УДК 070:316
DOI 10.25513/2413-6182.2019.6(3).657-677
ISSN 2413-6182 eISSN 2658-4867
НОВЫЕ МЕДИА В СИСТЕМЕ ОНЛАЙНОВОЙ КОММУНИКАЦИИ:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (НА ПРИМЕРЕ ПОРТАЛА «ГОРОДСКИЕ РЕЙТИНГИ. САРАНСК»)
Д.А. Бакеева, С.А. Ржанова
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (Саранск, Россия)
Аннотация: Статья посвящается рассмотрению проблем новых медиа в контексте развития региональной интернет-журналистики. Современные тенденции изменения поведения медиапотребителя диктуются наличием индивидуализации и визуализацией контента в СМИ. На основе типологического и функционального анализа определяются особенности использования коммуникационных инструментов в социокультурном пространстве регионального интернет-сегмента (портал «Городские рейтинги. Саранск») Республики Мордовия, включающие усиление технологичности восприятия и потребления информации, корректировку функций новых и социальных медиа в контексте диалога культур, повышение их инструментального значения и роли аудитории, конгруэнтный характер социальных медиа в связи с распространением новых жанровых форм и форматов коммуникации. В статье проанализированы причины внедрения digital-технологий и мультимедиа в журналистику, значение этого процесса для региональной инфраструктуры СМИ и особенности работы журналистов цифрового поколения, а также методы вербальных и невербальных средств выразительности. Вид интернет-издания и его интерактивные свойства - не просто абстрактная форма представления информации, но формирующий эту информацию элемент, который обусловливает ее понимание и смысл. Авторами выявляются принципы формирования новостей: новизна, релевантность, оперативность, условность, объективность, беспристрастность. При анализе контента портала «Городские рейтинги. Саранск» выделяется активный процесс расширения визуальных и наглядных концептов в средствах коммуникации. Аудитория (читатели, пользователи, подписчики) от текстового мышления и текстовых видов потребления переходят к изобразительному, а также гедонистическому мышлению и зрительным видам потребления. В качестве основного в исследовании используется метод структурного анализа, наблюдение, анализ медиатекстов.
Ключевые слова: городские медиа, интернет-журналистика, контент, медиапотреб-ление, мультимедиа, онлайн-СМИ, Республика Мордовия.
© Д.А. Бакеева, С.А. Ржанова, 2019
Для цитирования:
Бакеева Д.А., Ржанова С.А. Новые медиа в системе онлайновой коммуникации: изобразительно-выразительные средства (на примере портала «Городские рейтинги. Саранск») // Коммуникативные исследования. 2019. Т. 6. № 3. С. 657-677. DOI: 10.25513/2413-6182.2019.6(3).657-677.
Сведения об авторах:
1 Бакеева Диана Анваровна, кандидат культурологии, доцент кафедры журналистики
2 Ржанова Светлана Александровна, доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой журналистики
Контактная информация:
12 Почтовый адрес: 430005, Россия, Саранск, ул. Большевистская, 68/1
1 E-mail: [email protected]
2 E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 21.03.2019 Дата рецензирования: 25.04.2019 Дата принятия в печать: 10.07.2019
Введение
В контексте развития новых медиа региональные интернет-СМИ активно превращаются в многогранные сетевые проекты, вбирая в себя и инфосайты, и электронные версии традиционных СМИ, и городские порталы, и социальные сети. В связи с этим возникает запрос аудитории на региональный новостной контент, отражающий качественный синтез интересов федеральных СМИ и региона. Конвергенция как многоликий процесс воздействует не только на медиатехнологии, медиакультуру, медиа-содержание, но и на медиапотребителя, который становится соучастником новой среды общественного мнения. Актуальность междисциплинарного исследования подтверждается тем, что, погружаясь в виртуальные и когнитивные пространства цифровой среды, социальные сети, современный человек становится «человеком коммуникационным» и «человеком цифровым». Одной из задач исследования является оценка дополнительных факторов увеличения количества просмотров публикаций, размещаемых региональными СМИ (в нашем случае городским интернет-порталом]. В регионах эксперименты с мультимедийными форматами и интерактивными средствами проводят как государственные, так и коммерческие интернет-порталы. Данным исследованием планируется «привить» навыки структурного и функционального анализа журналистских произведений традиционного содержания и разобраться в аспектах взаимодействия аудитории с электронной медиасредой. Значимость исследова-
ния цифровых трансформаций журналистики как типа всеобщего социального института медиа осмысливается возможностями применения новых информационных технологий для установления диалоговых отношений с реальной аудиторией современных СМИ.
В условиях «цифровой революции» журналистика и СМИ меняются стремительно. Такие понятия, как «конвергенция» и «мультимедийность» сегодня активно внедряются в рабочий лексикон медиасообщества: «аудитория фрагментируется, и конкуренция среди медиа растет» [Смирнов 2009: 215]. Новый тип взаимосвязи в журналистике является результатом мгновенной скорости передачи информации, то есть сейчас происходит быстрая обработка сообщения посредством взаимного связывания адресата и адресанта. Как писал М. Маклюэн в своей знаменитой книге «Понимание медиа»: «Люди вдруг превратились в кочевых собирателей знания, кочевых, как никогда раньше, информированных, как никогда раньше, свободных от фрагментарного специализма, как никогда раньше - и вместе с тем, как никогда раньше, вовлеченных в тотальный социальный процесс» [Маклюэн 2014: 412]. Поэтому новая журналистика дает «возможность всем ее пользователям быть мобильными, оперировать огромными объемами информации, успешно снижать риски и потери, которые неизбежны при дефиците или односторонности информации. Новая журналистика, наконец, позволяет получать именно ту информацию, которая нужна именно в данный момент. Другое дело, что все имеющиеся и перспективные возможности надо оценить и проанализировать, как всё это объединить для получения серьезного синергетического эффекта на благо общества» [Перевалов 2012: 179]. Как отмечает исследователь С.А. Ржа-нова, «коммуникацию, без преувеличения, можно считать необходимым и всеобщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования общества» [Ржанова 2017: 9].
В настоящее время интернет-проекты Рунета, где журналист может себя применить, делятся на две большие группы, внутри которых выделяются следующие типы:
«Информационные проекты:
- интернет-издания, не имеющие аналогов на бумаге (Meduza, Lenta.ru, Gazeta.ru];
- сайты бумажных газет и журналов (такие, как kommersant.ru, kp.ru, vedomosti.ru и др.];
- сайты информационных агентств (РИА "Новости", "Интерфакс" и
др.];
- сайты радиостанций и телеканалов;
- блоги информационной направленности.
