Научная статья на тему 'РОЛЬ ФИНАНСОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

РОЛЬ ФИНАНСОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ГЕОЭКОНОМИКА / ФИНАНСЫ / УПРАВЛЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАНЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ЗАПАДА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самаруха Виктор Иванович, Самаруха Алексей Викторович, Сорокина Татьяна Владимировна

После распада СССР Россия вновь обрела свой суверенитет и стала на путь построения демократического (капиталистического) государства с рыночной экономикой. При этом экономика страны по сей день (более 30 лет) характеризуется как переходная, имеющая неустойчивую национальную валюту и финансовую систему. В статье обосновывается роль финансов в геополитической трансформации мировой экономики в условиях углубления кризисных явлений, обострения конкуренции и противоречий на глобальном рынке в связи с геоэкономическим переделом мира, усилением странами Запада, прежде всего США и Великобританией, гибридной войны против России и организацией прокси-войны посредством Украины. Данные обстоятельства ведут к необходимости перехода государства от ультралиберальной модели управления экономикой к планово-рыночной, ориентированной на результат, импортозамещение, экономический рост (выше мирового уровня) на основе модернизации производства. Это требует повышения полномочий государства в управлении воспроизводственными процессами, ставит задачи глубокого теоретического осмысления проблем финансовой безопасности, в том числе в аспекте трансформации управления с целью безусловного обеспечения суверенитета страны, ее национальной и экономической безопасности. В этой связи необходимы перестройка системы государственных институтов для обеспечения формирования и реализации широкомасштабных проектов модернизации в среднесрочной и долгосрочной перспективе на научной основе; стабильный экономический рост; повышение конкурентоспособности России с учетом усиливающейся неопределенности экономических взаимоотношений между странами; распространение цифровых технологий. При этом необходимо учитывать исторический мировой и отечественный опыт развития воспроизводственных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самаруха Виктор Иванович, Самаруха Алексей Викторович, Сорокина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FINANCE IN ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF THE GEOPOLITICAL TRANSFORMATION OF THE WORLD ECONOMY

After the collapse of the USSR, Russia regained its sovereignty and embarked on the path of building a democratic (capitalist) state with a market economy. At the same time, the country's economy to this day (more than 30 years) is characterized as a transitional one, with an unstable national currency and financial system. The article substantiates the role of finance in the geopolitical transformation of the world economy in the context of deepening crisis phenomena, increased competition and contradictions in the global market in connection with the geo-economic redistribution of the world, the strengthening of the Western countries, primarily the United States and Great Britain, of a hybrid war against Russia and the organization of a proxy war through Ukraine. These circumstances lead to the need for the state to move from an ultra-liberal model of economic management to a planned-market, result-oriented, import substitution, economic growth (above the world level) based on the modernization of production. This requires increasing the powers of the state in the management of reproductive processes, sets the task of a deep theoretical understanding of the problems of financial security including in the aspect of transformation of management to unconditionally ensure the sovereignty of the country, its national and economic security. In this regard, it is necessary to restructure the system of state institutions to ensure the formation and implementation of large-scale modernization projects in the medium and long term on a scientific basis; stable economic growth; increasing the competitiveness of Russia, taking into account the growing uncertainty of economic relations between countries; spread of digital technologies. At the same time, it is necessary to take into account the historical world and domestic experience in the development of production processes.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФИНАНСОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

Научная статья УДК 36.114 (338.26) EDN AVYZQL

DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(3).474-484

РОЛЬ ФИНАНСОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

В.И. Самаруха1, А.В. Самаруха1, Т.В. Сорокина2

1 Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

2 Администрация г. Иркутска, г. Иркутск, Российская Федерация

Информация о статье

Дата поступления 19 июня 2022 г.

Дата принятия к печати 3 октября 2022 г.

Дата онлайн-размещения 8 ноября 2022 г.

Ключевые слова

Россия; геоэкономика; финансы; управление; национальная и экономическая безопасность; страны коллективного Запада; специальная военная операция

Аннотация

После распада СССР Россия вновь обрела свой суверенитет и стала на путь построения демократического (капиталистического) государства с рыночной экономикой. При этом экономика страны по сей день (более 30 лет) характеризуется как переходная, имеющая неустойчивую национальную валюту и финансовую систему. В статье обосновывается роль финансов в геополитической трансформации мировой экономики в условиях углубления кризисных явлений, обострения конкуренции и противоречий на глобальном рынке в связи с геоэкономическим переделом мира, усилением странами Запада, прежде всего США и Великобританией, гибридной войны против России и организацией прокси-войны посредством Украины. Данные обстоятельства ведут к необходимости перехода государства от ультралиберальной модели управления экономикой к планово-рыночной, ориентированной на результат, импортозамещение, экономический рост (выше мирового уровня) на основе модернизации производства. Это требует повышения полномочий государства в управлении воспроизводственными процессами, ставит задачи глубокого теоретического осмысления проблем финансовой безопасности, в том числе в аспекте трансформации управления с целью безусловного обеспечения суверенитета страны, ее национальной и экономической безопасности. В этой связи необходимы перестройка системы государственных институтов для обеспечения формирования и реализации широкомасштабных проектов модернизации в среднесрочной и долгосрочной перспективе на научной основе; стабильный экономический рост; повышение конкурентоспособности России с учетом усиливающейся неопределенности экономических взаимоотношений между странами; распространение цифровых технологий. При этом необходимо учитывать исторический мировой и отечественный опыт развития воспроизводственных процессов.

