От редакции:
Финансовое обеспечение медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования в условиях коронавирусной инфекции претерпело существенные изменения по сравнению с ранее сложившимся порядком. Но и в течение самого периода распространения COVID-19 изменения происходят практически постоянно. Это вызывает сложности в понимании того, на какие финансовые средства могут рассчитывать медицинские организации, какие действия они должны для этого предпринять и т.д.
На основе новых нормативных правовых актов и только что вышедшего совместного письма Минздрава России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования наши эксперты дают разъяснения по этим вопросам.
Шеф-редактор Н.Г. Куракова
Ф.Н. Кадыров,
заместитель директора ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И.Мечникова, НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия, e-mail: [email protected] О.В. Обухова,
к.п.н., заведующая отделением экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected] А.М. Чилилов,
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии имени А.В. Вишневского» Минздрава России, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
УДК: 614.2 DOI: 10.37690/1811-0185-2020-8-67-74
Кадыров Ф.Н, Обухова О.В., Чилилов А.М. Изменения в порядке финансового обеспечения медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования на современном этапе распространения коронавирусной инфекции (ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия; ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И.Мечникова, НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия; ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии имени А.В. Вишневского» Минздрава России, г. Москва, Россия)
Аннотация. В условиях распространения коронавирусной инфекции основной проблемой медицинских организаций является не очевидный рост затрат на оказание медицинской помощи, связанный с обеспечением санитарно-эпидемиологического режима (средства индивидуальной защиты, для дезинфекции и т.д.), а снижение доходов из-за падения объемов плановой медицинской помощи, приостановки профилактических мероприятий, простоев (в период проведения мероприятий по перепрофилированию и т.д.).
Государство оперативно отреагировало на подобную ситуацию, внеся изменения в соответствующее законодательство, приняв целый ряд специальных нормативных правовых актов. Однако реализация этих достаточно разнообразных мер связана с целым рядом факторов, таких как: наличие или отсутствие ограничительных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации; участие или неучастие в оказании медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией; периоды, в рамках которых действует тот или иной порядок авансирования и т.д.
Все это вызывает сложности в понимании того, какой механизм финансового обеспечения применяется к данной конкретной ситуации, каковы должны быть действия медицинских организаций.
Данная статья посвящена анализу способов финансового обеспечения медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования на различных этапах борьбы с коронавирусной инфекцией.
Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, авансирование, финансовое обеспечение, объемы медицинской помощи, медицинские организации, страховые медицинские организации, оплата медицинской помощи.
С
•КС
© Ф.Н. Кадыров, О.В. Обухова, А.М. Чилилов, 2020 г.
№8 Менеджер
2020 адравоохрвнвния
Введение
условиях распространения коронавирус-ной инфекции COVID-19 был принят целый ряд нормативных правовых актов, касающихся особенностей финансового обеспечения медицинских организаций в этот период.
Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее - Федеральный закон № 98-ФЗ) внес изменения, в том числе, и в Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ).
Данным законом, в частности, предусмотрено, что в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.
В рамках этих полномочий было принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 432 «Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией» (далее - Постановление № 432).
С 25 апреля вступили в силу изменения в приказе Минздрава России от 28.02.2019 № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» (далее - Правила ОМС), которые предусматривают возможность без внесения изменений в договоры осуществлять авансирование медицинской помощи, которое может составлять до 100 процентов от среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи за последние три месяца либо с периода начала действия договора на оказание и оплату медицинской помощи (в случае периода действия договора менее трех месяцев).
Авансирование медицинской помощи застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором они застрахованы, может составлять до 50 процентов от среднемесячного объема средств, направленных на оплату медицинской помощи застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской
Федерации, в котором они застрахованы, за последние три месяца текущего финансового года.
Изменение порядка финансового обеспечения медицинских организаций в период с 1 апреля 2020 г. по 31 июля 2020 г.
Снижение уровня распространения COVID-19, имевшее место в середине лета, на фоне проведенной оценки финансовых последствий этого заболевания привело к пересмотру порядка финансового обеспечения медицинских организаций в системе ОМС с 1 апреля 2020 г. по 31 июля 2020 г.
Постановление Правительства РФ от 3 августа 2020 г. № 1166 "О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 432" поменяло целый ряд положений Постановления № 432 в первоначальной редакции.
Совместное письмо Минздрава России № 11— 7/и/2-12704 и ФФОМС № 12460/30-2/и от 04.09.2020 дало разъяснения по поводу порядка реализации новой редакции Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 432.
