Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА НОВЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД'

ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА НОВЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / "ЗЕЛЕНАЯ" ЭКОНОМИКА / НЕИСТОЩИТЕЛЬНОЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ / МИНИСТЕРСТВО ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самаруха Виктор Иванович, Жабина Дарья Александровна, Ловчагин Сергей Александрович

В условиях углубления кризисных явлений, обострения конкуренции и противоречий на глобальном рынке, в связи с переходом на новый технологический уклад Россия должна перейти от ультралиберальной модели управления экономикой к планово-рыночной, ориентированной на результат экономического роста и модернизации производства. Это требует повышения полномочий государства в управлении воспроизводственными процессами в лесопромышленном комплексе (ЛПК) (с учетом принципов «зеленой экономики»), что ставит задачи глубокого теоретического осмысления, в том числе в аспекте трансформации управления на федеральном и региональном уровнях. В данной статье с использованием методов анализа и синтеза, обобщения и систематизации материала, соответствующего теме, обосновывается необходимость трансформации управления ЛПК Байкальского региона, перестройки системы институтов, с целью обеспечения формирования и реализации широкомасштабных проектов модернизации в этой сфере на научной основе, достижения стабильного экономического роста, повышения конкурентоспособности российского ЛПК на мировом рынке. Предлагается, что основой единства данной системы должен стать федеральный субъект управления - Министерство лесопромышленного комплекса Российской Федерации, осуществляющий функции планирования, организации, мотивации перехода предприятий ЛПК на новый технологический уклад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самаруха Виктор Иванович, Жабина Дарья Александровна, Ловчагин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF MANAGEMENT OF THE TIMBER INDUSTRY COMPLEX OF THE BAIKAL REGION DURING THE TRANSITION TO A NEW TECHNOLOGICAL PARADIGM

In the context of economic downturn, increasing competition and uncertainties in the global market, in connection with the transition to a new technological paradigm, Russia should move from an ultra-liberal model of economic management to a planned market model focused on the results of economic growth and modernization of production. This requires increasing state control in the reproduction processes in the timber industry (LPC) (taking into account the principles of the «green economy»), which requires deep theoretical understanding, including management transformation at the federal and regional levels. In this article, we employed general scientific methods to show the urgent need for transforming the management of the Baikal region LPC, restructuring the system of institutions, in order to ensure the formation and implementation of large-scale modernization projects in this area on a scientific basis, achieve stable economic growth, and increase the competitiveness of the Russian LPC on the global market. We proposed that the foundation of this system should be a federal subject of management - the Ministry of Forestry of the Russian Federation, which performs the functions of planning, organizing, and motivating the transition of LPC enterprises to a new technological paradigm.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА НОВЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД»

УДК 338.45

B.И. Самаруха

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Д.А. Жабина

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

C.А. Ловчагин

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА НОВЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД*

АННОТАЦИЯ. В условиях углубления кризисных явлений, обострения конкуренции и противоречий на глобальном рынке, в связи с переходом на новый технологический уклад Россия должна перейти от ультралиберальной модели управления экономикой к планово-рыночной, ориентированной на результат экономического роста и модернизации производства. Это требует повышения полномочий государства в управлении воспроизводственными процессами в лесопромышленном комплексе (ЛПК) (с учетом принципов «зеленой экономики»), что ставит задачи глубокого теоретического осмысления, в том числе в аспекте трансформации управления на федеральном и региональном уровнях. В данной статье с использованием методов анализа и синтеза, обобщения и систематизации материала, соответствующего теме, обосновывается необходимость трансформации управления ЛПК Байкальского региона, перестройки системы институтов, с целью обеспечения формирования и реализации широкомасштабных проектов модернизации в этой сфере на научной основе, достижения стабильного экономического роста, повышения конкурентоспособности российского ЛПК на мировом рынке.

Предлагается, что основой единства данной системы должен стать федеральный субъект управления — Министерство лесопромышленного комплекса Российской Федерации, осуществляющий функции планирования, организации, мотивации перехода предприятий ЛПК на новый технологический уклад. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Трансформация управления, Байкальский регион, лесопромышленный комплекс, «зеленая» экономика, неистощительное лесопользование, Министерство лесопромышленного комплекса.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 2 апреля 2021 г.; дата принятия к печати 21 июня 2021 г.; дата онлайн-размещения 13 июля 2021 г.

V.I. Samarukha

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

D.A. Zhabina

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

* Материалы обсуждены на III Международной научно-практической конференции «Развитие малого предпринимательства в Байкальском регионе», организованной кафедрой экономики предприятия и предпринимательской деятельности ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», в рамках Всемирной недели Предпринимательства, г. Иркутск, 20 ноября 2020 г.

