МИРОВАЯ АУКЦИОННАЯ ТОРГОВЛЯ ПРЕДМЕТАМИ ИСКУССТВА Е.В. Барбашина, студент
Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10516
Аннотация. С начала XXI века значительно возросла инвестиционная привлекательность рынка предметов искусства, в силу обладания им определенных характеристик, которые позволяют инвесторам рассматривать данный вариант размещения активов как наиболее перспективный. В статье рассматривается текущее положение дел на мировом аукционном рынке предметов искусства за последние несколько лет, оборот продаж различных аукционных домов, особенности и перспективы развития российского арт-маркета.
Ключевые слова: искусство, инвестиции, инвестиционная привлекательность, индексы арт-рынка, аукционные дома, мировая экономика.
В настоящее время сфера инвестиционных вложений обширна и предоставляет инвесторам огромный спектр вариантов размещения денежных средств, и одним из них являются инвестиции в искусство. Арт-рынок представляет собой художественно-культурные и экономические отношения в форме эквивалентного обмена разнообразных предметов искусства на деньги между экономическими агентами, среди которых выступают авторы произведений искусства (продавцы), покупатели и посредники. Особенностью данного рынка является его двухуровневая система организации (первичный и вторичный рынки). На первичном рынке происходит прямая продажа предметов искусства их авторами, а на вторичном - через художественные галереи, арт-салоны и аукционы арт-дилерами и аукционными домами осуществляется перепродажа приобретенных работ.
За последнее десятилетие значительно возросла инвестиционная привлекательность рынка предметов искусства, в силу обладания им определенных характеристик, которые позволяют инвесторам рассматривать данный вариант размещения активов как наиболее перспективный. Во-первых, в отличие от рынка ценных бумаг, арт-рынок отличается большей стабильностью, потому что ценообразование на рынке происходит вне зависимости от политической и социально-экономической
конъюнктуры, поэтому инвесторы рассматривают предметы искусства в качестве защитных активов. Во-вторых, он обладает высокой доходностью вложенных инвестиционных активов в предметы искусства, которая обусловлена уникальностью товаров и их индивидуальными качествами. В-третьих, инвестиции в искусство носят долгосрочный характер, так как цена на объект инвестирования возрастает с течением времени, и это как раз позволяет обеспечить высокую доходность при продаже актива в будущем. Кроме того, необходимо отметить, что по сравнению с финансовыми и другими традиционными защитными активами, как вложения в драгоценные металлы или иностранную валюту, рынок предметов искусства обладает большим количеством возможностей для инвестирования, начиная от вложений капитала в работы известных художников и заканчивая покупкой произведений современного искусства.
Рынок предметов искусства сегодня можно охарактеризовать, как рыночную структуру с несовершенной конкуренцией, обладающую рядом специфических черт. Прежде всего, вследствие уникальности товаров и их тезаврации, предложение на рынке ограничено, а также из-за высокой волатильности цен на предметы искусства, их низкой ликвидности арт-рынок не в состоянии быстро приспосабливаться к колебаниям экономической конъюнктуры.
Кроме того, инвестиции в предметы искусства отличаются высокой степенью риска, потому что асимметрия информации, недостаток данных и конфиденциальность многих процессов препятствуют прогнозированию будущего дохода и делают рынок непрозрачным [1]. Однако, несмотря на некоторые недостатки, присущие данному рынку, инвестирование в искусство является хорошим способом диверсификации инвестиционного портфеля в рамках защиты активов.
