-либо визуальных украшательств: обычная квартира молодого человека в новостройке; безликий офис с неопределённым видом дея тель ности; обжи тая, доброт но обставленная квартира родителей молодого человека; типичные «стариковские» квартиры деда и бабушки, друга деда. Хорошо знакомый большинству современников быт. В фильме возникает тот типичный, узнаваемый изо бра зи тель ный фон, на ко тором особенно чётко видно, что перед нами — системная ошибка в человеческой природе.
Фильм А.Звягинцева «Елена»2 также показывает нашу современную жизнь. Пожилая пара: муж-бизнесмен и его вторая жена. Обычная женщина, в прошлом медсестра, выходила его после инфаркта десять лет назад. В официальном браке они уже три года. У него — взрослая дочь от первого брака. Живёт в своё удовольствие, мужа нет, детей нет. У неё — безработный сын с женой и двумя сыновьями (старший оканчивает школу, младший только начинает ползать). Вся пенсия бабушки уходит детям. И продукты,
2 Кинофильм «Елена»: сценаристы — О.Негин, А.Звягинцев, режиссёр — А.Звягинцев, оператор — М.Кричман, художник — А. Понкратов, 2011 год.
оплачиваемые с карточки мужа, тоже — им. В дом, где Елена живёт с мужем, продукты заказываются с доставкой. Сыну лее на другой конец города она везёт сама.
В киноленте два мира. Мир пожилой пары. Совре мен ная квар ти ра в мод ном кот тед же, ок ру жён ном большой стек лян ной лод жи ей и деревьями. Большие спальни, кухня, гостиная. Лаконичные плоскости современной архитектуры, геометрические формы мебели, мод ные по лу пус тые про стран ст ва. Си зо-серые тона. Ох ристо-ко рич невые пор ть е ры. Тёмно-коричневая и чёрная мебель. Модно, со вкусом, холод но, тем но. От рабо тан ный режим утра — начало рабочего дня: подъём жены по будильнику, приготовление завтрака (све же вы жатый сок и све же сварен ная, полезная мужу каша).
Мир сына иной: небольшая квартира с видом на трубы ТЭЦ, плотно заставленная мебелью (семья-то растёт), неухоженная, свидетельствующая о низком достатке. Изрисованный граффити синий подъезд. Да и о ка ком уров не жиз ни может идти речь, ес ли днём вся семья дома. Сын Елены любит пиво, курит. Единственная забота — помочь старшему сыну пройти на новый уровень в компьютерной игре. Из еды — миска с чипсами.
В один день заведённый порядок нарушает ся: по се ще ние спорт за ла и бассей на за кан-чи вает ся для му жа Елены но вым сер деч ным присту пом. На первый взгляд, повторяет ся знакомство супругов. Но теперь ситуация иная. Внук Елены оканчивает школу. Шансы по сту пить в ин сти тут у не го не ве ли ки. Есть вариант платного обучения, на которое, естественно, у родителей нет денег. Или армия. Реалии нашей действительности. Но есть возможность пристроить на платное отделение института.
Елена просит денег у мужа, но он отказывает, считая, что эту проблему должен решать её сын. Бо лее того, он хочет со ста вить завещание в пользу дочери, где Елене положена лишь пожизненная рента. Ситуация обостряется — истекает срок взноса денег за обучение внука. И Елена вспоминает своё
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^
Ф
медицинское образование. Она подклады-вает мужу лекарство, провоцирующее останов ку серд ца.
Муж умирает. Завещание не написано. Можно сразу же взять деньги и отвезти сыну. Наследст во — по по лам с до че рью. А се мью сына перевезти к себе, в большую квартиру. Реалии нашей сегодняшней жизни.