Представительские (корпоративные] проекты:
- отдельные сайты теле- и радиопередач;
- корпоративные сайты (сайты компаний, госучреждений, фондов];
- промосайты;
- корпоративные блоги» [Уланова 2014].
Таким образом, границы между перечисленными проектами всё больше стираются, так как в Интернете фактически все конкурируют друг с другом, пытаясь перетянуть на свой ресурс внимание пользователя. Работа журналиста в любом интернет-проекте по сути своей заключается в создании материалов - либо новостных, с чего большинство начинают, либо тематических, авторских, рекламных.
Целью статьи является культурологическое обоснование новых медиа в региональной мультимедийной среде (на примере портала «Городские рейтинги. Саранск»] как площадки для производства и предъявления аудитории в аспекте социально востребованной журналистской продукции. Достижение конкретного результата предполагает решение следующих задач: проанализировать опыт используемых в современной практике СМИ мультимедийных трендов и их социокультурологическое влияние на общественное мнение; определить качества и образ современной городской мультимедийной редакции в динамике развития цифровой среды; выделить основные трансформации типологических признаков жанров в региональной интернет-журналистике; изучить основные принципы использования новых информационных технологий в практической деятельности регионального журналиста на основе рекомендаций отечественных и зарубежных журналистов-практиков.
Описание материала и методов исследования
В 2010-е годы в российской медиасфере сложился особенный сегмент: интернет-газеты и журналы, сосредоточенные на обсуждении процессов развития родного города. Ранее такие издания назвали «новыми городскими медиа» [Абашев, Печищев, 2017: 6]. Исследование этого типа медиа целесообразно вести на стыке урбанистики и медиаисследований в тесной связи с тем масштабным поворотом в отношении к проблемам развития городской среды и городскому планированию, которые происходят в России последнее десятилетие. И вряд ли преувеличивает автор, называющий происходящее «урбанистической революцией» [Бовт 2018]. «Общественное пространство» и «урбанистично» в этом сообщении - красноречивое проявление урбанистического культурологического дискурса, который объединил, в частности, медиа, сосредоточенные на городской тематике. Стоит отметить, что развитие ориентированных городских медиа происходило в условиях их глубокой технологической трансформации. Ее характеризуют два основных момента. Во-первых, общество в целом и отдельные сообщества активистов получили неограниченный доступ к информации и изучению мирового опыта благодаря сети Интернет. Каждый получил возможность стать автором [Маклюэн 2014], но и каждый смог стать создателем собственного интернет-ресурса. Как результат,
мы наблюдаем интенсивное развитие разнообразных порталов урбанистической тематики.
Прежде всего, следует выделить группу стабильно действующих информационных интернет-ресурсов. К этой группе мы относим, например, все формальные и неформальные редакции, создающие медиа о городе, независимо от платформы. Многие из них функционируют в формате интернет-газет. Характерные примеры этого типа The Village (https://www. the-village.ru), «Томский Обзор» (https://obzor.city/], пермская «Звезда» (http://zvzda.ru] и др. К этой группе можно отнести и анализируемый нами портал «Городские рейтинги. Саранск». Эти ресурсы содержат, как правило, оперативную информацию о городе: новости, анонсы, отчеты с мест событий, репортажи, интервью, обзоры, рецензии и т. п. Тематически и идеологически могут быть крайне разнообразными, но сфокусированы эти издания всегда на локальных новостях, жителях города. Отметим, что, как правило, редакция «Городские рейтинги. Саранск» дистанцируется от традиционной, топовой локальной и федеральной информационной повестки.
Реализуя урбанистическую интенцию, городские сетевые издания выступают как путеводители по городской жизни. Они рассказывают о новых кафе, лекториях, местах встреч, популярных клубах, модных трендах. Собственно, они учат квалифицированному потреблению города как образа и стиля жизни, учат быть в тренде - в проведении досуга, в чтении, в одежде, в стиле общения. Иногда этот аспект становится главным, и тогда издание даже приобретает гедонистическую направленность, сближаясь с типом изданий life style. Определенную по величине долю читательского трафика городские медиа получают через аккаунты в социальных сетях, и это не случайно. Социальные сети изначально были для них активно используемой площадкой медиадеятельности. При этом предпочтение входа через социальные сети косвенно характеризует социокультурное качество аудитории урбанистически ориентированных новых городских медиа. Это, прежде всего, городская креативная молодежь, для которой и создавались интернет-издания описываемого типа.
Материалами для нашего исследования стали тексты различной тематической направленности, опубликованные в период с 2015 г. по 2019 г. на сайте интернет-портала регионального СМИ («Городские рейтинги. Саранск»] (выборка: n = 250 публикаций], комментарии пользователей на сайте (выборка: n = 350 комментариев], а также сообщения, публикуемые в аккаунтах социальных сетей «ВКонтакте» и Instagram (с частотой публикаций не менее 2-3 в день], мессенджере Telegram (выборка: n = 384 публикации]. Аудитория «Городских рейтингов» в соцсети «ВКонтакте» - это в основном жители г. Саранска от 21 до 45 лет. Аудитория в соцсети Instagram - 60 % охвата женщины и около 40 % - мужчины. Исходя из этих данных отметим, что контент, создаваемый редакцией, существенно отличается и на разных медийных платформах.
Также в зарубежной и отечественной литературе достаточно широко изучены проблемы мультимедиатизации СМИ. Процессы конвергенции были подробно описаны зарубежными медиаисследователями (работы С. Куина, Д. Фишера, Дж. Уилксона, А. Брунза [Bruns 2008], Дж. Гар-де-Хэнсена [Garde-Hansen 2009], Д. Голумбии [Golumbia 2009]]. Социологи и теоретики медиакоммуникаций заговорили о проблемах, связанных с электронной средой, с середины 60-х гг. XX в. (работы Л. Белла, Ю. Хабер-маса, П. Бурдье и др.]. В исследованиях И.М. Дзялошинского, Е.Л. Вартановой, М.М. Лукиной и И.Д. Фомичевой, В.В. Кихтан, А.А. Калмыкова и Л.А. Ко-хановой, И.В. Кирия, А.Г. Качкаевой [Мультимедийная журналистика 2017] представлены суждения о специфике функционирования сетевых СМИ, производящих актуальный контент в условиях мультимедийности, использовании интернет-технологий в работе журналиста. Гуманитарные вопросы исследования сетевой журналистики представлены в работах Я.Н. Засурского (Интернет как СМИ], Е.Б. Галицкого, П.К. Залесского (изучение аудитории Интернета в России], А.Г. Асмолова (социально-психологические аспекты поведения в интернет-сообществах], И.В. Самарки-ной, Г.В. Вирена, Е.В. Морозовой, Л.Г. Свитич, Д. Рэндалла и др. В исследованиях А. Амзина, В. Гатова, Е.В. Олешко, М.С. Филь, А. Черных приводятся практические рекомендации по работе в редакции новостного конвергентного онлайн-издания. На региональном уровне к проблеме освещения мультимедиа-технологий, медиакультуры обращались такие авторы, как А.М. Шестерина, С.А. Ржанова [Ржанова 2007, 2017], В.В. Тулупов, А.В. Дубровский и др. Но крупных мониторинговых исследований, целостно отражающих проблематику современной региональной мультимедийной журналистики, на наш взгляд, явно недостаточно.
