Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (К 90-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ БГУ)'

РАЗВИТИЕ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (К 90-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ БГУ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (СФЭИ) / ИРКУТСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ИФЭИ) / ИРКУТСКИЙ ИНСТИТУТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (ИИНХ) / ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ИГЭА) / БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА (БГУЭП) / БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (БГУ) / ФИНАНСЫ / ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самаруха Виктор Иванович

Показана история создания и развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет» как преемника Сибирского финансово-экономического института, образованного на базе финансового отделения экономического факультета Иркутского государственного университета на основании постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 11 августа 1930 г. № 305 и приказа Народного Комиссариата финансов СССР, так как он вошел в ведение Наркомфина СССР. Кратко изложена хронология формирования его структурных подразделений (факультетов и кафедр), рассмотрено становление научной школы финансовых исследований в регионах Сибири, и в Иркутской области в том числе, в свете трансформации геополитических условий социально-экономического развития России и в связи с необходимостью подготовки кадров финансистов и экономистов. Охарактеризованы основные этапы развития НИР в университете, включая научные темы в области финансовых исследований, формирования научной школы и открытия кандидатских и докторских диссертационных советов. Дан сравнительный анализ экономических показателей ведущих стран мира и подчеркнута особая роль денег и финансов в их экономическом развитии. Предложены авторские рекомендации по активизации научных исследований сотрудниками БГУ и усилению роли государства в регулировании реального сектора экономики и инвестиционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PUBLIC FINANCES IN THE SOVIET AND POST-SOVIET PERIOD (TO THE 90TH ANNIVERSARY OF BSU)

The article discusses the creation and development of the federal state budgetary educational institution of higher education «Baikal State University» as the successor of the Siberian Financial and Economic Institute, formed on the basis of the financial department of the Faculty of Economics of Irkutsk State University and a resolution of the Council of People's Commissars of the USSR of August 11, 1930 No. 305 and the order of the People's Commissariat of Finance of the USSR, since it came under the jurisdiction of the People's Commissariat of Finance of the USSR. The article outlines the timeline of the formation of its structural divisions (faculties and departments), the formation of the scientific school of financial research in the regions of Siberia, and in the Irkutsk region, including, in the light of the transformation of the geopolitical conditions of the socio-economic development of Russia and in connection with the need to train financial specialists and economists. We characterized the main stages of the development of scientific research at the university including scientific topics in the field of financial research, the formation of the research school and opening of candidate and doctoral dissertation councils. The article provides a comparative analysis of the economic indicators of the leading countries of the world and discusses a special role money and finance play in their economic development. The authors put forward recommendations for enhancing scientific research by the BSU faculty and strengthening the role of the state in regulating the real sector of the economy and investment processes.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (К 90-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ БГУ)»

ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА FINANCIAL, TAXATION AND MONETARY POLICY

УДК 378.4(571.53)(09) DOI 10.17150/2500-2759.2020.30(4).497-506

РАЗВИТИЕ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (К 90-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ БГУ)*

В.И. Самаруха

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Аннотация

Показана история создания и развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет» как преемника Сибирского финансово-экономического института, образованного на базе финансового отделения экономического факультета Иркутского государственного университета на основании постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 11 августа 1930 г. № 305 и приказа Народного Комиссариата финансов СССР, так как он вошел в ведение Наркомфина СССР. Кратко изложена хронология формирования его структурных подразделений (факультетов и кафедр), рассмотрено становление научной школы финансовых исследований в регионах Сибири, и в Иркутской области в том числе, в свете трансформации геополитических условий социально-экономического развития России и в связи с необходимостью подготовки кадров финансистов и экономистов. Охарактеризованы основные этапы развития НИР в университете, включая научные темы в области финансовых исследований, формирования научной школы и открытия кандидатских и докторских диссертационных советов. Дан сравнительный анализ экономических показателей ведущих стран мира и подчеркнута особая роль денег и финансов в их экономическом развитии. Предложены авторские рекомендации по активизации научных исследований сотрудниками БГУ и усилению роли государства в регулировании реального сектора экономики и инвестиционных процессов.

DEVELOPMENT OF PUBLIC FINANCES IN THE SOVIET

AND POST-SOVIET PERIOD (TO THE 90th ANNIVERSARY OF BSU)

Victor I. Samarukha

Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation

Abstract

The article discusses the creation and development of the federal state budgetary educational institution of higher education «Baikal State University» as the successor of the Siberian Financial and Economic Institute, formed on the basis of the financial department of the Faculty of Economics of Irkutsk State University and a resolution of

* Материалы обсуждены на Национальной научно-практической конференции с международным участием «Развитие российского общества: вызовы современности», посвященной 90-летию Байкальского государственного университета (г. Иркутск, 15-30 декабря 2020 г.).