Original article

THE ROLE OF FINANCE IN ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF THE GEOPOLITICAL TRANSFORMATION OF THE WORLD ECONOMY

Victor I. Samarukha1, Alexey V. Samarukha1, Tatyana V. Sorokina2

1 Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation

2 Administration of Irkutsk, Irkutsk, the Russian Federation

Article info

Received June 19, 2022

Abstract

After the collapse of the USSR, Russia regained its sovereignty and embarked on the path of building a democratic (capitalist) state with

© Самаруха В.И., Самаруха А.В., Сорокина Т.В., 2022

Accepted October 3, 2022

Available online November 8, 2022

Keywords

Russia; geoeconomics; finance; control; national and economic security; countries of the collective West; special military operation

a market economy. At the same time, the country's economy to this day (more than 30 years) is characterized as a transitional one, with an unstable national currency and financial system. The article substantiates the role of finance in the geopolitical transformation of the world economy in the context of deepening crisis phenomena, increased competition and contradictions in the global market in connection with the geo-economic redistribution of the world, the strengthening of the Western countries, primarily the United States and Great Britain, of a hybrid war against Russia and the organization of a proxy war through Ukraine. These circumstances lead to the need for the state to move from an ultra-liberal model of economic management to a planned-market, result-oriented, import substitution, economic growth (above the world level) based on the modernization of production. This requires increasing the powers of the state in the management of reproductive processes, sets the task of a deep theoretical understanding of the problems of financial security including in the aspect of transformation of management to unconditionally ensure the sovereignty of the country, its national and economic security. In this regard, it is necessary to restructure the system of state institutions to ensure the formation and implementation of large-scale modernization projects in the medium and long term on a scientific basis; stable economic growth; increasing the competitiveness of Russia, taking into account the growing uncertainty of economic relations between countries; spread of digital technologies. At the same time, it is necessary to take into account the historical world and domestic experience in the development of production processes.

Вопрос о роли финансовой системы в обеспечении национальной безопасности России является, безусловно, актуальным. Финансовая система имеет основополагающее значение для экономической безопасности страны, которая в соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года1 трактуется как «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации».

Экономическая безопасность любой страны является стержнем национальной безопасности, она обеспечивает экономическую независимость государства, защищенность его интересов в мире, поступательный рост валового внутреннего продукта, социально-экономическое развитие, повышение уровня жизни и политическую стабильность. В связи с этим исследование влияния финансов на экономическую безопасность страны как системы защищенности от вызовов, рисков и угроз должно осуществляться с учетом различных аспектов и раскрытием их сущности, структуры и составляющих элементов.

1 О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // СПС «Консуль-тантПлюс».

Данным аспектам уделяется серьезное внимание, многие современные авторы внесли весомое научно-исследовательское приращение в развитие этого вопроса [1—8], однако некоторые проблемы, тенденции и актуальные специфические нюансы остались неосвещенными. Авторами исследованы экономическая безопасность как составляющая стратегии национальной безопасности РФ [1]; экономическая безопасность государства: противодействие спектру угроз — от материально-вещественных до информационно-цифровых [2]; продовольственная безопасность и импорто-замещение как часть экономической безопасности [3]; место и роль предпринимательства в системе экономической безопасности страны [4]; финансовая глобализация как причина роста вероятности возникновения финансовых кризисов [5]; влияние теневой экономики на уровень экономической безопасности [6]; угрозы налоговой безопасности РФ в системе экономической безопасности [7]; антикоррупционная криминологическая безопасность как новое направление научных исследований [8].

В настоящее время в мире происходят динамичные изменения, обусловленные формированием новых центров экономического развития и уходом от однополярного (американоцентричного) геоэкономического устройства, а также переходом на новый технологический уклад, который всегда сопровождается мировым экономическим кризисом.

п ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а

и ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О

м м

ы

Z

10 р

7

8

09 4

3

5

ä

6

rf

сч

8 ci

N О N

I

iE э

ф *

n *

W «

£ «

CO

® IE

CO

Причиной активизации мировых геополитического и геоэкономического кризисов является передел мира, обусловленный очередной фазой воспроизводственного кризиса в мировой экономике, а также возросшее за последние 30 лет экономическое и военное могущество Китая, следствием чего выступает рост внешних долгов в развитых странах, инфляция, ослабление механизмов экономического взаимодействия между странами и нарастание противоречий, что значительно ускоряет изменения как в мировой экономике, так и по отдельности во всех странах. В этой связи в целях обеспечения экономической безопасности стратегически важным для России становится принятие адекватных мер по повышению эффективности функционирования национальной экономики, совершенствованию механизма обеспечения экономической и финансовой безопасности за счет создания условий для устойчивой деятельности экономических агентов (включая малый и средний бизнес) на основе свободной конкуренции и регулирующей роли государства, которая должна быть направлена на ликвидацию рисков поступательного экономического роста (необходимо, чтобы он был выше мировых темпов), и повышение уровня благосостояния населения во всех регионах страны.

