Научная статья на тему 'Влияние элементов графической модели периодического издания на его успешность'

Влияние элементов графической модели периодического издания на его успешность Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3385
542
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ / КОМПОЗИЦИОННО-ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ВЕРСТКА ГАЗЕТЫ / МАКЕТ / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ЦВЕТ / ЗАГОЛОВОК / DESIGN OF THE NEWSPAPER / COMPOSITE GRAPHIC MODEL / NEWSPAPER IMPOSITION / MODEL / ILLUSTRATION / COLOR / HEADING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Носаев Денис Александрович

Рассматривается дизайн современных газет. Определяются роли составных частей композиционно-графической модели газет в общей картине дизайна СМИ, исследуются современные направления в развитии графического дизайна газет, приводится алгоритм исследования периодических изданий и определяется важность использования его результатов. Доказывается, что дизайн газет становится одним из главных типологических признаков и требует более полного исследования, оценки и прогнозирования его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the serial graphic model elements on its success

The paper discusses the design of modern newspapers. The author defines the role of components of the newspaper composite graphic model in an overall picture of mass media design, examines the modern directions in development of newspaper graphic design, gives the algorithm of serial research and shows importance of use of its results. The design of newspapers is proved to become one of the main typological signs and demands fuller research, assessment and forecasting of its development.

Текст научной работы на тему «Влияние элементов графической модели периодического издания на его успешность»

УДК 070

ББК 76.120.7

Н 84

Носаев Д.А.

Старший преподаватель кафедры издательского дела, рекламы и медиатехнологий Кубанского государственного университета, технический редактор газеты «Кубанский университет», e-mail: [email protected]

Влияние элементов графической модели периодического издания на его успешность

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматривается дизайн современных газет. Определяются роли составных частей композиционно-графической модели газет в общей картине дизайна СМИ, исследуются современные направления в развитии графического дизайна газет, приводится алгоритм исследования периодических изданий и определяется важность использования его результатов. Доказывается, что дизайн газет становится одним из главных типологических признаков и требует более полного исследования, оценки и прогнозирования его развития.

Ключевые слова:

Дизайн газеты, композиционно-графическая модель, верстка газеты, макет, иллюстрация, цвет, заголовок.

Nosayev D.A.

Senior teacher of the Publishing, Advertising and Media Technologies Department, Kuban State University, Technical Editor of the “Kuban University” newspaper, e-mail: [email protected]

Influence of the serial graphic model elements on its success

Abstract:

The paper discusses the design of modern newspapers. The author defines the role of components of the newspaper composite - graphic model in an overall picture of mass media design, examines the modern directions in development of newspaper graphic design, gives the algorithm of serial research and shows importance of use of its results. The design of newspapers is proved to become one of the main typological signs and demands fuller research, assessment and forecasting of its development.

Keywords:

Design of the newspaper, composite - graphic model, newspaper imposition, model, illustration, color, heading.

Периодическое издание - это воплощение творческой деятельности некоторого числа редакционных работников. Оно служит своим целям и задачам и создается для определенной

аудитории. Каждая газета или журнал в большинстве своем уникальны, индивидуален и их дизайн. При этом разные издания порой довольно сложно сравнивать между собой. Эта необходимость возникает из-за того, что дизайн в современном мире становится основным типологическим признаком газеты и требует пристального внимания и изучения. Возрастающее значение визуальной составляющей периодических изданий заставляет сегодня газеты, также как и другие СМИ, не только описывать новости, но и визуализировать их.

Творческое начало имеет большое значение в процессе создания газеты. Даже на этапе макетирования и верстки один и тот же штатный дизайнер сегодня и завтра может найти разные решения для расстановки на полосе одних и тех же материалов. При этом уровень восприятия разных вариантов верстки газеты читателем может не изменяться. Что же говорить обо всей редакции, где работает много сотрудников и какое многообразие вариантов выпуска газеты может дать коллективный творческий труд? Кроме того, существуют и применяются специалистами, а также появляются новые определенные дизайнерские закономерности, по которым и создаются новые модели газет, формируются их стили.

Регулирующим элементом творческого процесса здесь служит композиционнографическая модель, которая помогает наладить единый стиль, сделать газету узнаваемой для читателя, а работу над ней для всей редакции понятной и успешной. При этом, чем крупнее газета или журнал, тем жестче становится композиционно-графическая модель, и с большей интенсивностью идет процесс унификации в работе над изданием.

Внешний вид периодического издания зависит от потребностей читательской аудитории и стратегии редакции в их удовлетворении. Именно это создает стиль и колорит газеты, ориентированные на читателя, ведь стиль и характер газеты должны быть совместимы с особенностями аудитории, которой она адресована.

Такой параметр, как ориентир на читателя, состоит из связи с читателями (интерактивность) и удобства (чаще всего речь идет об удобстве поиска информации или навигации). Они являются самой сутью создания газеты и влияют на все элементы композиционно-графической модели. Эта связь также и обратная. Используемые элементы влияют на навигацию, интерактивность, колорит, стиль и композицию газеты.