** The paper was discussed at the National Research and Practical Conference with International Participation «Development of Russian Society: Challenges of Modernity», dedicated to the 90th anniversary of the Baikal State University (Irkutsk, October 15-16, 2020).

Информация о статье

Дата поступления 15 октября 2020 г.

Дата принятия к печати 18 декабря 2020 г.

Дата онлайн-размещения 30 декабря 2020 г.

Ключевые слова

Сибирский финансово-экономический институт (СФЭИ); Иркутский финансово-экономический институт (ИФЭИ); Иркутский институт народного хозяйства (ИИНХ); Иркутская государственная экономическая академия (ИГЭА); Байкальский государственный университет экономики и права (БГУЭП); Байкальский государственный университет (БГУ); финансы; финансово-инвестиционный механизм; технологический уклад; модернизация; инвестиции

Article info

Received October 15, 2020

Accepted December 18, 2020

© Самаруха В.И., 2020

Available online December 30, 2020

Keywords

Siberian Financial and Economic Institute (SFEI); Irkutsk Financial and Economic Institute (IFEI); Irkutsk Institute of National Economy (IINKh); Irkutsk State Economic Academy (IGEA); Baikal State University of Economics and Law (BSUEP); Baikal State University (BSU); finance; financial and investment mechanism; technological structure; modernization; investments

the Council of People's Commissars of the USSR of August 11, 1930 No. 305 and the order of the People's Commissariat of Finance of the USSR, since it came under the jurisdiction of the People's Commissariat of Finance of the USSR. The article outlines the timeline of the formation of its structural divisions (faculties and departments), the formation of the scientific school of financial research in the regions of Siberia, and in the Irkutsk region, including, in the light of the transformation of the geopolitical conditions of the socio-economic development of Russia and in connection with the need to train financial specialists and economists. We characterized the main stages of the development of scientific research at the university including scientific topics in the field of financial research, the formation of the research school and opening of candidate and doctoral dissertation councils. The article provides a comparative analysis of the economic indicators of the leading countries of the world and discusses a special role money and finance play in their economic development. The authors put forward recommendations for enhancing scientific research by the BSU faculty and strengthening the role of the state in regulating the real sector of the economy and investment processes.

Девяносто лет тому назад, в 1930 г., был создан Сибирский финансово-экономический институт (СФЭИ). СФЭИ был образован на базе финансового отделения экономического факультета Иркутского государственного университета на основании постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 11 августа 1930 г. № 305 и приказа Народного Комиссариата финансов СССР, так как был передан в ведение Наркомфина СССР [1, с. 7]. Специализация института была определена как финансовая, и поэтому с начала его функционирования ученые по заказам министерств, а также органов власти регионов нашей страны проводили активные научные исследования по функционированию общегосударственных финансов. Эта научно-исследовательская работа (НИР) связана с историей страны, и Иркутской области в частности, включая новейшую историю.

Следует отметить, что с первых лет функционирования СФЭИ учебный процесс в институте был обеспечен НИР преподавателей и студентов, результаты которых внедрялись в народное хозяйство и учебный процесс. Это стало традицией данного института.

Родоначальником СФЭИ, как указано выше, был финансово-экономический факультет, который впервые начал подготовку кадров экономистов-финансистов с высшим образованием (срок обучения составлял четыре года) для регионов Сибири и Дальнего Востока.

В 1939 г. СФЭИ был переименован в Иркутский финансово-экономический институт (ИФЭИ), который в 1965 г. стал Иркутским институтом народного хозяйства (ИИНХ). Это было связано с необходимостью расширения подготовки кадров инженеров-экономистов

для отраслей народного хозяйства Сибири и Дальнего Востока.

С 1942 г. в ИФЭИ была введена специализация «Финансирование, долгосрочное кредитование и краткосрочное кредитование».

В 1947 г. в институте был открыт новый — планово-экономический — факультет с тремя специальностями: «Экономика промышленности», «Экономика сельского хозяйства» и «Экономика торговли» — в составе одной профилирующей кафедры отраслевых экономик, а также была открыта аспирантура.

В 1959 г. начата подготовка специалистов по бухучету в промышленности, строительстве, банках, а также по контролю и ревизии.

