Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОБЪЕКТ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ'

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОБЪЕКТ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурные ценности как объект альтернативных инвестиций / специфика арт-рынка / онлайн продажи на арт-рынке / кризис на арт-рынке / арт-индексы / семейство ценовых индексов / cultural values as an object of alternative investments / the specifics of the art market / online sales in the art market / the crisis in the art market / art indices / a family of price indices

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталия Юрьевна Пузыня

В статье проанализированы особенности культурных ценностей как объекта альтернативных инвестиций, в частности, специфика арт-рынка, его структура и динамика, ценообразующие факторы. Проведено сравнение арт-рынка с фондовым рынком. Показаны отличия арт-рынка от фондового рынка. Представлены последние статистические данные. Рассмотрены арт-индексы, позволяющие изучать и отслеживать изменения на арт-рынке. Определены перспективы влияния на арт-рынок кризиса, обусловленного пандемией (по мнению автора арт-рынок испытает наименьшие потрясения, культурные ценности останутся объектами инвестирования, цены на предметы искусства не снизятся). Отмечена необходимость изменения бизнес-моделей субъектов рынка и его инфраструктуры, позволяющей инвестировать в предметы искусства в условиях цифровизации, – внедряемые новые технологии будут привлекать новых инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL VALUES AS AN ALTERNATIVE INVESTMENT OBJECT

The article analyzes the features of cultural values as an object of alternative investments, in particular, the specifics of the art market, its structure and dynamics, price-forming factors. The art market is compared with the stock market. The differences between the art market and the stock market are shown. The latest statistics are presented. Considered art indexes that allow you to study and track changes in the art market. The prospects for the influence of the crisis caused by the pandemic on the art market have been determined (according to the author, the art market will experience the least shocks, cultural values will remain objects of investment, prices for art objects will not decrease). The need to change the business models of market entities and its infrastructure, which allows investing in art in the context of digitalization, was noted – the new technologies being introduced will attract new investors.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОБЪЕКТ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ»



001: 10.24411/2072-4098-2021-10103 Культурные ценности как объект альтернативных инвестиций Н.Ю. Пузыня доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета, научный руководитель магистерской программы «Оценка бизнеса» и программы переподготовки «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», кандидат экономических наук (г. Санкт-Петербург)

Наталия Юрьевна Пузыня, n_puzynya@mail.ru

Сектор альтернативных инвестиций иногда называют рынком предметов роскоши или предметов коллекционирования. Кроме предметов искусства (art collections), сюда относятся ювелирные украшения, драгоценные камни и часы; предметы роскоши (автомобили, яхты и самолеты); спортивные клубы или другие предметы коллекционирования (предметы нумизматики, музыкальные инструменты, оружие и т. п.). В настоящей статье будут рассматриваться вопросы, связанные с культурными ценностями - предметами изобразительного искусства.

Произведения искусства покупались и продавались с давнего времени, но лишь с середины 20 века стали восприниматься как объекты инвестиционных вложений. Формированию современного рынка искусства способствовал кризис американской экономики 80-х годов прошлого века, переключивший внимание инвесторов с фондового рынка на альтернативные долгосрочные активы, в том числе на культурные ценности. Появились первые агентства, которые стали заниматься исследованием и изучением культурных ценностей в качестве финансовых инструментов и разрабатывать ценовые индексы для отслеживания ситуации на арт-рынке. В этот период и сложился мировой арт-рынок со своей законодательной базой и инфраструктурой продаж, который с тех пор неуклонно растет.

Арт-рынок по своей сути стал многофункциональным. С одной стороны, это рынок предметов искусства, которыми вос-

хищаются, с другой - рынок современных инвестиций. Аукционы в Лондоне и Нью-Йорке показывают неуклонный рост цен проданных лотов произведений искусства, инвесторы всего мира собираются в США на ярмарку современного искусства Art Basel Miami Beach, чтобы купить произведения искусства напрямую у крупных галерей. Банки рекомендуют своим крупным клиентам диверсифицировать инвестиции и вкладывать в культурные ценности, которые становятся альтернативными инвестициями.

Развитие мировой экономики, культуры потребления, растущая глобализация и поиск альтернативных источников инвестирования спровоцировали стабильный спрос на произведения искусства.

