Научная статья на тему 'Мультимедиатизация региональной журналистики: формирование современного контента'

Мультимедиатизация региональной журналистики: формирование современного контента Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
891
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пользователь / мультимедиатизация / гипертекстуальность / мультимедийное мышление / медиаповедение / социальная сеть / конвергенция. / user / multimediatization / hyper textualism / multimedia thinking / media behavior / social network / convergence

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Скрипникова Надежда Николаевна

В статье рассматриваются процессы мультимедиатизации журналистики, которые вызваны изменением технических возможностей как производителя информации (медиа), так и потребителя новостей. Влияние глобальной мультимедийной тенденции заставляет региональные издания онлайн-СМИ экспериментировать с новыми мультимедийными жанрами. Автор статьи приводит примеры мультимедийных элементов, которые помогают привлечь внимание общественности, диверсифицировать поток новостей и, что более важно, улучшить восприятие информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMEDIATIZATION OF REGIONAL JOURNALISM: FORMING OF MODERN CONTENT

In article questions of change of a role of traditional mass media, processes of a multimediatization of journalism which are raised by digital revolution, change of technical capabilities of both the producer of information (media), and the consumer of news are considered. Influence of a global multimedia tendency forces regional editions of online media to experiment with new multimedia genres. The author of article gives examples of multimedia elements which help to draw public attention, to diversify a news flow and that is more important, to improve perception of information. On the basis of the conducted research of tools of multimedia journalism and methods of their use in the Voronezh media it is possible to draw the following conclusion: the multimedia journalism at the regional level still is in a stage of formation and development: editions try new tools and monitor reaction of the public. The main prerequisite of development of multimedia journalism in Voronezh is existence of available services for visualization of information and its representation in a multimedia key. These tools are simple in use and do not demand special skills.

Текст научной работы на тему «Мультимедиатизация региональной журналистики: формирование современного контента»

УДК 070 Б01 10.24411/2070-0695-2020-10117

Н. Н. Скрипникова

Воронежский государственный технический университет,

Воронеж

МУЛЬТИМЕДИАТИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ: ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО КОНТЕНТА

В статье рассматриваются процессы мультимедиатизации журналистики, которые вызваны изменением технических возможностей как производителя информации (медиа), так и потребителя новостей. Влияние глобальной мультимедийной тенденции заставляет региональные издания онлайн-СМИ экспериментировать с новыми мультимедийными жанрами. Автор статьи приводит примеры мультимедийных элементов, которые помогают привлечь внимание общественности, диверсифицировать поток новостей и, что более важно, улучшить восприятие информации.

Ключевые слова: пользователь, мультимедиатизация, гипертекстуальность, мультимедийное мышление, медиаповедение, социальная сеть, конвергенция.

На современном уровне развития социально-экономической системы в России в условиях устойчивого перехода к цифровой экономике все большее внимание уделяется развитию информационных технологий в сфере массовых коммуникаций. Признавая неизбежность всеобщей информатизации и внедрения передовых компьютерных технологий, средства массовой информации переживают период поиска современных форм присутствия в цифровом медиапространстве.

Сегодня задача СМИ - не только собирать, получать и представлять информацию, но также с помощью новых технических возможностей предлагать широкий контекст новостей. Безусловно, мультимедиатизация журналистики была вызвана цифровой революцией, то есть изменением технических возможностей как производителя информации (медиа), так и потребителя новостей. Но главной причиной мультимедиатизации СМИ стали, конечно, потребительские запросы.