Руководителями финансово-экономического факультета были кандидаты экономических наук, доценты К.С. Маковеев, П.И. Ярыгин, Д.И. Оглоблин, В.А. Безделев, В.Н. Петров, И.Ф. Кулеш, доктор экономических наук, профессор А.Д. Аюшиев, кандидат экономических наук, профессор Н.А. Кутявина, кандидат экономических наук, доцент О.Ю. Оношко, доктор экономических наук, профессор М.Г. Жигас.

С 1979 по 1988 г. факультет возглавлял профессор А.Д. Аюшиев, который стал первым доктором экономических наук по финансам, денежному обращению и кредиту в Сибири и на Дальнем Востоке после защиты диссертации в 1978 г. в Ленинградском финансово-экономическом университете (ЛФЭИ) и первым руководителем научной школы по финансовой науке, а также диссертационного совета. Вторая докторская диссертация по финансам в ЛФЭИ была защищена ректором ИИНХ В.П. Иваницким в 1984 г., третья докторская диссертация там

же защищена мной в 1990 г. Это позволило сформировать научное направление Ленинградской финансовой школы в Иркутске и в дальнейшем создать докторский диссертационный совет.

В 1993 г. в связи с переходом страны на рыночную экономику ИИНХ после признания его аккредитационной комиссией Госкомитета по науке и образованию ведущим экономическим вузом Сибири и Дальнего Востока был переименован в Иркутскую государственную экономическую академию (ИГЭА), в 2002 г. — в Байкальский государственный университет экономики и права (БГУЭП), а в 2015 г. — в Байкальский государственный университет (БГУ).

Основные этапы проведения НИР в университете связаны с изменениями финансово-экономической политики в стране. Их можно охарактеризовать следующим образом:

- становление и развитие научных исследований в период индустриализации и коллективизации в Восточной Сибири (19301941 гг.);

- проведение НИР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.);

- период послевоенного восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.);

- постсталинский период регионализации экономики СССР (1954-1964 гг.) — создание совнархозов по экономическим зонам регионов и территориально-производственных комплексов, что следует считать положительным моментом развития экономики РСФСР и СССР;

- период незавершенных (в связи с необоснованной отставкой председателя Правительства СССР А.Н. Косыгина) косыгинских реформ (1965-1985 гг.);

- период неудачной «смутной» горбачевской перестройки политической системы страны и развала СССР (1985-1991 гг.);

- переход на рыночную экономику (1992 г. — настоящее время).

Во все этапы развития НИР университет обеспечивал качественную подготовку специалистов на основе внедрения результатов госбюджетных и хоздоговорных НИР в народное хозяйство и в учебный процесс.

В 1962 г. в ИИНХ был открыт кандидатский диссертационный совет по экономическим наукам, который, к сожалению, был закрыт ВАКом СССР в 1967 г.

Новый диссертационный совет был открыт через десять лет, в 1988 г., по специальностям «Политическая экономия», «Экономика и управление народным хозяйством».

В открытии этого и всех последующих диссертационных советов мне довелось

принимать самое активное участие и представлять интересы университета в ВАКе и министерстве.

В 1989 г. открыт второй диссертационный совет по специальностям «Экономика труда», «Финансы, денежное обращение и кредит».

В 1992 г. открыт докторский диссертационный совет по специальностям «Политическая экономия», «Экономика и управление народным хозяйством», «Финансы, денежное обращение и кредит». За 1990-1998 гг. число аспирантов в академии увеличилось в 10 раз и составило 317 чел.

В 1997 г. открыт кандидатский совет по юридическим наукам по специальностям «Уголовное право и криминология», «Уголовно-исполнительное право», который в дальнейшем был реорганизован в докторский совет с открытием дополнительной специальности — «Хозяйственное право».

В 1998 г. был открыт кандидатский совет по техническим наукам по специальности «Применение вычислительной техники, математического моделирования и математических методов в научных исследованиях (в региональных хозяйственных комплексах)», который в 2005 г. реорганизован в докторский совет и успешно функционирует по сей день.

В 2005 г. было открыто два новых докторских диссертационных совета: по специальностям «Экономика и управление промышленностью», «Экономика и управление строительством» (который функционирует по настоящее время); по мировой экономике и маркетингу.

В диссертационных советах БГУ защищено более 1 550 кандидатских и докторских диссертаций, из них более 200 докторских. Все соискатели были утверждены в искомых степенях.

