УДК: 82-92; 070.19
DOI: 10.51965/20767919_2022_1_1_47
Деева И.В., Клеменова Е.Н.
ИЗМЕНЕНИЕ ТИПОЛОГИИ СЕТЕВОГО СМИ ПОД ДАВЛЕНИЕМ КОНВЕРГЕНТНЫХ ПРОЦЕССОВ
Deeva I. V., Kleimenova E.N.
CHANGING THE TYPOLOGY OF NETWORK MEDIA UNDER THE PRESSURE
OF CONVERGENT PROCESSES
Ключевые слова: сетевые СМИ, конвергентность, типологические характеристики, формат подачи информации, пользовательский контент.
Keywords: network media, convergence, typological characteristics, information presentation format, user content.
Аннотация: современная журналистика переживает новую волну преобразований по многим параметрам: меняются редакции, обновляются форматы и методы «упаковки» контента, меняются роли журналистов и их инструменты, подвержены изменениям и формы взаимодействия с читателем. Целью данного исследования стало рассмотреть отражение этих процессов на типологических особенностях современных изданий. Для реализации данной цели исследование ставит перед собой следующие задачи: рассмотреть особенности и степень влияния возросшего в последнее время интереса пользователей к формам взаимодействия с контентом в интернете, что обязывает масс-медиа разнообразить формат и жанры публикуемых материалов, определить, приобретает ли контент в анализируемых изданиях признаки конвергентности: мультимедийности, гипертекстуальности, и большей интерактивности, выявить изменение периодичности обновления контента: постоянная периодичность влечет за собой изменения в типологических признаках изданий. Исследование было проведено с помощью типологического и контент-анализа, методом сравнения и экстраполяции данных. Изучение данной проблемы, осуществленное на примере сетевых СМИ.
Abstract: modern journalism is going through a new wave of transformations in many ways: editorial offices are changing, formats and methods of "packaging" content are being updated, the roles ofjournalists and their tools are changing, and forms of interaction with the reader are also subject to changes. The purpose of this study was to consider the reflection of these processes on the typological features of modern publications. To achieve this goal, the study sets itself the following tasks: to consider the features and degree of influence of the recently increased interest of users in forms of interaction with content on the Internet, which obliges the mass media to diversify the format and genres of published materials, to determine whether the content in the analyzedpublica-tions acquires signs of convergence: multimedia, hypertextuality, and greater interactivity, to identify changes in the frequency of content updates: constant periodicity entails changes in the typological characteristics of publications. The study was conducted from to with the help of typological and content analysis, the method of comparison and extrapolation of data. The study of this problem, carried out on the example of online media.
Преобразования в коммуникативной сфере существенны, они происходят и в самой системе интернет, в переходе от интернета первого поколения с его, в основном, пдф-версиями изданий и возможностью публиковать информацию только узкому кругу людей: администратору или владель-
цу сайта к интернету поколения Web 2.0, исследователями этот период определяется как революционный прорыв. Так на рубеже веков возможность публиковать контент появляется у всех пользователи сети, без ограничений. Каждый желающий получил возможность быть автором, обращаться к
массовой аудитории, публиковать собственный оригинальный контент, писать комментарии к публикациям других, ставить «лайки», «дизлайки», репостить понравившийся материал, а также создавать внутрисетевые контакты и сообщества. Появился новый тип участника массовой коммуникации - просьюмер: производитель и потребитель в одном лице. Модель «один-многим» сменилась моделью «многие-многим». Большой объем неупорядоченного контента, часто не заслуживающего доверия, спровоцировал необходимость новой революции в сети: на смену предыдущей системе приходит интернет третьего поколения: система Web 3.0. Основной целью этой системы, является персонализация информации, упрощение понимания пользовательского запроса, формирование на основе пользовательского поведения его «сетевого портрета», который он как сознательно, например, заполняя профили в соцсетях, публикуя контент, оставляя комментарии и реакции, так и спонтанно оставляет в сети.
