Научная статья на тему 'Изменения в банковском регулировании США (закон Додда - Франка и правило Волкера). (Обзор)'

Изменения в банковском регулировании США (закон Додда - Франка и правило Волкера). (Обзор) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН ДОДДА ФРАНКА / ПРАВИЛО ВОЛКЕРА / ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения в банковском регулировании США (закон Додда - Франка и правило Волкера). (Обзор)»

Список литературы

1. Alaina A. Fiscal adjustments: Lessons from recent history: Prepared for the Ecofm meeting in Madrid, April 15 2010. - 2010. - 16 р. - Mode of access: https://scholar.harvard.edu/files/alesina/files/fiscaladjustments_lessons-1.pdf

2. Aouriri M., Tournoux H. L'écart de dépenses publiques entre la France et l'Allemagne // Rue de la Banque. - P., 2017. - N 46. - P. 1-5.

3. Dépense publique: L'état d'alerte: Réviser et réduire la dépense publique pour renouer avec la prospérité: Rapport du groupe de travail preside par M. Pebereau. -Р.: Institut de l'entreprise, 2017. - 90 р. - Mode of access: http://www.institut-entreprise.fr/les-publications/depense-publique-letat-dalerte

4. Études économiques de l'OCDE: France. Synthèse / OECD. - 2017. - 60 p. - Mode of access: http://www.oecd.org/fr/economie/etudes/France-2017-0CDE-etudes-eco nomique-synthese.pdf

5. Le déficit 2016 de la Sécurité sociale ramené à 7.8 milliards d'euros. - 2017. -Mode of access: http://www.lefigaro.fr/flash-eco/2017/03/16/97002-20170316FIL WWW00180-le-deficit-2016-de-la-securite-sociale-ramene-a-78-mds.php

6. Soubranne Q. La France reste la championne des dépenses publiques // Le point. -P., 2017. - 13.07. - Mode of access: http://www.lepoint.fr/economie/la-france-reste-la-championne-des-depenses-publiques-13-07-2017-2142849_28.php

7. Transferts financiers de l'État aux collectivités territoriales. Annexe au projet de Loi de finances pour 2017. - 2017. - Mode of access: http://www.performance-publique.budget.gouv.fr/sites/performance_publique/files/farandole/ressources/2017 /pap/pdf/jaunes/jaune2017_collectivites.pdf

2018.02.021. ЕЕ. ПЕХТЕРЕВА. ИЗМЕНЕНИЯ В БАНКОВСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ США (ЗАКОН ДОДДА - ФРАНКА И ПРАВИЛО ВОЛКЕРА). (Обзор).

Ключевые слова: закон Додда - Франка; правило Волкера; финансовая стабильность; банковская деятельность; либерализация банковского регулирования.

Вступивший в силу в июле 2010 г. закон о реформировании Уолл-стрит и защите потребителей Додда - Франка повлек за собой серьезные изменения в регулировании финансовой отрасли.

Закон был разработан и принят с целью обеспечить финансовую стабильность за счет повышения прозрачности банковской деятельности и улучшения учета (1; 2). Он также был направлен на то, чтобы исключить ситуации «too big to fail», когда в спасении крупного банка участвует государство, т.е. фактически платят налогоплательщики. Он должен был защитить потребителей финан-

совых услуг от недобросовестной практики банков. Необходимость принятия указанного закона была вызвана событиями 2008 г., когда в результате многолетней недобросовестной практики банков финансовый сектор США серьезно пострадал, а американская экономика потеряла 8 млн рабочих мест.

Мировой финансовый кризис 2008 г. во многом был связан не только с предоставлением кредитов ненадежным заемщикам, но и с паникой, возникшей после банкротства инвестиционного гиганта «Lehman Brothers». Поэтому правило Волкера и закон Додда -Франка упорядочивают деятельность системообразующих институтов и процедуру ее прекращения (1). Потребительское кредитование отделялось от инвестиционно-банковских услуг, частного капитала и собственных хедж-фондов финансовых учреждений. Закон Додда - Франка и правило Волкера связаны с необходимостью защиты простых американцев-налогоплательщиков. Первый вводит новые правила ликвидации системообразующих компаний, а второе ограничивает возможность инвестирования банками средств собственных вкладчиков в хедж-фонды. Теперь они могут владеть только 3% капитала последних. Закон Додда - Франка предусматривает специальный режим ликвидации крупных финансовых учреждений, банкротство которых может повлечь за собой крах всей системы. Вся процедура теперь должна финансироваться правительством Соединенных Штатов. Предполагалось, что таким образом получится избежать паники на рынке и продажи активов банка по заниженной стоимости. После окончания ликвидации собственники компенсируют расходы. Если незадолго до объявления банкротства последние попытаются передать часть имущества или средств третьим лицам, то теперь существует процесс возврата таких ценностей.

