ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
АРТ-ЯРМАРКА ТЕРДР КАК ОТРАЖЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО АРТ-РЫНКА
Н.В. Яковлева
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье анализируется состояние мирового арт-рынка в период с 2002 г. по настоящее время. Приведены данные об объемах и количестве продаж произведений искусства и антиквариата на мировых аукционах и ярмарках; отмечен уверенный рост китайского арт-рынка на фоне снижения европейского и стабильности американского рынков. Прослежена история создания и развития одной из крупнейших европейских арт-ярмарок — ярмарки TEFAF в Маастрихте (Нидерланды). Проанализированы итоги TEFAF-2014. Выявлены такие тренды развития арт-рынка, как устойчивый спрос всех участников на полотна старых мастеров; существенный рост рынка за счет продаж арт-объектов с очень высокой стоимостью при уменьшении числа сделок; возросший интерес к арт-объ-ектам Китая и Японии; увеличивающийся спрос на дорогие произведения декоративно-прикладного искусства и антиквариата.
Ключевые слова: арт-рынок, рынок искусства и антиквариата, аукционные дома, арт-дилеры, инвестиции в искусство, арт-ярмарка TEFAF.
Произведения искусства часто рассматривают как некий «эстетический» продукт, который имеет ряд только ему присущих особенностей. «Эстетический» продукт уникален: два арт-объекта на одну и ту же тему, даже если они созданы одним и тем же художником, безусловно различны, поэтому разнородность является неотъемлемой чертой арт-рынка. Более того, каждый продавец уникального полотна является монополистом. В некотором смысле монополистом является также и сам художник: подлинные картины Пикассо могут быть созданы только самим Пикассо.
Обладание дорогим предметом искусства приносит его владельцу эстетическое удовольствие, повышает его социальный статус и личную самооценку. Поскольку стоимость арт-объекта может со временем возрастать, а зачастую возрастать весьма существенно, закономерен интерес не только частных лиц, но и институциональных инвесторов к искусству как к финансовому инструменту, позволяющему диверсифицировать инвестиционный портфель [1].
Целью данной работы является исследование состояния мирового рынка искусства и антиквариата в XXI в.; изучение двух составляющих арт-рынка (аукционных домов и арт-дилеров) в период с 2002 г. по настоящий момент; выявление тенденций развития глобального арт-рынка на основе анализа итогов одной из крупнейших европейских арт-ярмарок — ярмарки TEFAF в Маастрихте (Нидерланды).
Анализ состояния мирового рынка искусства и антиквариата в XXI в.
Начавшийся с приходом XXI в. заметный рост рынка искусства и антиквариата к 2006—2008 гг. привел к резкому подъему количества продаж и росту среднего ценового показателя. Так, например, в 2007 г., согласно the Art Sales Index, на аукционах было продано не менее 1143 произведений живописи стоимостью более 1 млн долл. США [2]. В том же году глобальный аукционный оборот достиг 9,2 млрд долл., показав рост на 43,8% в сравнении с 2006 г. [3].
Во второй половине 2009 г. мировой рынок искусства и антиквариата упал на 33% от объема продаж 2008 г. и составил 28,3 млрд евро. Еще более существенным было это падение в сравнении с пиком, которого достиг арт-рынок в 2007 г., — 41%. 2009 г. был нетипичным для европейского арт-рынка, лидирующие позиции на котором занимает Великобритания: ее доля упала до 52%, в то время как доля французского арт-рынка выросла до 22% [4].
Таким образом, в 2010 г. произошел значительный рост, особенно на арт-рынках Китая и США, а мировой арт-рынок в целом вырос на 51 % и составил 43 млрд евро. Объем торгов постоянно увеличивался (годовой темп роста около 13%) (табл. 1). Существенный рост рынка в этом периоде объясняется прежде всего тем, что выросли продажи арт-объектов с очень высокой стоимостью.
Таблица 1
Объемы продаж и количество сделок на мировом арт-рынке с 2002 по 2010 гг.
Показатель Год
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Объем продаж, млн евро 22,264 18,631 24,385 43,331 28,833 48,065 42,158 28,335 42,951
Количество сделок, млн 25,8 25,4 26,6 28,2 32,1 49,8 43,7 31,0 35,1
Источник: [5].
Данные об аукционных продажах в различных странах демонстрируют уверенный рост китайского арт-рынка на фоне снижения европейских и стабильности американского рынков (табл. 2).
