Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕК В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ЧЕЛОВЕК В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
640
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ГУМАНИТАРИСТИКА / ФИЛОСОФИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК / ЧЕЛОВЕК ЦИФРОВОЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сорочайкин Иван Андреевич

В статье предпринята попытка анализа проблемы цифровизации гуманитарных наук в контексте философской рефлексии, раскрывается социогуманитарная стратегия цифровизации, акцентируются девиации развития научного знания в движении от Homo economicus к Homo digital.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAN IN THE DIGITAL AGE

The article attempts to analyze the problem of the digitization of the human sciences in the context of philosophical contemplation, reveals the sociohumanitarian strategy of digitization, emphasizes the deviation of scientific knowledge development from Homo economicus to Homo digital.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕК В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬ НО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ОБЩЕСТВА

УДК 330.106 :1 DOI 10.51608/26867818_2021_4_42

ЧЕЛОВЕК В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

© 2021 И.А. Сорочайкин*

В статье предпринята попытка анализа проблемы цифровизации гуманитарных наук в контексте философской рефлексии, раскрывается социогуманитарная стратегия цифровизации, акцентируются девиации развития научного знания в движении от Homo economicus к Homo digital.

Ключевые слова: цифровая гуманитаристика, философия, цифровизация, экономический человек, человек цифровой.

Стремительно развивающимся направлением гуманитарных наук становится «цифровая гуманитаристика» («Digital Humanities»), которое представляет собой междисциплинарную область знаний и исследований, объединяющую опыт и практики уже существующих гуманитарных наук с цифровизацией (методы, понятия и технологии информатики). Но за познанием природного и социального мира всегда стоит проблема бытия самого человека: философы всегда стремились, стремятся и будут стремиться понять внутреннюю организацию человеческого существа, мотивы его деятельности, нравственные аспекты его поведения. Поэтому цифровой тренд в гуманитарных науках имеет наибольшее значение для философии, как способной выявить и определить онтологические, гносеологические и социальные особенности рефлексии процесса идентификации человека в новых феноменах.

Вне зависимости от эпохи исторического развития общества и методологии познания перед философией стоят одни и те же актуальные вопросы: Каково место человека в мире? В чем состоит самобытность человеческого бытия?

Цифровизация привнесла в жизнь современного общества целый ряд впечатля-

ющих инноваций, нашедших воплощение в комплексе научных, технических, технологических и производственных достижений. Однако цифровое общество нуждается не только в них, но и в сопровождающей данные тенденции философской и вообще гуманитарной рефлексии происходящего. Без неё общество тяготеет к технократии, впадает в чрезмерный сциентизм и релятивизм, предавая забвению мировоззренческую и гуманистическую подоплеку всего сущего [1, с. 71].

По мнению А.В. Макулина «цифровая гуманитаристика выступает в роли междисциплинарной инновации и является продуктом научной конвергенции и кооперации, что снимает актуальный как для программистов, так и в первую очередь для гуманитариев вопрос «сш prodest» (лат. - «кому выгодно») [2, с. 77-78].

С другой стороны в работе В.К. Степа-нюка отмечается: «Цифровизация пока еще находится на первоначальном этапе своего формирования, но её влияние на человека и человечество весьма масштабны, не менее масштабны и радикальны последствия данного влияния. Вопреки утверждениям сторонников глобализации, в начале XXI века мир оказался значительно беднее и несправедливее, чем полстолетия назад.

* Сорочайкин Иван Андреевич (expert763@mail.ru) - аспирант, Самарский государственный экономический университет (Самара, РФ).

il

ЭКСПЕРТ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2021. № 4 (13)

EXPERT: THEORY AND PRACTICE

Подтверждением данного тезиса являются увеличивающиеся тенденции углубления неравенства в мире. Многие исследователи определяют современное состояние глобального социума, как «общество риска» [3].

