Процесс мультимизации в СМИ и его характеристика
Прохорова Елена Николаевна
Бакалавр
Российский государственный гуманитарный университет АННОТАЦИЯ
Процесс мультимедиатизации — это новая ступень медиаконвергенции. Она меняет подходы к созданию контента: трансформируется сама редакция, важной частью становится интерактив и взаимодействие с аудиторией, появляются новые жанры и форматы. Важной частью становится возможность пользователей участвовать в создании материалов.
ABSTRACT
The process of multimediaization is a new stage of media convergence. It changes approaches to content creation: the editorial office itself is transforming, interaction and interaction with the audience becomes an important part, new genres and formats appear. An important part is the ability of users to participate in the creation of materials.
Ключевые слова: мультимедиатизация, форматы контента, жанры журналистики, конвергентная редакция, медиаконвергенция.
Key words: multimediaization, content formats, genres of journalism, convergent editorial, media convergence.
В 1990-х годах произошло очень быстрое и резкое внедрение Интернета в повседневность [13, с. 124]. Изменилось внутреннее и внешнее содержание информации.
Большое влияние на трансформацию понятий в журналистике оказала медиаконвергенция. Это понятие происходит от понятия «конвергенция» (от лат. Converge
— сближаться, сходиться к одному центру). Медиаконвергенция — сближение, слияние на цифровой основе различных медийных платформ, типов СМИ. Термин применяется в различных сферах общественной жизни с 1950-х годов, а в 1970-х чаще применяется для обозначения слияния информационных и коммуникационных платформ [2, 2013, с. 181]. Е. Л. Вартанова характеризует понятие «медиаконвергенции» следующим образом: «используется для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических платформ (компьютеров, телевизоров, телефонов), а также передаваемых ими содержательных (информационных) продуктов» [3, 1999]. Основное влияние она оказывает на изменение форматов, жанров и каналов коммуникации с аудиторией.
Мультимедиатизация возникла как следствие медиаконвергенции и цифровой революции. Это новый этап в формировании журналистики, который постепенно переводит все существующие форматы на единую платформу Интернет [2, с. 181]. Внедрение текста в видео, инфографики в текст, звука в изображение — это парадигма «трансмедийного повествования» [2, с. 181]. То есть это представление мультимедийного материала, представление которого в традиционном формает было бы неполноценным.
Первый этап — 1980-е гг., когда мультимедиатизация являла собой слияние традиционных СМИ с собственностью медиаструктур в сфере культурно-развлекательных индустрий [2 с. 181]. Второй этап — это взаимопроникновение элементов различных форматов, массово произошедшее в конце 1980-х годов. А с появлением Интернета как нового мультимедийного пространства в 1990-х начинается третий этап. В рамках данного этапа возможность объединения всех форматов ясно показала, что журналистика изменилась, и она больше не будет прежней.
Стоит начать с общего изменения редакций и производителей контента — самих журналистов. Появилась конвергентная редакция — производственно-творческая структура, производящая медиапродукты для несколько видов СМИ, часто входящих в состав одного медиаобъединения [4, с. 19]. Суть конвергентной редакции в консолидации, объединении и последовательной интеграции всех типов имеющихся сегодня форматов
— печатного, онлайнового, мобильного и вещательного. То есть она производит новости одновременно для всех видов СМИ, входящих в состав медиахолдинга: Интернет, радио, телевидение, пресса [5, 2016]. Все это подразумевает совмещение различных форматов.
Конвергентные редакции нацелены на три принципа работы: первая стадия - принципа оперативности; вторая — принципа интерактивности (то есть разнообразия форм), а третья стадия — мобильности [6, 2010, с. 52]. Потребитель стал более мобильным и готов к «приёму информации» в любом месте и в любое время, именно поэтому принцип оперативности в журналистике играет основополагающую роль. Чем быстрее информация дойдет до аудитории - тем лучше. Конвергентная редакция позволяет готовить более полноценные материалы, сочетающие в себе глубину газетной журналистики, эмоциональность видео и
онлайновую интерактивность [7, 2012].
В России нет полноценно конвергентных редакций, хотя организовать ее даже немного проще, чем в других странах. Например, в Великобритании есть законы, которые ограничивают перекрестное владение СМИ. Отсутствие таких юридических аспектов в российском законодательстве дает больше возможностей в освоении разных медиаплатформ и, конечно, получении большей прибыли. Тем не менее в России нет полноценных конвергентных редакций.