© Самаруха В.И., Жабина ДА, Ловчагин СА., 2021

S.A. Lovchagin

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

TRANSFORMATION OF MANAGEMENT OF THE TIMBER INDUSTRY COMPLEX OF THE BAIKAL REGION DURING THE TRANSITION TO A NEW TECHNOLOGICAL PARADIGM**

ABSTRACT. In the context of economic downturn, increasing competition and uncertainties in the global market, in connection with the transition to a new technological paradigm, Russia should move from an ultra-liberal model of economic management to a planned market model focused on the results of economic growth and modernization of production. This requires increasing state control in the reproduction processes in the timber industry (LPC) (taking into account the principles of the «green economy»), which requires deep theoretical understanding, including management transformation at the federal and regional levels. In this article, we employed general scientific methods to show the urgent need for transforming the management of the Baikal region LPC, restructuring the system of institutions, in order to ensure the formation and implementation of large-scale modernization projects in this area on a scientific basis, achieve stable economic growth, and increase the competitiveness of the Russian LPC on the global market.

We proposed that the foundation of this system should be a federal subject of management — the Ministry of Forestry of the Russian Federation, which performs the functions of planning, organizing, and motivating the transition of LPC enterprises to a new technological paradigm.

KEYWORDS. Management transformation, Baikal region, timber industry complex, «green» economy, sustainable forest management, Ministry of timber industry complex. ARTICLE INFO. Received April 2, 2021; accepted June 21, 2021; available online July 13, 2021.

** The research was presented at the III International Scientific and Practical Conference «Development of Small Business in the Baikal Region», organized by the Department of Enterprise Economics and Entrepreneurship of the Baikal State University, within the framework of the World Entrepreneurship Week, Irkutsk, 20 November 2020.

Под управлением любой системы следует понимать совокупность целенаправленных воздействий на нее, основанных на разнонаправленных информационных потоках, эффективность которых обусловлена множеством факторов: от свойств самих управляющих элементов, качества и обоснованности поступающей информации до характера обратной связи, с целью достижения необходимого результата.

Главная цель управления регионом, имеющим экологические ограничения (включая Байкальский регион), можно разделить на следующие подцели:

— развитие экономики при уменьшении потребления и использования ресурсов окружающей среды;

— ограничение отрицательного воздействия экономической деятельности человека на окружающую среду;

— улучшение состояния окружающей среды, где это необходимо и возможно [1, с. 11].

Под трансформацией управления в лесопромышленном комплексе мы понимаем изменение системы воспроизводства продукции лесопромышленного комплекса на уровне страны и в регионах под воздействием эндогенных факторов (принимаемых политических решений, внедрения инноваций) и экзогенных факторов — переход на новый технологический уклад, выполнение международных договоров и обязательств. Следует отметить, что лесной комплекс функционирует в социо-эколого-

экономической системе: «...это такой «объект», который постоянно пребывает в состоянии самоконструирования. Поэтому, говоря о ней как об объекте управления, следует иметь в виду управление не столько ее поведением, сколько ее организационной структурой. В результате управления социо-эколого-экономическая система изменяет свое качество, становится иной всякий раз, когда человек реализует на практике задуманные им проекты. Качество функционирования социо-эколого-эконо-мической системы характеризуется взаимоотношением между обществом и природой, которое существенно зависит от того, какими социальными и экономическими структурами представлено общество, каковы механизмы его функционирования» [1, с. 41].

Экономическая деятельность ЛПК нашей страны относится к промышленному виду производства, которое согласно Федеральному закону № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» трактуется как «.определенная на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности совокупность видов экономической деятельности, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений»1. Приведенное определение следует дополнить специфическими особенностями комплексной промышленной деятельности лесопромышленного комплекса [2], включающей в себя совокупность видов экономической деятельности, которые должны осуществляться на основе неистощительного использования леса (в аспекте «зеленой» экономики) и соответственно воспроизводства лесных ресурсов в системе хозяйственной деятельности, с учетом длительного временного лага — 100 лет.

В ЛПК Российской Федерации занято около 1 млн чел., и он приносит в федеральный бюджет страны ежегодно порядка 50 млрд р. в виде таможенных пошлин и налогов. Производственная деятельность в ЛПК имеет ряд специфических особенностей: использование при неистощительном лесопользовании возобновляемых ресурсов; сезонность лесозаготовок, что обуславливает потребность в банковском кредите; зависимость от строительства лесовозных автодорог [3]; сырьевая направленность экспорта; наличие незаконных (преступных) рубок леса [4]. Необходимость учета такой специфики является особенностью трансформации управления ЛПК Байкальского региона в целях обеспечения его устойчивого развития (рис. 1).

В связи с возрастающим интересом к проблемам «зеленой» экономики следует отметить, что она может развиваться только в условиях стабильной долгосрочной и устойчивой перспективы. Переход к устойчивому развитию лесопромышленного комплекса требует немалых усилий, как со стороны государства, так и со стороны предприятий ЛПК и институтов гражданского общества, однако осуществление такого перехода в современных условиях необходимо.