Правило, названное в честь бывшего председателя Федеральной резервной системы (ФРС) США Пола Волкера, составляет часть закон Додда - Франка (2). Оно направлено на то, чтобы не позволить кредитным учреждениям, участвующим в федеральной программе страхования вкладов, делать крупные ставки в ходе рыночных операций, которые могут привести к чрезмерным убыткам, а также на то, чтобы разделить инвестиционно-банковские услуги, деятельность хедж-фондов финансовых учреждений и потребительское кредитование. В частности, правило Волкера запрещает

банкам, которые используют гарантии правительства, инвестировать средства вкладчиков в хедж-фонды и фонды прямых инвестиций в объеме, превышающем 3% от их капитала первого уровня, а также владеть более чем 3% капитала таких фондов. Также законом предусмотрена персональная ответственность топ-менеджеров за финансовые результаты банка: отстранение от управления компанией в случае банкротства, взыскание с них нанесенного компании ущерба, запрет на дальнейшую административную деятельность в других финансовых компаниях.

Сторонники этого правила считают, что данные ограничения сделали рынки безопаснее, отмечая, что банки смогут по-прежнему зарабатывать миллиарды на трейдинге. Критики правила Волкера полагают, что оно сделало банки слишком консервативными, вызвав уменьшение вложений в определенные активы, и привело к сокращению объема ликвидности.

Многие исследователи также отмечали, что на практике довольно сложно разграничивать запрещенные и разрешенные операции. Введение этого правила также вызвало крайне неоднозначную международную реакцию. Представители Канады, Японии, Великобритании и Европы заявили, что правило Волкера вредит международному сотрудничеству и ликвидности.

Еще до своего избрания президентом США Д. Трамп заявлял, что добьется отмены закона Додда - Франка, так как он мешает развитию банковского сектора. С момента вступления в должность Трамп приступил к реализации своего намерения.

Ведомства, регулирующие банковскую деятельность, договорились о внесении правок в правило Волкера с целью смягчения ограничений, критикуемых участниками отрасли и ставших основным инструментом реакции США на финансовый кризис.

Пять ведомств, участвовавших в формулировке исходных ограничений на инвестирование собственного капитала банками, в ходе закрытых обсуждений договорились о начале совместной работы над новой редакцией правил. Изменения, по-видимому, обеспечат крупным банкам большую гибкость при осуществлении брокерских операций по поручению клиентов, а также при инвестировании в частные инвестиционные и хеджевые фонды. Данные изменения формулировок правила Волкера демонстрируют стремление президентской администрации смягчить нормативы, не прибегая к ут-

верждению в Конгрессе, который отклонил многие инициативы Д. Трампа. Эти инициативы опираются, в частности, на отчеты министра финансов США Стивена Мнучина, который также призывает внести «существенные изменения» в данное правило, разработанное для обуздания рискованного трейдинга в период после финансового кризиса (1).

Ведомства договорились приступить к редактированию правила на заседании Совета по надзору за финансовой стабильностью комитета регуляторов, возглавляемого министром финансов США, однако добиться полной его отмены вряд ли удастся.

По мнению специалистов научно-исследовательского центра Меркатус (Mercatus Centre), этот закон возложил большее бремя на американские коммерческие предприятия, чем все прочие регулятивные нововведения эпохи Обамы вместе взятые. Д. Херсарлинг считает этот закон главным препятствием роста экономики США с конца последней рецессии. Особенный вред этот закон нанес малому бизнесу (3).

Бывший директор Управления по делам малого бизнеса США при президенте Обаме сетовал, что груз нормативных требований, возложенный законом Додда - Франка на местные банки, «мешает им осуществлять кредитование малого бизнеса». Из-за этого закона в слишком многих гаражах находятся старые машины, а не новые компании-стартапы.