Ежегодно публикуются отчеты известных компаний (Deloitte Art & Finance, Art Basel & UBS, TEFAF и Artprice) о ситуации на арт-рынке. В настоящее время уже опубликован целый ряд отчетов за 2019 год, которые фиксируют, что рынок искусства в количественном выражении продолжает расти.

На рисунке 1 представлена динамика аукционных продаж на мировом арт-рынке, которая показывает следующее: несмотря на то что в 2019 году объем продаж в стоимостном выражении снизился на 14 процентов по сравнению с 2018 годом, со-ставив13,3 миллиарда долларов, в количественном выражении рынок вырос, было продано 550 000 лотов изобразительного искусства за год, что является самым боль-

20

О §

cl

s

го cl

О 1=

CD

Ю О

18 16 14 12 10 -8 -6 4 2 0

т—--1---1---1---1---1---1---1---1---1---1---1

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

□ Н1

нН2

год

Рис. 1. Объем продаж на мировом арт-рынке по годам и полугодиям (по данным аукционных продаж): Н1 - в первом полугодии, Н2 - во втором полугодии [1]

шим количеством за всю историю аукционов изобразительного искусства. Доля непроданных лотов, показатель, который, несомненно, также является важным при анализе развития и динамики арт-рынка, остался стабильным (на уровне 38 процентов). Общий индекс цен вырос незначительно - на 0,48 процента.

В целом структура арт-рынка следующая. Около 50 процентов предметов искусства продаются на аукционах, остальные продают галереи, частные арт-дилеры и т. д. На аукционном рынке более 50 процентов занимают ведущие аукционные дома Sotheby's и Christies. Несмотря на громкие цены лотов, продающихся в ведущих аукционных домах, 80 процентов от лотов в мире покупается на аукционах дешевле 5 000 долларов. В глобальном инвестиционном обороте арт-рынка более 60 процентов - предметы живописи. Для выявления ценообразующих факторов, трендов, различий в формировании спроса и предложения принята классификация предметов изобразительного искусства по временным периодам:

• старые мастера - работы художников до 1759 года;

• работы 19 века - с 1760 по 1859 год;

• импрессионизм и модерн - с 1860 по 1919 год;

• послевоенное искусство - с 1920 по 1944 год;

• современное искусство - работы после 1945 года.

На рисунке 2 видно, что наибольшую долю (43%) изобразительного искусства на арт-рынке составляют работы современного искусства, что объяснимо, так как работы старых мастеров (8%) или работы 19 века (10%) обращаются на рынке в ограниченном количестве, новые работы этого периода написаны уже не будут, а старые работы могут быть утрачены. Сегментация истории искусства на «периоды творчества» помогает выделить фундаментальные различия с точки зрения спроса и предложения на старых мастеров и современное искусство.

Если проанализировать арт-рынок в международном аспекте, то следует отметить, что среди ведущих стран существенную роль играют США, которые занимает 35 процентов мирового рынка, и Китай, доля которого за период двухтысячных го-

Импрессионизм и модернизм, 43%

Послевоенное искусство, 24%

Современное искусство, 15%

Работы 19 века, 10%

Старые мастера, 8%

Рис. 2. Структура объема продаж на мировом арт-рынке в 2019 году

по периоду создания [1]

дов выросла до 31 процента. Российский рынок инвестирования в предметы искусства еще только формируется, его доля на мировом рынке - около 1 процента. Инфраструктура отечественно рынка хорошо развита только в Москве и Санкт-Петербурге и практически не развита в регионах. Кроме того, слабое государственное регулирование арт-рынка рынка и его непрозрачность приводят к появлению на нем подделок, а значит, существенных рисков при инвестировании на этом рынке. Тем не менее российский арт-рынок динамично развивается и имеет высокий потенциал дальнейшего роста. В мире потенциал русского искусства раскрыт не полностью, существует устойчивый мировой интерес к предметам русского искусства, которые представляют собой объекты высокого инвестиционного уровня, прежде всего русский авангард.

Рост мирового объема арт-рынка и рыночной стоимости предметов искусства, разработка инструментария для анализа рыночных тенденций, исследования корреляций между фондовым рынком и арт-рынком ведут к тому, что во всем мире инвесторы стали обращать внимание на культурные ценности не только как на предметы коллекционирования, но и как на объекты альтернативного инвестирования.

