о том, насколько музыкален тот или другой ученик, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития.
Каждый педагог находит свои приемы вовлечения ученика в творческое состояние, в большей мере это зависит от индивидуальности учащегося. Например, способ «активизации» учащегося, который даёт определённые результаты - через объяснение: ноты, взятые просто так, без внутреннего наполнения, не имеют цвета. Задача состоит в том, чтобы каждая нота была «подкрашена». Причем принадлежность ноты мелодии, аккомпанементу или басу не имеет значения. Как ни странно, но такое абстрактное объяснение детям понятно. Ученик начинает медленно играть, не пропуская «мимо ушей» ни одной ноты. Ведь ему надо успеть «подкрасить» каждую. Выражение лица у него сразу делается сосредоточенным... [5, с. 29].
Индивидуальные особенности учеников бесконечно разнообразны. Различны и музыкальные способности, развитие которых на начальном этапе обучения является главным залогом успеха в формировании музыкальности. Искусство педагога заключается в том, чтобы ученик в конечном итоге стал прекрасным исполнителем и обладал необходимыми профессиональными и человеческими качествами. [4, с. 38].
Список литературы
1. Михайленко Н.П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. Киев, 2003. 248 с.
2. ТеплоеБ.М. Психология музыкальных способностей. М. Л.: АПН РСФСР, 1947. 355 с.
3. КузинЮ.П. Азбука гитариста. Доинструментальный период. Новосибирск, 1999. 164с.
4. Кузин Ю.П. Азбука гитариста. Инструментальный период. Ч. 1. Новосибирск, 1999.
5. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М.: Престо, 1995 . 106 с.
ИЗМЕНЕНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Абдуллаева Б.П.
Абдуллаева Барно Пулатовна - преподаватель, кафедра методики начального обучения, Региональный центр переподготовки и повышения квалификации работников государственного образования Чирчикский государственный педагогический институт, г. Чирчик, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье раскрыто изменение оценочной деятельности учителя и учащихся - необходимое условие в процессе формирования и развития коммуникативных компетенций школьников через уроки развития речи. Ключевые слова: оценка, философская категория, учащихся, формирования.
Оценка как философская категория предполагает определенное «отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали».
В своей деятельности учитель постоянно использует оценку, привычно называя ее отметкой, которая выражается в баллах (в ряде случаев баллы заменяются словесной формой выражения - «отлично», «хорошо» и т.д.).
Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом. Оценить - значит «установить степень, уровень, качество чего-нибудь» [1].
Основываясь на таком подходе к педагогической оценке и умело используя ее в своей работе, педагог формирует и корректирует ценностные отношения своих учеников. Посредством педагогической оценки, проявляемой через отношение самого учителя, он формирует нравственные и морально-этические поэзии своих воспитанников. Порой отношение учителя оказывает на ребенка более сильное воспитательное воздействие, чем наполненные содержанием беседа или урок.
Функциями педагогической оценки являются: внесение образа на уровне ценностного отношения к миру; стимулирование деятельности ребенка по освоению этого отношения; коррекция его возможных отклонений в процессе самостоятельной выработки отношения. Традиционная педагогическая оценка «сверху» («молодец», «хорошо», «правильно», «неправильно») не способна выполнить этих функций. Более того, такая оценка закрепощает ученика, снимает с него ответственность, перекладывая ее на учителей или родителей. Парадокс педагогического воздействия заключается в том, что наиболее эффективной оценкой будет такая, которая внешне не выглядит оцениванием.
Оценочная реакция учителя, инструментуемая как его мнение по поводу конкретного отношения или поведения ученика, сохраняет субъектность ребенка, создает комфортные психологические условия для изменения и личностного роста. Педагогу же это позволяет избежать приписываемых ему функций контролера, судьи, надзирателя. При использовании скрытой педагогической оценки в работе с детьми создаются условия для установления субъект-субъектных отношений.