Современный человек живет в мире информационной перегруженности: каждый день мы сталкиваемся с сотнями различных типов медиасообщений. К традиционным медиа и традиционным типам коммуникации были добавлены новые медиа и новые виды связи: блоги, социальные сети, мобильные телефоны, планшеты и т. д. Теперь потребитель может получать новости в любой ситуации: на ходу, в очереди, в личном и общественном транспорте, на работе, во время еды, во время занятий спортом, если в его распоряжении есть устройство, позволяющее получать новости. Среди аудитории современных СМИ сформировался слой людей, которые не читают газеты, не смотрят телевизор и не слушают радио. Интернет и мобильные сервисы играют для них важную информационную роль. Чтобы не упускать из виду этих людей, традиционные средства массовой информации были вынуждены предлагать контент, отвечающий их потребностям, в их обычной онлайн-среде. Этот контент стал совершенно новым продуктом, который сочетает в себе все возможности онлайн-среды: интерактивность, гипертекстуальность, мультимедийность, которые заложены в саму технологию сети Интернет, что заставляет журналистику отказываться от однонаправленных способов коммуникации. Интернет, мобильная среда, беспрерывный круг потребления информации, потеря СМИ монополии на производство новостей и статус первоисточника, принципиально новая коммуникативная среда и другие факторы радикально изменили саму концепцию доставки, дистрибуции новостей к потребителю. Мультиплатформенное СМИ вещает одновременно на нескольких платформах и каналах (например, бумага, сайт, радио, мобильное приложение, инфоэкраны и пр.) [4. С. 77]. Интернет-СМИ начинают серьезно конкурировать не только с газетами и журналами, но с телевидением. Пользователи, просматривающие телепередачи, обращаются к веб-версиям телепрограмм, считая их самостоятельными СМИ, число таких пользователей по некоторым оценкам составляет более трети всех пользователей.

Мультимедийное^ дает возможность использовать все доступные средства, одновременно учитывать потребности конкретного читателя и/или группы читателей. Например, развитие технологийтакназываемых«болыпихданных» (Big data) позволяетне только индивидуализировать контент, но и сам интерфейс - на основании вкусовых предпочтений пользователя [9; 5. С. 28].

Региональные СМИ активно движутся в сторону мультимедиа. В сетевых форматах акцентируется внимание на контенте сообщений (новость, оригинальность, своевременность и качество), на восприятии информации для пользователя (удобная навигация и рубрикатор, доступность), что определяет его организационную структуру как типа редакции - современной и технологичной - и предъявляет соответствующие требования к специалистам: журналистам, бильд-редакторам, web-дизайнерам, IT-технологам [10. С. 119].

В цифровую эпоху меняются не только форматы и платформы СМИ - перестройке подвержен непосредственно процесс подготовки контента. Журналист должен обладать гораздо более широкими, чем ранее, компетенциями. Теперь, когда важны не только эффективность и эксклюзивность, но и «упаковка» информации, умение работать с мультимедийными инструментами становится необходимым для профессиональных журналистов. Понимание работы этих сервисов и «мультимедийное мышление» позволяют представлять информацию в понятной и доступной форме. Процесс мультимедиатизации СМИ является новым этапом в развитии современной региональной журналистики, что также объясняет актуальность выбранной нами темы исследования.

В зарубежной и отечественной литературе медиаконвергенция и мультимедиатизация СМИ изучены довольно широко. Однако в связи с постоянно обновляемым миром информационных технологий научные труды, посвященные данной теме, быстро устаревают и нуждаются в дополнениях. Исследователи зарубежных СМИ С. Куин, Д. Фишер, А. Грант, Дж. Уилкинсон дают подробное описание процесса конвергенции в теоретическом аспекте. М. Люки, М. Бриггс, С. Куин подготовили практические пособия для журналистов в области мультимедиа. Особое внимание в них уделяется созданию аудиовизуального контента.

Отечественные исследователи стали обращаться к проблеме конвергенции СМИ в конце 1990-х [1; 2]. Большинство учебных пособий российских авторов посвящено онлайн-журналистике. В учебниках А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой [6], А. А. Калмыкова, Л. А. Кохановой [5; 7], С. Г. Машковой [8] рассказывается о специфике сетевых СМИ, использовании интернет-технологий в работе журналиста. В учебном пособии под редакцией М. М. Лукиной «Интернет-СМИ. Теория и практика» [3] рассмотрена организация работы редакции, рассматриваются понятия «конвергенция», «мультимедиа», «конвергентная журналистика», описывается организация работы конвергентной редакции.

