Научная статья на тему 'ИСТОКИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ'

ИСТОКИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТРАДИЦИИ / ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / СИБИРСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казарин Виктор Николаевич, Казарина Лариса Анатольевна

В статье рассмотрено зарождение и развитие кадрового потенциала экономической науки в Восточной Сибири. Отмечено, что с возникновением в 1918 г. Иркутского государственного университета там стали преподавать экономические дисциплины. С этого времени и в 1920-е гг. экономическое образование было представлено в различных учебно-научных подразделениях: юридический факультет, гуманитарный факультет, факультет общественных наук, факультет права и местного хозяйства. В конце 1920-х гг. экономическое образование было фактически свернуто, а с начала 1930-х гг. возобновилось в созданном на базе реорганизованного университета Сибирском финансово-экономическом институте. Авторами выявлены первые профессора и преподаватели-экономисты высшей школы Восточной Сибири, показаны их краткие научно-педагогические характеристики. Обращено внимание на связь преподаваемых дисциплин с проводимыми научными исследованиями. Акцентировано внимание на том, что за сравнительно короткий период удалось создать кадровый потенциал, который квалифицированно обеспечивал выполнение учебных программ по всем экономическим и финансовым дисциплинам. Обосновано положение о том, что финансово-экономическое образование в регионе, начиная с 1930-х гг. стало возможным благодаря базису, созданному в 1920-е гг. Сделан вывод о том, что научное наследие ученых-экономистов Восточной Сибири того периода нуждается в перспективном системном исследовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Казарин Виктор Николаевич, Казарина Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES OF PERSONNEL POTENTIAL OF ECONOMIC SCIENCE IN EASTERN SIBERIA

In article the origin and human capacity development of economic science in Eastern Siberia is considered. Noted that with emergence in 1918. The Irkutsk state university began to teach economic disciplines there. From now on and in the 1920th the economic education was presented in various educational and scientific divisions: law department, humanitarian faculty, faculty of social sciences, faculty of the right and local economy. In the late twenties economic education was actually curtailed, and since the beginning of the 1930th renewed at the Siberian financial and economic institute created on the basis of the reorganized university. Authors revealed the first professors and teachers-economists of the higher school of Eastern Siberia, their short scientific and pedagogical characteristics are shown. The attention to connection of the taught disciplines with the conducted scientific research is paid. The attention is focused that for rather short period it was succeeded to create the personnel potential which competently provided implementation of training programs on all economic and financial disciplines. The provision that financial and economic education in the region, since 1930th became possible thanks to the basis created in the 1920th is proved. The conclusion is drawn that the scientific heritage of scientists-economists of Eastern Siberia of that period needs a perspective system research.

Текст научной работы на тему «ИСТОКИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ»

KAZARIN Victor Nikolaevich and others SOURCES OF PERSONNEL POTENTIAL ..

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

УДК [331.108:338](571.5)

DOI: 10.26140/anie-2021-1001-0087

ИСТОКИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 3907-2252 AuthorID: 334629 ORCID: 0000-0002-1782-5880

КАЗАРИН Виктор Николаевич, доктор исторических наук, профессор кафедры конституционного права и теории права Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, ул. К. Маркса, 1, e-mail: kazarinvik@yandex.ru)

SPIN: 8202-2707 AuthorID: 334635 ORCID: 0000-0002-1590-3005

КАЗАРИНА Лариса Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и сервиса Байкальский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: kazalar@yandex.ru) Аннотация. В статье рассмотрено зарождение и развитие кадрового потенциала экономической науки в Восточной Сибири. Отмечено, что с возникновением в 1918 г. Иркутского государственного университета там стали преподавать экономические дисциплины. С этого времени и в 1920-е гг. экономическое образование было представлено в различных учебно-научных подразделениях: юридический факультет, гуманитарный факультет, факультет общественных наук, факультет права и местного хозяйства. В конце 1920-х гг. экономическое образование было фактически свернуто, а с начала 1930-х гг. возобновилось в созданном на базе реорганизованного университета Сибирском финансово-экономическом институте. Авторами выявлены первые профессора и преподаватели-экономисты высшей школы Восточной Сибири, показаны их краткие научно-педагогические характеристики. Обращено внимание на связь преподаваемых дисциплин с проводимыми научными исследованиями. Акцентировано внимание на том, что за сравнительно короткий период удалось создать кадровый потенциал, который квалифицированно обеспечивал выполнение учебных программ по всем экономическим и финансовым дисциплинам. Обосновано положение о том, что финансово-экономическое образование в регионе, начиная с 1930-х гг. стало возможным благодаря базису, созданному в 1920-е гг. Сделан вывод о том, что научное наследие ученых-экономистов Восточной Сибири того периода нуждается в перспективном системном исследовании.

