Научная статья на тему 'ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ОСНОВА ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ОСНОВА ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
717
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Елена Николаевна

Статья посвящена проблеме использования изобразительного искусства в дошкольных образовательных организациях. Автор указывает на то, что искусство является средством всестороннего развития ребенка дошкольного возраста и стимулом для детской изобразительной деятельности. В статье описываются этапы такой работы, методы обучения, приводятся примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плотникова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINE ART AS THE BASIS FOR THE COMPREHENSIVE DEVELOPMENT OF A PRESCHOOL CHILD

The article is devoted to the problem of the use of fine art in preschool educational organizations. The author points out that art is a means of comprehensive development of a preschool child and an incentive for children's pictorial activity. The article describes the stages of such work, teaching methods, and provides examples.

Текст научной работы на тему «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ОСНОВА ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

4. Персонификация - персональные учебные планы, расписание и последовательность курсов, а также скорость обучения, особенно для молодых матерей и людей с ограниченными возможностями здоровья.

5. Объективность - система оценки знаний объективна и независима.

6. Инновации - использование современных информационных технологий, что в дальнейшем позволяет обучающимся осваивать и применять их на практике.

7. Экономия - экономия помещений и средств на их аренду, транспортных расходов и времени. Все необходимые учебные материалы студенты получают сразу после регистрации на электронных носителях. Не нужно тратить время на переписывание конспектов, можно слушать и смотреть видеолекции.

8. Непрерывность - после освоения одного уровня можно легко перейти на следующий уровень программы.

9. Мобильность - информация корректируется педагогами каждый день и студенты изучают актуальные материалы [12, С. 84].

Выводы. Таким образом, дистанционное образование повышает эффективность самостоятельной работы, предоставляет новые возможности для творчества, приобретения и закрепления различных профессиональных навыков, а также позволяет педагогам внедрять новые формы и методы обучения посредством концептуального моделирования явлений и процессов. Симбиоз традиций и инноваций является эффективным механизмом развития образовательного процесса. Он сможет учесть основные тенденции и подготовить молодое поколение к будущей жизни с помощью новых технологий. Связь между современным и качественным образованием, духовным и моральным, патриотическим образованием и перспективами построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасной страны очевидна.

Литература:

1. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования [Текст]: Для пед. спец. вузов / О.А. Абдуллина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 139 с.

2. Алексеева, Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента / Л.Н. Алексеева // Учитель. - 2019. -№ 3. - 28 с.

3. Аношкина, В.Л. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы) / В.Л. Аношкина, С.В. Резванов. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2014. - 176 с.

4. Валеева, Р.А. Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины XX века / Р.А. Валеева; Казан. гос. пед. ун-т. - Казань : КГПУ, 1996. - 172 с.

5. Волынкин, В.И. Педагогическое сопровождение в социокультурной деятельности [Текст]: монография /

B.И. Волынкин, Г.В. Палаткина; М-во образования и науки Российской Федерации, Астраханский гос. ун-т. - Астрахань: Астраханский ун-т, 2011. - 229 с.

6. Гринберг, А.С. Информационный менеджмент: Учебн. пособ. для вузов / А.С. Гринберг, И.А. Король. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 415 с.

7. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В.И. Загвязинский // Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень, 2019. - С. 8.

8. Кондратьева, Л.Л. Роль и место самообразования в системе непрерывного образования / Л.Л. Кондратьева // В сб.: Непрерывное образование, как педагогическая система. - М., 1989. - 221 с.

9. Латышина, Д.И. История педагогики и образования: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02 - педагогика); по специальностям 031000 (050706) -педагогика и психология (ОПД.Ф.07 - история педагогики и образования), 033400 (050701) - педагогика (ОПД.Ф.03 -история педагогики и образования) / Д.И. Латышина. - Москва: Гардарики, 2008 (Можайск (Моск.обл.): Можайский полиграфкомбинат). - 527 с.

10. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев; под ред. В.А. Сластенина. - Москва: Владос, 2010. - 646 с.

11. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений /

C.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Азъ, 1994. - 907 с.

12. Рыбалко, В.В. Психолого-педагогические принципы и стадии разработки личностно ориентированной подготовки ученической молодежи в системе непрерывного педагогического образования / В.В. Рыбалко // Непрерывное образование: теория и практика. - К., 2017. - Вып. 2. - С. 33-41.

13. Селевко, Г.Я. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой / Г.Я. Селевко // Народное образование. - 2018. - № 1. - 181 с.

