Научная статья на тему 'Педагогическая модель формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста'

Педагогическая модель формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
положительное оценочное отношение / ценность / старшие дошкольники / изобразительное искусство / positive evaluation attitude / value / senior preschoolers / fine arts

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цибульская Виктория Алексеевна, Рачковская Надежда Александровна

Актуальность темы исследования обусловлена особым внимание к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в Российской Федерации и важностью развития положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у дошкольников, которое является значимым элементом формирования системы ценностей. Целью исследования является разработка и апробация педагогической модели формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у старших дошкольников. Особое внимание уделено использованию медиасредств при реализации модели. Процедуры и методы исследования. В статья произведен анализ научной литературы по проблеме формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста, и на основе системного подхода с применением метода моделирования была спроектирована модель, обеспечивающая формирование положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования. Авторами разработана, обоснована и представлена педагогическая модель, опыт реализации основных элементов которой доказывает ее возможности в формировании положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста. Теоретическая и/или практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в практике дошкольных образовательных организаций; во время профессиональной подготовки будущих воспитателей и педагогов в вузах и сузах; в системе дополнительного профессионального образования, а также при организации свободной деятельности детей воспитателями и преподавателями изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цибульская Виктория Алексеевна, Рачковская Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PEDAGOGICAL MODEL FOR CREATING THE POSITIVE EVALUATION ATTITUDE TOWARDS WORKS OF FINE ART AMONG SENIOR PRESCHOOLERS

Relevance of the research topic is determined by special attention paid to spiritual and moral education of preschool children in the Russian Federation and by importance of developing a positive evaluation attitude towards works of fine art among preschoolers, which is a significant element in generating their value systems. Aim. Research objective is to develop and test a pedagogical model for creating the positive evaluation attitude towards works of fine art among senior preschoolers. Particular attention was paid to introducing media resources in the model implementation. Methodology. The article analyzes scientific literature on the problem of generating positive evaluation attitude towards works of fine art in senior preschool children. And a model was designed on the basis of systematic approach using the simulation technique and ensuring creation of a positive evaluation attitude towards works of fine art in senior preschool children. Results. The authors developed, justified and presented a pedagogical model; experience gained in implementing major elements of this model proved its opportunities in the formation of a positive evaluation attitude towards works of fine art in senior preschool children. Research implications. Research materials could be used in the practice of preschool education organizations; during professional training of future educators and teachers in higher and secondary education institutions; in the system of additional professional education, as well as in organizing free children activities by educators and teachers of fine arts.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогическая модель формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста

Цибульская Виктория Алексеевна,

аспирант кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» E-mail: 5332288@list.ru

Рачковская Надежда Александровна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и психологии, ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет» E-mail: nad1606@yandex.ru

Актуальность темы исследования обусловлена особым внимание к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в Российской Федерации и важностью развития положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у дошкольников, которое является значимым элементом формирования системы ценностей. Целью исследования является разработка и апробация педагогической модели формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у старших дошкольников. Особое внимание уделено использованию медиасредств при реализации модели. Процедуры и методы исследования. В статья произведен анализ научной литературы по проблеме формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста, и на основе системного подхода с применением метода моделирования была спроектирована модель, обеспечивающая формирование положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования. Авторами разработана, обоснована и представлена педагогическая модель, опыт реализации основных элементов которой доказывает ее возможности в формировании положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста. Теоретическая и/или практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в практике дошкольных образовательных организаций; во время профессиональной подготовки будущих воспитателей и педагогов в вузах и сузах; в системе дополнительного профессионального образования, а также при организации свободной деятельности детей воспитателями и преподавателями изобразительного искусства.

Ключевые слова: положительное оценочное отношение, ценность, старшие дошкольники, изобразительное искусство

Введение

Духовно-нравственное развитие личности дошкольника является важным элементом воспитания. Это учитывается в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где особое внимание уделяется опоре на систему ценностей при духовно-нравственном развитии ребенка посредством искусства (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»). В основе формирования системы ценностей лежит оценочное отношение, что делает актуальным развитие положительного оценочного отношения к искусству у детей.