В частности, Постановление № 432 дополнено рядом пунктов («м» - «о»), действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г. по 31 июля 2020 г.
Пункт «м» устанавливает: «финансовое обеспечение расходов страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляется в порядке ежемесячного авансирования оплаты медицинской помощи в размере до одной двенадцатой объема годового финансового обеспечения объема предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, без учета фактического выполнения объемов предоставления медицинской помощи».
Обращаем внимание на два существенных нюанса:
1. Теперь аванс выдается не за 3 последних месяца (когда объемы из-за коронавирусной инфекции объективно упали), а за последние 12 месяцев. То есть сумма аванса будет выше.
2. В расчет теперь берутся не средние фактические объемы оказанной медицинской, а плановые значения объемов медицинской помощи. То есть,
енеджер № В
здравоохранения 2020
фактические объемы в расчет не принимаются.
Смысл пункта «н», которым дополнено Постановление № 432, заключается в следующем: медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования осуществляют расходы по оплате труда своих работников, уплате налогов и сборов, страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации, и расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг и содержанием имущества, за счет средств обязательного медицинского страхования независимо от объема оказанной ими медицинской помощи. Оставшиеся после оплаты указанных расходов средства обязательного медицинского страхования подлежат возврату в бюджет соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования. При этом учитываются особенности, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 1, Постановления № 432:
а) возможная приостановка проведения профилактических мероприятий в части диспансеризации;
б) получение медицинской помощи в стационарных условиях и условиях дневного стационара в плановой форме и назначение отдельных инструментальных и лабораторных исследований (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, ультразвуковое исследование сердечно-сосудистой системы) осуществляются по направлению врача, оказывающего первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях в медицинской организации, выбранной гражданином для получения первичной медико-санитарной помощи, или по направлению, выданному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Добавим, что требование пункта «б» получило отражение и в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции
COVID-19».
Приказ Минздрава России от 27.08.2020 № 905н внес очередные изменения в данный приказ, установив, что медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения
новой коронавирусной инфекции COVID-19 осуществляют выдачу направления на госпитализацию для оказания специализированной медицинской помощи в плановой форме исключительно гражданам, выбравшим данную медицинскую организацию для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, со дня установления решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и до дня их отмены.
Соответственно, медицинские организации и их структурные подразделения, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях обязаны организовать госпитализацию пациентов для оказания специализированной медицинской помощи в плановой форме исключительно при наличии направления на госпитализацию, выданного в вышеуказанном порядке.
Далее. Пункт «о», которым дополнено Постановление № 432, устанавливает, что положения договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию применяются с учетом особенностей, указанных в подпунктах «м» и «н» пункта 1, без внесения в них соответствующих изменений.
Совместное письмо Минздрава России № 11-7/и/2-12704 и ФФОМС № 12460/30-2/и от 04.09.2020 (далее - Письмо) дало разъяснения по поводу порядка реализации новой редакции Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 432.
Письмо разъясняет порядок реализации подпунктов «м» и «н» пункта 1 постановления № 432 территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее - Территориальный фонд), страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями. Изложенный в Письме порядок расчетов применяется для медицинских организаций независимо от их формы собственности.
Менедже,
Порядок реализации Постановления № 432 Территориальными фондами
В рамках реализации Постановления № 432 Территориальный фонд осуществляет:
- расчет объема финансового обеспечения расходов страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, за период с 1 апреля по 31 июля 2020 года, исходя из 1/12 объема годового финансового обеспечения объема предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, распределенному на 2020 год для соответствующих страховых медицинских организаций и медицинских организаций первоначальным решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (создаваемой в соответствии с частью 10 статьи 36 Федерального закона № 326) в соответствии с подпунктом «м» пункта 1 постановления № 432 (далее - расчетный размер аванса);
- расчет доли расходов, указанных в подпункте «н» пункта 1 постановления № 432 в общем объеме расходов соответствующей медицинской организации, по каждой медицинской организации, осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - доля расходов медицинской организации), на основании данных формы федерального статистического наблюдения № 14-Ф (ОМС) «Сведения о поступлении и расходовании средств ОМС медицинскими организациями», утвержденной приказом Росста-та от 17 апреля 2014 г. № 258 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере обязательного медицинского страхования» (далее - форма 14-Ф (ОМС)) за 2019 год;
- доведение до страховых медицинских организаций расчетного размера аванса и доли расходов медицинской организации по каждой медицинской организации.
