Научная статья на тему 'Взаимосвязь ценностей и изменений личностных качеств студентов колледжа'

Взаимосвязь ценностей и изменений личностных качеств студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
521
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / АКСИОСФЕРА / ЦЕННОСТИ / ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕНИЯ / СТУДЕНТ / CHANGES / PERSONAL QUALITIES / AXIOSPHERE / VALUES / ECOPSYCHOLOGICAL TYPES OF COMMUNICATION / STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гоголь Наталья Владимировна

В статье приведены результаты исследования влияния различных типов экопсихологического коммуникативного взаимодействия (общения) на изменения значимости наиболее возможных взаимосвязей ценностей и личностных качеств студентов, обучающихся на различных специальностях государственных и негосударственного колледжей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF VALUES AND CHANGES OF PERSONAL QUALITIES OF COLLEGE STUDENTS

The article contains the results of research on the effect of different types of ecopsychological communicative interaction (communication) on changing the significance of the most possible linkages between values and personal qualities of students of various specialties of state and non-state colleges.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь ценностей и изменений личностных качеств студентов колледжа»

УДК 316.6

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТЕЙ И ИЗМЕНЕНИЙ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

© 2015Н.В.Гоголь

Самарская гуманитарная академия Статья поступила в редакцию 31.10.2014

В статье приведены результаты исследования влияния различных типов экопсихологического коммуникативного взаимодействия (общения) на изменения значимости наиболее возможных взаимосвязей ценностей и личностных качеств студентов, обучающихся на различных специальностях государственных и негосударственного колледжей.

Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ, грант 12-06-00411.

Ключевые слова: изменения, личностные качества, аксиосфера, ценности, экопсихологические типы общения, студент.

Основная проблема. Начало XXI века - новая эпоха в истории человечества, которую специалисты определяют как постнеоклассическую, постиндустриальную, информационную, глоба-лизационную по своей сути. Она характеризуется небывалым темпом перемен, повышением роли информационного, научного и субъективного факторов, взаимовлияниями и конфликтами ценностей различных культур и народов При этом находясь в переходном положении между детством и взрослостью, человек наиболее сензитивен к происходящим в стране преобразованиям 2. Большинство работ, описывающих аксиосферу человека в подростковый и юношеский период, современные ученые (И.В.Дубровина, А.В.Капцов, Л.В.Карпушина, Д.В.Ка-ширский, Н.И.Кузнецова, В.С.Собкин, М.С.Яниц-кий и др.) посвятили старшеклассникам и учащимся ВУЗов. На наш взгляд, еще недостаточно изучен вопрос изменения личностных качеств и ценностей у учащихся колледжа. Он становится сегодня актуальным в связи с тем, что все боль-

Гоголь Наталья Владимировна, психолог колледжа ЧОУ ВО «СаГА». E-mail: [email protected]

1 Баева, Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории: монография / Л.В.Баева. - Астрахань: Изд-во АГУ, 2004. - С. 5.

2 Каширский, Д.В. Субъективные ценности современной молодежной культуры / Д.В.Каширский // Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры: материалы XII чтений памяти Л.С.Выготского, Москва, 14 - 17 ноября 2011 г. / отв. ред. В.Т.Кудрявцева. - М.: Росс. гос. гуманит. ун-т, 2011. - С. 220.

ше подростков покидают школьные стены после 9-го класса3 и становятся студентами колледжей.

Теоретическое основание. Понятие «ценности личности» многозначно, и различные авторы по-разному его интерпретируют. Личностные ценности рассматриваются и как критерий выбора и обоснования действий в различных жизненных ситуациях, некий ориентир, в соответствии с которым человек принимает, или отвергает то или иное решение, выстраивая впоследствии систему отношений к собственному выбору и его ре-зультатам4. С.Л.Рубинштейн определял ценность как значимость для человека чего-то в мире5.

Личностные ценности рассматриваются нами как система осознанного значимого в жизни че-ловека6. Одна из точек зрения на причины изменения ценностей в том, что: подростковая груп-

3 Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю.Кулагина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - С. 342.

4 Асеева, И.Н. Семантическое пространство принятия решения при противоречиях в ценностной сфере студентов / И.Н.Асеева, Е.И.Колесникова // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи современной России: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 26 - 27 сентября 2013 г. / отв. ред. А.В.Капцов. - Самара: Изд-во СамЛюксПринт, 2013. - С. 18.

5 Хусаинова, Р.М. Особенности жизненных ценностей студентов гуманитарного и технического направлений ВУЗОВ / Р.М.Хусаинова, А.Б.Анисимова // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи современной России: .... - С. 228.