Ключевые слова: экономическая наука, кадровый потенциал, традиции, Восточная Сибирь, Иркутский государственный университет, Сибирский финансово-экономический институт.

SOURCES OF PERSONNEL POTENTIAL OF ECONOMIC SCIENCE IN EASTERN SIBERIA

© The Author(s) 2021

KAZARIN Victor Nikolaevich, doctor of historical sciences, professor of department of constitutional right and theory of the right Irkutsk State University (664003, Russia, Irkutsk, K. Marx St., 1, e-mail: kazarinvik@yandex.ru) KAZARINA Larisa Anatolievna, the candidate of economic sciences? associate professor of the department of Management, marketing and service Baikal State University (664003, Russia, Irkutsk, Lenin street, 11, e-mail: kazalar@yandex.ru) Abstract. In article the origin and human capacity development of economic science in Eastern Siberia is considered. Noted that with emergence in 1918. The Irkutsk state university began to teach economic disciplines there. From now on and in the 1920th the economic education was presented in various educational and scientific divisions: law department, humanitarian faculty, faculty of social sciences, faculty of the right and local economy. In the late twenties economic education was actually curtailed, and since the beginning of the 1930th renewed at the Siberian financial and economic institute created on the basis of the reorganized university. Authors revealed the first professors and teachers-economists of the higher school of Eastern Siberia, their short scientific and pedagogical characteristics are shown. The attention to connection of the taught disciplines with the conducted scientific research is paid. The attention is focused that for rather short period it was succeeded to create the personnel potential which competently provided implementation of training programs on all economic and financial disciplines. The provision that financial and economic education in the region, since 1930th became possible thanks to the basis created in the 1920th is proved. The conclusion is drawn that the scientific heritage of scientists-economists of Eastern Siberia of that period needs a perspective system research.

Keywords: economic science, personnel potential, traditions, Eastern Siberia, Irkutsk state university, Siberian financial and economic institute.

ВВЕДЕНИЕ.

Становление и трансформация кадрового потенциала высших учебных заведений происходит под влиянием многих факторов, таких, например, как: государственная политика в области образования, действующее законодательство, материальные и финансовые возможности, устоявшиеся связи с научными институтами и учреждениями, международные контакты, наконец, запросы потребителей образовательных услуг. Формирование научно-педагогического состава - процесс долгий, сложный, испытывающий свои взлеты и падения. При этом немаловажная роль отводится стартовым услови-

166

ям, которые во многом определяют дальнейший вектор движения.

В современной литературе этому вопросу уделяется пристальное внимание: кадровый потенциал мы можем называть и человеческими ресурсами вуза [1]. Факторы развития образовательной системы вуза стали предметом изучения В. И. Коваленко, С. И. Курганского, О. А. Соколовой [2]. Вопросы современного университета как драйвера экономического роста рассмотрены в статье А. О. Карпова [3]. Во многом сходные проблемы развития университетов были изучены в статье Б. С. Жихаревич [4]. Новейшие подходы к пониманию

OECD: 5.02 Economics and business; ASSJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 1(34) p-ISSN: 2309-1762; в-Ш8Ы: 2712-8482

КАЗАРИН Виктор Николаевич и другие ИСТОКИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ...

современного университета как части национальной экономики были проанализированы А. В. Торкуновым [5]. Немало появилось публикаций, посвященных различным проблемам развития высшего образования, его тенденциям, инновациям и перспективам [6, 7, 8], а также развитию негосударственного (коммерческого) образования [9].