История, встречающаяся сплошь и рядом. Женщина, жена, мать, бабушка убивает своего мужа из-за денег. Режиссёр блестяще выбирает актёрские типажи. Простое лицо Елены (Н. Маркина) с тяжеловатым подбо-род ком и под жатой ниж ней гу бой вы даёт человека примитивного и упрямого. Одета она старомодно: кофта с воротником-шалькой, пиджак тяжёлого коричневого цвета. Сын, не вест ка, внук — при ми тив ные люди, жи ву-щие одним днём, они и не запоминаются, и не вызывают ни малейшей симпатии. Но дело в том, что и муж Елены (А.Смирнов) — самодовольный, чёрствый, эгоистичный человек. И он не вызывает симпатии. Их совместная жизнь — это, скорее, проживание хозяина и прислуги. У каждого свои комнаты. У него стены пустые. У неё — иконостас из фотографий всех родственников (Елена с мужем, сы ном, доч ка мужа, свадь ба сы на, внуки). По ве че рам он в сво ей ком нате смот рит спор тив-ный канал. У неё с утра — один Малахов, вечером — дру гой Ма ла хов. Бессодер жатель но. Бездуховно. Бесперспективно.
Авторы не дают оценок. Просто показывают взаимоотношения людей. Однако режиссёр использует одно из сильнейших выразительных средств — музыку. В фильме звучит очень напряжённая, щемящая, тревожная му зы кальная те ма и — шу мы. Му зы ка тревожит, когда женщина кладёт в стакан с лекарством таблетку. Она не даёт покоя в финале, когда внучок, оставленный один, просыпается и начинает ползать без присмотра взрос лых.
Шумы. Гудит вытяжка. Гудит кофеварка. Гудит соковыжималка. Механические, промышленные звуки дополняют тревожную тему фильма. Они как бы заполняют ту
пустоту, что образовалась в общении людей. Ждёшь новой беды. Но её не происходит. Семейка в гостиной наслаждается чаем, орешками и телепередачей «Давай, поженимся». Наконец-то никто не мешает. Но музыкальная тема тревоги не даёт покоя: «А что было до отсутствия любви? Что будет после смерти?» Причины? Следствия? Вот и невестка снова беременна...
История, рассказанная А. Звягинцевым, отражает один из аспектов отношений в нашем обществе. Режиссёр точен, безжалостен. Показанные в фильме реалии таковы, что думать о том, что впереди, не хочется. На душе парализующая тяжесть и безысходность. Будущего не видно. И колорит фильма (сизый, синий, холодный) соответствует истории об отсутствии духовности.
В то же время в этой истории чего-то не-дос таёт, она вы рва на из кон тек ста при чинно-следственных связей. Отдельные реплики дочери: «Наследственность. — Гнилое семя. — Всё бессмысленно. — За что платишь? — Расплачиваюсь.» В церкви Елена получает наказ: «Любите. До смерти». Но понимает она его по-своему.
Справедливости ради, нельзя не отметить, что отечественный кинематограф пытается от ра зить совре мен ную жизнь, старается поставить острые вопросы. Это фильмы: «Generation П»1 В. Гинзбурга ; «Бабло»2 К. Бу-слова, «ПираМММида»3 Э. Салаватова. Эти фильмы иллюстрируют определённые события и взаи мо от ноше ния людей, харак терные для последних десятилетий нашей страны. Иллюстрации выполнены живо, с применением новых компьютерных технологий. И события, которым в фильмах уделяется внимание, у всех на памяти. Тем не менее рассуждать
1 Кинофильм «Generation П»: сценаристы — В.Гинзбург, Джина Гинзбург (по роману В. Пелевина), режиссёр — В. Гинзбург, оператор — А.Родионов, художники — П. Пророков, Н. Кобиашвили, Ю. Матвей, Д. Петухов, 2011 год.
2 Кинофильм «Бабло»: сценарист и режиссёр — К. Бу-слов, оператор — Л. Капанадзе, художник — М. Фесюн, 2011 год.
3 Кинофильм «ПираМММида»: сценаристы — С.Крайнев, М. Василенко, С. Мавроди, режиссёр — Э. Салаватов, оператор — Goran Pavicevic, художники — С. Тырин, В. Шмелёв, Т. Платонова, 2010 год.
Ф
^ Искусствознание
Ф
о каких-либо художественных достижениях этих лент не приходится. Поскольку главной своей задачей авторы ставили, пожалуй, лишь ак ту аль ность са мой те мы.
