Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОЦЕНОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОЦЕНОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ПОНИМАНИЕ / ПРЕДПОСЫЛКИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ПОНИМАНИЯ / ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ИСКУССТВОМ / ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОЦЕНОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ИСКУССТВУ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ДИАГНОСТИКА ОЦЕНОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цибульская Виктория Алексеевна

В статье раскрыта актуальность педагогической работы по формированию положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста, определяемая требованиями времени и особенностями эстетического развития детей, в основе которого лежит ценностное отношение. Уточнено значение понятия «положительное оценочное отношение детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства», указана необходимость разработки пакета диагностических материалов для определения эффективности работы по формированию положительного оценочного отношения у детей. Описаны составляющие данного пакета: критерии сформированности оценочного отношения старших дошкольников к произведениями изобразительного искусства (познавательный интерес к произведениям изобразительного искусства, эмоции и чувства к произведениям изобразительного искусства, культурно-эстетические ориентации личности), его показатели и уровни (отрицательное, нейтральное и положительное оценочное отношение) и применяемые в опытно-экспериментальной работе методы и методики психолого-педагогической диагностики. Раскрыта опытно-экспериментальная работа, показано состояние основных показателей оценочного отношения у детей контрольной и экспериментальной группы, обоснована валидность результатов исследования и доказана эффективность разработанной авторами педагогической модели формирования положительного оценочного отношения старших дошкольников к произведениям изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цибульская Виктория Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY IN CREATING POSITIVE EVALUATION ATTITUDE TOWARDS WORKS OF FINE ART IN ELDER PRESCHOOL CHILDREN

This article reveals relevance of pedagogical work in creating a positive evaluation attitude towards works of fine art in elder preschool children, which is determined by requirements of our time and peculiarities in children aesthetic development on the value basis. Meaning of the notion “positive evaluation attitude of elder preschool children towards works of fine art” is indicated, and necessity to develop a package of diagnostic materials to determine efficiency in creating a positive evaluation attitude in children is presented. Components of this package are described, and they include maturity criteria for creating the evaluation attitude in elder preschool children to works of fine art (cognitive interest in works of fine art, emotions and feelings to works of fine art, personal cultural and aesthetic orientations), its indicators and levels (negative, neutral and positive evaluation attitude), as well as methods and techniques of psychological and pedagogical diagnostics used in the pilot experimental work. This pilot experimental work is presented, state of evaluation attitude main indicators in children of the control and experimental groups is shown, validity of the research results is substantiated, and efficiency of the pedagogical model developed by the authors in creating a positive evaluation attitude in elder preschool children to works of fine art is proved.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОЦЕНОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Эффективность работы по формированию положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста

Цибульская Виктория Алексеевна,

аспирант кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» E-mail: 5332288@list.ru

В статье раскрыта актуальность педагогической работы по формированию положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста, определяемая требованиями времени и особенностями эстетического развития детей, в основе которого лежит ценностное отношение.

Уточнено значение понятия «положительное оценочное отношение детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства», указана необходимость разработки пакета диагностических материалов для определения эффективности работы по формированию положительного оценочного отношения у детей. Описаны составляющие данного пакета: критерии сформированности оценочного отношения старших дошкольников к произведениями изобразительного искусства (познавательный интерес к произведениям изобразительного искусства, эмоции и чувства к произведениям изобразительного искусства, культурно-эстетические ориентации личности), его показатели и уровни (отрицательное, нейтральное и положительное оценочное отношение) и применяемые в опытно-экспериментальной работе методы и методики психолого-педагогической диагностики.

Раскрыта опытно-экспериментальная работа, показано состояние основных показателей оценочного отношения у детей контрольной и экспериментальной группы, обоснована валид-ность результатов исследования и доказана эффективность разработанной авторами педагогической модели формирования положительного оценочного отношения старших дошкольников к произведениям изобразительного искусства.

Ключевые слова: ценностно-смысловое понимание, предпосылки ценностно-смыслового понимания, восприятие произведений искусства, дети старшего дошкольного возраста, дополнительное образование, изобразительное искусство, ознакомление детей 5-7 лет с искусством, положительное оценочное отношение к искусству, старшие дошкольники, дети старшего дошкольного возраста, диагностика оценочного отношения к искусству.