Табл. 3 отображает значительный рост мирового арт-рынка в период с 2002 по 2006 гг. и падение в следующие четыре года, особенно существенное в 2008 и 2009 гг. Однако, анализируя период с 2002 по 2010 гг., можно сделать вывод о росте основных арт-рынков: рынок Великобритании вырос на 41%, США — на 50%, рынок Китая вырос в 6 раз за шесть лет.
Таблица 2
Объемы аукционных продаж и доля ведущих участников мирового арт-рынка с 2008 по 2010 гг (млн евро и %)
Страна 2008 г. 2009 г. 2010 г.
количество доля количество доля количество доля
Австрия 131,6 0,7 181,1 1,4 222,8 1,1
Германия 454,5 2,4 425,1 3,2 416,5 2,0
Франция 1 105,3 5,8 1 665,0 12,7 1 153,4 5,5
Италия 514,1 2,7 274,9 2,1 250,2 1,2
Нидерланды 126,7 0,7 110,7 0,8 124,6 0,6
Швеция 138,9 0,7 115,6 0,9 153,3 0,7
Великобритания 6 391,1 33,7 2 895,8 22,1 4 224,9 20,3
Другие страны ЕС 437,0 2,3 284,2 2,2 693,8 3,3
ЕС 9 299,3 49,0 5 952,4 45,3 7 239,5 34,8
Швейцария 272,8 1,4 274,5 2,1 376,5 1,8
США 6 607,8 34,8 3 910,6 29,8 6 499,6 31,2
Китай 1 893,8 10,0 2 347,8 17,9 5 863,5 28,2
Япония 137,8 0,7 90,9 0,7 110,4 0,5
Другие страны 759,5 4,0 550,2 4,2 714,3 3,9
Всего 18 970,9 100,0 13 126,3 100,0 20 803,8 100,0
Источник: [6].
Таблица 3
Рост оборота арт-рынка (%)
Страна Год
2002—2006 2006—2010 2002—2010
Австрия 47,5 22,9 81,3
Германия 93,5 -27,2 40,8
Франция 36,5 -8,0 25,5
Великобритания 81,0 -19,0 46,6
Италия 76,5 -53,5 -18,0
Нидерланды 61,6 -43,6 -8,8
Швеция 89,6 -24,5 43,2
ЕС 70,3 -17,2 41,0
Швейцария 100,9 1,8 104,4
США 105,4 -27,2 49,6
Китай 112 (2004—2006) 196,8 530 (2004—2010)
Источник: [6].
На европейском арт-рынке в 2010 г. продолжала лидировать Великобритания (59%), на втором месте Франция (16%), затем Германия (6%) и Италия (3%). Лидерами мирового арт-рынка по-прежнему были США (34%), на втором месте Китай (23%), далее Великобритания (22%) и Франция (6%) (рис.).
Рис. Доли ведущих участников мирового арт-рынка в 2010 г. (%) Источник: Составлено автором по [4].
В посткризисном 2011 г. глобальный аукционный оборот достиг 16,2 млрд долл., в 2012 г. произошло его снижение до 13,7 млрд долл. Несмотря на некоторое снижение арт-рынков отдельных стран в 2013 г. (на 3% уменьшился китайский рынок, а арт-рынок Британии потерял 4%), мировой арт-рынок в целом вырос на 5%, а аукционный оборот составил 14,4 млрд долл. Очень хорошие показатели последнего квартала 2013 г. в очередной раз демонстрируют отличительную особенность рынка искусства и антиквариата — способность оставаться для инвесторов своего рода убежищем во времена финансовых потрясений.
Аукционные дома и арт-дилеры — два сектора мирового арт-рынка. 49% мирового арт-рынка составляет аукционный сектор (20,9 млрд евро в 2010 г.) [4], где безусловными лидерами являются аукционные дома Sotheby's и Christie's (27% всех мировых аукционных продаж и 46% общего объема продаж).
Аукционный дом Christie's был основан в 1766 г. в Лондоне Джеймсом Кристи. Имеет 53 отделения в 32 странах, ежегодное количество аукционов — 450. Аукционы проходят на 12 площадках в крупнейших городах мира (Лондон, Нью-Йорк, Париж, Женева, Милан, Амстердам, Дубай, Гонконг, Шанхай и Мумбай) [7].
