Научная статья на тему 'Изменения в ценностной сфере личности первокурсников колледжей'

Изменения в ценностной сфере личности первокурсников колледжей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
384
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОСФЕРА / ЦЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ / КОЛЛЕДЖ / ИЗМЕНЕНИЯ / AXIOSPHERE / VALUES / STUDENTS / COLLGE / CHANGES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы —

В статье проанализированы изменения в аксиологической сфере первокурсников государственных и негосударственного колледжей. Результаты исследования показали, что в течение первого года обучения в колледже происходит упрощение аксиосферы студентов вне зависимости от их формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyzes the changes in the axiological sphere freshmen public and private colleges. The results showed that during the first year of college is being simplified axiosphere students, regardless of their form of training.

Текст научной работы на тему «Изменения в ценностной сфере личности первокурсников колледжей»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2014. № 1(15)

ИЗМЕНЕНИЯ В ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЕ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ КОЛЛЕДЖЕЙ*

© Н. В.Гоголь © Ю. А. Неженцева

Гоголь

Наталья Владимировна преподаватель психологии Самарская гуманитарная академия

e-mail: [email protected]

Неженцева

Юлия Александровна

педагог-психолог Самарский

медико-соииальный колледж e-mail: [email protected]

В статье проанализированы изменения в аксиологической сфере первокурсников госуларственных и негосуларственного коллелжей. Результаты исслело-вания показали, что в течение первого гола обучения в коллелже происхолит упрощение аксиосферы сту-лентов вне зависимости от их формы обучения.

Ключевые слова: аксиосфера, ценности, студенты, колледж, изменения.

Основная проблема. Развитие и изменение общества, неизменно приводит к утверждению в общественном сознании другой системы ценностных ориентаций. Под ценностными ори-ентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. При изучении характеристик отдельных социальных групп используется термин «ценность» [25, с. 228]. Ценности понимаются нами как особые смысловые образования, составляющие иерархическую систему в структуре личности, которая определяет субъективную важность объекта относительно других объектов, исходя из актуальных потребностей личности. Ценностные ориентации — это относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов поведения и являющиеся относительно независимыми от на-

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ грант 12-06-00411а.

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2014. No 1 (15)

личных ситуаций. Образуя высший уровень диспозиционной иерархии в структуре личности, ценностные ориентации являются основанием для оценок окружающей действительности и детерминируют предрасположенность личности к той или иной социальной активности, то есть понятие «ценности» является общим понятием относительно понятия «ценностные ориентации» [14, с. 42].

В подростковый, переходный момент возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе формируются новые качества личности [1, с. 44], но большинство работ современных ученых (И. В. Дубровина, Л. В. Карпушина, А. В. Капцов, Д. В. Каширский, Н. И. Кузнецова, В. С. Собкин, М. С. Яницкий и др.) посвящено старшеклассникам и учащимся вузов. На наш взгляд, еще недостаточно изучен вопрос изменения личностных ценностей у учащихся колледжа. Он становится сегодня актуальным в связи с тем, что все больше подростков покидают школьные стены после 9-го класса [16, с. 342] и становятся студентами колледжей.

Теоретическое основание. X. Ремшмидт определяет ценности как признаваемые отдельными людьми или группами эталоны или концепции, с которыми соотносятся взгляды и поступки [20, с. 254]. С. Л. Рубинштейн считал, что ценность — значимость для человека чего-то в мире [25, с. 228]. В. А. Василенко, понимал под ценностями значимость предметов, средство удовлетворения потребностей человека, И. С. Нарский, интерпретировал ценности как идеалы, высшие цели личности. В концепциях В. П. Тугаринова и О. Г. Дроб-ницкого ценности определяются и как значимость, и как идеал одновременно [28, с. 5]. Сегодня в отечественной психологии в качестве методологической платформы выступает положение о том, что ценности есть смысловые образования, выступающие в виде убеждений, задающих направление поведению и деятельности личности [14, с. 25].

Личностные ценности рассматриваются нами как система осознанного значимого в жизни человека [8, с. 148].

Ценности не присущи предметам и явлениям сами по себе, они выявляются только в ходе активного взаимодействия человека с окружающим миром, т. е. в рамках духовно-практической деятельности, в ходе общественных отношений [26, с. 268]. Поэтому в конце подросткового возраста остается чрезвычайно важной та сторона жизни, что связана с общением [16, с. 327]. Именно в этот переходный момент возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе формируются и новые качества личности [1, с. 44].

О важности подросткового возраста в процессе формирования ценностей говорили многие ученые. Э. Эриксон считал, что подростковый ум есть по существу ум моратория — психологической стадии между детством и взрослостью, между моралью, уже усвоенной ребенком, и этикой, которую еще предстоит развить взрослому [27, с. 5]. Как писал Л. С. Выготский, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного» [цит. по 16, с. 303]. Система ценностей подростка, находящаяся еще в процессе своего становления, является относительно неупорядоченной и неустойчивой [19, с. 80]. Д. В. Каширский считает, что ценностная система личности закладывается и развивается в детском возрасте. При этом на первом

этапе (от 3 до 11 лет) ребенок еще не осознает своих ценностей, но их принимает. В этот период происходит формирование ценностных установок, общественных норм и нормативов благодаря общению с родителями, учителями, друзьями. На втором этапе (от 11 до 17 лет) происходит переосмысление ценностных установок через их рефлексию и оформление ценностей в конечном итоге в психологическую систему [8, с. 147]. По разным причинам объективного и субъективного характера значение ценности может изменяться, а вместе с ним могут изменяться и оценки — вплоть до того, что ценное для кого-то или в данное время, или в данном отношении может оказаться неценным или менее ценным для другого, или в иное время, или в другом отношении [26, с. 269].

