Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2014. № 1(15)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ EXPERIMENTAL PSYCHOLOGY
ВЫЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДИНАМИКИ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ*
© А. В. Капцов © Е. И. Колесникова
Капцов Александр Васильевич кандидат
технических наук, доцент заведующий кафедрой психологии управления Самарская
гуманитарная академия e-mail: [email protected]
Колесникова Екатерина Ивановна
кандидат психологических наук, доцент
доцент кафедры социальных и гуманитарных наук Самарский государственный архитектурно-строительный университет
e-mail: [email protected]
В статье сравниваются результаты выявления психологических факторов линамики личностных ценностей, полученные корреляционным анализом ланных и с помощью перекрестно-отсроченной корреляции на трех выборках стулентов. Показан рял частных закономерностей факторов личностных ценностей сту-лентов, обучающихся на гуманитарных (юристы, ме-нелжеры) и инженерных специальностях.
Ключевые слова: динамика, личностные ценности, дифференциальная аксиология, лонгитюдные исследования, аксиология развития.
Изучение динамики ценностей в онтогенезе личности представляет собой актуальную проблему психологии, но в то же время чрезвычайно сложную из-за многофакторности явления. Традиционно исследователи идут по пути представления сложного явления совокупностью более простых, исследование которых позволяет получить частные закономерности зависимой переменной. Целью исследований является выявление социальных, психологических, социально-психологических и прочих факторов динамики ценностей личности. Используя методологические принципы дифференциальной психологии, планы эмпирических исследований основаны на обследовании различных групп испытуемых с последующей статистической обработкой результатов, в качестве которой часто используется корреляционный анализ. Отличи-
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ грант № 12-06-00411а.
The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2014. No 1 (15)
тельной особенностью применения корреляционного анализа в психологических исследованиях является простота получения математической модели сложного явления через взаимосвязь зависимой и независимой переменной, минуя долгий процесс изучения механизмов, обуславливающих эту взаимосвязь. В действительности корреляционная взаимосвязь, имеющая множество объяснений, в том числе являясь признаком наличия возможной каузальной связи, свидетельствует лишь о согласованных изменениях переменных [6, с. 203].
Статистические модели, полученные в результате, например, регрессионного анализа, не являются детерминистическими и содержат случайный компонент [19, с. 497]. Хотя для психологии они имеют особое значение в силу множественной детерминированности психологических переменных и выраженного вероятностного характера отношений между психологическими переменными.
Исследования в рамках дифференциальной аксиологии, изучающей различия в ценностях отдельных личностей и факторов их обуславливающих, чаще всего проводятся в определенный момент времени (метод поперечных срезов), следовательно, в ходе исследования выявляются, прежде всего, факторы различий индивидов или групп по тем или иным ценностям. Под фактором понимается причина, движущая сила процесса или явления, определяющая его характер или отдельные его черты [29, с. 1401]. Поэтому при наличии корреляционной связи, полученной в исследовании методом поперечных срезов двух или более выборок испытуемых различного возраста, между ценностью и психологической характеристикой интерпретация выявленной психологической характеристики как фактора развития (формирования) личностной ценности является не совсем корректной, т. к., во-первых, в методе поперченных срезов предполагается, что испытуемые в одном и том же хронологическом возрасте обладают одинаковыми психологическими характеристиками, что не соответствует реальности [9, 18], а во-вторых, по результатам только корреляционного анализа переменную отнести к категории «фактор» нельзя [1, 6, 19].
Если задачей исследования является изучение закономерностей развития ценностей (аксиология развития), то наиболее корректным методом исследования был бы лонгитюдный метод с последующим построением математической модели методом структурных уравнений [19, с. 538], однако для этого метода необходимо обеспечить требуемый объем выборки и отсутствие пропущенных данных, что является организационной проблемой, например, в педагогической психологии высшей школы. Тем не менее, при планировании исследований следует стремиться к использованию метода структурных уравнений в лонгитюдном исследовании.
Пока метод структурных уравнений не нашел широкого применения среди психологов, рассмотрим возможность использования методического приема приближения к причинному выводу в виде перекрестно — отсроченной корреляции [19, с. 456] для выявления психологических факторов развития личностных ценностей.
Сущность этого приема заключается в сравнении взаимосвязи переменных со сдвигом во времени. Для реализации перекрестно-отсроченной корреляции достаточно провести измерение двух характеристик на одной и той же
выборке в разные моменты времени. А затем определить две взаимосвязи переменной А и переменной В, а именно коэффициенты корреляции А4В2 и В4А2. Если учесть, что первое измерение (А4 и В4) было раньше, чем второе, то преобладание одного их этих коэффициентов корреляции свидетельствует о «сохранности причинных отношений во времени» [19, с. 456].
Исследование факторов личностных ценностей особенно молодежи отличается высокой вариативностью получаемых результатов, т. к. ценностная сфера молодежи очень подвижна и изменчива [18] и в сильной степени подвержена влиянию социума. Поэтому выявление факторов изменения личностных ценностей, с одной стороны, очень актуально, а с другой — представляет сложную задачу.
Исследуя внутриличностные факторы формирования аксиосферы, в работах [9, 18] показано, что среди психологических факторов, взаимосвязанных с личностными ценностями, следует выделить конформность (фактор Ц2 16РЕ) и практичность (фактор М 16РЕ), дифференцирующие молодых людей на группы с высокой и низкой выраженностью ценностей. Однако данные результаты получены из корреляционной взаимосвязи между ценностями и личностными качествами. Будут ли подтверждены данные факторы при проведении двух измерений с последующей перекрестно-отсроченной корреляцией?
Очевидно, что результат исследования будет зависеть от времени, прошедшим между двумя измерениями и интенсивности механизмов развития личностных ценностей. Первую переменную несложно контролировать и поддерживать постоянной. Что касается поддержания постоянства или контроля интенсивности механизмов развития, то задача для исследователя становится очень сложной и решается в направлении отбора испытуемых для исследования.
Одним из механизмов развития является идентификация-обособление [22]. Это парный механизм, который в каждом отрезке времени развития личности может иметь один из трех возможных приоритетов:
1) преобладает процесс идентификации над обособлением;
2) преобладает процесс обособление над идентификацией;
3) существует динамическое равновесие между процессами идентификации и обособления.