Сре ди фильмов о на шей совре мен ной жизни есть фильмы с незатейливым сюжетом, необременительными рассуждениями, пред-на значен ные для при ятного вре мяпрепро-вождения (с этой задачей авторы фильмов весьма удачно справляются): «Любовь с акцентом» Р. Гигинеишвили, «Всё просто» С.Карпуниной, «Мой парень Ангел» В. Сторожевой. Есть фильмы, размыш ляющие о моральных и психологических проблемах современной жизни: «Кококо» А.Смирновой, «Духкээ»4 Р. Прыгунова.
Фильм I5. Прыгунова показывает те атрибуты «высшего света» сегодняшней жизни, ко торые для мно гих жи те лей на шей страны представляются особо желаемыми. Молодой успешный топ-менеджер (Д. Козловский), рабо таю щий в боль шой ком па нии, получающий большую зарплату, живущий в модном пентхаусе, разъезжающий на дорогой иномарке и т.д., и т.п. Досуг: ночные клубы, случайные связи, кокс... Не вдаваясь в подробности несложного сюжета, хочет ся от ме тить, что ав торы филь ма о со времен ной жиз ни и расска зы ва ют её совре мен-ным кинематографическим языком: активно движущаяся камера, большое количество постоянно мерцающих разноцветных ламп, холодные фактуры больших плоскостей стекла, металлических перекладин, бело-серо-голубовато-чёрная гамма. И это не пустая дань модным кинематографическим приёмам. Выбранное авторами художественное решение точно отражает драматургию, становится визуальным образом сего-дняш ней жиз ни.
Из всех вышедших на экраны лент мне хочется остановиться на фильмах «Дирижёр»5
4 Кинофильм «Дух1е88»: сценарист — Д. Родимин (по роману С.Минаева), режиссёр — I3. Прыгунов, оператор — Ф. Лясс, художники — Е. Качанов, Ж. Пахомова, 2011 год.
5 Кинофильм «Дирижёр»: сценаристы — П.Лунгин,
В. Печейкин, режиссёр — П.Лунгин, операторы — И. Гриня-кин, А. Симонов, художники — О. Кравченя, М. Ким, 2012 год.]
П.Лунгина и «Орда»6 А. Прошкина.
Фильм «Дирижёр» представляется замечательной творческой удачей. Сюжет прост. Российский оркестр собирается на гастроли в Израиль. Симфонический оркестр с хором подготовили новое произведение — «Страсти по Мат фею». Внеш не без эмо циональный дирижёр строг, требователен, пунктуален. Однако назначенная последняя перед отъездом репетиция задерживается. Дирижёр впервые не приехал вовремя. Позже мы узнаём причину: ночью ему пришёл факс, сообщивший о самоубийстве единственного сы на, жив ше го в молодёж ной ком му не в Из-раи ле.
Поездка на гастроли совпадает с похоронами сына. В сюжете картины есть ещё несколько параллельных линий: певца, испытывающего на нервной почве проблемы с голосом; супружеской пары музыкантов, пере жи ваю щих кри зис в от но ше ни ях; те ма под го товки террориста-смерт ника.
На первый план в картине выходят моральные аспекты человеческой жизни и взаимо-от но шений. И то, что фабулой кар ти ны яв ля-ется поездка именно на Землю обетованную, и то, что смысл этой поездки — исполнение нового духовного сочинения «Страсти по Матфею» Иллариона Алфеева, переводит всё происходящее в фильме в статус аллегории.
Глубокий смысл библейского писания о прощении обретает в фильме П. Лунгина точное образ ное реше ние. Фильм цвет ной, но снят так, что доминирующими цве тами являются бело-жёлтый и чёрный. Свет и тьма. Добродетель и порок. Противостояние. Жёсткий контраст. Авторы картины последовательно выдержива ют изобра зительный ряд в строгом контрастном решении. Это решение великолепно ложится на колорит израиль ской при роды: вы жжен ный солн цем белёсый песок, сухое дерево, тёмные стволы — колонны пальм. На этом фоне — тёмные пятна одежды персонажей. Сцена, кулисы,
Ф
6 Кинофильм «Орда»: сценарист — Ю. Арабов, режиссёр — А. Прошкин, оператор — Ю. Райский, художник — С. Февра-лев, 2012 год.