С. Фельдман [цит. по 20, с. 255] в связи с конформизмом и динамикой ценностей подразделяет период окончания детства до юношеского возраста на три фазы. Анкетирование 538 подростков в возрасте от 9 до 16 лет показало следующий ход развития ценностных ориентаций: сначала (где-то до 10 лет) — довольно существенное совпадение с ценностными представлениями родителей, которое в возрасте 11—14 лет уменьшается, но затем вновь заметно возрастает к 16 годам. Другая точка зрения на причины изменения ценностей в том, что: подростковая группа, играя важную роль в формировании личности отдельных ее членов, может стать главным регулятором поведения подростка [21, с. 307]. Поскольку подростки ищут для себя референтные группы среди сверстников и нуждаются в близких друзьях, часто мнение последних становится определяющим [16, с. 303]. В то время как в детстве большое влияние оказывают воспитание, позднее начинают преобладать абстрактные ценностные понятия и взгляды, господствующие в группе ровесников [20, с. 255]. Определение конкретной группы ровесников, оказывающей значимое влияние на изменение ценностей подростков, осложнено множественной групповой принадлежностью людей в современном обществе, противоречивостью ценностных систем и ролевых ожиданий различных социальных групп, к которым принадлежит индивид [10, с. 122].

Наиболее интенсивно формирование аксиосферы протекает после кризиса 14 лет (кризис ценностной рефлексии) [11, с. 147]. При этом подростки продолжающие свое обучение в школе, следующий кризис будут переживать в 17 лет — на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Подростки, покинувшие школу и продолжающие свое обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования, переживают переходный период, превращающийся в ярко выраженный кризис, раньше [16, с. 342]. Механизм становления ценностей можно свести к процессам интериоризации социальных ценностей и их индивидуализации. Перекосы в протекании этих процессов могут приводить либо к гиперсоциализации (потере аутентичности), либо к гипосоциализации (структуре личности без устойчивых ценностей). В раннем юношеском возрасте процесс формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности становится особенно интенсивным [15, с. 148]. Поэтому важно знать не только изначальные ценности студентов, но и их изменения, происходящие в процессе обучения в колледже.

Одними из наиболее важных условий социализации считаются микроусловия, к которым, прежде всего, относится семья и ближайшее окружение подрастающего поколения. Именно через значимое ближайшее окружение человек усваивает и реализует основные ценности и идеалы, выстраивает в соответствии с ними свой жизненный путь [9, с. 289]. Условия обучения в государственных и негосударственных учебных заведениях априори различны: студенты, обучающиеся в негосударственных колледжах, оплачивают свои занятия, в то время как студент государственного колледжа имеет возможность не только получить образование бесплатно, но и «заработать» в процессе обучения деньги в виде стипендии. Различные условия обучения могут по-разному влиять на изменения ценностей студентов разных форм обучения (бюджетной и платной).

Методика исследования

Объект исследования: ценностная сфера студентов 1 и 2 курсов государственного и негосударственного колледжей.

Предмет исследования: изменения значимости жизненных сфер и личностных ценностей студентов, происходящие за первый год обучения в колледже.

Цель исследования: изучение и сравнение изменений аксиосферы студентов государственного и негосударственного колледжа.

На основании анализа теоретических источников были выдвинуты следующие гипотезы исследования:

— за первый год обучения в колледже происходит упрощение аксиосферы студентов;

— изменение значимости ценностей студентов происходят в результате взаимодействия одногруппников.

Описание выборки: в первую группу вошло 16 человек 15-16 лет, обучающихся в негосударственном образовательном учреждении, колледже, по специальности «Право и организация социального обеспечения». Вторая группа — студенты государственного образовательного учреждения в количестве 14 человек, обучающиеся по специальности «Туризм». Третью группу исследуемых составили 16 студентов бюджетной формы обучения по специальности «Сестринское дело» государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования. Исследование первой, второй и третьей групп студентов проводилось в первый месяц обучения в колледже. Затем тестирование было дублировано, в первой группе это было сделано на третьей неделе обучения на втором курсе колледжа, а во второй и третьей группах исследуемых повторное тестирование было проведено в конце обучения на первом курсе колледжа, за три недели до окончания второго семестра. Сроки повторного исследования всех трех групп примерно сопоставимы с окончанием первого года обучения в колледже. Полученные данные могут показать изменения, которые происходят за первый год обучения в негосударственном и государственном колледже.

Оценка различий между исследуемыми группами студентов по U-крите-рию Манна-Уитни показала, что существенные различия в результатах первого исследования отсутствуют, и группы можно считать идентичными.

Основной метод исследования — тестирование с применением теста аксиологической направленности личности АНЛ 4.2 (для учащейся молодежи), являющийся сокращенной формой теста личностных ценностей (ТЛЦ), который имеет девятилетний срок использования в различных условиях психологической и социально-психологической практики. Являясь приемником таких отечественных разработок как опросник ОТеЦ (Г. И. Сенина) и МТЖЦ (В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной) тест ТЛЦ значительно превосходит их по психометрическим характеристикам [7, с. 82]. В конструкции теста заложены четыре шкалы противоположных личностных ценностей:

1) коллективность — индивидуальность;

2) духовное — материальное;

3) креативность — традиции;

4) процесс — результат.