Исследования различных аспектов экономической и финансовой безопасности страны требуют всестороннего рассмотрения с целью выработки научно обоснованных знаний по оценке функционирования производительных сил на разных этапах их исторического развития и разработки рекомендаций по обеспечению национальной, экономической и финансовой безопасности страны. Однако из-за происходящих динамических внутренних и внешних (на мировом уровне) изменений этот вопрос изучен недостаточно и требует постоянного анализа и мониторинга для принятия мер по купированию рисков и угроз национальной, экономической и финансовой безопасности, а также недопущения накопления потенциала протестных настроений в обществе (в стране в целом и регионах), которые могут привести к массовым социальным волнениям.

В соответствии с Конституцией РФ Россия является федеральным государством, поэтому стратегии развития ее субъектов по основным показателям социально-экономического развития должны корреспондироваться с показателями страны. В этой связи следует отметить, что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правитель-

ства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, были поставлены следующие задачи:

- достичь уровня жизни населения, равного уровню жизни населения в развитых рыночных странах;

- повысить производительность труда в 4 раза;

- перейти на инновационную знаниевую экономику.

При этом приоритетное внимание предлагалось уделить развитию человеческого капитала. Данные показатели и стратегические ориентиры не включены в финансовые и бюджетные стратегии России и субъектов Федерации, поэтому были выполнены частично, что нанесло вред социально-экономическому развитию страны, национальной, экономической и финансовой безопасности.

Современные документы стратегического развития России переформатировали и усилили ранее обозначенные цели как в сфере стратегического, социально-экономического развития2, так и в области национальной, информационной и экономической безопасности3. Однако существенная деформация внешних и внутренних условий хозяйствования, инерционные тенденции развития которых были положены в основу современных стратегических документов в период их прогнозно-аналитической разработки, вызывает объективные сомнения как в достижении социальных и экономических целей, так и в достаточности стратегических мероприятий по обеспечению национальной, информационной и экономической безопасности.

В последнее время в мире происходят стремительные геоэкономические изменения из-за усиления международной конкуренции в связи с вступлением человечества в эру четвертой научно-технической революции и переходом на новый технологический уклад. При этом мировая экономика претерпевает геоэкономическую трансформацию: формируются новые центры экономического развития и, соответственно, разру-

2 О стратегическом планировании в Российской Федерации : федер. закон от 23 окт. 2014 г. № 172 // СПС «КонсультантПлюс» ; О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. // Там же.

3 О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 ; Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 5 дек. 2016 г. № 646 // СПС «Кон-сультантПлюс» ; О стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 // Там же ; О безопасности : федер. закон от 28 дек. 2020 г. № 390 // Там же.

шается геоэкономическая монополия США и стран коллективного Запада, происходит перераспределение сырьевых и финансовых ресурсов, которые утекают от стажирующих экономик европейских государств в страны активного экономического роста — Юго-Восточной Азии, а именно в Китай и Индию. Это явление требует теоретического исследования в целях выработки научно обоснованных рекомендаций, касающихся проведения государственной и региональной политики обеспечения экономической безопасности России.

Органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют расходы, связанные с предоставлением общественных благ, по следующим классификационным группам: расходы на управление, на оборону и правоохранительную деятельность, на социально-культурную сферу, расходы, связанные с экономической политикой.

Эти расходы в полной мере относятся к финансовому обеспечению национальной безопасности, которая является основой безопасности государства и включает военную, экономическую, финансовую, экологическую безопасность, а также безопасность личности и общества.

На наш взгляд, в аспекте геоэкономики государство — это субъект мирохозяйственной системы, представляющий собой высший институт организации жизнедеятельности нации страны, обеспечивающий ее суверенитет, национальную и экономическую безопасность, гарантирующий права и свободы граждан, общечеловеческие ценности, управление социально-экономическим развитием в обозримой перспективе. Следует согласиться с позицией В.Ю. Рогова: «Первым в иерархии функционирующих институтов (как структур, организаций) экономической безопасности страны, формирующим условия эволюции остальных институтов, является государство, реализующее «национальную идею» в сфере экономики и тем самым становящееся в концептуальном, содержательном плане «государством безопасного развития экономики»» [9]. В этой связи нужно отметить, что в Конституции РФ не утверждена национальная идея ни общества, ни государства. По нашему мнению, за национальную идею России следует принять п. 1 ст. 7 Конституции РФ: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Считаем справедливым замечание С.С. Босхо-лова: «Безопасность государства — одна из

составляющих национальной безопасности, понятие, характеризующее состояние защищенности государства от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается суверенитет, государственная и территориальная целостность Российской Федерации, стабильное социально-политическое, экономическое и духовно-нравственное развитие общества, реализация прав и свобод человека и гражданина» [10].

В ст. 1 Конституции РФ указано: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это требование определяет структуру государственной власти и системы управления РФ.

Согласно ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации «осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». В п. 1 ст. 11 Конституции РФ отмечается, что «государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Из этого следует, что Россия является президентским государством.

Государственная власть в стране осуществляется в форме управленческого воздействия субъекта управления на объект управления в соответствии с требованиями Конституции РФ, законов и нормативных правовых актов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с гл. 4 Конституции РФ «Президент Российской Федерации является главой государства... гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти. определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях» (пп. 1-4 ст. 80).

В этой связи можно констатировать, что Президент РФ является субъектом управления государством, ответственным за охрану суверенитета страны и, следовательно, за ее экономическую безопасность.

п ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О

м м

ы

Z

10 р

7

8

09 4

Согласно ст. 85 Конституции РФ, «Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом». Все перечисленные основные полномочия и компетенции Президента РФ как субъекта государства в соответствии с Конституцией РФ прямо направлены на обеспечение суверенитета, национальной и экономической безопасности страны.

