СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ИЗМЕНЕНИЯ В АКСИОСФЕРЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВТОРОГО КУРСА КОЛЛЕДЖА*
© Н. В.Гоголь
Гоголь
Наталья Владимировна преподаватель колледж Самарской
гуманитарной академии [email protected]
В течение первого гола обучения в коллелже про-исхоаят значимые изменения в аксиосфере личности стуленток. Результаты исслелования изменений значимости жизненных сфер и личностных ценностей стуленток показывают, что за первый гол обучения снижается значимость сферы профессии и личностных ценностей лостижений и инливилуальности.
Ключевые слова: аксиосфера, ценности, подростковый и юношеский возраст.
Основная проблема. Многочисленные исследования философов, историков, культурологов, социологов, психологов показывают, что за годы реформ в нашей стране неуклонно происходит девальвация нравственных ценностей, в общественном и индивидуальном сознании присутствуют размытые представления о чести и достоинстве человека. Нередко наблюдается «подмена» понятий морали, нравственности, свободы и ответственности человека — другим содержанием. Тем самым, как в культуре, так и в индивидуальной психике и личности, наблюдается господство «ложных» ценностей, или «антиценностей» (культ денег, власти, социального статуса; вещизм, стяжательство и др.), а слова «совесть» и «порядочность» уже привычно воспринимаются в подростковой среде с улыбкой или же с негативной окраской [10]. А ведь именно в этот подростковый, переходный мо-
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант 12-06-00411.
мент возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе формируются новые качества личности [2, с. 44].
От старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначально. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. Это сама по себе сложная задача. Еще более она усложняется в наше время — переломный исторический период, когда рушатся выработанные предыдущими поколениями стереотипы, ценности [13, с. 315]. Затем должна начаться реализация планов, намеченных в 16-17 лет, иногда удачная, приносящая удовлетворение, иногда приводящая к осознанию ошибочности сделанного выбора, разочарованию, метаниям, устремленности к новым целям [13, с. 345].
Работы современных ученых (И. В. Дубровина, Л. В. Карпушина, А. В. Капцов, Д. В. Каширский, Н. И. Кузнецова, В. С. Собкин, М. С. Яниц-кий и др.) посвящены старшеклассникам и учащимся вузов. На наш взгляд, еще недостаточно изучен вопрос изменения личностных ценностей учащихся колледжа. В условиях, когда все больше подростков покидают школьные стены после 9-го класса, это становится особенно важно, ведь в этом случае переходный период (15 лет) превращается в ярко выраженный кризис, и кризис 17 лет, таким образом, смещается, наступает раньше [13, с. 342]. Критические возрастные периоды отличаются тем, что на протяжении относительно короткого времени происходят выраженные психологические сдвиги, изменения в личности ребенка [6, с. 38].
Теоретическое основание. Аксиосфера личности — это система ценностной осмысленности мира [9, с. 5]. Ценности личности, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, по-разному интерпретируются в произведениях различных авторов. Так, В. А. Василенко понимал под ценностями значимость предметов, средство удовлетворения потребностей человека, И. С. Нарский интерпретировал ценности как идеалы, высшие цели личности. В концепциях В. П. Тугаринова и О. Г. Дробницкого ценности определяются и как значимость, и как идеал одновременно [18, с.5].
Сегодня в отечественной психологии в качестве методологической платформы выступает положение о том, что ценности есть смысловые образования, выступающие в виде убеждений, задающих направление поведению и деятельности личности [6, с. 25].
Вопросам ценностной сферы и ее структурным компонентам посвящены работы С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. С. Братуся, Н. И. Непомнящей, А. Г. Асмолова, Н. А. Журавлевой, А. В. Серого, А. В. Капцова, Б. И. До-донова, М. С. Яницкого и других [3, с. 53]. Результаты лонгитюдного исследования Д. В. Каширского, давшие описание особенностей субъективных ценностей современной молодежной культуры, показали, что содержание системы ценностей молодежи на протяжении последних 15 лет претерпело определенные изменения [10].
