Научная статья на тему 'МИРОВОЙ АРТ-РЫНОК: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ'

МИРОВОЙ АРТ-РЫНОК: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1458
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-РЫНОК / ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА И АНТИКВАРИАТА / ТОРГОВЛЯ ИСКУССТВОМ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ АРТ-РЫНКА / ART MARKET / ART AND ANTIQUES / ART DEALING / DIGITALIZATION OF ART MARKET

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Русских Полина Игоревна, Михеева Арина Владимировна

Статья посвящена анализу состояния мирового рынка предметов искусства и антиквариата, или арт-рынка. В статье освещаются теоретические аспекты функционирования арт-рынка, рассматриваются его определение, история развития, основные особенности в системе мирового товарного рынка, организационные формы торговли предметами искусства. Исследуется текущее состояние мирового арт-рынка, выявляются его основные игроки и центры, выделяются важнейшие характерные тенденции - в частности, цифровизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART MARKET: ISSUES OF FUNCTIONING AND CURRENT CONDITION

The article analyses the current condition of art market, discusses theoretical issues of its functioning, highlights its definition, history of development, main features in the world commodity market system, organizational forms of art dealing. The article identifies its main participants and centers, discusses its recent trends - such as digitalization.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЙ АРТ-РЫНОК: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ»

Мировой арт-рынок: особенности функционирования и текущее состояние Art market: issues of functioning and current condition

Русских Полина Игоревна

Студент 3 курса Экономический факультет Санкт-Петербургский государственный университет

РФ, Санкт-Петербург e-mail: [email protected]

Russkikh Polina I.

Student 3 term Faculty of Economics St Petersburg University Russia, St Petersburg e-mail: [email protected]

Михеева Арина Владимировна

Студент 3 курса Экономический факультет Санкт-Петербургский государственный университет

РФ, Санкт-Петербург e-mail: asviyanova@gmail. com

Mikheeva Arina V.

Student 3 term Faculty of Economics St Petersburg University Russia, St Petersburg e-mail: [email protected]

Аннотация.

Статья посвящена анализу состояния мирового рынка предметов искусства и антиквариата, или арт-рынка. В статье освещаются теоретические аспекты функционирования арт-рынка, рассматриваются его определение, история развития, основные особенности в системе мирового товарного рынка, организационные формы торговли предметами искусства. Исследуется текущее состояние мирового арт-рынка, выявляются его основные игроки и центры, выделяются важнейшие характерные тенденции - в частности, цифровизация.

Annotation.

The article analyses the current condition of art market, discusses theoretical issues of its functioning, highlights its definition, history of development, main features in the world commodity market system, organizational forms of art dealing. The article identifies its main participants and centers, discusses its recent trends - such as digitalization.

Ключевые слова: арт-рынок, предметы искусства и антиквариата, торговля искусством, цифровизация арт-рынка

Key words: art market, art and antiques, art dealing, digitalization of art market.

Наибольшей концентрацией всеобщих и личных ценностей во все времена обладал рынок, стоящий особняком в системе мирового товарного рынка, - рынок предметов искусства и антиквариата. Предмет обращения на этом рынке, который также носит название арт-рынок, является неотъемлемой составляющей национального богатства каждой страны.

Рынок предметов искусства и антиквариата, или арт-рынок, можно определить как сферу товарно-денежных отношений, которые складываются между юридическими и физическими лицами по поводу купли-продажи предметов искусства и антиквариата [2].

Данный рынок имеет длительную историю. Торговля предметами искусства велась уже во времена Древнего Египта - тогда и до периода Средневековья обменивались в основном предметами декоративно-прикладного искусства - ювелирными украшениями, посудой из драгоценных металлов и т.д. [2] С момента появления первых живописных работ в Средневековье и примерно до конца XVIII века художники создавали свои работы для определенного заказчика. В Голландии, где произошла первая в Европе буржуазная революция, уже в XVII веке возникает рынок, основной формой организации которого была свободная купля-продажа произведений искусства. Тогда же возрастает роль посредников на рынке искусства. На рубеже XVIII-XIX вв. в Европе возникает вторичный рынок предметов искусств, когда картины, ранее созданные для определенного заказчика, стали перепродаваться. Так начинает формироваться арт-рынок в современном его понимании.