Для расчета доли расходов медицинской организации используются сведения графы 4 раздела III формы 14-Ф (ОМС) «Расходование средств ОМС» по строкам:
01 - «Израсходовано средств за отчетный период - всего».
02 - «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда».
09 - «Коммунальные услуги».
11 - «Работы, услуги по содержанию имущества».
17 - «Прочие расходы» в части уплаты налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации.
Для медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, начиная с 2020 года, доля расходов медицинской организации рассчитывается на основании данных формы 14-Ф (ОМС) за 1 полугодие 2020 года.
Расчет доли расходов медицинской организации осуществляется в целом по медицинской организации вне зависимости от условий оказания и способов оплаты медицинской помощи.
В случае реорганизации медицинской организации в январе - июле 2020 года для определения расчетного размера аванса принимается объем финансового обеспечения объема предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реорганизованной медицинской организации.
Определение расчетного размера аванса не производится:
- в случае если с 1 января по 31 июля 2020 года медицинская организация не оказывала медицинскую помощь;
- в части медицинской помощи, оплата за которую осуществляется по подушевому нормативу финансирования;
- по медицинским организациям, у которых сумма принятых к оплате счетов (реестров счетов) за оказанную за период с 1 апреля по 31 июля 2020 года медицинскую помощь превышает расчетный размер аванса.
Порядок расчета сумм, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда
Страховая медицинская организация после получения от территориального фонда сведений о расчетном размере аванса и доле расходов медицинских организаций осуществляет сверку информации о суммах фактически перечисленных авансов на оплату медицинской помощи и принятых к оплате счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь за период с 1 апреля по 31 июля 2020 года с каждой медицинской организации.
енеджер № В
здравоохранения 2020
По результатам сверки страховая медицинская организация определяет расчетную сумму средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда, по следующей формуле:
С = А факт - Ф - (Аплан - Ф) * Д, где:
С - расчетная сумма средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию (значение со знаком «-») или возврату в бюджет территориального фонда (значение со знаком «+»);
А факт - сумма перечисленного медицинской организации аванса за период с 1 апреля по 31 июля 2020 года;
Ф - сумма предъявленных к оплате от медицинской организации счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь за период с 1 апреля по 31 июля 2020 года. В случае осуществления страховыми медицинскими организациями окончательных расчетов с медицинскими организациями за период с 1 апреля по 31 июля 2020 года, значение выражения А факт - Ф принимается равным нулю);
Аплан - расчетный размер аванса;
Д - доля расходов медицинской организации.
Порядок проведения расчетов между медицинской организацией и страховой медицинской организаций
После определения размера средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда, между медицинской организацией и страховой медицинской организаций оформляются акты сверки расчетов по состоянию на 1 апреля и за период с 1 апреля по 31 июля 2020 года (без учета сальдо расчетов по состоянию на 1 апреля). Акт сверки расчетов за период с 1 апреля по 31 июля 2020 года должен включать следующие сведения за указанный период:
- расчетный размер аванса;
- сумму перечисленного медицинской организации аванса;
- сумму, перечисленную медицинской организации (полученную от медицинской организации) в рамках проведения окончательного расчета (при наличии);
- сумму предъявленных медицинской организа цией счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь;
- сумму средств, сформированных за нарушения, выявленные по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;
- сумму штрафов, начисленных за нарушения, выявленные по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;
- сумму принятых к оплате счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь;
- долю расходов медицинской организации;
- расчетную сумму расходов медицинской организации, превышающую сумму предъявленных к оплате счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь ((Аплан - Ф) * Д);
- расчетную сумму средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда.
Порядок получения медицинскими организациями дополнительных средств
По итогам оформления актов сверки расчетов медицинская организация вправе направить в страховую медицинскую организацию дополнительную заявку на авансирование оплаты медицинской помощи в пределах расчетной суммы средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию.
При этом сумма, указанная медицинской организацией в заявке на авансирование, включается в акт сверки за период с 1 апреля по 31 июля 2020 года отдельной строкой и учитывается при корректировке размера кредиторской задолженности медицинской организации перед страховой медицинской организацией в соответствии с подпунктом «н» пункта 1 постановления № 432.
При получении заявок, сформированных в вышеуказанном порядке (в соответствии с пунктом 4 Письма), страховая медицинская организация формирует, в соответствии с пунктом 124 Правил ОМС, и направляет в территориальный фонд заявку на дополнительное авансирование оплаты медицинской помощи в разрезе медицинских организаций, с приложением к ней всех актов сверки расчетов по состоянию на 1 апреля 2020 года и всех актов сверки расчетов за период 1 апреля - 31 июля 2020 года.