Благодаря тому что Президент избирается на шесть лет, Госдума — на пять лет, а сенаторы — на срок действия законодательного собрания соответствующего региона (пять лет в разные сроки), обеспечивается постоянная работа государственных властных институтов России и преемственность политического курса требованиям Конституции РФ.

Право законодательной инициативы в России принадлежит Президенту, Совету Федерации, сенаторам, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации (ст. 104 Конституции РФ). Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Согласно пп. 1-3 ст. 115 Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента России Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России, однако в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента России они могут быть отменены Президентом РФ.

Выполнения требований Конституции РФ можно достичь только при условии эффективного управления экономикой страны, за которое отвечает Правительство РФ.

Термин «управление» с точки зрения системного подхода — это непрерывный процесс производства в экономике необходимых ресурсов с целью обеспечения социально-экономического развития страны и ее национальной безопасности.

В условиях российской действительности зачастую наблюдаются ситуации, когда субъект управления (управляющая подсисте-

ма) нацелен на достижение лишь собственной эффективности либо интересов собственников и не всегда ориентирован на цели государства. Так, за годы рыночных реформ российские олигархи разместили на счетах банков стран Запада и приобрели имущество (замки, яхты и т.д.) на сумму более 2 трлн долл. После введения санкций против России эта собственность конфискуется. В результате такого управления происходит снижение всех параметров, характеризующих устойчивость объекта управления, а также национальной и экономической безопасности государства.

Под субъектом управления понимается человек, организация либо группа людей и организаций (Правительство РФ, губернаторы, Госдума, Президент РФ и т.д.), от которых исходят управленческие воздействия.

Под объектом управления понимается подсистема, на которую направлены управленческие воздействия. Объектом управления могут быть физические, юридические лица, а также целые социально-экономические системы (предприятия, отрасли, районы, города, регионы, государство и др.).

Таким образом, управление представляет собой определенный тип взаимодействия двух составляющих — субъекта и объекта управления. При этом субъект направляет объекту импульсы воздействия (команды управления) о том, как он должен функционировать.

Совокупность субъекта и объекта управления с существующими между ними прямыми и обратными связями принято называть системой управления. Система управления ограничена контуром управления, за пределами которого находится внешняя среда. С внешней средой система связана входящими и выходящими ресурсами. В состав ресурсных потоков входят информация, материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

Управление является реальным, если имеются, с одной стороны, потребность и возможность субъекта управления управлять, а с другой — потребность и возможность объекта управления выполнять управленческие задачи и команды (в частности, обеспечивать национальную и экономическую безопасность государства в текущем времени и в обозримой перспективе). Процесс управления страной является непрерывным и не допускает вакуума власти и управленческих воздействий.

Если цели управления субъекта управления совпадают с целями всей системы управления, то субъект ориентирован на эффективное управление.

Управление государством характеризуется рядом особенностей. Во-первых, управление — это целенаправленный процесс; во-вторых, он осуществляется непрерывно; в-третьих, в результате воздействия субъекта управления на объект управления должен быть получен заданный результат, который необходимо сверять с намеченными целями (концепциями, стратегиями, планами). В аспекте национальной и экономической безопасности — достижение установленных пороговых значений, устанавливаемых показателей.

Правило результата управления гласит: чем больше результат соответствует поставленной цели, тем выше качество управления.

В настоящее время на международном уровне сформирована мировая моноцен-тричная модель функционирования финансового капитала первого уровня во главе с США, на втором уровне стоят остальные страны G7. Прочие же государства вынуждены нести убытки из-за монопольного диктата мировых финансовых центров. Это, в свою очередь, приводит к тому, что монополии, существующие в мире в настоящее время, можно условно разделить на две группы: монополия — центр и монополия — периферия. При этом отношение ученых-экономистов к этим двум группам прямо противоположное. На современном этапе эволюции мировой экономики логика накопления финансового капитала и его централизация остаются неизменными. Включение государств с развивающейся экономикой (которые страны G7 считают своими колониями) в глобальный рынок означает неизбежность перераспределения финансового капитала в пользу «центра» — стран-метрополий — через механизм Всемирной торговой организации и Международного валютного фонда. Для поддержания своей гегемонии США постоянно устраивают прямые региональные войны и прокси-войны. С этой целью они (вместе с другими странами НАТО) поставили под внешнее управление Украину, приведя к власти марионеточное правительство и проводя русофобскую политику.

Последние восемь лет народ России находится в стрессовом, тревожном состоянии из-за военных действий Украины против населения Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) после государственного переворота 2014 г.

Вооруженные силы РФ по решению руководящих органов России 24 февраля 2022 г. начали военную операцию по принуждению к миру, демилитаризации и денацификации Украины. Такое решение вызвано тем, что

в результате государственного переворота, совершенного на Украине весной 2014 г. неонацистами при участии спецслужб США, пришли к власти русофобски настроенные националисты. Восемь лет нацистское правительство Украины (которое полностью находится под контролем США) занимается геноцидом народов ДНР и ЛНР. Эти республики были созданы жителями Донецкой и Луганской областей Украины. Они не признали узурпаторов законной власти и в результате проведения народных референдумов выдвинули требование по предоставлению им автономии в составе Украины. Эти требования были проигнорированы нацистами — узурпаторами власти, и против мирных жителей Донецкой и Луганской областей была направлена регулярная армия Украины.

