■ ■ ■ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИИ (В ПОПЫТКАХ ОПИСАТЬ ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РАЗВИТИИ СМИ С 1990-2015 ГГ.)
Автор: БАРАНОВА Е.А.
БАРАНОВА Екатерина Андреевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и связей с общественностью Российского государственного социального университета. Адрес: 129226, Москва, Россия, ул. Вильгельма Пика, д. 4, E-mail:[email protected]
Аннотация: Прошло уже 20 лет с начала процесса конвергенции СМИ. И до сих пор появляются самые разные толкования термина. Думается, что к определению медиаконвергенции нужно подходить через подробное описание этапов развития рассматриваемого процесса. По мнению автора, он включает два основных этапа. I этап проходит 3 стадии: 1) (сер.-втор. пол. 90-х. гг. XX в.). Интернет-версии СМИ - сайты-визитки или полные копии печатного издания с точки зрения контентного наполнения; 2) (1-ая -2 пол. 2000- х гг.). Происходит постепенное превращение сайтов СМИ в самостоятельные мультимедийные ресурсы с увеличивающийся долей оригинального (непечатного, неэфирного) контента (вещательные СМИ запаздывали с развитием интернет-ресурсов по сравнению с газетными сайтами). Традиционные журналисты - печатные или эфирные начинают готовить материалы для интернет-ресурсов. В медиакомпаниях появляются новые подразделения - интернет-отделы и новые должности - редакторы интернет-версии, редакторы по соцсетям; 3) 2-ая пол. 2000-х - 2010-е гг. СМИ начинают развивать новые медиаплатформы для распространения контента (мобильные, PDA, e-paper, kindle-версии, а с 2010 - версии для планшетов и смартфонов). Появление различных мобильных платформ, рост популярности соцсетей, а также все большее убыстрение жизни привело к возникновению тенденции к развитию новых форм предоставления журналистского контента, основанных на пакетном принципе подачи информации, лаконичной, капсульной подаче контента. На этом процесс медиаконвергенции может остановиться, причиной часто является законодательство в области перекрестного владения СМИ. II этап (с 2000-х - по н.в.). Слияние ранее различных видов СМИ, (а возможно и других отраслей медиабизнеса) на базе одного СМИ (как правило, на базе газетной редакции). Результатом такого слияния часто становится появление конвергентной (мультимедийной) редакции, объединяющей журналистов из различных СМИ, вместе работающих над производством контента. Попытки создания конвергентных редакций, прежде всего, обосновывались возможностью увеличения производительности труда, увеличения количества «продуктов», которые произведены тем же числом сотрудников. Однако на практике оказалось, что финансовые расходы только возрастают.
III этап (с 2014 - по н.в.) Автор, делает предположение о возможном начале третьего этапа, который связан с разработкой приложений для носимых девайсов (wearable technology) в качестве еще одной платформы для доставки контента. Подобные эксперименты пока оказывались неудачным. Пока нет понимания того, каким образом доставлять новости на такие устройства, чтобы это было действительно нужно потребителю и выгодно новостной организации.
Данная статья - попытка комплексно описать те изменения, которые происходили на разных стадиях развития конвергенции масс медиа. Автор использовал системный подход, воплощение которого осуществлялось за счет: 1) концептуального осмысления широкого круга работ; 2) эмпирических исследований (экспертных интервью с редакторами сайтов, менеджерами российских медиакомпаний), проведенных автором в 2009-2015 гг.
Ключевые слова: медиаконвергенция; конвергенция СМИ; этапы конвергенции; интернет-версии СМИ.
В конце XX - начале XXI века с развитием процесса дигитализации, интернет- и мобильных технологий начался новый этап в развитии средств массовой информации. Этот новый этап развития средств массовой информации уже давно называют процессом конвергенции СМИ или медиаконвергенцией (от лат. convergo — сближаюсь, схожусь; процесс сближения, схождения в одной точке) [1, с. 3]. Несмотря на то, что процесс медиаконвергенции достаточно хорошо изучен как зарубежными [2,3,4], так и отечественными авторами [5,6,7] и мн. др., до сих пор «это слово ... каждый наполняет разным рациональным и эмоциональным содержанием» [8, C. 6].
Медиаконвергенция - процесс один, а определений множество
Все определения, в той или иной степени, отличаются друг от друга. Приведем несколько примеров. Испанские эксперты Дэвид Домин-го (David Domingo), Рамон Салаверриа (Ramón Salaverría) полагают, что «конвергенция - очень многозначное понятие, которое используется для описания различных тенденций в журналистике. Эти тенденции имеют и нечто общее - стирание границ между различными СМИ, профессиональными навыками и ролями» [9, P. 1]. Испанские теоретики обращают внимание на изменения, связанные с объединением ранее различных СМИ, редакций и отделов. А также на то, что журналист такой редакции начинает производить контент для разных медиаплатформ: для газеты, радио, ТВ и интернет-сайтов.
В учебном пособии «Медиаконвергенция и «ситуация человека»: новые вызовы, старые вопросы» находим такое толкование: «стремление к слиянию редакции и аудитории и есть «конвергенция»» [10, с. 101]. В данном случае речь идет о том, что процесс конвергенции тесно свя-
зан с увеличением участия читателей, слушателей и зрителей информации в ее генерации.
Примеры подобных определений можно приводить долго. И все они будут верными, но очень узкими и не емкими.
Кроме того, сформировались уже определенные подходы к определению понятия «конвергенция», основанные на описании различных процессов, происходящих на разных организационных уровнях медиа-компании [11]; восприятии конвергенции как постепенного наращивания сотрудничества между печатными СМИ, телевидением и интернет-порталами [12, с. 36-49]; восприятии конвергенции как процесса, приводящего к слиянию технологий, слиянию прежде различных и разобщенных медиа и рынков [13, с. 11-14] и др.
Обилие различных определений и подходов к описанию медиакон-вергенции, свидетельствует о том, что уместить определение в несколько слов невозможно, так как процесс конвергенции СМИ связан с глобальными изменениями, которые происходят на всех стадиях создания и распространения контента. К тому же, эксперты из разных стран, говоря о конвергенции, часто опираются на собственный опыт развития данного процесса, который часто отличается от опыта редакций в других СМИ, не говоря уже о средствах массовой информации в других странах.
Думается, что к определению термина «медиаконвергенция» нужно подходить через подробное описание этапов развития рассматриваемого процесса. Данная статья - попытка комплексно описать те изменения, которые происходили на разных стадиях развития конвергенции. По мнению автора, он включает два основных этапа, первый этап включает несколько стадий. Автор, делает предположение о возможном начале третьего этапа, который связан с разработкой приложений для носимых девайсов таких, как Google Glass, «умные» часы и браслеты (табл. 1. Этапы развития процесса конвергенции).
К такому заключению автор пришел в результате концептуального осмысления широкого круга и эмпирических исследований (многочисленных экспертных интервью с редакторами сайтов, топ-менеджерами российских медиакомпаний), проведенных автором в 2009-2015 гг. Экспертные опросы были посвящены:
1) Развитию газетных редакций в условиях конвергенции. (Время проведения: лето 2009, 2012 гг. В опросе приняли участие более 40 человек из 19 издательских домов. Среди них редакторы интернет-версий, журналисты, сотрудники рекламных подразделений и топ-менеджеры российских изданий. Респондентам задавались вопросы, связанные с развитием аудио- и видиоконтента на сайте, развитием пользовательского контента, организацией взаимодействия между журналистами с разных платформ, созданием конвергентных редакций, использовани-
ем новых каналов распространения контента, а также новыми способами монетизации СМИ в условиях конвергенции).