Все эти нововведения спровоцировали не только появление новых СМИ, новых форм интернет-изданий, но и изменили и традиционные СМИ, предлагая им работать в новых условиях, становясь конвергентной редакцией разных уровней. Уже есть понимание, как происходит конвергенция в СМИ, на какой уровень конвергентных преобразований в редакции решилось издание, достаточно ему первичных вариантов - создания сайта-клона или есть необходимость в глубоких процессах, изменяющих сбор, «упаковку» и публикацию контента. Большое количество ученых определили этот процесс с различных сторон: Я.Н. Засур-
1 2 3
ский, Е.Л. Вартанова , А. Качкаева , А. Ам-
1 Вартанова Е.Л. Конвергенция как неизбежность. О роли технологического фактора в трансформации современных медиасистем // От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / отв. ред. Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова. М.: Изд-во МГУ, 2000. - 182 с.
2 Вартанова, Е. Л. О современном понимании СМИ и журналистики. In: Медиаскоп. 2010; No. 1. Вартанова Е.Л. Основы медиабизнеса. М.: Аспект Пресс, 2009.
3 Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2010. -200 с.
зин4, норвежские ученые А. Фагерйорд и Т. Сторсул5 вводят термин «медиаконвер-генция», предлагая классификацию видов медиаконвергенции. П. Блэдшоу6 выводит новые роли журналистов, присущие работе конвергентных редакций и др.
На первом этапе исследования сете-
7 8
вых изданий «Медуза» и «Фонтанка.ру» были определены типологические особенности масс-медиа.
«Медуза» - международное русскоязычное издание, функционирующее в цифровом формате. Зарегистрировано в 2014 году в Латвии. Издатель: Галина Тимченко. В 2015 году издание запустило свою англоязычную версию, руководит командой специалистов Константин Бенюмов. В 2017 году «Медуза» заключила договор с американским сайтом BuzzFeed9, в рамках которого партнеры обязались работать над совместными расследованиями о проблемах России и публиковать их на русском и английском языках. Издания также публикуют материалы друг друга. 2016 году «Медуза» объявила о внедрении нового сетевого жанра журналистики на своих страницах: видеоразбора. Так одна из публикаций прошла 7 мая под названием «Новая работа Бэнкси посвящена врачам». Видео опубликовано с пометкой рубрики: «Шапито» в верхнем левом углу экрана и легко узнаваемым значком с буквой «т». По данным сайта Медиа-
4 Амзин А. Новостная интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов / А. Амзин. М.: Аспект Пресс, 2011.
5 Цитируется по Кирия И.В. Что такое мультимедиа? // под ред. Качкаевой А.Г., Журналистика и конвергенция: почему и как тра-диционные СМИ превращаются в мульти-медийные. М.: "Фокус-медиа", 2010. С. 16-17.
6 Блэдшоу П. СМИ 21-го века. Ч. 6: Новые журналисты для новых информационных потоков / П. Блэдшоу; пер. М. Саломатина [Электронный ресурс] // СМИ в Интернете. - URL: http://habra-habr.ru/blogs/ mass_media/56353/
7 Официальный сайт интернет-издания Ме^7а [Электронный источник] // Интернет-СМИ. - URL: https://meduza.io/
8 Официальный сайт онлайн-газеты Fontanka.ru [Электронный источник] // Интернет-СМИ. - URL: https://www.fontanka.ru/
9 Официальный сайт международного медиа-портала BuzzFeed [Электронный источник] // Интернет-СМИ. - URL: https://www.buzzfeed.com
логия 1за 2021 год, «Медуза» входит в топ 30 цитируемых интернет-ресурсов России на первом месте с рейтингом в 8 878 751 гиперссылки в соцмедиа.
Анализ издания «Медуза» показал, что это общественно-политическое международное русскоязычное интернет-издание, универсальное по тематической направленности, предлагающее свой контент целевой аудитории 18+ как для мужской, так и для женской аудитории, со средним доходом, аудитория издания предпочитает альтернативные точки зрения на проблемы. «Медуза» признана иноагентом в апреле 2021 г. В издании превалируют монологические формы контента, широко применяются мультимедийные жанры и формы интерактивности, гипертекстуальность так же используется: каждый второй материал издания содержит гиперссылки.
