Научная статья на тему 'Развитие профессиональноличностного потенциала учащихся музыкально-исполнительского класса через различные формы обучения'

Развитие профессиональноличностного потенциала учащихся музыкально-исполнительского класса через различные формы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PROFESSIONAL AND PERSONAL POTENTIAL / КОМПЛЕКС ФОРМ ОБУЧЕНИЯ / THE COMPLEX FORMS OF LEARNING / УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS / ПЕДАГОГ-ЭКСПЕРИМЕНТАТОР / THE TEACHER-EXPERIMENTER / МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ КЛАСС / PERFORMING MUSIC CLASS / НЕПРЕРЫВНОЕ ДОВУЗОВСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / THE CONTINUOUS PRE-UNIVERSITY ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Александр Владимирович

В данной статье рассматриваются педагогические условия, способствующие развитию профессионально-личностного потенциала учащегося-музыканта, будущего исполнителя и педагога. Автор решает эту проблему с помощью введения инновационных (групповых и коллективных) форм обучения, наряду с традиционной формой индивидуального урока, в учебно-воспитательный процесс созданного им детско-юношеского коллектива на основе музыкально-исполнительского класса в системе непрерывного довузовского художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the pedagogical conditions that contribute to the development of professional and personal potential student, musician, performer and teacher of the future. The author addresses this problem by introducing innovative (groups or collectives) forms of learning, along with the traditional form of individual lessons in the educational process he created for children and youth group on the basis of musical and performing in the class of continuous pre-university art education.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональноличностного потенциала учащихся музыкально-исполнительского класса через различные формы обучения»

Ф

АЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО КЛАССА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

А. В. Смирнов

Московский государственный университет культуры и искусств

В данной статье рассматриваются педагогические условия, способствующие развитию профессионально-личностного потенциала учащегося-музыканта, будущего исполнителя и педагога. Автор решает эту проблему с помощью введения инновационных (групповых и коллективных) форм обучения, наряду с традиционной формой индивидуального урока, в учебно-воспитательный процесс созданного им детско-юношеского коллектива на основе музыкально-исполнительского класса в системе непрерывного довузовского художественного образования.

Ключевые слова: профессионально-личностный потенциал, комплекс форм обучения, учебно-воспитательный процесс, педагог-экспериментатор, музыкально-исполнительский класс, непрерывное довузовское художественное образование.

This article discusses the pedagogical conditions that contribute to the development of professional and personal potential student, musician, performer and teacher of the future. The author addresses this problem by introducing innovative (groups or collectives) forms of learning, along with the traditional form of individual lessons in the educational process he created for children and youth group on the basis of musical and performing in the class of continuous pre-university art education.

Key words: professional and personal potential, the complex forms of learning, teaching and educational process, the teacher-experimenter, performing music class, the continuous pre-university art education.

Формы обучения — основа профессионального образования музыканта. История педагогики знает различные формы организации учебно-воспитательного процесса, которые различаются, прежде всего, количеством вовлечённых в него людей. Это — индивидуальные, групповые (4—5 человек), коллективно-групповые (5—40 человек) и массовые, в которых предел участников не ограничен. Разработанная нами мобильная система организации учебно-воспитательного процесса в музыкально-исполнительском классе с применением комплекса разнообразных форм обучения — индивидуальной, мелкогрупповой и коллективной, обеспечивает наивысший результат профессиональной деятельности педагога-экспериментатора, занимающегося про-

блемами личностного развития учащихся-инструменталистов в контексте непрерывного довузовского художественного образования. В нашей опытно-экспериментальной работе чётко обозначились эти формы обучения, которые можно сформулировать так: 1) индивидуальный урок; 2) занятие с подгруппой; 3) мастер-класс; 4) концерт музыкально-исполнительского класса; 5) видеосъёмки; 6) творческий семинар музыкально-исполнительского класса.