Среди отечественных авторов, посвятивших свои исследования проблеме формирования положительного оценочного отношения детей к искусству, следует отметить Г.В. Агадилову [1], И.В. Бабурову [2], О.В. Винокурову [4], Н.И. Коро-стелеву [7], Т.А. Приставкину [8], Н.А. Рачковскую [9], С.А. Фадееву [11] и др.

Цель исследования: разработка и обоснование педагогической модели, интеграция в практику которой обеспечивает формирование положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения указанной цели используются следующие методы исследования:

• теоретические (изучение научной литературы по проблеме);

• эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседа)

• методы математической обработки результатов опытно-экспериментального исследования Нами была создана модель педагогической

системы формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста и разработаны критерии, показатели и уровни его сформированности. Настоящая статья имеет целью освещение этой модели и писание эксперимента, подтверждающего ее эффективность.

Описываемая модель имеет следующую структуру: цель (системообразующий компонент), методологические основы, педагогические принципы формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста,

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

содержательно-структурные компоненты оценочного отношения и коррелирующие с ними внутренние и внешние факторы, педагогические условия и предпосылки.

Методологической основой модели стали основные идеи аксиологического, культурологического, системного, синергетического, герменевтического, деятельностного и личностно-ориентированного подходов.

Ядро представлено принципами трех видов: общими принципами, принципами, регламентирующими деятельность дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, и специфическим принципами.

К общепедагогическим принципам, которые необходимо учитывать в процессе формирования у ребенка положительного оценочного отношения к искусству, относятся принципы природосо-образности, культуросообразности, доступности, системности, последовательности, связи теории с практикой, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Деятельность дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО регламентируется принципами сотрудничества организации с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности прописаны в ФГОС ДО как основные принципы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

К специфическим принципам, характеризующим непосредственно процесс формирования оценочного отношения старших дошкольников к изобразительному искусству, мы относим: принципы развития наглядно-образного и словесно-логического мышления, развития устной речи и коммуникации, модульно-тематический принцип построения образовательного процесса, принцип психологической безопасности ребенка.

Остановимся отдельно на принципе коммуникации, так как его реализация в современных условиях информационного общества претерпела значительные изменения по сравнению с прошлым. Принцип коммуникации означает, что формирование оценочного отношения возможно в процессе коммуникации, позволяющей вербализировать, объективировать, передавать и принимать критерии оценки, ценности, оценочное отношение других людей. Коммуникация является базой взаимопонимания между людьми, обязательное и необходимое условие их успешного сотрудничества [10]. Развитие коммуникативных навыков - это осно-5 ва для формирования положительного оценочно-§ го отношения старших дошкольников к искусству. ^ Также учитывается коммуникация с семьями де-° тей старшего дошкольного возраста. Под комму-ав никацией мы имеем в виду как вербальную и не-

вербальную коммуникацию в ходе непосредственного общения, так и различные виды интернет-коммуникации (семейные интернет-викторины и вебинары, общение в социальных сетях, родительских чатах и т.п.). Понятие «общение» включает в себя коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера), все три составляющие общения должны учитываться в педагогической работе по формированию оценочного отношения старших дошкольников к произведениям искусства. Формами работы могут быть диалог с воспитателем, в группе детей, проговаривание своей точки зрения.

Содержательно-структурные компоненты оценочного отношения у старших дошкольников определяют структуру и содержание процесса формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства. Это такие взаимосвязанные элементы, как познавательный интерес, эмоции и чувства и ценностные ориентации личности [3]. Так, ценностные ориентации личности необходимы для процесса оценивания, который детерминирует оценочное восприятие произведений искусства у детей старшего дошкольного возраста. Ценностные ориентации - компонент особых психологических механизмов осознания социальной действительности, когда оценочная деятельность выступает на первый план. Человек оценивает объект не только с объективно-содержательной стороны, но и по отношению к себе, удовлетворению своих интересов и потребностей: полезный-вредный, приятный-неприятный и т.п. [5]. Именно ценностные ориентации позволяют оценить произведения искусства в категориях «хорошо-плохо», «прекрасно-безобразно».