Относительно успешным примером конвергентной редакции в России является издательский дом «Коммерсантъ», который был открыт Владимиром Яковлевым, первый выпуск газеты был в 1989 году, а ежедневной она стала в 1992 году. Свой сайт они запустили во второй половине 1990-х годов, где публиковалась некая копия печатной газеты. А вот полноценный Интернет-отдел открылся только в 2006. В 2010 появилось радио «Коммерсантъ FM», а в 2011 — «Коммерсантъ ТВ». На сегодняшний день издательский дом состоит из общественно-политического еженедельника «Огонек», еженедельного журнала о стиле жизни «Коммерсантъ WEEKEND», автомобильного журнала «Коммерсантъ АВТОПИЛОТ», тематического приложения «ДЕНЬГИ» и «Коммерсантъ KIDS», ежемесячного цветного приложения о моде и стиле жизни «СТИЛЬ». А их мобильное приложение доступно для любых платформ [8]. Изначально все направления работали отдельно, у каждого была отдельная команда, а в 1997 вся московская редакция начала работать в одном здании, но потом отделы разъединились снова. Тем не менее на сайте издания представлен разнообразный контент: видео (правда они не готовят видеоряды самостоятельно, а имеют договоры с провайдерами. Например, могут публиковать любые видео с newstube.ru), они делают графические проекты (Что нам даст ВТО»), инфографики («ПДД в рублях»), а социальные сети они используют для повышения трафика на сайте. По классификации К. Майера, ИД «Коммерсантъ» относится к кроссмедийному типу.
Чтобы соответствовать запросам аудитории, должна меняться не только сама журналистика, но и ее создатели — журналисты. Процесс глобализации медиа повлиял на введение понятия «универсальный журналист», которое возникает вследствие интеграции редакций. Это журналист, который способен работать со всеми видами технического обеспечения, ориентируется во всех форматах и жанрах журналистики. Но в идеале, но он должен уметь работать с форматами аудио- и видеозаписей, уметь делать фотографии и писать хорошие информационные тексты. [6, 2010, с. 54]. Но в его задачи часто не входит «упаковка» информации, ему нужно лишь «добыть» ее. Такой принцип работы позволяет не закреплять определенного человека за тематическим отделом. Журналист должен быть универсальным не только при работе с форматами, но уметь ориентироваться в информационном потоке разных областей — принцип мобильности. Принцип интерактивности иллюстрирован разнообразием подготовки материала. Тематические отделы тоже подвергаются процессу конвергенции и готовят новости для разных платформ,
чтобы у аудитории был выбор. Таким образом, конвергентная редакция позиционирует различные платформы как разные способы «рассказа истории».
Следующие изменения коснулись упаковки контента, его подачи и восприятия со стороны аудитории. Так, например, важным этапом в развитии мультимедийности средств массовой информации стало создание не просто интернет-версий, а мобильных приложений и социальных сетей. К этому привели процессы дигитализации и конвергенции. Если у СМИ сегодня нет приложения, то его аудитория автоматически снижается в несколько раз. Мультимедийность позволяет делать материалы интерактивными, создавать комплексный интерфейс и больше вовлекать потребителей. Чтобы удержать внимание аудитории, необходимо изучать ЦА, максимально визуализировать контент и делать его разнообразным и более развлекательным. В некоторой степени это относится к работе конвергентной редакции, так как издания могут публиковать в мобильных приложениях аналогичную информацию, просто обновлять ее чаще и давать в расширенном объеме, чем в телевизионном выпуске или печатной версии. Если рассматривать мобильные приложения, которые реализуют только не информативную функцию, то данный признак можно считать отдельным признаком мультимедиатиазции [9, с. 18]. Например, рассмотрим приложение телеканала «Дождь». На главной странице, конечно, размещена лента последних новостей. Но в меню есть не только классические рубрики («жизнь», «деньги», «кино» и др.), но и есть возможность онлайн просматривать эфир. Есть раздел лекции — это разные видео, связанные с историей, психологией, искусством. Смотреть их можно с расширенными опциями: скачивать и смотреть позже в офлайн, увеличивать скорость просмотра и даже переводить в аудиорежим, то есть превращать в подкасты. Но не все возможности приложения в открытом доступе, для получения расширенных возможностей нужно оформить подписку — 799 рублей в месяц. Ещё одно приложение СМИ — «Эхо Москвы». В нем также есть главная страница с текущими новостями. Раздел аудио, блоги и опросы. Последний раздел как раз является показателем своего рода развлекательной составляющей. А на официальном сайте «Эхо» этого раздела уже нет. В приложении также можно загружать эфиры и аудио, чтобы потом слушать их в офлайн, можно просмотреть сетку вещания и оформит подписку, чтобы получить доступ ко всем материалам медиа.