Академик Б.Н. Порфирьев указывает, что к «зеленой» экономике относят те виды и результаты хозяйственной деятельности, которые наряду с модернизацией и повышением эффективности производства способствуют улучшению качества жизни и среды проживания [5]. На наш взгляд, «зеленая» экономика должна соответствовать требованиям четвертой научно-технической революции и новому, шестому технологическому укладу, что ставит новые масштабные задачи модернизации ЛПК, включая трансформацию управления.

На долю России приходится 814,9 млн га лесов, что составляет 20,4 % суммарной площади лесов планеты Земля, и наша страна занимает первое место в мире по площади лесных земель.

1 О промышленной политике в Российской Федерации : Федер. закон от 31 дек. 2014 г. N° 488-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2015. N 1, ч. 1. Ст. 41.

Рис. 1. Составляющие устойчивого развития ЛПК Байкальского региона

По данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ЕЛО), площадь лесов мира по-прежнему сокращается. В среднем за 2010—2020 гг. площадь лесов мира сокращалась на 4,7 млн га в год (в нулевые — на 5,2 млн га в год, и в девяностые — на 7,8 млн га в год). Лидером по обезлесенью стала Африка2. Основными причинами вырубки лесов являются лесозаготовки для экспорта и подготовка земель для выращивания сои для питания населения и экспорта. Это свидетельствует о том, что рост населения планеты ведет к сокращению площадей лесов и соответственно к сокращению диких животных и опустыниванию земель. В сложившихся условиях особую важность приобретает принцип неисто-щительного лесопользования, соблюдение которого призвано обеспечить ценнейшим природным ресурсом будущие поколения.

На наш взгляд, под неистощительным лесопользованием в Байкальском регионе следует понимать вовлечение в хозяйственный оборот древесных ресурсов с учетом строгого соблюдения длительного (до 100 лет) воспроизводственного цикла (вырубаемого леса) и окружающей среды с целью дальнейшего вовлечения его в хозяйственный оборот или использования как рекреационного ресурса жизнеобеспечения.

Для целей соблюдения принципа неистощительного лесопользования охрана и воспроизводство лесов должны быть полностью обеспечены необходимыми финансовыми, материальными, трудовыми, техническими и другими ресурсами, и должны быть обязательной финансовой и моральной обязанностью лесопользователей, государства и институтов гражданского общества, которое должно осоз-

2 Глобальная оценка лесов 2020 от FAO: лесные дела плохи, а знания — приблизительны // Ян-декс-Дзен. URL https://zen.yandex.ru/media/forestforum/globalnaia-ocenka-lesov-2020-ot-fao-lesnye-dela-plohi-a-znaniia-priblizitelny-5eb5515bcbfa886ba57ff6e3.

навать ответственность по отношению к будущим поколениям. Соблюдение этого принципа должно подлежать постоянному мониторингу и надзору со стороны государства, СМИ и институтов гражданского общества.

Россия, являясь мировым лидером по площади лесных земель, вносит значительный вклад в уменьшение парникового эффекта на Земле. Между тем, экономические показатели деятельности лесопромышленных предприятий страны уступают аналогичным показателям в развитых странах. В этой связи растет значимость принятия мер, направленных на увеличение вклада ЛПК в развитие экономики России.

Для эффективной трансформации управления ЛПК Российской Федерации необходимо создать национальную цифровую платформу инвентаризации, учета, использования и мониторинга лесов России, регионов и муниципальных образований. При этом еженедельно вносить изменения в электронные карты лесных земель на основе космических наблюдений и воздушных наблюдений лесов регионов и муниципальных образований, с привлечением Дронов. Для этого необходимо организовать производство Дронов в стране.

Первостепенное значение в сохранении лесов, растительного и животного мира имеет борьба с лесными пожарами. Последние годы этому вопросу правительством России и регионов стало уделяться больше внимания, однако гибель лесов от пожаров в регионах страны все еще остается значительной. Как заявляют некоторые исследователи, угроза озеру Байкал от быстро распространяющейся водоросли спирогиры менее значительна, нежели лесные пожары на территории Байкальского региона, являющиеся причиной уничтожения многочисленных притоков, питающих озеро3.

Успех в тушении лесных пожаров зависит от раннего обнаружения очагов возгорания и их уничтожения. Главная роль в этом принадлежит космическому и воздушному наблюдению, и работе наземных и авиационных пожарных отрядов, которые должны иметь хорошую кадровую и техническую укомплектованность, и необходимую технику.

Важно устранять антропогенные риски возникновения очагов пожаров за счет постоянного разъяснения правил поведения людей в лесу, полного запрета разведения костров, а в пожароопасные периоды — введения запрета хождений и поездок на лошадях и автомобилях в лес.

