Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ДОНБАССКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ДОНБАССКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
183
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ДОНБАСС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скорченко Юрий Александрович

В статье проанализирован феномен исторической памяти как консигнатор развития самобытной идентичности. Рассмотрены теоретическое обоснование и значимые функции исторической памяти для укрепления народного самосознания и формирования государственной политики памяти. Исследованы значение и роль исторической памяти в системе общественных ценностей. Ее влияние на критическое восприятие собственного прошлого и вырабатывание вернакулярных символов. Историческая память и сознание развивают самобытную культуру, которая, с одной стороны, выступает мощным средством самоидентификации, а с другой - способствует толерантности, взаимопониманию между представителями различных социальных слоев ЛДНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL MEMORY AS A FACTOR IN THE FORMATION OF THE DONBAS IDENTITY

The article analyzes the phenomenon of historical memory as a cosignatory of identity development. The authors consider the theoretical basis and important functions of historical memory for strengthening the people’s self-awareness and shaping the state policy of memory. The significance and role of historical memory in the system of social values have been investigated as well as its influence on the critical perception of the past and the production of vernacular symbols. Historical memory and consciousness develop an original culture which, on the one hand, is a powerful means of self-identification and, on the other hand, promotes tolerance and understanding among the different social strata of the LDPR.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ДОНБАССКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

2022 № 1 (32)

Научная статья УДК 177 : 930

doi: 10.51608/23058641 2022 1 41

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ДОНБАССКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Юрий Александрович Скорченко

Институт строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства

Луганского государственного университета имени Владимира Даля, ЛНР, skorchenko60@mail.ru

Аннотация. В статье проанализирован феномен исторической памяти как консигнатор развития самобытной идентичности. Рассмотрены теоретическое обоснование и значимые функции исторической памяти для укрепления народного самосознания и формирования государственной политики памяти. Исследованы значение и роль исторической памяти в системе общественных ценностей. Ее влияние на критическое восприятие собственного прошлого и вырабатывание вернакулярных символов. Историческая память и сознание развивают самобытную культуру, которая, с одной стороны, выступает мощным средством самоидентификации, а с другой - способствует толерантности, взаимопониманию между представителями различных социальных слоев ЛДНР.

Ключевые слова: историческая память, идентичность, историческое сознание, общественные ценности, культура, социальная философия, Донбасс

Для цитирования: Скорченко Ю.А. Историческая память как фактор формирования донбасской идентичности // Основы экономики, управления и права. 2022. № 1 (32). С. 41-45. doi:10.51608/23058641_2022_1_41.

На актуальном этапе социального развития немаловажную роль играет историческая память. Обращаясь к прошлому, мы испытываем необходимость его критически осмысливать для понимания настоящего, определения абрисов будущего. Современнику уже не удастся почувствовать пульс определенного момента истории так, как чувствовали его люди минувшего времени. Мы ведь знаем, что произошло потом, и наша оценка былого прецедента неизбежно отражает эти знания. Так же с сегодняшней позиции, возможно, судить о предпосылках, повлекших обусловленный результат, о котором современники тех событий не догадывались.

Возрастание интереса к проблемам исторической памяти характерно, как правило, для переходных этапов в развитии общества, когда возникает острая необходимость анализа причин масштабных преобразований, поиска исторических аналогий с целью недопущения или преодоления негативных последствий гетерогамии перемен. Нынешние процессы повысили требования к пониманию факторов самобытной идентичности, в частности, исторической памяти. Сегодняшние вызовы требуют от исторической науки новых подходов и стратегий.

Речь идет об использовании знаний прошлого для понимания настоящего и прогнозирования будущего.