о с

CJ

Интенсивное социокультурное и экономическое развитие российского общества предъявляет высокие требования к личностному развитию подрастающего поколения, которые отражены в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Эти требования предполагают развитие у детей художественного вкуса и положительного отношения к произведениям искусства в контексте их приобщения к духовно-нравственным и эстетическим идеалам [3].

При формировании у дошкольников положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства ребенок соприкасается с такими духовно-нравственными ценностями, отраженными в искусстве, как красота, нравственные нормы, традиционные культурные ценности, в результате чего происходит духовно-нравственное развитие человека. Таким образом, знакомство детей дошкольного возраста с искусством выступает средством эстетического развития и духовно-нравственного воспитания [1].

Ценностное отношение к произведениям изобразительного искусства лежит в основе эстетического развития дошкольников.

Понятие «положительное оценочное отношение детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства» в нашем исследовании наполнено следующим содержанием: это оценочное отношение, связанное с эмоциями принятия, одобрения, восхищения, устойчивым познавательным интересом, признанием культурно-эстетической ценности произведений изобразительного искусства, желанием ребенка заниматься изобразительной деятельностью.

Формирование положительного оценочного отношения к искусству у старших дошкольников должно сопровождаться пакетом диагностических материалов, позволяющим определить успешность педагогической работы [2].

Нами была разработана педагогическая модель формирования положительного оценочного отношения старших дошкольников к произведениям изобразительного искусства [6], а также методика интеграции в практику разработанной педагогической модели формирования положительного оценочного отношения детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства в системе дополнительного образования, которая представляла собой специально организованную целенаправленную работу по развитию нравственно-эстетических эмо-

ций и чувств ребенка, познавательного интереса к произведениям изобразительного искусства и культурно-эстетических ориентаций личности [6, 8].

Для того чтобы оценить эффективность разработанной педагогической модели, в ходе исследования нами были разработаны критерии (эмоции ребенка по отношению к искусству; познавательный интерес ребенка к произведениям изобразительного искусства; культурно-эстетические ориентации личности), показатели и уровни (отрицательный, нейтральный и положительный) оценочного отношения старших дошкольников к произведениям изобразительного искусства, а также отобраны и адаптированы методы и методики психолого-педагогической диагностики (таблица 1).

Таблица 1. Критерии, показатели и уровни сформированности оценочного отношения старших дошкольников к произведениям изобразительного искусства

Критерии Уровни

Отрицательное оценочное

отношение

Нейтральное отношение

Положительное оценочное

отношение

Методы и методики психолого-педагогической диагностики

Познавательный интерес к произведениям изобразительного искусства

Отсутствует интерес к произведениям изобразительного искусства

Интерес к произведениям изобразительного искусства проявляется ситуативно

Наличие устойчивого интереса к произведениям искусства

Педагогическое наблюдение на занятиях по «Истории искусства»; анкетирование педагогов, родителей; метод парных сравнений Л. Тер-стоуна

Эмоции и чувства к произведениям изобразительного искусства

Неприятие произведений изобразительного искусства

Произведения искусства не вызывают у ребенка эмоционального отклика

Восхищение, чувство прекрасного, проявление эстетического вкуса

Педагогическое наблюдение за детьми на занятиях по «Истории искусства»; адаптированный Восьми-цветовой тест М. Люшера

Культурно-эстетические ориентации личности

Не признает ценности искусства, неохотно занимается изобразительной деятельностью

Соглашается с тем, что некоторые произведения могут представлять ценность, не возражает против занятий

Признает, стремится рассказать, стремление заниматься изобразительной деятельности

Педагогическое наблюдение за детьми на занятиях; тест «Ван Гог» Е.М. Тор-шиловой, Т.В. Морозовой

Для диагностики уровня сформированности познавательного интереса старшего дошкольника к произведениям изобразительного искусства были использованы методы педагогического наблюдения за поведением детей на занятиях; анкетирование родителей и воспитателей подготовительных групп (педагогов дополнительного образования); метод парных сравнений Л. Терстоуна [4], который был адаптирован авторами применительно к тематике исследования с учетом принципа доступности для детей старшего дошкольного возраста.