2) Развитию инфографики на газетных сайтах. (Время проведения: май, июнь 2013 г В опросе приняли около 10 человек. Среди них дизайнеры «АиФ», «Московских новостей» и студии Инфографики «РИА Новости». Респондентам задавались вопросы, связанные с причинами роста популярности инфографики на сайтах СМИ; созданием и организацией отделов инфографики; ошибками журналистов при работе с данными; способами предоставления инфографики на сайте).
3) Развитию сайтов российских информационно-разговорных радиостанций. (Время проведения: лето, осень 2014 г. В опросе приняли участие редакторы интернет-версий 4 радиостанций («Эхо Москвы», «Вести FM», «Серебряный Дождь» и «Звезда»). В опросе приняли участие 5 человек. Респондентам задавались вопросы, связанные с развитием сайтов радиостанций как самостоятельных мультимедийных ресурсов; организацией работы интернет-отделов; взаимодействием интернет- и радиоредакции).
4) Развитию новых форм подачи контента на сайтах СМИ. (Время проведения: лето 2015 г. В опросе приняли участие главные редакторы интернет-версий и топ-менеджеры ИД «Аргументы и факты»; «Комсомольская правда»; «Новая газета»; «Российская газета»; медиакомпа-ний «Вечерняя Москва»; «Ньюс медиа-Рус»; телевизионной компании «RT». В опросе приняли участие 7 человек).
5) Развитию пользовательского контента на сайтах российских СМИ. (Время проведения: лето 2012, 2014, 2015 гг. В опросе приняли участие редакторы интернет-версий и топ-менеджеры из 12 издательских домов, 4 радиостанций, телевизионной компании «RT», телерадиокомпании ВГТРК, всего 17 человек).
Этапы развития процесса медиаконвергенции
I этап процесса медиконвергенции
1 стадия. Середина-вторая половина 90-х гг. XXвека. Это самое начало процесса конвергенции, СМИ начинают развивать свои интернет-версии. В 1994 - 1997 гг. возникли сайты «Известий», «Независимой газеты», «Коммерсанта», появились интернет-странички радиостанций, интернет-версии возникли у зарубежных изданий: «Гардиан» (Guardian), «Телеграф» (Telegraph), «Нью-Йорк Таймс» (New-York Times) и других иностранных СМИ.
Появляются и интернет-сми, не имеющие печатного или вещательного аналога, такие как Газета.ру, Полит. ру, Лента.ру.
Интернет-версии газет в это время - полный аналог материалов печатной версии, сайты вещательных СМИ, как правило, представляют собой сайты-визитки.
Толчком к развитию и росту популярности интернет-СМИ в нашей стране стал экономический кризис 1998 года. Газеты и даже телевидение и радио не всегда могли оперативно и точно донести информацию, необходимую для быстрого принятия решений в кризисной ситуации. Миллионы людей тогда теряли деньги именно из-за отсутствия информации, предоставить которую им не всегда могли традиционные СМИ. Люди искали нужную и оперативную информацию в Интернете. Ее в частности содержал раздел «Агентства экономической информации», который давал ссылку, на сайт «Росбизнесконсалтинга». С 1996 г. он предоставлял платную информацию экономического характера. В период информационной блокады во время августовского кризиса сайт открыл бесплатный доступ к своим информационным лентам, обеспечив себе огромную популярность и существенный приток новых пользователей и рекламодателей. Именно с этого момента Интернет как средство массовой информации доказал свою состоятельность, и начался бум создания различных интернет-сайтов и интернет-СМИ [14, с. 51].
Стимулом к развитию интернет-СМИ послужили также выборы 1999-2000-х гг Российские политики проанализировали опыт своих американских коллег, которые еще в 1996 году осознали важную роль Интернета в привлечении аудитории - прежде всего возможность моментальной публикации любой информации, которая сразу же становится доступной всей интернет-аудитории. Огромную популярность тогда получили ленты онлайн-новостей (Полит.ру, ИТАР-ТАСС, АПН.ру и др.), а также сайты, приводившие предварительные результаты выборов в де-кабре1999 года [14, С. 54].
2 стадия. Первая - вторая половина 2000-х гг. Происходит постепенное превращение сайтов СМИ в самостоятельные мультимедийные ресурсы. Появляется возможность не только прочитать статью печатной версии на сайте газеты, но и посмотреть другие текстовые, а также аудиовизуальные материалы; не только посмотреть новости через интернет-версию ТВ-канала, но и там же прочитать дополнительную информацию. На сайтах развивается оригинальный (непечатный или неэфирный) контент, его доля со временем увеличивается.
В 2000-х годах идеи конвергенции начинают осваивать крупные российские и зарубежные медиакомпании. «РИА «Новости» в течение одного месяца (январь 2008 г.) создает мультимедийную ленту новостей в разнообразных формах (текст, фото, инфографика, карикатура, видеоролик), где события освещаются не последовательно, а параллельно; и интегрированный ньюсрум» [15, с. 291.].
В 2000-е годы более 100 газетных компаний мира (американские, европейские медиакомпании; южно-американская пресса и др.) избирают путь развития интернет-версии, как самостоятельного ресурса.
Все началось с того, что мировые издания в конце 90-х - начале 2000-х гг. стали добавлять на сайт новые текстовые материалы: статьи, которые не попадали в печатную версию, оперативные новости, созданные специально для сайта, и пользовательский контент, представленный в виде фото- и видеоматериалов, которые присылали читатели, результатов голосований, опросов; а также в виде комментариев к статьям.
Следующим этапом развития интернет-версий российских и мировых СМИ стало появление видео-и аудиоконтента на сайте. Аудео-контент на сайтах многих зарубежных газет часто представлен в виде «подкастов» (от iPod и broadcasting — повсеместное, широкоформатное вещание) - аудиопередачи в Интернете (обычно в формате MP3). Главное их отличие от другого интернет-аудио, а также от эфирного вещания - это то, что, загрузив их на компьютер, планшет или смартфон, пользователи могут слушать их в любом удобном для них месте и в удобное время [16, с. 19].
На сайтах зарубежных изданий подкасты имеют определенную тематику (подкасты общих новостей и специализированные: спортивные, экономические, научные и др.) и периодичность. Продолжительность их - 8-10 минут. Получившие большую популярность на сайтах англоязычных изданий, подкасты не прижились на интернет-версиях российских газет. Алексей Лоссан, заместитель главного редактора Дирекции международных проектов «Российской газеты», так объясняет, почему. «Журналистика в каждой стране развивалась по-разному. Так исторически сложилось, что для американцев важно подкреплять каждый текст цитатой или цифрой, а вот, например испанцы, это требуют далеко не всегда. Им нужно мнение, объяснение. В России журналистика фактов и журналистика мнений существуют отдельно. Под-каст же объединяет и факты, и различные мнения, что традиционно для европейско-континентальной журналистики» [17].
Помимо подкастов зарубежные и российские издания экспериментировали и с другими формами предоставления аудиоконтента: аудио-версии новостей и интервью; аудио-слайд-шоу (Audio-slide-show); озвучивание некоторых рубрик.
Что касается видеоконтента, то он может быть представлен в виде коротких вставочных видеоматериалов, иллюстрирующих содержание текстового материала; видеоколонок журналистов; видеотрансляций с различных событий и др.
Такое развитие газетных сайтов было неизбежно, ведь только с помощью интересного, разнообразного контента можно было привлечь новых пользователей, а, следовательно, рекламодателей. Например, сайт kp.ru, запущенный в 1997 году, стал себя окупать, а потом и приносить прибыль только в 2006-м, когда он начал превращаться в самостоятельный мультимедийный ресурс [18].
Именно газеты были в числе первых крупных инвесторов в онлайновое видео, появление видеоматериалов на сайтах печатных СМИ увеличило посещаемость их сайтов.