Предельным основанием бытия и мышления в современном мире стала экономика. Общепризнанно, что человек стал преимущественно «экономическим» человеком (homo economicus).

Homo economicus в простейшем варианте представляют как человека изначально ориентированного на прибыль и на потребление материальных благ. Подчёркивается, что им легко управлять: манипулировать его сознанием и навязывать ему стандарты потребительского общества. В силу подобного упрощения учение о Homo economicus утрачивает свою былую актуальность.

Однако, стоит отметить, что исследователи, стоящие у истоков философии экономики и homo economicus, обращали внимание на то, что «экономический человек» [4, с. 165-166]:

- это теоретическая модель человека, из которого элимитированы все психологические и духовные мотивации и качества, не относящиеся к экономической деятельности»;

- это результат сведения (в методических целях) его поведения к рациональной целесообразной деятельности, условий и обстоятельств этого поведения - к наличию ограниченных экономических ресурсов, а его мотивов - к нацеленности на извлечение возможного максимума полезности из данных условий»;

- это, в известном смысле, идеализация, т.е. моделирование человеческого поведения в ситуации с сослагательной модальностью «als ob» - как если бы в своем повседневном существовании человек действовал исключительно под влиянием экономического принципа, преследуя только экономический интерес и не считаясь со

всеми прочими своими и чужими мотивами и интересами».

Таким образом, Сорочайкин А.Н. отмечает «подобное «чисто экономическое» поведение никогда не реализуется де-факто: в действия любого человека всегда так или иначе инкорпорированы определенные ориентиры и предпочтения» [5, с. 104].

Профессор Гурьянова А.В. с соавторами акцентирует внимание на том, что «в современных условиях общество выходит на качественно новый виток своей исторической эволюции, который все чаще характеризуется как "цифровой" или "эпоха цифровиза-ции". Формированию указанного типа социального устройства сопутствует радикальная переоценка многих традиционных ценностей и конструирование принципиально новой системы аксиологических ориента-ций. В условиях цифрового общества и культуры формируется особый человеческий тип - "цифровой человек" или "homo digital", обладающий набором принципиально новых ценностных ориентаций» [6].

Для "homo digital" ключевой составляющей эффективной и безопасной жизнедеятельности становится свободное владение цифровыми и информационно-аналитическими технологиями, при помощи которых он получает объем информации, производит (в силу своей адекватности и способностей) его оценку и выстраивает модель своего социального поведения [7].

Современный экзистенциально активный человек значительную часть своего времени проводит в виртуальной среде и в этой связи в современной гуманитарных науках на первый план выдвигаются проблемы осознания причин и сущности циф-ровизации, выявление гуманистического смысла и содержания экзистенции человека в технизированном мире, осознание гуманитарных критериев социокультурного бытия со всеми развёртывающимися на его фоне технологическими нововведениями.

Парадоксальность экзистенциальной ситуации заключается в том, что, несмотря

Управление социально-экономическим развитием общества

ф

на всю достигнутую научную и технологическую мощь, цифровая эпоха, в силу своей инновационности, ещё не была подвергнута должной философской рефлексии. Это одна из главных мировоззренческих проблем, препятствующих формированию общего представления о сущности цифрового общества, стратегии и философии цифрови-зации [1, с. 71].

Скорость освоения современной цивилизацией инновационных цифровых технологий намного превышает темпы разработки научных и мировоззренческих представлений о сущности, специфике и возможных последствиях их реализации в социуме [8, р. 246].

Феномен цифровизации требует широкой технологической, экономической, социально-политической, гуманитарной и культурной трактовки с ориентацией на комплексное осмысление ее стратегических задач в настоящем и будущем.

