ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ PROBLEMS OF INTERNATIONAL ECONOMY
УДК 339.5/.9(470+517.3) DOI 10.17150/2500-2759.2021.31(2).179-185
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И МОНГОЛИИ (К 100-ЛЕТИЮ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И МОНГОЛИЕЙ)
В.И. Самаруха
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Аннотация
В современных условиях непрерывно возникают угрозы и риски для устойчивого социально-экономического развития различных регионов мира, в том числе и для России. В этой связи одной из важнейших является проблема устойчивого динамического развития страны и ближайших стран-партнеров, одной из которых является Монголия. В статье представлен исторический анализ международных отношений России и Монголии. Изложены основные моменты развития экономики РСФСР, СССР и Монголии после подписания договора о сотрудничестве в 1921 г. Проведен анализ изменившихся геополитических условий социально-экономического развития России и Монголии в связи с развалом мировой социалистической системы и разворачивающегося современного экономического кризиса. Проведенное исследование позволило сделать вывод о необходимости разработки научно обоснованной среднесрочной и долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны в новых геополитических реалиях. Предложены рекомендации по усилению роли государства в регулировании реального сектора экономики и инвестиционных процессов. В исследовании показано, что главными направлениями государственной политики в области устойчивого развития и национальной безопасности, включая продовольственную безопасность, должны стать социальные, политические и экономические преобразования в целях устойчивого развития регионов.
ECONOMIC COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND MONGOLIA (TO THE 100th ANNIVERSARY OF THE ESTABLISHMENT OF DIPLOMATIC RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND MONGOLIA)
Viktor I. Samarukha
Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation
Abstract
In modern conditions, threats and risks are constantly emerging for the sustainable socio-economic development of various regions of the world, including Russia. In this regard, one of the most important is the problem of sustainable dynamic development of the country and its closest partner-countries, one of which is Mongolia. The article presents a historical analysis of international relations between Russia and Mongolia. The main points of the development of the economy of the RSFSR, the USSR and Mongolia after the signing of the cooperation agreement in 1921 are described. The analysis of the changed geopolitical conditions of the socio-economic development of Russia and Mongolia in connection with the collapse of the world socialist system and the unfolding modern economic crisis is carried out. The
Информация о статье
Дата поступления 15 апреля 2021 г.
Дата принятия к печати 21 июня 2021 г.
Дата онлайн-размещения 9 июля 2021 г.
Ключевые слова
Россия; Монголия; Китай; деньги; финансы; финансово-инвестиционный механизм; технологический уклад; модернизация; инвестиции
Article info
Received April 15, 2021
Accepted June 21, 2021
Available online July 9, 2021
© Самаруха В.И., 2021
1Л
во
9 N
& &
сч о
п
g
сч о
N
I
S
D
Ф
п W
13 £
"!3 со
®
з
со
Keywords
Russia; Mongolia; China; money; finance; financial and investment mechanism; technological structure; modernization; investment
conducted research made it possible to conclude that it is necessary to develop a scientifically based medium-and long-term strategy for the socio-economic development of the country in the new geopolitical realities. Recommendations on strengthening the role of the state in regulating the real sector of the economy and investment processes are offered. The study shows that the main directions of state policy in the field of sustainable development and national security, including food security, should be social, political and economic transformations for the sustainable development of the regions.
До Первой мировой войны в России большевики были за унитарное государство, так как считали, что такая форма управления государством создает рациональную форму управления общественными отношениями в стране и их преобразования из капиталистических в социалистические. Они полагали, что решить национальный вопрос исходя из принципов справедливости, ликвидации национальных антагонизмов и равноправия наций в системе общественных отношений в условиях капиталистического государства невозможно. После теоретик социалистического государства В.И. Ленин пришел к выводу о возможности создания федеративного социалистического государства. Таким государством стала после победы Октябрьской социалистической революции в России в октябре 1917 г. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР).
Советско-монгольские отношения были официально установлены 5 ноября 1921 г. после победы Народной революции в Монголии. При этом был заключен договор о сотрудничестве между РСФСР и Монголией в политической, военно-технической, экономической и культурной сферах. Таким образом, это важное международное событие опередило создание СССР, 100-летие образования которого будет отмечаться прогрессивными политиками стран бывшего СССР 30 декабря 2022 г.
Образование СССР как государства является следствием победы Красной армии над международными захватчиками (коалиции интервентов 14 государств, включая Великобританию, США, Германию, Францию, Японию), а также победы в Гражданской войне, которая закончилась в основном победой Красной армии над иностранными захватчиками и белой армией.