На следующем этапе исследования были рассмотрены структура и эргономич-ность сайта «Медузы». Сайт имеет гибкую верстку, что подтверждают отдельные блоки материалов, которые делятся по колонкам от двух до пяти. Размер блока напрямую зависит от его популярности: самый кликабельный блок может занимать большую часть пространства, представляя собой материал-обложку. Есть удобная функция просмотра материалов: «показывать по порядку». В этом случае главная страница трансформируется в ленту новостей, где материалы располагаются в хронологической последовательности, а блоки становятся одного размера. Преимуществом гибкой верстки является и то, что благодаря ей ежедневно меняется вид сайта, облегчает восприятие материалов для аудитории, уходят неактуальные материалы. У издания 6 основных рубрик: «Новости», «Истории», «Разбор», «Шапито», «Коронавирус», «Ма-газ». В футере сайта есть 8 разделов: «Рубрикатор», «Приложения», «Социальные сети», «Telegram», «Уведомления, «Наши проекты», «Редакция», «Реклама» и «Персональные данные».
1 Официальный сайт автоматической системы мониторинга и анализа СМИ и соцмедиа в режиме реального времени: Медиалогия. [Электронный источник] - URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/ federal/ 10840/#gazeti
Следуя общемировой тенденции в журналистике, в «Медузе» уделяют существенное внимание визуальному контенту, он в издании представлен обширно: это не только фотографии, фотогалереи, фоторепортажи, фотоподборки, но и различные иллюстрации, статичная и мультимедийная графика и инфографика, видео. Видеоиллюстрация не представлена в издании, как самостоятельный жанр, однако часто сопровождает новостные тексты. В рубрике «Разбор» публикации сопровождаются рисованными иллюстрациями по теме текста. Чаще всего, они рисуются в одном стиле.
«Медуза» осуществляет работу на своих именных страницах в «Facebook» (418,438 тысяч подписчиков), «Twitter» (1,2 миллиона подписчиков), «ВКонтакте» (711,892 тысяч подписчиков), «Youtube» (174 тысяч подписчиков), «Instagram» (637 тысяч подписчиков) и «Одноклассники» (152,601 тысяч подписчиков). Во вкладке «Наши проекты» можно подробно ознакомиться со всеми проектами издания: «Вечерняя Медуза», «MedyzaCare» и др.
Следующим этапом исследование обратилось к сайту издания «Фонтанка.ру». На медиарынке издание существует с 2000 года под руководством главреда А.Л. Горшкова. Официальным владельцем газеты является Агентство журналистских расследований (АЖУР). Уже к 2006 году, согласно проведенному социологическому исследованию ГОРТИС, более 60% посетителей сайта и около 70% показа его страниц приходилось на долю петербуржцев, а 15% составляли жители Москвы. Ежедневно страницу посещали до 15 тысяч пользователей.
На сегодняшний день «Фонтанка» является самым популярным электронным СМИ Санкт-Петербурга по посещаемости и цитируемости материалов. В феврале по данным сервиса Liveinternet издание побило свой собственный исторический рекорд по посещаемости - 370 тысяч уникальных посетителей в день. По рейтингу сайта Медиа-логия, «Фонтанка.ру» входит в топ-30 ци-
2 Официальный сайт автоматической системы мониторинга и анализа СМИ и соцмедиа в режиме реального времени: Медиалогия. [Электронный
тируемых интернет-ресурсов страны по данным на март 2021 года. Индекс цитиру-емости в СМИ составляет 479, 88, цифра достойная для регионального издания.
По своим типологическим характеристикам «Фонтанка.ру» является «новым городским СМИ». Данный термин сформировался не так давно и активно используется в научных работах российских ученых, исследующих малую прессу. Власова Е.Г.1 определяет его как «сформировавшийся в 2010-х годах тип независимого городского интернет-СМИ, сориентированного на информирование и объединение локального общества. Это такие проекты, которые сохраняют в своей повестке особый образ города, горожан и особое отношение к происходящим в нем событиях. Попадание в федеральную ленту достигается за счет качественной работы над региональными поводами и соблюдением баланса между гиперлокальной повесткой и историями, которые интересны без привязки к территории».
Издание «Фонтанка.ру» универсально в своей тематической палитре, но изначально главной темой питерской интернет-газеты стал криминал и другие околокриминальные новости города, которые публиковались не более десяти раз в день. Сейчас же сайт «Фонтанка.ру» обновляется каждые 30 минут и содержит информацию, касающуюся не только Санкт-Петербурга, но и всей России. Переключиться на просмотр всех новостей можно с помощью специального щелчка перед основной новостной лентой на главной странице сайта.