6 Капцов, А.В. Тест аксиологической направленности школьников АНЛ4.4: руководство по интерпретации результатов диагностики / А.В.Капцов. - Самара: Са-мар.гуман.академ., 2013. - С. 4.

па, играя важную роль в формировании личности отдельных ее членов, может стать главным регулятором поведения подростка7. При этом определение конкретной группы ровесников, оказывающей значимое влияние на изменение ценностей подростков, осложнено множественной групповой принадлежностью людей в современном обществе, противоречивостью ценностных систем и ролевых ожиданий различных социальных групп, к которым принадлежит ин-дивид8.

У подростков, начинающих свое обучение в колледже, изменяется, прежде всего, ближайшее окружение сверстников. Первокурсники средних профессиональных учебных заведений большую часть дня проводят со своими новыми «коллегами» - одногруппниками. Семья и бывшие одноклассники остаются прежними. Поэтому логично предположить, что на изменения, происходящие в аксиосфере первокурсников колледжей, влияет именно изменение референтной группы, что в итоге приводит к изменению личностных качеств. Подростки, покинувшие школу и продолжающие свое обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования, переживают переходный период, превращающийся в ярко выраженный кризис9. Главным отличительным признаком кризиса является недостаток ценностей, которые могли бы придать жизни мотивационную привлекательность, эмоциональную насыщенность и сквозную смысловую направленность10.

Успешность формирования личности студента определяется уровнем организованности академической группы, ее ценностями, условиями и социально-психологическими установками, а

7 Савенкова, И.В. Особенности подросткового возраста как детерминанта выбора субкультуры / И.В.Савенкова // «Психология образования: Модернизация системы образования в условиях введения в действие новых профессиональных стандартов» (Москва, 8 - 10 апреля 2014 г.) Материалы X Всерос. науч.-практ. конф. - М.: ФПОР, 2014. - С. 307.

8 Капцов А.В. Ценностно-потребностная сфера студента в учебной группе / А.В.Капцов, Е.И.Колесникова // Известия Самарского научного центра РАН. - 2013. -№2. - Т. 15. - С. 122.

9 Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю.Кулагина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - С. 342.

10 Карпинский, К.В. Бездуховный смысл жизни как ис-

точник кризиса в развитии личности / К.В.Карпинский

// Психология. Журнал Высшей школы экономики. -

2011. - Т. 8. - № 1. - С. 27.

также субъектными свойствами группы11. Следовательно, и сами ценности и изменения в акси-осфре различных групп студентов колледжей не будут схожими. Различные условия обучения в государственных и негосударственных учебных заведениях, специфика освоения разных специальностей будет влиять на протекание процесса изменения ценностей обучающихся колледжей, на остроту переживаемого кризиса. Попытки взрослых избежать проявлений кризиса, создав условия для реализации новых потребностей, как правило, оказываются безрезультатными12. Но изучение самих ценностей, условий и динамики их изменения может позволить определить условия, при которых они минимизируют кризисные состояния у студентов колледжей, позволит обществу эффективнее влиять на процесс формирования аксиосферы подрастающего поколения.

Методика исследования. Объект исследования: личностные качества студентов 1 и 2 курсов государственных и негосударственного колледжей. Предмет исследования: изменения личностных качеств и ценностей студентов, происходящие за первый год обучения в колледже. Цель исследования: сравнение изменений аксиосферы студентов государственных и негосударственного колледжа и взаимосвязи с динамикой личностных качеств. На основании анализа теоретических источников были выдвинуты следующие гипотезы исследования: 1) за первый год обучения в колледже происходит упрощение аксиосферы студентов; 2) изменение значимости ценностей студентов происходят в результате взаимодействия одногруппников; 3) изменения в аксиосфере первокурсников колледжей происходят вне зависимости от форм обучения (бюджетной и платной); 4) специальные мероприятия, направленные на сплочение и нормализацию отношений группы первокурсников уменьшают проявление кризисных явлений у студентов. 5) изменения личностных качеств студентов за два года обучения взаимосвязаны с преобладанием личностных ценностей.

11 Форопонова, А. А. Ценностно-смысловые установки к группе как фактор адаптации иностранных студентов к российскому образованию / А.А.Форопонова // «Психология образования: модернизация системы образования в условиях введения в действие новых профессиональных стандартов» (Москва, 8 - 10 апреля 2014 г.) Материалы X Всерос. науч.-практ. конф. - М.: ФПОР, 2014. - С. 390.

12 Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф.Анн. - СПб.: Питер, 2004. - С. 9.