Международные отношения между Россией и Монголией в современном мире надо рассматривать в историческом аспекте ХХ и ХХ! вв., с момента подписания договора о сотрудничестве между РСФСР
и Монголией. Это был первый договор РСФСР с соседним суверенным государством, ставшим на путь революционных социалистических изменений, которые в короткий исторический период (при всесторонней помощи СССР, особенно в создании промышленности, систем образования, здравоохранения и науки) позволили получить грандиозный и прогрессивный результат социально-экономического развития Монгольской Народной Республики (МНР). Договор стал гарантией суверенитета МНР и позволил Красной армии СССР и монгольской армии отразить японскую агрессию в 1939 г. на реке Ханхил-гол.
В 1930 г. Сталин объявил о победе социализма в СССР, что означало победу новых производственных отношений на основе общенародной (государственной) собственности на средства производства.
Победа социалистического государственного строя на основе общенародной собственности на средства производства бесклассового общества (социалистического государства) была возможна в СССР при условии поддержки этого строя подавляющим большинством населения первоначально в одной стране мира и подтвердила на практике жизненность теорий К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина и И. Сталина о построении социалистического государства.
В период социалистического строительства в РСФСР и СССР была создана новая модель хозяйствования (хозяйственный механизм и его подсистема — финансовый механизм), которая вобрала в себя все лучшее в управлении производительными силами от царской России и передовых стран мира и обеспечила эффективное функционирование суверенной денежно-кредитной системы. При этом были созданы: специфический контур денежно-товарного обращения на основе твердой национальной валюты (конвертируемой под жестким контролем государства и запретом свободного обращения иностранной валюты, что обеспечило экономический суверени-
тет СССР); эффективный механизм эмиссии денег, в том числе и фиатных денег для государственных капитальных вложений.
Следует отметить, что налоговая система советской России и СССР обеспечила формирование финансовых и материальных ресурсов для победы Красной армии в Гражданской войне и над интервентами, позволила провести в сжатые исторические сроки индустриализацию (с 1930 по 1941 г.) на всем пространстве СССР, создать самую современную армию мира и победить во Второй мировой войне, восстановить после победы 1945 г. в кратчайшие сроки экономику и социальную сферу, разрушенные немецкими и европейскими оккупантами, и продолжить ускоренное социально-экономическое развитие.
Для победы над белой армией советское правительство использовало эмиссию денег. В этой связи экономист А.А. Леонтьев писал в 1924 г.: «Наркомат финансов был тем «оружием», которым революционный пролетариат побивал своих врагов наряду с пулеметом и винтовкой» [1, с. 35].
При восстановлении налоговой системы РСФСР и СССР в 1922 г. она получила свое развитие из системы царской России и просуществовала до налоговой реформы 1929 г., а затем была изменена в целях использования денежно-кредитных инструментов для коллективизации и индустриализации страны — строительства нового народного государства рабочих и крестьян. После победы в Гражданской войне и над иностранными интервентами-агрессорами значительный удельный вес в народном хозяйстве страны имел частный сектор, поэтому Правительства РСФСР (с 1922 г. — Правительство СССР) проводили политику перехода к социалистическим производственным отношениям на основе национализации. Только после того как основной формой собственности стала государственная собственность, и, соответственно, финансы в большей мере стали принадлежать государству, налоговая система была реформирована, упрощена и подчинена цели концентрации финансовых ресурсов в руках Правительства СССР для проведения индустриализации и коллективизации сельскохозяйственного производства на всем экономическом пространстве страны.
Аналогичная политика реформирования товарно-денежных отношений проводилась после революции в Народной Республике Монголии, которая совершила рывок со-
циально-экономического и культурного развития (приведя в действие накопленный предшествующими поколениями человеческий потенциал и жизненную энергию народа). Однако МНР остро нуждалась в высококвалифицированных кадрах экономистов, финансистов и инженеров, что стало сдерживающим фактором экономических преобразований, которые во многом были похожи на реформы, осуществляемые в СССР, и проводились при масштабной финансовой и материальной помощи со стороны РСФСР. По просьбе Правительства МНР высшие и средние учебные заведения СССР после установления дружеских отношений начали плановую подготовку национальных кадров для Монголии.
В 1930 г. в городе Иркутске Постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР от 11 августа 1930 г. № 305 был открыт Сибирский финансово-экономический институт, а осенью 1934 г. по просьбе правительства МНР в вузах СССР была начата подготовка специалистов по экономике и финансам, в том числе в этом институте (ныне — Байкальский государственный университет), которая продолжается до настоящего времени [2, с. 7].
