Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ УСИЛЕНИЯ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ УСИЛЕНИЯ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВО / СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ФИНАНСЫ / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самаруха В.И., Самаруха А.В.

Исследование посвящено ключевым, по мнению авторов, аспектам обеспечения национальной безопасности России. Стоящие перед страной вызовы, с одной стороны, определенные международной агрессией коллективного Запада, с другой стороны, внутренними проблемами и противоречиями, а также амбициозными стратегическими целями, требуют консолидации общества и экономических механизмов и, следовательно, усиления роли государственной системы управления и финансового контроля, а также укрепления обороноспособности страны. В условиях перехода на следующий технологический уклад, связанного с масштабной цифровизацией экономики и социальной сферы, а также активизацией инновационной деятельности, требуется соответствующая трансформация и усиление вертикальной централизации и интеграция систем федерального и регионального управления промышленным производством. А также, по мнению авторов, остро требуется научное обоснование, разработка и внедрение в систему государственного управления качественно превосходящих и новых для современной России рыночно-плановых принципов хозяйствования. Проводимая политика социально-экономической цифровизации общества требует не менее масштабной системы противодействия внешним и внутренним угрозам, коррупционным деяниям и обеспечения финансовой кибернетической безопасности страны. В этой связи подготовлены и предложены комплексные рекомендации по обеспечению национальной безопасности, в частности ее экономической составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самаруха В.И., Самаруха А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE NEED TO STRENGTHEN THE ROLE OF THE STATE IN THE NEW GEOPOLITICAL REALITY IN ORDER TO ENSURE NATIONAL SECURITY

The study is devoted to key, according to the authors, aspects of ensuring the national security of Russia. The challenges facing the country, on the one hand, determined by the international aggression of the collective West, on the other hand, by internal problems and contradictions, as well as ambitious strategic goals, require the consolidation of society and economic mechanisms and, therefore, the strengthening of the role of the state system of management and financial control, as well as strengthening the country’s defense capability. In the context of the transition to the next technological structure, associated with the large-scale digitalization of the economy and social sphere, as well as the intensification of innovative activities, the corresponding transformation and strengthening of vertical centralization and the integration of systems of federal and regional management of industrial production are required. And also, according to the authors, there is an acute need for scientific justification, development and introduction into the public administration system of qualitatively superior and new market-planned principles of management for modern Russia. The policy of socio-economic digitalization of society requires an equally large-scale system of countering external and internal threats, corruption and ensuring the financial cyber security of the country. In this regard, comprehensive recommendations have been prepared and proposed to ensure national security, in particular its economic component.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ УСИЛЕНИЯ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

I Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2023 16(9): 1533-1545

EDN: ATHRRC УДК 338.2

To the Question of the Need to Strengthen

the Role of the State in the New Geopolitical Reality

in Order to Ensure National Security

Viktor I. Samarukha and Aleksei V. Samarukha*

Baikal State University Irkutsk, Russian Federation

Received 02.05.2023, received in revised form 05.06.2023, accepted 19.07.2023

Abstract. The study is devoted to key, according to the authors, aspects of ensuring the national security of Russia. The challenges facing the country, on the one hand, determined by the international aggression of the collective West, on the other hand, by internal problems and contradictions, as well as ambitious strategic goals, require the consolidation of society and economic mechanisms and, therefore, the strengthening of the role of the state system of management and financial control, as well as strengthening the country's defense capability. In the context of the transition to the next technological structure, associated with the large-scale digitalization of the economy and social sphere, as well as the intensification of innovative activities, the corresponding transformation and strengthening of vertical centralization and the integration of systems of federal and regional management of industrial production are required. And also, according to the authors, there is an acute need for scientific justification, development and introduction into the public administration system of qualitatively superior and new market-planned principles of management for modern Russia. The policy of socio-economic digitalization of society requires an equally large-scale system of countering external and internal threats, corruption and ensuring the financial cyber security of the country. In this regard, comprehensive recommendations have been prepared and proposed to ensure national security, in particular its economic component.

Keywords: national security, management system, state, strategy, innovation, industry, timber processing complex, finance, gross domestic product.

Research area: economics.

The article is published based on the results of a report at the All-Russian Scientific and Practical Conference "Russian Economy: On the Path of Structural Transformation" (Krasnoyarsk. Siberian Federal University. 01.03.2023).

