Научная статья на тему 'Мультимедийный контекст продвижения радиовещания в социальных сетях в аспекте медиаконвергенции'

Мультимедийный контекст продвижения радиовещания в социальных сетях в аспекте медиаконвергенции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1093
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИЯ / МУЛЬТИМЕДИА / СМИ / РАДИОВЕЩАНИЕ / ПРОДВИЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Асланова (Новаторова) С.В.

Исследуются новые методы продвижения эфирных радиостанций в аспекте развития социальных сетей и медиаконвергенции. Новые условия диктуют новое использование сайта эфирного вещателя в сети Интернет как интерактивной гипертекстуальной площадки, а не визитной карточки и элемента визуализации бренда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMEDIA CONTEXT OF BROADCASTING PROMOTION IN SOCIAL NETWORKS IN THE ASPECT OF MEDIA CONVERGENCE

We consider new methods for promoting «on-air» radio stations in the context of the development of social networks and media convergence. New conditions dictate new use of the air broadcaster in the Internet as an interactive platform, rather than a business card and visualization element of the brand as before.

Текст научной работы на тему «Мультимедийный контекст продвижения радиовещания в социальных сетях в аспекте медиаконвергенции»

Журналистика

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 4 (2), с. 190-192

УДК 32.019.5

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КОНТЕКСТ ПРОДВИЖЕНИЯ РАДИОВЕЩАНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ В АСПЕКТЕ МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИИ

© 2013 г. С.В. Асланова (Новаторова)

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

8поуа1;огоуа@таД. ги

Поступила в редакцию 23.03.2013

Исследуются новые методы продвижения эфирных радиостанций в аспекте развития социальных сетей и медиаконвергенции. Новые условия диктуют новое использование сайта эфирного вещателя в сети Интернет как интерактивной гипертекстуальной площадки, а не визитной карточки и элемента визуализации бренда.

Ключевые слова: медиаконвергенция, мультимедиа, СМИ, радиовещание, продвижение, социальные сети.

Процесс медиаконвергенции в российских СМИ активно развивается уже более десятка лет. Однако лишь в последние годы, с появлением новой медиареальности, связанной с развитием социальных сетей и появлением новых мультимедийных платформ, конвергенция в отечественных медиа стала практически тотальной.

Ранее, в течение прошедших пяти лет, исследователи [1, с. 25] выделяли ряд базовых аспектов медиаконвергенции, таких как:

- конвергенция сетей, главным итогом которой стало появление цифрового телевидения и возможности использования (параллельно базовой трансляции телевизионного сигнала) компьютерной инфографики, а также одномоментного предоставления потребителю доступа в Интернет и прямого телефонного соединения с телестудией.

- создание мультифункциональных устройств (платформ) для одновременного приема телефонного сигнала, интернет-подключения, а также с возможностью фото-, аудио- и видеосъемки и с наличием программ обработки изображений и аудиовидеосигналов.

- появление чатов, блогов и коротких мобильных сообщений, доставляемых до потребителя одинаковым электронным способом.

- слияние и поглощение жанров и форм разных видов журналистики, появление нового стиля подачи информации с учетов технологии приема их потребителем, в связи с чем возникла реальная проблема унификации журналистского труда, а также появились новые профессии в сфере медиакоммуникации [2].

- медиаконвергенция как бизнес-стратегия, а именно - процесс создания конвергентной ре-

дакции в медиахолдинге как способ оптимизации его работы и увеличения эффективности труда сотрудников, овладения ими навыками работы с электронными девайсами и гаджетами.

- межвидовая конвергенция, близкая по смыслу к кросс-промоушну, когда разные виды медиа продвигают друг друга, используя разные по специфике медиаплатформы.

Новые технологии породили у потребителя новое, клиповое мышление и новый («горизонтальный», создаваемый по принципу «человек-платформа-человек», выработанный с помощью унифицированных технологических устройств типа смартфонов или планшетных компьютеров) способ коммуникации.