МЕТОДОЛОГИЯ.

В основу статьи положены принципы объективности, всесторонности, историзма. Методологической основой послужил системно-структурный подход, а также общелогические методы (анализа, синтеза, индукции, дедукции, обобщения, аналогия). Из общенаучных эмпирических методов были использованы методы описания и сравнения. Все это способствовало воссозданию процесса формирования и нелинейного пути развития научного потенциала, профессоров и преподавателей-экономистов первого университета в Восточной Сибири.

Актуальной является задача исследования формирования научно-педагогического потенциала экономической науки в Восточной Сибири, изучения предпосылок высшего экономического образования в регионе, становления персонального кадрового состава и его эволюции, в том числе, под влиянием политических и идеологических факторов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В конце Х1Х-начале ХХ в. в связи с бурным развитием монополистической стадии развития капитализма в России стали появляться коммерческие училища в Москве и С.-Петербурге, открывались экономические отделения при юридических факультетах университетов, коммерческие отделения при реальных училищах и коммерческие гимназии [10]. Начало экономического образования в Сибири, согласно современной точке зрения, относится к 1901 г., когда в Томске было открыто первое за Уралом коммерческое училище. В Восточной Сибири устав Иркутского городского коммерческого училища был утвержден министром торговли и промышленности в 1907 г., а само училище стало функционировать с 1 сентября 1908 г. [11].

Но высшее экономическое образование стало осуществляться в единственном в те годы высшем учебном заведении - Иркутском государственном университете, учебные занятия в котором начались 27 октября 1918 г. Еще до начала учебного процесса, а именно 9 октября 1918 г. на совещании профессоров и преподавателей создаваемого Иркутского университета приват-доцентом по кафедре статистики был избран Клавдий Николаевич Миротворцев [12, Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 5. Л. 18]. Он родился в 1880 г. в Селенгинске Забайкальской области. В 1910 г. окончил естественное отделение физико-математическое факультета Юрьевского университета. В 19101916 гг. работал в Алтайском горном округе, изучал соляные озера Кулундинской степи. В 1916 г. приехал в Иркутск, где прожил более 20 лет [13]. В списке членов Совета Иркутского университета в ноябре 1918 г. из 19 членов был и Миротворцев [12, Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 15. Л. 19]. Читал курсы статистики и экономической географии, активно занимался общественной деятельностью: в 1918-1919 гг. был заведующим отделом статистики Иркутского переселенческого района. Член ВСОРГО, Философско-педагогического общества, Юридического общества. Сделал доклад на заседании ВСОРГО «Итоги сельскохозяйственной переписи 1916 г. в Сибири» [12, Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 37. Л. 7].

Впоследствии К. Н. Миротворцев преподавал на экономическом отделении гуманитарного факультета ИГУ. В связи с частыми реорганизациями структурных подразделений в университете, Миротворцев преподавал также экономическую географию и статистику на физико-математическом отделении педагогического факультета в 1923 г. В 1926 г. Миротворцев, наряду с известным впоследствии профессором-юристом Б. Б. Черепахиным, был членом государственной квали-

фикационной комиссии на факультете права и местного хозяйства. На факультете общественных наук по данным на 1922 г. насчитывалось семь профессоров, в том числе и К. Н. Миротворцев [12, Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 140. Л. 58]. Он же входил и в состав президиума факультета права и местного хозяйства. В 1928 г. Миротворцев работал в Биолого-географическом институте при университете, и одновременно сотрудником сельскохозяйственной станции [14, Оп. 1. Св. 16. Д. 193а. Л. 21].