© Siberian Federal University. All rights reserved

* Corresponding author E-mail address: samarukha_alex@mail.ru; oksalsam@mail.ru ORCID: 0000-0002-5885-619X (Samarukha A.V)

- 1533 -

Citation: Samarukha V. I., Samarukha A. V. To the question of the need to strengthen the role of the state in the new geopolitical reality in order to ensure national security. In: J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci, 2023, 16(9), 1533-1545. EDN: ATHRRC

К вопросу о необходимости усиления роли государства в условиях новой геополитической реальности с целью обеспечения национальной безопасности

В. И. Самаруха, А. В. Самаруха

Байкальский государственный университет Российская Федерация, Иркутск

Аннотация. Исследование посвящено ключевым, по мнению авторов, аспектам обеспечения национальной безопасности России. Стоящие перед страной вызовы, с одной стороны, определенные международной агрессией коллективного Запада, с другой стороны, внутренними проблемами и противоречиями, а также амбициозными стратегическими целями, требуют консолидации общества и экономических механизмов и, следовательно, усиления роли государственной системы управления и финансового контроля, а также укрепления обороноспособности страны. В условиях перехода на следующий технологический уклад, связанного с масштабной цифровизацией экономики и социальной сферы, а также активизацией инновационной деятельности, требуется соответствующая трансформация и усиление вертикальной централизации и интеграция систем федерального и регионального управления промышленным производством. А также, по мнению авторов, остро требуется научное обоснование, разработка и внедрение в систему государственного управления качественно превосходящих и новых для современной России рыночно-плановых принципов хозяйствования. Проводимая политика социально-экономической цифровизации общества требует не менее масштабной системы противодействия внешним и внутренним угрозам, коррупционным деяниям и обеспечения финансовой кибернетической безопасности страны. В этой связи подготовлены и предложены комплексные рекомендации по обеспечению национальной безопасности, в частности ее экономической составляющей.

Ключевые слова: национальная безопасность, система управления, государство, стратегия, инновации, промышленность, лесопромышленный комплекс, финансы, валовой внутренний продукт.

Научная специальность: 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством.

Статья публикуется по результатам доклада на Всероссийской научно-практической конференции «Российская экономика: на пути структурной трансформации» (Красноярск. Сибирский федеральный университет. 01.03.2023).

Цитирование: Самаруха В. И., Самаруха А. В. К вопросу о необходимости усиления роли государства в условиях новой геополитической реальности с целью обеспечения национальной безопасности. Журн. Сиб. федер. ун-та. Гуманитарные науки, 2023, 16(9), 1533-1545. EDN: АТНЯБС

- 1534 -

Введение

в проблему исследования

Последние годы, несмотря на низкие темпы экономического роста, в РФ, по мнению авторитетных исследователей, стали более активно и эффективно проводиться экономические реформы. Академик РАН С. Ю. Глазьев отмечает: «... резко активизируется охват интеграционными процессами всех отраслей экономики, глубина интеграции повышается. Евразийский экономический союз в условиях санкций Запада показал высокую адаптивность. Взаимная торговля быстро растет, за 2022 г. примерно прирост - 12 %» (Глазьев, 2023).

Существенно укрепилась экономика сельского хозяйства во всех регионах страны, возросло строительство жилья, ускорилось импортозамещение промышленной продукции, укрепился оборонно-промышленный комплекс и в целом повысилась политическая стабильность в государстве. Это стало еще больше раздражать США и другие страны коллективного Запада, а также международные организации, прежде всего МВФ, так как они видят, что их прогнозы не оправдались (рис. 1), а Россия становится новым центром геополитики.

Президент РФ В. В. Путин объявил о переходе к социальному государству-

цивилизации. Указанный концепт требует сохранения традиционных ценностей российских народов и выработки рекомендаций по развитию данных ценностей в новых условиях. Надежной объективной материальной базой социального государства-цивилизации должна стать максимально самодостаточная экономика РФ и регионов. Для этого нужно усилить работу по импор-тозамещению, но такая идея не нравится странам коллективного Запада. Хищение ими 300 млрд долл. ЗВР Российской Федерации, создание политической и военной ситуации на Украине, которая вынудила Россию начать СВО, принятие беспрецедентных санкций против нашей страны являются элементами целенаправленной политики тотальной экономической войны против России с целью ее уничтожения как государства.