Почти каждый год на базе университета проходили всероссийские научные конференции. Самыми важными всероссийскими научными конференциями Иркутской области и Восточной Сибири, устроителями которых являлись ученые университета, были:

- 1947 г. — по развитию производительных сил Восточной Сибири;

- 1984 г. — по развитию производительных сил и социальному развитию Иркутской области;

- 1993 г. — по концепции развития производительных сил Иркутской области на период 1993-1995 гг.;

- съезд финансистов России в 1998 г., проходивший в Москве и Иркутске, на котором мне было поручено выступить с пленарным докладом по выводу из кризиса регио-

ф

п ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О м о

ы

Z

10

9

■ч

о

е>

нальных финансов как важнейшего фактора преодоления дефолта.

На всех этих крупных научных мероприятиях наши ученые возглавляли секции по развитию региональных и местных финансов.

Мне довелось быть научным руководителем временного научного коллектива по разработке программ: социально-экономического развития Иркутской области на 1993-2000, 2000-2005, 2006-2010 гг., Читинской области на 2000-2005, 2006-2010 гг. В общей сложности я руководил (и был исполнителем) 22 программами по социально-экономическому развитию муниципальных образований и регионов Иркутской, Читинской областей и Республики Якутия.

Кроме того, я был научным руководителем и исполнителем следующих федеральных грантов по финансовым исследованиям за 2006-2016 гг. по заказу Минфина, Ми-нобрнауки РФ и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ):

- «Финансово-бюджетное проектирование как основа управления социально-экономическим развитием ресурсного региона Сибири» (госзадание, рег. № 01201458898), заказчик — Министерство образования и науки Российской Федерации (1 февраля 2014 г. — 31 декабря 2016 г.);

- «Теоретические аспекты формирования стратегии устойчивого экономического роста регионов Сибири в условиях усиления процессов глобализации» (рег. № 01201256019, № 618302011), заказчик — Министерство образования и науки Российской Федерации (1 января 2012 г. — 31 декабря 2014 г.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «Финансирование развития человеческого капитала в образовательной системе Сибирского региона» (рег. № 01201168171), заказчик — Министерство образования и науки Российской Федерации (11 января — 31 декабря 2011 г.);

- «Управление финансовыми ресурсами муниципальных образований в условиях модернизации экономики и реформирования муниципальных финансов» (рег. № 01201166086), заказчик — Минфин РФ (1 января 2011 г. — 31 декабря 2015 г.);

- «Теоретические аспекты стратегического управления социально-экономическим развитием Сибирского региона при переходе на инновационную модель экономики» (рег. № 01200902099, 01.014.12_31.12.14), заказчик — Федеральное агентство по образованию (Министерство образования и науки РФ) (1 января 2009 г. — 31 декабря 2010 г.);

- «Разработка стратегических направлений устойчивого развития Байкальского

региона» (рег. № 01200808716), заказчик — РФФИ (1 января 2008 г. — 31 декабря 2009 г.);

- «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ » (рег. № 01200606902), заказчик — Федеральное агентство по образованию (Министерство образования и науки РФ) (1 января — 30 декабря 2006 г.).

В настоящее время новым руководством БГУ разрабатывается программа развития НИР. На мой взгляд, в ней необходимо учесть не только богатый опыт организации НИР за все 90 лет, но и новые изменения и вызовы на глобальном, макро-, мезо- и микроуровне, особенно в финансовой науке и при подготовке специалистов всех профилей.

Вызовы и угрозы мировой экономики:

- риск возникновения нового финансового кризиса, усиливаемый пандемией COVID-19;

- усиление политики гегемонии США, противодействие формированию новых центров экономического развития;

- сдерживание социально-экономического развития России;

- обострение конкурентных торговых войн между странами;

- ужесточение санкций против России, попытка развала Союзного государства Россия — Белоруссия;

- стремление США и их сателлитов к созданию хаоса на рынках развивающихся стран;

- поддержка терроризма и региональных войн со стороны США (Сирия, Украина, Афганистан, Азербайджан, Армения и др.), а также цветных революций на мировой арене и в бывших республиках СССР.

Все это свидетельствует о том, что благоприятных условий в обозримой перспективе для России не будет.

По прогнозу МВФ, в 2030 г. Россия по уровню ВВП будет на 12-м месте в мире с объемом 2,431 трлн дол., КНР — на 1-м месте с объемом 34,338 трлн дол., что в 14,1 раза больше, чем в России. В США ВВП составит 32,996 трлн дол., что на 4,1 % ниже, чем в КНР, и в 13,6 раза больше, чем в России.