Индивидуальный урок — традиционная форма обучения, в целеполагании которой не только разбор, прохождение и отработка нового материала в репертуаре учащегося, включая совершенствование исполнительских приёмов, но и доведение освоенных произведений до концертного уровня для различного

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 153-158

153

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^

рода выступлений, в том числе на экзаменах и зачётах. В процессе работы с учеником на уроке педагог решает следующие задачи: проверка качества выполнения домашнего задания, устранение дефектов исполнения, разбор и анализ задания к следующему уроку по данному материалу и пр. Мы, в целях модернизации данной формы обучения, вводим ученика в процесс создания исполнительской редакции, а также используем эффективные методы разбора и освоения произведений педагогического репертуара, включая отработку технических трудностей и исполнительских приёмов. Исполнительская редакция, являясь канвой для интерпретации произведения, выполняется на основе художественных впечатлений и включает в себя различные аспекты — подбор штрихов и аппликатуры, уточнение динамического строя, темповых обозначений, агогических особенностей и т.п., которые способствуют раскрытию художественного образа произведения и расшифровке авторского замысла. Под руководством педагога, производя анализ редакции с целью раскрытия её особенностей, учащийся познаёт логику всех её основных составляющих. В арсенале средств, применяемых педагогом-музыкантом, есть специальные задания по созданию самостоятельной редакции нового произведения малой формы или оркестровой партии, с последующим обсуждением выполненной работы. Такие задания развивают аналитические способности, что даёт положительные результаты в освоении специальности и повышает компетентность в избранной профессии.

После завершения работы над редакцией педагог представляет учащемуся новое произведение в собственном исполнении с аккомпанементом фортепиано или рекомендует апробированную аудио- или видеозапись, близкую его собственной трактовке. Приемлемым вариантом иллюстрации также может служить игра старшеклассника или студента, освоившего данное произведение. Удачное исполнение оставляет яркий след в памяти учеников и является ориентиром во всей их последующей работе. Затем педагог даёт словесную аннотацию с характеристикой образно-эмоционального содержания

музыки, помещая музыку в пространство риторики и герменевтики (акцент при этом делается на диалоге композитора и исполнителя). При этом подвергается «рассмотрению проблема восприятия последним звучащего образца, которая находит своё продолжение в ситуации понимания или непонимания музыки. В силу того, что понимание всегда диалогично, метод объяснения, используемый при изучении музыкальных произведений и ориентированный на усвоение готовых знаний, с неизбежностью дополняется сотворческой, созидательной деятельностью учащихся» (1, 17—18). При переходе к практическому ознакомлению с нотным текстом, сначала без инструмента, используются разнообразные способы сольмизации — метод, который помогает досконально разобрать новый текст и эффективно развивает внутренний слух исполнителя. К началу работы с инструментом ученик уже имеет основательное представление о текстовой структуре и образном строе музыки, которую будет исполнять. Интересно высказывание С.Т. Рихтера по этому поводу: «... в отношении любого произведения я всегда с самого начала был уверен, что его следует играть именно так, а не иначе. Почему? По очень простой причине: я внимательно смотрел в ноты. Ничего другого и не требуется, чтобы стать зеркалом содержащегося в них» (4, с. 110).

Для оптимального овладения исполнительскими приёмами на индивидуальном уроке, в целях обеспечения последующей качественной самостоятельной работы учащихся, автором применяются следующие методы:

• запись урока или его фрагментов на диктофон, которая служит пособием для самостоятельной работы, содержащим необходимую информацию о подробностях урока;

• запись в дневнике замечаний и рекомендаций по исполнению, но производимая самим учащимся, вначале под диктовку педагога, а в дальнейшем — самостоятельно, что необходимо для лучшего запоминания и развития способности формулировать проблемы в своём сознании;

• пометки в нотном тексте, с той же целью выполняемые учеником собственно-

ручно по подсказке педагога (практика, способствующая развитию профессиональных навыков).

Таким образом, индивидуальный урок — самая сложная часть учебно-воспитательного процесса, которая требует сёрьезного, ответственного отношения, предельного внимания и активности, мобилизации всех творческих и физических сил учащегося. Облегчит задачу его увлечённость музыкой, а также полноценная предшествующая самостоятельная подготовка.