Данная методика валидна и надежна, что обеспечивает точность получаемых результатов [2, с. 55].

Дефицит ценностей является главным этиологическим фактором смыс-ложизненного кризиса — одного из ненормативных кризисов развития личности [13]. Для диагностики составляющих смысла жизни личности использовался тест Смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева. Тест СЖО является, с одной стороны, источником представлений об актуальных смысловых состояниях, а с другой — как психодиагностический инструмент, — средством их выявления и оценки [23]. Шкала А. Фенигстайна, позволяет определить личностную черту самосознания, которая является сравнительно устойчивой в течение некоторого времени [22, с. 78]. Корреляция между исследуемыми ценностями и шкалой осмысленности жизни теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева и интегральной шкалой опросника А. Фенигстайна позволяет определить, какие исследуемые ценности являются только принятыми как ценности, которые старшее поколение передает младшему как информацию о ценностях и идеалах как принципах жизнедеятельности [14, с. 92], а какие ценности являются реально действующими для студентов колледжей.

Личность, находящаяся в малой группе, характеризуется совокупностью межличностных противоречий, например, личностных ценностей, относительно каждого члена группы. Для оценки этого феномена было введено понятие «анизотропность» как свойство изменения характеристик в зависимости от направления взаимодействия личности со средой [17]. Развитие личности обусловлено уровнем анизотропности (межличностной и внутриличностной) психологических характеристик, включая ценности, и экопсихологическим типом взаимодействия [6, с. 127]. Для диагностики типов экопсихологического коммуникативного взаимодействия использовался разработанный экспертный метод, заключающийся в том, что испытуемые выступали в качестве экспертов своего типа коммуникативного взаимодействия (общения) с каждым членом учебной группы [18, с. 1225].

Для математической обработки полученных данных был избран параметрический ^критерий Стьюдента для сопоставления связных выборок [4, с. 169], который позволяет выявить различия значимости ценностей студентов, про-

изошедших в течение первого года обучения в колледже. Для применения t-критерия Стьюдента в нашем исследовании соблюдены два условия:

1) измерение может быть проведено в шкале интервалов и отношений;

2) сравниваемые выборки распределены по нормальному закону [4, с. 174].

Для проверки распределения по нормальному закону использовались два

варианта проверки, по Н. А. Плохинскому и по Е. И. Пустыльнику [24, с. 234], которые дали один и тот же результат: распределение результативного признака не отличается от нормального распределения.

После первичной обработки результатов исследования для доказательства гипотезы применялся корреляционный анализ, а также пошаговый регрессионный анализ (алгоритм на включение). Все вычисления производились с использованием пакета StatSoft STATISTICA 10.0.

Результаты исследования

На начальном этапе исследования изучались изменения аксиосферы студентов негосударственного колледжа.

По результатам первого этапа исследования (2013 г.) были сделаны выводы о том, что в течение первого года обучения резко снижается значимость профессии, даже у тех студентов, которые указывали ее высокую значимость на момент поступления в колледж [3, с. 100].

В течение года у студентов констатировались изменения в системе личностных ценностей достижений и индивидуальности, в которых произошли значимые изменения в аксиосфере личности студенток колледжа.

В дальнейшем были изучены изменения системы ценностной осмысленности мира студентов государственных колледжей специальностей «Туризм» и «Сестринское дело». Для этого был проведен сравнительный анализ, позволяющий определить наиболее и наименее значимые личностные ценности и ценности жизненных сфер студентов (табл. 1).

Таблица 1

Среднее значение статистически значимых показателей аксиологической сферы студентов специальность «Туризм» (n=14, p<0,05)

Личностные ценности, аксиологическая направленность сфер жизнедеятельности Среднее значение начало обучения на 1 курсе Среднее значение завершение обучения на 1 курсе t-критерий Стьюдента

Ценность взаимоотношения 6,5 5,7 4,28

Гуманистическая направленность сферы семьи 66,4 52,1 3,3

Наиболее значимой личностной ценностью в начале обучения у студентов были взаимоотношения, т. е. стремление к установлению благоприятных отношений с другими людьми. К концу первого курса наиболее значимой остались те же ценности взаимоотношения, но их значимость существенно снижается.

При интерпретации данных по шкалам аксиологической направленности наибольшую значимость имела гуманистическая направленность сферы семьи, которая становится менее значимой к концу первого года обучения в колледже, но по-прежнему является наиболее значимой из исследуемых ценностей сфер жизнедеятельности. Студенты в течение первого года обучения в колледже ориентированы на теплые отношения с членами семьи, построенные на взаимной ответственности и взаимовыручке [7, с. 58], но значение всего того, что связано с жизнью семьи для первокурсников снижается к концу первого года обучения.