Разделов у издания насчитывается 24: «Город», «Происшествия», «Власть», «Общество», «Строительство», «Финансы», «Афиша+», «Бизнес», «ЖКХ», «Недвижимость», «Туризм», «Спорт», «Авто», «Технологии», «Финляндия», «Доброе дело», «Гиды», «Особое мнение», «Фото», «Видео», «Образ жизни», «Викторины Фонтанки», «Подкасты», «ЗСД Фонтанка фест».
источник] - URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/ federal/ 10840/#gazeti
1 Власова, Е.Г. Новая городская журналистика: на материале пермского интернет-журнала «Звезда» [Текст] / Е.Г. Власова // Век информации. Медиа в современном мире. Петербургские чтения. Т. 1. -СПбГУ, 2018. С. 346-347.
Сама «Фонтанка.ру» выделяет 8 основных рубрик: «Город», «Власть», «Бизнес», «Общество», «Происшествия», «Строительство», «Спорт» и «Афиша+». Большая часть публикуемых на сайте материалов дублируются сразу в нескольких рубриках. Так же, как и в предыдущем издании, основу «Фонтанки» составляет информационный новостной контент. В среднем, данный вид контента обновляется на сайте каждые полчаса. Информационный контент в издании представлен такими жанрами, как заметка и репортаж.
Новостная заметка является самым популярным жанром «Фонтанки». Она занимает около 70% всех публикаций издания и, чаще всего, представляет собой классическую схему построения текста без мультимедийной составляющей. Основу контента «Фонтанки составляют преимущественно текстовый контент (59%). На втором и третьем местах по частоте публикации стоят визуальный (21%) и аудио-визиальный (13%) контент. И всего 7% от анализ ируе-мых материалов занял аудиальный контент. У «Фонтанки» процент содержания в материалах мультимедийных элементов выше (93%), за счет того, что издание в принципе публикует меньше контента (в среднем, в день около 30 текстов).
Несмотря на это, социальные сети у издания тоже весьма развиты. «Фонтанка.ру» представлена в таких соцсетях, как «ВКонтакте», «Facebook», «Twitter», «Instagram», «Telegram», «YouTube», «Viber» и «Яндекс^т». Однако больше всего развита их страничка в «ВКонтакте». Именно там можно встретить тот формат подачи контента, который не встретишь на сайте. Например, в соцсети активно развивается рубрика «Народные летучки», которая проводится в формате прямых эфиров с приглашенными экспертами. Во время эфира они отвечают на самые интересные и каверзные вопросы читателей, которые они задают прямо по ходу «летучки».
Критериями для анализа послужили информационная политика издания, тематическое наполнение сайтов, аудиторное предпочтение, способы подачи и жанровое разнообразие контента, а так же отслеживание реализации принципов конвергентной
журналистики в материалах, рубриках и интерфейсе сайта изданий. Таким образом, на основе полученных в ходе исследования данных об основных типологических признаках и особенностях контента интернет-изданий «Медуза» и «Фонтанка.ру» на их современном этапе развития, можно сделать следующие выводы:
1. Оба исследуемых издания являются русскоязычными интернет-СМИ, делающими основной упор на новостной контент. Контент сайтов обновляется ежедневно. В «Медузе» новые материалы, в среднем, появляются 40-45 раз в день, в «Фонтанке.ру»: 28-30. Однако у «Медузы» новости преимущественно связаны со структурными преобразованиями и актуальной информацией, касающейся всей России. А «Фонтан-ка.ру» делает упор на новости Санкт-Петербурга, где находится редакция и интересы горожан для масс-медиа наиболее значимы, хотя это не исключает публикацию новостей по России.
2. Верстка обоих сайтов гибкая, адаптированная под экран смартфона и других гаджетов. Эргономичность обоих сайтов способствует удобству и упрощает пользователю доступ к материалам. Сайты предлагают несколько путей поиска искомого контента. Материалы изданий распределены по блокам от более популярных к менее. Однако и там, и там есть возможность просмотра всех публикаций за день по порядку. Отличительной особенностью верстки «Медузы» является видоизменение ее формата ежедневно, в зависимости от основных тем дня. Но на сайте отсутствует возможность комментирования материалов, в отличие от «Фонтанки.ру», где комментарии превратились в активную площадку для обсуждений проблем города.
