Научная статья на тему 'Индивидуально-групповая форма обучения детей в классе гитары'

Индивидуально-групповая форма обучения детей в классе гитары Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
623
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИТАРА / GUITAR / ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ ФОРМА / ОБУЧЕНИЕ / TEACHING / ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ / GROUP LESSONS / INDIVIDUAL GROUP INSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережной Дмитрий Александрович

В статье раскрывается сущность индивидуально-групповой формы обучения детей игре на гитаре; освещаются педагогические условия её применения в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бережной Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses an individual and group instruction methodology of teaching children how to play guitar, with a focus on the pedagogical conditions for its application in the learning process.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-групповая форма обучения детей в классе гитары»

^ Образование в сфере культуры

Примечания

1. Баренбойм, Л. А. Эмиль Гилельс. Творческий портрет артиста / Л.А. Баренбойм. — М.: Советский композитор, 1990. — 204 с.

2. Безрукова, В. С. Все о современном уроке в школе / В.С. Безрукова. — М.: Сентябрь, 2006.

3. Большая психологическая энциклопедия — М.: Эксмо, 2007.

4. Булатова, О. С. Педагогический артистизм: [учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений] / О.С. Булатова. — М.: Академия, 2001.

5. Карандашев, В. Н. Методика преподавания психологии : учебное пособие / В.Н. Карандашев.

— СПб.: Питер, 2005.

6. Питюков, В. Пообщаемся / В. Питюков, С. Тищенко // Педагогический вестник. — 1995. — № 4.

7. Роджерс, К. Формирование мотивации учения / К. Роджерс. — М.: Просвещение, 1990.

— С. 122—191.

8. Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский // Собр. соч. : в 8 т. — Т. 3.

9. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. / В.А. Сухомлинский.

— М.: Педагогика. — Т. 3.

НДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В КЛАССЕ ГИТАРЫ

Д. А. Бережной

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье раскрывается сущность индивидуально-групповой формы обучения детей игре на гитаре;

освещаются педагогические условия её применения в учебном процессе.

Ключевые слова: гитара, индивидуально-групповая форма, обучение, групповые занятия.

The article discusses an individual and group instruction methodology of teaching children how to play

guitar, with a focus on the pedagogical conditions for its application in the learning process.

Key words: guitar, individual group instruction, teaching, group lessons.

Изучая педагогическую литературу и современные учебные планы преподавания классической гитары, можно сделать вывод, что традиционной формой обучения в классе гитары является индивидуальная форма. Однако и у групповых занятий по специальности есть преимущества, которых нет у индивидуальной формы занятий.

Ведущие преподаватели музыкальной сферы использовали преимущества индивидуально-групповой формы обучения. Групповые занятия проводились в классах Л.С. Ауэра, П.С. Столяровского,

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (48) июль-

Г.Г. Нейгауза. Среди зарубежных преподавателей гитары, использующих групповые формы обучения, можно назвать О. Гилью, Р. Эверса, З. Дукича.

В последнее время появляются диссертации, посвященные проблеме индивидуально-группового обучения в разных сферах обучения музыке, среди них следует назвать исследования П.В. Гайдай (фортепиано), А.В. Артемовой и Е.А.Серебряковой (вокал), С.Р. Сакаевой (сольфеджио) и др.

В данном контексте представляет интерес диссертационное исследование вгуст 2012 181-184 181

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^

Н.Н. Дмитриевой «Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары» (2004 г.), которая полагает, что «сочетание индивидуального и группового в процессе обучения является одним из важнейших педагогических условий полноценной и качественной профессиональной подготовки учащихся-гитаристов в музыкальном училище. Применение в классе по специальности в музыкальном училище различных форм групповой, коллективной воспитательной работы показывает положительное влияние такой работы на эффективность индивидуальной работы с учащимися» (1, с. 14).

На индивидуальных занятиях автор предлагает заниматься постановкой исполнительского аппарата, выработкой правильного звукоизвлечения, устранением индивидуальных проблем в игре на инструменте. В коллективной работе Н.Н. Дмитриева уделяет внимание использованию технических средств аудио- и видеозаписи, причём предлагает использовать их в самостоятельной работе учащихся, в индивидуальной работе педагога с учащимися во время уроков и при подготовке к концертному выступлению, в коллективном просмотре и обсуждении записи концертных выступлений.