Данный метод состоял в том, что ребенку попарно предлагаются карточки с изображением произведения изобразительного искусства и другого изображения (чаще фотографии). Нами было сформировано восемь пар карточек. О высоком уровне познавательного интереса говорит ситуация, когда ребенок предпочел 6-8 произведений искусства другим картинкам, о среднем уровне познавательного интереса - 3-5, о низком уровне познавательного интереса - 0-2. При анализе результатов исследования следует обращать внимание на выбор ребенком из пары картинок изображения с высокой художественной ценностью, а также на сформированность внутренней позиции, которая проявляется в мотивации выбора из представленной пары изображений.

Как компонент оценочного отношения необходимо анализировать также эмоции и чувства, культивируемые у детей классическими образцами изобразительного искусства. Заметим, что детские эмоции изучать достаточно сложно, за исключением тех случаев, когда они очень экспрессивны и доступны восприятию путем наблюдения. Часто дети затрудняются с вербализацией своих переживаний, поэтому эмоции и чувства детей предлагается исследовать с помощью адаптированного нами Восьмицветового теста М. Люшера [4].

Метод состоит в следующем. Детям предлагаются произведения изобразительного искусства и квадраты из картона восьми «люшеровских цветов», причем количество квадратов каждого цвета равно количеству всех произведений. Детям предлагается: наложить квадраты на картины «так, как захочешь»; подобрать квадраты так, чтобы цвет соответствовал настроению картины; показать все картины, «которые понравились». Данный подход позволяет проанализировать три параметра: общий эмоциональный фон, на котором происходит изучение произведений изобразительного искусства, понимание ребенком настроения картины и количество понравившихся произведений искусства.

Общий эмоциональный фон занятий оценивается по трехбалльной шкале (негативный - 0, нейтральный - 1, позитивный - 2).

Соответствие выбранного ребенком цвета настроению картины - по трехбалльной шкале (0 -в основном не соответствует; 1 - примерное равное количество «соответствует» и «не соответствует»; 2 - в основном соответствует).

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Уровень положительного отношения детей к произведениям изобразительного искусства замеряется следующим образом: 0-3 понравившихся ребенку картины свидетельствуют о низком уровне положительного отношения, 4-6 произведений - о среднем, 7-8 - о высоком.

Для диагностики развитости ценностных ори-ентаций детей дошкольного возраста предлагается использовать тест «Ван Гог» Е.М. Торшиловой, Т.В. Морозовой [5]. Дошкольникам предлагаются карточки с репродукциями картин парами и инструкция: «покажи, какая картинка тебе больше нравится», ребенок должен выбрать лучшее изображение. Тестовый материал включал шесть пар изображений, пары подобраны так, чтобы «лучшая» картинка, выбор которой свидетельствует о развитой культурно-эстетической ориентации ребенка, а не возрастной элементарности вкуса, отличалась в сторону большей образности, выразительности и эмоциональной сложности.

В процессе применения этого теста необходимо обеспечить неформальность понимания ребенком задачи и активизировать его способность к оцениванию в случаях, если он уходит от нее и машинально выбирает всегда правую или всегда левую картинку.

Правильность выбора оценивалается в 1 балл. Низкий уровень сформированности ценностных ориентаций личности - 0-3 балла, средний уровень - 4-5, высокий - 6-7 баллов.

На основе результатов, полученных путем применения описанного выше комплекса методик психолого-педагогической диагностики, было получено целостное представление о сформирован-ности положительного оценочного отношения детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе учреждений дополнительного образования г. Москвы и Московской области (сентябрь 2015 г. - февраль 2020 г.): детской арт-площадки Мотор-студии Hyundai, г. Москва; детского сада «Абвгдейка» (структурное подразделение Частного общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков «Мир знаний»), с. Петрово-Дальнее Красногорского района Московской области; творческой мастерской «Секретики», р.п. Нахабино Красногорского района Московской области; семейного клуба «Октябрь Family Club», с. Ильинское Красногорского района Московской области и др.

В опытно-экспериментальной работе приняли участие 196 детей (94 ребенка из контрольной группы и 102 ребенка из экспериментальной группы), 50 педагогов (воспитатели подготовительных групп и педагоги дополнительного образования) 5 и 203 родителя.

g Опытно-экспериментальная работа осущест-^ влялась в три этапа: начальный констатирующий еЗ срез, формирующий эксперимент и контрольный Ц срез.