Описание выборки: три группы студентов по 14 - 16 человек каждая. Первую группу составили студенты, получающие среднее профессиональное образование по специальности «Право и организация социального обеспечения» в негосударственном образовательном учреждении. Вторая группа - студенты, обучающиеся по специальности «Туризм». Третью группу исследуемых составили студенты специальности «Сестринское дело». Вторая и третья группа состояла из первокурсников бюджетной формы обучения разных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования. Первоначальное тестирование всех трех групп обследуемых проводилось в первый месяц обучения в колледжах. Повторное исследование данных студентов было проведено в сроки, сопоставимые с окончанием первого года обучения в колледже. Обследование первой группы студентов для выявления динамики личностных качеств было так же проведено и в начале третьего года обучения в колледже. Результаты первого и второго тестирования показали изменения ценностей студентов, которые происходят за первый год обучения в негосударственном и государственном колледже.

Все три исследуемые группы можно считать идентичными, поскольку значимых различий в результатах их исследования нет, что было показано при использовании и-критерия Манна-Уитни для оценка различий между исследуемыми группами студентов.

Основной метод исследования — тестирование с применением теста личностных ценностей АНЛ 4.2 (для учащейся молодежи). Для диагностики составляющих смысла жизни личности использовался тест Смысложизненных ориента-ций (СЖО) Д.А.Леонтьева. Шкала А.Фенигстайна, позволяет определить личностную черту самосознания13. Корреляция между исследуемыми ценностями и шкалой осмысленности жизни Теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева и тестом А.Фенигстайна позволяет определить, какие исследуемые ценности являются только принятыми как ценности, которые старшее поколение передает младшему как информацию о ценностях и идеалах как принципах жизнедеятельности14, а какие ценности являются реально действующими, т.е. уже пере-

13 Знаков, В.В. Психология понимания. Проблемы и перспективы /В.В.Знаков. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 448 с.

14 Карпушина, Л.В. Психология ценностей российской молодежи / Л.В.Карпушина, А.В.Капцов. - Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2009. - С. 92.

житыми, прочувствованными, экзистенциальными для студентов колледжей.

Для выявления степени влияния различных типов экопсихологического коммуникативного взаимодействия (общения) в условиях малой группы15 на изменение значимости ценностей первокурсников использовалась анкета экопси-хологических типов взаимодействия16.

Исследование показало, что за первый год обучения изменения в системе личных ценностей произошли у всех обследуемых. Упрощение аксиосферы было выявлено у первокурсников всех трех групп, принимавших участие в исследовании, вне зависимости от формы обучения (бюджетная или платная), специальности и кол-леджа17.

Для классификации исследуемых ценностей, с целью определения из них наиболее связанных друг с другом, был применен кластерный анализ. Он показал, как изменяются группы наиболее связанных друг с другом ценностей у студентов за первый год обучения в колледже. У студентов, обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения» на начало обучения в колледже как возможно наиболее значимые связанные между собой выступают ценности креативности и материального благополучия, духовного удовлетворения и достижения. После окончания первого курса колледжа та же группа студентов показывает наибольшую возможную связь ценностей креативности и духовного удовлетворения, достижения и жизнедеятельности. Таким образом, за первый год обучения в колледже у студентов, изначально связывающих реализацию своих творческих возможностей со стремлением к более высокому материальному благосостоянию, а моральное удовлетворение, объединяющих со стремлением к достижению конкретных и ощутимых результатов, произошло изменение в группировании

15 Панов, В.И. Взаимосвязь межличностных отношений и экопсихологических типов взаимодействия / В.И.Панов, А.В.Капцов // Известия Самарского научного центра РАН. - 2012. - №2(5). - Т. 14. - С. 1221.

16 Геник, Е.А. Влияние экопсихологического типа взаимодействия и удовлетворенности межличностными отношениями на социометрический статус студента в группе // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи современной России: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 26 - 27 сентября 2013 г. / отв. ред. А.В.Капцов. - Самара: СамЛюкс-Принт, 2013. - С. 78 - 79.

17 Гоголь, Н.В. Изменения в ценностной сфере личности первокурсников колледжей / Н.В.Гоголь, Ю.А.Нежен-цева // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. Психология. - 2014. - №1(15). - С. 90 - 107.

реализации творческих способностей со стремлением получения морального удовлетворения, стремления к достижению конкретных результатов со стремлением к активной вовлеченности в любой процесс жизнедеятельности.

В группе исследуемых студентов, обучающихся по специальности «Туризм» изменилась наиболее возможная значимая связь ценности достижения с ценностями духовного удовлетворения, на объединение ценностей достижений и креативности.