Исходя из вышесказанного, на первый план в развитии всех видов СМИ вышли сегодня такие их качества, как визуализация, интерактивность, производство «клипового» каст-кон-тента. Федеральные и региональные телеканалы, к примеру, уже не обходятся трансляцией телевизионной «картинки», все чаще прибегая к инфографике, слайдкастингу и другим мультимедийным инструментам, необходимым для современного восприятия информации. Печатные издания массово переходят на электронную платформу и используют последние достижения компьютерной графики для иллюстрации материалов, рекламы и анонсирования.

Одновременно с этим все вышеозначенные качества (оперативность, интерактивность, мультимедийность) мы видим сегодня у крупнейших социальных сетей, которые, изначально создаваясь под личные потребности зарегистрированных пользователей, сегодня сами формируют медиареальность и сглаживают границу между «профессиональной» и «непро-

фессиональной» медиакоммуникацией. Во многих случаях потребители медиапродукта являются более оперативными и достоверными в плане подачи и интерпретации информации, чем её реальные поставщики, то есть СМИ.

Таким образом, очевидным становится тот факт, что сегодня наиболее современные СМИ вынуждены обратиться к соцсетям и работать совместно на этой площадке едва ли менее активно, чем на своей базовой платформе [3].

* * *

Следует отметить, что сложнее всего процесс конвергенции и мультимедиатизации происходит в сфере эфирного радиовещания. В России, в отличие от США и Европы, эфирных радиовещателей сегодня в процентном отношении гораздо больше, чем онлайн-вещателей или студий, производящих подкасты и другие аудиопродукты. Процесс «интернетизации» аудиоСМИ затруднен в нашей стране не только и не столько вопросами развития технологий, сколько самим восприятием радиовещателями темы продвижения своего продукта в Сети.

Еще на рубеже веков, в «нулевые» годы, Интернет воспринимался многими эфирными радиовещателями лишь как дополнительная площадка для саморекламы, а также для дублирования передачи эфирного сигнала [13].

К слову сказать, большая часть эфирных радиовещателей, особенно в регионах, по-прежнему рассматривает свой сайт в сети Интернет как визитную карточку радиостанции и элемент визуализации бренда. И лишь немногочисленные топ-менеджеры радиостанций опираются на сайт как на интерактивную гипертекстуаль-ную площадку, где можно общаться со слушателями в режиме реального времени, визуализировать элементы контента (например, рекламу, анонсы программ, фото гостей и т.д.), а также организовать онлайн трансляцию из эфирной студии с помощью веб-камер (например, Радио «Адам» г. Ижевск или радио «Нижний Новгород» г. Н.Новгород). №^вещатели, для которых интернет-пространство является единственной индустриальной площадкой для функционирования, гораздо раньше освоили эти возможности для привлечения дополнительной аудитории. Для многих станций, вещающих в формате news-talk, интернет-сайт стал одномоментно информационной лентой, что сняло проблему сиюминутности радиосообщений. Кроме того, практически все вещатели сегодня осознают, что интернет-сайт радиостанции - источник дополнительной прибыли, поскольку рекламодатели могут купить пакетное

рекламное предложение (аудиореклама, текстовая и баннерная реклама на сайте).

Многие топовые российские радиостанции, входящие в крупные медиахолдинги, решают проблему визуализации контента (особенно музыкального) не за счет интернет-ресурсов, а создавая видеоканалы под общим мультимедийным брендом, либо под иным брендом, но четко отражающим формат ведущей радиостанции (тв-канал «Шансон» или канал РУ.ТВ).

Однако наиболее актуальной и своевременной является новая стратегия продвижения станции. Это продвижение осуществляется в интернет-пространстве и имеет в себе некую интерперсональную доминанту.

Наличие в социальных сетях аккаунтов радиостанций, а также страничек её главных эфирных персонажей или даже неких придуманных героев «заэфирья» - вот новый эффективный рычаг развития аудиоСМИ в быстро меняющей медиареальности.

