УДК: 82-92; 070.19 ББК: 80; 76.0
Деева И.В., Клеменова Е.Н.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛОКАЛЬНОГО ИЗДАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Deeva I. V., Kleimenova E.N.
TRANSFORMATION OF TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF A LOCAL PUBLICATION AT THE PRESENT STAGE
Ключевые слова: типология, локальное СМИ, интернет-площадка, мультимедий-ность, гипертекстуальность, интерактивность, измеряемость.
Keyword: тypology, local media, Internet platform, multimedia, hypertextuality, interactivity, measurability.
Аннотация: данное исследование локального издания, иллюстрирующее изменения в типологических характеристиках современных масс-медиа, предпринято на материале двух медийных платформ, относящихся к единому издательскому дому: общественно-политической городской газеты «К Вашим услугам» («КВУ») и информационного портала "KVU.SU", проведено с помощью контент-, типологического и сравнительного анализа. Целью исследования является определение сущностных типологических признаков сетевой версии издания и наиболее акцентных проявлений обновления или коррекции классических типологических признаков печатного СМИ под действием современных процессов в коммуникации.
Annotation: this study of the local publication, illustrating changes in the typological characteristics of modern mass media, is based on the material of two media platforms belonging to a single publishing house: the socio-political city newspaper " At Your service "("KVU") and the information portal "KVU.SU", conducted using content, typological and comparative analysis. The purpose of the study is to determine the essential typological features of the online version of the publication and the most accentuated manifestations of updating or correcting the classic typological features of the print media under the influence of modern processes in communication.
Издание «КВУ» распространяется, в основном, на территории города Шахты и Октябрьского района Ростовской области тиражом в 17500 экз. Первый номер газеты в черно-белом варианте вышел в 1990 году. Изначально издание выходило на четырех полосах таблоидного формата. В 2004 году газета получила первое место в России в номинации «За лучший макет и дизайн издания», в 2008 году - третье место в России на конкурсе «Газетный дизайн». Сегодня издание позиционирует себя как «мультимедийное СМИ, основанное на принципах народной журналистики. Одна редакция -две медийные платформы: общественно-политическая газета «КВУ» и информационный портал "KVU.SU". 70% тем, которые мы освещаем, определяют сами читатели. Мы не зависим от властей, политических
партий, чьих-либо предпринимательских или иных групповых интересов»1. Газета выходит объемом 44-50 полос, из них 12 -в полноцвете.
Отслеживая классические типологиче-
2 3
ские характеристики , можно констатировать, что газета «К Вашим услугам» отличается широким тематическим обзором событий, направленностью на различные возрастные группы и различным форматом подачи информации, что предопределяет массовый характер издания. Массовость прово-
1 Сайт газеты «К Вашим услугам». О редакции [Электронный ресурс]. URL:http://kvu.su/about/.
2 Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). Иркутск, 1985.
3 Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. Воронеж, 2000.
цирует тематическую универсальность издания и еще одну особенность: контент формируется доступным, близким к разговорному, языком.
Вслед за М. Шостак1 такую важную характеристику, как периодичность, можно из второстепенных передвинуть в типообра-зующие: множество других признаков издания меняется под нее: так еженедельная периодичность обязывает издание публиковать рубрики из номера в номер, поддерживая интерес аудитории к чтению и покупке, периодически следить за актуальными для аудитории темами, расширяя жанровую палитру, уровни и формат подачи, предопределяет, наряду с информационными материалами, усиление аналитических, оценочных материалов и др.2
Обложка издания - один из знаковых элементов рассматриваемой газеты. Следуя духу времени, «КВУ» сменила несколько вариантов, остановившись на журнальном типе обложки. Логотип СМИ с исходящими данными занимает 1/8 полосы, располагаясь прямоугольником в традиционной для «КВУ» синей цветовой схеме на всю ширину страницы. Под логотипом находятся два-три анонса к значимым материалам номера, сопровождаемые фото. Основную площадь первой полосы занимает крупная иллюстрация (фотография, схема, карикатура) к «гвоздевому» материалу номера, с объемным заголовком и отсыл к тексту внутри газеты.