Согласно теории развития личности в онтогенезе А. В. Петровского [26] личность в группе проживает три фазы (адаптация, индивидуализация, интеграция), в одной из которых наиболее интенсивно происходит идентификация [3, 10, 11, 27]. Следовательно, для построения адекватной модели развития психологического свойства личности через идентификацию необходимо обеспечить гомогенность выборки испытуемых, выбрав временной промежуток, в котором большинство испытуемых будут находиться в стадии адаптации, либо, диагностировав в выборке три типа испытуемых, затем отобрать из них один тип для исследований, хотя на сегодняшний день не приняты критерии отнесения испытуемого к тому или иному типу преобладающего механизма развития личности [10]. Например, исследования, проводимые на младших курсах вузов (особенно на первом курсе), обеспечат с высокой вероятностью преобладание процессов идентификации среди студентов. Если исследования проводятся на выпускных курсах, то, скорее всего, можно наблюдать преоблада-
ние процессов обособления. Хотя в силу гетерохронности протекания фаз адаптации и индивидуализации, на старших курсах вузов можно наблюдать очень сложные комбинации сочетания фаз развития личности, поэтому исследователи в большей степени предпочитают проводить исследования на младших курсах.
Развитие ценностной сферы личности определяется не только психологическими факторами, но и характеристиками окружающего личность социума, который условно разделяют на макро-, меза-, микроуслвия развития [5, 18, 21]. Следовательно, изучение развития ценностной сферы учащихся и студентов различных образовательных учреждений будет приводить исследователей к частным закономерностям. Для построения обобщенной модели изучаемого явления важно знать насколько полученные частные закономерности имеют общую основу.
Таким образом, для эмпирического исследования факторов развития ак-сиосферы студентов и ее компонентов необходимо обеспечить постоянство неконтролируемых переменных, к которым относятся характеристики социума, окружающего испытуемых, преобладающий механизм развития, интервал времени между этапами исследования и характеристики межличностного взаимодействия. Вполне естественно, что в различных исследованиях должны использоваться единые алгоритмы обработки эмпирических данных. Как было отмечено выше, использование корреляционного анализа для выявления факторов развития, в частности, личностных ценностей, не совсем корректно. Поэтому целью данной работы является сравнение результатов использования методического приема перекрестно-отсроченной корреляции с традиционным корреляционным подходом исследования взаимосвязи личностных ценностей и качеств студентов вузов.
В заключении обратим внимание на понятие «личностные ценности» и его отличие от близкого по сути понятия «жизненные ценности» [17]. Формирование системы ценностей личности происходит в обществе в процессе социализации через механизм интериоризации, т. е. присвоение ценностей, характерных для конкретных социальных общностей [9]. Процесс присвоения ценностей сложен и неоднозначен. При исследовании ценностей перед исследователем встает задача выявить только интериоризированные ценности, для чего необходимо разработать диагностический инструментарий, способный различать ценности с различной степенью принятия, осознанности, отреф-лексированности их личностью. В первом приближении диагностика всех принятых личностью ценностей чаще называется «жизненными ценностями». Однако изучение ценностной сферы личности является не самоцелью исследователей, а этапом прогнозирования выполнения ценностями своих функций. Поскольку ценности представляют собой лишь элементы сложной системы — аксиосферы личности, то диагностика отдельно взятых ценностей не представляет собой практической пользы, так как из общей теории систем известно [7], что разные свойства системы, в данном случае аксиосферы личности, взаимосвязаны через ее структуру. Структура отражает определенные взаимосвязи, взаиморасположение составных частей системы, ее устройство [2].
Следовательно, наибольший практический интерес вызывает изучение ценностей, входящих в структуру аксиосферы и называемых «личностными ценно-
стями» [15] или находящихся в определенной взаимосвязи между собой [31]. По мнению Д. А. Леонтьева личностные ценности интериоризированы в структуру личности в форме ценностных ориентаций социальных идеалов, установок, норм, социокультурных традиций и человеческого опыта [20].
И. В. Федосова классифицирует личностные ценности на: 1) познанные, не осознанные; 2) познанные, осознанные, признанные, сознательно осваиваются субъектом; 3) познанные, сознательно не признанные [30, с. 89].
Таким образом, под личностными ценностями нами понимаются ценности, которые взаимосвязаны с другими ценностями личности, т. е. составляют элементы структуры личности и аксиосферы в частности. Иначе говоря, после обработки результатов диагностики не все ценности могут быть и являются личностными. Отсюда вытекают требования к методикам диагностики личностных ценностей.
Методики диагностики ценностей по способу составления перечня диагностируемых ценностей бывают трех направлений [14]:
1) перечень строго определен согласно теоретической или эмпирической концепции;
2) перечень составляется самим испытуемым;
3) сочетание перечня, предложенного автором методики, и дополняемого испытуемым.
У каждого из перечисленных направлений имеются свои достоинства и недостатки. В исследовательских целях наиболее часто применяются методики, относящиеся к первому направлению, т. е. имеющих заданный автором методики перечень ценностей. Следовательно, во время диагностики ценностей возможна ситуация, когда в пункте методики предлагается высказать свое отношение к ценности, которая не входит в его аксиосферу или она неосознанна и не отрефлексирована. Какова в этом случае возможна реакция испытуемого? Чаще всего испытуемому хочется пропустить данный пункт методики и не отвечать. Именно для этих случаев нами предлагаются в авторских методиках варианты ответов: «не знаю», которыми чаще пользуются учащиеся средней школы, и «мне безразлично», к которым прибегают взрослые испытуемые. При выборе такой тактики поведения испытуемого исследователю не составляет труда учесть данный результат в построении модели аксиосферы. Однако, иногда испытуемые в силу множества причин в рассматриваемой ситуации выбирают первый попавшийся ответ и продолжают тестирование, тем самым снижая валидность как диагностики, так и всего исследования. Выявить такую ценность можно с помощью определение взаимосвязей между ценностями и построения структуры аксиосферы.
Для повышения валидности исследования личностных ценностей нами был предложен тест личностных ценностей [14], с помощью которого по результатам диагностики возможно построение индивидуальной структуры ак-сиосферы, тем самым выделения личностных ценностей из предлагаемого перечня диагностируемых ценностей. В сокращенном варианте теста аксиологической направленности личности на индивидуальном уровне такой возможности нет, поэтому выделение личностных ценностей возможно только на групповом уровне, что и будет использовано в данном исследовании.