Неизменный интерес для исследователей представляет подростковый и юношеский возраст, так как именно на данных стадиях онтогенеза, занимающих маргинальное, промежуточное, переходное положение между детством и
взрослостью, человек наиболее сензитивен к происходящим в стране преобразованиям. Подросток, в некотором смысле, лакмусовая бумажка, указывающая на состояние всего общества и перспективы его развития. По тому, что происходит в среде молодежи, можно судить не только об актуальном состоянии культуры, о том, как протекают, в частности, реформы, но и о будущем нашей страны, о нравственно-психологическом облике будущего поколения [10].
Само понятие «подростковый возраст» трактуется как период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Он был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Синоним — отрочество. Его хронологические границы до сих пор точно не фиксированы [1, с. 389]. Согласно теории развития личности Э. Эриксона, подростковый возраст и юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса и приходятся на 12—20 лет [13, с. 149]. А в периодизации В. Ф. Моргуна с 18 лет уже начинается период юности, который продолжается до 23 лет и в который происходит личностное и профессиональное самоопределение [13, с. 141]. В периодизации А. В. Петровского после эпохи детства наступает эпоха отрочества (период среднего школьного возраста 11—15 лет), а затем эпоха юности (период старшего школьного возраста 15—17 лет) [13, с. 155]. Подростковый возраст рассматривается либо как время перехода к взрослости, либо как самостоятельная фаза, относительно независимая от других. Последняя точка зрения в настоящее время преобладает [1, с. 390].
В соответствии с взглядами Л. С. Выготского и Д. Эльконина процесс формирования личности — юность характеризуется ведущей деятельностью, названной ценностно-ориентационной, поиском смысла жизни, самостоятельным определением всех нравственных, политических, эстетических идеалов. В юношеском возрасте основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения [6, с. 40].
Известно, что сформированная система личностных ценностей и смыслов является одним из центральных звеньев, регулирующих поведение и деятельность. Личностная ценность служит источником смыслообразования и моти-вообразования. И хотя смысл жизни каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии — ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы для конкретного общества. Ценности не присущи явлениям сами по себе, они выявляются только в ходе активного взаимодействия человека с окружающим миром, т. е. в рамках духовно-практической деятельности, в ходе общественных отношений [17, с. 268]. Ценностью становится не всякое значение, а такое (по А. Н. Леонтьеву), которое человек сознательно относит к ценности [6, с. 33]. Ценности задают направленное отношение к окружающему миру и являются ориентирами деятельности для личности [6, с. 29]. Механизм становления личностных ценностей можно свести к процессам интериоризации социальных ценностей и их индивидуализации. Перекосы в протекании этих процессов могут приводить либо к гиперсоциализации (потере аутентичности), либо к гипосоциализации (структуре личности без устойчивых ценностей). В раннем юношеском возрасте процесс формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности становится особенно интенсивным [11, с. 148].
Поэтому необходимо знать не только изначальные ценности студентов, но и их изменения, происходящие в процессе обучения в колледже.
Методика исследования
Объект исследования — ценностная сфера студентов 1 и 2 курсов колледжа.
Предмет исследования — изменения значимости жизненных сфер и личностных ценностей студенток, происходящие за первый год обучения в колледже.
Цель исследования — изучение изменений аксиосферы студентов колледжа за первый год обучения.
На основании анализа теоретических источников была выдвинута следующая гипотеза исследования: за первый год обучения в колледже происходят изменения в аксиосфере студентов.
Описание выборки: в 2012 году на начальном этапе в исследовании приняли участие 20 человек 15-16 лет, обучающихся на 1 курсе колледжа по специальности «Право и организация социального обеспечения». Среди опрошенных большинство (16 человек, или 80%) составили девушки. Поскольку результаты исследований динамики личностных ценностей студентов вузов в процессе онтогенеза показали, что изменения в тех или иных ценностях происходят с учетом половых особенностей [6, с. 134], было принято решение анализ изменений значимости жизненных сфер и личностных ценностей студентов женского и мужского пола проводить раздельно. В данной статье представлены результаты исследования изменений значимости жизненных сфер и личностных ценностей студенток.