Исследователь не может полностью самоустраниться от современных обстоятельств и действовать по принципу «история ради самой истории». Практическое применение исторических знаний требует ответа на вопросы, которые волнуют современников, и на которые они надеются получить ответ «здесь и сейчас». Поэтому исследователь из бесконечного объема свидетельств минувшего с полным правом выбирает круг определенных проблем и периодов, которые, по его мнению, актуальны и заслуживают рассмотрения. А то, что интересные с точки зрения сегодняшнего дня исторические вопросы наиболее уязвимы для вмешательства со стороны идеологов и политиков, является только побуждением профессиональных историков повысить свою гражданскую ответственность за произнесенное слово исторической правды.

В интенсивном дискурсе этой проблемой занимаются ученые разных областей знаний. Выделим работы М.Н. Куфаева [1], А.И. Макарова [2], Й. Рюзена [3], Ю.А. Сафоновой [4], Ж.Т. Тощенко [5], М. Хальбвакса [6], П.Х. Хат-

© Скорченко Ю.А., 2022

тона [7] и др. Анализ свидетельствует, что в научной библиографии исследуется феномен исторической памяти, его роль и место в системе общественных ценностей, предлагаются механизмы актуализации прошлого в процессе развития настоящего.

Для формирования демократического социума в ЛДНР необходимо критически заняться изучением состояния и перспектив становления исторической памяти. Отметим, что, несмотря на значительное количество публикаций по данной проблематике, существует немало вопросов, которые целесообразно рассмотреть.

Цель статьи:

- разобрать феномен исторической памяти как фактор формирования региональной идентичности, проанализировать состояние и степень изученности проблемы;

- исследовать уровень и полноту научно-теоретического осмысления, существенные функции исторической памяти для укрепления локального самосознания;

- раскрыть значение и роль исторической памяти в системе общественных ценностей, ее влияние на критическое восприятие собственного прошлого и формирование новых смыслов.

Под «исторической памятью» понимается способность человеческого разума сохранять индивидуальный и коллективный опыт межличностных взаимоотношений и формировать на его основе представление об истории как таковой и собственном месте в ней. Фактически - это имеющаяся информация для социальной идентификации личности и общества. Понятно, что историческая память - индивидуальная и коллективная - является результатом взаимодействия индивида и социальной среды. Без данной координации нет исторической памяти. Стремление к объективности и адекватности в изображении минувшего возлагает большую ответственность на профессионального историка, осознающего, что искаженное толкование прошлого может травмировать будущее - сделает его неистинным. Правда о прошлом, утерянная сегодня, не сможет перейти в будущее, сохраниться для грядущих поколений.

Историческая память - не столько массовое знание о прошедшем, сколько восприятие его как наследия, которое становится инструментальной ценностью. Когда реминисценция органически встраивается в систему поиска идентичности, проблемы объективности отхо-

дят на второй план. Вполне вероятным становится «злоупотребление памятью», а то и превращение ее в инструмент идеологической борьбы. Поэтому политику парамнезии следует рассматривать не только с эпистемологической, но и с нравственной точки зрения.

В исторической науке актуализируется проблема истины. Данный поиск усложняется тем, что научная «истина» должна соотноситься с понятием «правды», которое бытует во всеобщей памяти народа и апеллирует к осмыслению социальной справедливости, представлениям о возможных и желательных тенденциях дальнейшего развития общества. Ни одна «правда» не может побуждать людей к активной жизненной позиции, тем более молодежи, студентов с их юношеским максимализмом. Дело в том, что у «истины» и «правды» разная онтологическая основа. «Истина» обращается к объективной действительности, а «правда» - к миру общественных отношений, созданного социумом. Поэтому «правда» всегда эмоционально окрашена. Она объединяет как познавательный, так и оценочный аспекты и компенсирует своей эмоциональной привлекательностью относительность обоснования «истины» в процессе познания.

Историческая память - это фундамент самобытной идентичности. Ведь благодаря общему образу прошлого, более или менее одинаковому для граждан ЛДНР, мы отождествляем себя с победами и поражениями предыдущих поколений, с общими предками, героями, со священными местами памяти, с достижениями нашей культуры и т.д.