Зарубежные издания начали экспериментировать с аудиовизуальным контентом на сайте еще в конце 90-х гг.
В 2007 году компания «Бривингс Груп» (Brivings Group) провела исследование с целью анализа интернет-сайтов 100 крупнейших американских газет по ряду параметров, среди которых было использование на сайтах видеоконтента и аудиоматериалов. Согласно результатам исследования, уже в 2007 году на сайтах 92% изданий присутствовал видеоконтент. 39% изданий предоставляли контент собственного производства, 14% совмещали видеоконтент собственно производства с видеоматериалами «Ассошиэйтед Пресс» и местными новостями.
В 2008 году уже в большинстве газетных редакций страны производили видеоконтент - в основном местные новости - своими силами. Во многих газетах сотрудники интернет-версии отвечали за производство и публикацию видеоконтента [16, с. 96].
Американский опыт развития аудиовизуального контента на сайте является показательным для многих зарубежных изданий.
На сайтах российских газет аудиовизуальные материалы появились позже - в 2006 году. «За период с 2009 по 2012 гг. сайты отечественных изданий сильно шагнули вперед в деле развития видеоконтента, поиске новых форматов предоставления видеоматериалов» [16, с. 119].
Следует отметить, что количество видеоматериалов на сайтах печатных СМИ в 2013-2014 годах начало сокращаться. Многие СМИ сократили видеопроекты на сайтах, отказались от многих видеоформатов, которые были раньше, и сосредоточились на новых формах предоставления контента, таких как, например лонгриды, текстовая онлайн-трансляция. Так, например, в 2009 г. в создании видеоматериалов на сайте «Коммерсанта» участвовали журналисты газеты и специалисты группы «Коммерсантъ-Видео». На сайте экспериментировали с разными форматами подачи видеоматериалов. Однако уже в 2012-м в редакции ушли от того, чтоб журналисты сами создавали видео. Отказались от многих форматов подачи видеоконтента, например от видео-колонок. Как объясняет Елизавета Голикова, с 2011-2013 гг. - главный редактор «КоммерсантЪ-Онлайн», «аудитория не хочет тратить много времени на усвоение материала. Нужно упрощать подход к усвояемости информации. Видеоколонку нужно смотреть, слушать и понимать одновременно - это очень затратно с точки зрения усвоения информации» [19].
С этим мнением согласен и Владимир Шушкин, шеф-редактор сайта aif.ru, который отмечает, что «видео не добавляет особой дополнительной стоимости, а затраты на его создание немалые. Даже заранее заго-
товленные видеоинтервью с экспертом не пользуются спросом - прочитать быстрее» [20].
Именно все большее убыстрение жизни способствовало развитию на сайтах СМИ инфографики. Мировые издания начали серьезно заниматься этим новым направлением в 2013-1014гг. «В ситуации переизбытка информации одной из функций журналистики становится структурирование потока данных и как можно более простое и наглядное донесение информации до аудитории» [21].
Развитие инфографики на сайтах СМИ было связано также с возрастающей ролью социальных сетей. «Невозможно передавать некоторые новости всего в 140 символах. Но, так как инфографику можно сохранить в формате JPEG, ее легко загрузить вместе с несколькими короткими сообщениями и, таким образом, рассказать аудитории целую историю с помощью одного изображения» [22].
СМИ (в надежде привлечь новую аудиторию на сайт) в конце 2010-х гг начинают развивать свои странички в соцсетях. Журналисты и топ-менеджеры медиакомпаний постепенно пришли к пониманию того, что для аудитории соцсетей нужен иной формат подачи информации. Например, в редакции телеканала «RT» «для разных соцсетей по-разному визуализируют материалы и производят контент только для соцсетей, например, пишут новости эксклюзивно для Фейсбука. А также специально монтируют видео для YouTube, выкладывая туда исходники без комментариев и куски видео, которые не пошли в эфир» [23].
С развитием соцситей СМИ стали активнее использовать контент, собранный пользователями информации (UGC). На западе большую популярность получили В2В-компании (Newsflare, Jukin Media, Storyful и др.), специализирующихся на верификации, лицензировании видеоматериалов пользователей и последующей перепродаже их ведущим мировым СМИ. Большинство российских СМИ пока скептически относятся к идее использования пользовательских материалов. Основная проблема - очень высокая доля некачественного контента. Речь идет как о низком качестве видео- и текстовых материалов (непрофессионально написано или снято; банальный, неинтересный материал), так и о плагиате [24].
Интернет-версии вещательных СМИ развивались не так активно, как газетные сайты. Дело в том, что газеты первыми приняли на себя кризис, связанный с появлением Интернета, который предоставлял возможность бесплатно и без подписки читать новости. Если текст в Интернете был изначально, то возможность смотреть видео появилась не сразу. Поэтому по вещательным СМИ кризис ударил позже - в 2007-2010 гг. Именно в это время они стали задумываться о серьезном развитии сайтов. Например, когда в 2005 году возник телеканал RT, на сайт просто выкладывали видео, писали заголовок и сниппет новости. В 2007-2008 гг.
сайт начал постепенно превращаться в самостоятельный мультимедийный ресурс. Эфирные материалы стали дополняться более полной текстовой информацией, различными справочными материалами, твиттер-репортажами корреспондентов телеканала. Сегодня каждое эфирное видео дополняется материалами, которые есть только на сайте. То, что в эфире дается одним сюжетом, на сайте может быть представлено в виде десятков материалов, связанных между собой [23].
Крупные вещательные компании такие, как например «Си-Эн-Эн» (CNN) и «Би-Би-Си» (BBC), вообще долго ощущали себя лидерами и не видели угрозы со стороны Интернета, поэтому просто выкладывали на свои странички подкасты, не заботясь о том, чтобы контент на сайте как-то отличался от эфирных материалов. Не заботились об этом и европейские вещательные компании. Например, к 2008 году сайты немецких теле- и радиостанций предоставляли возможность слушать программы в прямом эфире и доступ к архивным материалам в виде подкастов [25], т. е., фактически были копией вещательного ресурса.
Есть мнение, что ресурсы вещательных СМИ запаздывали с развитием (по сравнению с газетными сайтами), т.к. перед ними стоял вопрос, чем именно наполнять сайт - уникальным эфирным контентом или уходить в новостные порталы, как это сделало Love Radio [26].
Лишь некоторые отечественные радиостанции (например «Эхо Москвы») только к 2010 году стали превращаться в самостоятельные мультимедийные ресурсы с большой долей оригинального нерадийного контента. К 2015 году сформировалось четыре модели развития российских разговорных радиостанций с точки зрения их контентного наполнения: «сайт радиостанции как новостной портал с большой долей оригинального неэфирного контента и наличием радийного контента, представленного в виде подкастов, расшифровок и видеотрансляций эфи-ров; сайт радиостанции как площадка для размещения радийного контента (в виде подкастов, расшифровок и видеотрансляций эфиров) с небольшой долей неэфирных материалов; сайт радиостанции как площадка для размещения эфирного контента в виде подкастов; сайт радиостанции как площадка для размещения небольшой доли радийного контента (в виде подкастов и видеотрансляций эфиров)» [27].
Радиоиндустрия в Европе тоже только после 2010-го года стала более зависимой от глобальной Сети. К этому времени радиостанции можно было слушать онлайн, у них появились странички в соцсетях, на их сайтах появились блоги, видеоматериалы, в том числе видео по запросу, подкасты, а также пользовательский контент [28].
Как и радиостанции, многие телеканалы до сих пор не решили проблему наполнения своих интернет-ресурсов. Как отмечает В.О.Гатов, «телеканалы и сегодня просто размещают на интернет-сайтах и YouTube свои новостные сюжеты, и можно по пальцам пересчитать проекты, в ко-
торых традиционные вещательные медиа воспользовались реальными возможностями интерактивной сетевой среды» [29, с. 21].