Исследователи в Университете Мэриленда пришли к выводу, что данный закон спровоцировал значительное перераспределение кредитов от домохозяйств среднего класса в пользу богатых домо-хозяйств. Например, доля банков, предлагающих бесплатное ведение счетов, уменьшилась вдвое, средний размер ежемесячной платы за банковское обслуживание вырос втрое, а число людей, имеющих ограниченный доступ к финансовым услугам или вовсе его лишенных, увеличилось на 3 млн. За многие финансовые продукты потребители платят больше, а получают меньше.

Реформой Додда - Франка также предполагалось положить конец спасению банков за счет налогоплательщиков, однако вместо этого она цинично узаконила эти операции. Закон обещал сделать финансовую систему стабильнее, однако сегодня крупные банки стали еще крупнее, мелкие банки еще немногочисленнее, а рынки

корпоративных облигаций демонстрируют рекордную нехватку ликвидности и волатильность.

В июне 2017 г. конгресс принял закон о финансовой альтернативе (Financial Choice Act), который должен прийти на смену закону Додда - Франка. По мнению его разработчиков, он будет способствовать быстрому и здоровому росту экономики, заменяя механизм спасения за счет финансовых вливаний банкротством, сложные механизмы - простыми, а бюрократический менеджмент -практиками свободного рынка.

Благодаря новому закону, банки получат значительную свободу от регулирующего давления, если будут поддерживать достаточный объем капитала. Это сделает финансовую систему безопаснее и будет гарантировать выживание банков, столкнувшихся с финансовыми трудностями, без привлечения средств налогоплательщиков.

В заявлении в поддержку этого законопроекта группа экономистов-лауреатов Нобелевской премии, бывших министров финансов и высокопоставленных чиновников, отвечающих за выработку экономической политики, отметила, что «чем больше банки финансируются за счет собственного капитала, тем меньшую опасность они представляют для финансовой системы и налогоплательщика, а потому нуждаются в меньшем регулировании».

Согласно данным Федеральной корпорации по страхованию депозитов (FDIC), 98% банков, которые удовлетворяют требованиям нового закона («О финансовой альтернативе») к объему капитала, необходимому для смягчения требований регулятора, пережили финансовый кризис 2008 г. Из той небольшой части, которая потерпела неудачу, ни один банк не представлял опасности для системы в целом. Специалисты считают, что разросшаяся в рамках закона Додда - Франка федеральная система финансовой безопасности несет в себе системную угрозу.

Либерализация банковского регулирования, может увеличить валовую прибыль шести крупнейших банков США на 27 млрд долл., что приведет к росту их годовой прибыли до вычета налогов примерно на 20%. JPMorgan Chase & Co. и Morgan Stanley могут выиграть больше других от этих изменения, согласно оценкам агентства Bloomberg, подготовленным на основе бесед с аналитиками и информации, раскрытой самими банками. В случае Goldman

Sachs прирост в процентном выражении был бы наименьшим и составил бы 16% (4).

Расчеты Bloomberg опираются, главным образом, на те изменения, которые банки могут внести в портфель принадлежащих им ценных бумаг и в процент дохода, который они зарабатывают на подобных активах. Предлагаемые изменения позволят крупнейшим кредитным организациям страны принимать большее количество депозитов, перевести большую часть избыточной наличности в более доходные казначейские и муниципальные облигации, а также выпускать меньше долговых обязательств, которые обходятся дороже, чем клиентские депозиты.

Наибольшее воздействие на размер прибыли, вероятно, будет иметь разрешение банкам приобретать облигации правительства США на заемные средства. Присвоение муниципальным облигациям статуса ликвидных, т.е. легко реализуемых активов; уменьшение размера долга, не подлежащего возврату в случае банкротства банка; и упрощение процедуры соблюдения посткризисных нормативов также могут увеличить их доходы.

Регуляторы, назначенные Трампом, могут произвести эти изменения без одобрения конгресса. Сделав это, они сведут на нет усилия своих ведомств за период с 2008 г., направленные на ужесточение требований к капиталу и ликвидности американских банков сверх международных стандартов. Хотя приведение нормативов США в соответствие с международными стандартами, вероятно, не будет угрожать безопасности банков. Однако некоторые специалисты все-таки опасаются, что если минимальные требования к капиталу станут слишком низкими, а ограничения чересчур мягкими, то банки начнут действовать более рискованно, и система станет уязвима.