Важную роль в решении вопроса сохранения лесов занимает воспитание культуры ответственного, бережного отношения к ним молодого поколения. С этой целью предлагается включить в образовательные программы, реализуемые школами, лицеями, средне-специальными и высшими учебными заведениями, специальный курс «лесное дело», в рамках которого можно будет раскрыть роль лесов как источника жизни, здоровья и благосостояния людей, и с детства привить любовь к этому величайшему природному богатству.

В целях совершенствования управления лесопромышленным комплексом нашей страны 21 сентября 2020 г. Правительством Российской Федерации было принято постановление № 1508 «О реорганизации совета по развитию лесного комплекса при правительстве Российской Федерации и об образовании правительственной комиссии по вопросам развития лесного комплекса». В соответствии с данным постановлением Совет по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации был реорганизован в Правительственную комиссию по вопросам развития лесного комплекса, а также утверждено Положение о Правительственной комиссии по вопросам развития лесного комплекса.

3 Депутат: лесные пожары угрожают Байкалу больше, чем водоросль спирогира и дикий туризм // ТАСС. 2015. URL: http://tass.ru/obschestvo/2203704.

Правительственная комиссия по вопросам развития лесного комплекса (далее — Комиссия) является: «... координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных организаций и предпринимательского сообщества по вопросам разработки и реализации основных направлений государственной политики в сфере развития лесного хозяйства и лесной промышленности (далее — лесной комплекс)»4.

Создание данной Комиссии безусловно следует рассматривать как правильный, подготовительный этап трансформации управления лесопромышленным комплексом России и первый шаг к замене ультралиберального курса управления экономическим комплексом страны на планово-рыночную модель.

В реальности, в аспекте финансов, современная экономика любого демократического государства является планово-рыночной и включает зоны: 1) планирования и управления на основе плана: бюджетной системой страны, развитием инфраструктуры, образованием, наукой, здравоохранением, государственным сектором, включая оборонный комплекс, денежно-кредитной политикой; 2) коммерческой экономики — саморегулирования и конкуренции (частные предприятия).

Авторы учебника «История экономических учений» под общей редакцией А.Г. Худокормова [6, с. 93], обобщив теоретические позиции Гэлбрейта, пишут, что крупные корпорации и олигополистический рынок лучше поддается регулированию и планированию, чем рынок свободной конкуренции, американская экономика делится на две качественно различные системы: «планирующую» и «рыночную». Крупные предприятия входят в планируемую систему, а малые предприятия — в рыночную систему. На наш взгляд, производственная деятельность ЛПК должна организовываться крупными корпорациями и кластерами в планируемой системе, которые имеют необходимые ресурсы (современные технологии, основные фонды и квалифицированные кадры).

Основными задачами Комиссии определены: разработка новой политики управления ЛПК страны и регионов в текущей хозяйственной деятельности, в среднесрочной и долгосрочной перспективе, с учетом внедрения новых цифровых систем управления (лучших в мире), роботизации и механизации развития лесопромышленного комплекса, при активной регулирующей роли государства.

Следует отметить, что на Комиссию (работа которой носит явочный, эпизодический характер) возложены фундаментальные функции: координации действий органов исполнительной власти по устойчивому лесоуправлению, в том числе охране, защите, воспроизводству лесов, обеспечения экологической безопасности страны, с учетом опережающего роста лесного сектора экономики; реализации государственных программ Российской Федерации и иных документов стратегического планирования, что безусловно требует постоянного принятия управленческих решений и контроля их исполнения. В целях реализации возложенных на Комиссию задач в соответствии с ранее упомянутым постановлением Правительства Российской Федерации № 1508 от 21.09.2020 г. она рассматривает вопросы реализации документов стратегического планирования, вопросы федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), развития экономики замкнутого цикла в лесном комплексе и гарантированного обеспечения экономики и общества лесными ресурсами, сохранения и восстановления экологического потенциала лесов и стимулирования рационального лесопользования, технологического и научного потенциала лесного комплекса,

4 О реорганизации Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации и об образовании Правительственной комиссии по вопросам развития лесного комплекса : Постановление Правительства РФ от 21 сент. 2020 г. N° 1508 // СПС «КонсультантПлюс».

поддержки проектов развития перерабатывающих производств, в том числе развития в стране деревянного домостроения, обеспечения лесного комплекса современными машинами и механизмами российского производства, то есть им-портозамещения в этой сфере машиностроения. Комиссия наделена следующими правами: а) запрашивать в установленном порядке у органов исполнительной власти (федерального и регионального уровня) и заинтересованных организаций материалы и информацию по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии; б) заслушивать органы исполнительной власти и заинтересованные организаций по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии; в) привлекать в установленном порядке для участия в работе Комиссии представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. В то же время следует отметить, что Комиссия не обладает управленческими полномочиями как субъект, финансовыми и материальными ресурсами (как субъект управления огромными национальными богатствами страны) для выполнения возложенных на нее стратегических задач, а ее решения носят рекомендательный характер.

