Научная статья на тему 'Типологические особенности и проблемы функционирования корпоративногорадиовещания в современном мультимедийном пространстве'

Типологические особенности и проблемы функционирования корпоративногорадиовещания в современном мультимедийном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
486
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАДИОВЕЩАНИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ / МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ РАДИО / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ РАДИОВЕЩАНИЯ / ТРЕНДЫ В РАЗВИТИИ РАДИОВЕЩАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ / TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF BROADCASTING / MULTIMEDIA / MEDIA CONVERGENCE / CORPORATE RADIO / VISUALIZATION OF BROADCASTING / TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF BROADCASTING AT THE PRESENT STAGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Асланова С. В.

Вопросы типологизации радиостанций в условиях мультимедиатизации и медиаконвергенции становятся год от года все более актуальными. Особенно, если учесть то обстоятельство, что новые технологические площадки дают возможность не только прослушивать, но и просматривать основные элементы контента радиостанций, а также полноценно участвовать в процессе его создания. В рамках нового мультимедийного пространства нашлось место и для корпоративных радиостанций, и сегодня это успешно развивающийся тип «проводного» вещания, тогда как, по мнению многих исследователей, подобный тип передачи аудиосигнала является рудиментом советских времен и уходит в небытие. На примере развития корпоративной радиопрограммы «Страна Росатом» можно проследить, как, следуя за трендами последних лет, используя новые инструменты, создавая мультимедийный контент, это «проводное» радиопостоянно привлекает новых молодых радиослушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGICAL FEATURES AND FUNCTIONALITY PROBLEMS OF CORPORATE BROADCASTING UNDER MULTIMEDIA SPACE CONDITIONS

Svetlana Aslanova article is devoted to questions of typology radiostations under media convergence and multimedia process. Particular attention is paid to the corporate radiostations as successfully developing the type of "wired" broadcasting which, according to the researchers, is a vestige of the Soviet era and goes into oblivion. Author notes that broadcasting, following the trends of recent years, more and more visualized by drawing with the new tools for аyoung listeners.

Текст научной работы на тему «Типологические особенности и проблемы функционирования корпоративногорадиовещания в современном мультимедийном пространстве»

Журналистика

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с.411-413

УДК 070 (075.8)

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО РАДИОВЕЩАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МУЛЬТИМЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

© 2014 г. С.В. Асланова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

radioclass@mail.ru

Поступила в редакцию 19.05.2014

Вопросы типологизации радиостанций в условиях мультимедиатизации и медиаконвергенции становятся год от года все более актуальными. Особенно, если учесть то обстоятельство, что новые технологические площадки дают возможность не только прослушивать, но и просматривать основные элементы контента радиостанций, а также полноценно участвовать в процессе его создания. В рамках нового мультимедийного пространства нашлось место и для корпоративных радиостанций, и сегодня это успешно развивающийся тип «проводного» вещания, тогда как, по мнению многих исследователей, подобный тип передачи аудиосигнала является рудиментом советских времен и уходит в небытие. На примере развития корпоративной радиопрограммы «Страна Росатом» можно проследить, как, следуя за трендами последних лет, используя новые инструменты, создавая мультимедийный контент, это «проводное» радио постоянно привлекает новых молодых радиослушателей.

Ключевые слова: типологические характеристики радиовещания; мультимедийность; медиаконвер-генция; корпоративное радио; визуализация радиовещания; тренды в развитии радиовещания на современном этапе.

По данным Яндекса, в течение каждого месяца текущего года слово «радио» пользователи Интернет запрашивают более восьми миллионов раз, словосочетание «слушать радио онлайн» - примерно два с половиной миллиона, «слушать радио онлайн бесплатно» - около миллиона раз. Эти данные вполне наглядно характеризуют базовые процессы, происходящие в сфере современного радиовещания:

- во-первых, радио по-прежнему в тренде, и рассказы о его скорой «кончине», несомненно, преждевременны;

- во-вторых, интенсивно развивающиеся технологии передачи аудиосигнала, используемые, в частности, в современном интернет-пространстве и мобильных устройствах, сделали возможным предъявить потребителю новый мультимедийный продукт, созданный на базе классического эфирного радиовещания;

- в-третьих, радио, как и все современные медиа, все более конвергируется: не только в плане технологий и в плане контента, но и в плане бизнес-модели [1];

- в-четвертых, на радио всё более стираются рамки, отделяющие производителя контента от его потребителя. Радиовещание превратилось в симбиоз массового и интерперсонального медиа, где слушатель или сообщество слушателей с каждым днем всё более влияет на выбор

элементов программинга и создает свой персональный продукт на базе массовой его модели.