Основной метод исследования — тестирование с применением теста личностных ценностей АНЛ 4.2 (для учащейся молодежи), который является сокращенной формой теста личностных ценностей (ТЛЦ), имеющего девятилетний срок использования в различных условиях психологической и социально-психологической практики. Являясь преемником таких отечественных разработок, как опросник ОТеЦ (Г. И. Сенина) и МТЖЦ (В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной), тест ТЛЦ значительно превосходит их по психометрическим характеристикам [9, с. 82]. В конструкции теста заложены четыре шкалы противоречий личностных ценностей как разность уровней выраженности ценностей:
1) коллективность — индивидуальность;
2) духовное — материальное;
3) креативность — традиции;
4) процесс — результат.
Отрицательный знак противоречия свидетельствует о преобладании соответственно ценности индивидуальности, материального благополучия, традиций и достижения результата в своих парах [8, с. 158—159]. Данная методика валидна и надежна, что обеспечивает точность получаемых результатов [3, с. 55]. Для оценки экзистенциальной составляющей личностных ценностей использовалась шкала «осмысленности жизни» теста СЖО Д. А. Леонтьева. А общая шкала опросника А. Фенигстайна позволила определить когнитивную составляющую самопонимания [5, с. 230].
Для математической обработки полученных данных был избран параметрический ^критерий Стьюдента для сопоставления связных выборок [4, с. 169], который позволяет выявить различия значимости ценностей студентов, произошедшие в течение первого года обучения в колледже. Удобство вместе с чрезвычайно широкой распространенностью задачи о средних значениях эмпирических результатов сделало критерий, основанный на распределении Стьюдента, одним из самых распространенных [12, с. 305]. Для применения ^ критерия Стьюдента в нашем исследовании соблюдены два условия:
1) измерение проведено в шкале интервалов;
2) сравниваемые характеристики значимости жизненных сфер и личностных ценностей студентов распределены по нормальному закону [4, с. 174].
Для проверки распределения по нормальному закону использовались два варианта проверки, по Н. А. Плохинскому и по Е. И. Пустыльнику [15, с. 234], которые дали один и тот же результат: распределение значимости жизненных сфер и личностных ценностей студентов не отличается от нормального распределения.
После первичной обработки результатов исследования для доказательства гипотезы применялся корреляционный анализ. Все вычисления производились с использованием пакета StatSoft БТАТКТГСА 10.0.
Результаты исследования
Первоначально был проведен сравнительный анализ, позволяющий определить значимые изменения в личных ценностях и ценностях жизненных сфер студенток (табл. 1).
Таблица 1
Среднее значение статистически значимых изменений показателей аксиологической сферы (п=16, р<0,05, ^р= 2,12)
Жизненные сферы и личностные ценности Среднее значение 1 курс Среднее значение 2 курс 1-критерий Стьюдента 1эмп
Сфера профессии 6,63 4,75 2,55
Достижений 6,13 4,13 2,88
Индивидуальности 6,81 5,5 2,89
При анализе значимых изменений ценностей жизненных сфер было выявлено, что из пяти жизненных сфер значимые изменения произошли только в направлении обесценивания сферы профессии. Это можно объяснить двумя факторами: с одной стороны, можно предположить крушение иллюзий профессии, вызванное тем, что выбор профессии предполагает наличие информации о мире профессии в целом, о возможностях и требованиях каждой из них. Именно такой информации подросткам часто не хватает [14, с. 103], и, получая ее в первый год обучения в колледже, студенты разочаровываются в своем выборе. Это явление может быть объяснено в рамках теории Гинзберга, согласно которой процесс выбора профессии проходит три стадии, и в 17 лет осуществляется переход от гипотетического подхода к реалистическому выбо-
ру профессии [14, с. 238], что возможно и приводит к обесцениванию сферы профессии. С другой стороны, мы можем предположить, что обесценивание сферы профессии у девушек вызвано приближающимся кризисом идентичности (по Э. Эриксону) [6, с. 135].
Аналогичные результаты исследования [16], посвященного изучению особенностей процесса социализации старших подростков, проведенного среди школьников 15-16 лет, также показали, что у большинства подростков проявляется направленность на достижения в профессии (94%). Они связывают свою известность именно с профессией [16, с. 62]. Следовательно, можно сделать вывод, что поступающие в колледж девушки мотивированы для получения качественного образования как основы для будущей успешной профессиональной деятельности.
Изменения произошли в направлении снижения значимости личностных ценностей индивидуальности и достижения, что может быть связано с влиянием группы, в которой обучаются девушки. Можно предположить, что снижение значимости данных ценностей произошло из-за нежелания быть «белой вороной», страха выделиться из общей массы студентов, ведь независимость от группы появляется к 16 годам только у 10% людей [13, с. 303].