Результаты корреляционного анализа личностных ценностей студентов, обучающихся в государственном колледже, приведены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2

Взаимосвязь исследуемых ценностей студентов специальность «Туризм» на начало обучения на I курсе (п=14, р<0,05)

Коллективности Духовного удовлетворения Креативности Жизнедеятельности Достижений Традиций Индивидуальности

Коллективности 0,54

Духовного удовлетворения 0,58 0,78 0,87 0,69

Креативности 0,58 0,53 0,66

Жизнедеятельности 0,54 0,78 0,53 0,83 0,76

Достижений 0,87 0,83

Традиций 0,69 0,76

Индивидуальности 0,66

Таблица 3

Взаимосвязь исследуемых ценностей студентов специальность «Туризм» к концу I курса (п=14, р<0,05)

Креативности Жизнедеятельности Достижений Традиций

Креативности 0,68

Жизнедеятельности 0,60

Достижений 0,68

Традиций 0,60

На основании данных таблиц 2 и 3 могут быть построены корреляционные плеяды ценностей студентов на начало и к концу 1 курса обучения в колледже (рис. 1 и рис. 2 соответственно).

Данные, приведенные в табл. 2 и 3, отраженные в рис. 1 и рис. 2, позволяют говорить о том, что на начало обучения в колледже у студентов наблюдаются более обширные и тесные связи между изучаемыми ценностями, чем к концу обучения на 1 курсе. В течение первого года учебы в колледже у студентов сохраняется взаимосвязь между ценностями жизнедеятельности и традиций, появляется взаимосвязь между ценностями креативности и достижений.

Рис. 1. Корреляционная плеяда ценностей студентов специальность «Туризм»

на начало I курса

Креативности

_Q7_

Достижений

^^^Жизнедеятельности_^

_П£_

Традиций

Рис. 2. Корреляционная плеяда ценностей студентов специальность «Туризм»

к концу I курса

Корреляция между исследуемыми ценностями и шкалой осмысленности жизни теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева и интегральной шкалой опросника А. Фенигстайна показала, что стремление человека к достижению конкретных и ощутимых результатов действительно являются для студентов первого года обучения в колледже по специальности «Туризм» реально действующими личностно значимыми ценностями достижения.

В третьей группе исследуемых студентов наиболее значимой личной ценностью на начало и к концу обучения на 1 курсе колледжа являлись ценности жизнедеятельности, значимость действий, деятельности (неважно работа это, учеба или просто сама жизнь) [7, с. 70]. Значимость указанной ценности за первый год обучения в колледже снизилась со среднего значения в 6,88 до 6,44 при соответствующем ^критерии Стьюдента.

В таблицах 4 и 5 приведены данные корреляционного анализа личностных ценностей студентов, обучающихся по специальности «Сестринское дело».

Таблица 4

Взаимосвязь исследуемых ценностей студентов специальность «Сестринское дело» на начало обучения на I курсе (п=16, р<0,05)

Коллективности Духовного удовлетворения Креативности Жизнедеятельности Достижений Традиций Материального благополучия Инди-видуаль-ности

Коллективности - 0,53

Духовного удовлетворения 0,64

Креативности 0,75 0,86

Жизнедеятельности 0,75 0,79

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достижений 0,64 0,54

Традиций 0,86 0,79

Материального благополучия - 0,53

Индивидуальности 0,54

Таблица 5

Взаимосвязь исследуемых ценностей студентов специальность «Сестринское дело» к концу I курса (п=16, р<0,05)

Коллективности Креативности Жизнедеятельности Достижений Традиций

Коллективности 0,63 0,7

Креативности 0,54 0,5 0,62

Жизнедеятельности 0,54

Достижений 0,63 0,5 0,74

Традиций 0,7 0,62 0,74

На основании данных таблиц 4 и 5 построены корреляционные плеяды ценностей студентов, обучающихся по специальности «Сестринское дело» на начало и к концу 1 курса обучения в колледже (рис. 3 и 4 соответственно).

Рис. 3. Корреляционная плеяда ценностей студентов специальность «Сестринское дело» на начало обучения на I курсе

Рис. 4. Корреляционная плеяда ценностей студентов специальность «Сестринское дело» к концу I курса

Корреляционные плеяды ценностей студентов специальности «Сестринское дело» показывают, что за первый год обучения в колледже у обследуемых юношей и девушек взаимосвязь между ценностями усложняется, но при этом происходит уменьшение самого количества ценностей, представленных в аксио-сфере как системе. Особенностью корреляционной плеяды в начале первого курса (рис. 3) является обратно пропорциональная взаимосвязь ценностей материального благополучия и коллективности, т. е. с увеличением значимости одной ценности у студентов сопровождается меньшей значимостью другой. Примечательно, что к концу первого курса в корреляционной плеяде студентов отсутствует ценность материального благополучия, что говорит об изменении аксиологической направленности студентов в сторону гуманистических ценностей. Правда, одновременно из плеяды ушла и ценность духовной удовлетворенности.