Формирование положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у старших дошкольников определяется рядом факторов. К внутренним факторам мы относим психологические основы восприятия и оценки произведений изобразительно искусства детьми старшего дошкольного возраста: детскую любознательность, стремление к познанию окружающего мира, эмоциональность как ведущий фактор, регулирующий деятельность дошкольников, а также то, что в этом возрасте формируется система ценностных ориентиров. Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования оценочного отношения к произведениям искусства, поэтому естественно проводить занятия по формированию оценочного отношения именно в подготовительной группе.

Внешние факторы формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста - это педагогические условия, необходимые для формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у старших дошкольников, компетентность педагога, эмоциональное

отношение педагога к произведениям искусства; научность, системная организованность, разнообразие подачи материала и организация деятельности детей и родителей с учетом индивидуальных, социальных и возрастных особенностей.

Среди педагогических условий важными для формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста являются: просвещение дошкольников в области истории искусства; организация эмоционально-личностного восприятия дошкольниками произведений изобразительного искусства; работа с родителями и старшими дошкольниками с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Реализацию педагогических условий обеспечивают предпосылки, то есть дополнительные условия, «условия для условий»: подбор произведений искусства для ознакомления согласно возрастным особенностям, жанрово-стилевое разнообразие, яркость; изучение психолого-педагогических основ восприятия произведений изобразительного искусства дошкольниками средствами музейной педагогики, демонстрация педагогом своей заинтересованности; владение педагогом информационно-коммуникационными технологиями и умение осуществлять коммуникацию в виртуальном пространстве.

Процесс ознакомления ребенка с изобразительным искусством строится в зависимости от возраста ребенка на основе своеобразия восприятия детей в данный возрастной период [12]. На первом этапе произведение рассматривается целостно, затем идет стадия осознанного анализа и вторичное целостное восприятие произведения. Старшим дошкольникам свойственен осознанный анализ [6]. У ребенка формируется личностное отношение к объекту, связанное с узнаванием уже знакомого образа на картине, предметов и цветов, встречавшихся ранее. Это помогает установить своеобразное взаимодействие с произведением через личный опыт ребенка. Разнообразие стилей и жанров и яркость предлагаемых детям для ознакомления произведений изобразительного искусства вытекают из возрастных особенностей восприятия картин старшими дошкольниками.

В современном обществе владение ИКТ стало необходимым условием эффективной работы дошкольного педагога, его профессиональной компетенцией. Начало XXI века характеризуется созданием мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую категорию, развитием различных информационных технологий, в том числе и в сфере образования. В настоящее время люди все активнее пользуются интернетом как средством массовой коммуникации и источником информации. Родители современных дошкольников - это молодые люди, для которых интернет является неотъемлемой частью быта. При этом темп жизни сегодня настолько высок, что времени для личных встреч с педагогом у родителей все меньше. В этих условиях использова-

ние электронных медиа в системе дополнительного дошкольного образования становится важным элементом работы с родителями детей старшего дошкольного возраста и с самими детьми.

Организация и методы эксперимента

Для проверки эффективности разработанной модели педагогической системы формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста нами в течение пяти лет проводилась опытно-экспериментальная работа на базе учреждений дополнительного образования: детской арт-площадки Мотор-студии Hyundai, г. Москва, детского сада АБВГДЕЙКА (структурное подразделение ЧОУ «Общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков «Мир знаний»), с. Петрово-Дальнее Красногорского района Московской области, Творческая мастерская «Секретики», р.п. Нахабино Красногорского района Московской области, Октябрь Family Club, с. Ильинское Красногорского района Московской области.

Общими чертами данных организаций являются:

1) принадлежность к частному бизнесу;

2) уникальность реализуемых образовательных программ и векторов развития детей;

3) высокая мотивированность родителей, оплачивающих кружки;

4) высокая занятость обеспечивающих оплату обучения родителей, недостаток свободного времени для личных встреч с педагогом.