Сегодня рубрикация и тематические пласты газеты «КВУ» довольно разнообразны: издание имеет два постоянных раздела: «О чем говорят в городе» и «Октябрьский район» и около семи постоянных рубрик: «Происшествия», «Шахтинская фишка», «Прокуратура», «Фотофакт», «Власть», «Транспорт», «Опрос с сайта», и более 20 периодически сменяющихся подрубрик, которые повторяются хотя бы раз в месяц.
Раздел «О чем говорят в городе» обычно включает в себя актуальные новости и происшествия города. Первое пересе-
1 Шостак М.И. Еженедельник как тип изданий. М., 1999. С.18.
2 Деева И.В. Особенности типологии русскоязычных СМИ в Кыргызстане. Бишкек: КРСУ, 2008. С.9.
чение двух платформ издания: онлайн и офлайн, ждет читателя на второй полосе, где формируется подборка из новостей, которые собрали большинство комментариев на сайте газеты. Постоянная рубрика в разделе - «Опрос с сайта».
Раздел «Октябрьский район» включает в себя только постоянные рубрики. При наполнении контента редакция издания приветствует и народную журналистику, т.е. новости это не только корреспондентская обязанность, на них могут указать граждане города в таких рубриках, как: «Глас народа», «Шахтинская фишка», публикующая смс-сообщения от читателей, рубрика «Фотофакт»: фотографии с пояснениями от читателей. Публикации насыщены комментариями от участников события, мнениями экспертов, должностных лиц и даже журналистов, «КВУ» не боится анализировать, делать выводы, экспериментировать, чем и подкупает аудиторию и получает преданное комьюнити. Большой удельный вес материалов серьезной аналитики подтверждает общественно-политический характер издания. По типам подачи информации превалирует информационный (69%), далее - развлекательный (19%) и аналитический тип - в форме расследовательской журналистики (12%).
Информационная платформа «КУи. БИ» является уникальным медиапродуктом и самостоятельным СМИ, не дублирует публикации со страниц газеты, формирует свою аудиторию. То, что это часть информационного проекта ИД «Перегудов», подтверждают не только элементы единого дизайна веб-ресурса и газеты, но и цели изданий, единая социально-политическая направленность и др. Едины фирменный логотип, узнаваемый шрифт, сине-белое цветовое решение. Обложка газеты на портале заменена «Главной страницей» с информацией об актуальных новостях, выходные данные перенесены в футер сайта. В рубрикации и тематических пластах сайта издания, новый и улучшенный образец которого появился недавно (27 марта 2019г.), можно выделить шесть разделов («Новости», «Развлечения», «Объявления», «Справочник», «Проекты», «Скачать газеты») и 26 постоянных рубрик, закрепленных за
этими разделами.
Основные рубрики. Рубрика «Тема дня» перекликается с темой номера и присутствует в печатной версии, но интернет-площадка придала периодичности выхода рубрики ускорение, в отличие от печатной версии онлайн-рубрика обновляется ежедневно. Рубрика «Самые читаемые» - единственная рубрика, которая копируется на портал и в печатное издание. «Аналитика» появилась на портале совсем недавно, в газете ее нет, что говорит о желании приращивать аудиторию, ищущую аналитическую оценку событий. Навигации по сайту помогает поисковик. Есть на сайте и сервисы, перешагивающие в оффлайн, ориентирующие читателя в городе: «Справочник», «Недвижимость», «Работа», «Афиша», «Карта города». Также веб-платформа содержит полную электронную рёГ-версию архива изданий с интерактивной анимацией: перелистывание страниц и масштабирование.
Газета «К Вашим услугам» по типу аудитории относится к городским СМИ: распространяется на территории муниципального образования, размещает материалы, интересные жителям города, локального значения. Проблемы сельского хозяйства редко обсуждаются на страницах газеты, несколько раз в месяц публикуются материалы, связанные с верой. Исследуя контент, констатируем: издание публикует материалы, рассчитанные на различные возрастные, социальные и гендерные категории граждан. В этом качестве издание является универсальным: в газете достаточное количество материалов для женщин, мужчин, есть странички для детей. Потенциальный читатель издания обоих медиа ресурсов - двадцати пяти лет и старше, активно интересующийся социальными проблемами, экономикой, культурой.