Итак, в разных областях музыкальной педагогики уже рассматриваются вопросы применения индивидуально-групповой формы обучения. Преподаватели музыки различных специализаций (вокал, фортепиано, скрипка, гитара и т.д.) проводят уроки специальности как индивидуально, так и в группе учащихся. Но в отечественном музыкальном образовании эти тенденции носят скорее характер новаторства, а не традиции и требуют дальнейшего изучения и разработки.

Как видим, сложилась проблемная ситуация: практика индивидуально-групповой формы обучения уже существует, а литература по теме отсутствует, и соответствующих методик тоже нет. Более того, современные преподаватели гитары также в большинстве своём учились игре на гита-

ре индивидуально и с проблемами преподавания группе учеников и сочетания разных форм работы сталкиваются, будучи совершенно неподготовленными к ним.

Анализ проблемы индивидуально-группового обучения показал, что наилучшей организацией обучения является та, которая будет сочетать преимущества и индивидуальных, и групповых форм работы, с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Наши исследования в этой области показывают, что можно значительно активизировать учебный процесс, если в ходе обучения педагог сочетает индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы, особое внимание уделяет особенностям организации учебной деятельности в соответствии с возрастом учеников, проводит занятия с акцентом на индивидуализированную самостоятельную работу, осуществляет систематический контроль развития учебной активности каждого учащегося. Сочетание индивидуальных и групповых занятий, во-первых, помогает педагогу наладить взаимоотношения с учеником на индивидуальных уроках, а во-вторых, создаёт больше условий для творческой самореализации учащихся на коллективных уроках.

На основе проведённого анализа научно-методической литературы нами была разработана методика обучения игре на гитаре на основе индивидуально-групповой формы обучения. Для уточнения разработанной методики мы использовали наблюдение за процессом обучения гитаристов в учреждениях дополнительного образования, опрос и беседы с преподавателями и учащимися, анкетирование.

Одним из важнейших педагогических условий для развития и формирования личности учащегося, безусловно, является создание благоприятного психологического климата.

Наличие в учебном процессе групповых занятий по специальности повышает мотивацию обучающихся к активной учебной деятельности как на уроке («групповой эффект»), так и при самостоятельных занятиях (чтобы не отставать от товарищей

по учёбе). Каждого участника группы мотивирует к активной учебной деятельности понимание того, что он не один занимается музыкой, что есть другие ребята-гитаристы, такие же, как и он. Дружба с другими начинающими гитаристами, общение на музыкальные темы — всё это реализуется на групповых занятиях гитарой.

Постоянные выступления учащихся на групповых занятиях будут способствовать привыканию к зрительской аудитории, помогут научиться справляться со сценическим волнением, которое, как показало анкетирование, является главной причиной неудачных публичных выступлений начинающих гитаристов.

Конечно, педагог должен способствовать учебной активности каждого учащегося в группе. Недопустимо, чтобы на групповых уроках были активны постоянно одни и те же ученики, а другие учителем не замечались.

В целом должен осуществляться систематический контроль развития учебной активности каждого учащегося. Помимо наблюдения на уроке, преподавателю необходимо прибегать к помощи родителей учеников. Поскольку педагог обычно общается с учащимся всего несколько часов в неделю, постольку он не в состоянии без помощи родителей поддерживать интерес к занятиям у учеников, не отличающихся трудолюбием и организованностью. Если начинающий гитарист в силу своих психофизических особенностей не в состоянии самостоятельно систематически заниматься, то его развитие замедлится, и интерес будет гаснуть. Не всегда педагог может сразу понять, в чём причина, особенно если ученик не отличается сознательностью. Здесь необходимо поддерживать постоянную связь с родителями ребёнка. Необходимо периодически интересоваться, как их ребёнок занимается дома музыкой, напоминать родителям о важности ежедневных занятий, причем следует донести до родителей, что на начальном этапе обучения лучше заниматься музыкой несколько раз в день, нежели подолгу.