Чтобы понять изменения, которые происходят в редакциях местных СМИ, мы провели исследование и на его основе описали основные инструменты мультимедийной региональной журналистики. В качестве источников рассмотрены ведущие региональные информационные агентства и СМИ (РИА Новости - http://ria.ru; Региональное информационно-аналитическое «Агентство Бизнес Информации» - https://abireg.ru; Воронежский городской портал -http://36on.ru; Информационный портал газеты «Коммуна» - https://communa.ru).

Мультимедийные элементы помогают разнообразить представление информации, привлечь внимание аудитории, а также улучшить восприятие информации, которая, например, в виде текста не будет воспринята аудиторией. Фактически, эта «переупаковка» - это искусство создания мультимедиа.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что конвергенция - это процесс, который происходит одновременно на нескольких уровнях. Технологически конвергенция проявляется как процесс, который объединяет различные типы цифровой информации в различных средах. Мультимедиа является одним из проявлений и выражений конвергенции, которая по своей сути является более глобальным и общим процессом. Сочетание нескольких технических устройств и оцифровка содержания сделали возможным существование мультимедийных работ на практике. Следует также иметь в виду, что конвергенция - это процесс объединения различных платформ, а мультимедиа является характеристикой продукта, изготовленного с использованием различных знаковых систем. То есть эти два термина описывают различные явления, которые используют общие значения и методы. Некоторые исследователи предлагают использовать термины

«конвергентная журналистика» и «мультимедийная журналистика» в качестве синонимов [2. С. 12; 6. С. 28; 5. С. 17, 27; 8. С. 118-126] в смысле «использования нескольких платформ». Такой чисто технический подход допустим и объединяет эти два явления, стирает границу между ними. Однако термин «конвергенция» гораздо шире, поскольку включает несколько аспектов: технологический, экономический, организационный и т. д.

На основе проведенного исследования инструментов мультимедийной журналистики и методов их использования в воронежских СМИ можно сделать следующий вывод: мультимедийная журналистика на региональном уровне все еще находится в стадии становления и развития, редакции пробуют новые инструменты и следят за реакцией общественности. Основной предпосылкой развития мультимедийной журналистики в Воронеже является наличие доступных сервисов для визуализации информации и ее представления в мультимедийном ключе. Эти инструменты просты в использовании и не требуют специальных навыков. Самые «продвинутые» воронежские редакторы уже освоили некоторые инструменты (например, слайд-шоу, инфографику, фотогалереи, видео, мультимедийные статьи) и активно используют их. Среди положительных аспектов использования мультимедиа в редакциях можно выделить: саморазвитие журналистов, развитие навыков мультимедийного мышления, разнообразные жанры предоставления информации и уникальный контент. К недостаткам относится, прежде всего, тот факт, что создание мультимедийного произведения занимает больше времени, чем создание обычного материала. Мультимедийная статья требует четкого планирования. Переход на мультимедиа подразумевает дополнительные финансовые затраты (платный доступ к услугам, продвижение контента, обучение и финансовая мотивация сотрудников). Наше исследование показало, что мультимедийная журналистика в региональных СМИ только развивается.