На начальном констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы стояла задача определить характер оценочного отношения старших дошкольников к произведениям изобразительного искусства, а также изучить представления воспитателей подготовительных групп (педагогов дополнительного образования) и родителей о возможностях формирования положительного оценочного отношения старших дошкольников к произведениям изобразительного искусства.

Педагогическое наблюдение за поведением детей на первых занятиях показало ограниченность знаний и невысокий познавательный интерес к произведениям изобразительного искусства. В подтверждение этому дошкольники не использовали в свободных играх и свободной изобразительной деятельности сюжеты известных произведений изобразительного искусства. Кроме того, очень небольшое количество детей проявляли ценную для художественно-эстетического развития эмоцию «радость узнавания», которая могла возникнуть в ответ на уже известное ребенку произведение искусства. Дети испытывали затруднения при вербализации эмоций и чувств, возникающих при восприятии ими классических произведений изобразительного искусства. При этом мы могли наблюдать эмоциональный отклик детей, что свидетельствовало об их эмоциональной отзывчивости и возможности приобщения к прекрасному. Высказать оценочное отношение к произведениям никто из детей не смог, однако под влиянием наводящих вопросов педагога старшие дошкольники постепенно активизировались и высказывали предположения, что хотел выразить художник в своем произведении. Это дает основание предположить, что при специально организованном обучении можно сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное оценочное отношение к произведениям изобразительного искусства.

Поскольку метод педагогического наблюдения связан с субъективной интерпретацией исследователем получаемой информации, то он был дополнен анкетированием воспитателей подготовительных групп (педагогов дополнительного образования) и родителей детей старшего дошкольного возраста. В анкетировании приняли участие 50 человек воспитателей подготовительных групп и педагогов дополнительного образования, а также 203 родителя детей из контрольной и экспериментальной групп.

Для исследования нами специально были разработаны две анкеты: анкета для воспитателей подготовительных групп (педагогов дополнительного образования) и анкета для родителей.

При разработке обеих анкет все вопросы были сгруппированы в три смысловых блока. К первому блоку относились вопросы, выявляющие предпочтения старших дошкольников в самостоятельной деятельности и наличие интереса к изобразительному искусству.

После обработки ответов респондентов были получены следующие результаты.

Воспитатели подготовительных групп и педагоги дополнительного образования на вопрос «Какие занятия в основном предпочитают дети вашей группы во время самостоятельной деятельности?» назвали такие любимые занятия детей, как различные виды игры 98% (49 чел.), рисование 86% (43 чел.), лепку 24% (12 чел.), оригами 14% (7 чел.), аппликацию 10% (5 чел.), изготовление поделок 10% (5 чел.), музыкальную деятельность 8% (4 чел.).

Большинство родителей, отвечая на этот вопрос, называли просмотр медиафайлов в Интернете 54% (110 чел.), при этом 27% родителей (55 чел.) указало, что их дети проявляют медиаактив-ность (ведут блоги, снимают видеоролики, выкладывают результаты своего творчества в социальные сети и т.п.). Часть родителей не может сказать, что именно делают дети с гаджетами и компьютером, поэтому на самом деле процент медиаактив-ных детей может быть больше. Таким образом, была выявлена необходимость задать «культуро-творческий вектор» медиаактивности современных дошкольников. Рисование назвали всего 8,5% респондентов (17 чел.); упоминали игры с игрушками 15% (30 чел.); прогулки, танцы, подвижные игры и спорт - 10,5% (21 чел.); рукоделие, поделки и оригами - 5,5% (11 чел.); ряжение - 1% (2 чел.); настольные игры и головоломки 4,5% (9 чел.); чтение книг - 4% (8 чел.); домоводство, включая помощь в ремонте - 3% (6 чел.); игры с животными -3% (6 чел.); прослушивание музыки - 2,5% (5 чел.); уход за растениями - 1,5% (3 чел.); развивающие занятия - 1,5% (3 чел.); лепку - 1% (2 чел.). Это позволяет заключить, что следует уделять особое внимание развитию интереса к изобразительному искусству, с одной стороны, и опираться при этом на имеющийся у детей интерес к работе с медиа-материалами, с другой.