Лидеры обеих областей организовали воинские ополчения и остановили наступление украинских войск, которые стали практически ежедневно обстреливать города и поселки ДНР и ЛНР, в результате чего гибли мирные жители — женщины, дети и старики. При этом Украина не выполняла подписанное Минское соглашение, утвержденное Советом Безопасности ООН, которое предусматривало меры предотвращения конфликта в результате конституционной реформы Украины и предоставления автономии Донецкой и Луганской областям. Страны коллективного Запада, находящиеся, как и Украина, под контролем США, игнорировали геноцид народов ДНР и ЛНР, а также политические репрессии нацистским правительством Украины в отношении русского и украинского народов.

В начале 2022 г. Украина начала сосредоточивать военные группировки своих войск (около 150 тыс. чел. и ударные артиллерийские комплексы) вдоль границы с ДНР и ЛНР. США и другие страны НАТО поставляли (секретно все восемь лет) Украине новейшее летальное оружие. Все это свидетельствовало о том, что готовится стремительное наступление Украины на ДНР и ЛНР и массовые убийства мирных жителей. В этих условиях главы ДНР и ЛНР обратились к России с просьбой о признании самопровозглашенных республик. ДНР и ЛНР были признаны Россией 21 февраля 2022 г. в границах соответственно Донецкой и Луганской областей Украины. При этом США и их сателлиты выдвинули против России новые экономические санкции и ускорили военные приготовления Украины к нападению на республики.

С целью упреждения готовящегося нападения Украины на ДНР и ЛНР Президент Рос-

п ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О

2 2

Ы Z

10 р

7

8

09 4

сии В.В. Путин был вынужден принять решение о проведении специальной военной операции по денацификации, демилитаризации Украины (СВО) и уголовного преследования военных преступников и бандитов-неонацистов. Нападение Украины на ДНР и ЛНР готовилось по приказу США и стран НАТО с тем, чтобы втянуть в военный конфликт РФ для ослабления ее экономики и оборонного потенциала, а в дальнейшем уничтожения страны по примеру СССР. Поэтому у России не оставалось иного выбора, как начать проведение СВО.

Анализируя действия США, Г.А. Зюганов пишет: «Милитаризация Восточной Европы после роспуска Варшавского договора налицо. Агрессивные намерения США и их натовских сателлитов по порабощению Украины не должны быть реализованы. Эти агрессивные планы создают критические угрозы для безопасности России. Одновременно они в корне противоречат интересам украинского народа» [11]. Рассматривая роль США как субъекта мировой экономики, он также отмечает: «Свои конкурентные возможности в глобальном мире США повышают любой ценой. Их не смущает тот факт, что санкции против России, торпедирование «Северного потока — 2» и угроза войны в Европе ведут к тяжелым экономическим потерям для стран еврозоны. Народам мира сегодня особенно важно осознать всю авантюрность политики Вашингтона и вспомнить опыт широкого антивоенного движения. Развертывание такого движения обеспечило бы солидарность с миролюбивыми народами России и Украины и защитило бы их права на собственное развитие» [там же].

Наряду с США агрессивную политику против России, Белоруссии, ДНР и ЛНР проводит Великобритания, которая стремится создать себе новый колониальный финансовый пояс (макрозону) в системе неоглобализации и геоэкономического передела мира, включив в него некоторые станы Ближнего Востока, Украину и бывшие социалистические страны Восточной Европы, назначив смотрящим верного вассала — Польшу. При этом для ослабления России она посчитала возможным создать государственный враждебный блок (финансовую зону), в котором главной военной силой против России и Белоруссии будет выступать нацистская Украина. Однако провалившаяся оранжевая революция в Белоруссии в августе 2020 г., признание Россией ДНР и ЛНР, проведение СВО, а также военно-политическая и экономическая сила РФ и Белоруссии делают этот план Великобритании несбыточным.

В настоящее время в связи с бурным внедрением цифровых технологий и социальных сетей создаются новые условия формирования политических настроений большинства граждан в системе цифровой коммуникационной среды, хозяева которой могут управлять процессами выборов лидеров и руководителей публичной власти всех уровней и оказывать влияние на суверенитет страны.

Цифровизация ускоряет осуществление социальных, политических и экономических изменений в мире и в группах (блоках) стран, отдельно в каждой стране и территориальных структурах, а главное — в размещении и развитии производительных сил и функционировании финансовых ресурсов. При этом изменяется сущность публичной власти и формы ее работы, взаимосвязи с населением и бизнес-сообществом.

Президент России В.В. Путин объявил о переходе к социальному государству-цивилизации. Данный концепт требует сохранения традиционных ценностей российских народов и выработки рекомендаций по их развитию в новых условиях. Надежной объективной материальной базой социального государства-цивилизации должна стать максимально самодостаточная экономика как России в целом, так и ее регионов. Для этого нужно усилить работу по импортозамеще-нию, что не нравится странам коллективного Запада. В этой связи хищение ими 300 млрд долл. золотовалютных резервов РФ, создание политической и военной ситуации на Украине, которая вынудила Россию начать СВО, и принятие беспрецедентных санкций в отношении РФ являются звеньями одной целенаправленной политики тотальной экономической войны против России с целью ее уничтожения как государства.

