Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ'

ИЗМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
1
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Финансовая политика / промышленная политика / экономические реформы / экономический рост / инвестиции экономическая модель / Россия / Financial policy / industrial policy / economic reform / economic growth / investment economic model / Russia

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самаруха Виктор Иванович

Показаны основные 4 этапа изменений в экономике России при переходе на рыночную экономику и на новый технологический уклад, и изменения финансовой, и промышленной политики при проведении радикальных экономических реформ; на первом этапе (1991–1999 гг.), осуществлялись Основные направления экономической политики Российской Федерации, согласованные с Международным валютным фондом. Сделан вывод, что высшее руководство страны не представляло масштабов разрушительных процессов в экономике страны (для промышленности) на первом этапе радикальных экономических реформ от шокового «прыжка в рынок»; одной из главных ошибок экономических реформ в период правления Президента Б.Н. Ельцина является узурпация всей полноты власти кучкой догматических теоретиков во главе Е.Т. Гайдаром и А.Б. Чубайсом, проводившим в жизнь требования МВФ; динамика роста ВВП России за последние 30 лет является одной из самых низких в мире, из-за либеральной модели управления экономикой страны; на втором этапе радикальных реформ и изменений (2000–2013 гг.) произошла стабилизация государственной власти в России. Были достигнуты высокие темпы роста экономики (7–8 % в год); на третьем этапе радикальных реформ и изменений (2014–2023 гг.) проводилась политика: укрепления государственного суверенитета РФ, импортозамещения, модернизации армии и флота, введения механизма активизации социального развития регионов на основе государственных программ и национальных проектов. Произошло добровольное возвращение в состав РФ Республики Крым, Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Запорожской и Херсонской областей; вынужденное начало проведения Специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. На четвертом этапе реформ и изменений финансовой, и промышленной политики (2024–2030 гг.) предстоит усиление политики технологического суверенитета и создание условий экономического роста, в отраслях промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самаруха Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.17150/2411-6262.2024.15(2).728-740
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN FINANCIAL AND INDUSTRIAL POLICY IN THE RECENT HISTORY OF RUSSIA

Shown the main 4 stages of changes in the Russian economy during the transition to a market economy and a new technological structure, and changes in financial and industrial policy during radical economic reforms; at the first stage (1991–1999), the main directions of the economic policy of the Russian Federation, agreed with the International Monetary Fund, were implemented. It was concluded that the country's top leadership had no idea about the scale of destructive processes in the country's economy (for industry) at the first stage of radical economic reforms from the shock “jump into the market”; one of the main mistakes of economic reforms during the reign of President B.N. Yeltsin is the usurpation of all power by a bunch of dogmatic theorists headed by E.T. Gaidar and A.B. Chubais, who implemented the requirements of the IMF; the dynamics of Russia's GDP growth over the past 30 years is one of the lowest in the world, due to the liberal model of managing the country's economy; at the second stage of radical reforms and changes (2000–2013) there was a stabilization of state power in Russia. The economy grew at a high rate (7–8 % per year); in the third stage of radical reforms and changes (2014–2023) the policy of strengthening the state sovereignty of the Russian Federation, import substitution, modernization of the army and navy was implemented, Introduction of a mechanism to enhance the social development of regions on the basis of State programmes and national projects. There was a voluntary return to the Russian Federation of the Republic of Crimea, Donetsk People's Republic, Lugansk People's Republic, Zaporozhye and Kherson regions; the forced start of the Special Military Operation to demilitarize and denazification Ukraine. At the fourth stage of reforms and changes in financial and industrial policy (2024–2030), it is necessary to strengthen the policy of technological sovereignty and create conditions for economic growth in industries.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ»

Научная статья УДК 338.2(470+571) EDN CRKVYZ

DOI 10.17150/2411-6262.2024.15(2).728-740 В.И. Самаруха

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, oksalsam@mail.ru

ИЗМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ

АННОТАЦИЯ. Показаны основные 4 этапа изменений в экономике России при переходе на рыночную экономику и на новый технологический уклад, и изменения финансовой, и промышленной политики при проведении радикальных экономических реформ; на первом этапе (1991-1999 гг.), осуществлялись Основные направления экономической политики Российской Федерации, согласованные с Международным валютным фондом. Сделан вывод, что высшее руководство страны не представляло масштабов разрушительных процессов в экономике страны (для промышленности) на первом этапе радикальных экономических реформ от шокового «прыжка в рынок»; одной из главных ошибок экономических реформ в период правления Президента Б.Н. Ельцина является узурпация всей полноты власти кучкой догматических теоретиков во главе Е.Т. Гайдаром и А.Б. Чубайсом, проводившим в жизнь требования МВФ; динамика роста ВВП России за последние 30 лет является одной из самых низких в мире, из-за либеральной модели управления экономикой страны; на втором этапе радикальных реформ и изменений (2000-2013 гг.) произошла стабилизация государственной власти в России. Были достигнуты высокие темпы роста экономики (7-8 % в год); на третьем этапе радикальных реформ и изменений (2014-2023 гг.) проводилась политика: укрепления государственного суверенитета РФ, импортозамещения, модернизации армии и флота, введения механизма активизации социального развития регионов на основе государственных программ и национальных проектов. Произошло добровольное возвращение в состав РФ Республики Крым, Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Запорожской и Херсонской областей; вынужденное начало проведения Специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. На четвертом этапе реформ и изменений финансовой, и промышленной политики (2024-2030 гг.) предстоит усиление политики технологического суверенитета и создание условий экономического роста, в отраслях промышленности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Финансовая политика, промышленная политика, экономические реформы, экономический рост, инвестиции экономическая модель, Россия. ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 20 апреля 2024 г.; дата принятия к печати 21 июня 2024 г.; дата онлайн-размещения 30 июня 2024 г.