Характер информации и ее интерпретация. В газете превалирует фактологическая информация, аналитика представлена в меньшем объеме, на сайте «КВУ.су» - обратное соотношение. Тексты печатного издания и его сайта монологической и диалогической формы представлены примерно в равных пропорциях. Примечательно: оценочный характер заголовков присущ почти
каждому материалу, например, «Взорванные жизни», «Квест на выживание», «Мародеры или строители?» и др.
Контент-анализ исследуемых материалов позволяет сделать вывод о том, что факты даются только проверенные. Газета имеет независимый взгляд на события и не боится расследовать спорные вопросы в отношении власти. В материалах обязательно отражено мнение нескольких сторон конфликта. Так, например, в «КВУ» №7 от 17 февраля публикация «Как шахтинцев «замуровали» в собственном дворе» является ответом на письменное обращение в редакцию совета жильцов многоквартирных домов г. Шахты. Журналисты пообщались с жильцами, обратились к главному архитектору зданий Алексею Кулешову, в прокуратуру и к застройщику.
Следующий типологический признак: творческий облик издания. Лидирующим жанром в газете является заметка (58%) в ее классическом формате либо подборка заметок по теме, расширенная заметка или один факт без пояснений. Второй по популярности жанр - статья (14%), наиболее часто -это журналистское расследование. Одним из излюбленных жанров «КВУ» является репортаж (13%) с неизменным эффектом присутствия. Больше того, часто событие для журналиста газеты - это не только повод для материала, а еще и метод журналистского эксперимента, так в газете появились материалы о парашютном спорте (журналисты «КВУ» впервые совершили прыжок, чтобы рассказать читателям об этом виде спорта и возникших эмоциях). Корреспонденция и письмо (каждый жанр по 7%) -делят четвертое место по популярности. 4% от общего количества жанров газеты занимают опрос, интервью, история. Исследование выявило наличие такого жанра, как рецензия (4%). В массовых изданиях это редкость: чаще его заменяют анонсы или цитаты. На сайте «КВУ.су» к вышеперечисленным жанрам добавляются фотогалереи, фоторепортажи и видеоматериалы.
Дизайну издания уделяется постоянное внимание, сформированный костяк фирменного стиля СМИ проходит необходимую коррекцию, как только редакция видит необходимость обновить формат, кото-
рый должен соответствовать современным тенденциям дизайна медиа, что случается, по словам редакторов издания, не реже очередных пяти лет. Так, еще до 2018 г. издание предлагало читателям строгую рубрикацию: большинство рубрик имели постоянные наименования и закрепленное место на печатной площади, их обозначали в верхнем колонтитуле: вторая и третья полосы - рубрика «Инфо» с информацией о значимых и громких событиях недели, четвертая и пятая полосы: рубрика «Общество», далее - «Деньги. Бизнес. Человек», «Спорт», «Здоровье», «Образование». Полоса «Официально» представляла читателю официальную информацию из первых рук. Полоса «Читатель-газета» - это ответы на вопросы читателей. Популярны полосы «Афиша», «Звезды советуют» и ТВ-программа, полосы с кроссвордами, судоку и сканвордами, прогнозом погоды, курсом валют. Последние страницы издания отданы строчной и модульной рекламе. На замыкающей полосе газеты - информация о конкурсах, проводимых редакцией. А в современном дизайне колонтитулы опустели, рубрики уменьшенного кегля шрифта со значком-стрелкой стали «открывать» каждый материал прямо над заглавием.
Печатная «КВУ» использует смешанную верстку: открытую, закрытую, глухую, вразрез. Также в газете активно используется вертикальная верстка: высота текстового блока превышает ширину. Для размещения небольших материалов с крупной иллюстрацией используется и горизонтальная верстка, эту закономерность можно проследить на второй и третьей полосе издания. На сайте издания предпочитают открытую верстку либо верстку вразрез.
На страницах издания присутствует большое количество видов иллюстраций: фото, коллажи, рисунки, а инфографика в газете редкость: один - два материала, чаще всего - это еженедельный опрос, проводимый на сайте издания. На самом сайте ин-фографики значительно больше.