К концу XX в. произведения искусства превращаются в объект массового серьезного спроса, в том числе и в целях инвестирования. Сегодня рынок предметов искусства и антиквариата обладает огромными масштабами и сложной структурой, а спрос на его товары продолжает расти.

В настоящее время к предметам искусства (товарам на арт-рынке) относят объекты материальной и духовной культуры, имеющие художественное, историческое, научное и этнографическое значение [1]. Предметами антиквариата являются обиходные вещи (посуда, мебель, ювелирные изделия, книги), произведенные в период, далеко предшествующий тому, в котором они уже не используются по своему назначению [2]. Антиквариатом считаются предметы, которым более 50 лет.

В чем же заключаются особенности рынка предметов искусства и антиквариата в системе мирового товарного рынка? Прежде всего, главным отличием данного рынка от любого другого является то, что утилизация предлагаемого этим рынком товара не происходит никогда. Действительно, с течением времени произведение искусства не выбрасывается и не исчезает, а становится все более ценным. Любой предмет искусства может воспроизводиться на рынке бесчисленное множество раз. Произведение искусства в силу его единичности, высоких эстетических свойств становится идеальным объектом для постоянного приобретения, собирания, коллекционирования, сбережения. А практически постоянно растущая цена на созданное произведение делает вложение в искусство альтернативой традиционному инвестированию [2]. Другой особенностью этого рынка является то, что произведения искусства имеют двойственное начало: они оцениваются не только в эстетическом плане, но и с материальной точки зрения. Как отмечает ученый-экономист и знаток искусства Б.А. Денисов, предметы культуры превращаются в товар только тогда, когда они докажут свою полезность потребителю, который готов их приобрести [1]. Еще одна особенность данного рынка заключается в том, что на него влияют множество специфических факторов, среди которых выделяют психологические, социальные, мотивационные, эстетические и др. Влияют и психологические факторы, такие как: желание покупателя приобретать именно это произведение, личные отношения между участниками сделки, степень ее официальности и т.д. При этом ценность произведений искусства определяется рынком каждый раз как бы заново [2]. Для определения цены на художественное произведение важно, экспонировалось ли данное произведение на выставке и на каких условиях, тщательно ли проведена экспертиза на подлинность, каков возраст этого произведения, кто его прежние владельцы, каков статус его автора, причастно ли оно к каким-либо историческим событиям. Также стоит выделить тот факт, что потребление товаров на данном рынке зависит от уровня развития культуры в данном обществе, от степени благосостояния и образованности населения.

Особенности предметов искусства и антиквариата как товаров предопределяют и особые организационные формы ведения торговли ими. Такая торговля может осуществляться на аукционах или посредством так называемых арт-дилеров.

Первая форма торговли предметами искусства - посредством аукционных домов, в 2019 г. на нее пришлось 42% продаж на мировом рынке (24,2 млрд долл) [7]. Сегодня в мире существует около 6 тысяч аукционных домов разного уровня. В конце XX века контроль над верхним уровнем мирового рынка, где устанавливаются рекордные цены, монополизировали две крупнейшие аукционные фирмы, занимающихся торговлей предметами искусства - известные Sotheby's и Christie's. По разным оценкам сегодня на них приходится от 70% до 85% всех аукционных продаж предметов искусства. Занимая лидирующее положение в мире арт-бизнеса, обе фирмы соперничают друг с другом в достижении максимальных прибылей [2].