Аукционный дом Sotheby's ведет свою историю с 11 марта 1744 г., когда Сэмьюль Бейкер продал несколько сотен книг из библиотеки Джона Стэнли за несколько сотен фунтов. Сейчас аукционный дом проводит ежегодно 250 аукционов в 70 категориях на 90 площадках в 40 странах. Открыв свое представительство в Нью-Йорке в 1955 г., Sotheby's стал первым международным аукционным домом. Sotheby's первым из аукционных домов провел торги в Гонконге и Советском Союзе [8].
Далее следуют крупные национальные игроки: английский Phillips de Pury (основан в 1796 г. в Лондоне), английский Bonhams (основан в 1793 г. в Лондоне), австрийский Dorotheum (основан в 1707 г. в Вене), немецкий Villa Grisebach (основан в 1986 в Берлине), французский Artcurial (основан в 2001 г. в Париже), швейцарский Antiquorum (основан в 1974 г. в Женеве).
Третий уровень составляют региональные аукционные дома, которые специализируются, в основном, на определенных областях искусства (основная доля продаж приходится на Францию, Великобританию и США). Общее число аукционных домов на мировом арт-рынке — около 5 тыс.
51% мирового рынка искусства и антиквариата составляют арт-дилеры: ярмарки произведений искусства, галереи, брокеры, берущие предметы на комиссию, агенты отдельных художников.
История ярмарки TEFAF. Одной из крупнейших по числу проданных арт-объектов и количеству посетителей и покупателей ярмарок искусства и антиквариата в Европе является TEFAF (The European Fine Art Fair), ежегодно проходящая в голландском Маастрихте.
Ярмарка стартовала в 1975 г. в Еврохолле Маастрихта как биеннале Pictura Fine Art Fair (Ярмарка предметов изобразительного искусства), в котором приняли участие 28 экспонентов, специализирующихся на продаже картин старых мастеров и средневековой скульптуры.
Успех проекта позволил провести в 1978 г. в том же Еврохолле Маастрихта первую ярмарку антиквариата Antiqua, в которой участвовали уже 42 арт-дилера и букиниста.
С 1985 г. ярмарка стала ежегодной и проводилась под названием Antiquairs International & Pictura Fine Art, а в 1988 г. обрела свое современное название The European Fine Art Fair и разместилась во вновь построенном Выставочном центре (Maastricht Exhibition and Congress Centre (MECC)). К двум имеющимся секциям — живопись и антиквариат — была добавлена новая, названная «Текстиль». Это событие было отмечено специальной выставкой «Ковры в голландской живописи 17 века», в которой приняли участие 97 экспонентов и которую посетили 17 672 человека.
В 1991 г. была создана секция живописи эпохи модерн и современной живописи (число экспонентов 135, 38 из которых новички).
В 1993 г. ярмарка насчитывала семь секций, среди них «Книги», «Рукописи и карты» и «Классический антиквариат» (число экспонентов 158).
1994 г. был знаменателен тем, что в рамках TEFAF проходила выставка «Сокровища Эрмитажа», которую посетили более 60 000 человек.
В 1996 г. «Портрет молодого человека» Рембрандта был продан на ярмарке за 4,8 млн долл. [2].
В 1997 г. значительно возросло число участников из Франции; сотрудничество Маастрихта с ближайшими соседями по еврозоне позволило провести выставку «Изделия из слоновой кости 11—14 веков».
В 1998 г. была организована выставка римской археологии, в которой участвовали 175 экспонентов из 14 стран. Число посетителей достигло почти 65 000 человек.
В 2001 г. радикально изменился дизайн ярмарки. Голландский скульптор, архитектор и дизайнер Том Постма придал ей современное звучание с ясными нотами классицизма. Число экспонентов впервые превысило 200, а также был поставлен рекорд по числу посетителей — 76 044 человек [2].
В 2002 г. ярмарка работала 11 дней вместо традиционных 10, число посетителей было сравнимо с 2011 г. Деятельность TEFAF на европейском арт-рынке во второй раз была проанализирована американской компанией Kusin & Company, специализирующейся на исследованиях состояния арт-рынка и его отраслей.
В 2003 г. TEFAF предпринял шаги в очень важном исследовании проблемы, почему европейский арт-рынок проигрывает американскому по объемам продаж и как это связано с принятым в Европе налогом на добавленную стоимость. Число посетителей — 64 660.