Представление результатов
Анализируемый нами интернет-портал «Городские рейтинги. Саранск» относится к первой группе - информационные проекты (интернет-издания, не имеющие аналогов на бумаге].
В разделе «Редакция» читаем: «Сетевое издание "Городские рейтинги" 18+. Номер свидетельства о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66658. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 27.07.2016». Учредитель: ООО «Айсбрикер». Сотрудники: главный редактор Марина Сергеевна Чечури-на (на аватарке видим енота], СЕО - неопознанный барсук и аватарка с лисицей представляет обозревателей Наталью Хохлову и Александру Морозову (рис. 1]. Как пишут исследователи городских медиа, «при всех локальных вариациях тематического репертуара, стратегий контента и маркетинга новые городские медиа в России объединяет несколько принципиальных общих черт. Во-первых, их создатели молодые и очень молодые люди. Это, как правило, городские активисты, занимающиеся самостоя-
тельной общественной деятельностью и молодые журналисты, которых не устраивает формат и новостная повестка существующих изданий» [Аба-шев, Печищев 2017: 11].
люди г-.1.1 \ ( 1\ ¡П ]|.РЬ.1|РЫ СОБЫТИЯ МР-1.Т.1 1.1 Г ОI , 1С Ь. 1.1 М1
М:1||инл(1г|лтгкн.1 Чгчррин:!
гЛавныи ор. +79^2976-^1 96
2;] ЛV1ЧЧI 1 711111аГI]
Иголо.шлннмА бйрсм
СЕО
спн'Ц Н [уг;У1 ] 11Ц.Ч.1И
Наталья Хохлова н .Александра Морозом
ооодреесннели
1чч1 Ц сНуг_Л1щ gA.ru
Рис. 1. Скриншот страницы сетевого издания «Городские рейтинги» (дата обращения: 18.03.2019)
В разделе «Реклама» указывается, что у редакции есть постоянные рубрики. Это «Открытия месяца» и «7 занятий на ближайшие выходные»: Ежемесячно мы пишем о новых для Саранска товарах и услугах, которые не стыдно порекомендовать друзьям. Чтобы попасть в эту рубрику, до 28 числа включительно (до 26 числа в феврале) пришлите основную информацию о вашем бизнесе на [email protected]. Укажите точную дату открытия, адрес и часы работы компании, род занятий и свой контактный телефон - мы позвоним вам, чтобы уточнить детали, если понадобится. Размер изображения для иллюстрирования текста - 1000 пикселей по ширине». Далее указывается подзаголовок «За деньги»: Сайт «Городские рейтинги» публикует оригинальный контент о Саранске и Мордовии. Мы ориентируемся на свою аудиторию, костяк которой (56 %) -молодые люди в возрасте от 24 до 37 лет с высшим образованием, заинтересованные в том, чтобы жить в городе полной жизнью. Ежедневно сайт посещают 1200-1400 человек, которые в среднем проводят на портале 3 минуты 10 секунд. Мы с удовольствием сделаем с вами рекламный спецпроект, который отразит все ваши лучшие стороны и не будет противоречить нашим убеждениям. Это может быть интервью, репортаж,
ваше экспертное мнение по вопросам, не касающимся ваших товаров и товаров конкурентов, конкурс, тест, гид - мы открыты любым форматам. Сами напишем текст, нарисуем иллюстрации или пригласим фотографа для съемки, сверстаем материал в нашей стилистике с использованием ваших лого и корпоративных цветов. На сайте такой материал будет честно обозначен как партнерский. <...> Также у нас есть все возможности для медийной рекламы - брендирования главной страницы и размещения статичных горизонтальных и вертикальных баннеров.
Редакция определяет пять важных условий размещения рекламы. Так, они не продают места в рейтингах товаров, услуг и еды ни на каких условиях, то есть если организация лучшая в городе в своей области, это выявляется на основании сравнения с другими по ряду объективных параметров. Мы не беремся делать рейтинги, в которых объективность не может быть достигнута - например, чтобы сравнить мастерство парикмахеров, нужно отправлять к разным мастерам одного и того же человека, поскольку оправданно будет сравнивать работу мастеров с конкретными волосами. Соответственно, не имеет смысла стричься ежедневно - нужно выждать, пока волосы отрастут. Умножьте время ожидания на количество мастеров в городе - и вы получите ответ на вопрос, почему мы этого не делаем. Кроме того, редакция не публикует прямую рекламу и пресс-релизы, тексты, которые где-то уже размещались и которые кто-то когда-то написал. Все тексты оригинальны, потому что (так считают сотрудники электронного издания] у них есть узнаваемый стиль, ради которого и приходят читатели. Материал, который обозначается как «партнерский», должен быть максимально полезным для читателя и максимально эффективным. В завершение читаем следующее условие: Поскольку мы зарегистрированное средство массовой информации и работаем в рамках правового поля, то не рекламируем запрещенные товары и услуги. Пожалуйста, не тратьте свое время на попытки убедить нас нарушить закон.
На сайте имеются восемь рубрик: «Люди», «Еда», «Услуги», «Товары», «События», «Места», «Блог», «Реклама». Медиатексты располагаются в планшетной раскладке, удобно «скроллить». «Текст на главной странице, по сути, краткий пересказ самого сайта. Необходимо вынести важные и основные тезисы на первый план» [Шамина 2018: 19]. Главная страница выполнена в строгом минималистичном дизайне: белый фон, много «воздуха», что, несомненно, выигрышно при чтении текстов. Справа размещены кнопки официальных страниц издания в социальных сетях Instagram, «ВКонтакте». Шапка издания - это часть его лица. Название портала выполнено черным шрифтом. Определенной «фишкой» и находкой являются три зонтика, удачно вписавшиеся в логотип. Маркировка «зонтик» встречается и в медиатекстах.