Вместе с тем, «историческая память» -категория непостоянная, следовательно, каждая новая ситуация неизбежно влечет коррекцию этой реминисценции, а соответственно - и идентичности ее носителей.

Среди достоинств исторической памяти, благостепенное место следует отвести культивированию ее локальных аспектов, потому что региональная история эмоционально «оживляет» прошлое. В то же время, в части, безусловно, подлежащей переформулированию, региональные варианты должны быть объединены под общей крышей - исторической памятью граждан ЛДНР как политической единицы - народа, который стал единым целым не во времена ариев, трипольцев или казаков, а в актуальных перипетиях бурного XXI столетия.

Рассматривая теоретико-методологические принципы идентичности, ученые выде-

№ 1 (32)

ляют этническую и национальную тождественность. Исследуя термин «этническая идентичность», специалисты отмечают, что она определяется как одна из форм самосознания индивида или группы людей, основывающаяся на ощущении ими своей принадлежности к определенной этнической общности.

Первоосновой «этнической идентичности» является устоявшаяся в исторической памяти совокупность антропологических и культурно-символических признаков (общность происхождения, язык, религия, территория проживания, традиции, обычаи и т.д.). Самоорганизация донбасского сообщества на основе его локальных интересов и потребностей, обеспечивает самозащиту в ситуации военной напряженности. Она же определяет тональность интерпретации исторического опыта и ориентационные культурные приоритеты, в большинстве своем обращенные в прошлое.

В то же время, категория «региональная идентичность» означает широкий комплекс индивидуализированных и неиндивидуализиро-ванных межличностных связей и исторических представлений, составляющих основу самоидентификации отдельных лиц и групп людей с определенным самобытным сообществом, имеющим свою территорию, язык, историческую память мифы, традиции, объекты поклонения, руководящую идею с ее консолидирующими и объединяющими свойствами. Любой региональный проект формирует запрос на такую проекцию исторической памяти, которая была бы способна выполнить функцию каркаса оригинальной идентичности.

Историческая память как фактор образования тождественности политическими элитами является главным субъектом основания такого запроса, активным участником конструирования реминисценции.

Возможно, рассматривать историческую память как основу организации регионального сознания. Она проявляется, прежде всего, в своеобразной сакрализации исторической традиции (удельном весе религиозного компонента в историческом сознании), особом сочетании мифологической и научной составляющих, обостренном внимании к самобытию, особенно к его государствообразующей составляющей. Указанные обстоятельства подтверждает современное развитие ЛДНР.

Историческая память как неотъемлемая составляющая идентификации личности, социальной группы, регионального социума, явля-

ется не только суммой знаний, но и мощным источником ретрансляции исторического опыта. Народы, нации, стремящиеся к самоутверждению - а именно к ним относятся жители Донбасса - характеризуются, прежде всего, пассионарностью, которая укоренена в их самобытности, культуре, истории.

В каждом государстве, социуме мост между прошлым и будущим определяется как раз наличием исторической памяти и историко-культурной перспективы. Их утрата продуцирует ощущение неполноценности, бесперспективности, духовного дискомфорта, как у отдельного человека, так и у целого народа.

Особого внимания заслуживают воззрения относительно проблем социального оптимизма. Специфика исторической памяти граждан ЛДНР и в целом донбасского социума заключается в том, что в нем доминирует общественный оптимизм. Он прослеживается в диапазоне, начиная от истории достижений, военных побед прошлого к проблемам в экономике, политике, культуре современности.

Для полного осмысления различных аспектов исторической памяти полагаем, что, шагая в будущее, следует четко понимать собственное место и роль на исторической сцене, иметь целостную картину прошлого Донбасского региона в контексте мирового исторического процесса. Это веление времени, которое позволяет нам расширить горизонты мировоззрения. Речь идет об осознании и реализации своей российской идентичности.