Original article V.I. Samarukha

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, oksalsam@mail.ru

CHANGES IN FINANCIAL AND INDUSTRIAL POLICY IN THE RECENT HISTORY OF RUSSIA

ABSTRACT. Shown the main 4 stages of changes in the Russian economy during the transition to a market economy and a new technological structure, and changes in financial and industrial policy during radical economic reforms; at the first stage (1991-1999), the main directions of the economic policy of the Russian

© Самаруха В.И., 2024

Federation, agreed with the International Monetary Fund, were implemented. It was concluded that the country's top leadership had no idea about the scale of destructive processes in the country's economy (for industry) at the first stage of radical economic reforms from the shock "jump into the market"; one of the main mistakes of economic reforms during the reign of President B.N. Yeltsin is the usurpation of all power by a bunch of dogmatic theorists headed by E.T. Gaidar and A.B. Chubais, who implemented the requirements of the IMF; the dynamics of Russia's GDP growth over the past 30 years is one of the lowest in the world, due to the liberal model of managing the country's economy; at the second stage of radical reforms and changes (2000-2013) there was a stabilization of state power in Russia. The economy grew at a high rate (7-8 % per year); in the third stage of radical reforms and changes (2014-2023) the policy of strengthening the state sovereignty of the Russian Federation, import substitution, modernization of the army and navy was implemented, Introduction of a mechanism to enhance the social development of regions on the basis of State programmes and national projects. There was a voluntary return to the Russian Federation of the Republic of Crimea, Donetsk People's Republic, Lugansk People's Republic, Zaporozhye and Kherson regions; the forced start of the Special Military Operation to demilitarize and denazification Ukraine. At the fourth stage of reforms and changes in financial and industrial policy (2024-2030), it is necessary to strengthen the policy of technological sovereignty and create conditions for economic growth in industries.

KEYWORDS. Financial policy, industrial policy, economic reform, economic growth, investment economic model, Russia.

ARTICLE INFO. Received April 20, 2024; accepted Jume 21, 2024; available online June 30, 2024.

При переходе на новый (шестой) технологический уклад и проведении радикальных экономических реформ в любой стране происходит изменение финансовой и промышленной политики. Под финансовой политикой следует понимать главный элемент системы управления финансами государства и частнохозяйственных финансов. Соответственно промышленная политика — это система мер по управлению отраслями и предприятиями промышленности в текущем времени, в среднесрочной т долгосрочной перспективе.

Следует отметить: «Финансовая же политика организаций вообще не рассматривается, что противоречит реальной действительности не только с позиций теории финансов, одним из звеньев системы которых выступают финансы организаций, но и с позиций сложившейся финансовой практики. Во-первых, финансовая политика организации в рыночной экономике составляет важный элемент корпоративного финансового менеджмента. Во-вторых, в настоящее время организации обязаны в соответствии с нормами финансового права разрабатывать и ежегодно утверждать в отдельных приказах свою учетную и налоговую политику, являющуюся частью общей финансовой политики хозяйствующего субъекта. Последняя может не оформляться специальным приказом, т.е. «де-юре», но обычно разрабатывается крупными компаниями «де-факто»» [1, с. 448].

Радикальные экономические реформы в новейшей истории РФ начались в 1992 г. Президент Б.Н. Ельцин и председатель правительства Е.Т. Гайдар взяли на себя всю полноту ответственности за слом плановой экономики. «В этой связи в печати были опубликованы Основные направления экономической политики Российской Федерации для согласования с Международным валютным фондом» (Программа Правительства Российской Федерации с 1 апреля по 31 декабря 1992 г.). Цели программы на этот период и их реализации показаны в табл. 1» [2, с. 16-17].

Таблица 1

Цели Программы Правительства Российской Федерации с 1 апреля по 31 декабря 1992 г. и оценка их реализации*

№ п/п Цели программы Оценка реализации

1 Резкое снижение темпов инфляции до низкого уровня к концу 1992 г. Индексы цен в отдельных секторах экономик в 1992 г. по сравнению с 1991 г. (в разах) составили: 1) потребительских цен — 26,1; 2) на промышленную продукцию 20,5; 3) на реализацию продукцию сельского хозяйства — 9,4; 4) в капитальном строительстве- 16,1; 5) тарифы на грозовые перевозки — 20,5.

2 Благодаря повышению кредитоспособности России намечается добиться серьезного улучшения внешнеэкономической ситуации. Это послужит основой для получения внешней помощи и потоков иностранных прямых инвестиций, необходимых для перестройки экономики. По всей вероятности, выполнение условий МВФ должно было повысить кредитоспособность России. В 1992 г по сравнению с 1991 г. ввод в действие основных фондов составил 47%. Капиталовложения — 60 %, в том числе на строительство объектов производственного значения — 56 %, непроизводственного назначения — 70 %. Объем подрядных работ — 64 %

* Составлена автором по данным: Россия в цифрах, 1996 : крат. стат. сб. / Госкомстат России. М. : Финансы и статистика, 1996. С. 185, 228.