Занятие с подгруппой. В педагогической практике профессоров первых русских консерваторий, а также некоторых ведущих педагогов-музыкантов советского времени широко использовалась форма индивидуального обучения, проходящего публично в присутствии всех учеников класса. Как правило, на таком уроке дозволялось играть только хорошо подготовленным ученикам, с последующей аттестацией преподавателем, а присутствующие при этом студенты, фактически, являлись пассивными наблюдателями педагогического процесса. Мы значительно расширили и дополнили эту форму обучения, превратив её в групповую путём введения следующих компонентов: привлечение учащихся к активному участию в обсуждении игры другого; ознакомление с элементами методики обучения игре на инструменте; непосредственное соединение методики с исполнительской практикой; организация начальных шагов педагогической деятельности учащихся.

Социальная психология, занимающаяся проблемой малой группы, не даёт точного определения её количественных характеристик. Опытным путём мы пришли к выводу, что подгруппу при работе с музыкально-исполнительским классом целесообразно формировать из 4—6 учащихся разного возраста. Состав подгруппы целиком зависит от педагогических задач и комплектуется из школьников, а также студентов, ассистирующих преподавателю, но могут быть подгруппы, состоящие из одних студентов.

Занятие начинается с теоретической части, где учащиеся знакомятся с элементами методики и технологии игры на инструменте.

Представленная методическая тема активно обсуждается учащимися и практически реализуется на доступном по сложности нотном материале (упражнения, этюды или пьесы из репертуарного списка). Овладение теорией помогает всем учащимся повышать свой исполнительский уровень, значительно расширяет профессиональную эрудицию, развивает интеллект. В их сознании быстрее формируется более глубокое и серьёзное отношение к музыке, постепенно раскрываются таинства исполнительского мастерства.

Исполнительская часть занятия — обыгрывание выученных произведений педагогического репертуара. При особо удачном выступлении появляется реальная возможность аттестовать исполнителя, что значительно повышает настроение в коллективе. Комиссия (требовательная, как оказывается на практике) — сами учащиеся. Благодаря использованию приёмов партнерства у них быстро формируются правильные критерии оценки игры другого.

Заключительная часть занятия — первые педагогические опыты учащихся, где старшеклассники и студенты занимаются с младшими под контролем педагога, направляющего процесс в нужное русло. Из истории педагогики известно об успешном применении системы взаимного обучения с XVI века в школах Западной Европы — в начальных училищах иезуитов, и позже — в индийских и английских Ланкастерских школах. Выступая в роли педагога, ученик глубже вникает в проблемы обучения и активнее решает их, что способствует повышению качества его последующей самостоятельной работы, являющейся доминантой успеха обучения.

Использующиеся на групповых занятиях эвристический принцип и метод дискуссии предполагают познание нового материала в процессе коллективного обсуждения проблем при полной свободе выдвижения идей, вопросов и их решения, что способствует оживлению восприимчивости учеников и положительно сказывается на качестве освоения учебного материала. Необходимо при этом соблюдение трёх правил: обоснование темы дискуссии; принятие всех высказываемых идей; отказ от персональной кри-

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^

тики участников обсуждения. На групповых занятиях важные учебно-воспитательные проблемы решаются в игровой форме — учащиеся с удовольствием импровизируют, устраивая дружеские состязания на лучшее исполнение какого-нибудь технического элемента, маленькие викторины по разным теоретическим вопросам, инициаторами которых часто являются студенты класса. Все участники реально могут представить и ощутить себя педагогами, музыкальными критиками, членами конкурсного жюри или экзаменационной комиссии. Ошибки и неудачи товарищей ободряют неуверенных в себе, а анализ игры другого помогает развитию музыкального мышления. Такая форма работы помогает достичь ощутимых практических результатов всем коллективом: происходит эффективное стимулирование учебного процесса, улучшается настроение каждого. Всё это позитивно влияет на психологический климат в коллективе, создается мотивация к занятиям и профессиональному самосовершенствованию. Ученическое исполнительство, проходящее в свободной раскрепощённой обстановке в присутствии доброжелательных, но взыскательных слушателей-соучеников, становится более ярким и содержательным, а возникающее при этом у играющего желание всех удивить и произвести впечатление толкает его к созданию индивидуальной трактовки музыкального произведения. В классе в подобных ситуациях возникает атмосфера соревнования, что является дополнительным стимулом для оптимизации процесса обучения.