При развитии интернет-версии все СМИ столкнулись с такими проблемами как: сохранение существующей аудитории и привлечение новых интернет-пользователей; переориентация журналистов для работы в Интернете.
С развитием сайтов СМИ происходили изменения и в организации работы редакций. В редакциях появлялись новые подразделения -интернет-отделы или интернет-редакции (web department), развивающиеся одновременно с становлением интернет-версий СМИ. Интернет-редакции разных СМИ могут включать всего нескольких человек, а могут представлять собой огромные подразделения.
Интернет-отделы начинались с технологических отделов, когда 1-2 сотрудника выставляли на сайт копию газеты или подкасты передач. Со временем в редакциях стали выделять отдельных журналистов, которые готовили различные материалы для сайта, редактировали материалы основной редакции, дополняли их фото и видеоматериалами. В газетных редакциях появлялись подразделения, занимающиеся подготовкой аудиовизуального контента.
Со временем в некоторых редакциях интернет-отделы превращались в службы выпуска, объединяющие программистов, дизайнеров, верстальщиков и большой штат выпускающих редакторов, которые дают задание журналистам основной редакции. Выпускающие редакторы формируют облик главной и внутренних страниц сайта, но непосредственно производством контента занимаются исключительно журналисты основной редакции.
Многие интернет-редакции во второй половине 2000-х годов пришли к внедрению новой редакторской политики, согласно которой любая новость сначала попадает на сайт издания (Web-first policy) в виде новости, потом, обрастая подробностями, появляется расширенной статьей в интернет-версии. Наконец, третья ступень - на основе информационного повода создается аналитический материал или специальная передача.
Развитие интернет-редакций привело к их тесному взаимодействию с основными редакциями, однако переход к работе в условиях мультимедийной редакции, совсем не обязателен. Сотрудники интернет-редакций многих СМИ посещают сегодня редакционные планерки. Журналисты, планируя номер печатного издания или сетку вещания, спрашивают у сотрудника из интернет-отдела, что интересного на сайте и в Интернете, что обсуждают в соцсетях.
Начиная с 2010-х гг. в СМИ стали появляться редакторы по соцесе-тям (social media editor). Их основная задача правильно «упаковать» контент под конкретную аудиторию. В режиме онлайн они отслежива-
ют новости, прикрепляют к ним теги. В ряде редакций обязанности редакторов по соцсетям сегодня возложены на выпускающих редакторов интернет-подразделений. За определенными соцсетями могут быть закреплены и отдельные журналисты. Они следят, чтобы все интересные новости по той или иной теме попадали в соцсеть.
Во многих редакциях журналистов мотивируют самостоятельно рекламировать свои материалы в соцсетях.
При развитии собственных интернет-подразделений многие СМИ столкнулись с сопротивлением нововведениям со стороны журналистов Требования к подготовке материалов для интернет-версии нередко были проблемой для журналистов, привыкших к тому, чтобы готовить материалы для одной платформы.
У газет возникали финансовые трудности, связанные с развитием своей собственной команды журналистов, создающих видеоконтент для вебсайта.
Больших финансовых затрат потребовало и внедрение новых систем управления контентом (CMS). Программное обеспечение для редакций и рекламных отделов медиакомпаний во всем мире стало совершенно необходимым и повсеместно распространенным - без него уже невозможно оптимизировать рабочий процесс и добиться профессионализма.
3) стадия. 2-ая пол. 2000-х гг. - 2010-е гг.
СМИ начинают развивать новые медиаплатформы для распространения контента (мобильную-, PDA-, e-paper-, kindle-версии, а с 2010 - версии для планшетов и смартфонов).
Первопроходцами в освоении мобильной платформы стали азиатские издания. Японская газета «Асахи Симбун» (Asahi Shimbun) предложила услугу доставки новостей по мобильному телефону еще в 1999 г. Азиатские СМИ не только предоставляли пользователям возможность получать на мобильный телефон различный контент, но и активно предлагали участвовать в создании новостей, используя мобильный телефон. Еще в конце 2005 г., когда многие мировые издания только начинали осваивать мобильную платформу, был запущен новый мобильный интерактивный сервис сингапурского издания «Стрейтс таймс», позволяющий владельцам телефонов Handphone лучше взаимодействовать с газетой, быть ее «ушами» и «глазами». Пользователи посредством SMS, MMS могли посылать фотографии и информацию любого характера, которая могла бы стать новостью.
В Азии (в Южной Корее) впервые появился также такой сервис как мобильное телевидение - услуга, позволяющая владельцам мобильных телефонов смотреть телепередачи, распространяемые сервис-провайдером.
Версии европейских СМИ для мобильных телефонов появились лишь в средине - второй пол. 2000-х. Мобильные версии предоставляли воз-
можность доступа ко всем материалам сайта с последними обновлениями (или доступ к выборочным рубрикам); услугу получения последних новостей, местных новостей, результатов спортивных соревнований, новостей политики и бизнеса, котировок акций после закрытия дня на мировых биржах, сводок погоды, информацию рекламного характера.
В отличие от вещательных, печатные СМИ параллельно с мобильными приложениями развивали версии газеты для PDA-, E-paper-, Kindle-устройств. Они, как правило, совпадают с печатными.
С развитием айпадов (IPad) и айфонов (IPhone) и других портативных устройств на базе Андроид СМИ, начиная с 2010-х гг., стали делать специальные приложения и для этих устройств. Обычно они предоставляют доступ к последним новостям и архивным материалам, а также к мультимедийному контенту.
Приложения, разработанные для этих устройств, как правило, позволяют загружать контент для оффлайнового чтения/просмотра/прослушивания, поддерживают функцию сортировки контента, т. е. позволяют расположить материалы СМИ в соответствии с интересами пользователя. Пользователи этих приложений также могут обмениваться контентом, используя электронную почту, Facebook, Twitter.
На данной фазе средства массовой информации столкнулись с финансовыми трудностями в связи с развитием мобильных приложений, а также с проблемой поиска хороших разработчиков таких версий. Некоторые медиакомпании (например, МИА «Россия сегодня») создали собственные структурные подразделения и вырастили собственных специалистов. Но это путь для крупных компаний, у которых очень много разных продуктов, постоянно создаются новые версии. Или для компаний, которые зарабатывают больше на самом приложении, а не на контенте, к которому осуществляется доступ через приложение. Тогда в него надо постепенно добавлять различные функции, улучшать.
В других СМИ, например в газете «Ведомости», пошли по другому пути. В издании есть специалист - проджект-менеджер, который курирует направление по разработке мобильных приложений и дизайнер. В издании проводили тендер и таким образом нашли этих людей [16, с. 127-128].
Многие СМИ не стали разрабатывать приложение для мобильной ОС, а пошли по пути создания адаптивной вёрстки сайта. У многих отечественных СМИ до сих нет удобных приложений. Например у «Коммерсанта» нет возможности читать статьи офлайн. То есть, если, например человек стоит в очереди, а сотовая связь не очень хорошая, то он будет выбирать из тех приложений, которые позволяют скачать текст и читать его без доступа к Интернету. К тому же адаптивная вёрстка «Коммерсанта» не позволяет прослушивать аудиофайлы на большинстве мобильных телефонах. «Сегодня иметь сайт, который "заточен" под все виды мобильных устройств - обязательное условие для выживания» [23].
Во время развития мобильных приложений изменения в организации работы редакций, как правило, не происходили. Хотя, есть немногочисленные примеры создания собственной информационной службы для подготовки самых последних новостей, которые транслируются на экран мобильного телефона; выделения команды журналистов, готовящих контент для ¡РаЬ-версии. Например, в «Таймс» (ТИеНтеэ) с появлением версии для планшета начала работу команда из 11 человек, формирующая ее контент [16, с. 84].