Также имеется интерактивная кнопка с выпадающим списком «Города», однако по умолчанию уже выбран «Саранск» (рис. 2). Современные сайты СМИ демонстрируют три возможных уровня рубрикации: многоуровневая (когда внутри одной рубрики скрываются еще разделы), двух-или одноуровневая (горизонтальное или вертикальное меню), минима-листичная (одноуровневая с набором рубрик до шести наименований, где наименьшим делением можно считать всего две рубрики - новости (или короткие тексты) и истории (длинные тексты)). Так, по словам К.В. Дементьевой, «медиасистема создает основу внутреннего мира человека, информационную базу всех его отношений и деятельности» [Дементьева 2017: 42].
ГОРОДСКИЕ РЕЙТИНГИ
ССЦМШСК т
I / л пт~ л
О Р О Ц С К И Е £) Р Е Я Т И Н Г И
I \Г~\1" I ГЛ
люди еда лслуга товары сооытпн места Ьлог реклама
Топ-о мест б Саранске, где можно попробовать эклеры
Все занятия на ближайшие выходные
НУ,ПОГОДИ
Рис. 2. Скриншот главной страницы сетевого издания «Городские рейтинги» (дата обращения: 13.03.2019)
Слишком много разделов на сайте заставляет читателя теряться. Более удобной системой навигации по сайту являются теги, но тематические корзины совсем отменять тоже не стоит. Упорядочивание текстов метками облегчает работу журналистам и поиск читателю. Обычно тексты снабжают тегами непосредственно на странице текста - в начале или в конце, чтобы читатель сразу нашел другие тексты по этой теме. Например, в материале «Топ-10 мест, где можно попробовать теплый салат» в конце помещается тег «Саранск» (от 15 января 2018 г.), а категория -«Еда». Дополнительно приводятся 3 материала с другими интересными
рейтингами: «Топ-5 мест в Саранске, где можно попробовать эклеры» (от 28 сентября 2018 г.), «Топ-10 мест в Саранске, где можно попробовать борщ» (от 17 сентября 2018 г.) и «Как живут вегетарианцы в Саранске» (от 10 сентября 2018 г.). Например, если кликнуть по категории «Почитай это», то открывается 17 публикаций. Так, в рейтингах «Почитайте это в сентябре» букблогер Надежда Сабурова прочитала и отрецензировала Топ-5 книг про школу для школьников, взрослых школьников и взрослых: Как мы это сделали. Даже если школа по ночам снится вам в страшных снах, книги про нее читать всё равно легко и приятно. Бывшим школьникам - со светлой ностальгией или мыслью «наконец-то всё закончилось», нынешним школьникам - с узнаванием или недосягаемой иногда мудростью «и это пройдет». А будущим школьникам мы советуем покинуть наш сайт, дети, ну вы что,у нас тут 18+.
Далее приводятся рецензии на книги А. Иванова «Географ глобус пропил», Д. Кинни «Дневник слабака», Р. Буйе «Всё из-за мистера Террап-та», С. Чбоски «Хорошо быть тихоней», А. Жвалевского, Е. Пастернак «Время всегда хорошее». Причем к рецензированию не всегда привлекают книжного блогера, в некоторых рейтингах были замечены и писатели, дизайнеры, фотографы, работники университета, люди разных профессий, так как изначально рубрика задумывалась для того, чтобы жители города Саранска могли поделиться своими литературными вкусами.
А по тегу «городские профессии» можем прочитать 39 материалов. Материалы построены в форме интервью-монологов, дополнены «врезками» с ключевыми мыслями, все снабжены фотоиллюстрациями, а некоторые и интерактивными gif-ками. Например, в медиатексте «Городские профессии. Акушер-гинеколог» (от 1 августа 2018 г.) корреспондент Нина Цапюк пишет: Помогать женщинам планировать, вынашивать и рожать будущее страны - процесс долгий и сложный. Для начала нужно в течение 6 лет обучаться на врача общей практики, затем пройти 2 года ординатуры по выбранной специальности. После этого можно, так и быть, выходить на работу. О том, почему родственники не советуют поступать на медицинский, как сотрудничать в абсолютно женском коллективе, что такое «врачебные кладбища», чем пациентки удивляют врачей и почему не стоит бояться гинекологического кресла, анонимно рассказала саранский акушер-гинеколог. Наименование профессий, которые были освещены в «Городских рейтингах», многообразны: флорист, фитнес-тренер, продавец одежды, страховой агент, балерина, кинолог, иллюзионист и др.
Для веб-изданий характерно наличие четкой системы навигации (содержания), доступного рубрикатора, возможности мгновенного поиска нужных сведений по сайту, организации архивной базы материалов и возможности их обсуждения [Сотникова 2014: 65]. Что касается рубрики «Поиск», то нужно воспользоваться новейшими технологиями и либо вставить строчку поиска для мгновенного ввода запроса, либо нарисовать зна-
чок «лупы», но не заставлять пользователя грузить еще одну страницу. И здесь у «Городских рейтингов» оптимизация поиска выстроена максимально успешно. Вкладки-рубрики выигрывают от использования мультимедийных форматов - карт, видео, гиперссылок на полезные сервисы. Например, на главной странице «Городских рейтингов» размещена «Карта», на которой «видны» все заведения города Саранска, а именно: ларьки по продаже шаурмы, пиццы, блинов, бургеров (рис. 3).
Рис. 3. Пример интерактивной карты сетевого издания «Городские рейтинги»
Прежде чем проанализировать контент «Городских рейтингов», рассмотрим, что собой представляют «городские медиа». Ключевые характеристики новых медиа выделяет исследователь М.С. Будолак: «Любой пользователь сети Интернет, не обладающий навыками программирования, может участвовать в процессе создания, хранения и распространения социально значимой информации, имеющей периодический характер и адресованной широкой общественности» [Будолак 2009]. Читатели могут со-создавать контент, адаптивный под все современные платформы потребления (браузеры на стационарные компьютеры, браузеры на мобильных, RSS-ридеры), сайт, адаптивный дизайн построения основных элементов контента на сайте (динамическая структура главной страницы, которую можно менять в зависимости от настроения редакции или важности события на неделе), активные профили в соцсетях и различ-
ные подходы к ведению (например, не обыкновенный репост, а маркетинговое использование сетей для дистрибуции контента, для коммуникации с аудиторией, в качестве источника контента]. Пользователи могут создать мультимедийный контент (фото, видео, гифки, карты, вставки из соцсетей и т. п.], ему подвластны мультиформатность (разная жанровость, разные технические форматы, комбинации форматов] и различные рекламные форматы, а не только баннер и пресс-релиз, он умеет работать с данными (интерактивные графики, диаграммы, инфографика, скрипты для обработки данных] и др. [Попов 2018]. Понятие «юзабили-ти» позволяет выделять информацию по качественному критерию. Как считает А.А. Калмыков, «информация высокого качества - быстро считываемая, структурированная (читаемость структуры], максимально очищенная от шума, - воспринимается как внушающая доверие, причем независимо от его содержания, истинности или ложности. Здесь принципиальная особенность интернет-публикаций - зависимость доверия к тексту от качества его презентации» [Калмыков 2013: 183]. Иначе говоря, под юзабилити мы понимаем совокупность навигационной начинки сайта, которая влияет на достижение посетителем поставленных им целей. Материалы с множеством гипертекстовых связей (например движение от одного окна к другому, переход из любой ссылки / страницы на новую].