Одним из выразительных свойств исторической памяти является ее мифологичность. Наличие в общественном сознании обширных мифологизированных пластов, к которым относится и историческая память, научно доказанный и подробно описанный феномен (С.С. Аве-ринцев, Р. Барт, А.Ф. Лосев). Важно позаботиться о том, чтобы бремя мифов не разрушило фундамент региональной идентичности. Историческая память, если она не зацикливается на различных травмах, поисках врагов, способна цементировать социум, предлагать приемлемую для него систему символов. Последние выступают в качестве стержня локального самосознания и маркеров самоидентификации. Утрата исторической памяти или ее деформация может смещать общественные ориентиры, порождать массовый пессимизм.

Историческая память имеет насыщенную эмоциональную окраску, а потому является идеальным средством для того, чтобы мобили-

зовывать граждан ЛДНР на преодоление имеющихся трудностей, проблем, сопротивлению агрессии.

Целесообразно отметить, что в современных условиях поиска ценностей и мотиваций для укрепления нашего социума может послужить собственный исторический опыт, менталитет, богатые духовно-нравственные традиции многонационального народа Донбасса.

Актуальные подходы к историческому знанию предлагают исследователи, в частности, немецкий теоретик истории Й. Рюзен. Он рассматривает новые пути исторического мышления и анализирует роль истории в жизни общества. Автор выделяет историческую культуру, память и сознание, их влияние на будущее.

Креативным является мнение Й. Рюзена [4], о том, что недостаточно выводить значение прошлого как истории для настоящего и грядущего. Немецкий ученый комплексно подвергает разбору историю как науку и явственно вычленяет ее уроки.

Анализируя прошлое и предлагая новые подходы к историческому мышлению Й. Рюзен отмечает: «Мы его осовремениваем, толкуем, осваиваем, отвергаем; то отталкиваем, то приближаем, то обожаем, то порочим, то материализуем, то развеиваем. Мы его забываем, но оно все равно не дает нам покоя» [4, с. 8-25].

Таким образом, историческая память как фактор самобытной идентичности играет очень важную роль. Вместе с тем, нужно различать и отказаться от попыток сформировать единую версию исторической памяти. Главное - поиск объективной правды, изложенной при помощи исторических источников. Миссия истории -это ее поучительные уроки. Поэтому по-прежнему актуальны слова Плутарха: «Смотря в историю, как в зеркало, я пытаюсь измениться к лучшему и изменить свою жизнь» [3, с. 337].

В условиях информационной войны необходимо воздержаться от спекулирования историей, жонглирования массовым сознанием. Задача исторической памяти - перейти от конфронтации и борьбы мифов к рассмотрению различных интерпретаций событий. Отказ от фальсификаций, борьба с манипуляциями -актуальные требования к исторической памяти.

Граждане ЛДНР интересуются своим прошлым. Задача состоит в том, чтобы помочь им, опираясь на историческую память, строить прогрессивное общество. Отсутствие четкой перспективы, неосознание того, что происхо-

дит на наших глазах - все это препятствует не только пониманию настоящего, но и переосмыслению исторического минувшего. Не связав вместе «разорванную цепь времен» прошлого, настоящего и будущего, мы будем без конца барахтаться в обыденности, теряя последние остатки оптимизма и видения будущего [см. 9-10].

Подводя итог, следует отметить, что теоретическое обоснование связи между региональной идентичностью и исторической памятью подтверждает мнение о значении ее как фактора общественного бытия. Анализируя прошлое, мы лучше понимаем будущее. Это социализирует граждан, знакомит с культурными ценностями, прибавляет жизнелюбия, бодрости. Именно нынешнее становится истоком, целью исторического поиска и переосмысления прошлого с точки зрения актуальных проблем настоящего, а также возможного научного прогнозирования перспектив. Однако в этом поиске исследователь должен учитывать «фактор времени», даже «кризис времени», всегда сопровождавший исследовательскую работу историков (по крайней мере, начиная с древних греков).