Студенты специальности «Сестринское дело» за первый год обучения в колледже были «переориентированы» в связи ценностей традиций и креативности, на объединение ценностей традиций с ценностями коллективности. Стремление к соблюдению правил, обычаев и обрядов изначально объединяющееся со стремлением к реализации своих творческих способностей, было переориентировано на объединение со стремлением к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. При этом взаимосвязи между ценностями студентов специальности «Сестринское дело» к концу первого года обучения становятся сложнее, при уменьшении самого количества значимых ценностей. Данный результат был характерен только для одной из трех групп, принимавших участие в исследовании. Мы предположили, что он связан с различием типов экопсихологического общения, присутствующих в каждой из групп первокурсников, так как известно, что учебная группа, как субъект воспитания, оказывает огромное влияние на каждого своего члена, во многом обуславливает его деятельность, формирует и развивает личность18. При этом типы межличностных отношений, как наиболее исследованные в социометрической концепции, членов малой группы, обладают анизотропностью, т.е. каждый представитель группы к другим одногруппникам может проявлять различные отношения: симпатия, антипатия, безразличие19.

Лонгитюдное исследование студентов, обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения» проводилось на

протяжении трех лет обучения в колледже с использованием теста Кеттелла с помощью которого были получены данные об индивидуально-психологических особенностях личности студентов. Используя множественное регрессионное уравнение, полученное методом пошаговой регрессии на увеличение, были установлены взаимосвязи преобладающих направленностей ценностей с полученными данными (таб. 1). Данные, приведенные в таб.1, показывают, что преобладающие направленности ценностей «Креативность - традиции» у 70% студентов влияют на изменения уровня открытости и терпимости. Личностные ценности «коллективности-индивидуальности» более чем в половине случаев оказывают влияние на изменения в ориентации на внешнюю реальность и развитие практичности. Шкала противоположных ценностей «процесс - результат» у 55% студентов взаимосвязана с зависимостью от мнения и требований группы, в которой обследуемые обучаются. Возможно, что подобное влияние связано с наиболее часто встречающимся «объект-объектным» типом общения, по указанным в таблице преобладающим ценностям. Анализ экопсихологических типов общения показал, что у студентов, обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения», чаще встречается формальность общения, чем у студентов, обучающихся по специальности «Сестринское дело». Вероятнее всего, это и стало причиной того, что изменения в ценностной сфере у них выражены сильнее20.

Преобладание субъект-порождающего типа взаимодействия в группе специальности «Сестринское дело», предположительно может являться следствием активной работы психологической службы колледжа с первокурсниками.

18 Геник, Е.А. Влияние экопсихологического типа взаимодействия и удовлетворенности межличностными отношениями на социометрический статус студента в группе... - С. 77 - 78.

19 Панов, В.И. Анизотропность субъектов межличност-

ных взаимодействий в студенческой группе / В.И.Панов, А.В.Капцов // Шестая российская конференция по экологической психологии. Тезисы / научн. ред. М.О.Мдивани. - М.: ФГНУ «Психологический институт» РАО, 2012. - С. 313.

20 Гоголь, Н.В. Изменения в ценностной сфере личности первокурсников колледжей / Н.В.Гоголь, Ю.А.Нежен-цева // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. Психология. - 2014. - №1(15). - С. 90 - 107.

Таб. 1. Параметры регрессионной модели взаимосвязи преобладания ценностей студентов (спец. «Право и организация социального обеспечения»)

и изменения личностных качеств

Преобладающие ценности ß Р D Факторы теста Кеттелла

креативность — традиции -0,97 0,06 0,70 Доверчивость - подозрительность

коллективность — индивидуальность 4,00 0,5 0,56 Практичность - мечтательность

процесс — результат -1,97 0,01 0,55 Конформизм - нонконформизм

Выводы. В течение первого года обучения в колледже у всех студентов, вне зависимости от специальности и формы обучения, происходят изменения в группах наиболее связанных друг с другом ценностей. Формальный характер общения, не предполагающий активного воздействия на другого и тем более не предполагающий совместного действия, при котором взаимодействие сводится лишь к формальному обмену информацией, влияет на изменения аксиосферы студентов-первокурсников колледжа. Преобла-

дание субъект-порождающего типа взаимодействия, для которого характерно общение, приводящее к взаимному изменению исходной субъектной позиции каждого из участников диалога, наблюдается в группах первокурсников колледжа, с которыми проводится работа психологической службы. Изменения личностных качеств студентов колледжа за два года обучения взаимосвязаны с преобладанием противоположных ценностей в их аксиосфере.

THE RELATIONSHIP OF VALUES AND CHANGES OF PERSONAL QUALITIES

OF COLLEGE STUDENTS

© 2015 N.V.Gogol°

Samara Academy for the Humanities

The article contains the results of research on the effect of different types of ecopsychological communicative interaction (communication) on changing the significance of the most possible linkages between values and personal qualities of students of various specialties of state and non-state colleges.

Keywords: changes, personal qualities, axiosphere, values, ecopsychological types of communication, student.

° Natalya Vladimirovna Gogol, College psychologist. E-mail: Natalya. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.