Педагогика

УДК 372.3

старший преподаватель кафедры начального, дошкольного и психолого-педагогического образования Плотникова Елена Николаевна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ОСНОВА ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования изобразительного искусства в дошкольных образовательных организациях. Автор указывает на то, что искусство является средством всестороннего развития ребенка дошкольного возраста и стимулом для детской изобразительной деятельности. В статье описываются этапы такой работы, методы обучения, приводятся примеры.

Ключевые слова: изобразительное искусство, изобразительная деятельность, дошкольный возраст. Annotation. The article is devoted to the problem of the use of fine art in preschool educational organizations. The author points out that art is a means of comprehensive development of a preschool child and an incentive for children's pictorial activity. The article describes the stages of such work, teaching methods, and provides examples. Key words: fine arts, pictorial activity, preschool age.

Введение. На современном этапе существования общества ведется серьезная работа по перестройке и улучшению системы образования, в том числе его обновлению в области дошкольного детства. Выдвигаются различные мнения,

разрабатываются концепции, программы, проекты, исследуются новые пути, формы и способы обучения и воспитания. Приоритетная цель сегодня - формирование разносторонней личности ребенка. Речь идет о развитии социально-коммуникативной, интеллектуальной, эмоциональной, духовной, деятельностной, творческой и других сфер личности будущего гражданина.

Одним из действенных средств решения этих задач является искусство, которое можно назвать прообразом человеческого бытия, художественной моделью мира и человека в этом мире. Это некий диалог художника и зрителя, в котором тесно соединены творчество и восприятие, как с одной, так и с другой стороны.

Проблема обучения дошкольников восприятию произведений искусства отражена в работах психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн) и педагогов (А.А. Бакушинский, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, П.М. Якобсон). Психолого-педагогические исследования доказывают, что несмотря на своеобразие восприятия детьми художественных произведений, приобщение к культуре и искусству следует начинать в дошкольном детстве. Различным аспектам данной проблемы посвящены работы В.А. Езикеевой, Н.М. Зубаревой, Н.А. Курочкиной, И.А. Лыковой, Т.А. Репиной, С.В. Погодиной, Р.М. Чумичевой, Л.Н. Шульги. В работах этих авторов рассматриваются следующие вопросы: каковы возможности эстетического воспитания детей средствами искусства, особенности изучения различных жанров; методы развития художественного восприятия; технологии сопровождения детской изобразительной деятельности.

Однако, тема остается актуальной, и ощущается потребность в практических разработках, посвященных комплексной системе использования изобразительного искусства в условиях дошкольных образовательных организациях. Ознакомление с искусством должно стать способом развития и воспитания ребенка, средством обогащения детского рисования.

Цель статьи: проанализировать влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. Эффективность педагогической работы зависит от мастерства воспитателя, владения им методикой сопровождения детской изобразительной деятельности, но также от понимания им сути искусства, специфики художественно-выразительных средств. Важным для педагога является осознание того, что искусство - это результат диалектической взаимосвязи между материальным и духовным, а все виды и жанры искусства создают художественные образы оригинально и неповторимо.

Сделать вывод о значении изобразительного искусства и изобразительной деятельности для ребенка дошкольного возраста поможет осмысление функций этой деятельности, которые являются характерными для искусства в целом.

Эстетическая функция изобразительной деятельности предполагает, что у детей создается представление о красоте искусства, о гармонии цвета, линий, форм. Воспитывая эстетическое отношение к искусству, педагог учит детей понимать смысл деятельности человека-творца, формирует культуру созерцания и наблюдения, помогает осознать, что изобразительное искусство является источником интересных идей и замыслов.

Образовательная функция проявляется в возможности приобщения дошкольников к ценностям отечественной и мировой культуры, в знакомстве с видами и жанрами искусства, с биографиями художников, художественно-выразительным языком искусства, свойствами материалов и др. Поэтому педагог должен не только владеть методическими умениями, но и иметь глубокие искусствоведческие знания.

Воспитательная функция заключается в формировании адекватной позитивной концепции ребенка: Изобразительная деятельность способствует развитию организованности, целеустремленности, социализации ребенка, гармонизации его отношений с социумом. Это возможно при условии, если воспитатель не навязывает ребенку собственного мнения и вкусов, а побуждает к собственным достижениям, создает ситуации успеха.

Коммуникативная функция реализуется в возможности участия детей в различных видах и формах общения, которое педагог создает на основе рассматривания произведений искусства и детских работ, в процессе обсуждения идей, замыслов, способов их реализации. Воспитатель может создавать ситуации для общения со сверстниками, с людьми творческих профессий, с «ожившими» героями произведений.