Таким образом, сопоставляя ответы родителей и педагогов на первый вопрос анкеты, можно отметить, что родители называют больше разнообразных видов деятельности, в том числе активность в Интернете. Разница в ответах педагогов и родителей объясняется различными возможностями организации самостоятельной деятельности ребенка в образовательных организациях и дома. Деятельность в детских садах и организациях дополнительного образования детей более регламентирована по сравнению с домашним досугом. Например, детям в дошкольные образовательные организации не дают с собой гаджеты, зато там их поощряют заниматься творчеством. Все дети любят играть (игровая деятельность является ведущей в старшем дошкольном возрасте), однако дома игровая активность детей часто переходит из реальной жизни в Интернет или в видеоигры.

Ответы на вопрос «Считаете ли вы, что ваш ребенок интересуется изобразительным искусством?» распределились следующим образом.

Педагоги в основном считают, что дошкольники увлекаются изобразительным искусством, такой ответ дали 76% педагогов (38 чел.); 24% педа-

гогов (12 чел.) считают, что дети не интересуются изобразительным искусством.

Ответы родителей были практически противоположными: 76% родителей (152 чел.) считают, что их ребенок не увлекается искусством; 5,5% (11 чел.) не уверены или считают, что ребенок увлекается искусством в незначительной степени; 18,5% (37 чел.) утверждают, что их дети увлекаются изобразительным искусством.

Столь значительную разницу в ответах педагогов и родителей можно объяснить тем, что дети, будучи профессионально вовлечены педагогами в условиях образовательной организации в деятельность, связанную с изобразительным искусством, проявляют к ней интерес, так как педагогам удается создать и поддерживать мотивацию и необходимый эмоциональный фон. Дома же дети проявляют иные интересы, которые превосходят по силе интерес к изобразительному искусству настолько, что он нивелируется.

Таким образом, можно утверждать, что дошкольники испытывают определенный интерес к изобразительному искусству, который значительно возрастает при наличии компетентного профессионального сопровождения со стороны увлеченных взрослых.

К второму блоку анкеты относились вопросы, выявляющие темы и объекты, в наибольшей степени культивирующие познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста.

Обработка ответов респондентов позволила установить следующее. На вопрос о том, на что обращается внимание при рассматривании с ребенком иллюстраций в книгах или произведений изобразительного искусства, педагоги указали сюжет, героев, художественные средства. Родители при рассматривании картин следуют за интересами ребенка; при этом подавляющее большинство детей (179 чел.) с удовольствием рассматривают дома книги с иллюстрациями (тематика определяется интересами детей), и только в 17 семьях дети не любят книги и иллюстрации в них.

В ответах на вопрос о том, какие темы чаще всего воспроизводят дети в своих рисунках, и педагоги, и родители указывали на достаточно широкий спектр тем; отмечали, что сюжеты связаны с общими интересами старших дошкольников, а также с той деятельностью, которой дети активно занимались в последнее время. Следует подчеркнуть, что ни родители, ни педагоги не указали на использование в свободной изобразительной деятельности сюжетов классических произведений изобразительного искусства.

Отвечая на вопрос о вербальных оценках детьми событий и героев, изображенных на картинах, педагоги указали, что дети чаще всего оценивают сюжет картины в форме рассказа. Возможно, педагоги имели в виду рассказ по картинке согласно плану, являющийся одним из основных видов работы по развитию речи в детском саду.

Исходя из ответов 203 родителей о том, оценивают ли дети произведения искусства, можно

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

утверждать, только 15% (14 детей из контрольной группы) и 16% (16 детей из экспериментальной группы) объективируют свое оценочное отношение к произведениям изобразительного искусства.

Таким образом, ответы педагогов и родителей на вопросы второго блока анкеты показали, что при наличии определенного познавательного интереса к произведениям изобразительного искусства, способность старших дошкольников к вербализации оценочного отношения развита недостаточно, нуждается в специальном стимулировании.

Третий блок анкеты включал вопросы, позволяющие выявить способы стимулирования взрослыми познавательного интереса старших дошкольников к произведениям изобразительного искусства.

Вопрос, выявляющий готовность детей комментировать собственные рисунки, показал, что большинство детей 93% (87 чел.) из контрольной группы и 89% (91 чел.) из экспериментальной группы по собственной инициативе редко рассказывают о своих произведениях, однако на просьбу взрослого рассказать о рисунке с удовольствием откликаются. Это подтверждает не только интерес детей старшего дошкольного возраста к результату творческой деятельности, но и говорит об отношении ребёнка к творчеству как средству выражения человеком своего внутреннего мира и способу общения. Следовательно, можно сделать вывод о необходимости инициировать ситуации обсуждения и комментирования ребенком произведений изобразительного искусства, как своих, так и классических образцов, для развития у него познавательного интереса.