Важной составляющей мультимедийной журналистики становится коммуникация с аудиторией. Людям нужен не просто интересный и качественный контент, но и интерактивность. Мультимедиатекст — это возможность предоставить читателю свободу выбора различных элементов, сред для ознакомления с информацией, прочтения информации с любого удобного места, возможность отвлекаться, распылять смысл и т.д. [6, с. 20]. Это понятие взаимосвязано с интерактивными медиа, которые читатель формирует самостоятельно на основе всех возможных вариантов. Аудитория, которая читает мультимедиатексты вовлечена в коммуникацию с изданием, так как потребление такого продукта требует от него некоторых самостоятельных действий (переход по
гиперссылкам, виртуальные визиты и т.д.). Это делает аудиторию заинтересованной, она чувствует собственное участие в работе редакции и персонализацию данных. С течением времени люди привыкли не только потреблять, но и поставлять новости, потому что у них есть потребность читать их в режиме «онлайн».
Новые медиа, по словам российского медиаисследователя Андрея Мирошниченко, это платформа, которую создают пользователи. Материалы создаются на основе контента, который присылает аудитория, так называемый user generated-content (UGC). Сюда относятся любительские фотографии и видеозаписи, снятые на камеру телефона или смартфона, «дневниковые записки» пользователей или посты из личных блогов. Этот процесс ведет к стиранию границы между профессионально подготовленным материалом и любительским, то есть между «настоящей журналистикой» и ненастояще1. [10].
Важно, чтобы после ознакомления с материалом у аудитории была возможность обсудить его, высказать свою мнение. И на сайтах СМИ, и в социальных сетях возможность комментировать — является важной составляющей процесса общения с аудиторией. Таким образом они получают обратную связь или feedback — это важный режиссерский инструмент, позволяющий вести диалог с пользователем. Большинство мультимедийных редакций имеют аккаунты в социальных сетях, через которых они получают этот важный отклик, который является не просто субъективной оценкой, но и толчком к развитию.
Теперь необходимо проанализировать изменение форматов вследствие мультимедиатизации. В связи с ростом объёма контента, увеличивается конкуренция среди изданий за аудиторию. То есть раньше читатель конкурировал за информацию, а сейчас контент конкурирует за человека. И чтобы привлечь как можно больше людей к своим материалам, журналистам приходится трансформировать подачу и содержание материалов.
Стоит упомянуть, что формат соотносится с внешними, техническими характеристиками контента, а жанр с внутренними, то есть со смысловыми.
Ещё в 2014 году Андрей Мирошниченко упоминал про сокращение длины линейного потребления информации [10]. «Fast and fan» — именно такая информация востребована больше. Но данный аспект можно оспорить, так как за последние годы широкое распространение получил формат лонгридов. Лонгрид (англ. longread; long read — букв. «долгое чтение») — формат подачи журналистских материалов в интернете (англ. Longform journalism) «длинный» текст структурированный с помощью мультимедийных элементов: фотографий, видео, инфографики и т.п. [11, с. 144]. Идея востребованности лонгридов противоречит тезису сокращения длины чтения, зато аудитория может быть уверена в возрождении аналитической журналистики.
Следующий формат — инфографика. Это не чтение, а восприятие картинки. Раньше инфографика служила упаковкой больших данных, а сейчас это уже отдельная история, рассказанная визуальными средствами. Формат развивается, так как он единственный
позволяет человеку регулировать время потребления информации: то есть можно анализировать детально, а можно просмотреть поверхностно. Ее преимущества также в высокой концентрации информации при визуальной подаче. А. Г. Качкаева выделяет несколько видов инфографик: статичная инфографика; простая динамичная инфографика (статичная с включением интерактивных элементов); оперативная 3Б-реконструкция (рассказ о событии с точным воспроизведением деталей. Она отличается от видео возможность выстроить 3Б-схему и изобразить событие ближе к реальности); Flash-заметка (строится на подобие мультиэкранного плеера, включает в себя все возможные мультимедийные элементы и, чаще всего, является оболочкой для будущего материала) [6, с. 143].