Современная философия в современном меняющемся мире должна способствовать прояснению спорных вопросов о статусе человека, о сохранении его подлинно «человеческой» сущности, поставленной под вопрос необдуманным экспериментированием и неосторожным вмешательством в саму биологическую природу человека, о единстве и взаимозависимости человека и естественной среды его обитания. Именно в этом и видится задача философии, т.к. указанные дилеммы приобрели беспрецедентное значение: это уже не просто объекты философской рефлексии, но основополагающими условиями выживания человечества в условиях возрастающей деградации духовности индивида и общности.

«Вычислительный поворот» в гуманитарных науках и философии - это способ быстрее отреагировать на все более возрастающий запрос от информационной цивилизации на исчисляемую полиэкранность и динамическую визуализацию философской картины мира [2, с. 83].

Ценность гуманитарных наук в том, что они учат общество и каждого человека к рациональному и бережному отношению к окружающему миру и себе подобным, к ответственным решениям задач, которые неподвластны мышлению машинного типа.

И в окончании данной работы необходимо привести точку зрения Орехова А.М. [9, с. 7]: «Для того чтобы разорвать парадиг-мальный круг ... необходимо сделать все то, что мы уже говорили перестать смешивать онтологический и теоретический уровень анализа, наполнить эмпирический материал, поставляемый экономической методологией, новым концептуальным и категориальным содержанием, и совершить, наконец, «движенье вверх» от экономико-методологического типа дискурса к философскому дискурсу».

Библиографический список

1. О предназначении философии и гуманитарного знания в эпоху цифровизации / А.В. Гурьянова, А.В. Тимофеев // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2020. № 3. С. 70-76. DOI: 10.18384/2310-7227-2020-3-70-76

2. Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере и цифровая философия / А.В. Ма-кулин // Вестник Северного (Арктического) Федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2016. №2. С. 76-86. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2016.2.76

3. Человек «экономический» и «цифровой»: трансформация человеческой природы в условиях глобализации / В.К. Степанюк // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. 2020. № 4 (121). С. 159163.

4. Homo economicus: антропологические предпосылки и эпистемологические допущения экономических теорий: монография / А.Н. Соро-чайкин. - Самара: ООО "Офорт", 2009. 352 с.

5. Homo economicus периода постиндустриального капитализма / А.Н. Сорочайкин // Основы экономики, управления и права. 2012. № 3(3). С. 104-107.

6. Guryanova A., Astafeva N., Filatova N., Khafiyatullina E., Guryanov N. Philosophical View

ЭКСПЕРТ: ■ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2021. № 4 (13)

EXPERT: THEORY AND PRACTICE

on Human Existence in the World of Technic and Information // The Impact of Information on Modern Humans / Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 622. Springer, Cham, 2018. P. 97104.

7. Цифровая реальность: от Homo economicus к Homo digital / И.А. Сорочайкин // Экономика, управление и право в современных условиях: сборник статей - Тольятти: ИССТЭ, 2021. Вып. 41.

8. Berkut V.P., Bondareva Yu.V., Kostyukova T.A., Maikova V.P., Molchan E.M., Pesotsky V.A.

The problem of society consolidation in the era of globalization: methodological and axiological aspects. In: Modern Journal of Language Teaching Methods, 2018, vol. 8, no. 5, pp. 263-281.

9. Российская философия экономики: как ей найти взаимопонимание с «новой философией экономики»? (часть II) / А.М. Орехов // Основы экономики, управления и права. 2021. №1(26). С. 7-10. DOI

10.51608/23058641_2021_1_7

Поступила в редакцию 05.07.2021 г.

MAN IN THE DIGITAL AGE

© 2021 I.A. Sorochaykin*

The article attempts to analyze the problem of the digitization of the human sciences in the context of philosophical contemplation, reveals the sociohumanitarian strategy of digitization, emphasizes the deviation of scientific knowledge development from Homo economicus to Homo digital.

Keywords: digital humanitaristics, philosophy, digitalization, homo economicus, homo digital.

Received for publication on 05.07.2021

* Sorochaykin Ivan Andreevich - Postgraduate student, Samara State University of Economics (Samara, Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.