Методика исследования
Планом исследования предполагалось сравнение двух выборок студентов, проживающих фазу адаптации, т. е. обучающихся на первом курсе, и одну выборку старшекурсников, для которых большая часть испытуемых находилась в стадии индивидуализации. Поэтому в исследовании были выбраны три выборки: студенты второго курса, обучающихся в различных вузах на специальностях юриспруденция (n4 = 20) и менеджмент (n2 = 16), в большей частью состоящих из девушек (86 %), и студенты четвертого курса инженерных специальностей (8 учебных групп, n3 = 70, их них 64 % девушки). Рассматриваемые выборки являлись частью лонгитюдного исследования [16], в котором исследовались динамика личностных ценностей в зависимости от психологических и социально-психологических характеристик. В рамках исследования было проведено два измерения: с интервалом в один год (сентябрь месяц на первом и втором курсах) в первой и второй выборках; с интервалом 3,5 года в третьей выборке, причем в последней выборке серьезной проблемой оказалось «истощение» выборки, составившее почти 50% от первоначального объема. Потеря испытуемых за время исследования является существенным фактором, снижающим внутреннюю валидность исследования [19, с. 535], как впрочем, и наличие всего двух временных срезов на протяжении 3,5 лет.
Для диагностики личностных ценностей использовался тест АНЛ4.2 [14], содержащий четыре пары противоположных ценностей в пяти сферах жизнедеятельности, а для определения психологических предикторов личностных ценностей использовался опросник Р. Б. Кеттелла 16PF (форма С).
В качестве математических методов обработки данных использовался парный коэффициент Спирмена в статистическом пакете STATISTICA 10.0, а также параметрический критерий ч2 Пирсона, с помощью которого определялось соответствие диагностируемых переменных в третьей выборке нормальному закону распределения.
Результаты исследования
Рассмотрение результатов исследования начнем с группы студентов -юристов, у которых личностные качества при поступлении в вуз (первый срез) имели значимые взаимосвязи (p < 0,05) только с пятью личностными ценностями (табл. 1).
Таблица 1
Коэффициенты взаимосвязи по Спирмену личностных ценностей и качеств по Кеттеллу (студенты-юристы, 1 курс, p < 0,05)
Личностные ценности Личностные качества (факторы) по Кеттеллу 16PF
М N Qi Q2 Q4 MD
Коллективности -0,521 0,573
Жизнедеятельности -0,449 0,566
Достижения 0,503
Материального благополучия 0,506
Индивидуальности -0,470
Из таблицы 1 следует, что группа студентов-юристов дифференцируется:
1) по ценности коллективности, которая более выражена у студентов апатичных, ленивых (фактор Ц4- 16РЕ), с низкой адекватностью самооценки (фактор МБ+);
2) по ценности жизнедеятельности, которая более выражена у прагматичных (фактор М-), радикальных (фактор Ц4+) студентов;
3) по ценности достижения на студентов с выраженным радикализмом (фактор Ц4+);
4) по ценности материального благополучия на студентов с выраженным нонконформизмом (фактор Ц2+);
5) по ценности индивидуальности на студентов с выраженным упрощенным взглядом на окружающую действительность (фактор М-).
Из анализа таблицы 1 возникает вопрос: почему именно эти личностные ценности взаимосвязаны с личностными качествами студентов, поступивших на первый курс? Можно предположить, что эти ценности являются актуальными для студентов на момент тестирования.
Ценность коллективности, характеризующая стремление студентов к сплочению, наиболее актуальна в начале учебного процесса в новом учебном учреждении, новой учебной группе, когда интенсивно протекает процесс адаптации. Зачисленные на первый курс студенты по ценности коллективности разделились на две подгруппы. В той подгруппе, где оказались более ленивые студенты, которых в современных условиях вуза достаточно много [27, с. 197], ценность коллективности достигает максимального уровня, компенсируя возможные личные недочеты коллективной работой и надеждой на помощь.
Мотивация поступления в вуз современных абитуриентов обусловлена в подавляющем большинстве прагматическими целями, поэтому в психологическом портрете первокурсника вполне закономерно выделяется подгруппа студентов с выраженной ценностью достижения и жизнедеятельности. Это прагматичные, активные студенты, часто неудовлетворенные современным устройством общественной, политической, экономической жизни и желающие перестроить все по-своему.
При рассмотрении ценности материального благополучия следует отметить, что данная ценность в современных социально-экономических условиях жизни актуальна не только для работающих, но и для учащихся школ, студентов колледжей [4] и вузов [12]. А в паре с ценностью духовной удовлетворенности определяет развитие личности студентов [13].
Процесс обучения студентов первого курса как этап адаптации сопровождается интенсивным взаимодействием в основном в рамках учебной группы и курса, а иногда и вуза. При этом студенты самоорганизуются в неформальные микрогруппы [28], интенсивность общения в которых достигает наивысшего уровня. На групповом уровне психологические характеристики студентов в начале первого курса обладают наибольшей неоднородностью, если формирование учебных групп в деканате факультета не имеет априори заданных критериев.
Поскольку на первом курсе в большей части студенты проживают период адаптации с выраженным механизмом идентификации, результатом которого является уподобление психологических характеристик, то к концу первого
или началу второго курса корреляционный анализ личностных качеств и ценностей должен давать большее количество значимых взаимосвязей (табл. 2).
Таблица 2
Коэффициенты взаимосвязи по Спирмену личностных ценностей и качеств по Кеттеллу (студенты-юристы, 2 курс, р < 0,05)
Личностные ценности Личностные качества (факторы) по Кеттеллу 16PF
C F G I Q2 Q3 MD
Духовной удовлетворенности 0,461
Креативности 0,515
Жизнедеятельности 0,509 0,465
Достижения 0,518
Традиции 0,511 0,529 -0,464 0,473
Материального благополучия 0,503 -0,444
Из таблицы 2 следует, что в учебной группе студентов - юристов в целом успешно протекает процесс адаптации, результатом которого стали изменения в личностных качествах и ценностях студентов. Косвенным подтверждением справедливости этого предположения является возросшее количество значимых корреляций до 11. В то же время видно, что сменяются приоритеты в актуальных личностных ценностях. Так ко второму курсу уже начинает складываться социально-психологическая структура учебной группы, и ценность коллективности теряет свою психологическую обоснованность в виде взаимосвязи личностных качеств и ценностей для студентов группы. Зато более согласованными на групповом уровне стали личностные качества и ценности духовной удовлетворенности и креативности, хотя и присущие студентам с завышенной самооценкой. Тем не менее, к началу второго курса еще не создались полноценные условия для проявления своих творческих способностей в полной мере, однако амбициозность молодых людей уже начинает быть заметной.