Историческая память способствует формированию сознания молодежи, студентов в которой основой являются знания, взгляды, представления, понимание связи между прошлым и настоящим, традициями и опытом разных генераций. Она помогает будущим поколениям, выделять общечеловеческие ценности, критически относиться к мировому историческому опыту, усваивать его уроки, вырабатывать собственные убеждения и гражданскую позицию.

Историческая реминисценция, особенно историческая правда в условиях нынешней информационной войны, чрезвычайно актуальна, является основой воспитания и просвещения. Высшая школа ЛДНР демонстрирует реальные успехи и достижения в решении обозначенных проблем. Это способствует повышению авторитета молодых республик.

Историческая память и сознание формируют историческую культуру, которая, с одной стороны, выступает мощным средством региональной самоидентификации, а с другой - способствует взаимопониманию, диалогу между гражданами, представителями различных социальных групп, слоев, организаций и учреждений ЛДНР, что является краеугольным камнем формирования нового мышления, создания и

№ 1 (32)

развития демократического и толерантного общества в Донбассе.

Библиографический список

1. Проблемы философии книги / М.Н. Куфаев. - М.: 2004. 188 с.

2. Историческая память: конструкция или реконструкция / А.И. Макаров // Историческая экспертиза. 2014. № 1. С.4-10.

3. Плутарх «Сравнительные жизнеописания» В 3 т. Т. 2.- М.: Изд-во АН СССР, 1963. 548 с.

4. Рюзен Й. Утрачивая последовательность истории // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 7. - М., 2001. 392 с.

5. Историческая память. Введение. Учебное пособие / Ю.А. Сафонова. - СПб.: Изд. Европейского ун-та, 2019. 220 с.

6. Тощенко Ж. Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния / Ж. Т. Тощенко // Новая и новейшая история.- 2000.-№ 4.- С.3-16.

7. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / М. Хальбвакс.- М.: 2007.- 348 с.

8. Хаттон П. Х. История как искусство памяти / П.Х. Хаттон.- СПб.: 2003.- 423 с.

9. Значимость социальных связей в контексте формирования гражданского общества в Донбассе / Ю.А. Скорченко // Основы экономики, управления и права. 2021. № 2 (27). С. 31-37. DOI: 10.51608/23058641_2021_2_31

10. Социально-политическая парадигма Донбасского региона: некоторые психо-ментальные детерминанты / Ю.А. Скорченко // Основы экономики, управления и права. 2021. № 4 (29). С. 40-44. DOI: 10.51608/23058641 2021 4 40

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 02.02.2022; одобрена после рецензирования 10.02.2022; принята к публикации 15.02.2022.

Original article

HISTORICAL MEMORY AS A FACTOR IN THE FORMATION OF THE DONBAS IDENTITY

Skorchenko Yuriy Aleksandrovich

Luhansk State University named after Vladimir Dal, Lugansk, LPR, skorchenko60@mail.ru

Annotation. The article analyzes the phenomenon of historical memory as a cosignatory of identity development. The authors consider the theoretical basis and important functions of historical memory for strengthening the people's self-awareness and shaping the state policy of memory. The significance and role of historical memory in the system of social values have been investigated as well as its influence on the critical perception of the past and the production of vernacular symbols. Historical memory and consciousness develop an original culture which, on the one hand, is a powerful means of self-identification and, on the other hand, promotes tolerance and understanding among the different social strata of the LDPR.

Keywords: historical memory, identity, historical consciousness, social values, culture

For citation: Skorchenko Yu.A. Historical memory as a factor in the formation of the Donbas identity // Economy, Governance and Law Basis. 2022. № 1 (32). P. 41-45. doi:10.51608/23058641_2022_1_41.

The author declare no conflicts of interests.

The article was submitted 02.02.2022; approved after reviewing 10.02.2022; accepted for publication 15.02.2022.

© Skorchenko Yu.A., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.