Много гитарной литературы посвяще-

^ Образование в сфере культуры

но формированию исполнительских умений и навыков, но при этом практически не уделяется внимание знаниям — как специализированным, так и общим. Обычно в пособиях, посвященных гитаре, приводится лишь выдержка из музыкальной теории, которую необходимо было бы знать гитаристу. Также и на практике учащихся редко просят рассказать, что они знают об исполняемых ими произведениях. В своей работе мы решили учесть этот недостаток, поэтому помимо практической подготовки учащихся, серьёзное внимание уделили теоретической стороне.

Знания непосредственно связаны с эстетическим отношением к музыкальным произведениям и дают возможность осознать, прочувствовать их эмоциональное содержание, помогают музыкально-эстетическому воспитанию начинающих гитаристов. В свою очередь специальные гитарные знания дают возможность выразить на инструменте то, что было осознано и эмоционально пережито.

Психолого-педагогические исследования и опыт организации обучения в общеобразовательной школе показывают, что групповым методом эффективнее передавать знания. Поэтому теоретическую подготовку учащихся, на наш взгляд, лучше проводить на групповых занятиях, а «преобразовывать» знания в умения и навыки необходимо с каждым учащимся в индивидуальном порядке.

На групповых уроках надо формировать общие знания о видах музыки, о разнообразии и специфике отдельных жанров, о связи музыки с другими видами искусства; первоначальные знания о народном творчестве; знания, связанные с элементами музыкальной речи и их выразительными возможностями, с культурой слушания музыкальных произведений; знания нотной грамоты; специальные знания об инструменте, истории его создания и развития, строении, особенностях звукоизвлечения и применения средств выразительности; знания об организации самостоятельных занятий; знания об идейно-смысловом, эмоциональном, стилевом содержании, жанровой принадлеж-

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^

ности используемых в обучении произведений, об авторах, времени создания, тексте и его смысле (если это переложение песни), особенностях исполнения (приёмы звукоиз-влечения, фразировка и т.д.).

Методы для этого могут быть самые разные: практический, наглядный, словесный, упражнение, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный и т.д.

Удобно давать новые пьесы и упражнения всей группе сразу, проводить слушание музыки, просмотр и обсуждение концертных видеозаписей. Очень хорошо использовать групповые занятия как возможность для публичных выступлений учащихся, что поможет им в подготовке к академическим концертам и в овладении исполнительской деятельностью вообще. После исполнения необходимо обсудить достоинства и недостатки исполнения (но не самого ученика!), давая возможность высказаться каждому учащемуся. Это вырабатывает как у исполнителя, так и у слушателей навык активного осмысленного слушания музыки и умение общаться на музыкальные темы, что также немаловажно.

В последние годы набирает всё большую популярность такая групповая форма взаимодействия учителя и учеников, как мастер-класс. В области музыкального образования мастер-класс обычно представляет собой открытый урок, на котором выдающийся музыкант, признанный мастер, занимается с

учащимся в присутствии всего класса. Этот способ обучения является одним из основных методов распространения новейших технологий и повышения исполнительского и педагогического мастерства учащихся. Многие выдающиеся музыканты прибегали к мастер-классам в своей педагогической деятельности, например Ф. Лист, И. Стерн, В. Горовиц, А. Сеговия. Поэтому мы считаем, что в качестве одного из вариантов проведения групповых занятий можно и нужно использовать форму мастер-класса, приглашая наиболее выдающихся музыкантов среди своих коллег.

Групповое занятие позволяет проводить исполнительские конкурсы внутри своего класса. Это очень стимулирует учащихся к самостоятельным занятиям на инструменте, особенно если с помощью родителей удаётся организовать награждение лауреатов какими-нибудь призами.

Проведенное нами опытно-экспериментальное исследование позволяет нам утверждать, что создание педагогических условий, обозначенных в настоящей работе, внедрение в учебно-воспитательный процесс специальной методики на основе индивидуально-групповой формы обучения предоставляют новые возможности для оптимизации процесса обучения гитаристов в российских учреждениях дополнительного образования.

Примечания

1. Дмитриева, Н. Н. Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной гитары: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Н. Дмитриева. — М., 2004. — 22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.