Мануэль Кастельс в своей книге «Информационный город» впервые приходит к идее среды как расширенного медиа. Развивая мысли Маршалла Маклюэна (Medium is the message], Кастельс говорит о том, что кратный рост объемов (в 5 раз за 50 лет] и значения медиа- и информационного потребления современного человека обозначают не только количественный, но и качественный переход в его восприятии обстоятельств жизни. Человек цифровой эпохи воспринимает контекст сообщения равно как и контент сообщения; в применении к коммуникации города это означает не только внимание к внешним свойствам, но и наличию доступа к разнообразным коммуникационным «историям».
Ник Коулдри, выдающийся британский социолог и специалист по медиакоммуникациям, расширил и углубил подход Кастельса. С точки зрения Коулдри, «пространство существования современного человека перестало быть исключительно материальным, более того, оно всё больше становится конвергентным» (цит. по: [Гатов 2017]]. Ряд ученых, среди которых К.В. Дементьева, считают, что «информационное общество меняет весь уклад жизни, систему ценностей, является более совершенным, комфортным, отражая прогрессивное развитие» [Дементьева 2017: 35]. Другие, например П.Н. Киричёк, высказывают мысль о том, что «информационная культура в обществе либо прогрессирует, либо стагнирует, либо регрессирует в зависимости от циркулирующих в средствах массовой коммуникации потоков конструктивной (полезной], неконструктивной (бесполезной], деструктивной (вредной] информации» [Киричёк 2014: 47].
Новые городские медиа объединяет общая позитивная информационная повестка и тематический репертуар. Объектом внимания «Городских рейтингов» становится город как самодостаточное развивающееся целое во всем многообразии его повседневной жизни, как место событий, как место жизни интересных людей и сообществ. Скорость, мобильность, мультимедийность, универсальность, интерактивность - вот ключевые слова современной редакции и современного медиапространства. Так, например, в публикации от 27 мая 2019 г. (время: 10:44; число просмотров: 119] в мессенджере Telegram журналисты пишут: Как думаете, что открылось в Саранске в мае? Правильно, студии красоты, бургерошно-хот-дожные, «Пятёрочка» и Coffee Like. Это далеко не полный список - просто хотим сказать, что именно эти инфраструктуры стабильно продолжают набирать обороты. То есть информация о новых местах отдыха для жителей Саранска становится главенствующей.
Работа журналиста невозможна без понимания сущности жанра и знания многообразия форм материалов СМИ. Традиционные газетные жанры в интернете трансформировались в онлайн-форматы, поэтому простой перенос контента издания с бумаги в Сеть неэффективен. Главенствует в «Городских рейтингах. Саранск» жанр рейтинга.
Название данного жанра происходит от английского rating, что переводится как «оценка», «классификация». Основным жанрообразующим фактором, определяющим своеобразие публикаций, относимых к жанру рейтинга, выступает целевая установка. Цель публикации подобного рода заключается в том, чтобы осуществить определенную «ранжировку» сходных явлений по какому-то конкретному признаку.
Рейтинг - понятие, появившееся на страницах отечественных периодических изданий в годы «перестройки», в начале 90-х гг. (классификация по А.А. Тертычному). Но это отнюдь не значит, что российская пресса не публиковала раньше нечто подобное современному рейтингу. В советской прессе ему предшествовали, например, публикации, посвященные социалистическому соревнованию. Те же сельскохозяйственные сводки о соревнованиях в период посевных работ постоянно присутствовавшие на страницах многих районных и областных газет, были по сути рейтингами.
Рейтинг в известной мере выступает как рекламный текст, но иногда (в городских медиа] списки выстраиваются именно на объективных началах. На чем основывается отнесение рейтинга к аналитическим жанрам? Во-первых, на том, что «ранжировка» явлений, осуществляемая в ходе составления рейтинга, представляет собой не что иное, как их сравнительный анализ. В ходе этого анализа исследуются разные стороны явлений, прогнозируется их развитие и т. д. В результате появляется материал, обладающий своеобразными и четкими характеристиками. Так, в
сетевом издании «Городские рейтинги» по частотности упоминаний лидируют публикации, так или иначе связанные с гастрономией (около 60 %], афиша (40 %], товары и услуги (20 % и 35 %, соответственно]. Рейтинги в категории «Места» также довольно интересны, часто встречаются даже не столько материалы развлекательного характера, сколько злободневные и насущные: Город, не болей - 2: как озеленить центр Саранска (от 10 августа 2018 г.]; Не нужны никому: что происходит с животными за стенами городского приюта (от 20 июля 2018 г.]; Градостроительная ошибка: развеиваем иллюзии о «Мордовия Арене» (от 10 апреля 2018 г.]. Текстам, на наш взгляд, присуща манера постмодернистского повествования, журналисты нередко пользуются художественными приемами иронии (например: интервью вышло на удивление позитивным: не всем в школе плохо и тяжело, не драматизируйте], потому «триумф иронии как свободного, вседозволяющего стиля в мышлении обеспечил культурный переход к поэтике фрагмента в сфере коммуникационных технологий» [Поелуева 2004: 53]. «Смеховая культура» - феномен не сегодняшнего дня, это универсальный и вечный культурологический феномен, и именно сегодня это «маркер» времени [Ржанова 2007: 152].