Корреляционные плеяды студентов 1 и 2 курсов негосударственного колледжа специальность «Право и организация социального обеспечения» [3, с. 99], в сравнении с корреляционными плеядами ценностей студентов 1 курса государственных колледжей специальностей «Туризм» и «Сестринское дело» позволяют говорить о том, что изменения, происходящие в аксиосфере первокурсников, свидетельствуют об упрощении системы ценностной осмысленности мира в течение первого года обучения в колледже. В свою очередь, уменьшение уровня совокупности ценностей может быть индикатором кризиса [14, с. 140]. Состояния личностного развития, подобные кризису смысла жизни, в научной литературе обозначаются разными терминами: «экзистенциальный невроз», «фрустрация потребности в смысле жизни», «метапатология», «кризис ноодинамики», «ценностный кризис» и т. д. Для описания их субъективной картины удачно подходят метафоры «экзистенциального вакуума» и «отчуждения», а их главным отличительным признаком является недостаток ценностей, которые могли бы придать жизни мотивационную привлекательность, эмоциональную насыщенность и сквозную смысловую направленность [11, с. 27]. Кризис, который может быть вызван, исходя из общего положения В. Франкла, возрастными изменениями и радикальными переменами в статусе. Они могут вести к потере личностной идентичности и целей в жизни, формированию экзистенциального вакуума, который преодолевается путем систематического исследования области ценностей на предмет поиска новых значений и смыслов [23].

В таблице 6 показана корреляция между исследуемыми ценностями и шкалой осмысленности жизни теста смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева (экзистенциальная компонента ценностей) и интегральной шкалы опросника А. Фенигстайна (когнитивная компонента ценностей) студентов первого курса государственного колледжа, обучающихся по специальности «Сестринское дело».

Таблица 6

Корреляционная матрица личностных ценностей с когнитивной и экзистенциальной компонентами студентов специальность «Сестринское дело»

к концу обучения на I курсе

Личностные ценности Когнитивная компонента Экзистенциальная компонента

Коллективности 0,51

Духовной удовлетворенно сти 0,50

Креативности 0,51

Из приведенных данных (табл. 6) можно сделать вывод, что ценности духовной удовлетворенности к концу 1 курса у студентов специальности «Сестринское дело» являются только принятыми как ценности, которые старшее поколение передает младшему как информацию о ценностях и идеалах как принципах жизнедеятельности [14, с. 92], в то время как ценности коллективности и креативности являются для данных учащихся пережитыми, прочувтво-ванными, экзистенциальными. Современные исследования [5, с. 67] показывают, что существует взаимосвязь мотивов только с ценностями, относящимися к экзистенциональной составляющей. Следовательно, ценности коллективности и креативности, существующие как экзистенциальные для студентов специальности «Сестринское дело», являются важнейшими регуляторами поведения человека. Именно эти ценности на корреляционной плеяде (рисунок 4) являются ключевыми в структуре аксиосферы студентов. В то же время существующий разрыв между знаемыми и реально действующими ценностями определяет внутреннюю противоречивость дезинтегрированного смысла жизни, порождающую психологические кризисы в развитии личности [12, с. 15] студентов колледжа.

Выявленные закономерности изменения личностных ценностей студентов колледжей во всех трех обследованных выборках ставят вопрос об источниках этих изменений, которой может быть, в частности, внутриличностная неоднородность психологических характеристик, например, личностные ценности. При этом механизмом развития является идентификация — обособление, которые проявляются во взаимодействии личности с одногруппниками в рамках, как учебной группы, так и неформальных микрогрупп, составляющих группу [17]. В работе [6, с. 129] показано, что развитие личностных качеств, ценностей, социально-психологических характеристик личности в условиях группы пропорциональны уровню анизотропности этих характеристик личности в группе при определенных экопсихологических типах взаимодействия, причем на развитие личности влияет в различной степени вся гамма типов взаимодействия.

Используя методику эмпирического исследования [6], были получены регрессионные уравнения изменения личностных ценностей за один год обучения в зависимости от анизотропности ценностей студентов в учебной группе специальности «Право и организация социального обеспечения» (табл. 7).

Таблица 7

Коэффициенты регрессии в в уравнении изменения личностных ценностей от анизотропности той же ценности при р < 0,05

(студенты специальности «Право и организация социального обеспечения»)

Личностные ценности Объект-объектный тип Субъект-совместный тип Субъект-порождающий тип

Духовной удовлетворенности -0,44 -0,40 -0,37

Жизнедеятельности -0,38 -0,55

Достижений -0,39 -0,44

Традиций -0,53

Материального благополучия -0,55

Из таблицы 7 следует, что из всех диагностируемых экопсихологических типов (6 типов) коммуникативного взаимодействия (общения) для студентов, обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения», статистически значимы только три: объект-объектный, субъект-совместный и субъект-порождающий типы общения.

Объект-объектный тип взаимодействия или квазиобъектный характеризует такое общение, которое имеет в большей степени формальный характер, не предполагающее активного воздействия на другого, и тем более не предполагающее совместного действия [18, с. 1221]. Этот тип общения является предиктором изменений, происходящих в ценностях духовной удовлетворенности, жизнедеятельности, традиций, материального благополучия и индивидуальности. Поскольку знак коэффициентов регрессии отрицательный, то это свидетельствует о преобладании механизма идентификации, в результате которого высокий уровень ценностей студентов на первом курсе уменьшается ко второму курсу, а у студентов с низким уровнем ценностей наблюдается их рост [6].

На изменение личностных ценностей духовной удовлетворенности студентов оказывают влияние также субъект-совместный и субъект-порождаю-щий типы общения, для которых характерно конструктивное общение, нацеленное на совместное действие, приводящее к взаимному изменению исходной субъектной позиции каждого из участников взаимодействия [18, с. 1221]. В целом значения коэффициентов регрессии при различных типах общения можно считать приблизительно равными, поэтому выделить наиболее значимый фактор в развитии ценности духовной удовлетворенности нельзя.