Менедже,
В соответствии с указанным пунктом 124 Правил ОМС, в заявку на авансирование включается объем средств, необходимый для направления в медицинские организации в соответствии с заявками медицинских организаций на авансирование оплаты медицинской помощи.
Заявка страховой медицинской организации на авансирование представляется в территориальный фонд вместе с перечнем заявок медицинских организаций, направленных в страховую медицинскую организацию, с указанием по каждой медицинской организации размера среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи за последние три месяца либо с периода начала действия договора на оказание и оплату медицинской помощи (в случае периода действия договора менее трех месяцев) и суммы авансирования.
Заявка на получение средств на оплату счетов должна содержать сведения, перечисленные в пункте 124 Правил ОМС.
Между страховыми медицинскими организациями и территориальным фондом составляется акт сверки за период с 1 апреля по 31 июля 2020 года, который содержит свод показателей, предусмотренных в актах сверки расчетов между медицинской организацией и страховой медицинской организацией (доля расходов медицинских организаций указывается как средневзвешенная) с отдельным отражением расчетных сумм средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда, и фактических сумм, перечисленных (возвращенных) медицинской организации (ей) по каждой медицинской организации (развернутое сальдо).
В случае, если по итогам оформления акта сверки расчетов определена сумма средств, подлежащих возврату в бюджет территориального фонда, страховая медицинская организация обеспечивает, в соответствии с пунктом 126 Правил, возврат указанных средств или уменьшает суммы, подлежащие перечислению в медицинскую организацию на основании счетов (реестров счетов) на оплату медицинской помощи в будущих периодах, после отмены установления решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия
населения в связи с распространением новой ко-ронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - ограничительные меры) в соответствии с графиком, согласованным с территориальным фондом, но не позднее 20 декабря 2020 года.
Перспективы финансового обеспечения медицинских организаций в конце 2020 года
Начиная с августа 2020 года, авансирование медицинских организаций осуществляется в следующем порядке.
Если в регионе сохранились или вновь введены ограничительные меры, то авансирование осуществляется в соответствии с пунктами 123.1 и 125.1 Правил ОМС, которые введены Приказом Минздрава России от 09.04.2020 № 299н и устанавливают порядок авансирования в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с этими пунктами размер аванса, предоставляемого территориальным фондом страховым медицинским организациям на основании заявки на авансирование, может составлять до 100 процентов от среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи за последние три месяца либо с периода начала действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (в случае периода действия договора менее трех месяцев).
Для медицинских организаций, включенных в реестр медицинских организаций в соответствии с частью 2.1 статьи 15 Федерального закона, размер аванса, предоставляемого территориальным фондом страховым медицинским организациям, может составлять до 100 процентов размера финансового обеспечения объема предоставления медицинской помощи, распределенного страховой медицинской организацией решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в расчете на месяц.
Данный пункт 2.1. определяет, что в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе установить срок подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр
енеджер № В
здравоохранения 2020
медицинских организации, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, отличный от предусмотренного в обычных условиях (когда уведомление направляется до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования). При этом размер аванса не может быть больше размера финансового обеспечения объема предоставления медицинской помощи, распределенного страховой медицинской организацией решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС, в расчете на месяц.
В условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, размер аванса, предоставляемого страховой медицинской организацией медицинским организациям на основании заявки на авансирование медицинской помощи, может составлять до 100 процентов от среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи за последние три месяца либо с периода начала действия договора на оказание и оплату медицинской помощи (в случае периода действия договора менее трех месяцев).
Для медицинских организаций, включенных в реестр медицинских организаций, в соответствии с частью 2.1 статьи 15 Федерального закона, размер аванса, предоставляемого страховой медицинской организацией, может составлять до 100 процентов размера финансового обеспечения объема предоставления медицинской помощи, распределенного медицинской организации решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС, в расчете на месяц.
При этом размер аванса не может быть больше размера финансового обеспечения объема предоставления медицинской помощи, распределенной медицинской организации решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС, в расчете на месяц.
При снятии в субъекте Российской Федерации ограничительных мер авансирование осуществляется в соответствии с пунктом 2 приказа Минз-дравсоцразвития России от 09.09.2011 № 1030н «Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования».
Данный пункт 2 устанавливает, что при заключении договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования размер
средств заявки на получение целевых средств на авансирование оплаты медицинской помощи, устанавливается в размере не более 50% от среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи. Размер средств заявки может быть увеличен: во II-III квартале года - не более, чем на 20% от размера, указанного в настоящем пункте приказа, на декабрь - до 95% от размера среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи.