Концептологические основания исследования

Настоящее исследование соответствует концепции национальной безопасности государства и отчасти ее экономической составляющей, что связано с философией экзистенциализма, которая в современных патовых международных политических условиях отражает нарастающий экзистен-

Рис. 1. Изменения в прогнозах МВФ по развитию экономики России, в % ВВП (Данные..., 2023)

Fig. 1. Changes in the IMF forecasts for the development of the Russian economy, in % of GDP (Data., 2023)

- 1535 -

циальный страх народов планеты и прежде всего граждан России (Бекетова, 2017), в связи с беспрецедентным санкционным давлением и развязанной против страны гибридной войной. По сути, коллективный Запад реализует свою цель стратегического поражения России. В этой связи президент В. В. Путин поясняет: «Это значит покончить с нами раз и навсегда, то есть они намерены перевести локальный конфликт в фазу глобального противостояния. Мы именно так все это и понимаем и соответствующим образом будем на это реагировать, потому что в этом случае речь идет уже о существовании нашей страны» (Послание Президента..., 2023).

Постановка проблемы

В исследовании рассматривается конкретно проблема необходимости усиления роли государства в условиях новой геополитической реальности с целью обеспечения национальной безопасности, сохранения российской государственности и реализации стратегии прорывного технологического экономического и социального развития страны.

Целью настоящего исследования является разработка актуальных рекомендаций по обеспечению национальной безопасности России в условиях новой геополитической реальности международной социально-экономической нестабильности и технологического эмбарго. Задачами исследования в соответствии с целью являются: раскрытие ключевых факторов, влияющих на обеспеченность национальной безопасности России, в частности ее экономической составляющей; разработка рекомендаций по формированию благоприятных условий для обеспечения национальной безопасности и экономического роста в соответствии с государственным стратегическим планом.

Методология исследования

В научном исследовании, согласно цели и задачам задействованы методы: ранжирования, локализации и синтеза, компиляции экспертных оценок, нечеткой и пря-

мой логики, детализации и обобщения, отождествления и экстраполяции, а также постановки целей, разработки рекомендаций и систематизации выводов.

Обсуждение

Для экономического рывка, на наш взгляд, Правительству РФ необходимо отказаться от либеральной модели экономики и перейти к программно-проектной модели регулирования экономики.

Национальная безопасность РФ может быть обеспечена только при условии единого федеративного государства, управляемого на основе научно обоснованных рекомендаций и программных директивных документов, целью развития которого будет обеспечение экономического роста на уровне выше мирового.

Соответственно, необходимо существенно повышать расходы на научные исследования и разработки (рис. 2).

Независимо от наличия одного из самых низких значений внешнего долга, всего за 2008-2022 годы (за последние 14 лет) из РФ вывезено более 1 123,3 млрд долларов (табл. 1, рис. 3).

Считаем, что следует по примеру Китая и Белоруссии ввести строгий контроль вывоза капитала из страны и создать стимулы по его инвестированию в экономику РФ. В РФ ещё не разработана долгосрочная стратегия развития производительных сил страны, которую следует разработать с учетом новых геоэкономических реалий до 2060 г.

Необходимо существенно усилить инвестиции в производство машин и оборудования с акцентом на развитие регионов Сибири и Дальнего Востока, так как текущая динамика инвестиционной активности не удовлетворяет цели и задачам развития страны (табл. 2). Одновременно такие стратегии необходимо разработать по всем федеральным округам и регионам. На наш взгляд, учитывая исторический аспект освоения Дальнего Востока из Иркутска, целесообразно объединить Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, соответственно, установить равные преференции.