Отвечая на вопрос о наиболее распространенных формах ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства, педагоги называли беседу; рассказ по картине; рассматривание произведений искусства; обычные и виртуальные экскурсии; выставки и мини-выставки; работу с дидактическим материалом; просмотр ме-диаматериалов (в том числе с экрана телефона); самостоятельную изобразительную деятельность; сюжетно-ролевые игры; дидактические и подвижные игры; упражнения по развитию речи для активизации словаря; чтение литературы с рассматриванием иллюстраций и обсуждением; рассматривание репродукций; слушание музыки в сочетании с просмотром картин художников; рассказы случаев из жизни, побудивших художников к созданию произведений; поощрение детей к рассказу о случаях из своей жизни, аналогичных изображенным на картинах; знакомство с жизнью и работой художников, показ фотографий и портретов самих художников и другие интерактивные формы и методы работы.

5 Родители называли более узкий спектр мето-§ дов работы, а именно: чтение книг, посещение вы-^ ставок, концертов, музеев, интерактивных детских еЗ выставок, устройство домашних выставок, игра ав «в музей» с работами ребенка, рассматривание

тематических открыток и иллюстраций, покупка журналов в книжном магазине, рассматривание выставок в фойе театров и др. Это позволяет сделать вывод о необходимости просвещения родителей в области форм и методов накопления детьми художественно-эстетического опыта, а также о повышении уровня культуроведческих знаний у родителей как способа стимулирования познавательного детей к произведениям изобразительного искусства.

Отвечая на вопрос об инициативе детей в отношении знакомства с классическими произведениями изобразительного искусства, 72% (36 чел.) педагогов из 50 опрошенных и 81% (164 чел.) родителей из 203, участвующих в опросе, отметили, что дети очень редко проявляли инициативу в этой сфере. Небольшое исключение составили те дошкольники, которые занимаются творчеством на постоянной основе - посещают изостудию, кружки и др. Они проявляют активный интерес к посещению выставок и музеев изобразительного искусства.

Обобщая ответы педагогов и родителей по третьему блоку вопросов, можно констатировать слабую инициативу старших дошкольников относительно знакомства с классическими произведениями искусства и недостаточную компетентность родителей в вопросах форм и методов стимулирования познавательного интереса старших дошкольников к изобразительному искусству.

Таким образом, обработка ответов респондентов дополнила результаты педагогического наблюдения и позволила констатировать, что у старших дошкольников несколько снижен познавательный интерес к произведениям изобразительного искусства, что обусловлено недооценкой данного аспекта художественно-эстетического воспитания в детских садах, недостаточной компетентностью родителей в истории искусства, а главное - отсутствием целенаправленной образовательной работы в данном направлении.

Метод парных сравнений Л. Терстоуна показал, что у большинства детей из контрольной и экспериментальной групп к началу преобразующего этапа опытно-экспериментальной работы познавательный интерес к произведениям изобразительного искусства соответствовал среднему уровню и нуждался в развитии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адаптированный восьмицветовой тест М. Люш-ера показал, что для большинства детей из контрольной и экспериментальной групп первые занятия проходили на нейтральном и позитивном эмоциональном фоне, что создавало благоприятные предпосылки в дальнейшем для формирования положительного оценочного отношения детей к произведениям изобразительного искусства. Исследование показало также, что у большинства воспитанников недостаточно было развито положительное отношение к произведениям изобразительного искусства. У большинства старших дошкольников эстетические эмоции и чувства были скудны, вследствие чего дети не всегда были спо-

собны эмоционально откликнуться на настроение, переданное в картине, многие дети испытывали трудности в выражении своих чувств от увиденного.

Тест «Ван Гог» Е.М. Торшиловой, Т.В. Морозовой показал, что к началу формирующего этапа опытно-экспериментальной работы большинство воспитанников имели низкий и средний уровни культурно-эстетических ориентаций.