Анализ таблицы 2 показывает, что в учебной группе ко второму курсу стали выделяться студенты, у которых появляется «вкус к учебной деятельности», характеризующиеся взаимосвязью ценности жизнедеятельности (процесса) с обязательностью и добросовестностью (фактор С+), целеустремленностью (фактор Ц3+), в сочетании с желанием достигать успеха.
Особо следует отметить в таблице 2 наличие взаимосвязей ценности традиций и личностных качеств. Это говорит о формировании профессионально важного качества будущего юриста — уважительное и беспрекословное соблюдение правил и обычаев, выработанных обществом, которое, как следует из таблицы 2, присуще дисциплинированным (фактор С+), целеустремленным (фактор Ц3+) студенткам (фактор 1+), с высоким конформизмом (фактор Ц2-), следующих за общественным мнением и правоприменительной практикой.
Таким образом, из таблиц 1 и 2 можно получить психологические портреты (перечень личностных качеств и ценностей) студентов в отдельные моменты времени, но можно ли считать личностные качества факторами развития личностных ценностей? Сложность поиска ответа на этот вопрос заключа-
ется в том, что в процессе жизнедеятельности происходят изменения как личностных ценностей, так и личностных качеств, которые изменяются «где-то до 30 лет» [25, с. 294]. Это приводит к тому, что при моделировании как базовом методе научного исследования [19, с. 292] дифференциальные уравнения, описывающие психологические явления, оказываются с переменными коэффициентами, что не позволяет получить их аналитическое решение.
Рассмотрим результаты параллельно осуществляемого исследования в другом вузе среди студентов-менеджеров (табл. 3).
Таблица 3
Коэффициенты взаимосвязи по Спирмеиу личностных ценностей и качеств по Кеттеллу (студенты-менеджеры, 1 курс, р < 0,05)
Личностные ценности Личностные качества (факторы) по Кеттеллу 16РР
А В Н М Рэ МБ
Коллективности 0,530
Духовной удовлетворенности -0,502
Креативности -0,550
Жизнедеятельности 0,530
Достижения 0,650
Материального благополучия 0,616 -0,571
Как видно из таблицы 3, в начале первого курса для будущих менеджеров также актуальна ценность коллективности, но она взаимосвязана с открытостью, общительностью и добросердечностью (фактор А+), уровень которых в учебной группе специальности менеджмент чаще всего повышен [3]. Аналогично результатам, полученных в группе студентов юристов, в начале первого курса существует взаимосвязь ценности жизнедеятельности, которая взаимосвязана с завышенной самооценкой студентов (фактор МБ+), и достижения, взаимосвязанного с активностью и смелостью (фактор Н+). Достаточно специфична взаимосвязь ценности материального благополучия с мечтательностью (фактор М+) и низким самоконтролем (фактор Ц3-) студентов.
Сравнение результатов, приведенных в таблицах 1 и 3, показывают, что в начале первого курса актуальными являются одни и те же ценности студентов (ценность коллективности, жизнедеятельности, достижения, материального благополучия), но личностные качества, входящие в корреляционные плеяды, различаются, вероятнее всего, отражая специфику микросреды учебной группы, профессиональную и личностную направленность студентов различных специальностей.
Результаты корреляционного анализа личностных качеств и ценностей в начале второго курса приведены в таблице 4.
Таблица 4
Коэффициенты взаимосвязи по Спирмену личностных ценностей и качеств по Кеттеллу (студенты-менеджеры, 2 курс, р < 0,05)
Личностные ценности Личностные качества (факторы) по Кеттеллу 16PF
G H L O Q2 Q3 MD
Коллективности -0,564
Духовной удовлетворенности -0,602
Креативности -0,628 0,503
Жизнедеятельности 0,585 -0,553 0,523
Достижения 0,613
Традиции -0,605 0,514
Материального благополучия -0,590
Из таблицы 4 видно, что количество значимых коэффициентов корреляции также увеличилось и представлено ценностями:
1) коллективности, которая ярко выражена у доверчивых студентов (фактор Ь-);
2) духовной удовлетворенности, которая свойственна студентам с конформизмом (фактор Ц2-), следующим за групповым мнением;
3) креативности, присущей самоуверенным (фактор О-), контролирующим свое поведение (фактор Ц3+) студентам;
4) жизнедеятельности, которая максимальна в той части выборки студентов, отличающейся добросовестностью (фактор С+), уверенностью в себе (фактор О-) и завышенной самооценкой (фактор МБ+), что одновременно характеризует их и повышенной ценностью традиций;
5) достижения, которая проявляется только у добросовестных студентов (фактор С+);
6) материального благополучия осталась присуще у студентов с адекватной самооценкой (фактор МБ-).
Сравнительный анализ корреляционных матриц (таблица 2 и таблица 4) показывает, что у студентов гуманитарных специальностей (юриспруденция и менеджмент) ко второму курс актуальным в структуре ценностной сферы становятся в обеих группах ценности процесса жизнедеятельности, традиций и творчества, хотя наполненность взаимосвязей личностными качествами различная.
Обращает на себя внимание факт актуальности ценности коллективности на втором курсе студентов-менеджеров, чего не наблюдалось у коллег юристов. Возможно, это обусловлено различной скоростью процессов групповой динамики в двух вузах, для выявления которой в дальнейшем следует контролировать социально-психологические феномены на первом и втором курсах.
Таким образом, наполненность корреляционных плеяд при первом и втором срезе с интервалом один год имеет как общие, так и отличительные признаки. Вопрос о личностных качествах, которых можно было бы отнести к разряду факторов ценностей остается открытым. Для нахождения ответа на этот вопрос рассмотрим результаты перекрестно-отсроченной корреляции в двух обследованных группах. В таблице 5 приведены данные перекрестно-
отсроченной корреляции в группе юристов, где переменной «А» являются личностные качества по Р. Б. Кеттеллу, а переменной «В» — личностные ценности.