- 1536 -

1.2

1.0

0.8

0.6

0.0

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 СЛриеши ■ Беларусь ■ Казахстан ■Кыргызстан ■ Россия

Рис. 2. Удельный вес внутренних затрат на научные исследования и разработки в ЕАЭС, % к ВВП (Глазьев, 2022)

Fig. 2. The share of domestic expenditures on research and development in the EAEU, % of GDP (Glazyev, 2022)

Таблица 1. Динамика финансово-экономических показателей развития России за 2017-2021 гг. (Официальная статистика, 2022)

Table 1. Dynamics of financial and economic indicators of Russia 's development for 2017-2021 (Official statistics, 2022)

Наименование показателя Значение показателя за год

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Наличие основных фондов по балансовой стоимости, млрд р. 102 651 112 656 217 407 220819 238 127

Степень износа основных фондов, % 47,30 46,60 37,80 39,00 40,50

Индекс денежной массы, % 110,47 111,00 109,66 113,53 112,96

Внутренний долг РФ к ВВП, % 7,92 8,84 9,28 13,74 12,58

Внешний долг РФ к ВВП, % 3,17 2,97 3,24 3,81 3,36

Чистый ввоз (вывоз) капитала к объему экспорта, % 5,15 11,41 4,23 11,39 11,48

Дефицит федерального бюджета, млрд р. -1 331 2 741 1 974 -4 102 524

Отношение международных резервов РФ к объему импорта товаров и услуг, % 99,38 102,26 114,40 147,35 120,34

Индекс физического объема экспорта, % 105,00 105,60 100,70 95,90 103,20

Индекс физического объема импорта, % 117,30 102,70 103,10 87,90 116,70

Сальдо торгового баланса, млрд долл. США 32,18 115,68 65,65 35,37 122,27

Дефицит консолидированного бюджета субъектов РФ, млрд р. -52 510 5 -677 661

- 1537 -

100

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Прогног LIE

Рис. 3. Приток и отток капитала из России в 2006-2022 гг., млрд долл. США (Аганбегян, 2022) Fig. 3. Capital inflow and outflow from Russia in 2006-2022, USD billion (Aganbegyan, 2022)

Таблица 2. Динамика показателей инвестиционной активности в России за 2017-2021 гг. (Официальная статистика, 2022)

Table 2. Dynamics of investment activity indicators in Russia for 2017-2021 (Official statistics, 2022)

Наименование показателя Значение показателя за год

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Доля инвестиций в основной капитал в ВВП, % 17,45 17,12 17,63 18,91 17,51

Доля инвестиций в машины, оборудование в общем объеме инвестиций в основной капитал, % 33,73 35,34 36,97 36,62 36,48

Доля инновационных товаров, работ, услуг в их общем объеме, % 7,20 6,50 5,27 5,69 5,02

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП, % 21,79 21,32 22,23 24,54 22,96

Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, % 20,79 19,80 21,60 22,98 22,97

Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта, % 8,28 6,85 6,99 7,80 6,97

Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта, % 48,27 46,84 45,49 47,16 48,74

Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных на экспорт товаров, работ, услуг предприяпш промышленного производства, % 7,11 6,60 5,20 5,69 5,02

Целью развития экономики РФ должно стать формирование не общества потребления, а общества высокой культуры, достатка, просвещения и исполнения традиционных консервативных ценностей. Следует,

на наш взгляд, национализировать Банк России и отменить приватизацию предприятий, которая проводилась с применением залоговых аукционов, и не на словах, а на деле провести деофшоризацию предприятий.

- 1538 -

России нужно усилить вектор евразийского сотрудничества и суверенности государства. Сегодня она не имеет полного суверенитета и выполняет функцию обеспечения интересов ТНК. Китай ведет эффективное экономическое сотрудничество со всеми странами коллективного Запада, превращает бывшие советские среднеазиатские государства в малый Китай.

В этих условиях Россия в обеспечении своей национальной, экономической и финансовой безопасности в текущем, среднесрочном периоде и в обозримой перспективе может рассчитывать только на собственные ресурсы, которые должны быть переориентированы на приоритетное внутреннее потребление и обеспечение национальной безопасности.

Необходимо, на наш взгляд, существенно увеличить расходы на оборону, изменив пороговое значение с 5 % до 8 % от ВВП, как в Саудовской Аравии (рис. 4, 5, 6). Кроме того, особо важно удерживать уровень безработицы и инфляции ниже по-

роговых значений в 8 % и 6 % соответственно (табл. 3).

Очень важным аспектом экономиче -ского развития и национальной безопасности России является демографический вопрос и численность населения, современная ситуация в этой сфере складывается негативно (рис. 7). На наш взгляд, требуется активное привлечение трудовой миграции, прежде всего из ближнего зарубежья.

