№ п/п Познавательная активность студента (б.) Творческий потенциал личности (б.) Групповая сплоченность (б.) Уровень коммуникативных и организаторских склонностей (оценка) Уровень уверенности в себе (б.)
11 13 32 11 4;3 55
12 15 32 9 2;3 69
13 36 40 6 2;3 71
14 23 42 8 3;4 55
15 24 43 14 3;3 59
16 31 48 12 4;2 67
17 33 37 9 2;2 49
18 22 43 11 3;4 71
19 16 36 8 2;2 53
20 18 44 9 4;4 71
Средн ее значен ие 30 35 7- 11,5 - средняя 1 - низкий; 2 - ниже ср.; 3 - средний; 4 -высокий; 5 - очень высокий 49-72
Выводы: Проанализировав литературу, мы выявили, что проблема повышения познавательной активности и взаимодействия является актуальной. Поставленные задачи решают методы сотрудничества, а именно метод «Пила», а также позволяют повысить множество показателей, необходимых для будущего профессионального становления студентов, повысить познавательную активность студентов, тем самым повысить уровень квалификации будущих специалистов.
Список литературы
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 2: Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. М. Педагогика, 1982. 504 с., с ил. (Акад. пед. наук СССР).
4. Рапацевич Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. Минск: Современная школа, 2010. 720 с.
5. Якимович И.Г. Возможности использования технологии обучения в сотрудничестве на практических занятиях в вузе // Вестник БГУ, 2015. № 2. С. 108-111.
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Яковлева С.Н.
Яковлева Светлана Николаевна — магистрант, специальность: педагогическое образование (Теория, технология и менеджмент дошкольного образования), кафедра дошкольного и начального образования, Институт психологии и образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк
Аннотация: в статье рассматриваются особенности формирования эмоционально-ценностного отношения у детей старшего дошкольного возраста к изобразительной деятельности с помощью натюрморта. В статье описываются разнообразные критерии, показатели и уровни оценки эмоционально-ценностных отношений у старших дошкольников в процессе восприятия натюрмортов.
Ключевые слова: художественно-творческая деятельность, натюрморт, эмоционально-ценностное отношение, мышление, способности, творчество.
Эмоционально-ценностное отношение - переживание отношения к окружающей действительности через систему морально--нравственных критериев, принятых в обществе [3].
124
Эмоционально-ценностные отношения - это система ценностей, эмоций, идеалов, отношений обеспечивающие формирование гуманистических ценностных ориентаций учащихся, активной деятельности по сохранению окружающей среды.
Для диагностики уровня развития эмоционально-ценностного отношения старших дошкольников к натюрморту нами были проведены диагностические методики на определение исходного уровня развития художественно-творческих способностей и эмоционально-ценностных отношений к натюрморту у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия натюрмортов.
Методика № 1 (Н.М. Зубарева 1996) [1. С. 7].
Методика № 2 (н.В. Шайдуровой) [2. С. 108-126].
Методика № 3 «Раскрась натюрморт».
Методика № 4 «Дорисуй фигуры» (О. Дьяченко).
Методика № 5 «Нарисуй какой хочешь узор».
Таблица 1. Критерии, показатели и уровни оценки сформированности эмоционально-ценностного отношения
старших дошкольников к натюрморту
Показатели Уровни эмоционально-ценностного отношения
высокий | средний | низкий
Когнитивный критерий
Знания в области художественной деятельности Эстетические знания в области изобразительной деятельности, способность применять их в беседах о музыке. Хорошая информированность о средствах выразительности музыки, ИЗО и литературы. Способность их различать. Удовлетворительная информированность о музыкальных жанрах и формах. Способность различать некоторые из них. Некоторые познания в области различных видов искусств и способность их применять в беседах о музыке Низкая информированность о музыкальных жанрах и формах. Не может различать их. Узкие познания в области различных видов искусств и способность их применять в беседах о натюрмортах
Проявления познавательного интереса Осознанное проявление интереса к натюрморту Спонтанное проявление интереса в зависимости от ситуации Пассивное проявление познавательного интереса, отсутствие активности
Эмоционально-оценочный критерий