На страницах «КВУ» рекламодатель получает обширные возможности: он может разместить информацию как на специализированных полосах, так и среди журналистского контента, использовать как текстовые,
так и мультимедийные элементы и сопроводить рекламный блок гиперссылкой на сайт продавца. Анализ публикаций издания определил, что коммерческие материалы занимают 40% от объема всего издания (18 и более страниц), около 76% коммерческих материалов представляют собой объявления. Реклама, размещенная среди материалов, редко гармонируют с темой текста. Полосы, отданные под объявления, имеют четкую структуру: вверху страницы отбиваются колонтитулом «Объявления, реклама», построчные объявления разбиты на блоки с помощью рубрик. Заключительная страница объявлений содержит в правой колонке информацию о днях рождениях известных в Шахтах людей различного социального уровня и сфер.
Вторым этапом исследование ставило перед собой задачу выявить так называемые «признаки онлайновых СМИ»1,2 т.е. наличие особых характеристик издания, сформированных на онлайн-площадке и, возможно, провоцирующих типологические изменения «классических» признаков печатной формы. Основной признак контента сайта - гипертекстуальность. В материалах есть гиперссылки на автора материала, рубрику, внутритекстовые, внутренние ссылки сайта, переход на эфир радиостанций, и др. Второй «онлайновый» признак: интерак-тивность3, на сайте представлен в полной мере: возможны комментарии и «лайки» к новостям, можно создать личный кабинет на сайте, подать объявление в газету по прямой ссылке, поделиться материалом в соцсетях. Этот признак характерен и печатным СМИ, правда, принимает иные формы: конкурсы с участием читателей, возможность прислать свое фото, отслеживать результаты, разгадывание кроссвордов и сканвордов, письма в редакцию. Еще один
1 Акопов А.И. Взгляд на проблемы сетевой журналистики изнутри и снаружи Интернета [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru/environ/
2 Кирия, И. Что такое мультимедиа? // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. - М., 2010. - С. 13-29.
3 Фомичева И.Д. Продолжение пути, или в поисках интерактивности // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2011. № 1. С. 21-36.
признак - мультимедийность, широко используется: материалы проиллюстрированы фотографиями, размещаются фоторепортажи, видео, фотоленты, мультимедийные статьи, есть выходы в радиоэфир и соцсети.
Следующим качественно новым признаком становится измеримость комьюнити издания. Корректировка «классического» признака: тиражности - явна. Измеримость провоцирует редакцию при каждой объемной публикации портала размещать опрос для граждан с активной жизненной позицией, мониторить «лайки», отслеживать посещение и доскролл, создавать фокус-группы.
Издание имеет как вертикальный, так и горизонтальный вид типологической ниши - издание массовое, с отдельными приложениями: газета «Пятница» (не выходит с февраля 2019 г.), журналы «Ваша свадьба», «Уютный дом», «Ее территория», «Куда пойду учиться» и проектами: «Человек года», «Выпускник», «Доброе сердце», «Первоклассник», «Рассказки», «Кофе с руководителем», «Эксклюзивы», «Играй», «Люди города».
Завершая исследование, можно констатировать, что, во-первых, сайт «К Вашим услугам» представлен как онлайн-гибрид издания, а этот вид является переходным этапом к появлению самостоятельных он-лайн-СМИ.
Во-вторых, изменяется форма подачи материалов: на сайте каждый материал выглядит, как анонс: фотография, заголовок и подзаголовок, кратко, но достаточно для понимания. Материалы на главной странице расположены не по тематике, а по времени их добавления. Тексты одной рубрики можно открыть, пользуясь кнопками на сайте и архивом издания. Таким образом, интернет-портал экономит время читателя в поиске нужной ему информации. На сайте форма мультимедийности - сущностный принцип контента: появляются еженедельные опросы, фотогалереи, аудиозарисовки, видеозаписи, инфографика, эфиры радиостанций, выходы в группы соцсетей. Возможно, появятся слайдшоу, подкасты и др. 1
В-третьих, выдвижение инновацион-
1 Амзин А. Новостная интернет-журналистика [Электронный ресурс]. URL: // http: //alex-alex.ru/nij/NIJ-2-20131006.html#_Toc368845125
ных, мультимедийных форм, таких как еженедельный опрос на сайте, «Шахтинскую фишку», ссылки на сайте: расписание движения общественного транспорта, карта и пр. Классический рубрикатор издания, конечно, остается (рубрики «Общество», «Политика», «Происшествия» и пр.), но к ним добавляются те, которые интересны интернет-пользователю, например, «Новости интернета».