В обрабатывающей промышленности РФ 45 % комплектующих являются импортными, при этом половину из них составляют комплектующие из недружественных стран. Например, до 80 % оборудования газодобывающего комплекса «Ямал СПГ» импортное, в основном из США. Ввоз в РФ комплектующих для этого оборудования находится под санкциями, а это значит, что ввод новых заводов будет заблокирован. Заменить комплектующие очень сложно, следовательно, необходимо организовать ускоренное импорто-замещение и найти такие комплектующие в других странах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первая десятка стран мира по расходам на оборону в 2021 году и за период 2014-2021 гг. (млн. долл., в текущих ценах)

Страна 20143 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2014-2021

1. США (1) 653942 641253 656059 642933 672255 750886 770650 793990 5581968

Процент от ВВП 3,73 3,52 3,51 3,30 3,27 3,51 3,69 3,45 3,50

2. Китай (2) 131575 142065 143730 154460 167775 169027 193960 209100 1311692

Процент от ВВП 1,25 1,27 1,28 1,28 1,21 1,18 1,31 1,20 1,25

3. Великобритания (3) 65692 59505 56362 55719 60380 59399 63500 71938 492495

Процент от ВВП 2,16 2,05 2,11 2,11 2,08 2,06 2,30 2,26 2,14

4. Германия (4) 46176 39833 41606 45470 49772 52549 58652 62766 396824

Процент от ВВП 1,18 1,18 1,19 1,23 1,25 1,35 1,53 1,49 1,30

5. Франция (5) 52022 43496 44209 46133 50507 49493 52520 56561 394941

Процент от ВВП 1,82 1,78 1,79 1,78 1,81 1,81 2,00 1,93 1,84

6. Саудовская Аравия (6) 80775 81865 56900 50905 58100 50930 48420 50660 478555

Процент от ВВП 10,68 12,51 8,82 7,39 7,11 6,34 6,88 6,08 8,23

7. Япония (8) 46125 40795 44692 46120 47100 48340 50960 49830 373962

Процент от ВВП 0,95 0,93 0,91 0,95 0,93 0,94 1,01 1,01 0,95

8. Индия (9) 37975 34710 37920 42845 43210 44912 45905 49212 336689

Процент от ВВП 1,86 1,65 1,66 1,62 1,60 1,59 1,72 1,55 1,66

9. Россия (7) 51126 47435 58005 48565 44498 50418 47060 47560 394667

Процент от ВВП 2,49 3,48 4,52 3,08 2,69 2,97 3,17 2,68 3,14

10. Южная Корея (10) 33855 33150 33435 35684 39700 39247 46236 45554 306861

Процент от ВВП 2,40 2,40 2,36 2,33 2,30 2,38 2,82 2,53 2,44

Мировые расходы на оборону, млн. долл.: 1631732 1565057 1579435 1603849 1686976 1773809 1856092 1953801 13650755

Рис. 4. Динамика расходов ведущих стран мира на оборонные нужды за 2014-2022 гг. (Ежегодник..., 2022)

Fig. 4. The dynamics of spending by the world's Leading countries on defense needs for 2014-2022. (Yearbook., 2022)

■ 1539 -

Рис. 5. Рост расходов ведущих стран мира на оборонные нужды в 2022 г. (Stockholm...)

Fig. 5. The growth of spending by the world's leading countries on defense needs

in 2022 (Stockholm...)

Рис. 6. Сопоставление стоимости военных трат России и коллективного Запада в рамках противостояния в СВО (Информационный портал..., 2023)

Fig. 6. Comparison of the cost of military spending by Russia and the collective West in the framework of the confrontation in the SVO (Information Portal ..., 2023)

- 1540 -

Таблица 3. Оценка экономической безопасности России на основе пороговых значений ее уровня за 2019-2021 гг.

Table 3. Assessment of Russia's economic security based on the threshold values of its level for 2019-2021

Наименование индикатора Пороговый уровень Направление ограничения Значение индикатора в России

2019 г. 2020 г. 2021 г.