Видео-контент — формат не новый, но не менее востребованный. В Интернет-СМИ распространены видеоиллюстрации, видеосюжеты, потоковые видео с места событий, видеоколонки, видеоочерки и видеокомментарии [6, с. 143]. Данные жанры характерны для телевидения, но в новых медиа они трансформируются. Так, сокращается время сюжетов и минимизируются стендапы. Всё должно быть внятно, четко и детально. Видео действительно являются удобным для нас форматом, так как параллельно просмотру мы можем выполнять другие дела — функционировать в условиях «5 экранов» по теории А. Г. Качкаевой. По данным исследований, потребитель видео в Интернете очень предсказуем: он ищет новости (наглядные и короткие), необычного развлекательного контента (качественная картинка, эмоциональное воздействие), трейлеры фильмов (ожидаемо, красиво оформлено, содержит хорошую игру актёров). Но видеоматериалы большого объёма никуда не исчезают, и, вследствие этого, появляются мульти-скрипты, которые упрощают навигацию по длинному видеоряду. «Сервис позволяет оперативно и с высокой точностью выбрать интересующий фрагмент видеозаписи» [6, с. 134].
Ещё один формат, появившийся в результате медиаконвергенции — подкаст. Сейчас раздел подкастов есть почти в любом издании и на любой мультимедийной платформе или в социальной сети. Для них даже создают отдельные приложения, чтобы увеличить аудиторию слушателей. Как пишет Мария Лукина в своей книге «Интернет-СМИ»: подкастинг — (англ. podcasting, от iPod — плеер для проигрывания музыки и мультимедиа и англ. broadcasting — повсеместное, широкоформатное вещание) — процесс создания и распространения звуковых или видеопередач в Интернете [1, с. 305]. Сейчас большинство подкастов записываются не профессиональными журналистами, а любителями. Для этого не требуется специальных навыков — нужен лишь микрофон и программа для монтирования аудиофайлов. Подкасты стали популярны далеко не сразу, но развитие Интернета помогло им найти свою целевую аудиторию. В России подкасты есть у таких изданий как «Медуза», «РИА Новости», Sports.ru, Arzamas, Mel.fm. Исследователи полагают, что они получили популярность во многом благодаря выходу на рынок Apple iPhone, которые имели собственный магазин (iTunes) с лицензированными подкастами, что говорит об заинтересованности в таком сотрудничестве [1, с. 305].
Также с внутренними изменения связана трансформация жанров. Стоит отметить, что современные медиа стремятся к упрощению материалов. В связи с широким распространением «инфотейнмента» (слияние информативной и развлекательной составляющих) [14, с. 57], некоторые, казалось бы, первостепенные функции журналистики уходят на второй план. Чтобы адаптироваться к требованиям целевой аудитории, необходимо минимизировать просветительскую долю и увеличивать рекреативную. Происходит упрощение продуктов не только по форме, но и по содержанию.
Происходит интеграция жанров, в ходе которой появляется инфотеймент, эдьютеймент и т.д. Это произошло благодаря компьютерным сетям, которые объединили игры с обучением (edutainment = education + entertainment), новости с развлечением (infotainment = information + entertainment) [2, с. 181].
Некоторые аналитики расценивают переход журналистики в развлекательный формат как подмена основной функции — информативной функций рекреативной. Но эта тенденция является одной из основных и от нее нельзя отказаться. Сегодня инфотеймент — это двойственное понятие, в трактовке которого специалисты не находят единого мнения. Гайдемари Шумахер определяет инфотеймент как «смешение стилевых особенностей, типичных для трансляции информационного и развлекательного содержания» [12, с. 37]. Елена Вартанова даёт следующее определение: «информационные программы, в которых новости представлены зрителям в максимально развлекательной форме. Информирование аудитории и анализ событий максимально облегчены, а новостные программы представляют политику как сферу массовой культуры» [3, 2003, с. 60]. Развитие этого направления оказало влияние на распространение программ-игр и реалити-шоу, в которых зритель принимает непосредственное участие в процессе.
Так как за счет всех вышеперечисленных критериев новых медиа улучшается качество контента, то ещё одним признаком мультимедиатизации можно назвать коммерциализацию. Зависимость негосударственных средств массовой информации от экономического фактора увеличивается и, соответственно, увеличивается количество рекламы. Аудитория становится своего рода «потребителем». Существует множество видов рекламы, но именно нативную называют компонентом конвергентных средств массовой информации, так как она интегрируется в контент, и целевая аудитория не всегда может распознавать ее. А. Н. Мелехова определяет ее как рекламу, соответствующую «формату, функциям и тематике платформы, на которой размещается» [15, с. 7]. То есть одна является неким компромиссом как для рекламодателей, так и для пользователей — продажи поднимаются за счет размещения рекламных объявлений для релевантной аудитории, а саму аудиторию она не раздражает, так как выглядит как «оригинальный контент». Чаще всего, это реклама тех компаний, которые спонсируют проект.