Однако многие практики уверены, что делать отдельный контент под приложение не имеет большого смысла. И так много различных материалов. К тому же читают все равно больше на сайте и в соцсетях, поэтому эффективнее делать разнообразный контент для разных соцсетей.
Появление различных мобильных платформ, рост популярности соцсетей, а также все большее убыстрение жизни привело к возникновению тенденции к развитию новых форм предоставления журналистского контента, основанных на пакетном принципе подачи информации, лаконичной, капсульной подаче контента. «Пользователи информации сегодня не хотят ничего искать, они хотят, чтобы им все кратко и емко изложили, возможно, визуализировали. Это подтверждает статистика, свидетельствующая о том, что, например, главную страницу Яндекса с 5-ю топовыми новостями посещают десятки миллионов пользователей, а тех, кто ищет эти новости отдельно, интересуется более детальной информацией, в сотни раз меньше. Поэтому на многих сайтах СМИ большим спросом пользуются материалы в формате «несколько фактов о...»; «5 советов для ...» и т. д.» [30].
В вещательных СМИ тенденция к развитию новых форм предоставления журналистского контента связана с сокращением хронометража передач, развитием мини-рубрик, сильным дроблением эфира.
На этом процесс медиаконвергенции может остановиться, причиной часто является законодательство в области перекрестного владения СМИ. Первый этап прошли сегодня очень многие СМИ во всем мире. Тем не менее, немало СМИ в то же время до сих пор остается на первой стадии развития процесса медиаконвергенции. Интернет-версии региональных изданий в нашей стране стали появляться только к середине 2000-х гг., когда сайты западных изданий представляли собой уже самостоятельные мультимедийные ресурсы. Вот классический пример. Сайт «Нашей газеты» (г. Екатеринбург) запустили в 2004 г. Почти до конца 2012 г. он был полной копией издания. Только с конца 2012 в «Нашей газете» стали пробовать делать специальный контент для сайта, привлекать газетных журналистов для создания оригинальных материалов.
Некоторые региональные СМИ до сих пор представляют собой практически полный аналог своего печатного или вещательного ресурса или вообще являются сайтами-визитками. На вопрос, почему не происхо-
дит развития, редакторы региональных СМИ говорят о нехватке финансирования и о том, что бумажный носитель в нашей стране пока ценится больше. Естественно, ни о каком развитии мобильных версий речи тоже не идет.
II этап процесса медиаконвергенции (с 2000-х гг. - по н.в.)
Начиная с 2000-х гг. в разных странах происходит слияние ранее различных видов СМИ, (а возможно и других отраслей медиабизнеса) на базе одного СМИ (как правило, на базе газетной редакции). Результатом такого слияния часто становится появление конвергентной (мультимедийной) редакции, объединяющей журналистов из различных СМИ, вместе работающих над производством контента. Этот этап чаще всего связан с: объединением редакции газеты (и приложений), сайта с вещательным ресурсом(ами) - телеканалом и (или) радиостанцией (возможно, с отделами продаж и кросс-медийного размещения рекламы).
На данном этапе процесса конвергенции сегодня находятся некоторые американские, европейские и российские издания.
Журналистов на данном этапе призывают (если не обязывают) сотрудничать и готовить материалы для других медиа. Возможно и сочетание многофункциональных журналистов и журналистов, готовящих контент для отдельных платформ.
В подаче материала начинает действовать концепция «5А»: «Any volume, Anytime, Anybody, Anywhere and Anything» (сколько угодно, когда угодно, кому угодно, где угодно и что угодно).
Эта концепция, предполагающая переход на работу в условиях конвергентной редакции, чтобы совместить производство разных видов контента в одном ньюсруме, получить «возможность делать несколько продуктов из - буквально - одного и того же контента, упакованного несколькими способами и на разных носителях - овладела умами менеджеров СМИ как новая концепция экономии затрат. В 2007-2010 году все попытки создания "конвергентных редакций", прежде всего, обосновывались возможностью увеличения производительности труда, увеличения количества «продуктов», которые произведены тем же числом сотрудников, и потенциальным сокращением числа оплачиваемых рабочих мест, за счет совмещения в обязанностях одного сотрудника обязанностей нескольких (в предыдущей версии производственного цикла)» [29, с.24].
Однако на практике оказалось, что финансовые расходы только возрастают. Это прежде всего расходы на покупку частот; нового оборудования; зарплаты новым сотрудникам (например, в телерадиослужбу ИД «Комсомольская правда» взяли более 60 новых сотрудников. Пришлось привлекать не только дикторов, звукорежиссеров и т. д. но и высокооплачиваемых специалистов, которые разрабатывали концепцию радио и ТВ [18]); увеличение гонорарного фонда журналистов, рабо-
тающих на разные платформы; затраты на переучивание кадров. Финансовые затраты окупаются далеко не сразу. Во многом поэтому в ИД «Комсомольская правда» «заморозили» в 2014 г цифровое ТВ, запущенное в 2011 г КП-ТВ, планируемое как новый источник дохода, приносило лишь одни расходы.
III этап процесса медиаконвергенции (с 2014 г. - по н.в.)
Возможно, попытки создания приложений для носимых девайсов (Google Glass, «умные» часы и браслеты) можно считать новым этапом развития медиаконвергенции. С появлением носимых девайсов (wearable technology) зарубежные СМИ стали пробовать их в качестве еще одной платформы для доставки контента. Например, как только появились Google Glass, «Си-Эн-Эн» сделал для них специальное приложение. Этот и другие подобные эксперименты пока оказываются неудачным. Невозможно смотреть новости одним глазом на крошечном экранчике и одновременно воспринимать звук одним ухом. К тому же качество звука и видео оставляют желать лучшего.
Пока не понятно, как подавать контент на носимые девайсы - ведь это очень разноплановые устройства. «Может быть, нужны "умные" наушники, которые будут сообщать о приходе новости и спрашивать, хотите ли вы ее послушать или нет. Но постоянно в наушниках человек находиться не будет, много новостей не послушаешь, к тому же новость, начитанная автоматически не воспринимается как новость. Привлекать специального диктора бессмысленно» [23] .
Что касается часов и браслетов, то туда тоже приходит сниппет (т. е. заголовок длиной максимум 100 знаков), но читать или смотреть новость опять же нужно на каком-то устройстве - телефоне, планшете.
Пока нет понимания того, каким образом доставлять новости на такие устройства, чтобы это было действительно нужно потребителю и выгодно новостной организации. Здесь, конечно, вспоминаются слова футуролога Тоффлера о том, что «...никто не может со всей определенностью сказать, куда приведут все эти открытия и что они в реальной ж жизни обернутся выгодным товаром или услугой, которые люди захотят иметь» [31, с. 26].
Описанный выше опыт развития СМИ в условиях медиаконвергенции свидетельствует о том, что к пониманию термина «конвергенция» необходимо подходить исходя из того, что это процесс, последовательно проходящий различные стадии развития. Каждая стадия характеризуется освоением определенной медиаплатформы, нового канала (интернет-платформы; мобильной платформы; IPad-, IPhone-платформы; развитие собственного вещательного ресурса), задействованного для распространения определенного контента.
Конвергенция не является линейным процессом: переход к более сложным формам развития не обязательно происходит. Очень часто
Table 1. The Stages of Media Convergence Process
I Этап - 1st Stage 1) Середина - 2-ая пол. 90-х гг. Mid to late 90s
СМИ (печатные, вещательные, информагентства) Mass media (print media, broadcast media, media outlets)_
Интернет-платформа Internet platform
Интернет-версии СМИ - сайты-визитки или полные копии печатного издания сточки зрения контентного наполнения.