Другие возможные варианты дополнительных мер поддержки медицинских организаций в условиях чрезвычайных ситуаций, предусмотренные законодательством
Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» внес изменения в том числе и в Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В частности, часть 4 статьи 26 дополнена пунктом 61, в соответствии с которым к доходам бюджетов территориальных фондов теперь стали дополнительно относиться межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, предоставляемые субъекту Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Это означает возможность прямой финансовой поддержки Территориальных фондов ОМС из бюджета. Ранее это было возможно лишь путем расширения видов и объемов медицинской помощи, включаемой в территориальную программу ОМС сверх базовой программы ОМС.
Соответственно, внесены изменения, предусматривающие, что средства нормированного страхового запаса территориальных фондов могут использоваться для финансового обеспечения мер по компенсации медицинским организациям недополученных доходов в связи с сокращением объемов медицинской помощи, установленных территориальной
Менедже,
программой обязательного медицинского страхования, в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Средства нормированного страхового запаса территориального фонда на эти цели предоставляются территориальным фондом медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования, включенными в перечень, утверждаемый высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Указанные средства предоставляются медицинским организациям на основании соглашения, типовая форма и порядок заключения которого утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
До настоящего времени эта мера, предусмотренная законодательством, не была задействована. Однако она может быть использована при необходимости.
Заключение:
В настоящее время созданы механизмы возмещения медицинским организациям, работающим в системе обязательного медицинского страхования, выпадающих доходов из-за сокращения объемов оказанных услуг, в том числе по причине вынужденного простоя и т.д. в связи с распространением COVID-19.
Реализация этого механизма будет осуществляться с учетом наличия или отсутствия на территории конкретного субъекта Российской Федерации ограничительных мер, направленных на борьбу с коронавирусной инфекцией.
Законодательство в сфере обязательного медицинского страхования предусматривает и другие варианты финансовой поддержки медицинских организаций в подобных ситуациях, что можно рассматривать как определенную гарантию стабильности финансового обеспечения медицинских организаций в период распространения коронави-русной инфекции и в других случаях возникновения угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
1. Артеменко Д.А., Соколов А.А. Трансформация общественного здравоохранения России: анализ сбалансированности // Финансы и кредит. - 2017. - Т. 23. - № 42. - С. 2498-2510.
2. Кадыров Ф.Н., Чилилов А.М. Функционирование системы обязательного медицинского страхования в условиях распространения коронавируса // Страховое дело. - 2020. - № 8. - С. 39-47.
3. Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н, Обухова О.В., Базарова И.Н., Ендовицкая Ю.В., Несветайло Н.Я. Влияние коронавируса COVID-19 на ситуацию в российском здравоохранении // Менеджер здравоохранения. - 2020. -№ 4. - C.59-69.
4. Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н, Обухова О.В., Базарова И.Н., Ендовицкая Ю.В, Несветайло Н.Я. Российское здравоохранение на фоне коронавируса COVID-19: возможности и угрозы // Менеджер здравоохранения. - 2020. - № 5. - C.68-78.
UDC 614.2
Kadyrov F. N, Obukhova O. V, Chililov A. M. Changes in the procedure for financial support of medical organizations in the system of compulsory medical insurance at the present stage of the spread of coronavirus infection (Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow,Russia; North-Eastern State Medical University named after I.I. Mechnikov, Saint-Petersburg, Russia; HSE University, Moscow, Russia)
Annotation. In the context of the spread of coronavirus infection, the main problem of medical organizations is not an obvious increase in the cost of providing medical care associated with ensuring the sanitary and epidemiological regime (personal protective equipment, disinfection, etc.), but a decrease in income due to a drop in the volume of planned medical care, suspension of preventive measures, downtime (during the period of re-profiling, etc.).
The state quickly responded to this situation by making changes to the relevant legislation and adopting a number of special regulatory legal acts. However, the implementation of these rather varied measures tied to a number of factors, such as the presence or absence of restrictive measures on the territory of the Russian Federation; participation or non-participation in the care of patients with coronavirus infection; periods within which the one or the other order advances, etc.
All this causes difficulties in understanding what financial security mechanism is applied to this particular situation, what should be the actions of medical organizations.
This article is devoted to the analysis of ways of financial support of medical organizations in the system of compulsory medical insurance at various stages of the fight against coronavirus infection.
Keywords: Mandatory medical insurance, advance payment, financial support, volumes of medical care, medical organizations, medical insurance organizations, payment for medical care.
енеджер № 8
здравоохранения 2020