Известный американский экономист Номи Принс считает, что в мировой экономике усиливается риск возникновения нового финансового кризиса. После кризиса 2008 г. развивающиеся рынки в большей мере стали обременены долгами (преимущественно в долларах) и испытывают трудности с долларовой ликвидностью. Это служит усилению мирового финансового кризиса.

Вторым источником кризиса могут стать крупные корпорации, имеющие долги. Новый кризис — вопрос времени. Главная его причина кроется в финансовых пузырях, в том, что объем заемных средств и финансовых производных значительно превышает потребности мировой экономики.

Финансовая политика Федеральной резервной системы (ФРС) США и ряда крупных центральных банков других стран мира не обеспечивает, по мнению Номи Принс, необходимый контроль за долларовой массой. В рамках реализации политики количественного смягчения негативных воздействий экономического кризиса производится большое количество денег, что перегревает денежное обращение.

ФРС США пытается спасти банковскую систему страны от коллапса. Госдолг США превышает 21,5 трлн дол. при ВВП 18,2 трлн дол., долги стран еврозоны составляют 12,5 трлн дол. Огромный корпоративный долг накоплен в Китае (более 14,5 трлн дол.). Банк Китая не отстает в эмиссии юаня, создавая китайский финансовый пузырь [2].

Экономический рост в Китае на основе планового управления экономикой позволит ему к 2030 г. выйти в мировые лидеры. Торговая война США против Китая, на мой взгляд, вряд ли этому помешает.

Народный банк Китая, в отличие от ЦБ РФ, проводит независимую от ФРС США денежно-кредитную политику и критикует политику количественного смягчения ФРС и

20 000 18 000 16 000 14 000 12 000 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 0

18 153,5

европейского ЦБ. Осуществление Китаем научно обоснованной политики по государственному инвестированию в производство и эмиссии юаня эквивалентно приросту выпуска товаров позволило ему не только обеспечить высокий экономический рост, но и сделать юань резервной валютой в 2015 г. (с долей 10,92 %) и этим обеспечить полную экономическую независимость страны, образовать торговые союзы и начать создание новой мировой финансовой системы. Все это свидетельствует о высокой эффективности функционирования финансово-инвестиционного механизма КНР.

На рис. 1-4 показаны рейтинги: топ-12 стран мира по уровню ВВП (2017 г.); топ-12 стран мира по удельному весу их ВВП в ВВП мира (2017 г.); топ-10 стран по величине ВВП, исчисленного по паритету покуптельной способности за 2016 г.; топ-10 стран мирового рынка акций.

Из приведенных на рис. 1-3 данных видно, что в рейтинге стран мира по уровню ВВП Россия в 2017 г. занимала 11-е место (ВВП — 1 457,7 млрд дол.); в рейтинге стран мира по удельному весу их ВВП в ВВП мира также 11-е место (удельный вес — 1,9 %); в рейтинге стран по величине ВВП, рассчитанного по паритету покуптель-ной способности за 2016 г., — 6-е место (3 745 млрд дол.), что свидетельствует о высоком потенциале роста стабильности национальной валюты при условии повышения производительности труда и объемов

11-393,6-

-4-825,2-

D 3 609,4

_ 2 ,^42 ^^ 1 9141 1 8360 1 584,3 1 4

| I I II ■ ■ ■

2 7Я2Г4 2-605~Д

Л -414,4-

О

I

о с с*

5 а <и

I

а

VO

о

с

СО

а

е

а

LQ

о

CL

<и а о

£ 2

Рис. 1. Топ-12 стран мира по уровню ВВП (2017 г.), млрд дол. США

Источник: URL: https://visasam.ru/emigration/vybor/vvp-stran-mira.html

®

П ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О 2 О

ы Z

10

9

■ч

о

е>

25 г--2-3-,7

20

25 000

20 000

15 000

10 000

5 000

Рис. 2. Топ-12 стран мира по удельному весу их ВВП в ВВП мира (2017 г.), %

Источник: URL: https://visasam.ru/emigration/vybor/vvp-stran-mira.html

21 263

< CK CK CK CK CK CK CK

nj X X X X X <и

t- з ч I I и С со £L

О I О nj и X <и о

X С с* а <и 1_ О CL со го а LQ I 0 d 1 X ^ CK nj I s 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

nj

а

е

Рис. 3. Топ-10 стран мира по величине ВВП, рассчитанного по паритету покуптельной способности

за 2016 г., млрд дол. США

Источник: URL: https://visasam.ru/emigration/vybor/vvp-stran-mira.html

выпуска конкурентоспособной продукции обрабатывающих отраслей и, соответственно, увеличения государственного бюджета и доходов населения.