По оценкам Kirnst Asset Management GmbH доля предметов искусства инвести-

ционного качества, находящихся в свободном обращении, не превышает 2 процентов. Таким образом, истинная стоимость арт-активов (только живопись) составляет более 250 миллиардов долларов (см. [2, с. 15]).

Современный арт-рынок представляет собой отлаженный механизм, функционирующий, несмотря на некоторые специфические особенности, по общепринятым законам рынка. Ключевую роль в политике ценообразования играют аукционные дома, так как цены на рынке определяются в основном результатами аукционных торгов. Арт-рынок похож на фондовый рынок, а аукционные торги - на биржевые торги, однако арт-рынок имеет свои специфические особенности:

1) объекты разнородны и не могут быть биржевым товаром в отличии от золота, нефти и т. п.;

2) структура (большая доля аукционных продаж) связана непосредственно со спецификой реализуемых объектов; ценообразование зависит непосредственно от формы продажи (см. [3]);

3) объекты не обладают внутренней фундаментальной стоимостью, что обусловлено значительной стоимостью их нематериальной составляющей; реальная себестоимость объектов малозначима;

4) предложение ограничено, неэластич-

но, цена объектов часто определяется спросом (аукционная цена - это цена спроса);

5) действуют эффекты сноба (потребитель хочет выделиться, быть оригинальным), присоединения к большинству, Ве-блена (демонстративное поведение);

6) объекты (произведения искусства) практически не падают в цене, рынок показывает стабильный рост;

7)интенсивность торговых сделок на арт-рынке существенно ниже, чем на фондовом рынке, в том числе из-за высоких транзакционных издержек;

8) история существования арт-рынка показывает, что он менее чувствителен к экономическим кризисам и геополитическим событиям по сравнению с фондовым рынком или реальным сектором;

9) инвестирование в объекты связано с иными рисками, чем на фондовом рынке (появление подделок, краденых объектов и т. д.).

В целом рынок искусства во многом «похож» на рынок элитной недвижимости, им присущи многие схожие эффекты.

Для изучения динамики арт-рынка и сравнения его с фондовым рынком ведущими компаниями, деятельность которых связана с арт-рынком, разработаны специальные индексы [4]:

• индекс повторных продаж Мея-Мозеса (Mei Moses World All Art Index -WAAI) 1;

• индекс продаж предметов искусства Blouin Art Sales Index (BASI);

• индекс современного искусства Contemporary Art Index, разработанный компанией Artnet;

• индекс рыночной определенности (уверенности) Art Market Confidence компании Artprice (AMC);

• индекс Skate's Top 5000, показывающий порог вхождения в рейтинг пяти тысяч самых дорогих в мире работ (ST 5000);

• семейство ценовых индексов ARTIMX, разработанных российской компанией ARTinvestment.RU. Индексы позволяют оценивать состояние рынка - отслеживать динамику покупательской активности для различных сегментов рынка, изменения средних уровней цен в сегментах живописи и графики, а также изменение ценовых уровней для творчества отдельных художников;

• индекс Skate's Art Stocks Index (ASI) -строится не на основе стоимости произведений искусства, а по взвешенной сумме индексов различных компаний, связанных с арт-рынком.

Арт-индексы показывают изменение стоимости культурных ценностей во времени независимо от их качественных характеристик. По ним можно исследовать динамику арт-рынка, меру его волатильности, корреляцию с фондовым рынком, изучать це-нообразующие факторы и прогнозировать цены на культурные ценности.

Вопрос корреляции вложений в ценные бумаги на фондовом рынке и вложений в культурные ценности как альтернативные инвестиции на арт-рынке постоянно изучается. Исследователей и практиков интересует связь между доходностью фондового рынка и доходностью инвестиций в предметы живописи, хотя Д. Мей и М. Мозес еще в 2002 году проанализировали данные аукционных торгов с 1850 года [5] и пришли к выводу о том, что за последние 50 лет средняя доходность от вложений в искусство составила 12,6 процента, в то время как доходность SP500 2 - 11,8 процента. В последующем в отношении этих результатов у исследователей и практиков возникали определенные вопросы, связанные с началом периода исследования (1850 год), в то время как современный арт-рынок сложился только к середине 1980-х годов 20 века, хотя фондовый рынок и насчиты-

1 С 2016 года принадлежит компании Sotheby's, в настоящее время - Mei Moses Sotheby's.