Есть безусловные «лидеры» мультимедиа (Региональное информационно-аналитическое «Агентство Бизнес Информации», РИА «Воронеж»), есть редакции, которые делают упор на 1-2 видах мультимедиа (Информационное агентство Галерея Чижова, moe-online.ru -фото и инфографика), есть СМИ, которые с осторожностью подходят к использованию новых инструментов (36on.ru), есть редакции, которые работают преимущественно с двумя традиционными «инфомолекулами» - текстом и фотоиллюстрацией (Информационный портал Воронежа и Воронежской области «Коммуна»). Неравномерно используются мультимедийные инструменты и в рамках одного сайта. Как правило, у каждой редакции есть свои «мультимедийные предпочтения» - жанры, которыми журналисты овладели лучше всего. На информационном портале Воронежа и Воронежской области «Коммуна» - это фоторепортаж, в региональном информационно-аналитическом агентстве бизнес-информации «Абирег» и РИА «Воронеж» -инфографика, в 36on.ru - фотогалереи. Однако нельзя выделить какое-то одно издание, которое выгодно бы отличалось от других по использованию мультимедийного контента, где бы помимо привычных фотогалерей можно было встретить разнообразную инфографику, слайд-шоу, аудиоиллюстрации, анимацию, тайм-линии, 3D-панорамы, коллажи, скриншоты. Все это говорит о том, что воронежская журналистика не в полной мере освоила использование жанров мультимедийной журналистики. Однако влияние глобальной мультимедийной тенденции заставляет региональные издания онлайн-СМИ экспериментировать с новыми мультимедийными жанрами. В наши дни использование мультимедиа - это не только мода, но и необходимость. Это атрибут современных онлайн-медиа. Мультимедийные элементы помогают привлечь внимание общественности, диверсифицировать поток новостей и, что более важно, улучшить восприятие информации.

Сегодня можно уверенно сказать, что сегмент электронных СМИ Воронежа расширяет информационное пространство территории, качественно улучшает региональную журналистику, в том числе за счет участия пользователей интернет-ресурсов, которые активно формируют региональное медиаполе.

Список литературы

1. Баранова Е. А. Процесс конвергенции СМИ в российских газетных редакциях (по результатам исследований 2009-2012 гг.) // Медиаскоп, 2013. № 1. URL: http://mediascope.ru/ node/1275 (дата обращения: 15.05.2019).

2. Вартанова E. Jl. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество, 1999. Вып. 5. С. 11-14.

3. Интернет-СМИ. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. М. М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2010. 348 с.

4. Как новые медиа изменили журналистику / под ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. 2016. URL: http:// newmedia2016.digital-books.ru/wp-content/uploads/2016/06/ New-Media-2016.pdf. (дата обращения: 18.04.2019).

5. Калмыков А. А. Коханова Л. А. Интернет-журналистика. Теоретические основы. Академический учебник. Москва.: Академия медиаиндустрии, 2018. 370 с.

6. Качкаева А. Г., Шомова С. А. Мультимедийная журналистика. Учебник. Издательство: Высшая школа экономики. М., 2018. 413 с.

7. Коханова Л. А. Основы теории журналистики. В 2 ч. учебник для академического бакалавриата / Л. А. Коханова, А. А. Калмыков. 2-е изд. испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. 265 с.

8. Машкова С. Г. Интернет-журналистика: учебное пособие. Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технического университета, 2006. 80 с.

9. Нильс Я. Как люди читают в сети? URL: http://lysenko.blogspot.com/2007/03/blog-post. html, (датаобращения: 8.05.2019).

10. Симкачева М. В. Процесс конвергенции СМИ и его влияние на формирование современного медиаполя // Ученые записки Казанского университета. Том 157, кн. 4. Гуманитарные науки, 2015. С.118-126.

MULTIMEDIATIZATION OF REGIONAL JOURNALISM: FORMING OF MODERN CONTENT

Skripnikova N. N.. Voronezh State Technical University, Voronezh, nnsinn(a),vgasu.vrn.ru

In article questions of change of a role of traditional mass media, processes of a multimediatization of journalism which are raised by digital revolution, change of technical capabilities of both the producer of information (media), and the consumer of news are considered. Influence of a global multimedia tendency forces regional editions of online media to experiment with new multimedia genres. The author of article gives examples of multimedia elements which help to draw public attention, to diversify a news flow and that is more important, to improve perception of information. On the basis of the conducted research of tools of multimedia journalism and methods of their use in the Voronezh media it is possible to draw the following conclusion: the multimedia journalism at the regional level still is in a stage of formation and development: editions tn> new tools and monitor reaction of the public. The main prerequisite ofdevelopment ofmultimedia journalism in Voronezh is existence of available services for visualization of information and its representation in a multimedia key. These tools are simple in use and do not demand special skills.