На основе результатов, полученных путем применения комплекса методик психолого-педагогической диагностики (педагогического наблюдения, анкетирования, метода парных сравнений Л. Терстоуна, Восьмицветового теста М. Люш-ера, теста «Ван Гог» Е.М. Торшиловой, Т.В. Морозовой), было получено целостное представление о сформированности положительного оценочного отношения детей старшего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства. Отрицательное оценочное отношение продемонстрировали 22% (21 чел.) из контрольной группы и 20% (20 чел.) из экспериментальной, нейтральное соответственно - 49% (46 чел.) и 53% (54 чел.), а положительное - 29% (27 чел.) и 27% (28 чел.) соответсвенно.

Для проверки валидности результатов мы использовали парный Т-критерий Стьюдента. Данный метод направлен на оценку различий средних величин в двух выборках, которые распределены по нормальному закону. Все различия показателей контрольной и экспериментальной группы на начальном этапе определены согласно Ькрите-рию Стьюдента как незначимые, что подтверждает релевантность результатов.

Для интеграции в практику педагогической модели формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста были разработаны содержание образовательных модулей в структуре курса «История изобразительного искусства» и технология интерактивного взаимодействия с семьями детей старшего дошкольного возраста в Интернет-среде для формирования у дошкольников положительного оценочного отношения к изобразительному искусству, особенностью которой являлось использование социальных сетей как базы для проведения конкурсов, викторин, марафонов, прямых эфиров, подкастов, виртуальных экскурсий на тему изобразительного искусства. Предлагаемые материалы содержали репродукции картин, их описания и задания к ним, а также тестовые вопросы [1, 9].

После завершения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы нами была проведена повторная психолого-педагогическая диагностика в контрольных и экспериментальных группах с целью анализа результативности проведенной работы по формированию положительного оценочного отношения старших дошкольников к произведениям изобразительного искусства.

Диагностика оценочного отношения дошкольников к произведениям изобразительного искус-

ства на заключительном этапе эксперимента показала следующее.

У детей из контрольной группы преобладало нейтральное отношение к произведениям изобразительного искусства (51%), которое характеризуется ситуативным проявлением познавательного интереса, невыраженным или слабым эмоциональным откликом на картины известных художников, признанием культурной ценности некоторых произведений искусства. Кроме того, у нескольких детей из контрольной группы (2%) диагностировалось отрицательное отношение к классическим образцам изобразительного искусства.

У подавляющего большинства детей старшего дошкольного возраста (64%) из контрольной группы мы констатировали положительное оценочное отношение к произведениям изобразительного искусства, которое объективировалось в устойчивом познавательном интересе к полотнам известных художников, развитых нравственных и эстетических переживаниях, в признании детьми ценности произведений искусства, стремлении рассказывать о них, способности дать морально-нравственную и эстетическую оценку картинам, желании заниматься изобразительной деятельностью.

Согласно проверке по методу t-критерия Стьюдента различия в показателях контрольной и экспериментальной группы являются значимыми и обусловлены реализацией разработанной педагогической модели.

Таким образом, можно констатировать, что разработанная нами педагогическая модель формирования положительного оценочного отношения старших дошкольников к произведениям изобразительного искусства оказалась эффективной.

Литература

1. Tsibulskaya, V.A., Minazova, V.M., Rachkovskaya, N.A., Kuzminov, N.N., Kunguryakova, A.V. Formation of a positive attitude to art in preschoolers using Internet technologies. EpSBS - European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 2020. - Vol. 92 - pp. 3180-3184

2. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности / Т.А. Барышева. - СПб.: Питер, 2000. - 237 с. Морозова Н.Г. Торши-лова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: (Теория и диагностика)/ Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. - 2. изд., пе-рераб. и доп. - Екатеринбург: Деловая кн., 2001. - 140 с.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

4. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: учебное пособие / Ю.Н. Толстова. - М.: КДУ, 2007. -288 с.

5. Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: (Теория и диагности-

сэ о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ка) / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. - 2. изд., перераб. и доп. - Екатеринбург: Деловая кн., 2001. - 140 с.

6. Цибульская, В.А. Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в системе дополнительного образования / В.А. Цибульская // Педагогический журнал. -2019. - Т. 9. № 1-1. - С. 78-86.

7. Цибульская В.А., Рачковская Н.А. Педагогическая модель формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста / В.А. Цибульская // Вестник МГОУ. - 2021.