3. Основная цель анализируемых СМИ предложение своей целевой аудитории новостной повестки, акценты в ней каждое издание делает разные. «Медуза» чаще предлагает альтернативный взгляд на события. Издания активно развивают общественную тематику, затрагивая важнейшие социальные проблемы. За серьезный новостной контент в «Медузе» отвечают рубрики «Новости», «Истории», «Разбор». В «Фонтанке.ру»: «Город», «Общество»,
«Власть» и «Происшествия». Рубрики реализуются с помощью жанров: заметка (51%), репортаж (11%), интервью (9%), аналитическая статья (9%), интерактивная статья (8%), лонгрид (9%).
В изданиях так же публикуется большой процент развлекательного материала (37%-31% соответственно). В современных условиях это важная форма взаимодействия со своей аудиторией, издания задумываются о специальном наборе приемов активизации аудитории: преподнесении развлекательного или дискуссионного материала, в которых он может принять участие, в конкурсах, спецпроектах, играх1. В «Медузе» за развлечения отвечают рубрики «Игры» и «Ма-газ», в «Фонтанке.ру»: «Спорт» и «Афи-ша+». В «Медузе» данное направление развито гораздо больше, за счет широкого диапазона охватываемых тем и жанрового разнообразия публикуемых материалов. Так, рубрики развлечений в издании затрагивают музыкальную, книжную, игровую и сериальную (кино-) тематики. В основном, такие материалы публикуются в жанрах фичер (36%), тематическая подборка (18%), обзор (14%), карточки (9%). Для этой же цели издание использует: фотоподборки, интерактивные видеоколонки, статичные иллюстрации с популярными в сети мемами и др. В рубрике «Игры» материалы представлены в форме теста или интерактивной игры (7%), они носят шуточный характер, но есть и те, что выполняют образовательную функцию. Менее активен развлекательный контент «Фонтанки.ру»: в рубрике «Спорт» основные жанры: заметка (78%), интервью (16%), в «Афише+»: репортаж (28%), обзор (23%), анонс (19%), тематическая подборка (14%).
К жанру расследование прибегают оба анализируемых издания. Данный жанр менее популярен среди современных СМИ, так как требует временных и профессиональных затрат, большого количества дополнительных, подтверждающих результаты расследования, материалов. Расследования «Медузы» практически всегда
1 Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета [текст] / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева. М, 2005. С. 38.
становятся громкими и резонансными, за счет их актуальности и детальной проработки. Так с несколькими из них редакция связывает уголовные преследования авторов. Например: «Гроб, кладбище, сотни миллиардов рублей. Как чиновники, силовики и бандиты делят похоронный рынок — и при чем тут Тесак», опубликованное 14 августа, автор: Иван Голунов. Упоминания о расследованиях «Фонтанки.ру» встречаются гораздо реже, так как чаще они носят региональный или городской характер. Так «Фонтанка.ру» первая среди СМИ начала серию расследований про петербургского ресторатора Евгения Пригожина1, серию материалов подхватили и другие СМИ города. Подача расследовательских материалов: они всегда сопровождаются статичной инфографикой, интерактивными картами, схемами, таблицами, фотоколлажами, реже - аудио и видеоматериалами.
4. Один из самых популярных форматов подачи информации, который используют анализируемые издания: подскаст. «Медуза» работает исключительно с аудио-подскастами, в жанрах аудио-сюжет и аудио-версия текста. На сайте «Фонтан-ка.ру» их практически всегда дополняют видеоматериалы.
1 В Петербурге есть элитный поселок с домами, стилизованными под дворцы. Его построила компания Пригожина, которого связывают с «фабрикой троллей» [Электронный ресурс] - Бумага. URL: https://paperpaper.ru/photos/v-peterburge-est-elitnyj-poselok-sti/
5. Исследование показало, что выбранные издания отвечают основным принципам конвергентной подачи в журналистке, а именно мультимедийности, интерактивности и гипертекстуальности. Большинство проанализированных материалов содержат в себе мультимедийные элементы разной сложности и форм, гипертекстуальность расширяет материал, делая из плоского объемный контент. Мультимедиа технологии активно используются в развлекательном контенте предлагая информацию в форме тестов, игр, мультимедийной инфор-гафики и др.