На рис. 4 видно, что первое место в топ-10 стран мирового рынка акций занимает США с капитализацией 23,8 трлн дол. России в десятке нет, она занимает 22-е место и имеет очень низкую капитализацию — 620 млрд дол.

Среди ученых-экономистов отсутствует единство в понимании сущности финансово-инвестиционного механизма и сферы трансформации финансовых отношений: не определено, где проходит четкая граница, отделяющая финансы от денег, где начинается и заканчивается действие финансов в системе денежных отношений, в чем конкретно заключается принципиальное различие денег и финансов на этапах смены технологических

5

0

0

20

6,6

П5,2

I ■ 8

о с с*

Рис. 4. Топ-10 стран мирового рынка акций (капитализация), трлн дол. США

Источник: URL: gtmarket.ru

укладов и в современной экономике. Все эти проблемы должны стать темами научных исследований ученых БГУ.

Мировая рыночная экономика в настоящее время претерпевает существенные, глобальные изменения, связанные с переходом на пятый и шестой технологические уклады. В связи с этим назрела необходимость переосмысления традиционных подходов к пониманию сущности денег и финансов в аспекте трансформации финансово-инвестиционного механизма.

На мой взгляд, в условиях рыночной экономики финансы следует рассматривать как специфический универсальный вид товара — деньги при их движении (финансовые потоки) в процессе экономической деятельности и, соответственно, денежных отношений на международном уровне (мегауровне), уровне страны (макроуровне), на региональном и отраслевом уровне (мезоуровне), а также на микроуровне — уровне предприятий (организаций) различных форм собственности, домашних хозяйств и муниципальных образований.

Под финансами в условиях рыночной экономики необходимо понимать движение денег при образовании доходов и их расходовании. При этом финансовые ресурсы, опосредующие воспроизводственные процессы и функционирующие на денежных (финансовых, кредитных, страховых) рынках, являются финансовым капиталом.

Модернизация экономики России на этапе ее вхождения в пятый и шестой технологические уклады потребует увеличения расходов

ВВП на социальную сферу. По мнению академика РАН Р.И. Нигматулина, «в России на эту сферу идет 9 % ВВП, а на Западе — 20...25 %. Из-за недофинансирования здравоохранения, на которое мы тратим 3,5 % ВВП (в Европе — 7 % ВВП), смертность в нынешней России равна 12,5 человек в год на 1 000 человек. Это значит, что нынешняя РФ теряет ежегодно дополнительно 200 тысяч человек в год по отношению к уровню смертности в РСФР в 1990 г. (она равнялась 10,5) и дополнительно 400 тысяч в год по отношению к европейскому уровню смертности (которая равна 9,5)» [3]. Увеличение инвестиций в воспроизводство человеческого капитала (только в здравоохранение почти в 2 раза к 2024 г. в соответствии с указом Президента России от 7 мая 2018 г. № 204) потребует перераспределения ВВП и соответственной трансформации финансово-инвестиционного механизма.

Все эти проблемы связаны с региональной экономикой и финансами и должны войти в тематику исследований БГУ.

Необходимо иметь в виду еще большее перераспределение ВВП на инвестиции в пользу модернизации экономики. Член-корреспондент РАН Р.С. Гринберг считает: «Необходимо повысить долю инвестиций в ВВП; сегодня она одна из самых низких в мире и составляет около 20 % (при незначительных колебаниях по годам). При такой норме ни одной стране не удалось демонстрировать рост экономики более чем на 3 % в год. В советское время данная норма достигала 40 %. Переход к норме

ф

п ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О м о

ы

Z

10

9

■ч

о

е>

5

0

инвестиций хотя бы в 30...35 % позволил бы увеличить темпы экономического роста до 5.6 % в год» [4].

Необходимо подчеркнуть, что увеличение перераспределения ВВП России на инвестиции на 15 процентных пунктов (до 35 %) отвлечет от текущего потребления более 14,5 трлн р. (к примеру, затраты федерального бюджета в 2018 г. составляли 16,5 трлн р.).

Все перечисленные проблемы ставят перед учеными БГУ, и в первую очередь перед финансистами, новые научные задачи по разработке рекомендаций, направленных на модернизацию экономики регионов Сибири и Дальнего Востока (прежде всего при написании кандидатских и докторских диссертаций).