Темпы экономического роста (темп прироста ВВП), % * 1,5-4 Не менее 2,2 -2,7 5,6

Отношение инвестиций в основной капитал к ВВП. % 30 Не менее 17,63 18,91 17,51

Отношение расходов на оборону к ВВП, % 3 Не более 2,74 2,95 2,73

Отношение расходов на науку и научное обслуживание к ВВП. % 2 Не менее 0,45 0,51 0,48

Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, % 15 Не менее 5,27 5,69 5,02

Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, % 25 Не менее 12,22 15,07 13,77

Доля лиц с денежным доходом ниже прожиточного минимума в общей численности населения, % 7 Не более 12,3 12,1 11,0

Уровень безработицы (по отношению к экономически активному населению), % Не более 4,6 5,8 4,8

Уровень монетизации, % На уровне 47,13 54,62 50,57

Отношение внешнего долга к ВВП. % Не более 3,24 3,81 3,36

Отношение внутреннего долга к ВВП, % Не более 9,28 13,74 12,58

Доля расходов консолидированного бюджета на обслуживание государственного долга в ВВП, % Не более 0,76 0,82 0,90

Дефицит федерального бюджета к ВВП, % Не более 1,93 -4,00 0,80

Уровень инфлящш. % Не более 3,04 4,91 8,39

Отношение объема международных резервов к ВВП, % Не менее 32,84 40,14 35,51

Децильный коэффициент дифференциации доходов населения, раз Не менее и не более 15,6 14,9 15,1

* - значение прироста (- спада) ВВП в 2022 г. по уточнённым данным составило: -2,1 %.

Источник: разработано авторами на основе обобщения и систематизации данных (GDP, 2022; Данные..., 2023; Информация..., 2022; Международные резервы., 2022; Официальная статистика, 2022; Финансирование., 2022).

Правительству РФ необходимо внимательно изучить опыт экономических реформ в Китае и Белоруссии, а также структуру управления отраслями экономики в этих странах с целью заимствования положительных достижений.

Президент США Байден считает, что мир вступает в новый глобальный кризис, который бывает раз в 80 лет. Однако он

недоговаривает, что данный кризис связан с формированием новых центров мирового экономического развития и что США теряют роль мирового жандарма одновременно с рентными доходами от мировой валюты -доллара. Безусловно, этот кризис затянется на продолжительное время, и элита стран коллективного Запада усилит агрессивную политику по отношению к странам перифе-

- 1541 -

Рис. 7. Изменение численности населения России, тыс. человек (Глазьев, 2022) Fig. 7. Change in the population of Russia, thousand people (Glazyev, 2022)

рии, прежде всего по отношению к России, с целью сохранения ее постсоветского колониального положения.

Особое значение имеют региональные социально-экономические системы. Именно регионам принадлежит важнейшая роль в деле обеспечения управления эффективным и устойчивым развитием государства в целом, ведь именно там расположены добывающие и перерабатывающие предприятия, лесосырьевые ресурсы, производственная, транспортная и энергетическая инфраструктуры, формируются фундаментальные условия для роста уровня и качества жизни.

На наш взгляд, с целью эффективного выстраивания вертикальной системы управления, в частности в лесопромышленном комплексе России и ее регионов, требуется создание мощного специализированного федерального министерства по развитию лесопромышленного комплекса.

Соответственно, требуется сформировать региональные и межрегиональные управления, действующие от федерального министерства, в каждом лесонасыщен-ном регионе России. Такое решение, на наш взгляд, при соответствующей корректировке нормативно-правовой базы позво-

лит противодействовать коррупции и искоренять коррупционную составляющую в деятельности местных чиновников. Сделает возможным устранение наносимого в настоящее время значительного ущерба экономике, социальной сфере и экологии, позволит добросовестно выполнять в регионах функции по обеспечению эффективного и бережного лесопользования на основе реализации концепции «зеленой» экономики. Будет способствовать решению проблем обеспечения глубокой переработки древесины и комплексного использования всех ресурсов лесных угодий, систематизирует и централизует научно-исследовательский мониторинг за состоянием лесных земель и природных ареалов.

Использование, на наш взгляд, именно плановых административных методов в управлении развитием лесопользования и лесовосстановления должно лежать в основе государственной системы управления лесным фондом страны, которая, в свою очередь, должна строиться на научной основе в соответствии с долгосрочной стратегией прорывного технологического экономического и социального развития России.