Байкальский государственный университет подготовил выдающихся общественно-политических деятелей Монголии: Юм-жагийн Цеденбал — руководитель Монгольской народно-революционной партии и государства в течение более 40 лет, Д. Моломжамц (старший), Б. Дугэрсурэн, Д. Содном, Ц. Молом, Э. Бямбажав, Ч. Улаан, Г. Занданшатар; ученых и исследователей: Г. Пурэвбаатар, Ц. Даваадорж, Б. Долгормаа, Д. Цэрэнпил, Л. Дамба-дорж, Ц. Аюурзана, Д. Моломжамц (младший), С. Нямзагд, Н. Баяртсайхан, Б. Болдбаатар, А. Даваасурэн, а также 25 кандидатов наук. В прошлом году Байкальскому государственному университету исполнилось 90 лет, в его стенах обучались более 800 граждан Монголии, он поддерживает хорошие творческие отношения со всеми экономическими университетами и экономическими факультетами Монголии, что является хорошим примером международного сотрудничества и народной дипломатии.
В табл. 1 показана доля социалистических стран в мировой промышленной продукции в 1917-1985 гг.
На долю дореволюционной России в 1913 г. приходилось немногим больше 4 % промышленной продукции мира, а в
ф п ч
01
ш
5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ч
ф
ч
и
м о 2
и
№
ю
С
■ч
(О
09 (Л
1Л
во
9 N
& &
сч о
п
г
сч
0 сч
£ ё
1
С
э
ф
*
п *
(О
13 £
"¡3 со
® 3
со
Таблица 1
Доля социалистических стран в мировой
промышленной продукции*, %
1917 Менее 3
1937 Менее 10
1950 Примерно 20
1960 Около 36
1970 Примерно 38
1985 Все страны социализма — более 40
* Составлена по данным: Народное хозяйство СССР в 1985 г. : стат. ежегодник / ЦСУ СССР. М., 1986. 579 с.
1917 г. — около 3 %. В 1985 г. на пике развития экономики социалистических стран на их долю приходилось более 40 % промышленной продукции мира. Политическая карта мира показана в табл. 21.
Следует отметить, что МНР оказывала помощь СССР продовольствием, лошадьми и другими товарами в период Второй мировой войны.
После Второй мировой войны в результате позитивного примера прогрессивного социалистического развития СССР и при его политической помощи рухнула мировая колониальная система и сформировался
1 Непродуманные реформы в СССР и, соответ-
ственно, странах социалистического лагеря при приходе к власти М. Горбачева в 1985 г., которые привели к развалу в 1991 г. СССР и стран соцлагеря.
второй, новый мировой центр экономики мира — мировая система социалистических стран с созданием хозяйственного и финансового механизмов по примеру СССР.
25 января 1949 г. в Москве был учрежден Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), в который вошли: СССР, Болгария, Венгрия, Вьетнам (2 июля 1976 г. после победы над США произошло объединение севера и юга страны в Социалистическую Республику Вьетнам), ГДР, Куба (после победы революции в 1953 г.), МНР, Польша, Румыния, Чехословакия. Численность населения стран — членов СЭВ в 1985 г. составляла 464 млн человек, или 9,6 % населения мира. Страны — члены СЭВ производили третью часть промышленной продукции мира, а на долю СССР приходилась одна пятая часть.
Следует отметить, что внешнеторговый оборот СССР в 1985 г. (табл. 3) составлял 141 566 млн р. (соответственно, экспорт — 72 464, импорт — 69 102).
На долю социалистических стран приходилось 89 494 млн р. внешнеторгового оборота СССР (63,19 %, соответственно, экспорт — 61,11 %, импорт — 61,08 %). При этом экспорт в МНР составлял 1 113 млн р. (2,51 % от экспорта в социалистические страны), а импорт — 387 млн р. (0,92 %).
Таблица 2
Политическая карта мира в 1919 г. и в середине 1985 г.*
Страны 1919 1985
Территория Население Территория Население
млн км2 % к итогу млн чел. % к итогу млн км2 % к итогу млн чел. % к итогу
Весь мир** 135,8 100 1 777 100 135,8 100 4 842 100
Социалистические страны 21,7 16,0 138 7,8 35,6 26,2 1 552 32,1
Остальные страны 114,1 84,0 1 639 92,2 100,2 73,8 3 290 67,9
Крупные империалистические державы*** и их колонии 60,3 44,4 855 48,1 11,3 8,2 598 12,3
Крупные империалистические державы 9,8 7,2 339 19,1 11,1 8,1 587 12,1
Их колонии 50,5 37,2 516 29,0 0,2 0,1 11 0,2
Все колонии и полуколонии 97,8 72,0 1 235 69,4 1,0 0,7 13 0,3
Бывшие колониальные и полуколониальные страны, ставшие суверенными государствами после 1919 г. (без социалистических государств) 83,6 61,6 2 480 51,2
* Составлена по данным: Народное хозяйство СССР в 1985 г.