Мастер-класс — форма коллективно-массового публичного обучения учащихся, представляющая собой педагогическое исполнительство, требующее от педагога полной профессиональной компетентности, умения моментально подметить недочеты игры ученика и предложить простой и верный способ их устранения, применяя при этом силу логических доказательств, убедительность образных сравнений, эрудицию, интеллект, ораторские и исполнительские способности. Мастер-класс помогает присутствующим на нём коллегам-педагогам шире и с разных ракурсов взглянуть на важные профессиональные проблемы, давая импульс

и побуждая к опытно-исследовательскому педагогическому творчеству. Учащиеся же имеют возможность получить квалифицированную консультацию компетентного специалиста, свежий взгляд которого на существующие проблемы может оказаться наиболее верным и точным. Данная форма, являющаяся специфичным компонентом обучения в детско-юношеском коллективе, предоставляет возможность не только ставить и решать ключевые проблемы профессионально-личностного развития юных музыкантов, осуществляя одновременное коллективно-массовое обучение, но и пропагандировать профессию педагога, поднимая её престиж в глазах общества.

Концерт музыкально-исполнительского класса — коллективно-массовая форма обучения, основная цель которой — самореализация учащихся как музыкантов-исполнителей. Её главные задачи — практика в исполнительстве, развитие артистических черт характера и выявление скрытых недостатков в обучении, которые на сцене быстрее проявляются. Сценическое выступление следует рассматривать как экзамен на публике и показатель эффективности учебного процесса. По точному определению В.В. Крюковой, концерт «стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества, помогает ощутить общественную значимость своего труда и увидеть его результат» (2, с. 48—49).

При существующем многообразии форм концертного исполнительства учащихся мы предлагаем к рассмотрению основные.

Выступление перед родителями с целью обыгрывания экзаменационной программы в преддверии экзамена или зачета, которое помогает учащимся проверить свою подготовленность и преодолеть часто появляющееся и мешающее исполнению волнение. Результатом использования данной формы обучения является более стабильная игра на экзамене.

Тематические концерты с разными программами (например, «Произведения крупной формы», «Инструментальная миниатюра

XIX века», «Произведения старинной музыки» и др.) помогают учащимся повышать свою исполнительскую и слушательскую культуру, активнее познавать концертный репертуар и учиться разбираться в композиторских стилях.

Отчётные концерты и показательные выступления проходят как в стенах учебного заведения, так и за его пределами. Выступают только самые подготовленные учащиеся, и почётная миссия — представлять лицо коллектива — накладывает на каждого особую ответственность. Положительной реакцией учащихся при этом является сопереживание за играющих и радость успеху своих товарищей.

Концертное выступление — качественный показатель учебно-творческой работы детско-юношеского коллектива. Каждый концерт, отмечает В.Г. Кузнецов, должен «приносить радость, переживания, гордость, позволяя увидеть значимость своих занятий музыкальным творчеством. Концерт, как и репетиционный процесс, оказывает большое воспитательное воздействие ... пробуждает интерес, изменяет мотивы обучения музыкально-исполнительскому искусству» (3, с. 202).

Видеосъёмки занимают особое место среди ответственных выступлений. Они требуют мгновенной концентрации всех творческих сил ученика-исполнителя, полного самообладания и умения за короткий срок продемонстрировать максимум своих профессиональных возможностей и достижений, а также суметь вызвать у себя чувство воодушевления и вдохновения, что бывает не так просто сделать перед «бездушной» камерой.

Творческий семинар музыкально-исполнительского класса в нашем понимании — это коллективно-публичная форма обучения, представляющая собой общее открытое собрание класса, на которое приглашаются все интересующиеся музыкальным искусством. Участие в семинаре родителей учащихся является необходимым условием в плане проведения просветительской работы. Абсолютно точно мнение профессора Г.Г. Нейгауза, который считал, что для успеха дела высокоодарённому ученику гораздо

важнее иметь талантливых родителей, чем талантливого преподавателя.