На наш взгляд, с целью коренной трансформации управления лесопромышленным комплексом Российской Федерации и регионов страны необходимо создать мощное специализированное федеральное Министерство лесопромышленного комплекса, осуществляющее функции планирования, организации, мотивации перехода предприятий ЛПК на новый технологический уклад и контроля за финансовыми и информационными потоками в рамках делегированных ему полномочий.

При этом необходимо изучить опыт работы аналогичного министерства в СССР (воссоздать большинство отраслевых научных институтов, которые работали в советское время для разработки научно обоснованных программ лесопользования в регионах и в стране в целом) и взять все лучшие механизмы принятия решений, и их выполнения в системе программно-результативного подхода и государственно-частного партнерства. В лесонасыщенных регионах страны (к примеру, в Байкальском регионе) следует создать межрегиональные Главные управления данного министерства. Это позволит пресекать коррупционные деяния местных чиновников и четко исполнять функции неистощительного, эффективного лесопользования (с учетом принципов «зеленой» экономики) в регионах, включая вопросы обеспечения комплексного использования и глубокой переработки древесины и иных лесных ресурсов, научного мониторинга за состоянием лесных земель и леса, своевременного проведения лесопосадок, подготовки региональных кадров в профессионально-технических училищах, колледжах и ВУЗах для лесного комплекса (на плановой основе в государственных образовательных учреждениях), эффективной организации борьбы с лесными пожарами и вредителями, срочное внедрение биржевых механизмов торговли лесоматериалами.

Значимая роль в обеспечении эффективного управления и устойчивого развития ЛПК России принадлежит регионам, обладающим лесосырьевыми ресурсами, располагающими инфраструктурой и определяющие условия качества жизни. Огромный ресурсный потенциал Байкальского региона во многом определяет дальнейшее состояние ЛПК страны.

Экологические ограничения и запреты определенных видов хозяйственной деятельности, действующие на территории Байкальского региона, включенной в водосборный бассейн озера Байкал, способствуют увеличению себестоимости производства продукции сельского хозяйства и промышленности в среднем в 1,35 раза [1, с. 35]. Причина повышения затрат у лесозаготовителей кроется в значительной удаленности лесосек в результате сокращения их площадей, что ведет к необходимости строительства дополнительных дорог, а также увеличению числа перебросок специальной техники и рабочих по лесосекам.

Между тем, в условиях советской экономики существовал специфический механизм возмещения дополнительных затрат: централизованное субсидирование мероприятий по охране и воспроизводству экологической сферы, дотации на развитие производственной и социальной сферы. Это оказывало благоприятное воздействие на развитие производства и социальной сферы в лесном комплексе и на экологию. Этот опыт заслуживает внимания в настоящее время.

Многие ученые-экономисты считают, что в нашей стране назрела радикальная смена социально-экономического курса развития страны, что обуславливает необходимость изменения стратегии экономического развития регионов и выбора новых приоритетов и механизмов их управления.

Ультралиберальная модель управления экономическим хозяйством Российской Федерации, которая применялась правительством почти последние 30 лет, себя не оправдала и требует срочной замены на прагматическую модель с научным сопровождением.

При организации хозяйственной деятельности и управлении использованием лесных ресурсов необходимо учитывать возможные экологические последствия и экономическую безопасность лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий, и, как следствие, безопасность благосостояния населения муниципальных образований и регионов от принимаемых управленческих решений.

По определению Ю.В. Пятковской «Безопасность благосостояния населения зависит от способности экономической системы и государства противостоять негативным внешним воздействиям и угрозам, которые могут исходить как изнутри страны, так и извне» [7]. Она может обеспечиваться автоматически за счет эффективного функционирования экономической системы либо требовать перехода на ручное управление, т.е. своевременного подключения регулирующих органов (подсистем государства) при выявлении недостатков нормативной базы, имеющих существенное влияние на экономику государства или на его отдельные отрасли.

Экономическая безопасность населения лесных поселков и городских поселений зависит от эффективности и устойчивости работы градообразующих лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий. Следует согласиться с определением Л.П. Гончаренко: «Безопасность предприятия — состояние защищенности его жизненно важных интересов от недобросовестной конкуренции, противоправной деятельности криминальных формирований и отдельных лиц, способность противостоять внешним и внутренним угрозам, сохранять стабильность функционирования и развития предприятия в соответствии с его уставными целями» [8, с. 418].

Поскольку Байкальский регион имеет экологические ограничения, предприятия его лесного комплекса оказались в более уязвимом положении и требуют усиления структурной гибкости в управлении экономикой на основе принципа учета (на научной основе) с временным горизонтом лесовосстановления в текущем времени и временным горизонтом ухода за лесопосадками — 100 лет, леса, вырубленного в результате лесозаготовок и погибшего от лесных пожаров на плановой основе, с ежегодным выделением, на нормативной, плановой основе финансовых ресурсов из специального внебюджетного фонда «восстановление лесов России», который необходимо создать в составе федерального бюджета для целей восстановления лесов страны и на научные разработки в этих целях. Источниками формирования данного фонда могут стать обязательные отчисления от реализации продукции лесопереработки и лесохимии (1 % от суммы), и вывозные таможенные пошлины на данную продукцию (2 %).