2 Индекс американского фондового рынка, в корзину которого включено 505 избранных торгуемых на фондовых биржах США публичных компаний, имеющих наибольшую капитализацию.

вает гораздо большую временную историю. Вопросы были и по составу исследуемых объектов - для сравнения изменения доходности авторы берут, с одной стороны, 500 лучших американских компаний (фиксированный набор компаний в индексе), с другой - случайный набор предметов искусства, представленных в продажах за исследуемый период.

В дальнейшем другие исследователи провели расчеты с иной выборкой. Так, например, в отчете Deloitte Art & Finance Report 2019 А. Петерсон из ArtTactic совместно с Artnet сравнили данные SP500 не со всеми художниками рынка аукционных продаж, а только с Т0П-100. В результате данные показали, что совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) первой сотни самых продаваемых художников в период с 2000 по конец 2018 года составляет 8 процентов, а компаний индекса SP500 - всего 3 процента [6].

По последним данным Art Market Monitor компании Artron (AMMA), средний годовой доход арт-рынка составляет +4,6 процента

при среднем уровне владения 13 лет [1].

Инвестиции в культурные ценности -долгосрочный вид инвестирования, и понятно, что чем длительнее период исследования существования арт-рынка, тем вероятнее будут более достоверные результаты. Любая статистическая оценка более корректна на большой выборке. Д. Мей и М. Мозес, начав работу над собственным индексом (получившим название «индекс Мея-Мозеса») в 2001 году с базой данных в 4,5 тысячи повторных продаж, к 2016 году довели базу до 45 тысяч и продали базу данных, методологию и право определения этого индекса аукционному дому Sotheby's.

Динамику фондового рынка часто сравнивают именно с индексом современного искусства как наиболее волатильным и динамичным. На рисунке 3 показано сравнение динамики индекса Artprice100 3 по современному искусству (который вырос на 16 процентов в первой половине 2019 года) с американскими индексами фондового рынка SP500 и акциями аукционного дома Sotheby's на Нью-Йоркской фондовой

—Artprice100 — SP500 —NYSE:BID

Рис. 3. Сравнение индекса Artprice100 по современному искусству с американскими

индексами SP500 и NYSE:BID [1]

3 Индекс современного искусства, составленный по 100 наиболее ценным художникам по версии Artprice, иногда называют индексом «голубых фишек».

бирже NYSE:BID 4. Графики демонстрируют определенную корреляцию показателей и их сближение к концу представленного периода.

Инвестировать в старых мастеров целесообразно только при безусловном прове-нансе работы, подтвержденном ведущими экспертами государственных музеев. Несмотря на разумность такой инвестиции с точки зрения сохранности денег, этот сегмент не предоставляет возможности для существенного роста вложенного капитала. Это объективно невозможно, так как работа уже известна рынку и маловероятно появление новых фактов, катализирующих рост стоимости. В отношении современного искусства, как правило, не возникают проблемы верификации подлинности работы. Однако, несмотря на то, что спрогнозировать рост ее стоимости сложно, рискнув, инвестор может получить существенную доходность в будущем 5.

У фондового рынка и арт-рынка разные факторы ценообразования объектов инвестирования и разная природа рисков. Для рынка ценных бумаг первичными являются внешние факторы конъюнктуры, развитие экономической ситуации и прочее. Арт-рынок малочувствителен к экономическим кризисам и политическим событиям. Для него важна мода на отдельных авторов, общие тренды в мировом искусстве. Ряд исследователей считают, что доходность культурных ценностей как альтернативных инвестиций зависит более от факторов, которые влияют на формирование непосредственно доходов и потерю сбережений инвесторов (чем от внешних факторов). Хотя, безусловно, отдельные внешние конъюнктурные факторы могут повлиять на тот и другой рынок. Внешнеполитическое давление и экономические санкции, например, повлияли как на стоимость акций российских компаний, так и на цену лотов россий-

ских культурных ценностей и количество их продаж на мировых аукционах в этот период.