2005 г. был отмечен уникальной выставкой 35 полотен из Института искусств Детройта, пять из которых были ранее куплены на TEFAF. В год 500-летнего юбилея Амати, который широко отмечался в Маастрихте, на ярмарке были выставлены три редкие скрипки великого итальянского мастера из Палаццо Комунале в Кремоне. Несмотря на аномально плохую погоду в первые четыре дня ярмарки, число посетителей было рекордным — 77 828 человек.
В 2006 г. 28 новых экспонентов увеличили их общее число до 218. По сравнению с 2005 г. число посетителей возросло на 8% и составило 84 020 человек. 16 марта TEFAF приветствовала своего миллионного посетителя.
В 2007 г. ярмарке исполнилось 20 лет. За это время она превратилась из скромного события местного значения в одну из самых важных дат календаря мирового арт-рынка. И хотя повышение цен на входные билеты привело к снижению числа посетителей на 15% (70 842 человека), многие экспоненты отметили гораздо более комфортную и располагающую к сделкам атмосферу.
В 2009 г. в ярмарке приняли участие 239 арт-дилеров; число посетителей — 67 818 человек. Было опубликовано исследование Клэр МакЭндрю (Clare McAnd-rew) «Глобализация и арт-рынок», посвященное таким бурно развивающимся арт-центрам, как Китай, Индия, Россия и Ближний Восток.
В 2010 г. ярмарка насчитывала 263 экспонента из 17 стран, среди которых были Китай и Уругвай. Девятой секцией TEFAF стала секция, посвященная исключительно работам, выполненным на бумаге (TEFAF Paper). Был опубликован отчет о состоянии арт-рынка в период мировой экономической рецессии 2007— 2009 гг. Число посетителей — 73 000 человек.
В 2011 г. в ярмарке приняли участие более 260 дилеров из 16 стран. Первая годовщина секции графики была отмечена небольшой, но очень содержательной выставкой гравюр из Рейксмюзеума (Rijksmuseum) Амстердама под названием «Счастливый охотник». Куратор выставки Wim Pijbes, генеральный директор Рейксмюзеума, отобрал для экспонирования на TEFAF ряд гравюр со сценами охоты конца XV — начала XVII в. Были опубликованы статистические данные о состоянии арт-рынка, а также исследован рынок классического модерна и современного искусства, начиная с 2005 г. Ярмарку посетили 73 574 человека.
В 2012 г. TEFAF исполнилось 25 лет. Юбилейную ярмарку посетили 72 000 человек, из которых 44% составили граждане иностранных государств, при этом
отмечалcя значительный рост числа покупателей из России, Китая, Гонконга и Сингапура [1]. 85% посетителей представились как частные покупатели, из них 21% посетили ярмарку впервые. Предпочтения коллекционеров распределились почти поровну между тремя крупнейшими разделами: работы старых мастеров (30%), предметы антиквариата (36%) и классический модерн и современное искусство (34%). Система точнейшей оценки экспонирующихся объектов на предмет подлинности, качества и состояния, которой следуют 265 международных экспертов всех специальностей из 19 стран — представителей 25 комитетов по проверке подлинности — гарантирует подлинность более чем 30 000 работ различных направлений искусства и антиквариата суммарной стоимостью превышающей 3 млрд евро.
В 2013 г. в ярмарке приняли участие 266 галерей из 20 стран. Общая стоимость предлагаемых предметов искусства, антиквариата и ювелирных украшений возросла по сравнению с предыдущим годом на 10% и составила 3,3 млрд долл. В секции антиквариата преобладали английские, французские и голландские галереи. Галереи США, Франции и Англии лидировали по количеству работ модернистов. На специальной выставке в секции TEFAF Paper были представлены 18 редко экспонируемых шедевров из коллекции рисунков музея Ван Гога. 15 марта в рамках симпозиума TEFAF Art Symposium был представлен отчет за 2013 г. о состоянии мирового рынка искусств и антиквариата с акцентом на Китае и Бразилии. Число посетителей — более 70 000.
Итоги TEFAF-2014. 27-я ярмарка TEFAF проходила с 14 по 23 марта 2014 г. В ее работе приняли участие 274 ведущие арт-галереи из 20 стран. Страны-участницы: Австрия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Корея, Монако, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Уругвай, Швейцария, Швеция, Япония, Франция.