** Численность населения в 1985 г. определена на основе последних оценок ООН. Данные о территории мира не включают Антарктиду — 14,1 млн км2.
*** США, Великобритания, ФРГ (в 1919 г. — Германия), Франция, Италия и Япония.
Таблица 3
Торговля СССР с некоторыми странами мира в 1985 г., млн р.*
Страны Внешнеторговый оборот Экспорт Импорт
Всего 141 566 72 464 69 102
Социалистические страны 89 494 44 284 42 210
Страны — члены СЭВ 77 693 40 053 37 640
Болгария 12 475 6 435 6 040
Венгрия 9 410 4 560 4 850
Вьетнам 1 446 1 165 281
ГДР 15 205 7 652 7 553
Куба 7 989 3 849 4 140
Монгольская Народная Республика 1 500 1 113 387
Польша 12 042 6 517 5 525
Румыния 4 225 1 949 2 256
Чехословакия 13 401 6 813 6 588
Другие социалистические страны 8 801 4 231 4 570
Китай 1 605 779 826
Корейская Народно-Демократическая Республика 1 051 648 403
Лаос 88 86 2
Югославия 6 057 2 718 3 339
Развитые капиталистические страны 37 847 18 579 19 268
Австрия 1 663 805 858
Бельгия 1 439 858 581
Великобритания 1 902 1 218 684
Италия 3 793 248 1 325
Канада 967 18 949
Нидерланды 1 300 987 313
США 2 702 326 2 376
ФРГ 7 086 3 992 3 094
Финляндия 4 986 2 299 2 687
Франция 3 778 2 175 1 603
Швеция 798 492 306
Япония 3 215 928 287
Развивающиеся страны 17 225 9 601 7 624
Алжир 405 132 273
Аргентина 1 292 62 1 230
Афганистан 873 550 323
Бразилия 450 70 380
Египет 585 282 303
Индия 3 072 1 573 1 499
Ирак 824 267 557
Иран 348 204 144
Ливия 961 83 878
Марокко 178 112 66
Нигерия 190 149 41
Сирия 508 319 189
Турция 316 163 153
Эфиопия 315 280 35
ф п ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч
2 О
м
ы
Z
10
С
■ч
(О
09 (Л
* Составлена по данным: Народное хозяйство СССР в 1985 г.
В табл. 4 приведены основные показатели национальной экономики Монголии за 2010-2017 гг., из которых видно, что ВВП в 2017 г. вырос по сравнению с 2010 г. на
62,82 %, уровень безработицы снизился на 1,1 процентных пункта, а инфляции — на 6,6. Это положительно характеризует экономический рост страны. Однако эффект
Основные экономические показатели Монголии (2010—2017 гг.)*
Таблица 4
Показатель 2010 2017 2017 к 2010, %
Численность населения, тыс. чел. 2 761,0 3 177,9 111,29
Средняя продолжительность жизни населения, годы 68,1 69,9 102,6
Уровень безработицы, % 9,9 8,8 -1,1
ВВП в ценах 2010 г., млрд тугриков 8 969,7 14 604,2 162,82
Уровень инфляции на конец года, % 13,0 6,4 -6,6
1Л
во
9 N
& &
сч о
п
g
сч
0 сч
£ £
1
iE э
ф *
п *
(О «
£ «
СО
®
15 со
' Составлена по данным: Статистический ежегодник Монголии, 2017 / Нацстатком. Улан-Батор, 2018. С. 7-10, 260.
от распределения конечного дохода на потребление почти не увеличивал реальные доходы наемных работников и целевых групп населения.
По данным Улаанбаатар /МОНЦАМЭ/, по состоянию третьего квартала 2020 г. остаток внешнего долга банковского сектора Монголии составил 1 770 млн долл. США и снизился по сравнению с 2019 г. на 439 млн долл. При этом внешний долг небанковских секторов составил 19 216 млн долл. (что составляет 142,3 % ВВП Монголии) и возрос на 813 млн долл.2
В связи с приходом к власти М. Горбачева (с избранием его 11 марта 1985 г. Пленумом ЦК КПСС Генеральным секретарем ЦК КПСС) и с началом им перестройки государственного строя СССР, цели которой заключались в самом процессе без конкретных ориентиров и критериев для государства и общества (что явилось главной причиной разрушения СССР), эпоха построения утопического коммунизма в СССР закончилась, а в 1991 г. страна была разрушена.