Взять, к примеру, навигацию. Кроме, безусловно, основной нагрузки на заголовочный комплекс, за счет которого она реализована, навигация выполняется и за счет шрифтов (размер кегля указывает на значимость материала), иллюстраций (направляет, дает сигнал читателю в другой, не текстовой, форме), графических элементов и цвета, несущих выделительную и разделительную функцию навигации.

Влияние шрифтов на колорит газеты огромно. Курсив воспринимается как рукописный текст, выражение личного суждения, им также можно опубликовать письмо читателя, что создаст сразу особое настроение. Шрифты в виде текста и заголовков занимают основную часть газетной площади и являются выражением стиля газеты. Если выбрать гарнитуру правильно, с большим разнообразием шрифтовых начертаний, дизайнеру можно обойтись только ею одной. В этом случае наверняка все гарнитурные шрифты будут очень гармонично сочетаться. При использовании двух гарнитур, нужно четко определить, для какого текста предназначен данный шрифт, составить так называемое шрифтовое расписание. Общепризнано, что многогарнитурность ведет только к излишней пестроте и не дает хороших результатов. Хотелось бы заметить, что и обилие разных кеглей тоже не приносит ничего

хорошего. К примеру, для заголовков можно использовать 2-3 размера. Кроме того, величина заголовка должна соответствовать размеру материала, о чем иногда забывают незадачливые дизайнеры.

Заголовочный комплекс - элемент постоянно развивающийся. И чем он сложнее и оригинальнее, тем удобнее и эффективнее подача информации читателям, соответственно функциональней и логичнее дизайн. Многие издания имеют довольно простые заголовочные комплексы (хотя и здесь применяются суперрубрики, рубрики и лиды), но чем крупнее газета, тем они усложняются. Текстовый тип дизайна постепенно трансформируется в текстографический, и заголовочный комплекс при этом изменяется довольно сильно.

Отдельно рассматриваются первые страницы номеров газет. У разных изданий они могут нести совершенно непохожий информационный и эмоциональный посыл. Есть несколько вариантов оформления первой полосы: «таблоидная, где от половины до 2/3 занимает иллюстрация, кроме нее в анонсах может быть несколько фотографий; пестрая, в которой на первой полосе расположены фотографии разных размеров, это может быть фоторепортаж или фотоочерк; традиционная, на которой передовая статья или колонка редактора, одно-два небольших фото и подборка заметок; консервативная - практически без иллюстраций, три-четыре средних публикации, подборка из 3-4 заметок» [1: 122]; «традиционная, где размещаются лишь главные новости дня, фотографии, заголовки и текст сверстаны в серьезном стиле; журнальная обложка, где одна крупная статья в самом центре с крупным иллюстрированным заголовком и большой главной иллюстрацией; информационный центр, в котором графика, фото, анонс-блоки и краткие сводки становятся проводником к основному содержанию газеты» [2: 7].

Графические элементы на первый взгляд кажутся наиболее незначительными в дизайне, но именно благодаря им формируется стиль издания. Они выступают в качестве «фишки». Помимо своих основных функций они делают газету динамичной, насыщенной. В основном издания применяют линии, реже рамки (они используются больше для рекламы и объявлений) и подложки разных цветов и насыщенности. Выворотки, буквицы и украшения применяется редко.

Сейчас многие используют цвет, но даже в крупных редакциях не всегда применяют его продуманно и эффективно. Наиболее оправданно применение цвета в рекламе, и не совсем - в шрифтах и фоне для текстов. «Конечно, максимальный эффект от применения цвета дают иллюстрации. По своему воздействию и информационному наполнению цветные иллюстрации могут становиться отдельными хорошими материалами» [3: 56]. Часть изданий печатает цветными определенные страницы: обложку, разворот, рекламу.

Отдельно хочется выделить иллюстрации в связи с их все более возрастающей ролью в дизайне изданий. Сегодня они становятся основой верстки газеты, с опорой на них строится композиция издания, они являются выражением колорита. По мнению профессора В.В. Тулупова, «иллюстрации обладают следующими функциями: они акцентируют

внимание читателя (снимок, рисунок нередко играют роль зрительного центра полосы. В композиционном плане они как бы замыкают на себя остальные публикации и являются исходной точкой в знакомстве с содержанием материалов полосы. Для фотографии, фотоблока, плаката, карикатуры определяется центральное место на полосе, а вся полоса монтируется вокруг нее (такую верстку иногда называют «мельницей»); ориентирует читателя (заставочная фотография, рисованная заставка, фотомонтаж, коллаж могут сразу подсказать читателю тему публикации; заставки-символы выступают и в качестве

постоянной, и разовой рубрики); служат средством художественного оформления печатных полос. Текст и иллюстрации должны представлять собой содержательное единство, вместе раскрывать тему, усиливать друг друга» [4: 111]. Стоит проанализировать и текст газеты не только с точки зрения шрифта или содержания, а его формы, выделений, размерных характеристик - саму верстку газеты.