Поскольку личностные ценности представляют собой лишь элементы сложной системы — аксиологической сферы личности, то диагностика отдельно взятых личностных ценностей не представляет собой практической пользы, так как из общей теории систем известно, что разные свойства системы, в данном случае аксиологической сферы личности, взаимосвязаны через ее структуру. Структура отражает определенные взаимосвязи, взаиморасположение составных частей системы, ее устройство. Однако из-за сложности аксиологической сферы личности структура включает не все элементы и связи, а лишь наиболее существенные, которые определяют основные свойства индивидуальности. Поэтому задачей диагностики является выявление наиболее существенных личностных ценностей и определение структуры аксиологической сферы [6, с. 46].
Для определения структуры взаимосвязей личностных ценностей студенток колледжа был использован коэффициент корреляции рангов, предложенный Спирменом [4, с. 212]. Результаты корреляционного анализа личностных ценностей студенток 1 курса приведены в таблице 2.
Таблица 2
Взаимосвязь исследуемых ценностей студенток 1 курса (п=16, р<0,05)
Личностные ценности Духовного удовлетво- рения Креативности Соучастия Дости- жений Традиций Материаль- ного благополучия
Духовного удовлетворения 0,68 0,66 0,83
Креатив- ности 0,68 0,67 0,63 0,58
Соучастия 0,66 0,67 0,66 0,54
Достижений 0,83 0,63 0,66 0,50
Традиций 0,54 0,50
Материаль- ного благополучия 0,58
Исследование структурированности личностных ценностей студенток колледжа показало, что на 1 курсе у девушек наблюдается значительное количество (взаимосвязаны 6 личностных ценностей из 8 исследуемых) корреляционных связей личностных ценностей, что соответствует уровню организованности аксиосферы, равному 0,16 [7, с. 155].
Результаты корреляционного анализа личностных ценностей студенток 2 курса приведены в таблице 3.
Таблица 3
Взаимосвязь исследуемых ценностей студенток 2 курса (п=16, р<0,05)
Личностные ценности Духовного удовлетворения Креативности Соучастия Материального благополучия
Духовного удовлетво- рения 0,53
Креатив- ности 0,53
Соучастия -0,63
Материаль- ного благополу- чия -0,63
Из данных исследования, приведенных в таблице 3, видно, что на 2 курсе колледжа у студенток взаимосвязаны между собой только личностные ценности духовного удовлетворения и креативности, а также личностные ценности материального благополучия и соучастия. В результате уровень организованности аксиосферы уменьшился до 0,04 [7, с. 153].
Таким образом, уровень организованности личностных ценностей имеет тенденцию к разбалансированности ко второму году обучения в колледже, что наглядно представлено на рисунках 1 и 2, построенных по результатам корреляционного анализа, представленного в таблицах 2 и 3 соответственно.
Корреляционные плеяды (рис. 1 и рис. 2) позволяют говорить о том, что на первом курсе у девушек наблюдаются более обширные и тесные связи между изучаемыми нами ценностями, чем на втором курсе.
В течение первого года учебы в колледже у девушек сохраняется взаимосвязь между ценностями духовной удовлетворенности и креативности. Появляется связь ценностей соучастия и материального благополучия. При этом последняя связь между ценностями такова, что с увеличением значимости одной ценности значимость другой снижается.
Можно предполагать, что уменьшение количества взаимосвязей личностных ценностей, происходящее в течение первого года обучения в колледже является признаком кризиса. В этом случае мы можем предполагать, что это нормативный кризис 17 лет, который студентки колледжа переживают в том же возрасте, что и их сверстники, продолжающие обучение в старших классах школы. С другой стороны, Ю. П. Поваренков исследовал кризисы профессионального обучения студентов, отмечая, что за время обучения в вузе наблюдается кризис на втором и четвертом курсах. Кризис второго курса возникает в результате осознания и принятия студентами новой ситуации социально-профессионального развития, отличной от той, которая имела место в старших классах средней школы [6, с. 135].