Указанные черты определили специфику нашей работы:

1) направленность на создание у детей устойчивой мотивации к занятиям изобразительным искусством;

2) свободный выбор тем занятий;

3) активное взаимодействие с родителями;

4) перенос основного общения с семьями старших дошкольников в онлайн.

В работе приняли участие 196 детей (98 детей контрольной группы и 98 детей экспериментальной группы) и 50 педагогов (воспитатели групп и педагоги дополнительного образования).

Для того чтобы оценить эффективность разработанной модели педагогической системы формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста, нами были разработаны критерии, показатели и уровни оценочного отношения старших дошкольников к произведениям изобразительного искусства.

Мы выделили три уровня оценочного отношения: отрицательный, нейтральный и положительный, и три компонента (критерия) его оценки: познавательный интерес ребенка к произведениям изобразительного искусства, эмоции и чувства ребенка по отношению к искусству и ценностные ориентации личности.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

На отрицательном уровне оценочного отношения у старшего дошкольника отсутствует интерес к произведениям изобразительного искусства, налицо неприятие произведений изобразительного искусства; ребенок не признает ценности искусства, неохотно занимается изобразительной деятельностью.

Нейтральный уровень характеризуется ситуативно проявляющимся интересом детей к произведениям изобразительного искусства; произведения искусства не вызывают у ребенка эмоционального отклика, однако он соглашается с тем, что некоторые произведения искусства могут представлять ценность и не возражает против занятий изобразительной деятельностью.

На положительном уровне у старшего дошкольника имеется устойчивый интерес к произведениям изобразительного искусства, он испытывает восхищение, проявляет чувство прекрасного и эстетический вкус, признает ценность изобразительного искусства, стремится рассказать о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства, демонстрирует порывы к изобразительной деятельности.

На основании описанного комплекса оценки уровня сформированности оценочного отношения старших дошкольников к произведениям изобразительного искусства (познавательный интерес ребенка к произведениям изобразительного искусства, эмоции ребенка по отношению к искусству, ценностные ориентации личности) нами был подобран диагностический инструментарий, включающий:

- анализ субъективных данных и результатов, выявленных в процессе анкетирования родителей детей старшего дошкольного возраста, а также воспитателей подготовительных к школе групп и педагогов дополнительного образования;

- беседы с детьми, родителями, педагогами;

- педагогическое наблюдение за деятельностью детей;

- статистическую обработку материалов (при оценке валидности результатов мы ориентировались на критерий суммы рангов Уилкоксона (и-критерий Манна-Уитни).

Нами были отобраны следующие методы и методики психолого-педагогической диагностики.

1. Диагностики познавательного интереса: для диагностики познавательного интереса ребенка к произведениям изобразительного искусства использовались педагогическое наблюдение за деятельностью детей, анкетирование родителей и метод парных сравнений Терстоуна.

2. Диагностика эмоций и чувств: эмоции и чувства ребенка по отношению к искусству диагностировались при помощи педагогического на-

5 блюдения за деятельностью детей, анкетирования о родителей и теста Люшера. ^ 3. Диагностика ценностных ориентаций: диа-° гностика ценностных ориентаций личности провоза дилась посредством педагогического наблюдения

за деятельностью детей, анкетирования родителей, тестов «Ван Гог» и «Лица».

Опора на концептуальные идеи модели педагогической системы формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста, наглядно представляющие логическую конструкцию педагогического процесса, где поэтапная организация педагогом деятельности старших дошкольников на занятиях и дома соотносится с формированием их положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства, а также учет современных реалий информационного общества обусловили включение в формирующий этап опытно-экспериментальной работы оффлайн- и онлайн-компонентов.

Для реализации модели педагогической системы формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста нами был разработан учебно-методический комплект (УМК), включающий программу формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста и дидактические материалы (альбомы-рабочие тетради, консультации для родителей, детский искусствоведческий адвент-календари «Ван Гог 2020» и «Густав Климт 2019», экскурсии-квесты, экскурсия по Москве, подкасты вебинаров, онлайн-занятия и видеоуроки для родителей, онлайн-викторины и т.п.). Работа в ходе формирующего этапа эксперимента велась с использованием данного УМК.