Данные табл. 1. говорят о том, что высшее руководство страны не представляло масштабов разрушительных процессов экономики страны и оста цен от шокового «прыжка в рынок». «Объемы производства машин и оборудования к 2012 г. едва превысили половину от объема 1991 г., не достигнув даже уровня 2008 г., а станкостроение (сокращение к 1998 г. на порядок по сравнению с 1991 г., в том числе станков с ЧПУ — до 3,4 %) так и не оправилось от понесенных потерь. Характерно, что, например, производство металлорежущих станков продолжало сокращаться и в ходе восстановительного роста 2000-х гг. Число металлорежущих станков высокой и особо высокой точности сократилось до 1,5 % к уровню 1995 г.; отрасль, по существу, «добита» кризисом 2009 г.»1

Е.Т. Гайдар до начала реформ неоднократно заявлял о возможном росте цен в России на 20 %, его прогнозная оценка оказалась ниже факта по потребительским ценам в 130 раз. Это свидетельствует о том, что высшее руководство не предвидело катастрофических масштабных изменений в экономике и не разрабатывало научно обоснованную финансовую и промышленную политику радикальных реформ перехода на рыночную экономику.

Роль финансовой политики заключается в обеспечении реализации целей и задач политики развития экономики и социальной сферы, отдельных отраслей и хозяйствующих субъектов, прежде всего промышленности.

«Одной из главных ошибок экономической реформы является узурпация всей полноты власти кучкой догматических теоретиков во главе Е.Т. Гайдаром и А.Б. Чубайсом, проводившими в жизнь требования МВФ. В стране не было развернуто объективной дискуссии в научной среде с привлечением талантливых хозяйственных руководителей. Реформы проводились волюнтаристским путем с нарушениями принципов управления, а зачастую и логики здравого смысла» [2, с. 16].

1 Реиндустриализация российской экономики: императивы, потенциал, риски / Ин-т экономики РАН; Ин-т нового индустриального // Реиндустриализация: возможности и ограничения. Москва, 2013. С. 56-91. (Аналитический вестник № 19).

Основные изменения в экономике в новейшей истории России можно поделить на 4 этапа.

На первом этапе правления президента Ельцина (с 1991 г. по 31 декабря 1999 г.) был осуществлен этап перехода к капиталистической экономике от социалистической на основе приватизации средств производства под руководством американских спецслужб. Государственная власть, финансовая и промышленная политика оказались у олигархов. Практически был запущен механизм рефлексивного управления, целью которого было разрушение промышленности России, включая оборонно-промышленный комплекс и общегосударственные финансы.

Падение физического объема производства продукции в России, в период приватизации и активной фазы «перехода» на рыночные отношения, по всей промышленности в 1997 г. по сравнению с 1990 г. составило 51 %. За годы самой интенсивной приватизации предприятий уровень теневой экономики в России возрос с 12 % (1989 г.) до 41,6 % — 1995 г.

Динамика роста ВВП России за последние 30 лет является одной из самых низких в мире (табл. 2). Это объясняется осуществлением ультролиберальной модели управления экономикой страны.

Таблица 2

ВВП в России и странах мира за последние 30 лет

Страны Рост за последние 30 лет (в разах)

Россия 1,17

США 2,0

Европейский Союз 1,5

Постсоциалистические страны Европы — новые члены ЕС 2-3

Развивающиеся страны во главе с Китаем и Индией 3-5

Китай 7

Источник: [3].

Данные табл. 2 свидетельствуют о провале ультролиберальной экономической политики проведения экономических реформ в РФ и необходимости срочного отказа от этой политики.

Обещания Б.Н. Ельцину лидерами стран Запада включить РФ в число стран 0-7, при проведении приватизации и либерализации экономики привели к ее деградации и захвату государственной власти олигархами, развалу промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Было почти уничтожено отечественное станкостроение (от уровня 1990 г. осталось всего 3 %), произошел обвал гражданского самолетостроения и сельскохозяйственного машиностроения, нанесен ущерб всем отраслям и ликвидировано около 80 тыс. предприятий.

Понимая вину перед народом Президент Б.Н. Ельцин попросил прощения и добровольно 31 декабря 1999 г. ушел в отставку (такой мужественный поступок главы государства в истории России был сделан впервые). Обязанности Президента были возложены на председателя Правительства В.В.Путина, который 26 марта 2000 г. был избран прямым общенародным голосованием, затем переизбран в 2024 г., после перерыва 2008—2012 гг. избран ан срок 6 лет, 2018 г. вновь избран на срок 2018—2024 гг. и в марте 2024 г. вновь убедительно избран на 6 лет (при явке избирателей 77,4 %, за — проголосовало — 87,3 %).

На втором этапе радикальных реформ и изменений (2000—2013 гг.) произошла стабилизация государственной власти в России (была остановлена Гражданская

война в Республике Чечня). Произошло отстранение от государственной власти олигархов, была усилена борьба с коррупцией, что способствовало вхождению в систему международного разделения труда. Были достигнуты высокие темпы роста экономики (7-8 % в год), финансовое наполнение бюджетной системы всех уровней, началось строительство новых предприятий и модернизация промышленности, что можно считать началом индустриализации и импортозамещения.

