Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ МИРОВОГО РЫНКА ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ИЗМЕНЕНИЯ МИРОВОГО РЫНКА ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТ ИСКУССТВА / РЫНОК ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА / АРТ-РЫНОК / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорочайкина Анна Андреевна

На современном этапе развития общества рынок предметов искусства стремительно и многогранно расширяется, возбуждая интерес у потенциальных участников, как возможными высокими доходами, так и другими преференциями, внося свою лепту в совокупную действительность мировой экономики. Взаимосвязь культурной ценности предмета искусства и его рыночной стоимости, трудно понимаемая и осязаемая большинством, всегда была актуальной и достойной темой для профессиональных исследователей, пристальное внимание к которой усилили особенности глобализации и динамичные институциональные перемены в мировой экономике вызванные цифровизацией, темп которых безапелляционно ускорил коронакризис. Цель данного исследования - выявление основных направлений регулирования международной торговли предметами искусства в рамках процесса цифровизации мировой экономики. В данной работе используются понятия «рынок предметов (произведений) искусства» и «арт-рынок» в качестве синонимов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCES OF DIGITAL TECHNOLOGIES ON THE WORLD ART MARKET

At the present stage of social development, the art market is expanding rapidly. It attracts the interest of potential participants with high income and other preferences and contributes to the overall reality of the world economy. The relationship between the art objects' cultural and market value is difficult to understand by the majority, has always been a relevant and worthy subject for professional researchers. Focus on this topic has been reinforced by the particularities of globalization and the dynamic institutional changes in the world economy brought about by digitization, the pace of which has speeded up COVID-19 crisis without appeal. The purpose of this study is to identify the main ways of regulation of international art trade as part of the process of the digitization of the world economy.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ МИРОВОГО РЫНКА ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ф

Основы экономики, управления и права

Economy, Governance and Law Basis

2022 № 1 (32)

Научная статья УДК 008 : 330.1

doi: 10.51608/23058641 2022 1 17

ИЗМЕНЕНИЯ МИРОВОГО РЫНКА ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Анна Андреевна Сорочайкина

НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия, ORCID 0000-0002-3281-4848, anna. sarachai@gmail. com

Аннотация. На современном этапе развития общества рынок предметов искусства стремительно и многогранно расширяется, возбуждая интерес у потенциальных участников, как возможными высокими доходами, так и другими преференциями, внося свою лепту в совокупную действительность мировой экономики. Взаимосвязь культурной ценности предмета искусства и его рыночной стоимости, трудно понимаемая и осязаемая большинством, всегда была актуальной и достойной темой для профессиональных исследователей, пристальное внимание к которой усилили особенности глобализации и динамичные институциональные перемены в мировой экономике вызванные цифровизацией, темп которых безапелляционно ускорил коронакризис. Цель данного исследования - выявление основных направлений регулирования международной торговли предметами искусства в рамках процесса цифровизации мировой экономики. В данной работе используются понятия «рынок предметов (произведений) искусства» и «арт-рынок» в качестве синонимов.

Ключевые слова: предмет искусства, рынок предметов искусства, арт-рынок, цифровизация

Для цитирования: Сорочайкина А.А. Изменения мирового рынка предметов искусства под воздействием цифровых технологий // Основы экономики, управления и права. 2022. № 1 (32). С. 17-19. doi: 10.51608/23058641 2022 1 17.

Рынок предметов искусства часто ошибочно называют совершенно нерегулируемым рынком, что, безусловно, не соответствует действительности. В мировой практике существует множество правил, в частности касающихся аукционных продаж, регулирующих права покупателей и обеспечивающих их защиту. Тем не менее, следует признать, по сравнению с гораздо более крупными рынками, такими как фондовый рынок, которые имеют строгие правила, например, касающиеся инсайдерской торговли или рыночных манипуляций, торговля произведениями искусства осуществляется в гораздо менее регулируемой среде.

С другой стороны, мировой рынок искусства, оцениваемый более чем в 50 млрд долларов [1], известен своей настойчивостью к анонимности сделок. В отличие от обычных деловых операций в других секторах, например, как недвижимость, на арт-рынке, когда, например, произведение искусства продается на аукционе, личность грузоотправителя (продавца произведения искусства) часто скрывается [2]. Важно отметить, что, поскольку регистрация

собственности на произведения искусства не ведется, местонахождение произведений искусства, а также личность их владельцев зачастую неизвестны.