Другим важным каналом осуществления сделок, связанных с куплей-продажей предметов искусства, являются арт-дилеры. К ним относят различные галереи и салоны, а также агентов отдельных художников. По оценкам экспертов сейчас на мировом рынке присутствует более 75 тысяч арт-дилеров, однако маркет-мейкерами являются не более тысячи из них. В 2019 г. доля продаж арт-дилеров на мировом рынке предметов искусства составила 58% (36,8 млрд долл) [7]. Так, на рынке наблюдается перевес в сторону арт-дилеров. Еще одним важнейшим явлением арт-рынка являются художественные ярмарки - выставки, где дилеры на некоторое время собираются вместе и предлагают на продажу всевозможные произведения искусства. Можно сказать, что ярмарки - конкурентные преимущества, найденные арт-дилерами в борьбе против «Кристис» и «Сотбис» [5]. К крупнейшим художественным ярмаркам можно отнести TEFAF (The European Fine Art Fair), Art Basel, Art Basel Miami Beach , Frieze (Лондон).

Перейдем к рассмотрению текущего состояния мирового арт-рынка.

В 2019 году из-за геополитической напряженности (выход Великобритании из Европейского Союза, импичмент экс-президента США Дональда Трампа, массовые беспорядки в Гонконге) и в немалой степени из-за разрастающейся торговой войны между США и Китаем заметно уменьшились инвестиции в реальный сектор и снизился рост мирового ВВП (так, наблюдался самый низкий темп роста мирового ВВП с момента глобального финансового кризиса 2008-2009 гг.) [5]. Это повлекло за собой экономическую неопределенность для основных покупателей на рынке предметов искусства и антиквариата. По данным из отчета Art Basel, объем продаж на арт-рынке в 2019 г. достиг примерно 64,1 млрд долл., снизившись на 5% по сравнению с результатом 2018 г. [7]. За последние десять лет рост продаж на арт-рынке составил лишь 9%, то есть объем продаж предметов искусства в реальном исчислении снизился (учитывая инфляцию). На рисунке 1 представлен объем продаж предметов искусства и антиквариата с 2009 по 2019 гг. В целом, мировой арт-рынок стагнирует, несмотря на то, что в последние годы были заключены весьма дорогие сделки. Так, например, на настоящий момент самое дорогое произведение искусства, когда-либо проданное на аукционах - картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» (1499 г.). Картина была продана 15 ноября 2017 г. на аукционе Christie's в Нью-Йорке за рекордные 450,3 млн долл. Другое дорогое произведение искусства из последних проданных - «Кролик» американского художника Джеффа Кунса, который был продан в мае 2019 г. на Chrisie's за 91 млн долл.

Рисунок 1. Объем продаж предметов искусства и антиквариата с 2009 по 2019 гг. (в млрд долл.).

Источник: Отчет Art Basel за 2019 г.

Как было отмечено, оборот публичного рынка (торговля посредством аукционных домов, учитывая онлайн-продажи) в ценовом выражении составил 42 % общего оборота рынка искусства, что на 4 % ниже аналогичного показателя 2018 года. Оборот непубличного рынка (торговля посредством арт-дилеров и специализированных онлайн-площадок) составил 58 % общего оборота арт-рынка. В 2018 году, согласно расчетам Art Basel & UBS, разница между публичными и частными продажами была меньшей: 46 % на 54 % [5].

На сегодняшний день главными игроками на арт-рынке неизменно выступают США, Великобритания и КНР, на которых приходится 44%, 20%, 18% продаж в стоимостном выражении соответственно. На рисунке 2 представлен объем продаж предметов искусства и антиквариата по странам за 2009-2019 гг. По состоянию на 2019 год на эти три лидирующих страны приходится 82% от общей стоимости мирового рынка искусств [5].

ф US ( LK China

Рисунок 2. Продажи предметов искусства и антиквариата с 2009 по 2019 гг. по странам (в %).

Источник: Отчет Art Basel за 2019 г.

В настоящее время самый активный сегмент арт-рынка - современное искусство. Сегодня растут и спрос, и цены на его объекты. Стоит отметить, что торговля современным искусством сосредоточена в четырех крупнейших мировых арт-центрах — Нью-Йорк, Лондон, Пекин и Гонконг. По оценкам Artprice.com на их долю приходится более 80% мировых аукционных продаж, хотя только 20% проданных лотов остаются в указанных городах после приобретения. Такая концентрация продаж современного искусства вынуждает участников конкурировать друг с другом больше, чем в других сегментах арт-рынка [5].