Как следует из таблицы 7, единственной ценностью, на которую не сказываются формальные отношения в группе студентов, обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения», является ценность достижений. Изменение значимости ценности конкретных результатов, постановки и решения жизненных задач происходит под влиянием субъект-порож-дающих и субъект-совместных типов общения, что характерно только для товарищеских и дружеских отношений между студентами.

Таким образом, из регрессионных моделей изменений личностных ценностей студентов следует, что учебная группа является не сплоченной, состоя-

щая из неформальных микрогрупп, хотя студенты стремятся подражать друг другу, взаимодействуя между собой в большей степени формально.

Для сравнения рассмотрим аналогичные модели, полученные на студентах специальности «Сестринское дело» (табл. 8).

Таблица 8

Коэффициенты регрессии в в уравнении изменения личностных ценностей от анизотропности той же ценности при p < 0,05

(студенты специальности «Сестринское дело»)

Объект-объектный тип Объект-субъектный тип Субъект-несовместный тип Субъект-совместный тип Субъект-порождающий тип

Коллективности -0,54 -0,50

Духовноой удовлетворения -0,58

Креативности -0,32 -0,43 -0,57

Достижений -0,38 -0,62 -0,44

Традиций -0,60 -0,38

Материального благополучия -0,74

Индивидуальности -0,32 -0,59

Данные, приведенные в таблице 8, показывают на ряд особенностей обследованной группы:

1) большая палитра типов взаимодействия студентов в межличностном общении участвует в изменении личностных ценностей;

2) главную роль в развитии аксиосферы студентов играет субъект-совместный тип взаимодействия, при котором каждый из общающихся стремится, с одной стороны, учитывать ценности и потребности других, а с другой стороны — приближаться к намеченной общей цели;

3) формальное общение в группе студентов оказывает влияние лишь на изменение ценности креативности;

4) состав студенческой группы разнороден по психологическим и социально-психологическим характеристикам, поэтому наряду с товарищескими и дружескими отношениями, в группе имеется недопонимание, иллюзии в отношениях друг с другом.

Студенческая группа специальности «Сестринское дело» также находится на начальном этапе становления группы. Это следует из того, что ценность коллективности определяется в основном (для 55% студентов группы) субъект-объектным типом взаимодействия, который свидетельствует о наличии в группе студенческого актива, занимающего позицию субъекта, и пассивной части группы, относящейся к жизни группы исключительно формально. Именно этот тип взаимодействия определяет формирование ценности традиций (54% студентов группы), которая для медицинских работников относится к профессионально важной ценности. Данный факт может быть полезен для администрации колледжа при планировании воспитательной работы со студентами.

Активная борьба между студенческим активом группы и пассивной частью студенчества в женской части группы, составляющей 87,5%, проявляется в

формировании общих целей группы (ценность достижения), что подтверждает субъект-несовместный тип взаимодействия, объясняющий 46% всей дисперсии изменений ценности достижений. Здесь интересна роль двух юношей, обучающихся в группе. Согласно регрессионной модели с учетом типов взаимодействий юношей с одногруппницами роль субъект-несовместного типа взаимодействия значительно снижается (14% дисперсии), и на первое место выходит субъект-совместный тип взаимодействия (37% дисперсии), характеризующий стратегию сотрудничества.

Выводы

1. В течение первого года обучения в колледже выявлено упрощение аксиосферы студентов, причем, как у студентов государственных, так и негосударственных колледжей независимо от специальности обучения.

2. Предикторами динамики личностных ценностей студентов колледжей являются экопсихологические типы коммуникативного взаимодействия (общения) и анизотропность личностных ценностей взаимодействующих субъектов.

3. Эмпирически показано, что на первом курсе колледжа в развитии ценностей доминирует механизм идентификации, результатом которого является уподобление личностных ценностей студентов группы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вартанова, И. И. Ценностное самоопределение старшеклассников // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи современной России : матер. IV Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 26-27 сентября 2013 г. / отв. ред. А. В. Капцов. — Самара : СамЛюксПринт, 2013. — С. 44—50.

2. Виноградова, С. Н. Особенности ценностно-смысловой и мотивационной сфер студентов, поступивших на бюджетную и платную формы обучения // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи современной России : матер. IV Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 26-27 сентября 2013 г. / отв. ред. А. В. Капцов. — Самара : СамЛюксПринт, 2013. — С. 53—59.

3. Гоголь, Н. В. Изменения в аксиосфере личности студентов второго курса колледжа // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». — 2013. — № 2(14). — С. 92—101.

4. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов : учебник. — М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2003. — 336 с.

5. Капцов, А. В. Мотивационная функция противоречий в ценностной сфере работающей молодежи // Бизнес. Общество. Человек : тезисы междунар. науч. конф. — М. : НИУ ВШЭ, 2013. — С. 67.

6. Капцов, А. В. Противоречия в ценностной сфере и развитие личности студентов // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи современной России: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 26-27 сентября 2013 г. / отв. ред. А. В. Капцов. — Самара : СамЛюксПринт, 2013. — С. 127—136.

7. Капцов, А. В. Психологическая аксиометрия личности и группы : метод. пособие. — Самара : СамЛюксПринт, 2011. — 112 с.