Итак, мультимедиатизация в средствах массовой информации — это процесс изменения способов подачи информации: внешне и внутренне. Во-первых, меняются сами
редакции — в одном месте нужно создавать разный контент и транслировать его в разных форматах. Соответственно, журналисты, которые работают в таких организациях тоже становятся «универсальными». Каждый из них, конечно, имеет свою специализацию, но в случае чего — имеет компетенции чтобы выполнить любые задачи. У каждого издания есть Интернет-версия, и теперь именно там информация публикуется в первую очередь, а также есть мобильное приложение, которое делает информацию еще более доступной. То есть пользователи связаны с новостями постоянно и у них появляется возможность выбирать наиболее удобные варианты получения информации и даже самим учувствовать в ее создании. Меняются форматы, улучшается качество, повышается конкуренция и, как следствие, наблюдается коммерциализация медиа. Все эти тенденции можно назвать критериями современного представления мультимедийного контента в медиа.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лукина М. М. Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. М. М. Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 348 с.
2. Феткуллина Г. А. Мультимедиатизация СМИ в начале XXI в. [Электронный ресурс]. // М.: Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение», 2013. №12. С. 179-185 - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ artide/n/multimediatizatsiya-smi-v-nachale-xxi-v-1, свободный.
3. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран / Е.Л. Вартанова. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 335 с.
4. Удалова Т. В., Варда, В. А. Конвергентная редакция как новый тип редакции для СМИ Амурской области [Электронный ресурс]. // Вестник Амурского государственного университета. №56. С. 19. - Режим доступа: file:///C:/ Users/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B0%2091/Downloads/661-1115-2-PB%20(1). pdf, свободный.
5. Смирнова В.А. Конвергентная редакция как инструмент формирования имиджей в современном медиапространстве [Электронный ресурс]. // Научные ведомости БелГУ Серия: Гуманитарные науки., 2016. №7. -Режим доступа: https:// cyberiemnka.m/artide/n/konvergentnaya-redaktsiya-kak-mstmment-formirovamya-imidzhey-v-sovremennom-mediaprostranstve, свободный.
6. Качкаева Н. В. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. - М.: Прометей, 2010. - 200 с.
7. Барлыбаева С.Х. Конвергентная журналистика в новом медиаразвитии
[Электронный ресурс]. // Вестник КазНУ. Алматы, 2012. №1. С.4. - Режим доступа: http://articlekz.com/node/3284, свободный.
8. История издательского дома // Kommersant.ru. - Режим доступа: http://www. kommersant.ru/about, свободный.
9. Уразова С. Л. Конвергенция и медиа, или Тренинг с необычным маршрутом [Электронный ресурс]. // ТелеЦентр, 2007. № 1. С. 18-. - Режим доступа: https:// elibrary.ru/item.asp?id=15634521, свободный.
10. Мирошниченко А. А. Вирусный редактор и смерть газет / А.А. Мирошниченко [Электронный ресурс]. // М.: Школа эффективного текста медиа, 2010. - Режим доступа: https://www.aka-media.ru/foresight/185/, свободный.
11. Калмыков А.А., Кочанова Л.А. Интернет-журналистика. Теоретические основы / А.А.Калмыкова, Л.А. Кочанова. М.: Академия медиаиндустрии, 2018. 123 с.
12. Еремина Д.А. Интерпретация термина «инфотейнмент» в немецких и российских исследованиях масс-медиа [Электронный ресурс]. // М.: Медиаскоп. №4, 2013. С. 35-40. - Режим досупа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21065577, свободный.
13. Лукина М. М. Контент интернет-СМИ // Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика. - Гуманитарный университет Екатеринбург, 2011. -С. 112-137.
14. Евдокимов В. А. Инфотейнмент в масс-медиа: панацея от скуки и эрзац дискуссии [Электронный ресурс]. // Наука о человеке: гуманитарные исследования, 2010. №5. 6 с. - Режим доступа: https://cyberleшnka.ru/artide/n/infoteynment-v-mass-media-panatseya-ot-skuki-i-erzats-diskussii, свободный.
15. Мелехова А. С. Нативная реклама как элемент digital-коммуникацион-ной стратегии бренда [Электронный ресурс]. // ВЭПС. 2015. №3. С. 242-245. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/nativnaya-reklama-kak-element-digital-kommunikatsionnoystrategii-brenda, свободный.