По сравнению с другими общеизвестными инвестиционными рынками волатиль-ность арт-рынка (статистический показатель колебаний или изменений по времени цены и доходности объекта вложений) менее изменчива и более устойчива, что является главным преимуществом при долгосрочных инвестициях.

С разработкой индексов арт-рынка представилась возможность оценивать культурные ценности в качестве финансового инструмента и предоставлять их в виде залогов при получении кредита. По оценке Deloitte Art Finance/ArtTactic, стоимость всех кредитов, выданных под залог предметов искусства, в 2019 году составляла 21-24 миллиарда долларов (в 2013 году -6 миллиардов долларов) [6]. Большую долю в этом виде кредитования занимают американские банки (90%), так как в Европе отсутствует необходимая правовая база. К сожалению, в России такую услугу банки не предоставляют.

Одной из проблем арт-рынка является его непрозрачность, элитарность. Это связано со слабым регулированием и низкой стандартизацией процессов, сопровождающих работу инфраструктуры арт-рынка. Несмотря на то, что проблему терминологии, связанной с культурными ценностями, автор настоящей статьи совместно со своими соавторами поднимали в еще в 2012 году (см. [3]), она актуальна и по сей день. В законодательных и нормативных документах понятия не унифицированы, культурные ценности называются по-разному: предметы искусства, произведения искусства, музейные ценности, антиквариат и т. д. Не будем вдаваться в подробности этой тематики, отметим лишь то, что проблема определения единой терминологии является ос-

4 Акции компании Sotheby's торговались на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) до второй половины 2019 года, когда компания отозвала свои акции BID с NYSE.

5 Например, картина Энди Уорхола «Лимонная Мэрилин» была приобретена в 1962 году за 250 долларов. Через 45 лет она была продана за 28 миллионов долларов, что соответствует 250 000 процентам годовых.

новополагающей, так как законодательные и регулирующие документы должны иметь единую направленность в части объектов, подпадающих под их действие.

Арт-рынок связан непосредственно с оценкой рыночной стоимости предметов искусства. В нормативных документах оценочного сообщества принят термин «культурные ценности». Оценочная деятельность регламентирована и регулируется посредством федеральных стандартов оценки, разрабатываемых Министерством экономического развития Российской Федерации. Более 10 лет существует проект стандарта оценки по культурным ценностям, однако до сих пор официальная версия не принята. Саморегулируемые организации оценщиков (далее - СРОО) самостоятельно разрабатывают стандарты оценки отдельных активов и утверждают их на уровне СРОО. Например, в 2013 году Деловой союз оценщиков утвердил ОСТ ДСО 3.18 «Оценка стоимости культурных ценностей».

С 2017 года оценщики сдают квалификационные экзамены и получают квалификационные аттестаты по оценке недвижимости, движимого имущества и бизнеса. Соответственно, право на оценку культурных ценностей имеют оценщики с квалификационным аттестатом по оценке движимого имущества, при этом экзамен включает проверку знаний и умений в области оценки машин и оборудования и совсем не касается культурных ценностей.

Профессиональный стандарт «Специалист в оценочной деятельности» от 2015 года определял трудовую функцию в зависимости от категории сложности объекта оценки (определение стоимостей культурных ценностей, возраст которых менее, более пятидесяти лет или более ста лет). Однако вместо того чтобы развивать это направление оценки в новом варианте отредактированного в 2018 году профессионального стандарта, культурные ценности отнесены к движимому имуществу (что

в целом верно), однако отдельно трудовая функция не выделяется: «Определение стоимостей уникального и представленного в единичных образцах движимого имущества, подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов, извлеченных (добытых из недр) полезных ископаемых и сырья, культурных ценностей (относящихся к движимому имуществу), работ и услуг, связанных с ними». Хотя совершенно очевидно, что данная профессия требует особых профессиональных знаний. И в Совете по профессиональным квалификациям финансового рынка, понимая это, был предложен профессиональный стандарт «Специалист арт-рынка». Однако в настоящее время он не принят, а на его основе разрабатывается более общий профессиональный стандарт «Специалист по альтернативным инвестициям» 6.