Понимая уникальность и неповторимость личности каждого человека, необходимость тактичного и бережного отношения к ребенку и учитывая значимость педагогической оценки для его развития, следует подчеркнуть актуальность и обозначить некоторые подходы к практической реализации оценочной деятельности учителя. В связи с этим существуют шесть технологических правил.
1. Поощрение как оценочная доминанта. Давая оценку, в первую очередь нужно «поднять» ребенка в собственных глазах и создать ему положительную репутацию в коллективе. Необходимо, чтобы каждый ребенок побывал на «пьедестале» своих и общечеловеческих достижений, прожил какую-то часть жизни в контексте культуры, на основаниях Истины, Добра и Красоты. Если это удастся сделать, то ему самому не захочется спускаться вниз, на прежний уровень своей жизни, лишенной этих оснований.
2. Безоценочность суждений. Для этого рекомендуется использовать приемы - «Я -сообщение», «Ты - сообщение» и «Естественные последствия».
3. Отсрочка оценки. Отсроченная оценка позволяет избежать подобного положения. Продолжительность отсрочки определяется педагогом и может быть различной в зависимости от сложности возникшей проблемы, но она не должна быть бесконечной. Время, на которое отложено решение вопроса, обязательно сообщается ученику, так как, во-первых, он психически не способен длительно находиться в состоянии нервного напряжения, а во-вторых, затянутость решения снижает эффект самостоятельного осмысления поступка ребенком.
4. Как можно меньше запретов.
5. Не злоупотреблять наказанием.
Следует заметить, что там, где детей не поощряют, там и наказывать их не нужно: они и так уже наказаны отсутствием поощрения.
Я не иду по пути полного отказа от побалльной оценки, ибо, в конечном итоге, необходимо сказать детям, что вот эта работа в целом «отличная», «пятерочная», эта в целом «хорошая», «четверочная», эта «удовлетворительная», «троечная», эта просто «плохая», «двоечная». Иначе невозможно обучать.
Но в то же время, предлагая тему для творческой работы, предусматривая её оценивание надо создавать непременно и условия для творчества, т.е. условия внутренней свободы.
Убеждена в том, что главная цель оценки - стимулировать познание, творчество. Человеку нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше самочувствие, отношение к миру, желание творить. Только сделаешь восхождение по ступеням познания - творчества успешным и в классе сразу появляются благодарные ученики. Язык богат - надо быть щедрым на похвалу.
А если совсем не за что хвалить? Такое бывает гораздо реже, чем принято считать. Есть мудрое правило: сравнивай ученика только с ним самим, сегодняшнего- с ним же вчерашним. Оценивать надо динамику его развития, развитие его творческих способностей. Если вчера он написал только набор предложений, а сегодня смог их оформить чуть-чуть текстом, то это уже замечательно! Этот успех должен быть оценен как значительный.
Систематически при проверке творческих работ использую прием «расширения поля отметок».
Оценки в тетрадях выставляю так:
ОХ - очень хорошо (соответствует «пятерке»),
ХО - хорошо, но не очень (соответствует «четверке»),
ЗГ - знает, но не говорит (соответствует «тройке»),
ГЗ - говорит, но не знает (соответствует «двойке»),
ХН - хуже некуда.
Родители предупреждены. А ребятам нравится особенно то, что «не так, как у всех».
Спорная оценка - предмет волнения и надежд. Иногда по оценкам ученик не дотягивает до «5» («4»), но очень хочет иметь хороший результат. Появляется оценка «в кредит доверия». Ставлю высокую, предупреждая, в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы.
Начиная работу с классом, я не оцениваю их совсем. Анализируя их, ограничиваюсь замечаниями: «Вот это очень интересно», «Это понравилось», «Это интересно, но спорно, я сама не знаю, правильно это или нет», с тем, чтобы у ребят сложилось представление о том, что является впоследствии критерием оценки.