Mass media sites that time were the full copies of the newspapers in terms of the content or brochure sites of radio station, TV chains.
2) 1-ая -2 пол. 2000-х гг. Early to late 2000s
СМИ (печатные, вещательные, информагентства) Mass media (print media, broadcast media, media outlets)_
I Интернет-I платформа: I появление мультимедийного кон-I тента; развитие I оригинального (не-I печатного или не-I эфирного) контента I Internet platform: I multimedia content is I appearing; developing I of (non-printable, поп- | I air) content
00 СЛ
Постепенное превращение сайтов СМИ в самостоятельные мультимедийные ресурсы с увеличивающийся долей оригинального контента. Традиционные журналисты - печатные или эфирные начинают готовить материалы для интернет-ресурсов.
Появляются новые подразделения - интернет-отделы и в большинстве случаев - новые должности - редактор интернет-версии, редактор по соцсетям. Возможно, некоторые журналисты начинают специализироваться на подготовке материалов только для размещения в Интернет. Сопротивление нововведениям со стороны журналистов обычно небольшое.
У газет могут возникнуть финансовые трудности, связанные с развитием своей собственной команды журналистов, создающих видеоконтент для вебсайта.
оо о
Transformation of the mass media sites into multimedia resources with the original (non-printable, non-air) content. Traditional print or broadcast journalists start to creature content for online resources. In media companies new departments (web department) and new jobs (web-editor, social media editor) were appearing. In some newsrooms various journalists start to provide content only for web site. Resistance to innovation on the part of journalists is usually small. Newspapers may experience financial difficulties, associated with the development of their own journalist team, creating video content for website.
3) 2-ая пол. 2000-х гг - 2010-е гг. Late 2000s to 2010s j^k Интернет-/ платформа: ^|СМИ (печатные, И^^В дальнейшее развитие ^^Н вещательные, I^^H оригинального (не-/ информагентства) I^^H печатного или не-I Mass media (print I^H эфирного) контента \ media, broadcast ^^Н Internet platform: « media, media ^^B further development of \ outlets) y^H (non-printable, non-_ У air) content ^В Мобильная, PDA, е-^^B paper-, kindle- ^^^ ^^H платформы, с 2010-х -^^^H версии для ^^^В ¡Pad, ¡Phone и других 1 ^^^В портативных устройств В ^^^Н на базе Android ^^Н Mobile-, PDA-, е-рарег-, ^Н kind le-ed it ions, since 2010^^F ^^^^ditioi^onablet^^^^^^^ Развитие новых медиаплатформ для распространения контента (мобильные-, PDA-, е-рарег-, kindle-версии, а с 2010 - версии для планшетов и смартфонов). Могут возникнуть финансовые трудности в связи с развитием мобильных приложений. Изменения в организации ньюзрумов, возможны, но не обязательны. Появление различных мобильных платформ, рост популярности соц-сетей, а также все большее убыстрение жизни привело к возникновению тенденции к развитию новых форм предоставления журналистского контента, основанных на пакетном принципе подачи информации, лаконичной, капсульной подаче контента. На этом процесс медиаконвергенции может остановиться, причиной часто является законодательство в области перекрестного владения СМИ. The media were beginning to develop new media platforms for content distribution (mobile-, PDA-, e-paper-, kindle-editions, since 2010 - the edition for tablets). Financial difficulties may arise in connection with the development of mobile-editions. Changes in the organization of newsrooms, are possible, but not mandatory.
о
о ь о
3D
о о
о о
I-
о
о -<
00 •<1
The emergence of a variety of mobile platforms, the increasing popularity of social media, and more and more quickening of life have led to a trend towards the development of new forms of journalistic content, based on the principle of packet flow information, laconic, content capsule filing. In this process of media convergence can stop. The cause is often the legislation in the field of cross-media ownership.
II. Этап (с 2000-х гг. - по наст, в.) Stage II (from the 2000s то present)
СМИ (как правило газета(ы)) Mass media (as usual
newspaper(s))
Вещательный ресурс(ы) Broadcast medium(ia)
I Интернет-I платформа: I дальнейшее развитие 1 оригинального (не-I печатного или не-I эфирного) контента I Internet platform: I further development of | | (non-printable, non-air) content
I Мобильная, PDA, e-I paper-, kindle-I платформы, с 2010-х -| версии для
iPad, iPhone и других I портативных устройств I на базе Android I Mobile-, PDA-, e-paper-, I kindle-editions, since 20101 I-edition for tablets
Слияние ранее различных видов СМИ, (а возможно и других отраслей медиабизнеса) на базе одного СМИ (как правило, на базе газетной редакции). Результатом такого слияния часто становится появление конвергентной (мультимедийной) редакции, объединяющей журналистов из различных СМИ, вместе работающих над производством контента. Сопротивление нововведениям со стороны журналистов, как правило, достаточно сильное.
Велики и финансовые затраты, которые окупаются далеко не сразу. Журналистов призывают (если не обязывают) сотрудничать и готовить материалы для других медиа. Возможно и сочетание многофункциональных журналистов и журналистов, готовящих контент для отдельных платформ.
The integration of the previously different media types (and possibly other sectors of the media business) on the basis of the media (usually on the basis of newspaper editors). The result of such integration is often the emergence of convergent (multimedia) news room, bringing together journalists from different media, working together on the production of content. Resistance to innovation on the part of journalists, as a rule, fairly strong, large financial costs that pay off not at once.
Journalists are called (if not required) to cooperate and provide content for other media. A combination of multimedia journalists, and reporters preparing content for individual platforms is also possible.
c.
s
J9
С ь с
G
X
с В
гг
с —
DC
Ill Этап (с 2014 г.-по н.в.) Stage III (from 2014 to present)
СМИ (печатные, вещательные, информагентства) Mass media (print media, broadcast media, media outletsj
I Носимые девайсы I Wearable technology
Интернет-платформа: дальнейшее развитие оригинального(непечатного или неэфирного) контента Internet platform: iirther development of non-printable, non-air .content
I Мобильная, e-paper-, I kindle-платформы, 1 версии для
iPad, ¡Phone и других I портативных устройств I I на базе Android I Mobile-, e-paper-, I kindle-editions, edition I for tablets
Некоторые зарубежные СМИ стали пробовать использовать носимые девайсы (wearable technology), такие как Google Glass, «умные» часы и браслеты в качестве еще одной платформы для доставки контента. Подобные эксперименты пока оказываются неудачным. Пока нет понимания того, каким образом доставлять новости на такие устройства, чтобы это было действительно нужно потребителю и выгодно новостной организации.
Some foreign media began to use wearable technology, such as Google Glass, «smart» watches and bracelets as another platform for content delivery. Similar experiments are so far unsuccessful. There is no understanding of how to deliver the news on such devices that it is really necessary to the consumer and beneficial for news organization.
процесс конвергенции останавливается на интеграции печатного или вещательного ресурса с интернет-платформой, развитии мобильных приложений. Ускорять или тормозить развитие процесса медиконвер-генции в конкретной редакции или стране (регионе) могут определенные внутренние (традиции, характерные для конкретного СМИ, финансирование) и внешние факторы (национально-культурные особенности развития страны; законодательство в области перекрестного владения СМИ, уровень развития Интернета и мобильной индустрии).
Список литературы
1. Баранова Е. А. Новые реалии развития редакций, или Что такое газетная конвергенция. М., 2016.
2. Fisher D., Grant А.., Wilkinson J. Principles of Convergent Journalism, Oxford: Oxford University Press, 2008.
3. Quinn S., Vincet F. Filak. Convergent Journalism an introduction. Amsterdam: Focal Press, 2005.
4. Zhang Yuyan Ernest. Examining media convergence: Does it converge good journalism, economic synergies, and competitive advantages? Ph.D., University of Missouri: Columbia, 2008.
5. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2010.
6. Копылов О.В. Особенности творческой деятельности журналиста в условиях медиаконвергенции: дис. канд. филолог. наук: 10.01.10; Место защиты: Ур. гос. техн. ун-т-УПИ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. Барнаул. 2013.
7. Шестеркина Л. П. Формирование инновационной модели подготовки журналистов в контексте становления конвергентных СМИ (гуманитарный и технологический аспектв): дис. док. филолог. наук: 10.01.10; Место защиты: Институт повышения квалификации работников телевидения и радио. М., 2011.
8. Корнев М. О. важности быть понятым или практика осмысления медиаконвергенции здесь и сейчас Медиаконвергенция, которая изменила мир? /Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. Под ред. М.С. Корнева. М., 2014.
9. Domingo D. et al. Four Dimensions of Journalistic Convergence: A preliminary approach to current media trends at Spain // Paper for the 8th International Symposium of Online Journalism. University of Texas at Austin.
10. Медиаконвергенция и «ситуация человека»: новые вызовы, старые вопросы. В помощь преподавателю журналистики: учеб. пособие / под ред. С. К. Шайхитди-новой. Казань: Казан. ун-т, 2012.
11. Kawamoto K. Digital Journalism: Emerging Media and the Changing Horizons of Journalism, Oxford: Rowman & Littlefield Publishers Inc., 2003.
12. Dailey L., Demo L., Spillman M. Most TV/Newspapers Partners At Cross Promotion Stage // Newspaper Research Journal. Vol. 26, No. 4, 2005.
13. Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ // Информационное общество. Вып. 5.1999.
14. ВодолагинА.Л. Интернет-СМИ как арена политической борьбы // Общественные науки и современность, 2002. №1.
15. Уразова С.Л. Конвергенция как фактор жизнеспособности масс-медиа в цифровой среде. Теоретический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011. № 5.
16. Баранова Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. М., 2014.
17. Интервью автора с Алексеем Лоссаном, заместителем главного редактора Дирекции международных проектов «Российской газеты». 29.10.2015
18. Интервью автора с Олесей Носовой зам. гл. ред., шеф-редактором сайта kp.ru. 24.09.2014.
19. Интервью автора с Елизаветой Голиковой, с 2011-2013 гг. - главным редактор «КоммерсантЪ-Онлайн. 17.08.2012.
20. Интервью автора с Владимиром Шушкиным, шеф-редактором сайта aif. ru. - 29.05.2015.
21. Газеты ставят на инфографику. Интернет-ресурс: http://fmf2013.rian.ru/ news/20130313/369004938.html
22. Newspapers Embrace Infographies. Интернет-ресурс: http: //www. infographicdesignteam.com/blog/newspapers-embrace-infographics/
23. Интервью автора с Тиной Бережной, советником генерального директора по информационным технологиям Телеканал RT («Russia Today»). 05.11.2015.
24. Интервью автора с Александром Антоненко, главным редактором проекта «Мобильный репортер». 17.06.2015.
25. Рыбакова М. Новые технологии и радиовещание в сети Интернет (на примере DeutschlandRadio - «ДойчландРадио») // Медиаскоп. Вып., 2008. № 2.
26. Интервью автора с О. Дарницкой, редактором сайта www.silver.ru. 14. 11. 2014.
27. Баранова Е.А. Особенности развития сайтов российских разговорных радиостанций // Медиаскоп., 2015. № 2.
28. Cordeiro P. Radio becoming r@dio: Convergence, interactivity and broadcasting trends in perspective//Participations: Journal of Audience and Reception studies, 2012. V.9. Is.2. P. 497.
29. Гатов В. О. критическом отношении к модным тенденциям // Медиаконвер-генция, которая изменила мир? /Сборник статей к открытой сессии по медиакон-вергенции. Под ред. М.С. Корнева, 2014.
30. Интервью автора с Юлией Волосатой, заместителем главного редактора газеты «Вечерняя Москва» по электронным СМИ. 07.07.2015.
31. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. М., 2008.
■ ■ ■ THE STAGES OF MEDIA CONVERGENCE PROCESS (IN AN ATTEMPT TO DISCRIBE GLOBAL CHANGES IN MEDIA DEVELOPMENT IN 1990-2015)
Author: BARANOVA E.A.
BARANOVA Ekaterina Andreevna, PhD, Associate Professor at the Chair of Journalism and Public Relations, Russian State Social University. Address: 4, Wilhelm Pieck St., 129226, Moscow Russia. E-mail: kat-journ@ yandex.ru
Abstract: It's been 20 years since the beginning of media convergence process. And I still see very different interpretations of the term. I think that the definition
of "media convergence" should be approached through a detailed description of the process stages. This article is an attempt to describe the complex changes that occur at different stages of convergence development. The author believes that, it comprises two main stages, the first stage includes 3 steps. 1) (mid to late 90s). Mass media sites at that time were the full copies of the newspapers in terms of the content or brochure sites of radio station, TV chains; 2) (early to late 2000s).Transformation of the mass media sites into multimedia resources with the original (non-printable, non-air) content (broadcast media were late with the development of online resources as compared with newspaper sites). Traditional print or broadcast journalists start to create content for online resources. In media companies new departments (web department) and new jobs (web-editor, social media editor) were appearing; 3) (late 2000s to 2010s). The media were beginning to develop new media platforms for content distribution (mobile, PDA, e-paper, kindle-editions, since 2010 - the edition for tablets). The emergence of a variety of mobile platforms, the increasing popularity of social media, and acceleration of life have led to a trend towards the development of new forms of journalistic content, based on the principle of packet flow information, laconic, content capsule filing. At this point the process of media convergence can stop. The cause is often the legislation in the field of cross-media ownership. Stage II (from the 2000s to present). The integration of the previously different media types (and possibly other sectors of the media business) on the basis of a single medium (usually on the basis of a newspaper editorial office). The result of such integration is often the emergence of convergent (multimedia) news room, bringing together journalists from different media, working together on the production of content. Attempts to create a converged newsroom were based on the possibility of increasing the productivity of labor, increasing the number of products that are produced by the same number of employees. However, in practice it has turned out that the financial costs only increase. Stage III (from the 2014 to present). The author makes an assumption about the possible beginning of the third stage, which is associated with the development of applications for wearable devices.
The author used a systematic approach, actual implementation of which was carried out by: 1) a conceptual understanding of a wide range of activities; 2) empirical studies (numerous in-depth interviews with the site editors and top managers of Russian media companies), conducted by the author in 2009-2015.
Key words: media convergence; convergence; stages of convergence; the online editions of the media.
References
1. Baranova E. A. Novye realii razvitiya redaktsiy, ili Chto takoe gazetnaya konvergentsiya: Monografiya. M., 2016. [Baranova E. A. (2016). The new realities of newsrooms development, or What is a newspaper convergence. Moscow].
2. Fisher D., Grant A.., Wilkinson J. (2008). Principles of Convergent Journalism, Oxford: Oxford University Press.
3. Quinn S., Vincet F. Filak. (2005). Convergent Journalism an introduction. Amsterdam: Focal Press.
4. Zhang Yuyan Ernest. Examining media convergence: Does it converge good journalism, economic synergies, and competitive advantages? (2008). Ph.D, University of Missouri: Columbia.
kommyhmkomrnq - communicology
5. Zhurnalistika i konvergentsiya: pochemu i kak traditsionnye SMI prevrashchayutsya v mul'timediynye / pod red. A.G. Kachkaevoy. M., 2010. [Journalism and convergence: why and how traditional media are transformed into multimedia. (2010) / Ed. A. G. Kachkaeva. Moscow].
