^ Образование в сфере культуры
ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩЕГОСЯ-МУЗЫКАНТА
А. В. Смирнов
Московский государственный университет культуры и искусств
Актуальной проблемой современного музыкального образования является необходимость оптимального развития профессионально-личностного потенциала учащегося, без чего немыслимо становление подлинного деятеля музыкально-исполнительского искусства, создателя художественно значимой интерпретации авторского произведения. Автор подходит к решению обозначенной проблемы путём создания детско-юношеского учебно-творческого коллектива на основе занятий с музыкально-исполнительским классом в системе непрерывного довузовского художественного образования (школа—колледж).
Ключевые слова: музыкально-исполнительское искусство, художественно значимая интерпретация, тезаурус исполнителя, субъект-объектные и межсубъектные отношения, непрерывное художественное образование, детско-юношеский учебно-творческий коллектив.
The burning issue of contemporary music education is the need for optimal development of professional and personal potential of the student, without which it is impossible to becoming a true leader of music and performing arts, the creator of artistic and meaningful interpretation of copyright works. The author comes to solving problems by creating a designated children's and youth education and the creative team on the basis of occupation, with music and performing in the class of continuous pre-university art education (school, college).
Key words: music and performing arts, artistic and meaningful interpretation, thesaurus artist, subject and object and between-subject relations, continuing art education, children and youth educational and creative team.
Истощение культурного слоя и утрата ценностных основ заставляет общество обращаться в сферу, где должны формироваться созидательные силы. Именно современная школа призвана стать «гарантом от духовного одичания современников» (2), приобретая статус главного социального института не только национальной, но и общечеловеческой культуры. В связи с этим актуальной проблемой современного музыкального образования становится необходимость оптимального развития профессионально-личностного потенциала учащегося, без чего немыслимо становление подлинного деятеля
музыкально-исполнительского искусства, создателя художественно значимой интерпретации авторского произведения.
Теоретической основой для решения данной проблемы выступает: «Я — концепция» личности (Р. Бёрнс, И.С. Кон, А. Маслоу, К. Роджерс) и положение о тезаурусе исполнителя (Я.И. Мильштейн). Приоритетной целевой установкой процесса модернизации содержания фундаментального художественного образования, применительно к новым условиям, становится разработка инновационных принципов и технологий системы непрерывного многоуровневого образо-
159
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 159-162
ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^
вания, «создание комплексной системы развития человеческого личностного ресурса средствами профессионального непрерывного образования» (1).
Методологические аспекты непрерывного образования разрабатывались в контексте: концептуальных идей философии (Б.С. Гершунский, В.А. Разумный, Я.С. Турбовской и др.) и отечественной педагогики (В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, В.М. Полонский и др.); теоретических и дидактических основ педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, И.И. Логвинов и др.); основных направлений зарубежных исследований в образовании (Б.Л. Вульфсон, З.А. Малькова, А.К. Савина и др.); теории воспитания (Л.В. Алиева, Н.Н. Никитина, Н.Л. Селиванова и др.); психологии личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.).
Наиболее благоприятные условия для развития профессионально-личностного потенциала сложились в системе непрерывного художественного образования, где существуют необходимые условия для проведения широкомасштабной опытно-экспериментальной работы по поиску новых форм взаимодействия разных по возрасту и способностям учащихся с преподавателем и друг с другом. Но мы стоим перед фактом отсутствия теоретического обоснования стратегии и тактики обучения юного музыканта в данной образовательной среде. Вместе с тем открывается новый ракурс содержания музыкально-педагогического образования как сферы субъект-объектных и межсубъектных отношений. Особая задача педагога, как организатора учебно-воспитательного процесса, — создание, с опорой на педагогический потенциал искусства, психологически благоприятной среды, где организована творческая жизнь каждого обучающегося, активно поддерживается мотивация к обучению, а результаты затраченных усилий проявляются в совместной музыкально-исполнительской деятельности — творческой самореализации учащихся. Решение
выше обозначенных задач связано с необходимостью изучения свойств музыки с её способностью создавать «полимодальную динамическую среду, обладающую специфическими (пространственными, временными, психологическими и педагогическими) параметрами» (Л.И. Уколова), оказывающими мощное формирующее и воспитательное воздействие на человека. Данной теме посвящены исследования известных музыкантов и учёных — Б.В. Асафьева, Л.А. Баренбойма, З. Кодая, К. Орфа и др. Мы подходим к решению проблем потенциала педагогически организованной музыкальной среды путём создания детско-юношеского учебно-творческого коллектива на основе занятий с музыкально-исполнительским классом в системе непрерывного довузовского художественного образования (школа—колледж). Коллектив состоит из учащихся сектора дополнительного художественного образования общеобразовательной школы (1—9 классы) и студентов музыкального колледжа. В контексте нашего исследования он предстаёт как новая социально-педагогическая общность, основанная на принципах творческого взаимодействия между «ценностным объектом познания — музыкой и постигающим её коллективным субъектом (преподавателем и учащимися)» (4).