Поскольку особенности объектов арт-рынка связаны с высокой степенью индивидуализации, они являются уникальными предметами, существующими в одном экземпляре, их рыночная стоимость значительно зависит от авторства культурных ценностей. Стоимость таких объектов непосредственно связана с их исторической, культурной и художественной ценностью. В связи с этим основным и обязательным условием получения корректного результата оценки стоимости культурных ценностей является наличие документально оформленных результатов различных видов экспертиз (см. [7]), устанавливающих авторство и подлинность культурных ценностей и паспорта культурных ценностей. Информация, содержащаяся в этих документах, используется в качестве исходной для проведения оценки стоимости.

Выявляя ценообразующие факторы на арт-рынке, понимая, что инвестиции в искусство - это долгосрочный вид инвестирования, оценщик исходит из того, что чем

6 https://asprof.ru/ok/perechen_naimenovaniy

больше лет оцениваемому инвестиционному объекту, тем больше его рыночная стоимость. А далее оценщики сталкиваются, помимо очевидных факторов, с целым рядом специфических факторов, свойственных только конкретному оцениваемому объекту искусства. По каким критериям одни произведения искусства считаются шедеврами, а следовательно, стоимость их будет расти, а другие нет? Этот вопрос давно интересовал исследователей (например, с 70-х годов прошлого века в Эрмитаже и Русском музее велись работы по выявлению особенностей художественного воздействия картин на человека). Даже у известных мастеров не все работы обладают одинаково сильным воздействием. Художественное восприятие отличается от восприятия вообще тем, что обогащает духовный мир человека, создает основы для его творческого развития, и у него возникает потребность обращаться к произведениям снова и снова. Оценщик не является специалистом и экспертом в искусствоведческой сфере, он опирается на результаты экспертизы, количественные и качественные характеристики, отличительные особенности, провенанс объекта оценки.

К сожалению, проблемы, касающиеся теневой стороны арт-рынка, остаются, и важным этапом является определение подлинности объектов оценки, экспертное заключение должно быть доказательным (проведены исследования, приведены источники). В Европе, например, невозможно подготовить экспертизу без комплексного химико-технологического исследования, что вполне возможно у нас. Для повышения прозрачности арт-рынка необходимо разработать и утвердить стандарты экспертизы и оценки. По мнению специалистов (см. [8]), необходимо менять ряд федеральных законов, изменить стандарты, связанные с экспертизой, совместно с Министерством экономического развития и Министерством финансов Российской Федерации разработать общую терминологию.

В последнее время в Европе принят ряд законов, касающихся регулирования процессов на арт-рынке. Это и закон о перемещении музейных ценностей, и Пятая директива по борьбе с отмыванием денег, принятая Европарламентом в 2018 году. В связи с этим страны - члены Европейского сообщества должны интегрировать основные положения в свои национальные законы в период 2020-2021 годы (см. [6]). Действие директивы распространяется на сделки с предметами искусства стоимостью более 10 тысяч евро и налагает обязанности на продавцов или посредников (в том числе художественные галереи и аукционные дома) запрашивать информацию об источнике происхождения средств клиентов, проживающих в странах третьего мира с высоким уровнем риска. Применительно к арт-рынку такая норма фактически сводит действия профессионалов европейского рынка искусства к обычным обязанностям банков и финансовых институтов.

Для инвесторов, стремящихся получать максимальную доходность от своего портфеля активов, культурные ценности являются финансовым инструментом, и особенный интерес к ним проявляется в периоды кризисов. Когда экономика претерпевает трудности, и цены традиционных активов падают особенно ценными становятся активы, имеющие низкую корреляцию с традиционными финансовыми инструментами. Известны примеры, когда значительные коллекции предметов искусства возникали или пополнялись именно в такие периоды кризисов и войн.

Как известно, показатели арт-рынка отстают от показателей фондового рынка и глобальной экономики в целом. Падение и рост на нем наступают с опозданием в 6-12 месяцев. Считается, что индекс Мея-Мозеса изменяется через 6-9 месяцев после изменения SP500 (см. [5, 9]). За последние 30 лет арт-рынок пережил три крупных потрясения: рецессию начала 90-х годов, обвал на технологическом рынке 2001 года и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