На кафедре политической экономии и статистики 30 мая 1919 г. был избран адъюнкт-профессор Омского сельскохозяйственного института Петр Павлович Маслов [12, Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 37. Л. 4]. Он читал курс политической экономии на факультете общественных наук. П. П. Маслов - яркая фигура в отечественной истории. Он родился 15/28 июля 1867 г. Один из активных участников социал-демократического движения в России в начале ХХ в. На IV (Стокгольмском) объединительном съезде РСДРП в 1906 г. выступил оппонентом В. И. Ленина по аграрному вопросу, предложив программу муниципализации земли. Однако, программа не получила детальной разработки ни у П. П. Маслова, ни у В. Плеханова [15, с. 53]. На том же съезде была издана редакция Центрального органа партии в составе пяти меньшевиков: Ф. И. Дана, Ю. О. Мартова, А. С. Мартынова, П. П. Маслова, А. Н. Потресова. Этот орган так и не издавался [16, с.97], хотя этот факт говорит о значительном влиянии П. П. Маслова в меньшевистском течении российской социал-демократии. В дальнейшем Маслов отошел от активной политической деятельности, посвящая себя научной и преподавательской работе. Он получил высшее образование в Харьковском (вольнослушатель) и Венском университетах (студент).

В сохранившемся в государственном архиве Иркутской области (ГАИО) личном деле П. П. Маслова в прошении, собственноручно написанном кандидатом на должность экстраординарного профессора указано, что он в 1907 г. был избран приват-доцентом Высших сельскохозяйственных курсов в С.-Петербурге. Затем преподавал курсы политической экономии и истории хозяйственного быта на агрономическом и кооперативном факультетах Омского сельскохозяйственного института. С 1 октября 1918 г. состоял адъюнкт-профессором кафедры политэкономии и статистики этого института. В Иркутск он был командирован Министерством народного просвещения Временного Всероссийского правительства. К этому времени П. П. Маслов имел солидные, признанные научным сообществом труды: «Аграрный вопрос в России» в двух томах, «Теория развития народного хозяйства. Введение в социальную и политическую экономию», «Капитализм. Ч. 1. Наемный труд и заработная плата», «Лекции по истории хозяйственного быта в Западной Европе и в России», «Кооперация и народное хозяйство» и др. [12, Ф. Р-71. Оп. 3. Д. 35. Л. 3-7, 13, 14, 21.].

Организованный на базе историко-филологического и юридического факультетов гуманитарный факультет в истоках своего функционирования испытывал проблемы с укомплектованием преподавательского состава. В частности, на экономическом отделении имелось 4 вакантные должности. Так, вместо проф. П. П. Маслова решением Совета гуманитарного факультета от 18 сентября 1920 г. курс истории народного хозяйства было поручено читать проф. Н. И. Никифорову. Сам же Никифоров был избран по кафедре новой истории [17, с. 160]. гуманитарный факультет в 1921 г. был преобразован в факультет общественных наук, а с 1924 г. по 1929 г. - факультет права и местного хозяйства, готовивший юристов и экономистов для Восточной Сибири, Севера и Дальнего Востока страны.

С 1921 г. в должности преподавателя кафедры общественных наук стал «состоять на службе» Наум Яковлевич Быховский. Его судьба отразила все социально-политические трансформации, в которых находились

KAZARIN Victor Nikolaevich and others SOURCES OF PERSONNEL POTENTIAL ..