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^
Ф
оде ж да музы кан тов так же вы держа ны в чёрной гамме: чёрный зал, чёрная сцена, чёрные фра ки, пид жа ки, бабоч ки, пла тья, пю пит ры, папки с нотами, мобильные телефоны. Лишь контровой свет поверх голов высвечивает головы поющих хористов, создавая вокруг них не кий нимб.
Кон тра ст ное ре ше ние под дер жи вает и решение образа главного персонажа: белая (седая) борода и чёрный халат или чёрный пиджак. Образ Дирижёра (В. Багдонас) начинает складываться с первой сцены, когда он показан спящим на широкой кровати в рос кош ной со вре мен ной квар ти ре с чёр ным роя лем. Изо бра же ние ли ца, по гру жён ного в темноту, проработано до пор, голова запро-ки ну та, тор чит ёр шик бороды, те ло на кры то красноватой тка нью.
Имен но та ким — бес помощ но спя щим с запрокинутой головой, в образе мёртвого Христа, изобразит отца на своей картине его умерший сын. Таким он его воспринимал. Но умершим отец увидит сына — лежащим на столе, накры тым клеёнкой.
Тему непримиримости в человеческих отношениях в картине развивает параллельная линия — история религиозного фанатизма: пожилой мужчина стрижёт, бреет, моет юношу, готовя его к роли террориста-смертника. И в главной линии, и в параллельной — с одной стороны, человеческие убеждения, моральные установки, а с другой — хрупкость че ловече ской жиз ни.
Только вчера сын, непутёвый и неудачливый, был жив. А сегодня его уже нет. И остаётся единст вен ная возмож ность ска зать сыну, что он его всё-таки любит — это написать от вет на прощальном письме сына и зарыть его в песок могильного холма. А разве дети не должны получать всепрощающую, бескорыстную любовь от своих родителей?.. Кажется, все были правы, следовали своим убеждениям, отстаивали свои принципы. Но почему так тра ги чен финал?
События фильма, звучащие «Страсти по Мат фею» под водят зри те ля к мыс ли о том,
что выше всех идей — идея всепрощения, любовь к человеку как созданию Божьему.
Фильм «Орда» представляет нам мир татаро-монгольской орды отличным от того, что мы изучаем по курсу истории. Авторы показывают огромный город на берегу реки, в котором располагается гигантское войско в перерывах между походами. Привычный образ кочевого войска трансформируется в фильме в огромный стан, в котором живёт орда. Возможно, авторы отталкивались от новой версии, выдвинутой историками на основе археологических раскопок. Но в любом случае, перед зрителем — весьма необычный для отечественного кино жанр — фэнтези на историческую тему.
Изобразительное решение ленты состоит из объёмных декораций с большим количеством придуманных бытовых подробностей (улицы стана с установленными орудиями казни, ханский шатёр). Художники и оператор картины последовательно воплощают за ду ман ное цве товое ре ше ние филь ма с активны ми акцен тами в элемен тах ин терьеров, в одежде персонажей. Именно цветовая гам ма, тёп лая, ко рич не вая, с ак ва мари-новыми пятнами, эстетически выверенная и объединяющая весь фильма, делает замысел фильма в первую очередь художественным, увлекающим вни мание зрите ля именно этим момен том, а не раз мыш ле ния ми о со от вет ст-вии известным историческим фактам. Картина по лу чи лась зре лищ ной и не обыч ной. Мне кажется, «Орда» обозначила направления жанрового развития отечественного кино.
Ана лиз изо бра зи тель ных ре шений наи более успешных отечественных кинолент последних лет позволил сформировать ощущение того, что новое поколение российских кинематографистов в условиях чрезвычайно раз нород ных эс те ти че ских цен но стей, с одной стороны, придерживается традиций классического кинематографа, тем самым сохраняя его, а с другой — ищет новые пути для развития художественного языка кино и его изобразительных решений.
Ф