финансовый кризис 2008-2009 годов 7. По мнению специалистов, восстановление арт-рынка после рецессии начала 1990-х годов было долгим и имело U-образную форму, тогда как два последних кризиса характеризовались быстрыми темпами роста арт-рынка после быстрого спада, то есть восстановление имело V-образную форму. Финансовый кризис оказал менее негативное влияние на арт-рынок, чем на фондовый рынок. Аналитики Bank of America ожидают, что арт-рынок после кризиса, вызванного COVID-19, избежит крутого обвала и продолжит развитие, которое будет проходить в трех фазах, названных «выходом», «корректировкой» и «восстановлением» (см. [10]). Этот сектор переживет кризис легче всего, так как он отстранен от понятных всем правил рыночного хозяйства, культурные ценности инфляции не подвержены. Это важные факторы, свидетельствующие в пользу инвестирования на арт-рынке.

Аналитики ожидают, что стоимость редких работ и шедевров останется стабильной, но ценовая динамика произведений среднего уровня и первичного рынка современного искусства, скорее всего, будет отрицательной.

Bank of America прогнозирует развитие виртуальных торговых площадок, онлайн-аукционов и цифровых каналов связи и общения с покупателями.

Согласно Отчету «Искусство и финансы» за 2019 год, подготовленному компаниями Deloitte и ArtTactic, 84 процентов коллекционеров и 76 процентов специалистов в области искусства отмечают, что с помощью современных технологий отслеживать происхождение и перемещение произведений искусства станет проще [6], а значит, рынок станет прозрачнее.

Арт-рынок ожидает неизбежная трансформация в условиях цифровой экономики,

его участники должны сменить бизнес-модель.

Так, например, Швейцарец Лоик Гузер, бывший соглава отдела послевоенного и современного искусства Christie's, запускает новую цифровую площадку продажи современного искусства - приложение Fair Warning (честное последнее предупреждение). Эту фразу традиционно произносит аукционист перед финальным ударом молотка во время розыгрыша лота. Главное отличие этого приложения от аналогов в том, что доступ к нему будет иметь лишь определенное количество людей, выставляться на продажу будет ограниченное количество предметов - по одному произведению искусства в неделю, а сама продажа будет проходить в форме аукциона.

Динамично развивающийся британский аукционный дом Phillips, ориентированный на современное искусство и молодых коллекционеров, в начале августа 2020 года объявил о внедрении современных технологий в сотрудничестве со стартапом Articker, который позволяет сделать выбор в пользу того или иного художника на основании его публичной активности (выставки, публикации, наличие произведений художника в частных и музейных коллекциях, его активность в социальных сетях, частота упоминаний его имени в СМИ) 8. Сегодня в базе Articker указаны примерно 150 тысяч художников, чьи арт-телодвижения отслеживаются в 16 тысячах источников, от профильных художественных СМИ до социальных сетей. Миллионы публикаций, которые ежедневно дополняются 5-7 тысячами единиц новых данных. При проведении аналитических исследований используются функции искусственного интеллекта.

Свое будущее аукционные дома связывают с новыми покупателями: в 2019 году 60 процентов новых клиентов узнали о про-

Падение на мировых финансовых рынках, которое началось в 2007 году, существенно не влияло на объем продаж искусства вплоть до 2009 года. В целом объем аукционных продаж в 2009 году с 32,9 миллиарда долларов (2007 год) сократился до 18,3 миллиарда долларов, но к 2011 году уже восстановился, превысив отметку 30 миллиардов долларов.

URL: https://artinvestment.ru/news/artnews/20200807_articker_phillips.html

7

ведении аукционов посредством рекламы, в социальных сетях или нашли информацию в интернете 9.

В последнее время инфраструктура, позволяющая инвестировать в культурные ценности, существенно меняется. Об этом свидетельствуют результаты онлайн-про-даж, которые указаны в Отчете Art Basel & UBS 2020 [11]:

• объем онлайн-продаж предметов искусства и антиквариата составил 5,9 миллиарда долларов (9 процентов от продаж всего арт-рынка в ценовом выражении);

• 57 процентов онлайн-продаж галерей и дилеров приходилось на новых покупателей; для аукционных домов этот же показатель составил 34 процента;

• почти половина (48 процентов) коллекционеров с уровнем капитала свыше 30 миллионов долларов использовали онлайн-платформы для покупки предметов искусства;

• самыми активными пользователями онлайн-канала продаж искусства были коллекционеры-миллениалы (то есть родившиеся с 1979 по 2000 год), 92 процента из них делали покупки в интернете;

• 61 процент коллекционеров всех поколений использовали для покупки произведений искусства Instagram;

• основная часть онлайн-транзакций с искусством (77 процентов) связывала покупателей и продавцов, которые находятся на расстоянии более 1 тысячи километров друг от друга.