На третьем этапе реформ и изменений финансовой, и промышленной политики (2014-2023 гг.) проводилась политика: укрепления государственного суверенитета РФ; усиление политики импортозамещения, модернизации армии и флота; введение механизма активизации социального развития регионов на основе государственных программ и национальных проектов, которые по инициативе Президента В.В. Путина начали внедряться в виде проектов и программ по всей вертикали бюджетной системы с 2012 г.; произошло добровольное возвращение в состав РФ Республики Крым (2014 г.), Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Запорожской и Херсонской областей (2021 г.); РФ была вынуждена начать проведение Специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины (22 февраля 2022 г.). Произошло усиление государственного управления промышленностью, началось восстановление экономики и социальной сферы новых регионов РФ.

На четвертом этапе реформ и изменений финансовой, и промышленной политики (2024-2030 гг.) предстоит усиление политики технологического суверенитета и обеспечения экономического роста, перейти от 3-х летнего к 6-ти летнему бюджетному планированию в целях ускорения социально-экономического развития.

Убедительная победа В.В. Путина на выборах президента в марте 2024 г. свидетельствует об общенародной поддержке его внутренней и внешней политики, позволяют ему активизировать защиту интересов и укрепление суверенитета РФ по всем направлениям.

В марте 2022 г. Правительство РФ грамотно погасило финансовый кризис, и смягчило вред экономических санаций стран коллективного Запада за счет переориентации экспорта на рынки Юго-Восточной Азии.

Увеличение выпуска вооружений создало новые рабочие места и прилива государственных инвестиций. Это способствовало росту спроса (за счет повышения заработной платы), но не увеличило предложения потребительских товаров и создало условия для роста инфляции и падения курса рубля, что послужило ситуации нестабильности на макроуровне, росту финансовых пузырей на рынке недвижимости.

Санкции привели к тому, что выбор товаров сократился, качество упало, но обвала рынка не произошло. Задачи по импортозамещению решаются трудно. Технологические сдвиги довольно длинные (8-10 лет) и требуют инвестиций. Некоторые санкции проявятся тогда, когда начнет выходить из строя сложное оборудование.

Санкции создают ситуацию: когда у одних производителей возникают выгоды (закрытие конкурентов), снижение конкуренции ведет к росту цены и снижению качества, а другие теряют поставщиков импортных комплектующих и сворачивают производство.

Курс рубля и доллара является результатом борьбы между импортерами и экспортерами. В 2022 г. курс был 50, и экспортеры начали задыхаться. При долл 100 р. импортеры попали в сложное положение. Банк может сделать курс 60, но это невыход. Надо снижать темп инфляции для вложений инвестиций. Многое зависит от инфляционных ожиданий. Цель ЦБ РФ заякорить инфляцию на управляемом уровне (не более 4 %). При эмиссии денег инфляции может не быть, если

деньги будут вложены в депозиты и в виде фиатных инвестиций и будут направлены на увеличение выпуска потребительских товаров предприятиями. Однако ЦБ РФ применяет в качестве метода борьбы с инфляцией повышение ключевой ставки, что делает недоступными кредиты для предприятий реального сектора экономики и сдерживает рост выпуска товаров.

Первостепенной задачей Центрального Банка России и коммерческих банков, которые являются основными институтами управления финансовыми ресурсами страны, является выполнение расширенной воспроизводственной функции и обеспечение экономического роста в стране и в регионах. Однако в Российской Федерации это не выполняется.

Основной целью деятельности Центрального Банка Российской Федерации и коммерческих банков должно стать инвестирование реального сектора экономики, что позволит на основе экономического роста поддерживать управляемый уровень инфляции и обеспечить повышение уровня жизни населения.

Сегодня в России смещенный экономический рост. Источник этого роста — вынужденные непроизводительные вложения инвестиций государства в ВПК при субсидировании из федерального бюджета процентной ставки.

Экономика РФ имеет сырьевую направленность. Добыча полезных ископаемых в России почти в 8 раз производительнее, чем любой другой вид экономической деятельности. Россия обладает 30% мировыми природными ресурсами. Это одна из самых сильных сторон нашей экономики. Добыча и освоение природных ресурсов играют важнейшую роль и обеспечивают по усредненным оценкам за последние 10 лет важное значение в социально-экономическом развитии России (табл. 3).

Таблица 3

Вклад сырьевых отраслей в экономику РФ

№ п/п Показатель значение

1 Удельный вес в ВВП 35 %

2 Налоговые поступления в федеральный бюджет 60 %

3 Инвестиции 40-45 %

4 Экспортные поступления валюты 60-70 %

5 Занятость работоспособного населения 20-25 %

Источник:[4].

Четверть века главой РФ является В.В. Путин. Годы его правления можно разделить на две части. До 2013 г. и после 2013 г. Путин после выборов в марте 2024 г. стал президентом на пятый срок. Он пришел к власти 31 декабря 1999 г., когда РФ вышла из экономического кризиса и дефолта. После этого рост экономики составил 10 %. Подорожание рубля закрыло дорогу для импорта, начал свою работу АвтоВАЗ и российская экономика получила условия для роста. С 2003 г. начали расти цены на нефть и с1999 по 2004 гг. добыча нефти выросла почти на 50 %, добыча газа выросла на 10 %. При этом российская экономика стала привлекательной для иностранных инвесторов развитых стран. Рост экономики РФ повысил инвестиционный рейтинг и иностранные банки соответственно стали выдавать кредиты российским банкам и предприятиям, а также покупать акции российских предприятий на фондовом рынке. Приток иностранного капитала составил 6-8 % в год. Кроме финансовых инвестиций в РФ пошли прямые инвестиции, стали создаваться совместные предприятия в нефтегазовом секторе, автомобилестроении, пищеперерабатывающей промышленности и стройматериалов, логистике и ритейле. С 1999 г. по 2009 г. ВВП РФ вырос в 2 раза, средние темпы роста экономики составляли 7 % в год.