8. Капцов А. В., Бубнова Ю. В. Противоречия в ценностной сфере учащихся среднего звена школы // Психология образования: Модернизация системы образования в условиях введения в действие новых профессиональных стандартов : матер. X Всерос. науч.-практ. конф. — М. : Общероссийская общественная организация «Федерация психологов Образования России», 2014. — С. 147—150.

9. Капцов А. В., Карпушина Л. В. Психологические условия социализации современной молодежи // Гыстарычнае i сацыякуль-турнае развщцё Маплёва: зб. навук. прац удзельткау V Мiжнар. Навук. канф. "Гыстарыя Маплёва: мiнулае i сучаснаець". — Ма-гшёв, 2007. — С. 289—293.

10. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Ценностно-потребностная сфера студента в учебной группе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2013. — № 2. — Т. 15. — С. 121—129.

11. Карпинский, К. В. Бездуховный смысл жизни как источник кризиса в развитии личности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2011. — Т. 8. — № 1. — С. 27—58.

12. Карпинский, К. В. Дезинтеграция смысла жизни как предпосылка кризиса в развитии личности // Человек. Общество. Управление. — 2011. — № 2. — С. 4—16.

13. Карпинский, К. В. Ценностные конфликты и смысложизненный кризис в развитии личности // Психологические исследования: электрон. науч. журн. —2011. — № 5(19). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 22.06.2014).

14. Карпушина Л. В., Капцов А. В. Психология ценностей российской молодежи: монография. — Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2009. — 252 с.

15. Ковальская, О. С. Совладающее поведение личности с различной степенью сформированности системы ценностей и смыслов в раннем юношеском возрасте // Вестник ЯрГУ. Серия «Гуманитарные науки». — 2012. — № 3(21). — С. 148—150.

16. Кулагина И. Ю, Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд. — М. : ТЦ Сфера, 2008. — 464 с.

17. Панов В. И., А. В. Капцов А. В. Анизотропность субъектов межличностных взаимодействий в студенческой группе // 6-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы / науч. ред. М. О. Мдивани. — М. : ФГНУ «Психологический институт» РАО, 2012. — С. 313—316.

18. Панов В. И., А. В. Капцов А. В. Взаимосвязь межличностных отношений и экопсихологических типов взаимодействия // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2012. — № 2(5). — Т. 14. — С. 1219—1227.

19. Психология подростка. Полное руководство / под ред. А. А. Реана. — СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 432 с.

20. Ремшмидт, X. Психология взросления // Подросток и семья : хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2013. — С. 232—354.

21. Савенкова, И. В. Особенности подросткового возраста как детерминанта выбора субкультуры // Психология образования: Модернизация системы образования в условиях введения в действие новых профессиональных стандартов : матер. X Всерос. науч.-практ. конф. — М. : Общероссийская общественная организация «Федерация психологов Образования России», 2014. — С. 307—311.

22. Свеницкий, А. Л. Социальная психология : учебник. — М. : ТК Велби : Проспект, 2004. — 336 с.

23. Серый А. В., Юпитов А. В. Применение теста смысложизненных ориентаций к диагностике актуальных смысловых состояний (новая концептуализация). URL: http:// hpsy.ru/public/x2479.htm (дата обращения: 10.05.2014).

24. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб. : Речь, 2000. — 350 с.

25. Хусаинова Р. М., Анисимова А. Б. Особенности жизненных ценностей студентов гуманитарного и технического направлений вузов // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи современной России : матер. IV Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 26-27 сентября 2013 г. / отв. ред. А. В. Капцов. — Самара : СамЛюксПринт, 2013. — С. 228—231.

26. Шиповская, Л. П. Человек и его потребности : учеб. пособие. М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2009. — 432 с.

27. Эриксон, Э. Психологический кризис развития в отрочестве и юности / Э. Эрик-сон // Подросток и семья : хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2013. — С. 3—13.

28. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. — Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.

REFERENCES

1. Vartanova I. I. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie molodezhi sovremennoi Rossii: materialy IV Vseros. nauch.-prakt. konf. [Professional and personal self-determination of youth of modern Russia: materials of the IV All-Russian scientific and practical conference]. Samara, 2013, pp. 44—50 (in Russian).

2. Vinogradova S. N. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie molodezhi sovremennoi Rossii: materialy IV Vseros. nauch.-prakt. konf. [Professional and personal self-determination of youth of modern Russia: materials of the IV All-Russian scientific and practical conference]. Samara, 2013, pp. 53—59 (in Russian).

3. Gogol' N. V. Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Seriya "Psikhologiya" [The Bulletin of the Samara Academy of Humanities. Psychology series], 2013, no. 2(14), pp. 92—101 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ermolaev O.Yu. Matematicheskaya statistika dlya psikhologov [Mathematical Statistics for psychologists]. Moscow, 2003. 336 p. (in Russian).

5. Kaptsov A. V. Biznes. Obshchestvo. Chelovek: tezisy mezhdunar. nauch. konf. [Business. Society. Man: Abstracts of the International Conference]. Moscow, 2013. p. 67 (in Russian).

6. Kaptsov A. V. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie molodezhi sovremennoi Rossii: materialy IV Vseros. nauch.-prakt. konf. [Professional and personal self-determination of youth of modern Russia: materials of the IV All-Russian scientific and practical conference]. Samara, 2013, pp. 127—136 (in Russian).

7. Kaptsov A. V. Psikhologicheskaya aksiometriya lichnosti i gruppy [Psychological aksiometriya individuals and groups]. Samara, 2011. 112 p. (in Russian).