В-четвертых, двунаправленное взаимодействие печатной и сетевой версии: газета «КВУ» печатает на своих страницах рубрики «Еженедельный опрос» и «Шах-тинскую фишку» с сайта, а интернет-портал направляет читателя оформить подписку на газету, подать объявление, выйти в город.
В-пятых, частично меняется аудитория, интернет аккумулирует другие аудиторные группы с иными интересами и мобильностью. Под них меняется и форма подачи рубрик: в газете за каждой полосой закреплена определенная рубрика, и поиск материала производится по страницам издания, на сайте поиск вариантивен: по рубрикам и по гиперссылкам.
В-шестых, творческий облик издания меняется: верстка материалов делается с учетом экрана компьютера, а не газетной полосы. Предлагается верстка для других электронных гаджетов: планшетов, телефонов.
В-седьмых, главное: трансформация и образование новых типологических признаков. Для большей эффективности и продления времени пребывания на сайте периодичность трансформируется в перманентное обновление, измеримость тиражом меняется на охват, в разы увеличивает и количество материалов на сайте. Изменение периодичности сказывается и на форме подачи материала: он краток, визуален и экспрессивен. Идет образование новых признаков: муль-тимедийность, интерактивность, гипертекстуальность. Из-за повышения мультиме-дийности и интерактивности, желания удержать читателя информация потребителю все чаще подается в игровом варианте. Объем изменяется не в количестве печатных полос, а в байтах, тираж издания заметно расширяется.
Подводя итоги исследования типоло-
гических признаков печатного издания и информационного портала «К Вашим услугам», можно сделать вывод о том, что за исключением основополагающих признаков издание претерпело ряд изменений. Для до-
стойной конкурентной борьбы на информационном рынке многие типологические признаки необходимо адаптировать к запросам аудитории интернет-портала или же трансформировать.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Акопов, А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). - Иркутск, 1985.
2. Акопов, А.И. Взгляд на проблемы сетевой журналистики изнутри и снаружи Интернета [Электронный ресурс]. - URL: http://www.relga.ru/environ/
3. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика [Электронный ресурс]. - URL: // http: //alex-alex.ru/nij/NIJ-2-20131006.html#_Toc368845125
4. Брайант, Д., Томпсон, С. Основы воздействия СМИ. - М.: Вильямс, 2004.
5. Деева, И.В. Особенности типологии русскоязычных СМИ в Кыргызстане. - Бишкек: КРСУ, 2008.
6. Землянова, Л.М. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуни-кативистики. - М.: Изд-во МГУ, 2010.
7. Кирия, И. Что такое мультимедиа? // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. - М., 2010. - С. 13-29.
8. Сайт газеты «К Вашим услугам». О редакции [Электронный ресурс]. -URL :http: //kvu.su/about/
9. Сотникова, О.П. Интернет-издание от А до Я. - М.: Аспект Пресс, 2014.
10. Тулупов, В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. - Воронеж, 2000.
11. Фомичева, И.Д. Продолжение пути, или в поисках интерактивности // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2011. - № 1. - С. 21-36.
12. Шостак, М.И. Еженедельник как тип изданий. - М., 1999.
13. Gevorgian, A.A. Comparative analysis of modern Russian and foreign (American) high school printed media: corporate and typological aspects, Bulletin of Pyatigorsk state linguistic University, no. 2, pp. 141-145, 2015.
14. Internet Communication and Qualitative Research. - London: Sage Publishing, 2009.
15. McCombs, M., Shaw, D. The agenda-setting function of mass-media // Public Opinion Quarterly. 1972. Vol. 36 (3). P. 176-187.
16. Weaver, D., McCombs, M., Shaw, D. Agenda-setting research: issues, attributes, and influences // Handbook of Political Communication Research / L.L. Kaid (ed.). Mahwah, 2004.