Еще довольно часто на сайте публикуются предметно-личностные интервью. Среди новых жанров журналистики выделяется «блог-пост» или «блоговая запись». Например, в колонке главного редактора читаем пост на тему: Я плачу такие деньги за билет, а Россия еще и проигрывает? 5 ситуаций, к которым должен быть готов житель Саранска, решивший посмотреть на домашнем стадионе матчи мундиаля (от 29 июня 2017 г.]. Как сообщает исследователь интернет-журналистики М.А. Уланова, «в бло-гах могут публиковаться материалы совершенно любых жанров (и заметки, и интервью, и статьи]» [Уланова 2014: 43].
Новые жанры интернет-коммуникации возникают под влиянием некоторых общих тенденций. Первой чертой выступает максимально сжатая форма повествования, лаконичность текста (реплика, пост, комментарий]. Например, емкие и короткие формулировки, экспрессивные реакции, выраженные в нескольких предложениях. В качестве ответной реплики в диалогах и полилогах частотны междометия, восклицательные знаки, смайлики и т. д. Интернет-коммуникация стимулирует быстроту ответной реакции на чужое высказывание, точность формулировок, языковую игру, развивает стремление к афористичности, парадоксальности, ироничности, «отталкиванию» от стереотипа (антистереотипные реакции]. Эмоциональные высказывания могут также содержать агрессивные и про-вокативные утверждения. Второе - это обратная связь (feedback]. Автор текста, равно как и участники коммуникации, получает информацию о том, сколько человек и как прореагировали на его текст. Интернет-коммуникация - это площадка, на которой выстраиваются критерии публич-
ной успешности, формируется новый вид авторитетной личности, например известный блогер. Известность определяется такими показателями, как количество читателей и цитируемость автора. В рамках «рейтинговой культуры» появляются списки самых популярных блогеров (или на анализируемом нами сайте различные по тематикам рейтинги и списки], например Топ-10 или Топ-5. Л.Л. Федорова подчеркивает, что «для современного публицистического дискурса характерна разнонаправленность и неформальность: каждый автор, каждое СМИ обращено к "своему" целевому адресату, с которым выстраивает солидарные отношения «на равных» или, по крайней мере, так стремится себя позиционировать» [Федорова 2016: 19]. Однако можно заметить на сайте и ряд медиапубликаций в стиле нарративного повествования. Как писал Джеймс Фрогмортон, введший в оборот понятие сторителлинга, «истории и рассказывание историй может быть чрезвычайно важной, хотя в значительной степени недооцененной частью планирования <...> хорошее планирование само по себе [может] стать убедительной (persuasive] историей о будущем» [Throgmorton 2003: 126; см. также: Hulst 2012; Sandercock 2003]. Особую популярность приобретают также иронические практики.
Концепты личностного роста, жизненного успеха, красоты реализуются практически во всех текстах, продвигающих события в сфере городских медиа. По мнению М.В. Терских, «успех, безусловно, является одним из базовых концептов русской национальной концептосферы. В языке данный концепт представлен ключевой лексемой "успех" и производными словообразовательными единицами "успешный", "успешность". Синонимами слова "успех" в русском языке можно назвать "достижение", "победу", "удачу", "завоевание", "триумф"; "счастье"; "признание", "фурор", "свершение", "торжество", "счастливый конец", "шаг вперед", "результат"» [Терских 2017: 26]. В подтверждение слов ученого читаем материал на сайте «Городских рейтингов»: Успех года: кому из жителей Саранска в 2015-м повезло так повезло, сопровождающийся лидом: 31 декабря принято подводить итоги - так и поступим. Как мы это сделали. В этом году у Саранска было немало поводов для гордой улыбки (тут хочется вспомнить слово «подбоченясь», но оно не встает в строку, а слово-то хорошее, как из мордовского языка). Мы вспомнили всех, кто заставил нас сказать: «Вау! Смотри, это ж наш!» (рубрика «Люди» от 31.12.2015 г.].
Или в публикации под названием Бьюти-секреты от популярных женщин Саранска корреспондент опросил 8 женщин Саранска, которые ответили на вопросы про косметику, уход за собой и ежедневные бьюти-лайфхаки, при этом не все респонденты раздавали советы охотно, зато поделились своими любимчиками, философией и взглядами на женскую красоту, а еще затронули важные темы: про образ жизни и заботу от сильной половины человечества (рубрики «Люди» и «ЗОЖный рейтинг» от 08.03.2019 г.].
Заключение (основные выводы исследования)
Авторами статьи были прослежены этапы формирования цифровой реальности на примере регионального СМИ, предпринята попытка анализа жанровой составляющей медиапубликаций в интернете, обозначены проблемы соотношения вербальной и невербальной коммуникаций как компонентов в культуре и журналистике. Полученные данные предоставят уникальную возможность взглянуть на трансформацию мультимедийного журналиста в Республике Мордовия за временной период с 2015 г. по настоящее время. Результаты исследования могут стать толчком к совершенствованию информационной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Выявлен ряд тенденций новых медиа в системе онлайновой коммуникации.
1. Визуализация данных: обилие снимков, иллюстраций, gif-анима-ции, флеш-изображений, размещаемых на сайте «Городские рейтинги. Саранск».
2. Постмодернистские гипертекстовые заголовки с элементами массовой культуры.
3. В цифровую эпоху автором воспринимается адресат (читатель] как человек активный, думающий, мыслящий, способный анализировать получаемую информацию. Это обусловило такое изменение в текстах, как рост диалогичности: множится структура «ветки» комментариев, однако стилистика бывает как дружеской, так и с негативными оттенками.
4. С точки зрения колористики сайт выполнен в молодежном дизайне: присутствует много «воздуха», логотип в ахроматической цветовой схеме с акцентом на «красный зонтик» (это фишка данного портала].
5. Главенствующий жанр на сайте «Городские рейтинги. Саранск» -это рейтинг, но встречаются и обзоры, интервью-монологи, дайджесты, блоговые записи, расширенная афиша.
6. Язык анализируемого интернет-СМИ: иронические, игровые трансформации; фрагментарность, клиповость повествования.
Таким образом, масштабы медиапотребления современного горожанина, в том числе наложенного на другие компоненты жизни (просмотр телевидения параллельно с работой на компьютере, чатом в мобильном телефоне и ambient music], широки. «Современные медиа вынуждены не столько создавать информацию, сколько фильтровать информацию, защищать от нее перегруженных пользователей» [Мультимедийная журналистика 2017: 152]. Чем больше разных каналов попадает в медиадиету человека, тем труднее ему различить манипуляции, управление его настроением и решениями, открывая возможность как позитивную, так и негативную для «агитации и организации» горожан. Но данные анализа информационного наполнения интернет-портала «Городские рейтинги. Са-
ранск» позволяют отметить, что представленные материалы дают возможность проследить ситуацию в различных сферах социальной жизни в
масштабе региональной журналистики.