6. Kopylov O.V. Osobennosti tvorcheskoy deyatel'nosti zhurnalista v usloviyakh mediakonvergentsii: dis. kand. filolog. nauk: 10.01.10; Mesto zashchity: Ur. gos. tekhn. un-t-UPI im. pervogo Prezidenta Rossii B.N. El'tsina. Barnaul. 2013. [O.V. Kopylov Features of the creative activity of a journalist in a media convergence. (2013). Dis. Candidate. Philology. Science. Ural Federal University named after Boris Yeltsin. Barnaul].
7. Shesterkina L. P. Formirovanie innovatsionnoy modeli podgotovki zhurnalistov v kontekste stanovleniya konvergentnykh SMI (gumanitarnyy i tekhnologicheskiy aspektv): dis. dok. filolog. nauk: Institut povysheniya kvalifikatsii rabotnikov televideniya i radio. Moscow, 2011. [Shesterkina L.P. Innovative model formation of journalists training in the context of the convergent media formation (human and technological aspects). (2011). Dis. Doc. philologist. Sciences. State Institute of Advanced Studies of Television and Radio Broadcasting. Moscow].
8. KornevM. O vazhnosti byt' ponyatym ili praktika osmysleniya mediakonvergentsii zdes' i seychas Mediakonvergentsiya, kotoraya izmenila mir? /Sbornik statey k otkrytoy sessii po mediakonvergentsii. Pod red. M.S. Korneva. M., 2014. [M. Kornev The importance of being understood or understanding of media convergence practice here and now, Media convergence which has changed the world? / Collection of articles. Ed. by M.S. Kornev. Moscow, 2014].
9. Domingo D. et al. Four Dimensions of Journalistic Convergence: A preliminary approach to current media trends at Spain // Raper for the 8th International Symposium of Online Journalism. University of Texas at Austin.
10. Mediakonvergentsiya i «situatsiya cheloveka»: novye vyzovy, starye voprosy. V pomoshch' prepodavatelyu zhurnalistiki: ucheb. posobie / pod red. S. K. Shaykhitdinovoy. Kazan': Kazan. un-t, 2012. [The media convergence and the "human situation": new challenges, old questions. For Teachers of journalism textbooks. manual / Edited by S.K. Shayhitdinovoy. Kazan: Kazan. University Press, 2012].
11. Kawamoto K. Digital Journalism: Emerging Media and the Changing Horizons of Journalism. (2003) Oxford: Rowman & Littlefield Publishers Inc.
12. Dailey L., Demo L., Spillman M. Most TV/Newspapers Partners At Cross Promotion Stage // Newspaper Research Journal. Vol. 26, No. 4, 2005.
13. Vartanova E.L. K chemu vedet konvergentsiya SMI // Informatsionnoe obshchestvo. vyp. 5.1999. [E.L. Vartanova What is the convergence of media // Information Society. Vol. 5.1999].
14. Vodolagin A.L. Internet-SMI kak arena politicheskoy bor'by // Obshchestvennye nauki i sovremennost', 2002. №1. [Vodolagin A.L. Internet media as an arena of political struggle // Social studies and the present, 2002. №1].
15. Urazova S.L. Konvergentsiya kak faktor zhiznesposobnosti mass-media v tsifrovoy srede. Teoreticheskiy aspekt // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2011. № 5. [Urazova S.L. Convergence as a factor in the viability of the media in a digital environment. The theoretical aspect // Bulletin of the Nizhny Novgorod University N.I. Lobachevsky, 2011. № 5.]
16. Baranova E. A. Konvergentnaya zhurnalistika. Teoriya i praktika. M., 2014. [Baranova E.A. Convergent Journalism. Theory and practice. (2014). Moscow].
17. Interv'yu avtora s Alekseem Lossanom, zamestitelem glavnogo redaktora Direktsii mezhdunarodnykh proektov «Rossiyskoy gazety». 29.10.2015. [Author's interview with
Alexei Lossan, deputy chief editor of the „Russian Newspaper", Directorate of International Projects. 10/29/2015].
18. Interv'yu avtora s Olesey Nosovoy - zam. gl. red., shef-redaktorom sayta kp.ru.
24.09.2014. [Author's interview with Olesya Nosova - deputy. Ch. ed., chief editor of kp.ru. site 09/24/2014].
19. Interv'yu avtora s Elizavetoy Golikovoy, s 2011-2013 gg. - glavnym redaktor «Kommersant""-Onlayn. 17.08.2012. [Author's interview with Elizabeth Golyakova, from 2011-2013 - chief editor of „Kommersant-Online. 17/08/2012].
20. Interv'yu avtora s Vladimirom Shushkinym - shef-redaktorom sayta aif.ru. -
29.05.2015. [Author's interview with Vladimir Shukshin - chief editor of aif.ru. site -05/29/2015].
21. Gazety stavyat na infografiku. Internet-resurs: http://fmf2013.rian.ru/ news/20130313/369004938.html [The newspapers defer to the infographic. Online resource: http://fmf2013.rian.ru/news/20130313/369004938.html]
22. Newspapers Embrace Infographics. Internet-resurs: http: //www. infographicdesignteam.com/blog/newspapers-embrace-infographics/
23. Interv'yu avtora s Tinoy Berezhnoy - sovetnikom general'nogo direktora po informatsionnym tekhnologiyam Telekanal RT («Russia Today»). 05.11.2015. [Author's interview with Tina Berezhnaya - advisor to the general director of Information Technology TV channel RT ( «Russia Today»). 05/11/2015].
24. Interv'yu avtora s Aleksandrom Antonenko - glavnym redaktorom proekta «Mobil'nyy reporter». 17.06.2015. [Author's interview with Alexander Antonenko - editor in chief of the project «Mobile Reporter». 06/17/2015].
25. Rybakova M. Novye tekhnologii i radioveshchanie v seti Internet (na primere DeutschlandRadio - «DoychlandRadio») // Mediaskop. Vyp., 2008. № 2. [Rybakova M. New Technologies and Radio Broadcasting in the Internet: the Case Study of 'DeutschlandRadio' // Mediaskop. Vol., 2008. № 2].
26. Interv'yu avtora s O. Darnitskoy - redaktorom sayta www.silver.ru. 14. 11. 2014. [Author's interview with O. Darnitckiy - editor of www.silver.ru site. 14/11/ 2014].
27. Baranova E.A. Osobennosti razvitiya saytov rossiyskikh razgovornykh radiostantsiy // Mediaskop., 2015. № 2. [Baranova E.A. Development Features of Russian Talk Radio Stations' Websites // Mediaskop, 2015. № 2].
28. Cordeiro P. Radio becoming r@dio: Convergence, interactivity and broadcasting trends in perspective // Participations: Journal of Audience and Reception studies. 2012. V.9. Is.2. P. 497.
29. GatovV. O kriticheskom otnoshenii k modnym tendentsiyam // Mediakonvergentsiya, kotoraya izmenila mir? /Sbornik statey k otkrytoy sessii po mediakonvergentsii. Pod red. M.S. Korneva, 2014. [Gatov V. On the critical attitude to fashion trends // media convergence, which has changed the world? / Collection of articles in open session on media convergence. 2014].
30. Interv'yu avtora s Yuliey Volosatoy, zamestitelem glavnogo redaktora gazety «Vechernyaya Moskva» po elektronnym SMI. 07.07.2015. [Author's interview with Julia Volosataya - deputy editor of the newspaper "Evening Moscow" in the electronic media. 07/07/2015].
31. Toffler E., Toffler Kh. Revolyutsionnoe bogatstvo, 2008. [Toffler E., Toffler H. Revolutionary Wealth, 2008].