Непрерывное художественное образование, основополагающим принципом которого является преемственность звеньев его системы, выступает как актуальный способ образовательной деятельности с целевой ориентацией на целостное развитие личности, «поступательное обогащение её творческого потенциала» (Е.Ю. Трацевская) и интеллекта, самореализацию в профессиональной сфере. В поисках наиболее совершенных механизмов, стимулирующих процесс развития профессионально-личностного потенциала учащегося, не отказываясь от использования в музыкально-исполнительском классе традиционной формы индивидуального урока (единственной во всех звеньях системы музыкального образования России
от школы до вуза), мы обращаемся также к групповым и коллективно-массовым формам, как особо действенным и оптимальным для решения важных педагогических задач профессионального обучения и воспитания юного музыканта. В музыкальном классе в разных формах педагогического общения педагога и учащихся, при котором отвергается возможность бездумного перенимания образцов исполнения музыкальных произведений, в процессе сольного и коллективного музицирования ведётся глубокое совместное изучение исполнительских проблем, поставленных руководителем-педагогом, и творческий поиск путей их решения. Для этой цели используются методические материалы по другим музыкально-исполнительским специальностям и видам искусства (живопись, драматическое искусство, поэзия и т. д.), а также универсальные методы, синтезированные в опыте корифеев как общей, так и музыкальной педагогики. Педагог, внимательно наблюдая за взаимодействием учащихся, исследует особенности их развития и, отказавшись от педагогических догм, гибко следует движению этого развития. Вырабатывая необходимые методы своей деятельности, он вводит их ненавязчиво, органично, так, чтобы учащиеся, во-первых, чувствовали полную свободу в выборе средств обучения и, во-вторых, по праву осознавали своё соавторство, сопричастность творчеству педагога, испытывали потребность в совместной творческой деятельности.
Гуманная педагогика предполагает внимательное изучение черт характера учащихся и мягкое воздействие на проявления отрицательных характерологических свойств, препятствующих процессу становления творческой личности юного музыканта-исполнителя. Чрезвычайно интересно мнение В.М. Подуровского, который считает, что, поскольку «научно доказано, что тип нервной системы и связанные с ним особенности темперамента относятся к устойчивым показателям индивида, то не рациональнее ли не "подправлять природу", а, чутко
^ Образование в сфере культуры
и гибко реагируя на эти признаки, направить воспитательный процесс на выработку именно индивидуального стиля и в труде, и в поведении, и в прочих деятельных проявлениях психической жизни ученика» (3, с. 291). Руководителем музыкально-исполнительского класса для этой цели применяется авторский метод сублимации характерологических свойств учащегося в процессе музыкально-исполнительского творчества. Практически этот метод реализуется следующим образом. Любая черта характера ученика может использоваться как интеллектуальное орудие для создания соответствующих музыкально-художественных образов. Если ученик отличается, например, грубостью в обращении с окружающими, то ему предлагается для изучения и последующего концертного исполнения программное произведение, заключающее в себе ярко-контрастные образы: жёсткий энергично-волевой и трепетно-нежный. Например, для младшего школьника это может быть «Дед Мороз» Р. Шумана. Вначале ученик успешно справляется с близким ему по духу первым образом сердитого Деда Мороза («Knecht Ruprecht» в старинных немецких сказках — отрицательный злобный персонаж, который приходил на Рождество и стегал розгами непослушных детей), но ему очень трудно даётся второй — ласковой доброй Снегурочки. Данная ситуация, при которой необходимость выучить репертуарное произведение совпадает с желанием ученика успешно выступить на концерте, толкает его к преодолению возникших трудностей и быстрейшему освоению произведения в целом. Овладевая нужными исполнительскими приёмами, ученик становится способным на раскрытие второго образа, одновременно музыка всё более пробуждает в нём добрые чувства, а негативные свойства характера при этом перемещаются в тезаурус, становятся подвластными воле и интеллекту исполнителя и служат заготовками для создания музыкальных образов в дальнейшем, расширяя его артистические возможности.
ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^
Использование метода сублимации характерологических свойств учащегося в процессе музыкально-исполнительского творчества способствует органичному развитию позитивных свойств характера и плавному нивелированию отрицательных, их трансформированию и сущностному преображению.
В музыкально-исполнительском процессе большое значение имеет эмоциональное состояние играющего ученика. В момент проигрывания произведения целиком для выстраивания художественного образа, с целью создания целостной исполнительской интерпретации с полным охватом музыкальной формы, недопустимы остановки. Обычно в такой ситуации педагог может только наблюдать процесс исполнения, но не управлять им. Проблема заключается ещё и в том, что в основном все неудачно сыгранные места в отдельности получались хорошо, но при проигрывании целиком, из-за неспособности ученика в достаточной степени управлять своим эмоциональным состоянием, он часто не справляется с задачей. Для решения этой проблемы нами разработан эффективный метод коррекции эмоционального состояния ученика во время непрерывного исполнительского процесса, суть которого заключается в следующем. Педагог с помощью знаков-символов, обозначающих ценностно значимые или хорошо знакомые данной возрастной категории учащихся понятия, вызывает нужные ассоциации для возникновения эмоциональных состояний исполнителя, необходимых в данный момент для адекватной передачи сложных музыкально-
художественных образов, без остановки исполнительского процесса. Подобными знаками-символами могут быть отдельные краткие восклицания и жесты, наподобие дирижёрских. Например, при исполнении произведения сложного, изменчивого характера, требующего передачи разнообразия тембров и эмоциональных нюансов, педагог в нужный момент восклицает: «нежность», «царь», «жалоба», «гнёт» — что обозначает смену настроений в музыке, для адекватной эмоциональной перестройки исполнителя. Эти знаки символизируют характер исполняемой музыки, соответственно: мягкая певучая, величественная, жалобная, трагическая. С их помощью происходит мгновенная психологическая настройка исполнителя, которая стимулирует «мышечную память», моделирующую те необходимые ощущения и приёмы, которые были выработаны в процессе занятий.
Таким образом, используемые методы будут способствовать оптимальным профессиональным действиям педагога-музыканта на пути совместного с учениками постижения и освоения музыкального искусства. В том случае, если взаимодействие педагога-музыканта и учащихся носит характер истинно творческого сотрудничества, создаётся атмосфера, наиболее благоприятная для развития профессионально-личностного потенциала учащегося. Только при таком подходе возможно воспитание независимой творческой личности с мировоззрением гуманистической направленности.
Примечания
1. Александров, А. Е. Новый этап развития начального и среднего профессионального образования города Москвы (к августовским мероприятиям педагогических работников) / А. Е. Александров, В. И. Лисов, А. С. Потапов. — М.: Школьная книга, 2004. — 32 с.
2. Караковский, В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. — М.: Творческая педагогика, 1993. — 80 с.
3. Подуровский, В. М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности : учебное пособие [для студ. высш. учеб. заведений] / В. М. Подуровский, Н. В. Суслова. — М., 2001. — 320 с.
4. Щербакова, А. И. Аксиология музыкально-педагогического образования : учебное пособие [к курсу «Методология музыкально-педагогического образования»] / А. И. Щербакова. — М., 2001. — 424 с.