Таблица 5
Коэффициенты взаимосвязи по Спирмену переменных А и В
(перекрестно-отсроченная корреляция, студенты-юристы)
Переменная А (фактор 16 РБ) Переменная В (ценности) А1В1 А2В2 А1А2 В1В2 А1В2 В1А2
1. д1 Коллективности 0,069 -0,068 0,418 -0,063 -0,457 0,080
2. О Дух.удовлетвор. 0,282 0,232 0,594 0,339 0,468 0,205
3. I -0,325 -0,006 0,149 0,339 -0,555 -0,066
4. ЫЭ Креативности 0,110 0,515 0,534 0,330 0,643 0,180
5. д2 0,356 -0,022 0,601 0,330 0,11 0,455
6. О Достижения 0,380 0,441 0,594 0,377 0,457 0,489
7. I -0,332 -0,082 0,149 0,377 -0,579 0,380
8. д4 0,251 0,377 0,401 0,377 0,149 0,538
9. Ь Традиции -0,142 -0,063 0,409 0,162 -0,469 -0,111
10. д2 -0,059 -0,464 0,601 0,162 -0,591 -0,108
11. I -0,005 0,529 0,149 0,162 -0,047 0,466
12. ЫЭ 0,240 0,427 0,534 0,162 0,388 0,461
13. I Матер.благопол. -0,142 -0,369 0,149 0,060 -0,524 0,009
Примечание: полужирным шрифтом обозначены значимые коэффициенты корреляций при р < 0,05
Из таблицы 5 видно, что из шести личностных ценностей, для которых существуют значимые перекрестно-отсроченные корреляции (столбцы А4В2 и В^), ни для одной пары переменных не установлены значимые корреляции при первом срезе, отсутствующие в таблице 1, в начале первого курса (А4В4). Второй срез (в начале второго курса) охарактеризован наличием трех из 13 значимых взаимосвязей, описанных в таблице 2. Причем, если, вероятнее всего, влияние конформизма (фактор Ц2-) на формирование ценности традиций однозначно следует из таблицы 5 (п. 10), уточняя тем самым корреляционную связь (табл. 2), то остальные результаты корреляционного анализа (табл. 2) не столь очевидные.
Во-первых, во взаимосвязи ценности традиций и мягкосердечности (фактор 1+), как это следует из таблицы 5 (п. 11), скорее всего, фактором (причиной) является личностная ценность, способствующая формированию личностного качества.
Во-вторых, из таблицы 5 следует, что адекватность самооценки (фактор МБ+) студентов является причиной развития ценности креативности (п. 4), а ценность традиций в свою очередь влияет на формирование адекватности самооценки (фактор МБ+) (п. 12). Однако ценности креативности и традиций являются противоположными, причем в группе студентов-юристов они оказались обратно пропорционально взаимосвязаны (коэффициент корреляции г = -0,508 при р < 0,05), что объединяет эти три переменные (адекватность самооценки — цен-
ность креативности — ценность традиций) в единый симптомокомплекс с отрицательной обратной связью, обеспечивающей их динамическое равновесие.
Одной из особенностей, которую можно наблюдать в таблице 5, является неустойчивый уровень личностных ценностей, участвующих в перекрестно-отсроченной корреляции, т. к. во всех случаях между личностными ценностями первого и второго среза отсутствует значимая корреляция (В4В2) в отличие от личностных качеств (А4А2).
Исходя из сути методического приема перекрестно-отсроченной корреляции, причинность переменной личностные качества определяется превышением корреляции А4В2 над В4А2 (п. 1-4, 7, 9, 10 и 13 таблицы 5), и наоборот — личностные ценности в случае превышения В4А2 над А4В2 (п. 5, 8, 11 и 12 таблицы 5). В одном случае (п. 6) наблюдается равенство коэффициентов перекрестно-отсроченной корреляции, что говорит о взаимосвязи между ценностью достижения и добросовестностью студентов-юристов.
Причинность более высокой фрустрированности студентов, имеющих высокий уровень ценности достижения (п. 8), неоднократно описывался в психологической литературе [32], как факт снижения психологического здоровья целеустремленной, успешно обучающейся, добросовестной части студенчества.
Для сравнительного анализа приведем результаты перекрестно-отсроченной корреляции проведенной в группе студентов-менеджеров (табл. 6).
Таблица 6
Коэффициенты взаимосвязи по Спирмену переменных А и В
(перекрестно-отсроченная корреляция, студенты-менеджеры)
Переменная А (фактор 16 PF) Переменная В (ценности) А1В1 А2В2 А1А2 В1В2 А1В2 В1А2
1. E Коллективности 0,276 0,232 0,108 0,723 0,132 0,555
2. L -0,085 -0,564 0,192 0,723 -0,324 -0,642
3. Q2 Дух.удовлетвор. -0,354 -0,602 0,389 0,812 0,624 -0,575
4. F Креативности -0,411 -0,068 0,152 0,565 -0,523 -0,127
5. L -0,295 -0,379 0,192 0,565 -0,535 -0,26
6. Q2 0,265 0,136 0,389 0,565 0,571 0,028
7. A -0,550 -0,366 0,703 0,565 -0,105 -0,512
8. MD 0,470 0,396 0,526 0,565 0,376 0,590
9. Q3 Жизнедеятельности 0,182 0,372 0,443 0,675 0,548 0,546
10. О -0,247 -0,553 0,590 0,675 -0,255 -0,554
11. N Достижения 0,296 -0,032 0,187 0,303 0,728 -0,132
12. Q3 0,234 0,208 0,443 0,303 0,519 0,391
13. L Традиции -0,341 -0,238 0,192 0,506 -0,519 -0,217
14. A -0,451 0,396 0,703 0,506 -0,043 -0,534
15. C Матер.благопол. -0,349 -0,349 0,670 0,430 -0,521 0,009
16. Q2 -0,021 -0,375 0,389 0,430 -0,366 -0,635
Примечание: полужирным шрифтом обозначены значимые коэффициенты корреляций при р < 0,05
Из таблицы 6 виден ряд отличительных особенности взаимосвязей в группе студентов-менеджеров по сравнению с группой студентов-юристов:
1) из семи личностных ценностей, для которых обнаружены значимые перекрестно-отсроченные взаимосвязи, пять ценностей оказались достаточно устойчивыми (В1В2), хотя время между срезами измерения одинаковое и равно одному году;
2) в таблице представлена личностная ценность жизнедеятельности, характеризующая активность личности в деятельности, которая с одной стороны, детерминирует уверенность в себе (п. 10), что подтверждено многочисленными тренинговыми технологиями, а с другой стороны, взаимосвязана с уровнем развития самоконтроля за своим поведением (п. 9);
3) равная по количеству случаев детерминация личностных ценностей на качества и наоборот — личностных качеств на ценности (по семь).