При этом возникает вопрос, где взять инвестиционные финансовые ресурсы для модернизации экономики страны на основе инновационного рывка.

Увеличение срока выхода на пенсию (мужчин — до 65 лет, женщин — до 60 лет) даст 22,7 % (3,3 трлн р. в год). Поиск дополнительных 11,2 трлн р. инвестиций является ключевой проблемой трансформации финансово-инвестиционного механизма нашей страны.

При принятии решения о перекладывании финансового бремени по модернизации экономики на простых граждан правительству необходимо помнить, что дополнительное увеличение налогового пресса и повышение цен на бензин, тарифов ЖКХ немедленно приведет к снижению их покупательной способности и затормозит рост экономического развития, а следовательно, и образование воспроизводственных инвестиционных ресурсов у товаропроизводителей. Следует иметь в виду, что в России (единственной стране в мире с плоской шкалой НДФЛ) 1 % сверхбогатых получают более 71 % финансовых ресурсов, предназначаемых для потребления (более 10 трлн р. в год).

Введение прогрессивной шкалы НДФЛ по примеру Европы позволило бы федеральному бюджету получить около 3 трлн р. финансовых ресурсов, которые можно было бы направить в специальный инвестиционной фонд для выдачи целевых кредитов по принципу работы Агентства стратегических инициатив Правительства РФ.

Для реализации судьбоносных задач по модернизации экономики России необходимо организовать новый инвестиционный банк с контрольным пакетом акций в руках государства и с филиалами во всех субъектах Федерации, на ключевые должности в кото-

рый следует привлечь на конкурсной основе (не устанавливая возрастного ценза) лучших специалистов и экспертов.

Многие крупные частные российские компании зарегистрированы за пределами страны в офшорах, а их финансовые потоки при раскрытии финансовой информации показывают, что они слабо работают на интересы России. В этой связи требуется принять законы, которые обеспечили бы их налоговую регистрацию на территории местонахождения производственных мощностей.

Следует отметить, что мировой финансовый кризис, изменение международной ситуации (обострение противоречий между метрополией и периферией), формирование новых мировых центров экономического развития, переход на более совершенный (шестой) технологический уклад вызывают объективное изменение экономических условий как в мире в целом, так и в отдельных странах, что меняет роль государства во всех сферах, включая денежное обращение и трансформацию финансово-инвестиционного механизма.

Первостепенной задачей Центрального банка России и коммерческих банков, которые выступают основными институтами управления финансовыми ресурсами страны, является выполнение воспроизводственной функции — инвестирования в реальный сектор экономики. Однако это не выполняется. В этой связи С.Ю. Глазьев пишет: «Подняв в 2014 году ставку рефинансирования сверх средней рентабельности почти всех отраслей промышленности, ЦБ перевел банковскую систему в холостой режим функционирования. Отпустив курс рубля в свободное плавание, он фактически передал курсообразование спекулянтам, манипуляции которых на валютном рынке породили гигантскую финансовую воронку. В результате этих действий третий год идет переток денег из производственной сферы в спекулятивную. При этом ЦБ, вместо того чтобы создавать деньги для кредитования хозяйственной деятельности, изъял из экономики около 8 трлн руб., усугубив отток 200 млрд долларов зарубежных кредитов и инвестиций» [5].

С.Ю. Глазьев считает, что монетизация российской экономики составляет всего 40 % ВВП. В то же время в США, Китае, Германии, Франции этот показатель превышает ВВП в 2 раза. Недостаток денег искусственно обусловливает высокую ключевую ставку Центрального банка Российской Федерации

и отсутствие длинных кредитных инвестиционных денег.

На основе эмиссии фиатных денег за последние 25 лет Китай создал новую передовую (мирового уровня) экономику. России необходимо использовать этот опыт при организации новой индустриализации с целью перехода на пятый и шестой технологические уклады в среднесрочной перспективе и обеспечения устойчивого экономического роста производства и уровня жизни населения.

Следует отметить, что подъем реального сектора экономики России является центральной задачей проводимых реформ. Бесспорно, ее решение возможно лишь при условии притока инвестиций.

Главными направлениями государственной экономической и денежно-кредитной политики Российской Федерации должны стать социальные, политические и экономические преобразования в целях устойчивого экономического развития как страны в целом, так и ее регионов.

Больше половины моих прожитых (71 год) лет я проработал в БГУ. При общем стаже работы 53 года 35 лет я отработал в университете, в том числе проректором по научной работе ИИНХ, ИГЭА, БГУЭП — более 25 лет.