8. Цибульская, В.А. Предпосылки ценностно-смыслового понимания произведений искусства у старших дошкольников / В.А. Цибульская // Наука и школа. - 2018. - № 3. - С. 146150.

9. Цибульская, В.А. Формирование предпосылок ценностно-смыслового понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста: из опыта работы с родителями на медиаплатформах / В.А. Цибульская // Вестник образования России. -№ 2 - М.: Изд. «ПРО-ПРЕСС», 2019. - С. 4349.

EFFICIENCY IN CREATING POSITIVE EVALUATION ATTITUDE TOWARDS WORKS OF FINE ART IN ELDER PRESCHOOL CHILDREN

Tsybulskaya V.A.

Moscow State Pedagogical University

This article reveals relevance of pedagogical work in creating a positive evaluation attitude towards works of fine art in elder preschool children, which is determined by requirements of our time and peculiarities in children aesthetic development on the value basis. Meaning of the notion "positive evaluation attitude of elder preschool children towards works of fine art" is indicated, and necessity to develop a package of diagnostic materials to determine efficiency in creating a positive evaluation attitude in children is presented. Components of this package are described, and they include maturity criteria for creating the evaluation attitude in elder preschool children to works of fine art (cognitive interest in works of fine art, emotions and feelings to works of fine art, personal cultural and aesthetic orientations), its indicators and levels (negative, neutral and positive evalu-

ation attitude), as well as methods and techniques of psychological and pedagogical diagnostics used in the pilot experimental work. This pilot experimental work is presented, state of evaluation attitude main indicators in children of the control and experimental groups is shown, validity of the research results is substantiated, and efficiency of the pedagogical model developed by the authors in creating a positive evaluation attitude in elder preschool children to works of fine art is proved.

Keywords: value semantic understanding, value semantic understanding prerequisites, perception of works of art, children of elder preschool age, additional education, fine arts, familiarizing 5-7 years old children with art, positive evaluation attitude towards art, elder preschoolers, elder age preschool children, diagnostics of the evaluation attitude towards art.

References

1. Tsibulskaya, V.A., Minazova, V.M., Rachkovskaya, N.A., Kuz-minov, N.N., Kunguryakova, A.V. Formation of a positive attitude to art in preschoolers using Internet technologies. EpSBS -European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 2020. - Vol. 92 - pp. 3180-3184

2. Barysheva T.A. Diagnostics of aesthetic development of the personality / T.A. Barysheva. - St. Petersburg: Piter, 2000. -237 S. Morozova N.G. Torshilova, E.M. Development of aesthetic abilities of children 3-7 years: (Theory and diagnostics) / E.M. Torshilova, T.V. Morozova. - 2. ed., pererab. and add. -Yekaterinburg: Delovaya kn., 2001. - 140 p.

3. Order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 N 996-r Moscow "Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025".

4. Tolstova Yu.N. Measurement in sociology: a textbook / Yu.N. Tolstova. - M.: KDU, 2007. - 288 p.

5. Torshilova E.M. Development of aesthetic abilities of children 3-7 years old: (Theory and diagnostics) / E.M. Torshilova, T.V. Morozova. - 2. ed., reprint. and add. - Yekaterinburg: Delovaya kn., 2001. - 140 p.

6. Tsybulskaya, V.A. Features of familiarization of children of senior preschool age with works of fine art in the system of additional education / V.A. Tsybulskaya // Pedagogical Journal. -2019. - Vol. 9. № 1-1. - pp. 78-86.

7. Tsibulskaya V. A., Rachkovskaya N.A. Pedagogical model of forming a positive evaluative attitude to works of fine art in children of senior preschool age / V.A. Tsibulskaya // Bulletin of the Moscow State University. - 2021.

8. Tsybulskaya, V.A. Prerequisites for the value-semantic understanding of works of art in older preschoolers / V.A. Tsybulskaya // Science and school. - 2018. - No. 3. - pp. 146-150.

9. Tsybulskaya, V.A. Formation of prerequisites for the value-semantic understanding of works of fine art in children of senior preschool age: from the experience of working with parents on media platforms / V.A. Tsybulskaya // Bulletin of Education of Russia. - No. 2-Moscow: PRO-PRESS Publishing House, 2019. - pp. 43-49.

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.