В обеих группах методический прием перекрестно-отсроченной корреляции не выявил взаимосвязей с личностной ценностью индивидуальности, что можно объяснить уникальностью данной ценности и сложностью получить для нее общегрупповую закономерность. При анализе причинности изменения личностных ценностей или качеств в сравниваемых группах можно увидеть их разнообразие. Например, в группе студентов-менеджеров ко второму курсу более высокие творческие способности присущи серьезным (п. 4), доверчивым (п. 5) конформистам (п. 6), тогда как в группе студентов-юристов ценность креативности определяется адекватностью самооценки. Следовательно, между личностными качествами и личностными ценностями не существует жесткой детерминации, согласно которой те или иные переменными можно было бы обозначить как факторы, а на становление факторов влияют условия, в которых протекает жизнедеятельность учебной группы, и индивидуальные и групповые характеристики субъектов совместной деятельности. Для обоснованности данного утверждения пока нет основания в силу единичного факта, но можно приять его в качестве рабочей гипотезы для дальнейших исследований.
В заключении рассмотрим результаты методического приема перекрестно-отсроченной корреляции в третьей группе, которая имеет ряд отличий от вышерассмотренных: это студенты инженерных специальностей с вытекающими из этого индивидуальными особенностями, отличающими их от студентов гуманитарных специальностей, и время между двумя срезами измерения соответствовало 3,5 годам. Перед проведением корреляционного анализа была осуществлена проверка законов распределения личностных качеств и ценностей на соответствие их нормальному закону распределения, в результате чего установлено, что личностные ценности в подавляющем большинстве случаев как в первом, так и втором срезах распределены по нормальному закону случайных величин в отличие от распределения личностных качеств студентов. Поэтому в качестве математического аппарата корреляционного анализа был выбран непараметрический коэффициент корреляции Спирмена (табл. 7).
Таблица 7
Коэффициенты взаимосвязи по Спирмену переменных А и В
(перекрестно-отсроченная корреляция, студенты-инженеры)
Переменная А (фактор 16 PF) Переменная В (ценности) А1В1 А2В2 А1А2 В1В2 А1В2 В1А2
1. А Коллективности 0,282 0,143 0,575 0,412 0,116 0,251
2. Q2 -0,366 -0,259 0,333 0,412 -0,152 -0,298
3. Rv 0,018 -0,208 0,419 0,412 -0,240 -0,088
4. I Дух.удовлетвор. 0,179 0,099 0,581 0,323 0,251 0,063
5. Q2 -0,178 -0,131 0,333 0,323 -0,253 -0,032
6. C 0,156 0,020 0,268 0,323 0,044 0,250
7. I Креативности 0,063 0,244 0,581 0,261 0,310 0,087
8. C -0,060 0,142 0,268 0,261 0,272 -0,084
9. MD 0,187 0,001 0,219 0,261 0,278 0,274
10. G Жизнедеятельности 0,420 0,243 0,353 0,363 0,239 0,205
11. A Достижения 0,181 0,337 0,575 0,487 0,225 0,245
12. C 0,090 0,332 0,268 0,487 0,263 0,314
13. Q2 -0,225 -0,148 0,333 0,487 -0,326 -0,051
14. Q3 0,279 0,341 0,467 0,487 0,360 0,120
15. MD -0,081 0,096 0,219 0,487 -0,025 0,295
16. G Традиции 0,192 0,345 0,353 0,514 0,101 0,368
17. O -0,069 -0,369 0,364 0,514 -0,172 -0,301
18. Q2 -0,328 -0,187 0,333 0,514 -0,242 -0,194
19. Q3 0,325 0,438 0,467 0,514 0,306 0,352
20. A Матер. благопол. 0,164 0,328 0,575 0,376 0,279 0,303
21. G 0,023 0,268 0,353 0,376 0,263 0,157
Примечание: полужирным шрифтом обозначены значимые коэффициенты корреляций при р < 0,05
Из сравнения данных таблиц 5 и 6 с результатами таблицы 7 следует, что в последней имеются следующие особенности:
1) общее количество перекрестно-отсроченных корреляций между личностными ценностями и качествами студентов составляет 26 пар, что более чем в 1,5 раза превышает результаты, полученные в первой и второй выборках с интервалом в один год;
2) каждая личностная ценность имеет от трех до пяти взаимосвязей с личностными качествами (исключение составила ценность жизнедеятельности), что свидетельствует о большей степени интеграции аксиосферы студентов с их личностными качествами;
3) впервые получена перекрестно-отсроченная корреляция для ценности индивидуальности, но остается неясным причина этого факта, обусловленного либо
личностными особенностями студентов, обучающихся на инженерных специальностях, для которых сохранение собственной индивидуальности является профессионально важной характеристикой, либо большим временным интервалом, в течение которого заканчивается период адаптации и начинается индивидуализация;
4) между всеми одноименными личностными ценностями первого и второго временного среза обнаружена статистически значимая взаимосвязь (В4В2), свидетельствующая об устойчивости аксиосферы студентов на почти четырехлетнем временном отрезке, что вероятнее всего имели в виду авторы [8, с. 49], отнеся их к «ценностно-нравственному стрежню» личности;
5) личностные качества чаще являются факторами ценностей, причем основная доля качеств представляют эмоционально-волевую сферу личности (факторы I, С, С, Ц3), подтверждается ранее полученные результаты других авторов [8, 9, 18].
Учитывая, что диагностируемые личностные ценности представлены в виде противоположных ценностей, то важно проанализировать данные таблицы 7 с точки зрения их взаимосвязей. Например, ценность коллективности является фактором открытости (фактор А, п. 1) и конформизма (фактор Ц2-, п. 2). В то же время ценность коллективности противоположна ценности индивидуальности, которая определяется открытостью личности (фактор А, п. 24). Однако в данном случае образование симптомокомплекса не происходит, т. к. в выборке студентов-инженеров ценности коллективности и индивидуальности не только не противоположны, но и не взаимосвязаны между собой.
В целом, из таблицы 7 видна большая роль волевых качеств на формирование аксиосферы студентов, формированию которых в технических вузах уделяется значительное внимание. Фрагмент таблицы 7, описывающий взаимосвязь ценностной и волевой сферы студентов, показан на рис. 1.
ЦЕННОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1
Рис. 1. Структурная схема перекрестно-отсроченной корреляции ценностной и волевой сферы личности (цифрами обозначены коэффициенты влияния)
Одновременно формированию этих качеств способствует развитость личностных ценностей (п. 12, 19, 23, 25 таблицы 7), тем самым эмпирически подтверждая готовность студентов к саморазвитию личности. В группах студентов второго курса (таблица 5 и 6) аналогичного факта выявлено не было.
Таким образом, на основании сравнений результатов корреляционного анализа и перекрестно-отсроченной корреляции личностных ценностей и качеств студентов показаны расхождения между выявленными факторами, что должно быть учтено при планировании и анализе эмпирического исследования динамики личностных ценностей.
Выводы
1. Выявление факторов динамики личностных ценностей в ходе естественного эксперимента является актуальной задачей аксиологии развития и педагогической аксиологии.
2. Личностные ценности представляют собой элементы сложной иерархической системы и входят в общем случае в структуру личности или аксиосфе-ры в частности.
3. Критерием отнесение ценности к категории «личностные ценности» является наличие взаимосвязей с другими ценностями или психологическими характеристиками личности.
4. Начало процесса адаптации студентов первого курса характеризуется актуализацией личностных ценностей коллективности и достижения. На втором курсе актуализируются личностные ценности жизнедеятельности, креативности и традиций.
5. Количество личностных ценностей студентов определяется соотношением внешних и внутренних факторов.
6. В течение первого года обучения факторами развития личностных ценностей (на основании перекрестно-отсроченной корреляции) чаще являются личностные качества студентов. За более чем трехлетний срок обучения студентов количество факторов развития личностных ценностей и качеств одинаковое.
7. У студентов четвертого курса обнаружены сложные взаимосвязи различных личностных ценностей и характеристик волевой сферы личности, показывающих взаимовлияние факторов, что может быть интерпретировано как создание условий к саморазвитию личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басимов, М. М. Изучение статистических связей в психологических исследованиях. — М.: МПСИ, 2008. — 432 с.
2. Волкова В. Н, Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа. -СПб. : Изд-во СПбГПУ, 2003. — 520 с.
3. Волов В. Т., Сопов В. Ф, Капцов А. В. Психологический мониторинг в дистанционном образовании. — Самара : СГПУ, 2001. — 231 с.
4. Гоголь, Н. В. Изменения в аксиосфере личности студентов второго курса колледжа // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». — 2013. -№ 2(14). — С. 92—101.
5. Дробышева, Т. В. Экономическая социализация личности: ценностный подход. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. — 312 с.
6. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов. — М.: МПСИ, 2002. — 336 с.
7. Жилин, Д. М. Теория систем: Опыт построения курса. — М. : Изд-во ЛКИ, 2007. — 184 с.
8. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — 480 с.
9. Журавлева, Н. А. Психология социальных изменений: ценностный подход. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. — 524 с.
10. Капцов, А. В. Изучение предикторов динамики личностных качеств субъектов взаимодействия // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». —
2011. — № 2(10). — С. 146—157.
11. Капцов, А. В. Личностное и интеллектуальное развитие студентов в условиях учебной группы современного вуза. — Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2011. — 214 с.
12. Капцов, А. В. Особенности противоречивости личностных ценностей студентов // Человек в экономических и социальных отношениях : матер. Всерос. науч. конф. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. — С. 159—160.
13. Капцов, А. В. Противоречия в аксиосфере как фактор развития личностных качеств студентов // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2010. — Т. 3. — № 2. — С. 30—36.
14. Капцов, А. В. Психологическая аксиометрия личности и группы. — Самара : СамЛюксПринт, 2011. — 112 с.
15. Капцов А. В., Карпушина Л. В. Аксиологическая направленность личности: руководство по применению теста. — Самара : Самар. гуманит. акад., 2005. — 32 с.
16. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Психологические факторы противоречий в ак-сиосфере студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». — 2012. — № 2(12). — С. 72—87.
17. Карпушина, Л. В. Структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Самара, 2003. — 24 с.
18. Карпушина Л. В., Капцов А. В. Психология ценностей российской молодежи. — Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2009. — 252 с.
19. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология. — М. : Юрайт, 2012. — 640 с.
20. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. — 1996. — № 4. — С. 36—42.
21. Мудрик, А. В. Социализация человека. — М. : Академия, 2004. — 304 с.
22. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М. : Академия, 2011. — 656 с.
23. Панов В. И., Капцов А. В. Взаимосвязь межличностных отношений и экопсихо-логических типов взаимодействия // Известия Самарского научного центра РАН. —
2012. — Том 14. — № 2 (5). — С. 1219 —1227.
24. Панов В. И., Капцов А. В. Экопсихологические типы коммуникативного взаимодействия: социально-психологический аспект // Экопсихологические исследования - 3 / под ред. В. И. Панова. — М. : ФГНУ «Психологический институт» РАО, 2013. — С. 221—232.
25. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. — М. : Аспект Пресс, 2001. - 607 с.
26. Петровский, А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. — 1984. — № 4. — С. 16—29.
27. Психолого-педагогическое обеспечение многоуровневого высшего образования / под ред. А. В. Капцова и В. И. Кичигина. — Самара : СамГАСА, 2003. — 316 с.
28. Сидоренков А. В. Динамика неформальных подгрупп в группе: социально-психологический анализ. — Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 2004. — 320 с.
29. Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. — М. : СЭ, 1987. — 1600 с.
30. Федосова, И. В. Проблема ценностных ориентаций в научной литературе // Ценности и смыслы. — 2009. — № 2. — С. 75—92.
31. Харский, К. В. Введение в личностные ценности. URL: http://www.harsky.ru/ ?p=41 (дата обращения: 12.04.2014).
32. Чумаков, М. В. Здоровьесберегающие технологии в университете // Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы» : матер. V Всерос. науч.-практ. конф. — М. : ФПОР, 2010. — С. 427.
REFERENCES
1. Basimov M. M. Izuchenie statisticheskikh svyazei v psikhologicheskikh issledovaniyakh [The study of statistical relationships in psychological research]. Moscow, 2008. 432 p. (in Russian).
2. Volkova V. N., Denisov A. A. Osnovy teorii sistem i sistemnogo analiza [Fundamentals of the theory of systems and system analysis]. St. Petersburg, 2003. 520 p. (in Russian).