Ценообразование на рынке предметов искусства обычно осуществляется путем установления фиксированных цен или проведения аукциона. Следует отметить, что аукцион является довольно распространенной формой ценообразования, подразумевающий собой публичную продажу товаров, ценных бумаг, произведений искусства и других объектов согласно заранее установленному регламенту [2]. Мировые аукционы предметов искусства представляют организованные, периодически действующие рынки, на которых происходит продажа товаров, предварительно осмотренных покупателем, путем публичных торгов в специально предназначенном месте и в определенное время. Вместе с арт-дилерами и галереями аукционы делят весь объем мировых продаж, осуществляя огромное количество сделок. Согласно отчету The Art Market 2019, опубликованному UBS Group AG и Art Basel, в 2018 г. произошли изменения в
объеме продаж предметов искусства данными экономическими агентами арт-рынка. Продажи на мировом рынке искусства выросли на 6%, по сравнению с 2017 г., и составили 67,4 млрд. долл. США, что сделало 2018 год вторым успешным по величине продаж годом для арт-рынка за последнее десятилетие, уступая только 2014, когда продажи составили 68,2 миллиарда долларов [4]. Однако, объем продаж большей части арт-дилеров и галерей показал спад, но при этом, весь сегмент в целом также показал рост в 7%, что по оценкам, составило 35,9 млрд. долл. США. Также отмечался умеренный рост в 3% аукционных продаж, в стоимостном выражении 29,1 млрд. долл. США.
Сегодня на арт-рынке осуществляют продажи около 6,3 тыс. аукционных домов, среди которых Christie's и Sotheby's занимают доминирующее положение. Аукционный сектор арт-рынка является многоуровневым, но больший объем торгов сконцентрирован в ведущих аукционных домах (первого уровняО. Согласно данным ежегодного отчета о состоянии арт-рынка The Art Market in 2018, подготовленным компаниями Artprice и Art Market Monitor of Artron (AMMA), в 2018 году Christie's и Sotheby's - по-прежнему лидеры отрасли и на них приходится около 40% (общий оборот составил 9 млрд. долл. США) мировых аукционных продаж предметов искусства [6].
Таблица 1. Топ-10 аукционных домов по результатам торгов предметами искусства в
2018 году [6]
Аукционный дом Оборот, в млрд. долл. США Продано лотов
1 Christie's 4,999 16 082
2 Sotheby's 3,932 13 307
3 Poly Group International 0,654 8 000
4 Phillips 0,654 4 450
5 China Guardian 0,606 10 323
б Beijing Council 0,329 2 656
7 Rongbao 0,247 6 895
S Bonhams 0,171 7 531
9 Hangu 0,156 454
1С Xiling Yinshe Auction 0,133 3 386
В рейтинге, составленном компанией Artprice, среди крупнейших домов находятся аукционные дома Китая и еще не-
сколько домов Великобритании. Полный рейтинг 10 наиболее успешных аукционных домом по результатам торгов предме-
тами искусства представлен в таблице 1. Также существует более 500 средних и крупных аукционных домов второго уровня, которые также генерируют значительные объемы торгов, доминируя на национальных рынках, но часто участвуя в международной торговле.
Арт-рынок предметов искусства существует уже достаточное количество лет, поэтому для его анализа и прогнозов развития требуются определенные индикаторы динамики цен. Сейчас в роли таких индикаторов используются специальные индексы, которые рассчитываются на основе данных, полученных в ходе аукционных торгов. Наиболее известным среди них является индекс Mei Moses - аналитический инструмент, который позволяет оценить доходность вложений в произведения искусства по отношению к другим видам активов и рассчитывается ежегодно на основе стоимости арт-объектов, проданных более чем один раз на аукционах Sotheby's и Christie's. База данных для индекса содержит информацию о 60 тыс. произведений искусства, которые были проданы на аукционах более одного раза, около 4 тыс. из них перепродавались на аукционах каждый год [7]. При этом в базу данных включается информация не только о цене покупки и продажи, но и также о премии покупателя. Информация, собранная в ходе обработки данных, используется для составления World All Art Index. В нем указываются и анализируются современные рыночные тенденции и отмечается степень прибыльности вложений в искусство. Благодаря индексу Mei Moses существует возможность исследовать инвестиционную активность на рынке предметов искусства. Этот индекс называют ведущим источником данных о процессах на арт-рынке, по-
этому это и стало одной из причин приобретения данного индекса аукционным домом Sotheby's. Можно сказать, что Sotheby's может извлечь неплохую выгоду от приобретения этой службы данных из-за возможности получения грамотной аналитики рынка. С 2016 г. индекс носит название Sotheby's Mei Moses.