Таким образом, в условиях цифровиза-ции арт-рынок начинает меняться, растут онлайн-продажи, привлекаются новые участники рынка. Возможно, в дальнейшем для сделок с культурными ценностями будет использоваться система распределенных данных (блокчейн), что существенно

повысит прозрачность арт-рынка и создаст базы данных по продажам для использования оценщиками при применении ими сравнительного подхода к оценке.

Выводы

Роль культурных ценностей в финансовой сфере еще недостаточно хорошо изучена. Несмотря на то, что этот фактор делает объекты искусства более рисковыми, они являются привлекательными для альтернативных инвестиций.

При определенных условиях культурные ценности могут быть включены в инвестиционный портфель, позволяя диверсифицировать риски.

Факторы ценообразования и риски на арт-рынке хоть и являются специфичными, арт-рынок имеет много общего с фондовым рынком.

Существующие в настоящее время арт-индексы позволяют изучать и отслеживать изменения на арт-рынке - чем больше будет информации, тем более точными будут выводы.

Для современного российского арт-рынка требуются изменения в регулировании, внесение изменений в законы, приведение законодательных и нормативных методических документов в соответствие с реалиями.

Прогнозируется, что арт-рынок в условиях кризиса (пандемии) испытает наименьшие потрясения, так как культурные ценности инфляции не подвержены, произойдет временное снижение продаж, связанное, скорее, с объективным снижением инвестиционной активности, но цены на предметы искусства не упадут.

Инфраструктура, позволяющая инвестировать в предметы искусства в условиях цифровизации, внедряемые новые технологии будут постоянно развиваться, привлекая все больше новых инвесторов.

URL: https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200602_Monocle1.html

9

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Global art market in H1 2019 by Artprice. com. URL: https://www.artprice.com/artprice-reports/global-art-market-in-h1-2019-by-artprice-com/artprice-global-art-market-report-1st-semester-2019

2. Скатерщиков С. [и др.]. Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства. М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. 224 с.

3. Пузыня Н. Ю., Локтионов А. Н., Мих-лин А. В. Вопросы оценки культурных ценностей // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2012. № 3 (126). С. 36-52.

4. Михлин А. В. Арт-индексы: корреляция цен на предметы искусства с ценами других активов и некоторые эффекты арт-рынка // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 4 (151). С. 83-90.

5. Mei J., Moses M. 2002. Art as an investment and the underperformance of masterpieces. Working paper. Stern School of Business, New York University. URL: http://people.stern. nyu.edu/jmei/artgood.pdf11

6. Art & Finance Report 2019. 6th edition. Deloitte Art Finance / ArtTactic. URL: https:// www2.deloitte.com/lu/en/pages/art-finance/ar ticles/art-finance-report.html

7. ОСТ Р 57424-2017. Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика. Общие требования (национальный стандарт Российской Федерации) : приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 марта 2017 года № 176-ст. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

8. URL: https://mostpp.ru/news/kultura/ rassmotreny-voprosy-svyazannye-s-otsenkoy-predmetov-iskusstva/?fbclid=IwAR36kjVwFYX ZVKwYg61jgnhT4ucq2NGzYhbB6pAhwHOD _v-v6PNxq8OpI6k

9. Mei J., Moses M. 2004. Vested interest and biased price estimates: evidence from an auction market. An article submitted to The Journal of Finance, Manuscript 1454. Stern School of Business, New York University. URL: http://people.stern.nyu.edu/jmei/estimates.p

10. URL: https://artinvestment.ru/invest/an alytics/20200630_bank_of_america.html

11. Отчет Art Basel & UBS 2020: онлайн продажи // ARTinvestment.RU. URL: https:// artinvestment.ru/invest/analytics/20200409_ onlinereport.html

12. Белькевич Д. Союз Articker и Phillips: будущее арт-аналитики или рекламный ход аукциона? URL: https://artinvestment.ru/ invest/analytics/20200819_articker.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.