8. Kaptsov A. V., Bubnova Yu. V. Psikhologiya obrazovaniya: Modernizatsiya sistemy obrazovaniya v usloviyakh vvedeniya v deistvie novykh professional nykh standartov: Materialy X Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Educational Psychology: The modernization of the education system under the conditions of implementation of the new professional standards: Proceedings of X All-Russian scientific and practical conference]. Moscow, 2014, pp. 147—150 (in Russian).

9. Kaptsov A.V., Karpushina L.V. Gystarychnae i satsyyakul'-turnae razvitstse Magileva: zb. navuk. prats udzelnikay VMizhnar. Navuk. kanf. "Gystaryya Magileva: minulae i suchasnaets "'[ Gystarychnae and satsyyakul-tour development Mogilev: Sb. Sciences. works of participants of the V Intern. Sciences. conf. "Gystaryya Mogilev: Past and suchasnaets."]. Magilev, 2007, pp. 289—293 (in Russian).

10. Kaptsov A. V., Kolesnikova E. I. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk [The Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2013, no. 2., vol. 15, pp. 121—129 (in Russian).

11. Karpinskii K. V. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 2011, vol. 8, no. 1, pp. 27—58 (in Russian).

12. Karpinskii K. V. Chelovek. Obshchestvo. Upravlenie [People. Society. Management], 2011, no. 2, pp. 4—16 (in Russian).

13. Karpinskii K.V. Psikhologicheskie issledovaniya: elektron. nauch. zhurn [Psychological research: electronic scientific journal], 2011, no. 5(19). Available at: http://psystudy.ru (accessed 22 June 2014) (in Russian).

14. Karpushina L. V., Kaptsov A. V. Psikhologiya tsennostei rossiiskoi molodezhi [Psychology values of the Russian youth]. Samara, 2009. 252 p. (in Russian).

15. Koval'skaya O. S. Vestnik YarGU. Seriya Gumanitarnye nauki [The Bulletin of the Yaroslavl State University. Series Humanities], 2012, no. 3(21), pp. 148—150 (in Russian).

16. Kulagina I. Yu., Kolyutskii V. N. Vozrastnaya psikhologiya: Polnyi zhiznennyi tsikl razvitiya cheloveka [Psychology: The complete life cycle of human development]. Moscow, 2008. 464 p. (in Russian).

17. Panov V. I., Kaptsov A. V. 6-aya Rossiiskaya konferentsiyapo ekologicheskoipsikhologii. Tezisy [6nd Russian conference on environmental psychology. Abstracts]. Moscow, 2012, pp. 313—316 (in Russian).

18. Panov V. I., Kaptsov A. V. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk [The Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2012, no. 2(5), vol. 14, pp. 1219—1227 (in Russian).

19. Psikhologiya podrostka. Polnoe rukovodstvo [Psychology teenager. The Complete Guide]. St. Petersburg, 2003. 432 p. (in Russian).

20. Remshmidt Kh. Podrostok i sem'ya. Khrestomatiya [Adolescent and family. The Reader]. Samara, 2013, pp. 232—354 (in Russian).

21. Savenkova I. V. Psikhologiya obrazovaniya: Modernizatsiya sistemy obrazovaniya v usloviyakh vvedeniya v deistvie novykh professional nykh standartov: Materialy X Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Educational Psychology: The modernization of the education system under the conditions of implementation of the new professional standards: Proceedings of X All-Russian scientific and practical conference]. Moscow, 2014, pp. 307—311 (in Russian).

22. Svenitskii A. L. Sotsial'nayapsikhologiya [Social psychology]. Moscow, 2004. 336 p. (in Russian).

23. Seryi A. V., Yupitov A. V. Primenenie testa smyslozhiznennykh orientatsii k diagnostike aktualnykh smyslovykh sostoyanii (novaya kontseptualizatsiya) [Application of the test to the diagnosis of life orientations relevant semantic states (new conceptualization)]. Available at: http://hpsy.ru/public/x2479.htm (accessed 10 May 2014) (in Russian).

24. Sidorenko E. V. Metody matematicheskoi obrabotki v psikhologii [Mathematical Methods in Psychology]. St. Petersburg, 2000. 350 p. (in Russian).

25. Khusainova R. M., Anisimova A. B. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie molodezhi sovremennoi Rossii: materialy IV Vseros. nauch.-prakt. konf. [Professional and personal self-determination of youth of modern Russia: materials of the IV All-Russian scientific and practical conference]. Samara, 2013, pp. 228—231 (in Russian).

26. Shipovskaya L. P. Chelovek i ego potrebnosti [A man and his needs]. Moscow, 2009. 432 p. (in Russian).

27. Erikson E. Podrostok i sem'ya. Khrestomatiya [Adolescent and family. The Reader]. Samara, 2013, pp. 3—13 (in Russian).

28. Yanitskii M. S. Tsennostnye orientatsii lichnosti kak dinamicheskaya sistema [Value orientations as a dynamic system]. Kemerovo, 2000. 204 p. (in Russian).

Changes in the value field of personality freshmen kolledzhey

N. Gogol, Y. Nezhentseva

The paper analyzes the changes in the axiological sphere freshmen public and private colleges. The results showed that during the first year of college is being simplified axiosphere students, regardless of their form of training. Key words: axiosphere, values, students, collge, changes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.