Начиная с 2012 г. по 2016 г., после достижения высокого показателя на конец 2011 г., индекс Mei Moses World All Art показывал негативную динамику снижения в среднем на 3% в год. Как отмечается в совместном исследовании компаний Deloitte и ArtTactic, за последние пять лет он принес инвестору доходность, близкую к нулю, - около 0,7%. Исследователями отмечается, что в качестве причины устойчивого снижения данного показателя является чувствительность индекса по отношению глобальной экономической конъюнктуре [5]. При этом индекс S&P 500, который часто приводят в сравнение с Mei Moses, наоборот, в протяжении последних 5 лет показывал устойчивый рост в среднем на 13% в год. Однако, можно отметить, что в 2017-2018 гг. показывает положительную динамику и стабилизацию рынка в целом.
Как уже было отмечено ранее, мировой арт-рынок показал успехи в 2017-2018, достигнув практически самого высокого уровня мировых продаж с 2014 г. Начиная с 2015 г. мировой объем продаж предметов искусства и антиквариата падал в среднем на 10% в год. (до 56,6 млрд долл. США в 2016). Падение, последовавшее за снижением продаж на 9% в 2015 году, обнулило успехи 2013-2014 года, когда арт-рынок достиг рекордно высокого уровня в $68,2 млрд (рис. 1). Однако, 2017 и 2018 гг. исправили ситуацию [4].
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Рис. 1. Объем продаж предметов искусства и антиквариата (2008-2018 гг.),
в млрд. долл. США
Рассматривая отдельные аукционные рынки стран, можно отметить, что за последние годы рынки развивающихся стран показали рост объема продаж. В совместном докладе Artprice и Artron Art Group говорится, что даже несмотря на довольно неблагоприятную экономическую конъюнктуру, китайский аукционный рынок менее чем за десять лет заявил о себе как о мировом гиганте, и теперь он бросает вызов господству Западных стран на рынке.
Рынок Китая показывает значительные результаты, заняв в 2018 г. третье место в мире с долей в 19% мирового рынка. Первое и второе место (44% и 21% мирового рынка соответственно) заняли Соединенные Штаты Америки (США) и Великобритания (рис. 2) [6]. Стоит отметить, что за исключением Великобритании, арт-рынок Европейского союза сокращает свою долю рынка до примерно 8%, продолжив 10-летний спад на 24%.
16% ■ ■ 17% ■ 17% ■ 18% ■ 17% ■ 16%
20% ■ 21%
21% ■ 22% ■ 20%
42% H 44%
■ США «Великобритания «Китай «Другие
Рис. 2. Доли стран на мировом арт-рынке в 2008-2018 гг. [6]
Учитывая состояние мировой экономики и мировых финансов, аукционный рынок предметов искусства продемонстрировал свой уровень зрелости, соизмеримый с другими классами альтернативных инвестиционных активов. Сегодня арт-рынок представляет собой самостоятельный сектор экономики с разной доходностью и показателями в каждом сегменте. В 2018 г. мировой арт-рынок, несмотря на взлеты и падения в последние годы, продолжал, тем не менее, развиваться в сложных экономических условиях, и в целом он вырос с
2000 года примерно на 291%. Этот рост во многом обусловлен глобализацией рынка и его привлекательными экономическими фундаментальными показателями. Этому также способствовало усиление премиального сегмента Запада. Несмотря на особенно неблагоприятный экономический контекст, рынок западного искусства превосходно работал на основе доминирующего показателя, используемого на финансовых рынках: объемов сделок.
Глобальная повсеместность Интернета в настоящее время является ключевым
фактором в маркетинговых стратегиях аукционных домов по всему миру. Из 6,3 тыс. аукционных домов мира 97% сегодня присутствуют в Интернете (по сравнению с 3% в 2005 г.). Мобильный Интернет -это мощный фактор экономического разрушения, побуждающий операторов аукциона изменять свои традиционные бизнес-модели. Большинство крупных домов (включая Christie's и Sotheby's) и практически все второстепенные аукционы убеждены, что использование аукционных он-лайн-площадок - это будущее для развития арт-рынка. Поэтому, несмотря на падение общих продаж предметов искусства и антиквариата, оборот онлайн-аукционов достиг в 2018 году 6 млрд. долл., увеличившись на 11% по сравнению с прошлым годом и составив почти 9% мирового рынка искусства и антиквариата по стоимости.