Для экономического рывка Правительству РФ необходимо отказаться от ультралиберальной модели экономики и перейти к ориентированной на достижение заданных результатов программно-проектной модели управления экономикой и ее регулирования.

Национальная и экономическая безопасность России может быть обеспечена только при условии единого федеративного государства, управляемого на основе научно обоснованных рекомендаций и программных директивных документов, целью развития которого является экономический рост выше мирового, активное социальное развитие и повышение уровня и качества жизни населения во всех регионах страны, что требует централизованного федерализма управления общегосударственными финансами, тем

более после присоединения ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей к Российской Федерации (с 5 октября 2022 г. вошли в состав России в результате свободного волеизъявления их жителей на референдумах, с 20 октября 2022 г. в этих регионах объявлено военное положение).

Необходимо создать такую социально-политическую атмосферу, при которой все граждане и предприниматели в приоритетном порядке будут руководствоваться интересами страны. Тот предприниматель и всякий другой гражданин России, который не работает на интересы своей страны, работает против ее народа.

Правительству РФ необходимо критически изучить опыт экономических реформ Китая по управлению отраслями экономики для его использования. При этом следует исходить из того, что не все радужно в Поднебесной. Долг Китая достигает почти 300 % ВВП, однако он в большей мере относится к предприятиям, чем считается государственным. Из-за доступности инвестиционных кредитов города-призраки стали экономической реальностью Китая. Девелоперы брали кредиты и строили дома, которые оказались не востребованы. Эти экономические проекты никому не нужны, они и создали долговую пирамиду. В. Милов отмечает: «Понимая, что грядут экономические трудности, в Китае выстроена диктатура тотального контроля над гражданами, введена система социального кредита: при нарушениях отбираются баллы и вводятся ограничения устройства на работу, получения благ. Китай ощущает себя полновластным хозяином над российскими ресурсами, устраивая экономический диктат. Российский газ в Китае самый дешевый в мире, цена 140 долл. за 1 000 м3 — в три раза ниже мировой цены. Россия является поставщиком ресурсов Китаю по ценам ниже мирового уровня» [12].

Санкции США и их сателлитов против РФ являются незаконными (так как приняты без решения Совета Безопасности ООН), монополистическим диктатом, элементом гибридной войны и инструментом выдавливания конкурентов с рынка. Реакцией на санкции должен стать переход на мобилизационную модель управления социально-экономическим развитием РФ, импортозамещение и увеличение инвестиций в реальный сектор экономики для обеспечения национальной и экономической безопасности. Целью развития экономики должно стать не общество потребления, а общество высокой культуры, достатка, просвещения и исполнения традиционных консервативных ценностей.

Изменившаяся в России социально-политическая ситуация требует усиления просветительской работы среди населения, особенно среди молодежи (школьников и студентов). При этом необходимо иметь в виду, что главными воспитателями молодых людей являются труд и его справедливая оплата. Поэтому создание привлекательных рабочих мест в целях трудоустройства молодежи и других людей должно стать главным направлением экономической и социальной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Эффективная занятость населения является фундаментом социального государства и его национальной, экономической и финансовой безопасности.

Одно из важных направлений укрепления национальной, экономической и финансовой безопасности РФ — углубление экономической интеграции с Белоруссией, смысл которой заключается в создании передовой инновационной экономики союзного государства. Запад должен понять, что Россия, Белоруссия и Украина (без бандеровцев) являются единой цивилизацией.

Сегодня ясно, что в обозримом будущем наука будет определять социально-экономический уклад, конкурентоспособность экономики страны и, следовательно, ее национальную, экономическую и финансовую безопасность.

В соответствии с теорией долгосрочного технико-экономического развития экономические уклады принято связывать прежде всего с техническими укладами. Под последними понимаются крупные комплексы технологически сопряженных производств, которые последовательно и постепенно замещают друг друга.

К сожалению, наука (как и инновации) оказалась в России недофинансированной. Сырьевые и энергетические экспортные отрасли, негативно воздействуя на окружающую среду, предъявляют спрос на сравнительно ограниченный объем инновационной продукции. В ходе экономического подъема наблюдается перемещение ресурсов в пользу энергетического и финансового секторов. В таких условиях прогрессирует «голландская болезнь», что выражается в росте промышленного высокотехнологичного импорта и устойчивом отрыве по уровню доходов добывающей промышленности и финансового сектора от остальных отраслей. Так, в добывающей промышленности заработная плата вдвое выше, чем в обрабатывающей, а в финансовом секторе — в 3 раза выше, чем в сфере образования (причем ясно, что

п ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01 И 5<

а л

г

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч 2

о

м м

ы Z

10 р

47

8

09 4

этот сектор обслуживает главным образом экспортные отрасли и их сотрудников). С ростом доходов в государственном секторе в структуре среднего класса (порядка 25 % населения) все больше доминируют (по финансовому критерию) чиновники, работники экспортных секторов, сферы финансов и части торговли и услуг (особенно в столицах и крупнейших городах).

Дальнейшая модернизация экономики РФ возможна только на основе крупных капиталовложений в опережающее технологическое развитие и применения инноваций.

Экономические санкции, принятые странами коллективного Запада, ставят новые экстраординарные задачи перед Россией по проведению прорывной индустриализации и ускорению импортозамещения. Для этого необходимы актуальные проекты по строительству и модернизации действующих предприятий, а также большие инвестиции, которые нужно изыскать на внутреннем рынке, в том числе за счет дополнительной эмиссии специальных цифровых инвестиционных фиатных рублей.