В этот момент В.В. Путин не дал продать активы компании «ЮКОС» за границу олигарху Ходорковскому, который вел криминальный бизнес, отстранил от госвласти олигархов Гусинского, Березовского и других. РФ стала импортировать значительное количество японских и корейских автомобилей. Стала развиваться ипотека и соответственно строительство жилья.

Кризис 2008 г. наступил в сентябре, когда президентом стал Д.А. Медведев, который занимал этот пост до 2012. Он объявил основным направлением своей политики 4 «и»: институты (достижение высоких стандартов в жизни: свобода лучше, чем не свобода. Независимость судебной власти от других ветвей власти, что снизило коррупцию. Он обосновал необходимость замены НДС на налог с продаж, однако не смог это сделать.); инфраструктура (были разработаны и стали осуществляться программы по созданию цифровой инфраструктуры, регулирования энергетической инфраструктуры); инновации (восстановлена строительная индустрия жилья в крупных городах на новой технологической основе); инвестиции (была запущена модель ипотечного строительства жилья). Путин стал председателем правительства РФ и провел ряд либеральных преобразований в экономике. Было принято решение о резком повышении пенсий и российская экономика вышла из рецессии, но не вернулась к темпам роста в 7 %.

После победы на выборах с 7 мая 2012 г. В.В. Путин вновь стал президентом РФ. Экономический и политический курс РФ резко начал меняться в 2012 г., после попытки политического реванша совершить «Оранжевую революцию» и захватить власть деструктивной прозападной оппозицией и иноагентами (в декабре 2011 г.), которые под руководством спецслужб англосаксов организовали беспорядки в Москве (на Болотной площади). После того как подавляющее большинство населения не поддержало организаторов «Оранжевой революции» против РФ страны коллективного Запада, во главе с США, стали вводить незаконные санкции, а после организации переворота на Украине (в феврале 2014 г.), который не признало население Донецкой и Луганской областей не только усилили санкции, а организовали гражданскую войну.

В 2013 г. председателем ЦБ РФ была утверждена Э.С. Набиулина, которая стала проводить жесткую монетарную политику на основе ограничения денежной массы и установления на высоком уровне ключевой ставки (в целях таргетирова-ния инфляции), что привело к искусственному денежному голоду и падению инвестиционной активности в реальном секторе экономики и соответственно темпов экономического роста. В этой связи темпы роста ВВП за 2013-2022 гг. не превысили 1 %. Реальные располагаемые доходы населения остались на уровне 2013 г.

Политический и экономический диктат США и их союзников, который в финансовой сфере выражается в экономических санкциях против России противодействуют реализации экономических законов, в том числе свободной добросовестной конкуренции на мировом рынке. В этой связи, исследуя теоретическое наследие Дж. Кейнса, И.Н. Демчук и Н.В. Фадейкина пишут: «Выводы Дж. Кейнса достаточно убедительны. Однако при текущей геополитической ситуации, когда известные лидеры мировых держав придерживаются концепции однополярности и зависимости экономики других стран от предпочтений одного субъекта (что сопровождается оттоком капитала и высоким уровнем его волатильности), теоретические положения Кейнса трудны для реализации — в тоже время эти авторы правильно утверждают — что, норма процента, будучи экономической категорией, оказывает большое влияние на рентабельность бизнеса, осуществляемого в условиях высокого уровня турбулентности и инфляции. Подтверждением тому является ситуация, сложившаяся в Росси в конце 2014 года (вспомним 17 декабря!), когда при резкой девальвации рубля ключевая ставка выросла на 6,5 пункта и достигла 17 % го-

довых, что привело к финансовому коллапсу — изменилась не только стоимость заемных ресурсов, которая, как и норма процента, признается экономической категорией, изменился инвестиционный климат в стране, от состояния которого (по Кейнсу всецело зависит эффективность капитала)» [5, с. 38.].

После начала СВО на Украине (22 февраля 2022 г.). правительство РФ существенно увеличило государственный заказ на военную продукцию за счет средств Фонда национального благосостояния, что послужило приливу денежного капитала в промышленность.

Доля доходов населения в ВВП РФ составляет 50-55 %. Поэтому рост доходов населения зависит от экономического роста. При росте продукции военного назначения в 2022-2023 гг. возросли доходы населения. Снижение ВВП РФ в 2022 г. составило 1,5 %, а в 2023 г. рост составил 3,6 %, а реальный рост доходов населения — 5,4 %. Это позволило РФ по ППС занять 5 место по объему производства в мире, обойдя Германию.

В настоящее время возник дефицит рабочей силы в городах, в которых расположены оборонные предприятия. Это структурный дефицит. В сельской местности и в моногородах России избыток рабочей силы и этот ресурс следует использовать на вновь создаваемых промышленных предприятиях.

В расходах федерального бюджета на предстоящий 3-х летний бюджетный период 2024-2026 гг. на оборону предусмотрено 29 % расходов.

Растет кредитный портфель розничного кредитования населения и бизнеса, который за 9 месяцев 2023 г. составил — 101,2 трлн р. и вырос по сравнению с соответствующим периодом 2022 г. на 1 9%.