В настоящее время становится очевидным новый этап геополитического передела мира, что связано с формированием новых центров экономического развития. В этой связи С.Ю. Глазьев [3] в своем докладе «США пытаются утверждать лидерство за счет развертывания мировой войны» указывает, что эскалация в настоящее время агрессии США против России и захват ими контроля над Украиной является составной частью мировой гибридной (хаотической) войны, ведущейся Вашингтоном с целью удержания мирового лидерства в нарастающей конкуренции с Китаем. При этом Россия избрана в качестве направления главного удара в силу сочетания объективных и субъективных обстоятельств. Объективно эскалация международной военно-политической напряженности обусловлена сменой технологических укладов и вековых
2 Montsame News Agency. URL: http://montsame.mn.
циклов накопления, в ходе которых происходит глубокая структурная перестройка экономики на основе принципиально новых технологий и новых механизмов воспроизводства капитала» [4]. В этой связи можно сделать вывод, что в настоящее время в мире формируется новый региональный евро-азиатский геополитический ландшафт как минимум на весь оставшийся период ХХ1 в., контуры которого необходимо учитывать в аспекте развития торговых отношений, а также текущей и долгосрочной экономической безопасности [5].
Проведение США активной политики формирования в мире ситуации «управляемого хаоса» направлено на создание неблагоприятных для России условий развития международных политических и экономических процессов, что создает новые угрозы и риски для устойчивого социально-экономического развития регионов Российской Федерации. В этой связи главными направлениями государственной политики в области устойчивого развития и национальной безопасности, включая продовольственную безопасность, становятся социальные, политические и экономические преобразования в целях устойчивого развития регионов [6].
Проблема устойчивого динамического развития также является актуальной и для Монголии, что обусловливает необходимость разработки научно обоснованной среднесрочной и долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны в новых геополитических реалиях.
Ускоренное изменение международных отношений и пандемия запускают новые турбулентные процессы, которые ускорят формирование новых центров экономического развития. Поскольку Монголия расположена между двумя крупными странами (Россией и Китаем), важное значение для нее имеют взаимоотношения между этими странами, которые в обозримой перспективе будут активно развиваться и окажут положительное влия-
ние на социально-экономическое развитие Монголии. Особенно этому будет способствовать строительство газопровода
Иркутская область — Монголия — Северный Китай, которое планируется начать в ближайшее время.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Леонтьев А.А. От падающих денег к твердым / А.А. Леонтьев. — Москва : Молодая гвардия, 1924. —
68 с.
2. Гомбалевский В.А. Наука в Иркутской государственной экономической академии в прошлом и настоящем: краткий исторический очерк / В.А. Гомбалевский, В.И. Самаруха. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2000. — 240 с.
3. Глазьев С.Ю. США пытаются утверждать лидерство за счет развертывания мировой войны / С.Ю. Глазьев. — URL: http://ansobor.ru/news.php?news_id=6056.
4. Нигматулин Р.И. Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты / Р.И. Нигмату-лин // Экономическое возрождение России. — 2018. — № 2. — С. 17-22.
5. Гринберг Р.С. Некоторые размышления об императивах экономической модернизации в России / Р.С. Гринберг // Экономическое возрождение России. — 2018. — № 2. — С. 41-46.
6. Бодрунов С.Д. Концепция Нового индустриального общества: история и развитие : учеб.-метод. пособие / С.Д. Бодрунов, Дж.К. Гэлбрейт ; под ред. С.Д. Бодрунова. — Екатеринбург : Урал. гос. ун-т, 2018. — 129 с.
Информация об авторе
Самаруха Виктор Иванович — доктор экономических наук, профессор, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Для цитирования
Самаруха В.И. Экономическое сотрудничество России и Монголии (к 100-летию установления дипломатических отношений между Россией и Монголией) / В.И. Самаруха. — DOI 10.17150/25002759.2021.31(2).179-185 // Известия Байкальского государственного университета. — 2021. — Т. 31, № 2. — С. 179-185.
Author
Viktor I. Samarukha — D.Sc. in Economics, Professor, Department of World Economics and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
For Citation
Samarukha V.I. Economic Cooperation Between Russia and Mongolia (to the 100th Anniversary of the Establishment of Diplomatic Relations Between Russia and Mongolia). Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2021, vol. 31, no. 2, pp. 179-185. DOI: 10.17150/2500-2759.2021.31(2).179-185. (In Russian).