Творческий семинар сопровождается устным журналом, имеющим несколько постоянных рубрик, например, «История исполнительского искусства», «Генеалогическое древо нашего музыкально-исполнительского класса» и др. Также здесь могут быть и отдельные страницы, укладывающиеся в рамки одного вечера, такие как встреча с музыкантами-профессионалами, прослушивание музыкальных записей, доклады самих учеников, обсуждение творческих планов и подведение итогов.

Программы семинаров включают в себя исполнительскую часть, где подготовленные учащиеся демонстрируют свои творческие достижения. исполнительская часть является, фактически, формой творческой отчётности. Музицирование при этом поднимается до концертного уровня исполнения. Одна из главных задач творческих семинаров — организация условий для развития профессионально-личностного потенциала каждого субъекта коллектива. Теоретические знания находят своё практическое применение и реализуются в первых опытах научно-исследовательской деятельности учащихся (доклады, методические сообщения, дискуссии, диспуты). Если докладчику удалось увлечь присутствующих своей темой, то возникает ситуация, располагающая к творческому общению учащихся, родителей и педагогов. Являясь многоплановой и глубоко содержательной, эта форма обучения предоставляет учащимся возможность развить и реализовать свои качества в различных аспектах профессиональной деятельности — от игры на инструменте до теоретических сообщений и дискуссий на научно-методические темы. А также проявить инициативу и творческую активность, получить ответы на возникающие вопросы, что даёт ощущение собственной профессиональной значимости и уверенность в самостоятельных действиях.

Как видно, идея этой новой формы обучения соответствует принципу демократизации, отражающему глобальные тенденции современного общества и направления формирования образования в мире и в России в начале

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 4 (48) июль-август

третьего тысячелетия. Принцип демократизации предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также подразумевает широкое участие общественности в управлении образованием. У преподавателя с демократическим стилем руководства учащиеся испытывают состояния спокойной удовлетворённости, высокой самооценки.

Итак, применение в учебно-воспита-

тельной работе с музыкально-исполнительским классом традиционных и инновационных форм обучения музыке в их целесообразном сочетании при использовании только положительных сторон каждой из них дает возможность обеспечить качественное профессиональное обучение юных музыкантов в условиях непрерывного довузовского художественного образования и оптимальное развитие их профессионально-личностного потенциала.

Примечания

1. Волкова, П. С. Актуальные проблемы педагогики искусства / П.С. Волкова // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании / под ред. Е.Д. Критской, Л.В. Школяр. — М.: Флинта, 1999.

296 с.

2. Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 288 с.

3. Кузнецов, В. Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях / В.Г. Кузнецов. — М.: Музыка, 2000. — 246 с., нот.

4. Монсенжон, Б. Рихтер. Диалоги. Дневники / Б. Монсенжон. — М.: Классика-ХХ1, 2003. — 480 с.

УЗЫКАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ОСНОВА МОДЕЛИ ГАРМОНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ДЕТСКОГО ОНТОГЕНЕЗА, ВКЛЮЧАЯ ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

М. Л. Лазарев

Научный центр здоровья детей РАНМ

В России разработано новое направление в области гармонизации развития ребенка до и после рождения с активным использованием музыки — СОНАТАЛ-педагогика. В ее основе лежит формирование у ребенка музыкального интеллекта, позволяющего оптимизировать когнитивные и соматические процессы, за счет их согласованного (когносомного) развития. Исследования, проводимые независимыми авторами с 1983 года и по настоящее время, показывают высокую эффективность данного направления.

Ключевые слова: СОНАТАЛ-педагогика, когносомное развитие, гармонизация.

A new direction in the harmonization of the development of child before and after birth with the active use of music — SONATAL-pedagogy is developed in Russia. It is based on the formation of the child's musical intelligence to optimize cogniti ve and somatic process through an agreed (kognosomic) development. Research by independent authors since 1983 to the present time, show high efficiency of this trend. Key words: SONATAL-pedagogy, kognosomic development, harmonization.

158 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 158-164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.