Наша страна не имеет ограничений по экономическому росту (они могут быть выше среднемировых темпов), по трудовым, энергетическим и тем более природным ресурсам. Главным ограничением экономического роста в России является неэффективная денежная политика и нехватка фиатных денег в воспроизводственных процессах во всех отраслях экономики. В стране крайне низкая монетизация экономики. По мнению академика С.Ю. Глазьева, Россия отстает от Китая по выпуску продукции в 5 раз, а по объему кредита — в 20 раз. КНР обеспечивает свои предприятия под создание мощностей на 20 лет под 0,2 % годовых [13].

Платой России за высокую инфляцию и низкий курс рубля является технологическая отсталость производства. В стране недостаточная производительность труда и избыточная занятость из-за устаревших технологий, которые плохо обновляются по причине нехватки заемных (кредитных) инвестиционных ресурсов, поскольку коммерческие банки всего 5 % своих ресурсов направляют

на инвестиции под большие проценты, так как ключевая ставка Центрального банка высока.

Объем денежной массы в ведущих странах мира за последние десять лет вырос в 5 раз, а ЦБ России изымает деньги из экономики, обосновывая это целью борьбы с инфляцией на основе политики таргетирования, сдерживая таким образом экономический рост. Хотя главный способ борьбы с инфляцией — стимулирование экономического роста на основе внедрения в производство достижений научно-технического прогресса, что обеспечит повышение уровня жизни населения.

Для преодоления санкций стран коллективного Запада России необходимо изменить денежно-кредитную политику на основе финансового форсажа по целевым кредитным линиям по программам импортозамещения и модернизации предприятий, создания новых предприятий и производств (с применением специальных инвестиционных контрактов), что позволит обеспечить спрос на выпускаемые товары на внутреннем рынке и увеличить объем их экспорта. В конечном счете это будет способствовать созданию новых рабочих мест, повышению уровня жизни населения и усилению экономической и финансовой безопасности страны. При этом следует отметить, что специальные инструменты целевого кредитования умеют использовать все коммерческие банки России, которые также могут управлять кредитными рисками. Поэтому механизм финансового форсажа можно запустить за три-четыре месяца и избежать роста безработицы.

С введением жестких санкций РФ потеряла около 100 млрд долл. в виде иностранных кредитов, которые предоставлялись под 2,0-2,5 % годовых, их нужно заместить кредитами отечественных банков.

Россия может выйти из рецессии только за счет собственных внутренних ресурсов и талантливых трудолюбивых народов страны. Потенциалом развития государства является высококвалифицированное научно обоснованное управление производительными силами и его стабильность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тимонин Р.В. Экономическая безопасность как составляющая стратегии национальной безопасности РФ / Р.В. Тимонин, А.В. Соколова. — EDN JPCNBA // Вестник Академии. — 2019. — № 3. — С. 58-64.

2. Экономическая безопасность государства: противодействие спектру угроз — от материально-вещественных до информационно-цифровых / М.А. Гуреева, Н.С. Зиядуллаев, И.К. Ларионов, В.В. Овчинников. — 2-е изд. — Москва : Дашков и К°, 2021. — 478 с.

3. Баух Д.А. Продовольственная безопасность и импортозамещение как часть экономической безопасности / Д.А. Баух. — EDN RDVZHV // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2020. — № 25. — С. 171-174.

4. Мухина И.А. Место и роль предпринимательства в системе экономической безопасности страны / И.А. Мухина. — EDN IZKVPO // Наука Удмуртии. — 2021. — № 1. — С. 138-148.

5. Сеньков М.И. Финансовая глобализация как причина роста вероятности возникновения финансовых кризисов / М.И. Сеньков. — EDN OWNYJH // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2012. — № 1.

6. Буров В.Ю. Влияние теневой экономики на уровень экономической безопасности / В.Ю. Буров, П.А. Кислощаев. — EDN OWNYGP // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2012. — № 1.

7. Негодина О.В. Угрозы налоговой безопасности РФ в системе экономической безопасности / О.В. Негодина. — EDN PFBREO // Санкт-Петербургский научный вестник. — 2021. — № 2.

8. Дамм И.А. Антикоррупционная криминологическая безопасность как новое направление научных исследований / И.А. Дамм. — DOI 10.17150/2500-4255.2021.15(6).734-743. — EDN LNXFOT // Всероссийский криминологический журнал. — 2021. — Т. 15, № 6. — С. 734-743.

9. Рогов В.Ю. Основы формирования геоэкономических регионов современной России / В.Ю. Рогов. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2002. — 198 с.

10. Босхолов С.С. Национальная безопасность России: теоретико-правовой и прикладной аспекты / С.С. Босхолов. — Москва : Проспект, 2021. — 456 с. — EDN CWDYQC.

11. Зюганов Г.А. Народ Украины не должен быть жертвой мирового капитала и олигархических кланов / Г.А. Зюганов // Правда. — 2022. — 25 февр.

12. Милов В. Китай: глобальная угроза или экономический пузырь / В. Милов // YouTube. — URL: https:// www.youtube.com/watch?v=NimtnTW6u9A.

13. Глазьев С.Ю. О правде, санкциях, экологии и опережающем развитии / С.Ю. Глазьев // YouTube. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=yWk23pTB8Ew.