Список литературы
Абашев В.В., Печищев И.М. Истории, строящие города: городские интернет-газеты в медиаландшафте России // Журналистика и массовая коммуникация в XXI веке: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (12-13 октября 2017 г.). К 20-летию журналистского образования в Пермском крае, 100-летию пермской краевой газеты «Звезда» и 60-летию Пермской организации Союза журналистов России / под ред. Г.В. Куличкиной. Пермь, 2017. С. 6-20.
БудолакМ.С. Понятие «социальные медиа» // Петербургская школа PR: от теории к практике / отв. ред. А.Д. Кривоносов. Вып. 7. СПб., 2009. С. 15-23.
Гатов В. Медиа, город и горожане - 6 // Журналист. 2017. Июнь, 8. URL: https:// jrnlst.ru/media-gorod-i-gorozhane-6 (дата обращения: 28.02.2019).
Городские рейтинги. Саранск: сетевое издание. URL: http://cityratings.ru/ (дата обращения: 13.03.2019).
Дементьева К.В. Актуальные проблемы современности и журналистика: учебное пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2017. 212 с.
Дементьева К.В. Возможности и перспективы развития муниципальной и национальной прессы Республики Мордовия в условиях популяризации электронных средств массовой информации // Финно-угорский мир. 2017. № 2. С. 41-51.
Калмыков А.А. Медиалогия Интернета: монография / предисл. С.В. Клягина. М.: URSS, 2013. 272 с.
Киричёк П.Н. Информация в универсуме культуры. Саратов: Научная книга, 2014. 312 с.
Маклюэн Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М.: Кучково поле, 2003. 464 с.
Мультимедийная журналистика: учебник для вузов / под общ. ред. А.Г. Качкае-вой, С.А. Шомовой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 413 с.
Перевалов В.В. Основы интернет-журналистики: учебное пособие. М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2012. 232 с.
Поелуева Л.А. Средства массовой информации в культуре переходного периода. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. 132 с.
Попов А. Городские медиа как инструмент и показатель развития культурной среды города // Образовательный проект «Включи город». URL: http://ber-portal.ru/media/pdf (дата обращения: 30.01.2019).
Ржанова С.А. Журналистика сферы бизнес-коммуникации: учебно-методическое пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2017. 32 с.
Ржанова С.А. Журналистское мастерство. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. 204 с.
Смирнов С. С. СМИ в условиях конвергенции // Журналистика и СМИ против террора. М.: МедиаМир, 2009. С. 212-227.
Сотникова О.П. Интернет-издание от А до Я: Руководство для веб-редактора: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Журналистика». М.: Аспект Пресс, 2014. 157 с.
Терских М.В. Специфика концепта успех в PR-материалах индустрии моды // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. Филологические науки и культурология. 2017. Т. 3, № 1. С. 25-34.
Уланова М.А. Интернет-журналистика: практическое руководство. М.: Аспект Пресс, 2014. 236 с.
Федорова Л.Л. Образы русской речи» в современных массмедиа // Медиалингви-стика. 2016. № 3. С. 19-30.
Шамина И.С. SEO-копирайтинг 2.0. Как писать тексты в эру семантического поиска. М.: Инфра-Инженерия, 2018. 260 с.
Bruns A. Blogs, Wikipedia, Second Life, and Beyond: From Production to Produsage. New York: Peter Lang Inc. International Academic Publishers, 2008. 405 p.
Garde-Hansen J., Hoskins A., Reading A. fed.). Save as... digital memories. Springer, Palgrave Macmillan. 2009. 272 p.
Golumbia D. The Cultural Logic of Computation. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2009. 272 р.
Hulst M. Storytelling, a model of and a model for planning // Planning Theory & Practice. 2012. No. 11. P.299-318.
Sandercock L. Out of the Closet: The Importance of Stories and Storytelling in Planning Practice // Planning Theory & Practice. 2003. Vol. 4, no. 1. P. 11-28. DOI: 10.1080/1464935032000057209.
Throgmorton J.A. Planning as persuasive storytelling in a global-scale web of relationships // Planning Theory & Practice. 2003. No. 2. P. 125-151.
References
Abashev, V.V., Pechishchev, I.M. (2017), Istorii, stroyashchiye goroda: gorodskiye internet-gazety v medialandshafte Rossii [The stories building cities: city online newspapers in the media landscape of Russia]. Zhurnalistika i massovaya kom-munikatsiya v XXI veke. Materialy Vserossyskoy (s mezhdunarodnym uchasti-yem) nauchno-prakticheskoy konferentsii. K 20-letiyu zhurnalistskogo obra-zovaniya v Permskom kraye, 100-letiyu permskoy krayevoy gazety «Zvezda» i 60-letiyu Permskoy organizatsii Soyuza zhurnalistov Rossii / Kulichkina, G.V. (Ed.), Perm, pp. 6-20. (in Russian)
Bruns, A. (2008), Blogs, Wikipedia, Second Life, and Beyond: From Production to Produsage, New York, Peter Lang Inc. International Academic Publishers, 405 p.
Budolak, M.S. (2009), Ponyatiye «sotsialnye media» [The idea of "social media"]. Peterburgskaya shkola PR: ot teorii k praktike / Krivonosov, A.D. (Ed.), Iss. 7. St. Petersburg Publ., pp. 15-23. (in Russian)
Dementyeva, K.V. (2017), Aktualnye problemy sovremennosti i zhurnalistika [The issues of the day and journalism], Saransk, Izd-vo Mordov. un-ta, 212 p. (in Russian)
Dementyeva, K.V. (2017), Vozmozhnosti i perspektivy razvitiya munitsipalnoy i natsio-nalnoy pressy Respubliki Mordoviya v usloviyakh populyarizatsii elektronnykh
sredstv massovoy informatsii [Capabilities and prospects for developing municipal and national media in the Republic of Mordovia in conditions of promoting online media]. Finno-ugorsky mir, no. 2, pp. 41-51. (in Russian) Fedorova, L.L. (2016), Obrazy russkoy rechi» v sovremennykh massmedia [Spoken Russian images in modern mass media]. Medialingvistika, no. 3, pp. 19-30. (in Russian)
Garde-Hansen, J., Hoskins A., Reading A. (ed.) (2009), Save as... digital memories,
Springer, Palgrave Macmillan, 272 p. Gatov, V. (2017), Media, gorod i gorozhane - 6 [Media, city and city people]. Zhurnal-ist. June 8. URL: https://jrnlst.ru/media-gorod-i-gorozhane-6 (accessed date: February 28, 2019). (in Russian) Golumbia, D. (2009), The Cultural Logic of Computation. Cambridge, Mass., Harvard
University Press, 272 р. Gorodskiye reytingi. Saransk: setevoye izdaniye [City ratings. Saransk: online edition].