Facebook и другие сети с их мультимедийными возможностями дают радиостанции или студии-продакшн целый набор новых инструментов для продвижения и привлечения аудитории. К ним относятся:

- вовлечение слушателя в процесс создания контента (конкурсы, опросы, видео, фото и иллюстративные анонсы или отчеты), что дает слушателю возможность выбора или соучастия в производстве элементов радиотрансляции;

- персонификация как эфирных персонажей, так и слушателей станции (для этого требуется не только размещение фото, как на официальном сайте, но и создание личных аккаунтов, где можно общаться как в эфире, так и вне его), что дает радиостанциям возможность составить реальный портрет их аудитории;

- возможность интерактивного общения в реальном времени посредством не только звонка в прямой эфир, но и общения на странице в соцсети;

- возможность оперативного комментирования контента, появившегося на радио, в режиме реального времени, а также возможность выработки совместных решений по вопросам, требующим коллективного обсуждения;

- возможность усилить через визуализацию на страничке базовую эмоцию, которую предлагает формат радиостанции.

В данном контексте на первый план выходит проблема освоения новых навыков у эфирных сотрудников радио. К базовым навыкам работы в прямом эфире и созданию различных элементов аудиоконтента прибавляется умение делать фото- и видеосъемку, освоить технологию рабо-

ты в соцсетях и т.д. Иными словами, деятельность сотрудников радиостанций перестаёт быть исключительно редакторской или сугубо производственно-технологической, а становится проектно-медиакоммуникативной.

Список литературы

1. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2010.

2. Медиаконвергенция: методика преподавания // Сайт факультета журналистики МГУ [http://www.journ.msu.ru/staff/news/4535/]/ Дата публикации 12.04.2012.

3. Медиаконвергенция или новая эпоха журнали-

стики//Материалы международной конференции «СМИ и социальные сети: Перспективы взаимодействия» 26 сентября 2011 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=

jd5uiY26PгI (Дата обращения: 10.10.2011.)

4. Дмитриев О. Медиаконвергенция - это воз-

можность выхода в открытый мир, это возможность быть конкурентоспособным // Материалы новостного медиа-портала Inteгnews. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.internews.kz/node/4317

(Дата обращения: 22.09.2009).

5. Карпенко И. Типологические и функциональные особенности сетевого радиовещания // КЕЬОА. №6 (262), 01.05.2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1980&level1=main&level2= aricles (Дата обращения 25.06.2012.)

6. Мартынов Д. Издательский контент в цифровую эпоху: создание, распространение, монетизация // Материалы Международной конференции «Издательский контент в цифровую эпоху: создание, распространение, монетизация» // Публикация Planeta SMI 17 ноября 2011 г. http://www.planetasmi. ru/blogi/comments/11762.html.

7. Баранова Е.А. Особенности развития газетных редакций в условиях медиаконвергенции. Автореферат дис. ... канд. филол. наук. М.: МГУ, 2011. 40 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/osobennosti-razvitiya-gazetnykh-redaktsii-v-usloviyakh-mediakonvergentsii.

8. Калмыков А.А. Профессиональная универсализация и специализация конвергентных СМИ // Эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ / Дата публикации 28 января 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2011/01/28/1792/.

9. Карпенко И.И. Трансформация работы современных радиовещательных организаций под влиянием медиаконвергенции // Материалы научно-практической конференции 2007 г. Личность - слово - социум. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pws-conf.ru/nauchnaya/lss-2007/354-sociokulturnyy-diskurs-sredstv-massovoy/7884-transformaciya-raboty-sovremennyh-radioveschatelnyh-organizaciy-pod-vliyaniem-mediakonvergencii.html.

10. Карпенко И.И. Радиовещание в Интернете: формы вещания, специфика профессиональной деятельности журналистов, новые направления развития // Вестник. Серия: Филология. Журналистика. 2009. № 1.

MULTIMEDIA CONTEXT OF BROADCASTING PROMOTION IN SOCIAL NETWORKS IN THE ASPECT OF MEDIA CONVERGENCE

S. V. Aslanova (Novatorova)

We consider new methods for promoting «on-air» radio stations in the context of the development of social networks and media convergence. New conditions dictate new use of the air broadcaster in the Internet as an interactive platform, rather than a business card and visualization element of the brand as before.

Keywords: media convergence, multimedia, media, broadcasting, promotion, social networks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.