Только благодаря замечательным сотрудникам университета я не соблазнился неоднократными предложениями перейти на другую большую работу в Иркутской области и в других регионах. Жизнь не обидела меня карьерой. Уже в 25 лет меня назначили главным инженером крупного передового автопредприятия, ставшего моей первой научной лабораторией, где я апробировал и внедрял свои научные разработки по управлению ремонтом и техническим обслуживанием автопарка, большинство из которых были внедрены на ряде автопредприятий РСФСР. Более шести лет мне довелось находиться на партийной работе (1979-1983 гг. — заведующий отделом промышленности, строительства и транспорта Шелеховского горкома КПСС, 1983-1985 гг. — инструктор экономического отдела Иркутского обкома КПСС), а с 1986 г. я занял должность проректора по научной работе. С 1993 по 1997 г. по совместительству работал советником первого губернатора Иркутской области Ю.А. Ножикова по вопросам экономики. В настоящем я рад трудиться в нашем прославленном коллективе и по-прежнему быть причастным к научной и образовательной деятельности Байкальского государственного университета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гомбалевский В.А. Наука в Иркутской государственной экономической академии в прошлом и настоящем : крат. ист. очерк / В.А. Гомбалевский, В.И. Самаруха. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2000. — 238 с.

2. Принс Н. Доллар на песке / Н. Принс ; беседовал А. Нагорный // Завтра. — 2018. — 8 нояб.

3. Нигматулин Р.И. Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты / Р.И. Нигматулин // Экономическое возрождение России. — 2018. — № 2. — C. 17-22.

4. Гринберг Р.С. Некоторые размышления об императивах экономической модернизации в России / Р.С. Гринберг // Экономическое возрождение России. — 2018. — № 2. — C. 41-46.

5. Глазьев С.Ю. О необходимости смены экономической политики России / С.Ю. Глазьев // Научные труды Вольного экономического общества. — 2015. — Т. 195, № 6. — C. 193-227.

REFERENCES

1. Gombalevskii V.A., Samarukha V.I. Nauka v Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii v proshlom i nastoyashchem [Science in Irkutsk State Economic Academy in past and present]. Irkutsk State Economics Academy Publ., 2000. 238 p.

2. Prins N.; Nagornyi A. (ed.). Dollar in the Sand. Zavtra, 2018, 8 November. (In Russian).

3. Nigmatulin R.I. Thoughts that Have Important Consequences are Always Simple. Ekonomicheskoe vozrozhde-nie Rossii = The Economic Revival of Russia, 2018, no. 2, pp. 17-22. (In Russian).

4. Grinberg R.S. Ruminations on the Imperatives of Economic Modernization in Russia. Ekonomicheskoe vozrozh-denie Rossii = The Economic Revival of Russia, 2018, no. 2, pp. 41-46. (In Russian).

5. Glazev S.Yu. About the Need to Change Economic Policy in Russia. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomiches-kogo obshchestva Rossii = Proceedings of the Free Economic Society of Russia, 2015, vol. 195, no. 6, pp. 193227. (In Russian).

Информация об авторе

Самаруха Виктор Иванович — доктор экономических наук, профессор, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий лабораторией региональной экономики и финансов, Байкальский государственный университет, г. Ир-

Author

Victor I. Samarukha — D.Sc. in Economics, Professor, Department of World Economy and Economic Security, Honored Science Worker of the Russian Federation, Head of the Laboratory of Regional Economics and Finance, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: oksalsam@mail.ru;

Ф 0 4

01 И 5<

а

л т

n *

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о

а

и ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

н

ф

ч

2 О м о

ы

Z

10

9

■ч

о

е>

кутск, Российская Федерация, e-mail: oksalsam@mail. ru; ORCID: 0000-0001-6125-8513; SPIN-код: 84833052; AuthorlD: 106515.

Для цитирования

Самаруха В.И. Развитие общегосударственных финансов в советский и постсоветский период (к 90-летнему юбилею БГУ) / В.И. Самаруха. — DOI: 10.17150/2500-2759.2020.30(4).497-506 // Известия Байкальского государственного университета. — 2020. — Т. 30, № 4. — С. 497-506.

ORCID: 0000-0001-6125-8513; SPIN-code: 84833052; Author-ID: 106515.

For Citation

Samarukha V.I. Development of Public Finances in the Soviet and Post-Soviet Period (to the 90th Anniversary of BSU). Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2020, vol. 30, no. 4, pp. 497-506. DOI: 10.17150/2500-2759.2020.30(4).497-506.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.