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

некоторые представители научно-педагогического сообщества в первой половине 1920-х гг. Между тем, факты биографии одного из первых преподавателей-экономистов ИГУ до настоящего времени не получили должного освещения в специальной литературе. Н. Я. Быховский был утвержден в должности профессора кафедры политической экономии и экономической политики 14 ноября 1922 г., но был отчислен от должности 1 октября 1923 г. Кстати, преподавателем Быховский стал буквально выйдя из тюрьмы по ходатайству Совета рабочего факультета от 3 декабря 1921 г. «об освобождении из тюрьмы как необходимого и ценного преподавателя». Постановление Совета рабфака было направлено ректору университета и политическому руководству губернии. На заседании правления факультета общественных наук от 28 марта 1922 г. Быховскому было поручено чтение лекций и проведение практических занятий по политической экономии и экономической политике. Однако в ночь на 8 октября 1922 г. Быховский был арестован. При этом событии с ним произошло сильное нервное потрясение, в результате которого у него отнялись ноги. В виду невозможности самостоятельного передвижения он был оставлен на определенное время на своей квартире под ответственность главы домашнего комитета (домкома). Президиум ФОНа, узнав об этом факте, обратился с просьбой к ректору университета оставить Быховского на свободе, поскольку им обеспечивались курсы политической экономии, экономической политики и экономики сельского хозяйства. Несколькими днями позднее правление ИГУ получило официальный документ от отдела социально-экономического образования главного управления профессионального образования о том, что 14 октября Быховский был утвержден в должности профессора ИГУ по кафедре политической экономии и экономической политики. Конечно же, документы от университета с просьбой об утверждении были отправлены еще до ареста Быховского. А 3 ноября 1922 г. в университет поступил под грифом «Совершенно секретно» документ за подписью начальника Иркутского губернского отдела главного политического управления (ГПУ) с предложением руководству ИГУ уволить арестованного Быховского со службы и «исключить из списков и всех видов довольствия вверенного Вам учреждения». Как же ректор университета, профессор Николай Дмитриевич Бушмакин отреагировал на это предложение? 14 ноября 1922 г. он также под грифом «Совершенно секретно» направил письмо уполномоченному по Сибири от Народного комиссариата народного просвещения Д. К. Чудинову, в котором проинформировал его о документе ГПУ и отметил при этом, что такое требование входит в противоречие с параграфом 8 Положения о высших учебных заведениях, в котором содержалась норма о том, что право производить изменения в личном составе преподавателей вузом может только Наркомпрос. Кроме того, с увольнением Быховского некому будет преподавать обеспечиваемые им дисциплины. Ректор просил также уполномоченного в оказании содействия и оставлению Быховского на службе в университете. В университет пришла телеграмма за подписью Д. К. Чудинова (на сохранившемся архивном документе отсутствует дата), в которой говорилось о том, что вопрос о Быховском с Сибирским ГПУ согласован и его можно допустить к преподаванию. Но 7 декабря 1922 г. Быховский сообщил в правление ИГУ о том, что в виду болезни он не может «приступить к занятиям и нести другие обязанности». Однако он и преподавательница педагогического факультета И. И. Игнатович-Быховская на «службу» не явились, поэтому после обращения руководства университета в главпрофобр с описанием возникшей ситуации, была введена в действие норма указанного выше Положения, и эти преподаватели были отчислены из преподавательского состава вуза [14, Оп. 3. Д. 15]. Об их дальнейшей судьбе документированных сведений не найдено. 168

В 1928 г. экономические науки на факультете права и местного хозяйства преподавали доценты Матвей Федорович Брик и Михаил Петрович Соколов. Брик в это время также преподавал в школе конторского учета, а второй - являлся сотрудником статистического отдела губисполкома. На факультете трудились старшие ассистенты Василий Васильевич Вершинин (одновременно вел занятия в совпартшколе), Леонид Павлович Гюнтер (преподавал также в политехникуме), Константин Константинович Куртеев (работал также в банковской сфере) [14, Оп. 1. Св. 16. Д. 193а. Л. 21].

Кто же преподавал в Иркутском университете экономические дисциплины в 1929-1930 учебном году? М. Ф. Брик, 1892 года рождения (Томск), прибывший в университет из Якутии в 1922 г.; Илья Абрамович Бялый, 1901 г. р. (г. Луга), бывший политрук РККА, прибыл из Ленинграда в 1926 г. (участвовал там во внутрипартийных дискуссиях); Василий Васильевич Вершинин,

1900 г. р. (Бодайбо Иркутской губернии), прибыл в Иркутск из Бодайбо в 1918 г.; Иван Васильевич Галкин,

1901 г. р., прибыл из г. Зима Иркутской губернии в 1918 г.; Л. П. Гюнтер, 1887 г. р. (г. Рига), прибалтийский немец, покинул Ригу еще в 1894 г.; К. К. Куртеев, 1882 г. р. (Одесса), до 1920 г. состоял в партии народной свободы (кадеты), затем ни в какие партии не вступал, в Иркутск прибыл из Новониколаевска (Новосибирска) в порядке перевода, читал курсы «Бюджет и бюджетная система СССР», «Местные финансы», «Финансовый контроль»; К. Н. Миротворцев, 1882 г. р. (Селенгинск), прибыл в Иркутск из Барнаула в 1916 г.