США пришли к выводу, что усиление стран БРИКС угрожает американской гегемонии. Успех США выстроен на гегемонии в войне на уничтожение соседних государств.

Все страны, которые угрожают РФ должны понять, что, если они хотят уничтожить РФ, они перестанут существовать сами. Это касается Польши и Прибалтийских стран. Эти страны должны понять, что РФ жизнеспособна и каждое поколение доказывает право на свое существование.

РФ объективно имеет все для победы: ресурсы, она является самостоятельной цивилизацией и имеет великую историю, к которой надо чаще обращаться.

Недоброжелатели России пророчат ей скатывание в китайскую зависимость, не выполнение программы импортозамещения, падение уровня и качества жизни населения, в страну, в которую Китай будет экспортировать неконкурентную на мировом уровне продукцию, включая автомобили и станки. При этом не будут развиваться новые наукоемкие сектора экономики. Китай не будет строить в РФ высокотехнологичные предприятия машиностроения, производящие роботы и он не станет технологическим партнером РФ и будет использовать ее для сбыта своих товаров. Поэтому модернизации и структурных сдвигов в экономике не произойдет.

РФ необходимо усилить сотрудничество с Республикой Беларусь, в которой развиваются ИТ, выпуск роботов, обеспечить совместную подготовку кадров, ученых, инженеров и высококвалифицированных специалистов.

По итогам февраля дефицит федерального бюджета составил почти годовой объем, из-за авансирования оборонных заказов. Следует отметить, что сильной девальвации рубля в 2024 г. не будет (не более 10 % за год). Ожидается незначительное повышение налогов на непроизводственный сектор бизнеса за счет повышения ставки НДС и прибыль коммерческих банков и стимулирования их в целях инвестирования промышленных предприятий. Снижение инфляции к концу 2024 г. до 4 % позволит снизить уровень ключевой ставки до 8-9 %.

Доходы федерального бюджета по прогнозу составят в: 2024 г.- 35,0 трлн р., 2025 г. — 33,5, 2026 г. — 34,1 трлн р.

США после развала СССР не смогли стать полноправным и справедливым мировым лидером, и основным центром силы мира, так как в основе их политики лежит ограбление народов мира за счет прямых военных агрессий других стран и эмиссии своей валюты (долларов), что позволяет осуществлять неэквивалентный товарный обмен и финансовое ограбление третьих стран.

Агрессивная политика по отношению к России и Белоруссии стран коллективного Запада послужила осознанию лидерами этих стран принятия адекватных мер по обеспечению национальной безопасности.

В Российской Федерации и в Республике Белоруссии ускорился процесс строительства нового Союзного государства — «Союз Россия-Белоруссия» (СРБ), в который, на наш взгляд, могут войти другие дружественные страны бывшего СССР. Это создаст новый союз государств (возможно конфедерацию) и укрепит его как центр мирового развития — преемника СССР. Этому препятствуют страны НАТО и прежде всего США, Англия, Германия и Франция, которые находятся под внешним управлением США. Россия возрождается как мировой центр силы, несмотря на: подкуп со стороны США части элиты; «помощи» по развалу экономического потенциала страны под руководством американских спецслужб, в период правления Ельцина; вывоз более 2 трлн долл. капитала в страны коллективного Запада; замораживание половины золотовалютных резервов (ЗВР) России (более 300 млрд долл.) в марте 2022 г.

В борьбе против России и новых регионов, вошедших в ее состав, США используют все страны НАТО, осуществляющие политику русофобии и нацистскую Украину, нацистское правительство которой готово пожертвовать своим народом в угоду США. При этом США и Германия создали на Украине 32 военных биолаборатории и разрабатывают боевое биологическое оружие против украинского, белорусского и русского народов.

Большинство российских экономистов считают, что для устойчивого экономического развития России необходимо иметь ежегодный рост ВВП 5-6 %. Для чего необходимо перейти к новой политике форсированных инвестиций (за счет увеличения инвестиционных кредитов), доведя их долю в ВВП до 25 %.

Для достижения данной цели необходимо снизить ключевую ставку Центрального Банка России по кредитам на инвестирование технологического обновления предприятий, инфраструктурные проекты, строительство жилья и замещения импорта, создания экспортных товаров с высокой добавленной стоимостью.

Правительству России необходимо разработать программу перехода на современный технологический уклад всех отраслей экономики во всех субъектах федерации страны.

Академик С.Ю. Глазьев считает, что основным сдерживающим фактором экономического роста в РФ является неправильная денежно-кредитная политика Центрального Банка РФ, которая проводится под диктатом Международного валютного фонда в направлении создания дефицита денежной массы, высокой ключевой ставки, денежно-кредитной политики в интересах валютных спекулянтов. Такая политика привела к падению экономического роста. При этом в России производственные мощности загружены всего на 60 % и можно увеличить выпуск необходимой продукции в 1,5 раза. К примеру, загрузка мощностей по производству гражданских самолетов составляет всего 15 % и в страну ввозятся иностранные самолеты по лизингу, оплачиваемому ЦБ РФ, которые теперь составляют более 80 % авиационного парка. За период нынешнего руководства ЦБ РФ из страны вывезено более 700 млрд долл., на 50 трлн р. не выпущено продукции, на

20 трлн р., не сделано инвестиций, не создано более 10 млн высокоэффективных рабочих мест, и 300 млрд долл странами Запада заморожено резервов. Инвестиции в РФ сегодня ниже, чем они были в РСФСР [6].