Одновременно под влиянием цифровиза-ции происходит институциональное изменение в стратегиях продвижения и, что не менее важно, в мотивах приобретения предметов искусства.

Фатеева Н.А. дает понимание рынка произведений искусства как «значимой части мировой культуры» в которой «социокультурное явление арт-рынок выступает системой отношений между творцами, распространителями (дилерами, арт-консультантами) и потребителями продуктов художественной культуры, которые реализуются через товарно-денежные отношения» [3].

В предыдущей работе мы определяли арт-рынок как «совокупность художественно-культурных и вместе с тем экономических отношений в форме эквивалентного обмена различных предметов искусства на материальные ценности», где экономическими агентами «яв-

© Coponatam A.A., 2022

Менеджмент

Ф

ляются авторы произведении искусства, покупатели и посредники» [4].

С точки зрения профессора РАН Мещеряков Р.В.: «Цифровая экономика - это экономика, основанная на цифровых технологиях, и при этом правильнее характеризовать исключительно область электронных товаров и услуг» [5].

Профессор Гурьянова А.В. с соавторами делает акцент на том, что эпоху цифровизации формируется особый человеческий тип -«"цифровой человек" или "homo digital", обладающий набором принципиально новых ценностных ориентации» [6].

Следует согласиться, что «Для "homo digital" ключевой составляющей эффективной и безопасной жизнедеятельности становится свободное владение цифровыми и информационно-аналитическими технологиями, при помощи которых он получает объем информации, производит (в силу своей адекватности и способностей) его оценку и выстраивает модель своего социального поведения» [7].

Нам интересен в данном исследовании именно "homo digital" и его вкусовые предпочтения как в цифровых технологиях арт-рынка, так и в предметном наполнении спроса, который обусловлен синтезом экономической составляющей (предмет искусства является инвестицией, легализация дохода и др.) и социально-психологических причин (ментальность, ускоренная социализация в определенных кругах и пр.)

Анализ исследований [см., например, 8-9] о влиянии цифровизации на рынок предметов искусства (моментальный доступ к полному объёму информации о товаре, отсутствие лишних контактов и нежелательных вопросов, экономия времени при совершении сделки и последующей доставке приобретенного товара и пр.) приводит к выводу о смысловых и методологических изменениях современного арт-рынка.

Якушина Н.П. отмечает, что «в настоящее время известны три типа интернет-площадок для продажи произведений искусства: онлайн-аукци-оны, онлайн-галереи и онлайн-маркетплейсы» особо привлекательные для «коллекционеров новой волны - миллениалов (коллекционеры в возрасте от 23 до 38 лет)». [8, с. 145].

Выделим наиболее существенные изменения в арт-рынке под воздействием цифровых технологий и ускоренные эффектом пандемии:

- информация об аукционах и дилерских продажах, включая рекламную составляющую, общедоступна и свободно выкладывается в Ин-

тернете в полном объёме, что привлекает большое количество новых покупателей;

- цифровизация всех этапов коммуникации между участниками (общение через электронную почту, оплата самой сделки и сопутствующих расходов и т.д.);

- сами творцы (художники, скульпторы и др.) активно продвигают свою продукцию через аккаунты в социальных сетях и официальные сайты;

- значительная демократизация арт-рынка как по составу участников, так и предлагаемому ассортименту предметов купли-продажи

В связи с резким ростом объема рынка предметов (произведений) искусства и увеличением количества его участников цифровые технологии должны отрегулировать ключевые проблемы арт-рынка - вопросы доверия и прозрачности сделок, создающие наибольшие препятствия для дальнейшего роста арт-индустрии [см. 8].

Эпоха цифровизации быстро меняет и процесс регулирования арт-рынка государством:

- в ЕС строгая Пятая директива по борьбе с отмыванием денег (5MDL) впервые в этом году включила торговцев произведениями искусства, отправив более мелких торговцев бороться за применение ее положений, в частности путем проведения более углубленных проверок Know Your Client (KYC);

- в США Казначейство по контролю за иностранными активами опубликовало в текущем году предупреждение о риске "наложения штрафов в связи со сделками с ценными произведениями искусства, связанными с блокированными произведениями, а также физическими и юридическими лицами".