В 1929-1930 учебном году педагогический состав экономистов существенно не изменился. Вместе с тем, однако, отметим некоторые изменения, связанные с омоложением преподавательского состава. Ассистентом хозправфака стал Константин Константинович Александрович, 1898 г. р., проводивший занятия по экономической географии и финансовой статистике. На факультете работал также Валериан Николаевич Дунин-Барковский, 1871 г. р. (Одесса), полковник, бывший начальник управления Дауркорпуса при М. В. Фрунзе, прибыл в Иркутск из Ташкента в 1928 г., профессор читал курс «Общее товароведение», а также несколько спецкурсов. Ассистентом факультета работал Павел Тимофеевич Кречетов, 1900 г. р., проводивший семинарские занятия по политической экономии и курсу «Учение о рынках». Доцентом факультета декабря 1928 г. стал работать Вадим Михайлович Лавров, 1897 г. р., читал курсы по экономике сельского хозяйства и планированию народного хозяйства. С 1929 г. ассистентом был приглашен Илларион Алексеевич Литвин, 1902 г. р., проводивший практические занятия по дисциплинам «Теория налогов и налоговая система», «Финансирование народного хозяйства и долгосрочный кредит». Ассистентом с 1928 г. был и Марк Тимофеевич (в архивных документах упоминается также как Максим Дорофеевич Подшивалов, 1903 г. р. (Нижний Новгород), проводивший практические занятия по политэкономии. Доцентом факультета был Агафангел Иванович Сергеев, 1894 г. р., проводивший занятия по общему счетоведению и счетному анализу, заведующий кабинетом счетоведения. Ассистент Иван Васильевич Соснин, 1902 г. р., проводил занятия по теории и истории кооперации, а также заведовал кабинетом кооперации. Ассистент Николай Иванович Таланин, 1903 г. р., на факультете с 1929 г. проводил занятия по статистике. Доцент Феликс Иосифович Чудновский, 1896 г. р., читал курсы «Финансовая наука», «Финансовая политика», вел семинарские занятия по налогам и бюджету. Ассистент Ефим Петрович Чертовских, 1893 г. р., вел занятия по экономической географии Сибири и дисциплине «Торговля и рынки». Но с образованием факультета советского строительства и права экономическое образование в университете фактически прекратило свое существование. Из преподавателей, читавших экономические

OECD: 5.02 Economics and business; ASJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 1(34) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

КАЗАРИН Виктор Николаевич и другие ИСТОКИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ...

дисциплины, остались К. Н. Миротворцев, М. Ф. Брик, И. А. Бялый, К. К. Куртеев, В. М. Лавров, И. А. Литвин, М. Т. Подшивалов [14, Оп. 1. Д. 431].

Ученые-экономисты активно занимались научными исследованиями. Их изучение было направлено на проблемы местной экономики и бюджетов, состояния сельского хозяйства, вопросы торговли и транспорта в связи со снабжением Севера, кустарной промышленности, демографические вопросы, развитие торговых связей с Монголией [18].

Впоследствии в связи с проводимой в стране радикальной, и во многом не оправдавшей себя реформой высшего образования в 1930 г. Иркутский государственный университет, как и другие университеты, был разделен на профильные вузы. Одним из них стал Сибирский финансово-экономический институт (СФЭИ) с четырехлетним сроком обучения студентов. В 1939 г. он был переименован в Иркутский финансово-экономический институт [19, с. 31]. Первоначально институт имел два отделения: финансовое и кредитное, а с 1932 г. открылось также отделение сберегательного дела. Значительную роль в создании института сыграл воспитанник Московского финансово-экономического института Феликс Иосифович Чудновский [20, с. 236].

ВЫВОДЫ.