На фоне происходящих изменений становится актуальным вопрос об уточнении типологических характеристик радиовещания на современном этапе - как в технологическом аспекте, так и в плане создания новых форм аудиоконтента. Определяя место того или иного ресурса в общей медиасистеме, современным радиовещателям удается наиболее эффективно развивать радиостанции как предприятия и как СМИ.

Говоря о технологиях, исследователи, в первую очередь, имеют в виду способ передачи аудиосигнала. Однако сегодня деление радиовещания на проводное, эфирное и вещание онлайн [2], представляется не совсем корректным, так как радио год от года становится всё более универсальным в плане технологических площадок, откуда потребитель может получить сигнал той или иной радиостанции.

Сигнал эфирных радиостанций практически повсеместно дублируется в онлайн-режиме, радио можно слушать с помощью мобильного телефона, а «топовые» эфирные станции имеют обязательные интерактивные мобильные приложения для смартфонов и планшетных компьютеров. Радиостанции можно слушать дома через smart-TV. И хотя в «чистом» эфирном

412

С.В. Асланова

виде радиостанции еще пока вещают в большинстве российских регионов, однако наличие онлайн-версии и мобильных приложений для них - вопрос ближайшего будущего.

Интернет-радиостанции также претерпели целый ряд изменений в плане технологий. Упрощенная схема интерактивного взаимодействия аудитории и радиовещателей, а также появление технических возможностей для слушателей создавать собственные элементы контента и влиять на базовую модель радиопрограммы привели к еще большей, чем на этапе становления этого типа вещания, нишевизации станций, увеличению количества тематических подка-стов и возникновению «радиостанций от слушателей».

Заметим, что онлайн-вещание может дублировать и проводной сигнал. Вообще, к проводному вещанию, которое, в противовес мнениям исследователей [3], продолжает развиваться в России, сегодня следует относить гораздо большее, чем ранее, количество ресурсов, а именно:

- классическое федеральное и муниципальное проводное радио с абонентскими радиоточками (например, государственная радиосеть «Радио России»);

- уличное радио (зарегистрированные как СМИ проекты, основанные на радиофикации городских улиц. К примеру, только в Нижегородском регионе к этому типу вещания относится «Радио Точка», «Радио на Покровке» и «ЛиК-радио город Семенов»);

- радиоузлы (корпоративное радио на предприятиях и в организациях, радиоузлы в школах, вузах и т.д.). Это особенный тип вещания, поскольку многие радиоузлы не имеют регистрации как СМИ, однако и цель их работы, и производимый контент - это радиовещание в чистом виде.

Особенно актуальным представляется сегодня развитие корпоративных радиосетей на крупных предприятиях. Современное корпоративное радио, кроме трансляции программ с помощью технических средств радиоузла, параллельно размещает произведенный контент на своих внешних и внутренних сайтах, а также в социальных сетях. К примеру, разработанный в Нижнем Новгороде Школой-студией «Радиокласс» проект - корпоративное радио «Страна Росатом» - вещает более чем на 30 радиоузлах предприятий атомной отрасли. Проект зарегистрирован как СМИ. Кроме того, целевая аудитория проекта слушает программы «атомного радио» на официальном сайте Росатома -rosatom.ru, а также на внутренних сайтах пред-

приятий, входящих в отраслевой контур. Молодежь слушает программы и анонсы «Страны Росатом» в соцсетях - аккаунты «Атом Радио» зарегистрированы на БасеЬоок, в 1^а§гат и «В контакте». Подкасты с элементами программ выложены на подкаст-порталах, и при желании их можно закачивать с мобильных телефонов и смартфонов. Таким образом, аудитория не просто слушает программы: скорее, смотрит, слушает и участвует в создании передач. Сегодня это СМИ признано лучшим в числе корпоративных медиа в стране (фестиваль «Пресс-служба года, апрель 2013 г.)