Ярмарку TEFAF-2014 посетили коллекционеры из 56 стран, число посетителей — 74 000 человек, было зафиксировано рекордное число частных авиарейсов (375), что косвенно свидетельствует о возрождающемся интересе крупного бизнеса к инвестициям в искусство. Следует подчеркнуть значительный рост продаж предметов декоративно-прикладного искусства и антиквариата, традиционно считающихся менее привлекательными с точки зрения доходности вложений в арт-объекты такого рода.
Таблица 4
Произведения искусства и антиквариата, проданные на ярмарке TEFAF-2014
Старые мастера Maurice de Vlamink, Brucke, холст, масло, 61,5x72,5 см, цена продавца 380 000 евро, куплено коллекционером из Германии (продавец — Beck&Eggeling GmbH, Германия)
Bernardo Strozzi (1581 —1б44), Supper at Emmaus, холст, масло, 133x188 см, цена продавца 700 000 евро, куплено европейским коллекционером (продавец — Otto Naumann Ltd, США)
Bernardo Strozzi (1581—1б44), Madonna and Child with the infant St. John the Baptist, холст, масло, 1 13x86,5 см, цена продавца 3 500 000 евро, куплено частным коллекционером (продавец — Bernheimer-Colnaghi, Германия)
Jacob Biltius (1б33—1б81), Tromple l'oeil, холст, масло, 461,1x180,3 см, куплено восточно-европейским музеем, сумма сделки не разглашается (продавец — Kunsthandel P. De Boer bv, Нидерланды)
Окончание
Старые мастера Pieter Claesz (1S96/1S97—1661), Breakfast still life with a riemer, a brazier, a clay pipe with plates of haring and bread and a deck of cards, дерево, масло, S0,2x69 см, подпись автора и дата 1638, цена продавца 2 700 ООО евро, куплено американским коллекционером (продавец — Habolt &Co., Франция)
Shayk Abbasi (около 11 —12 вв.) Portrait of a nobleman, чернила, гуашь, золото, бумага, 33x26 см, Иран, куплено Европейским музеем исламского искусства, сумма сделки не разглашается (продавец — галерея Kevorkian, Франция)
Модерн Carl Larsson (18S3—1919), Brita in the drawing-room, холст, акварель, S1x7S см, цена продавца 26S ООО евро, куплено коллекционером из Швеции (продавец — галерея Amells, Швеция)
Matthijs Maris (1839—1917), View on Lausanne, картон, масло, 29xS7 см, около 1870 г., куплено музеем Gemeentemuseum, Гаага, сумма сделки не разглашается (продавец — Douwes Fine Art, Нидерланды)
Joseff Hoffman (1870—19S6), чайный сервиз, серебро, выпущен Winer Werkstatte в 1923 г., цена продавца 16S 000 евро, куплено коллекционером из Японии (продавец — Bel etage, Австрия)
Vilhelm Hammershoi (1864—1916), The balcony room at Spurveskjul, холм, масло, 43,2xS3,3 см, куплено музеем Boijmans Van Beuningen, Роттердам, сумма сделки не разглашается ( Daxer&Marschall Kunsthandel, Германия)
Современное искусство Heinz Mack, Ruhe in der Bewegung, холст, полиэстер, 187x11S см, 1960, цена продавца 3S0 000 евро, куплено коллекционером из США (продавец — Beck&Eggeling GmbH, Германия)
Wiliam Kentridge (19SS), Iris I, уголь, карандаш, бумага, 214x1S0 см, цена продавца 1SS 000 евро, куплено коллекционером из Швеции (продавец — галерея Galerie Bastian, Германия)
Gerhard Gerhard Richter, Abstraktes Bild, холст, масло, 120x80 см, 1986 г., куплено частным коллекционером, цена продавца в пределах 3 000 000 долларов (продавец — van de Weghe Art, США)
Yuina Wada (1989), Эволюция, холст, дерево, смешанная техника, цена продавца 23 000 евро, куплено музеем в Братиславе (продавец — галерея De-laive, Нидерланды)
Декоративно-прикладное искусство и антиквариат Carlo Bugatti (18S6—1940), Стул, изготовленный для международной выставки декоративно-прикладного искусства в Турине, 1902 г., дуб, золочение, цена продавца 3S0 000 евро, куплено музеем (продавец — галерея Ulrich Fiedler, Германия)
Yi Hwan-Kwon (1974 г.), Учитель (Teacher), стеклопластик, полиуретан, ручная роспись, 72x18x132 см, цена продавца 40 000 евро, куплено коллекционером из России (Gana Art, Корея)
