ИЗМЕНЕНИЯ ТРЕБОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
К МАРКИРОВКЕ МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ
Кузнецова О. А., канд. техн. наук, Юрчак З. А., канд. техн. наук, Мельник К. О.
ФГБНУ «ВНИИМП им. В.М. Горбатова»
Яринятие технических регламентов Таможенного союза вносит существенные изменения в правила маркировки мясной продукции. В связи с большим количеством вопросов, поступающих в адрес института, рассмотрим основные особенности указания информации в маркировке.
УДК 637.5:658.788.4 Ключевые слова: мясная продукция, требования к маркировке,технический регламент
В соответствии с новыми требованиями законодательства, при формировании информации размещаемой в маркировке мясной продукции необходимо руководствоваться ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции», а также стандартами вида общих технических условий.
Согласно ТР ТС 022/2011 наименование продукции должно позволять четко характеризовать и отличать данную продукцию, в связи с чем, следует вносить в наименование продукта сведения о специальных способах его обработки (например, вареные колбасные изделия). После вступления в силу ГОСТ 32921-2014 «Продукция мясной промышленности. Порядок присвоения групп» и внесения его в перечень стандартов к ТР ТС 034/2013 в непосредственной близости от наименования необходимо будет размещать информацию о группе продукции (например, «мясной», «мясосодержащий», «мясорастительный», «растительно-мясной»).
Запрещается маркировать продукцию общего назначения названиями, ассоциирующимися с продукцией для детского питания (колбаса «Карапузик», «Крепыш», сосиски «Детские»). Также недопустимо использовать для продукции, выпускаемой по ТУ или СТО фантазийные названия (то, что указывается в кавычках), схожие с названиями продукции, выпускающейся по межгосударственным и региональным стандартам, кроме продукции, выпускающейся по данным стандартам (например, «Докторская», «Любительская», «Московская», «Зернистая»).
Согласно ТР ТС 022/2013 в составе продукции должны указываться только те компоненты, которые присутствуют в продукте, в порядке убывания их массовой доли. Например, не допускается название сервелата «Коньячный», если в его состав не входит коньяк. При этом если массовая доля составного ингредиента менее 2%, допускается не указывать входящие в него компоненты, кроме аллергенов, лекарственных препаратов, ароматизаторов, пищевых добавок, а также компонентов, полученных с помощью генно-модифи-
Институтом проводятся семинары, разъясняющие требования технических регламентов с учетом специфики мясной промышленности, где также рассматриваются вопросы маркировки
В соответствии с требованиями ТР ТС 034/2013 при формировании названия продукта термическое состояние для полуфабрикатов указывается «замороженный» или «охлажденный». Причем, если по термическому состоянию полуфабрикат «охлажденный», но произведен из размороженного сырья, в маркировке продукта должна содержаться соответствующая информационная надпись «произведено из замороженного сырья» или аналогичная ей по смыслу.
Для колбасных изделий, продуктов из мяса и продуктов из шпика указывается только термическое состояние «замороженный», при соответствующих условиях хранения. Термическое состояние «охлажденный» для данных групп продукции указывать больше не требуется.
цированных организмов. Так, например, если производитель добавляет в сосиски сыр более 2%, то в составе он должен указать информацию о составе сырья.
В случае использования красителей, которые могут оказать отрицательное воздействие на детей (например, азорубин, желтый «солнечный закат», желтый хинолиновый, красный очаровательный, понсо и тартразин) необходимо выносить на этикетку предупреждающую надпись: «Содержит краситель (красители), который (которые) может (могут) оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей».
В составе обязательно необходимо указывать наличие аллергенов, таких как арахис, горчица, злаки, кунжут, люпин, моллюски, молоко, орехи, ракообразные, рыба, яйца, соя, сель
2015 | №2 ВСЕ О МЯСЕ
дерей и продукты их переработки, диоксид серы и сульфиты, аспартам и аспартам-ацесульфама соль. Кроме того, при возможности непреднамеренного попадания аллергенов в свободную от них продукцию, необходимо выносить на этикетку после указания состава информацию о возможном их наличии, например в таком виде: «Продукт может содержать арахис».