Keywords: user, multimediatization, hyper textualism, multimedia thinking, media behavior, social network, convergence.

References

1. Baranova, E. A. (2013). Protses konvergentsii media v rossiyskih gazetnih redaktsiyh (po rezultatm issledovanyi 2009-2012) [Convergence Process in Russian newspaper Newsrooms (according to the 2009-2012 studies)]. Mediaskop [Mediaskope], 1, available at: http://mediascope.ru/node/1275 (accessed: 15.05.2019). (InRuss.).

2. VartanovaE. L. (1999). Kchemu vedet konvergentia SMI? [To what does convergence of media conduct?]. Informatsionnoe obshchestvo [Information society], 5, pp. 11-14. (In Russ.).

3. Internet-SMI. Teoriva i praktika: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov / Pod red. M. M. Lukinoy (2010). [Online media. Theory and practice: a textbook for university students / Ed. M. M. Lukina], M.: Aspekt Press, 348 p. (In Russ.).

4. Kaknovye media izmenili zhurnalistiku /pod red. S. Balmaevoy, M. Lukinoy (2016). [How new media have changed journalism / ed. S Balmaeva, M. Lukina], available at: http:// newmedia2016.digital-books.ru/wp-content/uploads/2016/06/ New-Media-2016.pdf. (accessed: 18.04.2019). (In Russ.).

5. Kalmykov, A. A. & Kokhanova, L. A. (2018). Internet-zhurnalistika. Teoreticheskie osnovy. Akademicheskiy uchebnik [Internet journalism. Theoretical basis. Academic textbook]. Moskva.: Akademiya mediaindustrii, 370 p. (In Russ.).

6. Kachkaeva, A. G. & Shomova, S. A. (2018). Mul'timediynaya zhurnalistika. Uchebnik [Multimedia journalism. Textbook]. M., Izdatel'stvo: Vysshaya shkola ekonomiki. 413 p. (In Russ.).

7. Kokhanova, L. A. & Kalmykov, A. A. (2016). Osnovy teorii zhurnalistiki. V2 ch. uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata. 2-e izd. ispr. i dop. [Fundamentals of the theory of journalism. At 2 o'clock a textbook for academic undergraduate. 2nd ed. correct and add]. M., Izdatel'stvo Yurayt. 265 p. (In Russ.).

8. Mashkova, S. G. (2006). Internet-zhurnalistika: uchebnoe posobie [Internet journalism: a training manual]. Tambov, Izdatel'stvo Tambovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 80 p. (In Russ.).

9. Nil's, Ya. (2007). Kak lyudi chitayut v seti? [How do people read online?], available at: http:// lysenko.blogspot.com/2007/03/blog-post.html. (accessed: 8.05.2019). (In Russ.).

10. Simkacheva, M. V. (2015). Protzess konvergentii SMI I ego vliynie na formirovanie sovremennogo media polya [Process of convergence of media and its influence on formation of the modern media field]. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Scientific notes of the Kazan university. Humanities], 157 (4), pp. 118-126. (In Russ.).

Скрипникова Надежда Николаевна - доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Связи с общественностью», Воронежский государственный технический университет». ORCID: 0000-0003-3023-8442.

[email protected]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Скрипникова Н. Н. Мультимедиатизация региональной журналистики: формирование современного контента // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). С. 135-139. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10117.

Skripnikova N. N. Multimediatization of regional journalism: forming of modern content // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. № 1 (35), pp. 135-139. DOI: 10.24411/2070-0695-202010117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.