Рис. 1. Корреляционная плеяда ценностей девушек первого курса
Духовного удовлетворения
0,53
Креативности
Соучастия
-0,63
Материального
благополучия
Рис. 2. Корреляционные плеяды личностных ценностей девушек второго курса
Высказанные предположения нуждаются в проверке, которая может быть осуществлена в ходе дальнейшего изучения изменений в аксиосфере личности учащихся колледжа.
Для оценки экзистенциальной и когнитивной составляющих личностных ценностей самопонимания студенток колледжа 2 курса был проведен корреляционный анализ между показателями личностных ценностей девушек (методика АНЛ 4.2) и данными шкалы «осмысленности жизни» (тест СЖО), результатами общей шкалы опросника теста А. Фенигстайна. Результаты прове-
денного анализа позволили сделать вывод о том, что ценности коллективности для девушек 2 курса не являются субъективно пережитыми и принятыми в результате собственного жизненного опыта. Они только отнесены к ценностям как знания, которые старшее поколение передает младшему как информацию о ценностях и идеалах как принципах жизнедеятельности [6, с. 92].
Выводы
В течение первого года обучения у студенток колледжа констатировались изменения в сфере профессии и личностных ценностях достижений и индивидуальности, указывающие на снижение их значимости.
За первый год обучения произошли значимые изменения в аксиосфере личности студенток, позволяющие говорить о том, что уровень организованности личностных ценностей имеет тенденцию к разбалансированности ко второму году обучения в колледже.
Результаты исследования показали наличие значимой связи когнитивной составляющей самопонимания студенток 2 курса и личностной ценности коллективности, что указывает на их осознанное принятие, без субъективного переживания данных ценностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с.
2. Вартанова, И. И. Ценностное самоопределение старшеклассников // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи современной России : матер. IV Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 26-27 сентября 2013 г. / отв. ред. А. В. Капцов. — Самара : СамЛюксПринт, 2013. — С. 44—50.
3. Виноградова, С. Н. Особенности ценностно-смысловой и мотивационной сфер студентов, поступивших на бюджетную и платную формы обучения // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи современной России: матер. IV Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 26-27 сентября 2013 г. / отв. ред. А. В. Капцов. — Самара : СамЛюксПринт, 2013. — С. 53—59.
4. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов : учебник. — М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2003. — 336 с.
5. Знаков, В. В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 448 с.
6. Карпушина, Л. В. Психология ценностей российской молодежи : монография / Л. В. Карпушина, А. В. Капцов. — Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2009. — 252 с.
7. Капцов, А. В. Организованность аксиосферы личности: сущность и методика исследования // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». — 2013. — № 1(13). — С. 145—159.
8. Капцов, А. В. Противоречия в аксиосфере личности: сущность и методы исследования // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». — 2012. — № 1(11). — С. 153—166.
9. Капцов, А. В. Психологическая аксиометрия личности и группы : методическое пособие. — Самара : СамЛюксПринт, 2011. — 112 с.
10. Каширский, Д. В. Субъективные ценности современной молодежной культуры // Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры : матер. межд. XII чтений памяти Л. С. Выготского, Москва, 14-17 ноября 2011 г. / отв. ред. В. Т. Кудрявцева. Рос. гос. гуманит. ун-т. Ин-т психол. им. Л. С. Выготского. — М., 2011. — С. 219—225.
11. Ковальская, О. С. Совладающее поведение личности с различной степенью сформированное™ системы ценностей и смыслов в раннем юношеском возрасте // Вестник ЯрГУ. Серия «Гуманитарные науки». — 2012. — № 3(21). — С. 148—150.
12. Кричевец, А. Н. Математика для психологов : учебник / А. Н. Кричевец, Е. В. Шикин, А. Г. Дьячков / под ред. А. Н. Кричевца. — М. : Флинта : Московский психолого-социальный институт, 2003. — 376 с.
13. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М. : ТЦ Сфера, 2008. — 464 с.
14. Психология подростка. Полное руководство / под ред. А. А. Реана. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 432 с.
15. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб. : Речь, 2000. — 350 с.
16. Хлыбова, Е. В. Особенности представлений о себе у старших подростков // Вестник ЯрГУ. Серия «Гуманитарные науки». — 2009. — № 1. — С. 60—62.
17. Шиповская, Л. П. Человек и его потребности : учеб. пособие. — М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2009. — 432 с.
18. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. — Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.