С 1918 г. и в 1920-е гг., несмотря на смену политического режима, постоянные структурные реорганизации в Иркутском университете сложился профессорско-преподавательский состав, отвечавший требованиям к высшей школе изучаемого периода. В результате крупномасштабной реформы высшего образования рубежа 1920-1930-х гг. экономическое направление в университете было закрыто. Был создан отраслевой финансово-экономический институт. Но его становление и развитие вуза стало возможным, благодаря той основе, которая была создана в 1920-е гг. кадровым потенциалом и научными достижениями преподавателей-экономистов первого университета Восточной Сибири. Вместе с тем, анализ их научных исследований нуждается в дальнейшем системном исследовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Масалова Ю. А. Качество человеческих ресурсов как объект управления в системе высшего образования / Ю. А. Масалова // Известия Иркутской государственной экономической академии. -2016. - Т. 26, № 1. - С. 107-114.

2. Коваленко В. И., Курганский С. И., Соколова О. А. Факторы развития образовательной системы вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. С. 12-19.

3. Карпов А. О. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии. Вопросы экономики. 2017; (3) : 59-76. https: /Ш.о^/1032609/0042-8736-2017-3-58-76.

4. Жихаревич Б. С. Университет как фактор местного экономического развития // Экономика образования. 2014. № 3. С. 42-46.

5. Торкунов А. В. Университет как часть национальной экономики. Вопросы экономики. 2019 (12) : 11-122. https: //doi. о^/1032609/0042-8736-2019-12-111-122.

6. Иванов С. А. Влияние проблем российского высшего образования на потенциал его развития // Совет ректоров. 2016. № 3. С. 9-16.

7. Развитие высшего образования в России: тенденции, перспективы, инновации [подгот. С. В. Чупров, Л. В. Санина, Т. А. Лоскутова] //Известия Байкальского государственного университета. 2016. № 4. С. 676-680.

8. Трансформация кадрового обеспечения российской системы высшего образования / П. И. Апанченко, В. В. Блудов, М. г. Спасенникова, В. В. Тюньков //Известия Байкальского государственного университета. 2019. Т. 29, № 4. С. 617-624.

9. Бессолицын А. А. Коммерческое образование в России: исторический опыт о современное состояние // Историко-экономические исследования. 2018. Т. 19, № 4. С. 600-622.

10. Лаптева Е. В. К 100-летию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации / Е. В. Лаптева // Историко-экономические исследования. - 2018. - Т. 19, № 4. - С. 573-599.

11. Суходолов А. П. «Прагматический поворот» траектории развития высшей школы: уроки истории / А. П. Суходолов, Д. Я. Майдачевский // Известия Байкальского государственного университета. - 2016. - Т. 26, № 2. - С. 167-174.

12. Государственный архив Иркутской области (ГАИО).

13. Бояркин В. М. О краеведческой деятельности К. Н. Миротворцева // Иркутское краеведение 20-х: взгляд сквозь годы : Материалы регионал. науч.-практ. конф «Золотое десятилетие» иркутского краеведения: 1920-е годы. Ч. I. - Иркутск: Изд. Иркут. обл. публ. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2000. - С. 139-145.

14. Архив Иркутского государственного университета.

15. Тютюкин С. В., Шелохаев В. В. Марксисты и русская революция. - М. : РОССПЭН, 1996. - 240 с.

16. Тютюкин С. В. Июльский политический кризис 1906 г. в России. -М. : Наука, 1991. - 232 с. С. 97.

17. Казарин В. Н. Профессора и преподаватели-историки Иркутского государственного университета: эволюция кадрового состава. 1918-1920-е гг. Ч. I/В. Н. Казарин //Известия Иркутского государственного университета. Сер. История. - 2018. - Т. 24. - С. 151164. С. 160.

18. Азадовский М., Миротворцев К. Иркутский университет и изучение местного края //Десять лет Иркутского университета. 19181928. - Иркутск: Издание Юбилейной комиссии, 1928. - С. 26-41.

19. Сонич Г. Ф. Иркутская государственная экономическая академия (исторический очерк). - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1996. - 288 с.

20. География Сибири в начале XXI века: в 6 т. / гл. ред. В. М. Плюснин; Рос. Акад. Наук, Сиб. отд-ние, Ин-т географии им. В. Б. Сочавы. - Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2014. - Т. 1. Историческая география /Отв. ред. Ю. А. Зуляр, В. А. Снытко. - 2014. - 318 с. (С. 236).

Статья поступила в редакцию 03.01.2021 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.