Ранее при ужесточении регулятивных норм к некоторым американским банкам были применены более высокие стандарты ликвидности и капитала, чем предусматривается Базельским комитетом по банковскому надзору. Сторонники либерализации призывают регуляторов отменить эти дополнительные меры предосторожности, что позволило бы понизить требования к достаточному уровню капитала шести крупнейших банков на 2 п.п. и вернуть 63 млрд долл. их акционерам.

Текущие правила соотношения собственных и заемных средств требуют от банков учитывать все принадлежащие им активы, даже наличные средства, размещенные в ФРС, при определении своей потребности в капитале. Исключение наличных средств и казначейских облигаций из данной формулы позволит им принимать больше депозитов и использовать эти средства для приобретения большего количества государственных бумаг без использования акционерного капитала. Поскольку при расчете показателей достаточности капитала с учетом рисков казначейские облигации считаются безрисковыми, увеличение их объема также не повлияет на эти показатели.

«JPMorgan», «Bank of America» и «Wells Fargo & Co.», три крупнейшие кредитные организации, получат наибольшую выгоду от данных перемен, поскольку они предлагают самые низкие ставки по депозитам.

Данные компании также могут получить прирост прибыли, если будет изменен коэффициент общей ликвидности. Данный посткризисный стандарт стал применяться по всему миру с целью обеспечить наличие у банков достаточного объема наличности или легко реализуемых активов для покрытия краткосрочных долговых обязательств, массовые требования по погашению которых могут возникнуть в случае паники на рынке.

Несмотря на то что страхование депозитов положило конец массовым изъятиям вкладов, современные банки тем не менее могут столкнуться с паническим выводом средств краткосрочными кредиторами, например, фондами, работающие на денежных рынках, что и произошло во многих случаях в 2008 г.

При адаптации в США правила достаточной ликвидности Ба-зельского комитета регуляторы сузили перечень активов, считающихся легко реализуемыми. Администрация Трампа хочет исправить это, разрешив рассматривать муниципальные облигации как ликвидные. Это позволит банкам заменить часть наличности или ценных бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами, находящихся в их собственности для выполнения данного требования, на более доходные муниципальные облигации.

Также пользу может принести смягчение правила, обязывающего банки выпускать долговые обязательства, которые не будут компенсированы во время кризиса, известные как долги bail-in,

поскольку это позволяет предотвратить спасение организации на средства налогоплательщиков. После того как Базельскими правилами объем таких обязательств был установлен на уровне 6% от взвешенных по риску активов, регуляторы США ввели дополнительные требования к крупнейшим банкам, подняв планку до 9,5%, например, для банка JPMorgan.

Помимо этого, министерство финансов США предложило смягчить требования по соблюдению правила Волкера, которые ограничивают трейдинговую деятельность банков, а также ежегодные стресс-тесты. Поскольку правило Волкера входило в состав закона Додда - Франка от 2010 г., его основные положения не могут быть изменены по указу регуляторов. Однако можно изменить то, каким образом банки должны соблюдать эти требования.

Список литературы

1. Bain B., Hamilton J. Mnuchin said to start review that could ease Volcker Rule's bite. - 2017. - 12.05. - Mode of access: https://www.bloomberg.com/news/articles/ 2017-05-12/mnuchin-said-to-start-review-that-could-ease-volcker-rule-s-bite-j2ljypie

2. Bain B., Hamilton J. Wall Street regulators are set to rewrite the Volker Rule. -2017. - 01.08. - Mode of access: https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-08-01/volcker-rewrite-is-said-to-start-as-trump-regulators-grab-reins

3. Hensarling J. Dodd-Frank has held down the US economy for too long // The daily signal. - 2017. - 20.07. - Mode of access: http://dailysignal.com/2017/07/20/dodd-frank-held-us-economy-long

4. Onaran Y. Big U.S. bank could see profit jump 20% with deregulation // Bloomberg Politics. - 2017. - 23.08. - Mode of access: https://www.bloomberg.com/news/arti cles/2017-08-23/big-u-s-banks-could-see-profit-jump-20-with-trump-deregulation

2018.02.022. ЕЕ. ЛУЦКАЯ. ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ: ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДИНАМИКУ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА КАПИТАЛА. (Обзор).

Ключевые слова: развивающиеся страны; движения капитала; факторы, определяющие приток капитала; прямые инвестиции; портфельные инвестиции.

Развитие рынка капитала в развивающихся странах (РС) является важным фактором их экономического роста. Резкие колебания в движении капитала чреваты серьезными рисками для эконо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.