Эмоционально-ценностные суждения Хорошо сформированное умение интерпретировать свои чувства и эмоции при восприятии произведений искусства словесными средствами. Наличие в высказываниях, текстах сюжетной линии; богатство словесных характеристик изобразительного образа. Способность к художественным обобщениям, сравнениям, ассоциативному, художественному синтезу впечатлений. Установление жизненных связей с искусством, проекция своего «я» в содержательную сферу явлений искусства и общения. Самостоятельность умозаключений и выводов. Способность смоделировать образ без опоры на предложенный план анализа, активно и эмоционально рассуждают об эстетических явлениях в искусстве и в жизни Наличие в высказываниях по поводу натюрморта общей сюжетной (смысловой) линии и типичных словесных характеристик изображаемого. Наличие образных эмоционально-насыщенных слов (изящная, грациозная и др.). Наличие художественно-образных предложений. Слабая ориентация в образной, смысловой сфере искусства. Недостаточная образность мышления. Стереотипы ассоциаций, сравнений. Умение проанализировать произведение по предложенному плану. Недостаточно активно рассуждают об эстетических явлениях в искусстве, затрудняются охарактеризовать эстетические явления Неумение воплотить языковую задачу до целостного текста. Преобладание в речи простых предложений. Плохая ориентация в интонационно-образной, смысловой сфере изо. Скудость изобразительных образов. Неумение выразить ассоциации, сравнения. Несамостоятельность высказываний, преобладание действий по образцу. Нежелание или неумение рассуждать об эстетических явлениях на занятия по изобразительной деятельности
Эмоциональный отклик при восприятии натюрморта Разнообразие эмоциональной гаммы реакций на натюрморт. Ярко выражено эстетическое сопереживание. Хорошая ориентация в интонационно-образной, смысловой сфере изобразитеьной деятельности. Сдержанное эстетическое сопереживание, ситуативное вовлечение в восприятие, соучастие. Слабо выраженная способность идентифицировать личные Индифферентное отношение к прослушиванию музыки отсутствие проявлений сопереживания, неспособность
Показатели Уровни эмоционально-ценностного отношения
высокий средний низкий
Активное вживание, присутствие, отождествление, соучастие в музыкальном восприятии. Адекватность эмоционального отклика на натюрморт. Ярко выражены эмоциональные проявления, дети достаточно активны в своих высказываниях, выразительны в мимике и жестах и общечеловеческие ценности, страдания, жалобы, страсти, мысли, идеи, выраженные в искусстве. Ситуативность эмоционального отклика на произведения искусства. Недостаточно ярко выражены эмоции, дети менее активны в своих высказываниях, а также в мимике и жестах, дети нередко отвлекаются отождествления. Неумение идентифицировать личные и общечеловеческие ценности, выраженные в искусстве. Скудость эмоциональной гаммы в реакциях. Неадекватность эмоционального отклика на натюрморт. Во всех видах изобразительной деятельности внешние эмоции выражены слабо, характеризуются отдельными эмоциональными восклицаниями, а также нежеланием участвовать в различных видах деятельности.
Продуктивно-рефлексивный критерий.
Показатель Умения и навыки выполнения художественной деятельности Умение интерпретировать свои чувства и эмоции при восприятии произведений с помощью цветового и графического моделирования; способность четко охарактеризовать свои чувства и эмоции через рисунок Соответствие темы рисунка образу и названию Отсутствие в рисунках сюжетной линии, богатства оттенков и сочетаний цветов, несоответствие жанру и теме произведения
Показатель Проявление творчества Активное выражение себя в музыкальном творчестве. Стремление к совместной творческой деятельности. Повышенный интерес к творчеству сверстников. Склонность к поискам, импровизации, размышлениям, прозрениям при различных видах музыкального исполнительства. Стремление выразить в исполнении свои чувства, мысли, эмоции, состояния. Проявление творческого воображения, фантазии Проявление активности при условии его стимулирования. Ситуативный интерес к творчеству сверстников и сотворчеству. Необходимость в специальном мотивировании исполнительства. Неумение импровизировать при различных видах деятельности. Эпизодичность проявления творческого воображения, фантазии Отказ от участия в творчестве. Избегание совместной деятельности и сотворчества в изобразительной деятельности. Отсутствие интереса к творчеству сверстников. Нежелание и неготовность к импровизации. Участию в исполнительстве. Неспособность выражать в исполнении свои эмоции и чувства, эмоциональная закрытость. Редкие проявления творческого воображения, фантазии
Показатель Самооценка и рефлексия учебных и творческих достижений Даёт обоснованную, адекватную оценку своим учебным, творческим достижениям В оценке своих достижений ситуативен Не склонен к самооценке, как правило, в оценке успехов и неудач неадекватен
По результатам диагностики развития эмоционально-ценностного отношения дошкольников к натюрморту детей исходя из 5 заданий:
- с высоким уровнем развития художественных способностей оказалось - 9 человека из 20, составляет 45%;
- со средним уровнем - 10 человек из 20, составляет 50%;
- с низким уровнем развития - 1 человек = 5%.