Carl Friedrich Bartel, альбом эскизов ювелирных украшений, 36 страниц с S4 эскизами, чернила, гуашь, 23x19 см, около 1800 г., куплено музеем Rijksmusem, Амстердам, сумма сделки не разглашается (продавец — Thomas Heneage Aet Books, Великобритания)
Jacques-Nicolas Roettiers, супница, серебро, подарок Екатерины Великой графу Орлову, Париж, 1770 г., куплено частным коллекционером, сумма сделки не разглашается (продавец — Koopman Rare Art, Великобритания)
Блюдо династии Янь (1279—1368), растительный орнамент по краю, над-глазурная роспись кобальтом, рельеф дракона и облаков, цена продавца 12 000 000 фунтов, куплено китайским коллекционером (продавец — Little-ton&Hennesy Asian Art Ltd, Великобритания)
Голова египетской статуи, Фивы, Новое Царство, 18-я династия, около 1428—1397 гг до н.э., куплено американским музеем (продавец — Axel Ver-voordt, Бельгия)
Adolf Loos (1870—1933), Настенные часы, бронза, стекло, серебро, 60x47 x32 см, цена продавца 170000 евро, куплено коллекционером из Германии (продавец — Bel etage, Австрия)
Источник. Составлено автором по [9].
Таким образом, итоги ярмарки TEFAF-2014 отражают все основные тенденции мирового арт-рынка:
— устойчивый интерес частных коллекционеров, институциональных инвесторов и национальных музеев к работам старых мастеров;
— смещение рынка в сторону уменьшения количества транзакций на фоне все более значительных цен продажи отдельно взятых предметов искусства;
— возрастающий интерес ко всем видам арт-объектов восточных художников и дизайнеров;
— увеличивающийся спрос на дорогие произведения декоративно-прикладного искусства и антиквариата.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Яковлева Н.В. Инвестиции в арт-рынки в странах с разным уровнем экономического развития: доходность и риски // Вестник РУДН. Серия «Экономика». — 2010. — № 3. — С. 66—74.
[2] URL: http://www.artinfo.com/
[3] Artprice.com, 2008
[4] Dr. Clare McAndrew. The Global Art Market in 2010: Crises and Recovery, TEFAF Maastricht
[5] Arts Economics, 2011
[6] Artnet, 2011
[7] URL: http://www.christies.com/
[8] URL: http://www.sothebys.com/
[9] URL: http://www.tefaf.com/
LITERATURA
[1] Yakovleva N. V. Indeks Meya-Mozesa kak instrument prognozirovaniya dohodnosti art-rynka SSHA // Vestnik RUDN. Seriya «Ekonomika». — 2009. — № 1. — S. 95—102.
[2] URL: http://www.artinfo.com/
[3] Artprice.com, 2008
[4] Dr. Clare McAndrew. The Global Art Market in 2010: Crises and Recovery, TEFAF Maastricht
[5] Arts Economics, 2011
[6] Artnet, 2011
[7] URL: http://www.christies.com/
[8] URL: http://www.sothebys.com/
[9] URL: http://www.tefaf.com/
THE RESULTS OF TEFAF 2014 AS A REFLECTION OF THE ART-MARKET TRENDS
N.V. Yakovleva
Peoples' Friendship University of Russia Miklucho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The situation in the world art-market in the period from 2002 up to the present date is considered in the work: data of value and volume of transactions of the global art-market are given; the phenomenal rise of the Chinese market, the stability of the US market and the european art-market falling are stressed. The history and the development of the world's leading art fair — The European Fine Art Fair (TEFAF, Maastricht) — are given. The results of TEFAF 2014 are considered. The following trends of the global artmarket have been discovered: the permanent demand of all participants for old masters; significant market growth due to the sails of the very expensive art-objects while a total number of transactions is decreasing; raising interest to the art-objects from China and Japan; the increasing demand for expensive works of arts and crafts and antiques.
Key words: art-market, art and antiques market, auction houses, art-dealers, art investment art fair, The European Fine Art Fair, TEFAF.