3. Volov V. T., Sopov V. F., Kaptsov A. V. Psikhologicheskii monitoring v distantsionnom obrazovanii [Psychological monitoring in Distance Education]. Samara, 2001. 231 p. (in Russian).
4. Gogol' N. V. Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Seriya "Psikhologiya" [Bulletin of the Samara Academy of Humanities. Psychology series], 2013, no. 2(14), pp. 92—101 (in Russian).
5. Drobysheva T. V. Ekonomicheskaya sotsializatsiya lichnosti: tsennostnyi podkhod [Economic socialization of personality: value approach]. Moscow, 2013. 312 p. (in Russian).
6. Ermolaev O. Yu. Matematicheskaya statistika dlya psikhologov [Mathematical Statistics for psychologists]. Moscow, 2002. 336 p. (in Russian).
7. Zhilin D. M. Teoriya sistem: Opytpostroeniya kursa [Systems theory: The experience of building course]. Moscow, 2007. 184 p. (in Russian).
8. Zhuravlev A. L., Kupreichenko A. B. Ekonomicheskoe samoopredelenie: Teoriya i empiricheskie issledovaniya [Economic self-determination: Theory and Empirical Research]. Moscow, 2007. 480 p. (in Russian).
9. Zhuravleva N. A. Psikhologiya sotsialnykh izmenenii: tsennostnyi podkhod [Psychology of Social Change: value approach]. Moscow, 2013. 524 p. (in Russian).
10. Kaptsov A. V. Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Seriya "Psikhologiya" [The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology], 2011, no. 2(10), pp. 146—157 (in Russian).
11. Kaptsov A. V. Lichnostnoe i intellektualnoe razvitie studentov v usloviyakh uchebnoi gruppy sovremennogo vuza [Personal and intellectual development of students in a study group of the modern university]. Samara, 2011. 214 p. (in Russian).
12. Kaptsov A. V. Chelovek v ekonomicheskikh i sotsialnykh otnosheniyakh: Materialy Vseros. nauch. konf. [Man in the economic and social relations: Proceedings of the Scientific Conference]. Moscow, 2012, pp. 159—160 (in Russian).
13. Kaptsov A. V. Teoreticheskaya i eksperimentalnaya psikhologiya [Theoretical and experimental psychology], 2010, v. 3, no. 2, pp. 30—36 (in Russian).
14. Kaptsov A. V. Psikhologicheskaya aksiometriya lichnosti i gruppy [Psychological aksiometriya individuals and groups]. Samara, 2011. 112 p. (in Russian).
15. Kaptsov A. V., Karpushina L. V. Aksiologicheskaya napravlennost' lichnosti: rukovodstvo poprimeneniyu testa [Axiological orientation of the personality]. Samara, 2005. 32 p. (in Russian).
16. Kaptsov A. V., Kolesnikova E. I. Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Seriya "Psikhologiya" [The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology], 2012, no. 2(12), pp. 72—87 (in Russian).
17. Karpushina L. V. Struktura zhiznennykh tsennostei razlichnykh sotsialnykh grupp studentov vuzov: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [The structure of social values of various social groups of university students]. Samara, 2003. 24 p. (in Russian).
18. Karpushina L. V., Kaptsov A. V. Psikhologiya tsennostei rossiiskoi molodezhi. [Psychology values of Russian youth]. Samara, 2009. 252 p. (in Russian).
19. Kornilova T. V. Eksperimentalnaya psikhologiya [The experimental Psychology]. Moscow, 2012. 640 p. (in Russian).
20. Leont'ev D. A. Voprosy filosofii [Problems of Philosophy], 1996, no. 4, pp. 36—42. (in Russian).
21. Mudrik A. V. Sotsializatsiya cheloveka [The socialization]. Moscow, 2004. 304 p. (in Russian).
22. Mukhina V. S. Vozrastnaya psikhologiya. Fenomenologiya razvitiya [Psychology of age: the phenomenology]. Moscow, 2011. 656 p. (in Russian).
23. Panov V. I., Kaptsov A. V. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN [The Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2012, vol. 14, no. 2(5), pp. 1219—1227 (in Russian).
24. Panov V. I., Kaptsov A. V. Ekopsikhologicheskie issledovaniya - 3 [Ecopsychological research - 3]. Moscow, 2013, pp. 221—232 (in Russian).
25. Pervin L., Dzhon O. Psikhologiya lichnosti: Teoriya i issledovaniya [Personality Psychology: Theory and research]. Moscow, 2001. 607 p. (in Russian).
26. Petrovskii A. V. Voprosypsikhologii [Questions of psychology], 1984, no. 4, pp. 16—29 (in Russian).
27. Psikhologo-pedagogicheskoe obespechenie mnogourovnevogo vysshego obrazovaniya [Psycho-pedagogical maintenance tiered higher education]. Samara, 2003. 316 p. (in Russian)
28. Sidorenkov A. V. Dinamika neformalnykhpodgrupp vgruppe:sotsial'no-psikhologicheskii analiz [The dynamics of informal subgroups of: socio-psychological analysis]. Rostov n/D, 2004. 320 p. (in Russian).
29. Sovetskii entsiklopedicheskii slovar' [Soviet Encyclopedic Dictionary]. Moscow, 1987. 1600 p. (in Russian).
30. Fedosova I. V. Tsennosti i smysly [Values and meaning], 2009, no. 2, pp. 75—92 (in Russian).
31. Kharskii K. V. Vvedenie v lichnostnye tsennosti [Introduction to personal values]. Available at: http://www.harsky.ru/?p=41 (accessed 12 April 2014) (in Russian).
32. Chumakov M. V. Psikhologiya obrazovaniya: Psikhologicheskoe obespechenie "Novoi shkoly": Mater. V Vseros. nauchno-prakt. konf. [Educational Psychology: Psychological support of the "New School": Proceedings of the V All-Russian scientific-practical conference]. Moscow, 2010. 427 p. (in Russian).
Identifying the psychological factors of the dynamics of personal values
A. Kaptsov, E. Kolesnikova
The article compares the results of the identification of psychological factors dynamics of personal values obtained by correlation analysis and data using a cross-correlation of delayed on three samples of students. Shows the number of private laws of the factors of personal values of students enrolled at the Humanities (lawyers, managers) and engineering degrees.
Key words: dynamics, personal values, differential axiology, longitudinal studies, axiology development.