Что касается российского арт-рынка, то в нашей стране он находится в зачаточном состоянии. Ему присущи асимметрия информации, непрозрачность многих процессов, обусловленная наличием пробелов в законодательстве и противоречиями в законах, затрудняющих доступ к информации. Кроме того, из-за наличия ряда ограничений на ввоз и вывоз предметов искусства инвестиционная привлекательность российского арт-рынка значительно снижается. По данным доклада интернет-проекта, посвященного рынку русского искусства ARTinvestment.RU, итоговый годовой объем продаж на внутреннем аукционном рынке России составил 6,6 млн долл. США, показав снижение на 25%, по сравнению с 2017 г. (8,7 млрд. долл. США). Вместе с этим объем аукционных продаж русского искусства во всем мире
2017 году он достигал 455 млн долл. США) [3]. Снижение продаж на российском рынке произошло вследствие экономического кризиса и санкций, оказавшим в свою очередь сильное влияние на местные аукционные дома, некоторым из которых пришлось приостановить деятельность или вовсе покинуть рынок. Например, аукционный дом Kabinet, который был на 4 месте по обороту в 2015 г., отменил большинство своих аукционов по искусству в 2016 г. В докладе Art Market in Russia отмечается, что наиболее успешными и стабильными на российском арт-рынке являются три аукционных дома: «СОВКОМ», VLADEY и AI Аукцион, которые обеспечили 70% аукционного оборота в 2018 году.
В целом, можно сказать, что на сегодняшний день российский арт-рынок по-прежнему остается небольшим, но обладающим потенциалом развития. Однако ему требуется серьезная поддержка, особенно со стороны государства, которая может выразиться в издании определённых законов, устраняющих «белые пятна» в законодательстве, а также в создании информационной базы предметов искусства.
Мировой арт-рынок - это огромное пространство, заключающее в себе большое количество возможностей перспективного вложения капиталов. Динамика развития данного рынка показывает, что с начала XXI века, несмотря на некоторые спады, объему продаж предметов искусства характерен устойчивый рост, поэтому, можно сказать, что инвестиции в предметы искусства, действительно, позволят надежно защитить свои активы.
вырос на 10% до 515 млн. долл. США (в
Библиографический список
1. Григорьева С.М. Риски, связанные с инвестированием на арт-рынке, и принципы оценки предметов искусства. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - № 4 (40) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/riski-svyazannye-s-investirovaniem-na-art-rynke-i-printsipy-otsenki-predmetov-iskusstva
2. Попкова К.Е. Мировой рынок предметов искусства: специфика, структура, динамика. // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 4 (часть 3) - С. 426-429.
3. Арт-рынок России. Итоги 2018 года // Интернет-проект ARTinvestment.RU. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://artinvestment.ru/russian-art-market-reports/2018.html
4. An Art Basel & UBS Report. The Art Market 2019. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.artbasel.com/about/initiatives/the-art-market
5. Art & Finance report 2017 // Deloitte and ArtTactic. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www2.deloitte .com/content/dam/Deloitte/ at/Documents/finance/art-and-finance-report-2017.pdf
6. Artprice's 2018 Global Art Market Annual Report: The Art Market in 2018 // Artprice and AMMA [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://imgpublic.artprice.com/pdfy/the-art-market-in-2018.pdf
7. Sotheby's Acquires the Mei Moses Art Indices // Sotheby's [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sothebys.com/en/news-video/blogs/all-blogs/sotheby-s-at-large/2016/10/sothebys-acquires-mei-moses-indices.html
WORLD AUCTION TRADE OF ART OBJECTS E.V. Barbashina, student
Financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. Since the beginning of the 21st century, the investment attractiveness of the art market has significantly increased, due to its possession of certain characteristics that allow investors to consider this variant of asset allocation as the most promising. The article looks at the current state of affairs in the world auction market of works of art over the past few years, the turnover of sales of various auction houses, features and prospects for the development of the Russian art market.
Keywords: art, investments, investment appeal, indexes of the art-market, auction houses, world economy.