Развитие инновационной системы страны, регионов и отраслей, в том числе ЛПК, должно осуществляться на основе

- 1542 -

трансформации системы управления лесным фондом синхронно и интегрирован-но с трансформацией системы управления всем экономическим комплексом России. Трансформация системы управления возможна, на наш взгляд, только в случае перехода на принципиально новую для нашей страны управленческую парадигму - рыночно-плановую модель хозяйствования, и при условии национализации системы финансового контроля, выполняемого Центральным Банком РФ.

Необходимо отметить, что, согласно передовому опыту развитых государств, необходимая высокая экономическая эффективность деятельности организаций промышленности, в том числе ЛПК, может достигаться за счет построения и системного развития специализированных и многопрофильных кластерных производственных цепочек.

В Иркутской области начата эксплуатация крупнейшего в Азии газоконденсатного месторождения, газ которого по трубопроводу «Сила Сибири» экспортируется в Китай. Годовой экспорт предусмотрен 60 млрд куб. м газа. Для газификации жилья и объектов производственного и социального

назначения Байкальского региона необходимо менее 8 млрд куб. м газа. В этой связи газификация Байкальского региона позволит не только направить высвободившиеся лесные ресурсы, используемые в качестве дров, на другие нужды (и снизить незаконные вырубки), но и благоустроить жилые дома и объекты социально-культурного назначения.

Общеизвестным принципом в экономическом росте является правило, при котором для обеспечения увеличения ВВП на 0,5 % требуется рост вложенных инвестиций в основной капитал реального сектора экономики минимум на 1 %. Соответственно, стратегическое планирование экономического подъема на 5 % годового роста ВВП требует увеличения инвестиционных вложений более чем на 10 %.

Учитывая данные официальной статистики, инвестиции в основной капитал в 2021 г. составили без малого 23 трлн руб. (рис. 8), в последующие годы необходимо обеспечивать прирост реальных инвестиций в размере не менее 2,3 трлн руб. в год для экономического подъема и роста ВВП в размере около 5 % в год. Такой же подход должен применяться в отношении ин-

ввп

Удельный вес инвестиций в основной капитал в объеме ВВП

Удельный вес инвестиций в зеленые технологии в объеме ВВП

Рис. 8. Оценка удельного веса инвестиций в основной капитал и зеленые технологии в ВВП России за 2017-2021 гг. (Официальная статистика, 2022)

Fig. 8. Assessment of the share of investments in fixed assets and green technologies in Russia's GDP for 2017-2021. (Official statistics, 2022)

- 1543 -

Рис. 9. Динамика объема инвестиций в зеленые технологии в составе основного капитала в России за 2017-2021 гг. (Официальная статистика, 2022)

Fig. 9. Dynamics of the volume of investments in green technologies as part of the fixed capital in Russia for 2017-2021. (Official statistics, 2022)

вестиций в развитие зеленых технологий (рис. 9).

По мнению многих аналитиков, давно наступил момент, требующий введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Опираясь на опыт Франции, можно заключить что бюджетная система России, применив прогрессивную шкалу налогообложения для НДФЛ, сможет получить дополнительно в бюджет до 3 трлн руб.

Заключение

Аспекты обеспечения национальной безопасности и роста ВВП напрямую связаны с эффективным функционированием соответствующих институтов экономического роста, отраслевых структур, инновационной и инвестиционной инфраструктур, которые призваны выполнить стоящие перед государством задачи.

Необходимая экономике и социальной сфере трансформация технологического уклада станет возможна, на наш взгляд, только при активном применении цифровых методов в системе управления развитием производительных сил на базисе сохранения

гуманистических принципов и социально ориентированных инструментов. Технологическая трансформация потребует активного производства и внедрения отечественных электронно-вычислительных и телекоммуникационных технологий, совершенствования национального, в тесной связи с международным, информационного пространства.

Развитие цифровой сферы, очевидно, приведет к проявлению угроз финансовой и кибернетической безопасности, а также значительного множества рисковых областей в важнейших сферах внешней и внутренней политики, региональной экономики, социальной сферы, а также, и прежде всего, в культуре и правоохранительной сфере общественной жизни. Соответственно, жизненно необходимо проводить актуальные исследования и разрабатывать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию и повышению эффективности инструментов обеспечения защищенности информации об экономических процессах и ресурсном потенциале России, ее отраслей, регионов и корпораций, в том числе, и прежде всего, в сфере финансовой кибернетической безопасности.