Инфляционный характер, заложенный в самой сущности современных денег как первичных финансовых ресурсов (инструментов), широко используется монополиями, олигополиями и государством для извлечения дополнительной прибыли и доходов.

«Ползучая» инфляция — это неизбежность и плата современного общества за отказ от денежного золотого стандарта и нарушение объективных законов товарно-денежного хозяйства. В большей степени от инфляции теряют в реальных доходах (финансовых ресурсах) домашние хозяйства как самостоятельный, но самый экономически незащищенный субъект финансовых отношений, а также малый и средний бизнес. Поэтому борьба с инфляцией является важнейшим элементом государственной финансовой политики.

Однако, следует помнить, что на разных этапах развития инфляционных процессов влияние инфляции на экономику происходит по-разному. Если темпы обесценения денежных знаков отстают от темпов роста массы денег в обращении, то увеличивается покупательный спрос на товары, растут производство, товарооборот и потребление, доходы в экономике, налоговые доходы, сбережения и накопления. На этом этапе работает стимулирующий инфляционный эффект, поскольку дополнительная денежная масса поглощается (полностью или частично) сферой обращения и финансовым рынком, удовлетворяя потребности экономики в платежных средствах. Задача правительства не допустить (или хотя бы смягчать) переход инфляции во вторую стадию, когда темпы роста денежной массы начинают отставать от темпов обесценения денежных знаков. Наступает дести-мулирующий этап развития инфляционного процесса: расширять производство и товарооборот становится невыгодно, начинается «бегство от денег» путем превращения накоплений в материальные блага, снижается спрос на покупательные и платежные средства, дезорганизуется финансовый рынок, вследствие сокращения предложения товаров растут цены и происходит еще большее обесценение денежных знаков» [7, с. 23].

За последние годы произошли положительные события по формированию многополярного мира: институциональное оформление стран сотрудничества БРИКС, до введения санкций против России, следует считать положительным моментом в становлении многополярного мира. Это снижает принимаемые США и другими странами НАТО меры по политической и экономической изоляции России, их гегемонию в мировой политике и экономике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После начала СВО, правительство РФ ввело регулирование и планирование производства продукции для потребностей СВО. При этом стали выделяться целевые бюджетные кредиты и своевременно оплачиваться государственные заказы на необходимую продукцию. Это послужило получению экономического роста в 2023 г., который составил 3,6 %.

Следует согласиться с Г.А. Зюгановым, который справедливо отмечает: «Для того чтобы добиться устойчивого роста, нужны инвестиции. Финансовые ресурсы, которыми располагает наша банковская система, составляют 180 трлн р. А в инвестиции вложили меньше полутора. Абсолютно спекулятивный подход, не позволяющий решать важнейшие задачи. Так давайте же внесем изменения в закон о банковской системе и заставим ее, включая Центробанк, работать на производство» [8].

Депутат Государственной думы М.Г. Делягин в феврале текущего года писал: «Почти два года Россия ведет боевые действия, но во многих сферах государство

не просто не стремится к повышению эффективности, но напротив, как будто пытается жить по-старому, как будто ничего не происходит, как будто Россия вот-вот откажется от своего суверенитета, передаст его Западу и вернется в кровавые для народа и благословенные для наших врагов 1990-е годы... огромная часть крупного бизнеса,...Работающего и получающего прибыль в России, по-прежнему зарегистрирована в офшорах.по-прежнему лишает бюджет колоссальных доходов и способствует вывозу из страны немалых средств (в том числе под видом завышенных роялти и платежей за юридические услуги), но главная беда — искажение мотиваций и самой идентичности крупных частных капиталов, работающих на территории нашей страны. Зарегистрированные в офшорах, они объективно воспринимают Россию как как нечто постороннее — как объект эксплуатации» [9].

В послании федеральному собранию РФ Президент В.В. Путин поставил амбиционные стратегические задачи по развитию бюджетной системы и промышленности страны, что можно считать новым этапом социально-экономических изменений. В этой связи уместно назвать основные направления нового этапа 2024-2026 гг. и до 2030 г.

Он отметил: «Мы стремимся к объединению усилий мирового большинства для ответа на глобальные вызовы, в числе которых бурные трансформации мировой экономики, торговли, финансов, технологических рынков. Так, уже в 2028 году страны БРИКС, с учетом государств, которые недавно стали членами этого объединения, будут создавать около 37 % глобального ВВП, тогда как показатель «группы семи» опустится ниже 28 %...К 2030 году по числу промышленных роботов Россия должна войти в число 25 ведущих стран мира. в предстоящие шесть лет уровень валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности России должен увеличиться не менее чем на 40 % по сравнению с 2022 годом. Чтобы стимулировать обновление производственных мощностей предприятий обрабатывающей промышленности, предлагаю для них увеличить базу для расчета амортизации. Она составит 200 % затрат на российское оборудование и НИОКРы... к 2030 году объем инвестиций в ключевых отраслях должен прибавить 70 %...Наша банковская система, фондовый рынок должны в полной мере обеспечивать приток капитала в экономику»2.

2 Полная стенограмма послания Владимира Путина Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года // Комсомольская правда. 2024. 29 февр. URL: https://www.kp.ru/daily/27573/4897592.

Список использованной литературы

1. Барулин С.В Теория финансов и экономическое развитие регионов России / С.В. Барулин, В.И. Самаруха. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. — 600 с.