Что же касается российского арт-рынка, то он еще находится в процессе формирования. В настоящее время позиции России в мировом объеме арт-рынка очень слабые - по экспертным оценкам, менее 1%. В 2019 г. объем продаж на отечественных аукционах превысил 10 млн долл. - это самый высокий показатель за последние пять лет. Суммарный объем продаж на российском арт-рынке в 2019 г. равнялся 11,81 млн долл. По итогам 2020 г. этот показатель несколько снизился и составил 9,87 млн долл. Однако в условиях пандемии данное снижение нельзя считать плохим результатом - игроки рынка вынуждены были адаптироваться к пандемии и сделали это успешно (так, по сравнению с 2019 г. даже выросла доля проданных лотов - с 54% до 57%) [5].

Сегодня важной тенденцией рынка предметов искусства и антиквариата является его цифровизация. Все более популярными становятся музейные мобильные приложения, цифровизация собраний ведущих музеев. Активно используются технологии из игровой индустрии: AR (augmented reality, дополненная реальность) и VR (virtual reality, виртуальная реальность). Так, например, посредством дополненной реальности (AR) была создана экспозиция Музея Лондона, совмещающая исторические фотографии города с его современным видом. Другой интересный проект, использующий эту технологию - показ украденных из собрания Бостонского художественного музея картин: мобильное приложение «вернуло» работы на стены музея. Виртуальная же реальность (VR) стала популярной среди частных коллекционеров, предоставляя шанс устраивать выставки и презентации коллекций без перемещения самих экспонатов [5].

В целом, объем онлайн-сегмента рынка предметов искусства и антиквариата в 2019 году составил 5,9 млрд долл., что равнялось 9% от общего объема арт-рынка. Стоит также отметить, что этот сегмент неуклонно рос последние 7 лет, однако в 2019 г. продажи на нем сократились на 2% [5].

Особо актуальным онлайн-сегмент арт-рынка стал в период пандемии Covid-19. Доля онлайн-продаж среди общего объема продаж искусства за первые шесть месяцев 2020 года выросла более, чем в три раза: с 10 % в первом полугодии 2019 г. до 37 % во второй половине 2020 г. Примечательно, что в 2019 г. крупнейшие галереи имели самую низкую долю онлайн-сделок с искусством среди остальных галерей, а в 2020 г. показали самый быстрый рост интернет-продаж (с 7 % до 38 %) [5].

Таким образом, в целом, мировой арт-рынок в последние годы стагнирует. За последние десять лет рост продаж на арт-рынке составил всего 9%, то есть объем продаж произведений искусства в реальном исчислении снизился (учитывая инфляцию). Ведущие игроки на арт-рынке - США, Великобритания и Китай - по состоянию на 2019 год вместе контролируют 82% от общей стоимости глобального рынка искусств. В целом, сохраняется тенденция бурного развития онлайн-сегмента рынка предметов искусства и антиквариата, особенно на фоне пандемии коронавируса, когда многие и художники, и арт-диллеры, и аукционные дома были вынуждены перейти в онлайн-формат. Ожидается, что в дальнейшем значение онлайн-сегмента арт-рынка будет возрастать.

Список используемой литературы

1. Денисов Б.А. Не продается вдохновенье... // Наука и жизнь. 1998. №1. С. 50-56.

2. Кокушкина И.В., Воронин М.С. Международная торговля и мировые рынки: Учебное пособие. -Спб.: Техническая книга, 2007. - С. 203-213.

3. Колычева В.А. Арт-дилерство как социоэкономический феномен: зарубежный опыт // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2014. № 4. С. 103-116.

4. Колычева В.А. Цена и ценность рынка произведений искусства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2012. № 3. С. 190-198.

5. Томпсон Д. Как продать за $12 млн чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах. М., 2009. 200 с.

6. Информационный портал artinvestment.ru : https://artinvestment.ru/

7. Отчет Art Basel за 2019 г.: The Art Market 2020: An Art Basel & UBS Report : https://d2u3kfwd92fzu7.cloudfront.net/The_Art_Market_2020-1.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.