URL: http://cityratings.ru/ (accessed date: March 13, 2019). (in Russian) Hulst, M. (2012), Storytelling, a model of and a model for planning. Planning Theory &
Practice, no. 11, pp. 299-318. Kalmykov, A.A. (2013), Medialogiya Interneta [Medialogy of the Internet] / Klyagin,
S.V. (Ed.), Moscow, Librokom Publ., 272 p. (in Russian) Kirichyok, P.N. (2014), Informatsiya v universume kultury [Information in the University of Culture], Saratov, Nauchnaya kniga Publ., 312 p. (in Russian) Kachkayev^ A.G., Shomova, S.A. et al. (2017), Multimedynaya zhurnalistika [Multimedia journalism], Moscow, Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 413 p. (in Russian)
Maklyuen, G.M. (2014), Ponimaniye media: Vneshniye rasshireniya cheloveka [Understanding media: outer development of a person], translated from English by V. Nikolayev, Moscow, Kuchkovo pole Publ., 464 p. (in Russian) Perevalov, V.V. (2012), Osnovy internet-zhurnalistiki [Online journalism foundamen-
tals], Moscow, MGUP named after Ivana Fedorova, 232 p. (in Russian) Poyeluyeva, L.A. (2004), Sredstva massovoy informatsii v kulture perekhodnogo pe-rioda [Mass media in transitional culture], Saransk, Izd-vo Mordov. un-ta, 132 p. (in Russian)
Popov, A. Gorodskiye media kak instrument i pokazatel razvitiya kulturnoy sredy goroda [City media as a tool and indicator for the development of the city cultural environment]. Obrazovatelny proyekt «Vklyuchi gorod». URL: http://ber-portal.ru/media/pdf (accessed date: January 30, 2019). (in Russian) Rzhanova, S.A. (2017), Zhurnalistika sfery biznes-kommunikatsii [Journalism in business communication], Saransk, Izd-vo Mordov. un-ta, 36 p. (in Russian) Rzhanova, S.A. (2007), Zhurnalistskoye masterstvo [Journalistic skills], Saransk: Izd-vo
Mordov. un-ta, 204 p. (in Russian) Sandercock, L. (2003), Out of the Closet: The Importance of Stories and Storytelling in
Planning Practice. Planning Theory & Practice, vol. 4, no. 1, pp. 11-28. Shamina, I.S. (2018), SEO-kopirayting 2.0. Kak pisat teksty v eru semanticheskogo poiska [How to write texts in the epoch of semantic search], Moscow, Infra-Inzheneriya Publ., 260 p. (in Russian)
Smirnov, S.S. (2009), SMI v usloviyakh konvergentsii [Media in conditions of convergence] // Zhurnalistika i SMI protiv terror, Moscow, MediaMir Publ., pp. 212227. (in Russian)
Sotnikova, O.P. (2014), Internet-izdaniye ot A do Ya: Rukovodstvo dlya veb-redaktora [Online media from A to Z: a guide for web editors], Moscow, Aspekt Press, 160 p. (in Russian)
Terskikh, M.V. (2017), Spetsifika kontsepta uspekh v PR-materialakh industrii mody [The specificity of success concept in PR materials of fashion industry] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser. Filologicheskiye nauki i kulturologiya, Vol. 3, no. 1, pp. 25-34. (in Russian)
Throgmorton, J.A. (2003), Planning as persuasive storytelling in a global-scale web of relationships. Planning Theory & Practice, no. 2, pp. 125-151.
Ulanova, M.A. (2014), Internet-zhurnalistika: Prakticheskoye rukovodstvo [Online journalism: guidance manual], Moscow, Aspekt Press, 238 p. (in Russian)
NEW MEDIA IN THE SYSTEM OF ONLINE COMMUNICATION: FINE AND EXPRESSIVE MEANS: A STUDY OF THE PORTAL "CITY RATINGS. SARANSK"
D.A. Bakeeva, S.A. Rzhanova
Ogarev National Research Mordovia State University (Saransk, Russia)
Abstract: The article deals with considering the problems of new media in the context of developing regional Internet journalism. Current trends in media consumer behavior are caused by the individualization and visualization of the media content. The typological and functional analysis was used to characterize communication tools used in the social and cultural space of the regional Internet (portal "City ratings. Saransk") of the Republic of Mordovia, including strengthening technological side of the perception and consumption of information, adjusting the functions of new and social media in the context of the dialogue of cultures, increasing their instrumental value and the role of the audience, and the congruent nature of social media in the context of spreading new genre forms and communication formats. The article analyzes the reasons for introducing digital technologies and multimedia into journalism, the significance of this process for the regional media infrastructure, the peculiarities of the work of digital generation journalists, as well as the verbal and non-verbal expressive means. The type and interactive characteristics of online media are not just an abstract form for presenting information, but also an element that forms this information and is responsible for its meaning and interpretation. The authors identify the principles for creating news: novelty, relevance, efficiency, conventionality, objectivity and impartiality. When analyzing the content of the portal "City ratings. Saransk", the active process of expanding of visual concepts in media was noted. The audience (readers, users, subscribers) is moving from textual thinking and textual types of information consumption to visual and hedonistic thinking and visual types of information consumption. The method of structural analysis, observation and analysis of media texts are used as basic ones.
Key words: city media, online journalism, content, media consumption, multimedia, online media, Republic of Mordovia.
For citation:
Bakeeva, D.A., Rzhanova, S.A. (2019), New media in the system of online communication: fine and expressive means: a study of the portal "City ratings. Saransk". Communication Studies (Russia), Vol. 6, no. 3, pp. 657-677. DOI: 10.25513/2413-6182.2019.6(3).657-677. (in Russian)
About the authors:
1 Bakeeva, Diana Anvarovna, Dr., Associate Professor of the Department of Journalism
2 Rzhanova, Svetlana Aleksandrovna, Prof., Professor, Head of the Department of Journalism
Corresponding authors:
12 Postal address: 68/1, Bolshevistskaya ul., Saransk, 430005, Russia
1 E-mail: [email protected]
2 E-mail: [email protected]
Received: March 21, 2019 Revised: April 25, 2019 Accepted: July 10, 2019