Как видим из вышеперечисленного, мировой рынок произведений искусства начинает процесс реформирования и новые правила рассматриваются как необходимая реформа отрасли, которая нуждается в более строгом регулировании и повышении уровня прозрачности.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что, несмотря на изменяющиеся международные отношения и мировую обстановку в целом, арт-рынок в эпоху цифровиза-ции превратился в единое общемировое пространство.

Считаем, что современный мировой рынок предметов искусства, активно развиваясь и реформируясь за счет внедрения современных цифровых технологий, остается надежным для инвестирования.

18

© АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы ", 2022

ф

Основы экономики, управления и права 2022

Economy, Governance and Law Basis

№ 1 (32)

Библиографический список

1. S. Lock, Art Market - Statistics & Facts, Sta-tista. URL : https ://www. statista. com/topics/ 1119/art-market/ (дата обращения 25.01.2022)

2. Graham Bowley & William K. Rashbaum, Has the Art Market Become an Unwitting Partner in Crime?, N.Y. Times (2017). URL: https://www.ny-times.com/2017/02/19/arts/design/has-the-art-market-become-an-unwitting-partner-in-crime.html [https://perma.cc/QGR5-2PGB] (дата обращения 25.01.2022)

3. Фатеева Н.А. Арт-рынок как социокультурное явление // Омский научный вестник. 2008. № 5 (72). С. 85-86.

4. Обзор мирового рынка предметов искусства / А.Э. Купцова, А.А. Сорочайкина // Экономика, управление и право в современных условиях: межвуз. сб. ст. - Тольятти: ИССТЭ, 2021. Вып. 38. С. 21-29.

5. Цифровая экономика: как специалисты понимают этот термин // РИА. URL: https://ria.ru/science/20170616/1496663946.html (дата обращения 25.01.2022)

6. Guryanova A., Astafeva N., Filatova N., Khafiyatullina E., Guryanov N. Philosophical View on

Human Existence in the World of Technic and Information

// The Impact of Information on Modern Humans / Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 622. Springer, Cham, 2018. P. 97-104. DOI 10.1007/978-3-319-75383-6_13

7. Цифровая реальность: от Homo economicus к Homo digital / И.А. Сорочайкин // Экономика, управление и право в современных условиях: сб ст. - Тольятти: ИССТЭ, 2021. Вып. 41. С. 59-62. DOI 10.51608/23104392_2021_41_59

8. Арт-рынок в эпоху цифровизации: новые тенденции и перспективы / Н.П. Якушина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 1 (99). С. 143-150. DOI 10.24412/1997-0803-2021-199-143-150

9. Рынок предметов искусства в XXI веке и влияние пандемии на его развитие / В.Г. Антонова, И.М. Антонова // Петербургский экономический журнал. 2021. № 1. С. 78-85. DOI 10.24411/23075368-2020-10059

10. Инвестиции в искусство: как арт-рынок поменялся из-за COVID-19 / А. Хрисанфова // РБК. URL: https://quote.rbc.ru/news/article/5f5f8e349a7947 f88816a6da (дата обращения 25.01.2022)

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 02.02.2022; одобрена после рецензирования 10.02.2022; принята к публикации 15.02.2022.

Original article

INFLUENCES OF DIGITAL TECHNOLOGIES ON THE WORLD ART MARKET

Sorochaikina Anna Andreevna

National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia ORCID 0000-0002-3281-4848, anna.sarachai@gmail.com

Annotation. At the present stage of social development, the art market is expanding rapidly. It attracts the interest of potential participants with high income and other preferences and contributes to the overall reality of the world economy. The relationship between the art objects' cultural and market value is difficult to understand by the majority, has always been a relevant and worthy subject for professional researchers. Focus on this topic has been reinforced by the particularities of globalization and the dynamic institutional changes in the world economy brought about by digitization, the pace of which has speeded up COVID-19 crisis without appeal. The purpose of this study is to identify the main ways of regulation of international art trade as part of the process of the digitization of the world economy.

Keywords: art object, art market, digitalization

For citation: Sorochaikina A.A. Influences of digital technologies on the world art market // Economy, Governance and Law Basis. 2022. № 1 (32). C. 17-19. doi:10.51608/23058641_2022_1_17.

The author declare no conflicts of interests.

The article was submitted 02.02.2022; approved after reviewing 10.02.2022; accepted for publication 15.02.2022.

© Sorochaikina A.A., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.