Целью программы формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста является формирование положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у старших дошкольников.

Реализация данной программы решает задачи формирования:

- эмоций и чувств ребенка по отношению к искусству;

- познавательного интереса ребенка к произведениям изобразительного искусства;

- культурно-эстетических ориентаций личности.

Программа рассчитана на 6-7-летних детей

и предполагает офлайн и онлайн работу. Сочетаются занятия в группе ДОУ с онлайн-работой совместно с родителями, а также с деятельностью семьи по заданиям педагога. Всего в рамках программы запланировано 91 занятие. Программа включает три модуля: «Образ яблока в искусстве» (8 академических часов онлайн), «Образ собаки в искусстве» (7 академических часов онлайн) и «Боги и герои античности» (68 академических часов офлайн).

Все занятия модуля «Боги и герои античности» заканчивались творческим мастер-классом в соответствии с темой, на котором дошкольники вы-

полняли индивидуальные или коллективные работы в различных техниках, а затем проводилось итоговое занятие, на котором дети получали возможность применить полученные знания (в форме викторины, театрализованного действия, игры и т.п.).

Для каждого занятия на холсте распечатывалась заглавная картина, название и автора которой дети запоминали в ходе работы.

Во время занятий детям предлагались презентации, знакомящие дошкольников с различными видами искусства, персонажами и сюжетами, их атрибутами и иконографией.

По итогам реализации программы дети узнали основные художественные приемы, используемые в изобразительном искусстве; основные жанры живописи; сюжеты некоторых произведений изобразительного искусства; имена, атрибуты и описание событий из жизни античных божеств и научились оценивать произведение искусства, узнавать и различать различные жанры живописи, а также начали положительно относиться к изобразительному искусству, проявляя эмоциональность, познавательный интерес и оценочное отношение к произведениям искусства.

Было отмечено значительное повышение интереса дошкольников к древнегреческим и древнеримским мифам и к их изображению средствами различных видов искусства. Были проведены беседы с родителями, в ходе которых обнаружилось, что изучаемые мифы стали предметом бесед и обсуждений в семье, а в некоторых семьях чтение

классических легенд и мифов Древнего мира заменило вечернее чтение сказок.

В ходе работы с родителями мы протестировали различный медийные платформы и пришли к выводу, что наиболее удачными для проведения работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по формированию у них положительно оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства являются Фейсбук, Ин-стаграм и YouTube. Мы считаем, что с развитием медиакультуры необлходимо использовать в своей работе новые медиасредства.

Анализ результатов диагностики

И в контрольной, и в экспериментальной группах на начальном этапе дошкольники продемонстрировали средний уровень познавательного интереса к произведениям изобразительного искусства, нейтральный эмоциональный фон, средний уровень соответствия настроению картины, низкий уровень положительного отношения к произведениям искусства, среднюю эмоциональность и низкий уровень сформированности ценностных ориентаций личности.

После реализации разработанной методики формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста мы провели итоговую диагностику.

Прирост показателей у дошкольников контрольной группы представлен на Рисунке 1.

сэ о со "О

Рис. 1. Прирост показателей в контрольной группе (Indicator growth in control group)

Источник: Цибульская В.А., Рачковская Н.А.

Проверив значимость различий в контрольной группе на начальном и заключительном этапах согласно и-критерия Манна-Уитни, мы убедились, что различия можно считать незначимыми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прирост показателей экспериментальной группы виден на Рисунке 2.

Видно, что уровень оценочного отношения дошкольников к изобразительному искусству повысился по всем показателям: познавательный интерес, оставаясь на среднем уровне, показал прирост среднего балла на 1,5, а уровень остальных показателей значительно повысился: эмоциональный фон с нейтрального изменился на позитив-

Ш А

—I О

сз т; о

m О

от

З

ы о со

ный, уровень соответствия эмоциональному настроению картины со среднего перешел на высокий, уровень положительного отношения к произведениям изобразительного искусства из низкого стал средним, эмоциональность со средней изменилась на высокую, а сформированность цен-

ностных ориентаций личности с низкой перешла на среднюю. Расчет значимости прироста по методике и-критерия Манна-Уитни показал, что различия в показателях у детей экспериментальной группы на начальном и завершающем этапе являются значимыми.