В принципе, главный медиатренд последних пяти-семи лет - клиповая визуализация всех видов контента - привел радиовещание к новым и интересным креативно-технологическим моделям. Веб-камеры в эфирных студиях сменила концепция «радиовижн» (наиболее успешной реализованной версией представляется rtl.it), когда аудиоконтент специфично визуализируется для онлайн-вещания и кабельной телеверсии. Многие радиовещатели в качестве эффективного бизнес-решения предложили создание в рамках своих медиахолдин-гов схожих с базовой радиостанцией по контенту телевизионных каналов - как под единым мультимединым брендом, так и с использованием близкого по духу собственного бренда. Некоторые радиовещатели приоткрыли для слушателя дверь в свою профессиональную «кухню» и показывают, как и чем живет редакция в режиме онлайн.

Основные принципы работы с официальными сайтами у большинства радиостанций изменились. Сегодня сайты предлагают не только свои «визитки» и онлайн-трансляцию базового сигнала. Сайт станции - это дополнительные возможности для рекламодателей, практически аффилированные СМИ, где размещается эксклюзивная информация, а также максимально визуализируются как эфирные персоналии, так и события, происходящие внутри редакции.

Наиболее успешным итогом мультимедиати-зации радио, как уже отмечалось выше, стала новая базовая доминанта его продвижения в социальных сетях. Изначально соцсети рассматривались вещателями как площадки для анонсирования событий и интерактивного общения с аудиторией. Сегодня на этих площадках формируется новый тип конвергированного контента радиостанций, созданного с учетом пожеланий слушателей.

В итоге, новым единым креативно-технологическим типом передачи аудиоконтента может

Типологические особенности и проблемы функционирования корпоративного радиовещания

413

являться такой вариант, при котором любое аудиовещательное СМИ, представленное в эфире, на проводах или(и) в сети, будет иметь свои площадки для интерактивной работы, а также свой визуализированный минимум - на телеэкране и в мобильном телефоне, на сайте и в соцсетях. Наступает время, когда слушатель должен видеть свое радио и быть равноправным его создателем наряду с производителем аудиоконтента.

Список литературы:

1. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / Под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2010.

2. Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистки: история, теория, практика (публикации разных лет). Ростов-на-Дону: ООО «Терра», НПК «Гефест», 2002; Телерадиоэфир: История и современность / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2005.

3. Асланова (Новаторова) С.В. Проводим «провода»? // Национальный контроль. 2013. № 6-7. С. 49.

TYPOLOGICAL FEATURES AND FUNCTIONALITY PROBLEMS OF CORPORATE BROADCASTING UNDER MULTIMEDIA SPACE CONDITIONS

S.V.Aslanova

Svetlana Aslanova article is devoted to questions of typology radiostations under media convergence and multimedia process. Particular attention is paid to the corporate radiostations as successfully developing the type of "wired" broadcasting which, according to the researchers, is a vestige of the Soviet era and goes into oblivion. Author notes that broadcasting, following the trends of recent years, more and more visualized by drawing with the new tools for аyoung listeners.

Keywords: typological characteristics of broadcasting; multimedia; media convergence; corporate radio; visualization of broadcasting; trends in the development of broadcasting at the present stage.

References

1. Zhurnalistika i konvergencija: pochemu i kak tradicionnye SMI prevrashhajutsja v mul'timedijnye / Pod red. A.G. Kachkaevoj. M., 2010.

2. Akopov A.I. Nekotorye voprosy zhurnalistki: is-torija, teorija, praktika (publikacii raznyh let). Rostov-

na-Donu: OOO «Terra», NPK «Gefest», 2002; Teleradi-ojefir: Istorija i sovremennost' / Pod red. Ja.N. Zasurskogo. M.: Aspekt Press, 2005.

3. Aslanova (Novatorova) S.V. Provodim «provo-da»? // Nacional'nyj kontrol'. 2013. № 6-7. S. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.