Учитывая вышеизложенное, а главное, испытывая необходимость в объективной оценке того или иного издания на определенном пути его развития, нами был составлен алгоритм исследований, результаты которого позволяют наиболее точно оценить графический дизайн издания. Он состоит из 90 вопросов (утверждений), ответив на которые исследователь определенного издания получит довольно исчерпывающую его оценку Вышеизложенный прием позволяет определить такие элементы дизайна газеты как заголовочный комплекс, шрифты, цвет, графические элементы. Они являются составляющими стиля газеты, влияют на ее композицию. Чтобы оценить все эти элементы, к каждому из параметров прилагается определенное количество тестовых вопросов.

По таким результатам может быть проведен анализ вариантов дизайна газет, выявлены их достоинства и недостатки, особенности использования различных вариантов оформления издания и особенности их изменения под воздействием определенных факторов. Это позволит сложиться общей картине состояния современного газетного дизайна в периодических изданиях, выявить проблемы, возникающие в работе редакций по данной тематике и предложить специалистам возможные варианты их решения.

Описанный выше алгоритм исследований может быть применен к газетам различных уровней: районным, городским, краевым и региональным выпускам федеральных изданий. Исследовав определенное их количество, мы можем дать оценку как отдельному изданию, так и составить картину состояния дизайна газет по всей выборке. Например, сегодня большинство местных газет выходят форматом А3, как наиболее удобном, и используют 5-6-колоночную верстку Чаще всего она смешанная и стремится к симметрии. Текст обтекает фото и заголовочные комплексы «сапогами» (L) либо построен аккуратными прямоугольниками. Развороты используются не часто, а вот материалы, разверстанные на целую полосу, распространены. В этих случаях текст располагается внизу заголовка, не редко он обтекает с четырех сторон различные элементы: фотоиллюстрации, врезки, инфографику. Очень распространены подборки, которые формируют небольшие материалы. Статьи по отношению друг другу часто выставляются не совсем верно, иногда они сливаются, иногда соперничают, порой нельзя понять, к какому из них относится иллюстрация или заголовок. Это наблюдается и у достаточно крупных и опытных изданий.

Данные, полученные в ходе исследований, дают возможность определить «тип дизайна, который газета использует: текстовый, графический, смешанный, тексто-

графический или иллюстративно-новостной» [5: 59]. Мы видим, что стратегия редакции газеты воплощается в типе дизайна самого издания, который строится исходя из ориентира на читателя, стиля, колорита и композиции, с опорой на все составляющие композиционнографической модели: иллюстрации, заголовочный комплекс, шрифты, графические элементы и цвет. Он становится определяющим в облике издания, не ограничивая при этом все многообразие графического воплощения газеты.

Можно заметить, что все составляющие предложенного

алгоритма исследования связаны и вытекают друг из друга (рисунок 1).

при комплексном методе анализа и синтеза исходных данных и

полученных результатов. Надо признать, что разными исследователями уже

предпринимались попытки создать методики для исследования дизайна, но их глубина сегодня явно недостаточна. Необъективная оценка дизайна издания приводит к тому, что отсутствует прогноз его развития. Дизайн газет развивается с огромной скоростью,

превращаясь из второстепенного типологического признака в типоформирующий.

Соответственно возникает необходимость в более полном исследовании, оценке и прогнозировании развития дизайна газет, в чем, безусловно, поможет описанный метод.

Примечания:

1. Галкин С.И.. Техника и технология СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала. М.: Аспект-Пресс, 2005. 220 с.

2. Хэрроуэр Т. Настольная книга газетного дизайнера. Воронеж, 2007. 216 с.

3. Носаев Д.А. Функции цвета в газете // Медийные стратегии современного мира: материалы науч.-практ. конф. Краснодар, 2012. С. 56.

4. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет / под ред. В.В. Тулупова. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. 320 с.

5. Носаев Д.А. Современные тенденции развития графической модели газеты // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2012. Вып. 3. С. 59-60.

References:

1. Galkin S.I. Mass media technique and technology. The art designing of a newspaper and a magazine. M.: Aspekt-Press, 2005. 220 pp.

2. Harrower T. A reference book of a newspaper designer. Voronezh, 2007. 216 pp.

3. Nosayev D.A. Colour functions in a newspaper // Media strategies of the modern world: materials of the scient. and practical conf. Krasnodar, 2012. P. 56.

4. Mass media technique and technology: the press, radio, television, the Internet / ed. by V.V. Tulupov. SPb.: V.A. Mikhaylov’s publishing house. 2008. 320 pp.

5. Nosayev D.A. Current trends of development of a newspaper graphic model // The

Ориентация на читателя и стратегия

Ориен-

тир на Стиль

читателя

Заголовочный комплекс

55 Шрифты (удобочитаемость

л 5 и типографика)

н о о d U Цвет (Сочетания, функции) S On

х S о

оа S оа а X Графические элементы Ч о

а ез о Работа с текстом (размерные нч

а. о оа н характеристики, выделения)

н X S СJ 1© о Иллюстрации

Верстка (первая полоса,

внутренние страницы,

тематические страницы)

Композиция

Тип дизайна

Bulletin of the Adyghe State University. Series «Philology and the Arts». Maikop, 2012. Iss. 3. P. 59-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.