REFERENCES

1. Timonin R.V., Sokolova A.V. Economic Security as a Component National Security Strategies of the Russian Federation. Vestnik Akademii = Academy's Herald, 2019, no. 3, pp. 58-64. (In Russian). EDN: JPCNBA.

2. Gureeva M.A., Ziyadullaev N.S., Larionov I.K., Ovchinnikov V.V. Economic security of the state: countering a range of threats — from tangible to information and digital. Moscow, Dashkov i K° Publ., 2021. 478 p.

3. Baukh D.A. Food Security and Import Substitution as Part of Economic Security. Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera = Collections of conferences of SPC Sociosphere, 2020, no. 25, pp. 171-174. (In Russian). EDN: RDVZHV.

4. Mukhina I.A. The Place and Role of Entrepreneurship in the System of Economic Security of the Country. Nauka Udmurtii = Udmurtia Science, 2021, no. 1, pp. 138-148. (In Russian). EDN: IZKVPO.

5. Senkov M.I. Financial Globalization as a Preliminary Cause of Financial Crises. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baikalskii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2012, no. 1. (In Russian). EDN: OWNYJH.

6. Burov V.Yu., Kisloshchaev P.A. Impact of Shadow Economy on Economic Safety. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baikalskiy gosudarstvennyi universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (BaikalState University of Economics and Law), 2021, no. 1. (In Russian). EDN: OWNYGP.

7. Negodina O.V. Tax Security Threats of the Russian Federation in the Economic Security System. Sankt-Peterburgskii nauchnyi vestnik = Saint Petersburg Scientific Bulletin, 2021, no. 2. (In Russian). EDN: PFBREO.

8. Damm I.A. Anti-corruption Criminological Security as a New Direction of Research. Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal = Russian Journal of Criminology, 2021, vol. 15, no. 6, pp. 734-743. (In Russian). EDN: LNXFOT. DOI: 10.17150/2500-4255.2021.15(6).734-743.

9. Rogov V.Yu. Fundamentals of the formation of geo-economic regions of modern Russia. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2002. 198 p.

10. Boskholov S.S. National Security of Russia: Theoretical, Legal and Applied Aspects. Moscow, Prospekt Publ., 2021. 456 p. EDN: CWDYQC.

11. Zyuganov G.A. The people of Ukraine should not be a victim of world capital and oligarchic clans. Pravda, 2022, February 25. (In Russian).

12. Milov V. China: global threat or economic bubble.YouTube. Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=NimtnTW6u9A. (In Russian).

13. Glaz'ev S.Yu. About truth, sanctions, ecology and advanced development. YouTube. Available at: https:// www.youtube.com/watch?v=yWk23pTB8Ew. (In Russian).

Информация об авторах Authors

Самаруха Виктор Иванович — доктор эконо- Victor I. Samarukha — D.Sc. in Economics, Pro-

мических наук, профессор, заслуженный деятель fessor, Honored Science Worker of the Russian Fe-

науки Российской Федерации, кафедра мировой deration, Department of World Economy and Economic

экономики и экономической безопасности, заведу- Security, Head of the Laboratory of Regional Economics

ющий лабораторией региональной экономики и фи- and Finance, Baikal State University, Irkutsk, the Rus-

Ф 0 4

01 И 5<

а

л т

n *

о

о

о

а

и ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

н

ф

ч

2 О

2 2

Ы

Z

10

О 7

8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

09 4

нансов, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: oksalsam@ mail.ru, SPIN-код: 8483-3052, AuthorlD РИНЦ: 106515.

Самаруха Алексей Викторович — доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики предприятий и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: samarukha_ alex@mail.ru, © https://orcid.org/0000-0002-5885-619X, SPIN-код: 2345-0654; Scopus Author ID: 56578542900, ResearcherlD: G-3067-2018.

Сорокина Татьяна Владимировна — доктор экономических наук, доцент, начальник информационно-аналитического управления комитета по бюджетной политике и финансам администрации г. Иркутска, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: natvros@mail.ru, SPIN-код: 9717-5792, AuthorlD РИНЦ: 516761.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования

Самаруха В.И. Роль финансов в обеспечении экономической безопасности России в условиях геополитической трансформации мировой экономики / В.И. Самаруха, А.В. Самаруха, Т.В. Сорокина. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(3).474-484. — EDN AVYZQL // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 3. — С. 474-484.

sian Federation, e-mail: oksalsam@mail.ru, SPIN-Code: 8483-3052, AuthorlD RSCI: 106515.

Alexey V. Samarukha — D.Sc in Economics, Professor, Department of Enterprise Economics and Entrepreneurship, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: samarukha_alex@mail.ru; © https://orcid.org/0000-0002-5885-619X, SPINCode: 2345-0654, Scopus Author ID: 56578542900, ResearcherlD: G-3067-2018.

Tatyana V. Sorokina — D.Sc. in Economics, Associate Professor, Head of the Information and Analytical Department, Administration of Irkutsk, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: natvros@mail.ru; SPIN-Code: 9717-5792, AuthorID RSCI: 516761.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

For Citation

Samarukha V.I., Samarukha A.V., Sorokina T.V. The Role of Finance in Ensuring the Economic Security of Russia in the Conditions of the Geopolitical Transformation of the World Economy. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 3, pp. 474-484. (In Russian). EDN: AVYZQL. DOI: 10.17150/2500-2759.2022.32(3).474-484.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.