Обращаем внимание на то, что согласно ТР ТС 034/2013, в составе должна указываться вода при любом способе ее добавления (в виде льда, рассола, раствора и пр.).
При маркировке мясной продукции необходимо указывать определенное количество продукции и не допускается указывать диапазон значений (например, не следует указывать «масса нетто 500±5г», рекомендуется вывести на маркировку только 500 г).
Что касается правил указания даты изготовления и срока годности, то их необходимо наносить следующим образом. Так, при сроке годности до 72 часов, указывают час, число, месяц изготовления и окончание срока годности, если же продукция хранится более 72 часов и не более трех месяцев - число, месяц, год, при сроке годности более трех месяцев - указывают месяц и год либо число, месяц и год. Допустимо, как и прежде, указывать срок годности в сутках, например, «годен в течение 15 суток».
Обращаем внимание, что в соответствии с требованиями законодательства, сроки годности устанавливает изготовитель.
Необходимо отметить, что для продукции, упакованной под вакуумом или в условиях модифицированной атмосферы, должна содержаться соответствующая информация (например, «упаковано под вакуумом», «упаковано в модифицированной атмосфере»).
Также как и ранее изготовитель должен указывать условия хранения продукции. Некоторые производители указывают несколько сроков годности, при разных условиях хранения, что недопустимо, так как на складе продукция могла храниться в одних условиях, а в магазине - в других. Это может негативно сказаться на безопасности и качестве продукта, и ввести в заблуждение потребителя, в связи с чем, в маркировке следует указать одни условия хранения и один срок годности.
Согласно ТР ТС 034/2013, если производитель, выпуская продукцию, предполагает ее дальнейшее упаковывание в потребительскую упаковку с изменением вида упаковки, то необходимо указать информацию о сроках годности до вскрытия и после нарушения целостности упаковки, обратите внимание, что данный срок годности должен быть в пределах общего. При отсутствии подобной маркировки магазины не имеют права вскрывать упаковку и продавать продукт частями. Важно отметить, что согласно техничес-
кому регламенту ТР ТС 022/2011 для продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия, необходимо указывать условия хранения после нарушения целостности упаковки, например, «Хранить при температуре до 25 °С, после вскрытия хранить в холодильнике».
При нанесении на маркировку сведений о пищевой ценности, необходимо указывать энергетическую ценность в Дж и калорийность в ккал, а также количество белков, жиров и углеводов, при этом недопустимо указывать диапазоны значений. Наличие витаминов и минеральных веществ указываются только при их добавлении.
Если производитель добровольно выносит на этикетку информацию об отличительных признаках (например «без сои», «не содержит ГМО»), то необходимо обеспечить наличие соответствующих доказательств, например, иметь протоколы исследований или соответствующие договоры.
Также важно отметить, что в законодательстве отсутствуют требования по размеру, цвету и виду шрифта, важно чтобы информация на этикетке была легко читаема и понятна.
В заключении обращаем Ваше внимание, что согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях (КоАП), нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения в зависимости от тяжести вреда здоровью потребителей и количества повторов нарушений.
Учитывая нарастающее количество запросов от предприятий по правильности маркировки, институт ввел услугу по проведению экспертизы макетов этикеток на соответствие требованиям технических регламентов.
Одновременно, институтом проводятся семинары, разъясняющие требования технических регламентов с учетом специфики мясной промышленности, где также рассматриваются вопросы маркировки. С планом семинаров и услугой по экспертизе этикеток более подробно можно ознакомиться на сайте института www.vniimp.ru или по электронной почте [email protected]. |
КОНТАКТЫ:
Кузнецова Оксана Александровна Юрчак Зоя Андреевна
+7 (495)676-3529 Мельник Ксения Олеговна
+7 (495)676-6121
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».
2. ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции».
3. ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».
4. ГОСТ 32921-2014 «Продукция мясной промышленности. Порядок присвоения групп».
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
ВСЕ О МЯСЕ №2 | 2015