Создание специального внебюджетного фонда «восстановление лесов России» полностью соответствует рекомендациям 15-й позиции решения ООН Цели устой-

чивого развития ООН (ЦУР ООН), в которой сказано: «Мобилизовать значительные ресурсы из всех источников и на всех уровнях для финансирования неисто-щительного лесопользования и обеспечить развивающимся странам надлежащие стимулы для такого лесопользования, в том числе для сохранения и восстановления лесов»5.

Следует отметить, что человечество и экология используют лес во всех уголках планеты как производитель кислорода и утилизатор углекислого газа, а также как покрывало Земной коры, сдерживающее перегрев почвы (соответственно опустынивание и ураганы), а также всемирное потепление и таяние ледников. Лес — это легкие планеты, бремя его охраны и ухода за ним, а также лесовосста-новление должны нести все страны мира. Значение лесных ресурсов в ближайшей перспективе будет расти, в том числе в связи с развитием «зеленой» экономики, в основу которой положены принципы неистощительного использования и охраны природных ресурсов как базы экономического и социального развития.

Между тем, технологии лесопереработки в нашей стране почти на полвека отстают от передовых стран. В результате внутризаводских переработок древесины с целью получения различных видов лесопродукции образуется в среднем 25 % древесных отходов в виде щепы, опилок, стружки и т.д. Кроме того, значительная часть древесных ресурсов (36 %) в виде отходов лесозаготовительной промышленности остается невостребованной (представляет серьезную угрозу для обеспечения санитарной и пожарной безопасности в лесах), в то время как ее вовлечение в хозяйственный оборот способно повысить эффективность и рентабельность производств. Пока же глубина переработки в целом по России составляет лишь 35 %, в то время как в высокоразвитых странах приближено к 100 %.

Переход на новый технологический уклад невозможен без развития цифро-визации управления производительными силами, это требует быстрого развития информационных и коммуникационных технологий, создание глобального информационного пространства, что в свою очередь приводит к возникновению множества рисков и кибернетических угроз в важных сферах политической, экономической, социальной и культурной жизни общества. В этой связи необходимо разработать рекомендации по совершенствованию системы защиты информации об экономическом потенциале страны, включая лесопромышленный комплекс.

Следует отметить, что у России есть все возможности сделать рывок в развитии ЛПК: главное — ресурсы древесины, определенная инфраструктура и поселки лесников, а также малые предприятия лесозаготовителей, которые можно объединить в новые управленческие структуры, такие как территориальные кластеры, в которых эти предприятия могли бы заниматься не только лесозаготовками, но и лесовосстановлением.

Управление государственным лесным фондом должно осуществляется на научной основе в соответствии с долгосрочной стратегией с использованием плановых методов управления лесопользованием и лесовосстановлением.

Одним из направлений создания новых лесов становится создание карбоно-вых полигонов (ферм), в которых на основе научной селекции выращиваются специальные деревья активно поглощающие углекислый газ. Такие фермы начали разводить в Калужской области, что является новым направлением «зеленых» технологий6. В России планируется создать 200 карбоновых ферм. Данный проект находится в стадии разработки.

5 Саммит по устойчивому развитию 2015 года // ООН. URL: http://www.un.org/sustainabledevel-opment/ru/summit.

6 В России отрабатывают технологии улавливания СО2 из атмосферы // Вести.т. URL: https:// www.vesti.ru/article/2517309.

Мировой рынок углекислого газа в 2020 г. составлял 100 млрд долл. США и к 2030 г. возрастет в 10 раз. Однако это неточные обоснования, и рост может быть больше. В тоже время пока нет четких международных соглашений о соблюдении квот по выбросу углекислого газа и покупке квот странами, превышающими лимиты производства этого газа. Однако это не означает то, что такой работой не следует заниматься. На наш взгляд, карбоновые фермы (а возможно и парки) следует разместить вблизи экологически неблагополучных городов на землях полигонов свалок. Учитывая то, что средний цикл фермы будет составлять около 100 лет, это позволит оздоровить захламленные мусором земли. Однако это гипотетические размышления, безусловно данная проблема требует глубокого научного обоснования.

Современные требования к качеству окружающей среды и необходимость принятия кардинальных и эффективных решений по переходу на устойчивое развитие территорий ставят новые задачи по научному лесопользованию.