Рис. 2. Прирост показателей в экспериментальной группе (Indicator growth in experimental group) Источник: Цибульская В.А., Рачковская Н.А.

о с

CJ

см

Заключение

На заключительном этапе общий уровень сформиро-ванности оценочного отношения старших дошкольников экспериментальной группы к произведениям изобразительного искусства в соответствии с педагогическим наблюдением и итогами диагностики оценивается нами как положительный (наличие у большинства детей устойчивого интереса к произведениям изобразительного искусства, испытываемое ими восхищение, наличие чувства прекрасного, проявление эстетического вкуса; дети в основном признают ценность искусства, стремятся рассказать о произведениях искусства и своих переживаниях, все дошкольники экспериментально группы демонстрируют порыв к изобразительной деятельности.

Таким образом, можно констатировать, что разработанная нами модель педагогической системы формирования положительного оценочного отношения старших дошкольников к произведениям изобразительного искусства является эффективной. Материалы исследования могут быть использованы в практике дошкольных образовательных организаций при осуществлении художественно-эстетического воспитания на материале изобразительного искусства (дошкольное общее образование - на занятиях изобразительным искусством в подготовительной группе; в дополнительном об-

разовании детей старшего дошкольного возраста - в кружках изобразительного искусства, в ходе реализации образовательного курса «История искусств»; при работе с родителями [с использованием ИКТ]; во время профессиональной подготовки будущих воспитателей и педагогов в вузах и сузах; в системе дополнительного профессионального образования - на курсах повышения квалификации воспитателей ДОУ и руководителей кружков ИЗО), а также при организации свободной деятельности детей воспитателями и преподавателями изобразительного искусства.

Литература

1. Агадилова, Г.В. Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке как психолого-педагогическая проблема: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Г.В. Агадилова - Москва, 2009. -193 с.

2. Бабурова, И.В. Воспитание ценностных отношений школьников в образовательном процессе: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Бабурова Ирина Васильевна -Смоленск, 2009. - 434 с.

3. Баранова Э.А. Формирование у дошкольников познавательного интереса как интегративно-

го психического образования // ИТС. - 2006. -№ 3. - С. 124-126.

4. Винокурова, О.В. Социо-эмоциональное развитие старших дошкольников: монография / О.В. Винокурова. - Борисоглебск: [БГПИ], 2007. - 155 с.

5. Зауторова Эльвира Викторовна Ценностные ориентации личности как междисциплинарная категория // Russian Journal of Education and Psychology. - 2010. - № 4. - С. 62-70.

6. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 160 с.

7. Коростелева, Н.И. Воспитание ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. -Екатеринбург, 2004. - 186 с.

8. Приставкина, Т.А. Формирование ценностного отношения школьников к художественному наследию в образовательном процессе регионального музея: диссертация . кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Белгород, 2005. - 184 с. Тагильцева, Н.Г. Эстетическое восприятие искусства как фактор воспитания самосознания школьников: диссертация . доктора педагогических наук: 13.00.02. - Москва, 2002. - 330 с.

9. Рачковская Н.А., Иванова Н.А. Психологические особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований [Электронный ресурс]: Сборник трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения» (г. Москва, 15-16 апреля 2020 г.): в трёх томах. Том 3. / ред. колл.: Т.С. Комарова (отв. ред.), Т.Н. Мельников, В.К. Виттенбек, А.С. Москвина и др. - Москва: Издательство Перо, 2020. С. 287-292

10. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2017. - 287 с.

11. Фадеева С.А. Развитие оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук. 13.00.02. - Москва, 2001. - 192 с. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щурко-ва. - Москва: Пед. о-во России, 2000. - 116 с.

12. Цибульская В.А. Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в системе дополнительного образования // Педагогический журнал. - 2019. - Т. 9. - № 1-1. -С. 78-86.