Ребята учатся понимать, что хорошая работа оригинальна по существу, художественна по форме, в ней заявлена и доказана определенная мысль, она тактична по подаче материала, эмоциональна.
На следующем этапе пробую оценить в баллах несколько лучших работ. При анализе ещё раз акцентирую внимание учащихся на положительном в них, на том, что и даёт право их высоко оценивать. Всё дело может погубить бестактность - анализ работ неудачных или отдельных неудачных моментов в хороших работах. На первых порах это особенно опасно: ученик может замкнуться, а главное, будет потерян контакт с классом, без которого никакая педагогическая работа невозможна.
Переходить к анализу неудач можно только тогда, когда в классе сложится по-настоящему зрелая творческая обстановка. Работы легкоранимых детей не анализирую никогда.
Разбирая работы в индивидуальном порядке, естественно, делаю это с учетом потенциала, с учетом того, что хотел сказать человек, но пока ещё не сумел.
Задача учителя здесь не показать свою эрудицию и способности, а открыть неуверенному в себе подростку его способности и вселить в него уверенность.
После 5-6 работ и тактичного анализа сочинений ребят уже можно оценивать по 5-балльной системе, исключив «1» и «2».
Практика показала, что беспросветно серых, заурядных работ подается чрезвычайно мало.
Мне приходится проявлять гибкость не только в оценках, но и в формах принуждения. Убеждена в том, что творить «по заданию» может не каждый и не всегда. Бывает нет настроения, или тема чужда и не захватывает, или не умеет ещё писать. В младших и средних классах оправдывает такой приём, как предложение порисовать на эту тему, или нарисовать на другую тему.
Список литературы
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. 2-е изд. (1946 г.). СПб.: Питер, 2002. 720 с. С. 503-504.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ
БИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКАЗНИКА «СОКОЛИНЫЙ»
1 2 Шайкина Т.В. , Шайкин Р.В.
1Шайкина Татьяна Васильевна - учитель географии, Государственное учреждение образования Мачулищанская средняя школа им. Героев Советского Союза Вдовенко И.Т. и Гомоненко Н.В.,
г.п. Мачулищи, Минский район; 2Шайкин Руслан Валентинович - директор, ЧИПУ Центр экологического воспитания и развития, г. Минск, Республика Беларусь
Аннотация: в материале приводятся примеры использования информационных технологий во внеклассной экскурсионной деятельности. Особое внимание уделено использованию планшетного компьютера при проведении экскурсий и QR-кодов при организации экологических квестов.
Ключевые слова: информационные технологии, планшетный компьютер, QR-код.
Информатизация образования, являющаяся важнейшей частью реформ образовательной системы, не может рассматриваться как простое использование технических средств обучения. Как считает Абумова Г.А., внедрение информационных технологий должно найти отражение в радикальном изменении сущности и организации процессов обучения и развития личности [1]. В настоящее время все отчетливее осознается необходимость гуманизации и гуманитаризации образования, которая, в узком смысле, понимается как направленность на человека или личностно-ориентированный подход и взаимосближение гуманитарной и технической подготовки [2].
Биологический заказник «Соколиный» создан для сохранения, прежде всего, уникального колониального поселения сокола - пустельги обыкновенной. Активно участие в создании заказника приняли учащиеся и педагоги [3]. Заказник расположен вблизи Мачулищанской СШ в Минском районе и является идеальным стационаром по экологическому воспитанию учащихся в интересах устойчивого развития.
Основными формами внеклассной работы с учащимися в условиях биологического заказника «Соколиный» являются экскурсии и экологические квесты.
Организация экскурсий в контексте использования информационных технологий в образовании характеризуется тем, что для их проведения используется планшетный компьютер. Преимущества использования планшетного компьютера вместо классического определителя птиц (книги) при проведении экскурсии в биологическом заказнике «Соколиный»:
- более компактные размеры и меньший вес по сравнению с определителем птиц (книгой), объем которого может быть более 500 страниц;