Базовые критерии индикаторов устойчивого развития были разработаны академиком В.А. Коптюгом как универсальный набор, рассчитанный на то, что количество и содержание включенных в него индикаторов устойчивого развития может быть дополнено и конкретизировано «. применительно к каждой стране с учетом ее государственных, технологических и социокультурных особенностей. Система индикаторов устойчивого развития России должна стать важной составной частью национальной стратегии нашей страны» [9, с. 501].

Индикаторы могут указывать тенденции на протяжении времени и, следовательно, оценивать эффективность управления, и что наиболее важно, они формируют существенную часть цикла управления (пункты 1—5) социо-эколого-эконо-мической системой (рис. 2).

Рис. 2. Цикл управления социо-эколого-экономической системой Составлен по данным на основе [1].

При трансформации системы управления лесным комплексом Байкальского региона необходимо дополнить систему цифровыми индикаторами с целью обеспечения устойчивого развития и принятия управленческих решений, которые должны помочь принимающим решения лицам и обществу определить, какой уровень социально-экономического развития совместим с устойчивым использованием природных ресурсов и окружающей средой [10, с. 42].

Следует отметить, что инновационное развитие ЛПК страны на основе трансформации управления не может быть осуществлено отдельно от трансформации управления всего экономического комплекса страны и только при условии перехода на новую парадигму управления планово-рыночной модели управления и национализации Центрального банка РФ.

В настоящее время контролируемые Центральным банком РФ коммерческие банки практически не участвуют в инвестировании реального сектора экономики: на эти цели направляется не более 5 % их кредитных ресурсов. Известно, что для обеспечения экономического роста ВВП на 0,5 % необходимо обеспечить рост инвестиций в реальный сектор экономики на 1 %. Следовательно, при планировании роста ВВП на 5 % в год необходимо увеличить инвестиции на 10 %. Если учесть, что в 2020 г. инвестиции составили около 20 трлн р., то для обеспечения экономического роста ВВП в 5 % необходимо обеспечить прирост инвестиций в размере 2 трлн р., что является вполне реальным, так как резервные фонды страны составляют около 60 трлн р. Поэтому для обеспечения роста ВВП (в том чисел в ЛПК) необходимо создать соответствующие институты экономического роста (включая межрегиональные инвестиционные банки и страховые компании), которые смогут эффективно реализовать эту задачу.

В результате проведенного исследования авторами сделан вывод о необходимости перестройки системы институтов с целью обеспечения формирования и реализации широкомасштабных проектов модернизации в сфере лесной промышленности в среднесрочной и долгосрочной перспективе на научной основе, достижения стабильного экономического роста, необходимости повышения конкурентоспособности российского ЛПК на мировом рынке, с учетом усиливающейся неопределенности экономических взаимоотношений между странами, распространения цифровых, роботизированных технологий, и вместе с тем — исторического мирового и отечественного опыта развития воспроизводственных процессов в ЛПК.

Опыт передовых стран показывает, что высокая эффективность работы предприятий ЛПК достигается при кластерной форме организации производства. В таблице показана примерная схема создания модельного кластера Байкальского региона, которая может быть рассмотрена в качестве пилотного.

Обратим внимание, что при трансформации управления ЛПК страны и регионов необходимо обеспечить выполнение следующих фундаментальных принципов: 1) лесные земли и лес должны навечно остаться в общенародной собственности прямого планирования и управления на плановой основе; 2) при реализации текущих, среднесрочных и долгосрочных коммерческих проектов (реализуемых в рыночном сегменте экономики страны) должен обеспечиваться приоритет государственных интересов неистощительного использования ресурсов леса, с учетом жесткого контроля государства; 3) научный подход к организации производств лесоиспользования, для чего необходимо воссоздать проектные институты, способные обеспечить разработку качественных проектов (по заказам государства и предпринимателей).

Следует отметить, что Томас Пикетти, исследовав обращение капитала, сделал вывод: «В обществе с низким ростом имущество, накопленное в прошлом, естественным образом приобретает непропорциональное значение, поскольку до-

Примерная схема создания кластера ЛПК Байкальского региона

Этап выполнения соответствующих работ Содержание работ Исполнитель и сроки исполнения

1. Определение Ядра лесопромышленного кластера. Ядром кластера может стать одно или несколько крупных предприятий ЛПК Иркутской области, производящих готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью. Всего в состав кластера войдут на договорной основе как в ассоциацию не менее 10 предприятий. Включение в состав кластера научных и образовательных учреждений. Создание кластера предприятий ЛПК и органов управления. Министерство экономического развития Иркутской области. 2021 г.

2. Разработка программы развития лесопромышленного кластера и содействием ее реализации. Проведение маркетинговых исследований на различных рынках с целью выявления возможностей продвижения продукции. Министерство экономического развития Иркутской области. 2021 г.

3. Организации технологической инфраструктуры кластера. Определение машиностроительных и ремонтных заводов, которые по своей технической вооруженности могут выпускать оборудование для лесозаготовительной и лесоперерабатывающей промышленности. Министерство экономического развития Иркутской области. 2022 г.