Процентное соотношение уровней развития художественно-творческого развития представлено на рисунке №1
Отсюда следует вывод, что с детьми проводятся регулярно занятия по изобразительной деятельности, воспитатель учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. Во время диагностики дети охотно и точно выполняли все задания и проявляли свое творчество. В задании «Раскрась натюрморт», где нужно было наиболее точно показать цвета предметов, дети с точностью передали и отразили цвета (зелено-красное яблоко, желто--зеленый банан, зеленый и фиолетовый виноград и т.д.). Однако, один ребенок, несмотря на проведенную предварительную работу по рассматриванию отдельных элементов натюрморта воспринял задание не совсем правильно (голубой апельсин и голубой ананас). На мой вопрос «Почему ты раскрасил эти фрукты именно этим цветом?», ребенок ответил, что ему нравится голубой цвет.
Специфика личностного отношения детей к живописи?
Вначале дети объясняют свое отношение к картине лишь одним словом - нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Отвечают на вопрос односложно, в их ответах отсутствуют эпитеты, образные сравнения, метафоры.
Опыт работы показал, что старшие дошкольники выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины.
Понимание художественных образов в произведении вызывает у детей сильные чувства, проявляющиеся в сопереживании с героями произведения. Оценивая содержание картины, они изменяют собственное поведение в соответствии с идеалами художника,
При целенаправленных занятиях у детей качественно изменяется восприятие красоты. Ребенок начинает понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине. В ходе работы по ознакомлению детей с живописью совершенствуются их представления о средствах выразительности - цвете, композиции, линии, светотени и т.д.
Они правильно воспринимают выразительные средства - как форму передачи содержания произведения, его настроения. Особенность восприятия старшими дошкольниками цвета в живописи состоит в том, что цвет они выделяют сразу, так как он ярок, знаком детям, они постоянно рисуют, «играют» цветом, легко увязывают его с настроением, выраженным в произведении. Однако дети шестого года жизни способны воспринимать цвет и как средство для раскрытия основной мысли содержания, через цвет оценивают, эстетические достоинства картины...
Труднее детям дается выделение композиционного построения картины.
Дети усваивают, что композиционный центр можно выделить цветом, величиной, формой, устанавливать зависимость между композицией и основной идеей произведения дети еще не могут, они нуждаются в помощи воспитателя, который учит их всматриваться в картину.
По колористическому решению отбираются картины, выполненные художником в теплой и холодной цветовой гамме, основанной на цветовом контрасте - яркие цветовые пятна или спокойные мазки, живые яркие, сочные краски или размытые, разбеленные.
Имеет значение и композиционное решение. Для рассматривания с детьми отбирают картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично и т.д.
Картины разных художников отличаются манерой исполнения: ритмичным изображением линий, мазков, стилизованностью, обобщенностью или детализацией изображенных предметов и образов, их объемным или плоскостным изображением. Учитывают также и принцип концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение учебного года и в разных возрастных группах неоднократно предлагается для рассматривания детьми. Но внимание ребят направляют на разные цели: выделить отдельные образы, назвать цвет, определить настроение, проанализировать логические связи картины, установить взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности. Соблюдение принципа концентричности позволяет воспитателю постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений, раскрывать перед ними новое в содержании и художественных средствах картины, воспитывать устойчивый интерес к живописи, развивать более яркие ассоциации и эстетические чувства.
Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо четко представлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал).
Произведение искусства отличается не только идеей, которая в картине скрыта, но и темой, т.е. что на ней изображено. Тема произведения должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям.
По результатам констатирующего эксперимента были намечены основные пути, задачи и средства формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия натюрмортов.
Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют от нас формирующего эксперимента в соответствии с педагогическими условиями, отраженными в гипотезе, при которых эта задача решалась бы наиболее эффективно.
Таким образом, данные первого этапа исследования определили основные направления дальнейшей работы - разработка тематики непосредственной образовательной деятельности, направленной на формирование художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия натюрмортов.
Список литературы
1. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом / Библиотека программы «Детство». Спб.: Изд-во «Детство-пресс», 2003. 112 с.
2. Шайдурова Н.В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста». [Текст]: учеб. пособие. М.: Сфера, 2010. 156 с.: ил., табл. (Учебное пособие). Библиогр. С. 154-156.
3. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм-Еврознак. Под общей редакцией А.А. Реана, 2002.
4. Яковлева С.Н. Натюрморт как средство формирования эмоционально-ценностного отношения к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. «Наука и образование сегодня». № 1 (24), 2018. С. 76.