A PEDAGOGICAL MODEL FOR CREATING THE

POSITIVE EVALUATION ATTITUDE TOWARDS WORKS

OF FINE ART AMONG SENIOR PRESCHOOLERS

Tsibulskaya V.A., Rachkovskaya N.A.

Moscow Région State University

Relevance of the research topic is determined by spécial attention

paid to spiritual and moral éducation of preschool children in the

Russian Federation and by importance of developing a positive evaluation attitude towards works of fine art among preschoolers, which is a significant element in generating their value systems. Aim. Research objective is to develop and test a pedagogical model for creating the positive evaluation attitude towards works of fine art among senior preschoolers. Particular attention was paid to introducing media resources in the model implementation. Methodology. The article analyzes scientific literature on the problem of generating positive evaluation attitude towards works of fine art in senior preschool children. And a model was designed on the basis of systematic approach using the simulation technique and ensuring creation of a positive evaluation attitude towards works of fine art in senior preschool children.

Results. The authors developed, justified and presented a pedagogical model; experience gained in implementing major elements of this model proved its opportunities in the formation of a positive evaluation attitude towards works of fine art in senior preschool children. Research implications. Research materials could be used in the practice of preschool education organizations; during professional training of future educators and teachers in higher and secondary education institutions; in the system of additional professional education, as well as in organizing free children activities by educators and teachers of fine arts.

Keywords: positive evaluation attitude, value, senior preschoolers, fine arts

References

1 Agadilova, G.V. Formation of emotional and value attitude of students to music as a psychological and pedagogical problem: dissertation ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.02 / G.V. Agadilova - Moscow, 2009. - 193 p.

2 Baburova, I.V. Upbringing value relationships among schoolchildren in the education process: dissertation ... Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / Baburova Irina Vasilievna - Smolensk, 2009. - 434 p.

3 Baranova E.A. Formation of cognitive interest in preschoolers as the integrative mental education // ITS. - 2006. - No. 3. - Pp. 124-126.

4 Vinokurova, O.V. Socio-emotional development of senior preschoolers: monograph / O.V. Vinokurova. - Borisoglebsk: [BG-PI], 2007. - 155 p.

5 Zautorova Elvira Viktorovna Value orientations of personality as the interdisciplinary category // Russian Journal of Education and Psychology. - 2010. - No. 4. - Pp. 62-70.

6 Komarova, T.S. Children artistic creativity. - M.: Mosaika-Sintez, 2015. - 160 p.

7 Korosteleva, N.I. Upbringing value attitude in junior schoolchildren to works of musical art: dissertation . Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01. - Yekaterinburg, 2004. - 186 p.

8 Pristavkina, T.A. Formation of the value attitude in schoolchildren to artistic heritage in the education process of the regional museum: dissertation ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01. - Belgorod, 2005. - 184 p. Tagiltseva, N.G. Aesthetic perception of art as a factor in upbringing self-awareness among schoolchildren: dissertation . Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.02. - Moscow, 2002. - 330 p.

9 Rachkovskaya N.A., Ivanova N.A. Psychological features in the development of creative abilities in preschool children // Actual problems of theory and practice of psychological, psychology-pedagogical and pedagogical research [Electronic resource]: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "XV Levitov Readings" (Moscow, April 15-16, 2020): in three volumes. Volume 3. / ed. board: T.S. Komarova (editor-in-chief), T.N. Melnikov, V.K. Wittenbeck, A.S. Moskvina, et al - Moscow: Pero Publishing House, 2020. Pp. 287-292.

10 Rubinstein S.L. Being and consciousness. - Saint Petersburg: Peter, 2017. - 287 p.

11 Fadeyeva S.A. Development of evaluation attitude to music in senior preschool children: dissertation . Candidate of Pedagogical Sciences. 13.00.02. - Moscow, 2001. - 192 p. Shchurk-ova, N.E. New upbringing / N.E. Shchurkova. - Moscow: Ped. Society of Russia, 2000. - 116 p.

12 Tsibulskaya V.A. Features of familiarizing senior preschool children with works of fine art in the system of additional education // Pedagogical journal. - 2019. - V. 9. - No. 1-1. - Pp. 7886.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.