Социализирующая функция состоит прежде всего в том, что в процессе изобразительной деятельности ребенок приучается взаимодействовать с другими детьми и взрослыми на основах уважения, принятия, но в тоже время учится корректно высказывать и отстаивать свое мнение.

Гедонистическая функция изобразительной деятельности заключается в том, что она увлекает и развлекает ребенка, дает возможность получить удовольствие. Рассматривание произведений искусства, эстетические средства, которые привлекает педагог, сотворчество воспитателя и детей, интересные формы занятий помогают педагогу в создании нужного эмоционального фона.

Таким образом, восприятие искусства и собственная изобразительная деятельность являются сложной синтетической деятельностью, которая влияет на формирование личности в дошкольном детстве. Занятия, связанные с изобразительным искусством, носят интеллектуальный и творческий характер, поэтому педагогическая технология их сопровождения должна опираться больше на мышление и воображение детей, чем на память. Этот процесс может проходить через общение с конкретными произведениями разных жанров, которые являются выражением чувств, мыслей, жизненной позиции их создателей.

Многообразие жанров искусства дает возможность детям узнавать окружающий мир в его сложных взаимосвязях. Отметим, что по данным ученых и педагогов-практиков, при восприятии живописи дети отдают предпочтение динамичным сюжетам (бытовым, сказочным, портретным картинам), в меньшей степени их привлекают натюрморт и пейзаж.

Сюжетная картина может заинтересовать ребенка понятным, интересным, увлекательным содержанием, связанным с темами спорта, учебы, труда и быта, праздников (Б.М. Кустодиев «Масленица», К.Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы», Ф.П. Решетников «Опять двойка»). Сказочно-былинный жанр, особенно близкий детскому восприятию, пробуждает интерес к книгам, фольклору (В.М. Васнецов «Богатыри», М.А. Врубель «Царевна лебедь», К.А. Сомов «Синяя птица»). Батальный и исторический жанры помогают на элементарном уровне прикоснуться к истории, осознать героику, ощутить гордость (И.К. Айвазовский «Морское сражение», А.А. Дейнека «Оборона Севастополя», А.А. Пластов «Фашист пролетел»). Знакомство с портретным жанром дает возможность ребенку понять мир людей, гармонизировать отношения с социумом и с самим собой (И.Е. Репин «Стрекоза», В.А. Серов «Девочка с персиками», З.А. Серебрякова «За завтраком»). Пейзажный жанр знакомит с красотой, изменчивостью, неповторимостью природы (И.Э. Грабарь «Февральская лазурь», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», И.И. Шишкин «Рожь»). Ознакомление с искусством натюрморта учит заинтересованно вглядываться в предметный мир (П.П. Кончаловский «Зеленая рюмка», И.И. Машков «Снедь московская. Хлебы», К.С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт»).

Рассматривание репродукций вместе с педагогом помогает дошкольникам понять особенности разных сюжетов и тем, осознать роль художественно-выразительных средств (цвета, композиции, динамики) в создании выразительного рисунка.

Цель педагогического «руководства» художественным восприятием - это, прежде всего, развитие творческих способностей детей и формирование у них предпосылок эстетической культуры. Эта цель будет достигнута в том случае, если у дошкольников появится стремление к постоянному общению с искусством [1].

Можно выделить общие образовательно-воспитательные задачи при обучении дошкольников изобразительной деятельности на основе восприятия искусства:

- обогащение представлений об окружающем мире;

- формирование у нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, природе, людям;

- знакомство с различными жанрами живописи как источником создания собственных рисунков;

- овладение образным языком изобразительного искусства;

- обучение рисованию различных объектов разными способами.

А.В. Запорожец утверждает, что в дошкольном возрасте процесс эстетического восприятия детьми живописных произведений формируется постепенно и проходит определенные стадии - от поверхностных впечатлений до понимания сути художественного продукта. Именно в результате накопления опыта, впечатлений, знаний дети могут правильно оценить предмет искусства [2]. Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась системно, адекватно дошкольному возрасту. Педагогу необходимо сформировать психологическую и практическую готовность детей, интерес к данной деятельности.

С.В. Погодина [6] также считает, что приобщение детей к искусству должно осуществляться на принципах комплексности, последовательности, систематичности и доступности. Автор подчеркивает, что художественное восприятие в дошкольном возрасте имеет эмоциональный характер и активно влияет на развитие детской изобразительно-творческой деятельности.