2. Самаруха В.И. Экономика и финансы пореформенной России / В.И. Самаруха. — Иркутск : Изд-во ИГЭА. 2000. — 240 с.

3. Аганбегян А.Г. Главные социально-экономические вызовы, стоящие перед Россией : доклад / А.Г. Аганбегян // VII Всероссийское экономическое собрание, посвященном профессиональному празднику «День экономиста», Москва, 11 ноября 2022 г. Тема собрания: Социализация экономики: приоритеты современного развития России. — URL: https:// veorus.ru/всероссийские-проекты/vserossiyskoe-ekonomicheskoe-sobranie-2022.

4. Крюков В.А. О необходимости эволюционного подхода к формированию условий освоения и использования природно-ресурсного потенциала России : доклад / В.А. Крюков // VII Всероссийское экономическое собрание, посвященном профессиональному празднику «День экономиста», Москва, 11 ноября 2022 г. Тема собрания: Социализация экономики: приоритеты современного развития России. — URL: https://veorus.ru/всероссийские-про-екты/vserossiyskoe-ekonomicheskoe-sobranie-2022.

5. Демчук И.Н. Неусвоенные уроки Экономической доктрины Джона Мейнарда Кейн-са / И.Н. Демчук, Н.В. Фадейкина. — EDN VOTMFN // Сибирская финансовая школа. — 2016. — № 1. — С. 34-41.

6. Глазьев С.Ю. Денежно-кредитное сдерживание России. Цена вопроса / С.Ю. Глазьев / / Москва FM. — 2024. — 4 апр. — URL: https://rutube.ru/video/c4297c1521675804a79ad5a cd64f23e7/ (дата обращения: 20.04.2024).

7. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — Москва : Юрайт, 2001. — 565 с.

8. Зюганов Г.А. Проблемы страны надо решать каждый день : [выступление депутата — лидера фракции КПРФ, Председатель ЦК КПРФ на заседании, посвященному отчету правительства в Государственной думе, 3 апреля 2024 г.] / Г.А. Зюганов // Правда. — 2024. — 5-8 апр. (№ 36).

9. Делягин М.Г. Добро пожаловать. Офшорный капитал и интересы России / М.Г. Делягин // Завтра. — 2024. — февр. (№ 6).

References

1. Barulin S.V., Samarukha V.I. The Theory of Finance and Economic Development of Russian Territories. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2011. 607 p.

2. Samarukha V.I. Economy and Finances of the Post-Reform Russia. Irkutsk State Economics Academy Publ., 2000. 240 p.

3. Aganbegyan A.G. The Main Socio-Economic Challenges Facing Russia. VII All-Russian Economic Meeting Dedicated to the Professional Holiday "Economist's Day", Moscow, November 11, 2022. Available at: https://veorus.ru/BcepoccHHcKHe-npoeKTbi/vserossiyskoe-ekonomi-cheskoe-sobranie-2022/ (In Russian).

4. Kryukov V.A. On the Need for an Evolutionary Approach to the Formation of Conditions for the Development and Use of the Natural Resource Potential of Russia. VII All-Russian Economic Meeting Dedicated to the Professional Holiday "Economist's Day", Moscow, November 11, 2022. Available at: https://veorus.ru/BcepoccHHCKHe-npoeKTb/vserossiyskoe-ekonomi-cheskoe-sobranie-2022/ (In Russian).

5. Demchuk I.N, Fadeikina N.V. Undigested Lessons of the Economic Doctrine John May-nard Keynes. Sibirskaya finansovaya shkola = Siberian Financial School, 2016, no. 1, pp. 3441. (In Russian). EDN: VOTMFN.

6. Glazev S.Yu. Russia's Monetary Restraint. Issue Price. Moscow FM, 2024. April 4. Available at: https://rutube.ru/video/c4297c1521675804a79ad5acd64f23e7/ (In Russian).

7. Romanovskii M.V., Vrublevskaya O.V. Finance, Money Circulation and Credit. Mos-cowm Yurait Publ., 2001. 565 p.

8. Zyuganov G.A. The Country's Problems Must Be Solved Every Day. Pravda, 2024, April 5-8. (In Russian).

9. Delyagin M.G. Welcome. Offshore Capital and Russian Interests. Zavtra, 2024. February (no. 6). (In Russian).

Автор

Самаруха Виктор Иванович — доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, oksalsam@mail.ru, ЯРШ-код: 8483-3052, Ли^огГО РИНЦ: 106515.

Author

Victor I. Samarukha — D.Sc. in Economics, Honored Science Worker of the Russian Federation, Professor, Department of World Economy and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, oksalsam@mail.ru, SPIN-Code: 8483-3052, AuthorlD RSCI: 106515.

Для цитирования

Самаруха В.И. Изменения финансовой и промышленной политики в новейшей истории России / В.И. Самаруха. — DOI 10.17150/2411-6262.2024.15(2).728-740. — EDN CRKVYZ // Baikal Research Journal. — 2024. — Т. 15, № 2. — С. 728-740.

For Citation

Samarukha V.I. Changes in Financial and Industrial Policy in the Recent History of Russia. Baikal Research Journal, 2024, vol. 15, no. 2, pp. 728-740. (In Russian). EDN: CRKVYZ. DOI: 10.17150/2411-6262.2024.15(2).728-740.

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2024. Т. 15, № 2 issn 2411-6262 2 0 24, vol. 15, no. 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.