- 1544 -

Список литературы / References

Аганбегян А. Доклад на VII Всероссийском экономическом собрании, посвященном «Дню экономиста». Официальный портал Вольного экономического общества [Aganbegyan A. Report at the VII All-Russian Economic Meeting dedicated to. The official portal of the Free Economic Society]. 11.11.2022. г. URL: https://veorus.ru/vserossiyskoe-ekonomicheskoe-sobranie-2022/. (Available: 02.02.2023 г.).

Бекетова Е. Ю. Обеспечение продовольственной безопасности РФ в условиях глобализации: дис. ... магистра. НИУ «БелГУ» [Beketova E. Yu. Ensuring food security of the Russian Federation in the context of globalization: dis. .a master's degree. NRU «BelSU»], 2017. 128 с.

Валько Д. В. Экономическая безопасность [Valko D. V. Economic security]. М., 2022.

Глазьев С. Ю. Ждать ли новой великой депрессии? Беспощадно про Украину [Glazyev S. Yu. Should we wait for a new Great Depression? Mercilessly about Ukraine]. URL: https://www. youtube (Available: 03.03.2023 г.).

Глазьев С. Ю. Доклад на VII Всероссийском экономическом собрании, посвященном «Дню экономиста». Официальный портал Вольного экономического общества [Glazyev S. Yu. Report at the VII All-Russian Economic Meeting dedicated to the "Day of the Economist". The official portal of the Free Economic Society]. 11.11.2022. г. URL: https://veorus.ru/vserossiyskoe-ekonomicheskoe-sobranie-2022/. (Available: 02.02.2023 г.).

Данные Международного валютного фонда. Десятый пакет санкций - демонстрация экономического поражения Запада [International Monetary Fund data. The tenth package of sanctions is a demonstration of the economic defeat of the West]. 24.02.2023 URL: https://tj.sputniknews.ru/20230224/ paket-sanktsiy-demonstratsiya-zapad-1055152781.html. (Available: 24.03.2023 г.).

Ежегодник Центра анализа мировой торговли оружием. Портал: www.armstrade.org - 2022 [Yearbook of the Center for Analysis of the World Arms Trade. Portal: www.armstrade.org - 2022]. URL: https://armstrade.org/files/yearly_2022_1_1.pdf. (Aviable: 25.04.2023 г.).

Информационный портал Равенство Медиа [Equality Media Information Portal]. URL: https://t. me/s/ravenstvomedia. 25.04.2023 г. (Available: 25.04.2023 г.).

Информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации [Information on the execution of the consolidated budget of the Russian Federation]. М.: Минфин России, 2022. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=93447-informatsiya_ob_ispolnenii_konsolidirovannogo_ byudzheta_rossiiskoi_federatsii (Available: 25.11.2022 г.).

Международные резервы Российской Федерации [International reserves of the Russian Federation]. М.: Банк России, 2022. URL: https://www.cbr.ru/hd_base/mrrf/mrrf_7d/ (Available: 02.12.2022 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Официальная статистика. Предпринимательство [Official statistics. Entrepreneurship]. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2022. URL: https://rosstat.gov.ru/folder. (Available: 25.11.2022 г.).

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.02.2023 г. Официальный портал Консультант Плюс [Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated 02/21/2023 Official portal Consultant Plus]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_440178/. (Available: 11.03.2023 г.).

Финансирование гражданской науки в России и за рубежом [Financing of civil science in Russia and abroad]. М.: НИУ ВШЭ, 2022. URL: https://issek.hse.ru/news/741477101.html#:~: text=B %20 2021 %20 г.,35 %20 до %202 %2C 53 %25. (Available: 01.12.2022).

GDP. The World Bank. Washington, 2022. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP. CD (Available: 01.12.2022 г.).

Stockholm International Peace Research Institute. Graphic News. (kommersant.ru). URL: https://stat-ic16.tgcnt.ru/posts/_0/ee/eead93e1ad9eb468e369e76730c387c6.jpg. (Available: 25.04.2023 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.