В работах Т.Г. Казаковой [3], И.А. Лыковой [4] отмечается, что на первоначальном уровне развития восприятия ребенок узнает знакомые объекты, радуется этому, и его оценка носит элементарный житейский характер. На втором уровне дошкольник начинает понимать некоторые эстетические качества произведения (цветовые сочетания, ритм, простые композиционные приемы), и детская оценка в данном случае - начально-эстетическая. Третий высокий уровень характеризуется тем, что ребенок способен понимать не только внешний сюжет и отдельные средства, но и внутренний смысл художественного образа. Он умеет применять свои знания в практической деятельности, и оценка становится активной и творческой.

На наш взгляд, этапы ознакомления дошкольников с искусством и педагогическое сопровождение детской изобразительной деятельности по мотивам различных жанров выглядят следующим образом:

- живые наблюдения, погружение в мир природы, людей, предметов, искусства;

- знакомство с творчеством художников, рассматривание и обсуждение произведений искусства конкретного жанра;

- упражнения и эксперименты в технике рисования;

- выполнение творческих заданий.

Таким образом, воспитатель организует детскую изобразительную деятельность по принципу: от «живого созерцания» ^ через изучение творческой манеры художников ^ путем собственной художественной практики ^ к выполнению творческих рисунков. Путь к творчеству лежит через положительные эмоции, веру в свои силы, интерес к деятельности. Это предполагает созидательный диалог взрослого и детей, уважение к индивидуальности каждого ребенка, создание эстетической развивающей среды, интеграцию образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания [4; 5].

Педагогу важно помнить, что процесс обучения эстетическому восприятию художественных произведений в дошкольном возрасте строится с учетом ряда требований:

- тщательный подбор произведений искусства, который предполагает их художественно-эстетическую ценность, использование видов и жанров изобразительного искусства в их многообразии;

- сюжеты картин должны быть доступны детям, связаны с социальным и эстетическим опытом детей, художественные образы яркими и понятными, эмоционально окрашенными;

- восприятие образов искусства должно органично сочетаться с впечатлениями и наблюдениями в действительности;

- эстетического восприятие и художественная практика дошкольников должны тесно переплетаться;

- важен дифференцированный подход к знаниям и умениям детей.

Во многих научных работах ставится акцент на важности планомерной и продуманной работы. Она говорит, что пассивное обучение, облегчение задач и требований к ребенку, а также активное, но ошибочное руководство, провоцируют, как правило, реакцию спада интереса детей дошкольного возраста к искусству и изобразительным занятиям.

Именно специфика восприятия дошкольниками искусства и особенности детской изобразительной деятельности находят отражение как в организации занятий, так и в выборе методических приемов и их сочетаний. Современный педагогический подход заключается в умении воспитателя находить такие методы и приемы, которые бы стимулировали желание детей общаться с искусством, узнавать и воспринимать новое, способствовали стремлению создавать собственные оригинальные рисунки и поделки.

Несомненно, что основными методами в данном случае будут: рассматривание и анализ репродукций, искусствоведческие рассказы и беседы. Познавательную информацию нужно сделать понятной, увлекательной и полезной для детей дошкольного возраста. Педагог должен уметь подавать искусствоведческие знания в виде сказок, занимательных историй, интересных стихотворений. В качестве активного методического приема можно привести «пример взрослого», когда он демонстрирует свои чувства и отношения (удивление, восторг, радость, огорчение) во время транслирования информации детям. Выразительность речи, интонация, жесты педагога создают условия для развития у воспитанников произвольного внимания, качественного восприятия и умения составлять собственные эмоциональные рассказы.

В арсенале методики изобразительной деятельности существует большое количество дидактических игр: для закрепления терминологии («Скажи правильно», «Назови»); для изучения жанров изобразительного искусства («Составим натюрморт», «Художественное лото»); для повторения творчества художников («Музей», «Пазлы»); для развития чувства цвета («Подбери краски», «Что бывает такого цвета») и множество других.

Продуманное использование проблемных вопросов (Что изменилось бы в картине, если...? О чем говорят такие детали? Догадайся, о чём я рассказываю?), неординарных творческих заданий («Новый год для Деда Мороза», «Нарисуй День рождения только цветом», «Волшебные превращения города») развивает способность ребенка понимать и чувствовать, придает детской жизни радость, наслаждение, успех, возможность почувствовать в себе художника в самом широком смысле.