6. Основной доход сетевых СМИ составляет реклама. Частота публикации рекламных материалов: 1-2 раза в неделю. Каждый рекламный текст сопровожден какими-либо мультимедийными элементами. На сайте «Фонтанка.ру» так же присутствует и баннерная реклама. На обоих сайтах можно найти вкладки с партнерскими и имиджевыми материалами.
Подводя итог исследованию, можно констатировать: каждое из анализируемых изданий в своем современном состоянии подошло к необходимости преобразований в конвергентную редакцию, что можно видеть по многим параметрам: от использования мультимедийных жанров и современных интернет-платформ для общения со своей аудиторией, до применения технологий сбора и «упаковки» материалов присущих конвергентным СМИ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов / А. Амзин. М.: Аспект Пресс, 2011.
2. Вартанова, Е.Л. Конвергенция как неизбежность. О роли технологического фактора в трансформации современных медиасистем // От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / отв. ред. Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова. М.: Изд-во МГУ, 2000. - 182 с.
3. Вартанова, Е.Л. Основы медиабизнеса. М.: Аспект Пресс, 2009.
4. Вартанова, Е.Л. / О современном понимании СМИ и журналистики. 1п: Медиаскоп. 2010; Ш. 1.
5. Власова, Е.Г. Новая городская журналистика: на материале пермского интернет-журнала «Звезда» [Текст] / Е.Г. Власова // Век информации. Медиа в современном мире. Петербургские чтения. Т. 1. СПбГУ, 2018. С. 346-347.
6. В Петербурге есть элитный поселок с домами, стилизованными под дворцы. Его построила компания Пригожина, которого связывают с «фабрикой троллей». [Электронный ресурс] - Бумага. URL: https://paperpaper.ru/photos/v-peterburge-est-elitnyj-poselok-sti/
7. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2010. - 200 с.
8. Кирия, И.В. Что такое мультимедиа? // под ред. Качкаевой А.Г., Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. М.: "Фокус-медиа", 2010. С. 16-17.
9. Лукина, М.М., Фомичева, И.Д. СМИ в пространстве Интернета [текст] / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева. М, 2005. С. 38.
10. Официальный сайт автоматической системы мониторинга и анализа СМИ и соцме-диа в режиме реального времени: Медиалогия. [Электронный источник] // - URL: https://www.mlg.rU/ratings/media/federal/10840/#gazeti
11. Официальный сайт интернет-издания Meduza [Электронный источник] // Интернет-СМИ. URL: https://meduza.io/
12. Официальный сайт международного медиа-портала BuzzFeed [Электронный источник] // Интернет-СМИ. URL: https://www.buzzfeed.com
13. Официальный сайт онлайн-газеты Fontanka.ru [Электронный источник] // Интернет-СМИ. - URL: https://www.fontanka.ru/
14. Bradshaw, Paul. Media of the 21st century. New journalists for new information flows. Part 6: / пер. М. Саломатина [Электронный ресурс] // - URL:http://habrahabr.ru/blogs/mass_ media/56353/
15. Deeva, I.V., Kleimenova, E.N. Development of Effective PR-Interaction in Public Institutions// Advances in Economics, Business and Management Research, volume 113, 2020, рр. 237242.
16. Internet Communication and Qualitative Research. London: Sage Publishing, 2009. -
456 p.
17. Mansell, R., Raboy, M. The Handbook of Global Media and Communication Policy // Blackwell Publishing Ltd. 2011. Р. 580.
18. The International Encyclopedia of Journalism Studies // Editor: Folker Hanusch, Annika Sehl, Dimitra Dimitrakopoulou, Margaretha Geertsema-Sligh.//.John Wiley & Sons, Inc. 2019. P.647. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/book/10.1002/9781118841570
19. Weaver, D., McCombs, M., Shaw, D. Agenda-setting research: issues, attributes, and influences // Handbook of Political Communication Research / L.L. Kaid (ed.). Mahwah, 2004.
Дата поступления: 05.01.2022