4. Разработка проектов создания кластеров ЛПК в Республике Бурятии и Забайкальском крае, а также новых кластеров в Иркутской области с выпуском продукции: целлюлоза товарная, тарный картон, бумага, фанера, древесные плиты, мебель, изделия для деревянного домостроения (оцилиндрованные бревна, брус, вагонка, половая доска, плинтус и т.д.), дома из древесных материалов (клееный брус), топливные брикеты, гранулы (пеллеты). Соответствующие министерства регионов 2022 г.

статочно небольшого притока новых сбережений для того, чтобы постоянно и существенно увеличивать размер основного капитала» [11, с. 44]. Данный вывод можно отнести ко всей экономике России и дополнить тем, что при переходе на мобилизационную модель планово-рыночной парадигмы управления Российская Федерация способна сделать рывок экономического роста. Это полностью относится к ЛПК, который, как и сельское хозяйство, может стать драйвером экономического роста и экспорта технологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, а главное — удовлетворить внутренние потребности и заменить импорт.

Список использованной литературы

1. Самаруха В.И. Управление социально-экономическим развитием Байкальской природной территории / В.И. Самаруха, Е.М. Наумова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. — 300 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Салтыкова Ю.А. Направления повышения уровня использования лесосырьевых ресурсов в регионе / Ю.А. Салтыкова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2008. — № 6 (62). — С. 48-51.

3. Богомолова Е.Ю. Влияние плотности лесных дорог на объем и качество лесопромышленных и лесохозяйственных работ / Е.Ю. Богомолова, Г.В. Давыдова. — Ш1 10.17150/1993-3541.2016.26(2).284-290 // Известия Байкальского государственного университета. — 2016. — Т. 26, № 2. — С. 284-290.

4. Совершенствование законодательного регулирования санитарных рубок как фактор нейтрализации теневого сектора лесопромышленного комплекса / Г.В. Давыдова, М.И. Тагиев, И.С. Кородюк [и др.]. — DOI 10.17150/2500-4255.2019.13(6).909-920// Всероссийский криминологический журнал. — 2019. — Т. 13, № 6. — С. 909-920.

5. Порфирьев Б.Н. «Зеленая» экономика: новые тенденции и направления развития мирового хозяйства / Б.Н. Порфирьев // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. — 2012. — № 10. — С. 9-33.

6. История экономических учений (современный этап) : учебник / под ред.

A.Г. Худокормова. — Москва : ИНФРА-М, 1998. — 733 с.

7. Пятковская Ю.В. Бюджетные расходы в системе государственных и муниципальных расходов: правовой аспект / Ю.В. Пятковская ; под ред. Е.Ю. Грачевой. — Иркутск : Изд-во БГУ, 2018. — 135 с.

8. Экономическая безопасность : учебник / под ред. Л.П. Гончаренко, Ф.В. Акулинина. — Москва : Юрайт, 2014. — 478 с.

9. Подходы к разработке национальной стратегии устойчивого развития России /

B.А. Коптюг, В.М. Матросов, В.К. Левашов, Ю.Г. Демянко // Химия в интересах устойчивого развития. — 2001. — № 9. — С. 493-502.

10. Самаруха В.И. Выработка управленческих решений в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований Байкальского региона / В.И. Самаруха, Н.М. Шодорова. — Иркутск : БГУЭП, 2002. — 170 с.

11. Пикетти Т. Капитал в ХХ1 веке / Т. Пикетти. — Москва : Ад Маргинем Пресс, 2016. — 592 с.

Информация об авторах

Самаруха Виктор Иванович — доктор экономических наук, профессор, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий лабораторией региональной экономики и финансов, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: oksalsam@mail.ru.

Жабина Дарья Александровна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра международных отношений и таможенного дела, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: lilema@mail.ru.

Ловчагин Сергей Александрович — аспирант, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: lovchaginsa@bgu.ru.

Authors

Victor I. Samarukha — D.Sc. in Economics, Professor, Professor, Department of World Economy and Economic Security, Honored Science Worker of the Russian Federation, Head of the Laboratory of Regional Economics and Finance, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: oksalsam@mail.ru.

Daria A. Zhabina — PhD in Economics, Associate Professor, Department of International Relations and Customs, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: lile-ma@mail.ru.

Sergey A. Lovchagin — PhD Student, Department of World Economy and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: lovchaginsa@bgu.ru.

Для цитирования

Самаруха В.И. Трансформация управления лесопромышленным комплексом Байкальского региона при переходе на новый технологический уклад / В.И. Самаруха, Д.А. Жабина, С.А. Ловчагин. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(2).18 // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 2.

For Citation

Samarukha V.I., Zhabina D.A., Lovchagin S.A. Transformation of Management of the Timber Industry Complex of the Baikal Region During the Transition to a New Technological Paradigm. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 2. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(2).18. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.