Увеличению детских знаний и углублению эмоций поможет сравнение изобразительных образов с литературными и музыкальными. Игровые приемы («путешествие», «перевоплощение», «оживление») придают познавательному процессу природосообразный, увлекающий характер, который стимулирует активность ребенка в усвоении нового.

Обучение изобразительным умениям и навыкам требует практических методов - показ способов рисования с объяснением, обследование, упражнения, экспериментирование, описание, совет, поощрение. Очень интересным и продуктивным приемом может стать показ композиционных вариантов, когда воспитатель наглядно демонстрирует, как может поменяться восприятие произведения, если изменить его композицию (например, на фланелеграфе, или с помощью презентации, путем остановки кадра мультфильма, педагогического рисунка).

Использование разнообразных форм и методов, их эффективное сочетание придают процессам восприятия искусства и детского рисования творческий и развивающий характер.

Понятно, что каждый педагог избирательно подойдет к предлагаемому материалу. Но эта избирательность не должна нанести ущерба содержанию занятий, реализации их учебно-воспитательных задач.

Выводы. Важнейшим условием успешности технологий ознакомления дошкольников с искусством и сопровождения детской изобразительной деятельности является искусствоведческая и методическая компетентность педагога. Изобразительное искусство в условиях систематической работы дошкольного учреждения становится средством творческого и личностного развития детей.

Литература:

1. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для вузов / [Е.А. Дубровская и др.]; под редакцией Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 179 с.

2. Запорожец, А.В. Психология действия: Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. - Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 731 с.

3. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. - Москва: Владос, 2006. - 270 с.

4. Лыкова, И.А. Современные подходы к проектированию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». От концепции к практике / И.А. Лыкова. - Москва: Цветной мир, 2019. - 104 с.

5. Микляева, Н.В. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания / Н.В. Микляева, С.Н. Теплюк. - Москва: Сфера, 2013. - 128 с.

6. Погодина, С.В. Теория и технология развития детского художественного творчества. Учебник / С.В. Погодина. -Москва: Academia, 2014. - 384 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Попов Анатолий Николаевич

Оренбургский институт путей сообщения (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург); заместитель директора Хандримайлов Алексей Алексеевич Оренбургский институт путей сообщения (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Малахова Ольга Юрьевна Оренбургский институт путей сообщения (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА РЕСУРСАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена цивилизационными трансформациями, а также социальным и отраслевым заказом на формирование инженера путей сообщения нового формата: технического специалиста, способного осуществлять профессиональное таргетирование, при этом интериоризируя ценности и постулаты корпоративной культуры ОАО «Российские железные дороги», приобретая и наращивая человеческий капитал, позволяющий быть эффективным работником и успешной, состоявшейся личностью. В связи с этим авторами проводилась поисковая работа, направленная на изучение потенциала образовательного процесса транспортного вуза, в котором возможно сформировать у будущего инженера спектр корпоративных компетенций, при этом приобрести и нарастить человеческий капитал. По результатам исследования, на основе научно-методического изучения литературы в обозначенном проблемном поле, а также с использованием результатов экспериментальной работы были разработаны эффективные методологические основы, способы и формы формирования корпоративных компетенций будущего инженера путей сообщения в процессе его профессиональной подготовки - своеобразная модель интериоризации целей, принципов и ценностей корпоративной культуры ОАО «Российские железные дороги». Приведены результаты экспериментальной работы, которые позволили оценить эффективность сконструированной и реализованной модели. Новизна работы обеспечивается определением и обоснованием потенциала транспортного вуза в процессе формирования корпоративных компетенций будущего инженера, а также разработкой и апробацией модели исследуемого процесса. Вывод: образовательный процесс транспортного вуза обладает весомым потенциалом в процессе его профессионального становления, приобретения им корпоративных компетенций, что обеспечивает его профессиональный рост, наращивание практического и коммуникативного опыта. Ключевые слова: инженер, корпоративные компетенции, образовательный процесс технического вуза. Annotation. The relevance of the research is due to the civilizational transformations, as well as the social and industry order for the formation of a new format railway engineer: a technical specialist capable of professional targeting, while internalizing the values and postulates of the corporate culture of the open Joint Stock company JSC Russian Railways (JSC Russian Railways), acquiring and increasing human capital, allowing to be an effective employee and a successful, accomplished personality. In this regard, the authors conducted a search work aimed at studying the potential of the educational process of a transport university, in which it is possible to form a range of corporate competencies for a future engineer, while acquiring and increasing human capital. According to the results of the study, based on the scientific and methodological study of literature in the designated problem field, as well as using

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.