Мне приходится проявлять гибкость не только в оценках, но и в формах принуждения. Убеждена в том, что творить «по заданию» может не каждый и не всегда. Бывает нет настроения, или тема чужда и не захватывает, или не умеет ещё писать. В младших и средних классах оправдывает такой приём, как предложение порисовать на эту тему, или нарисовать на другую тему.
Список литературы
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. 2-е изд. (1946 г.). СПб.: Питер, 2002. 720 с. С. 503-504.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ
БИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКАЗНИКА «СОКОЛИНЫЙ»
1 2 Шайкина Т.В. , Шайкин Р.В.
1Шайкина Татьяна Васильевна - учитель географии, Государственное учреждение образования Мачулищанская средняя школа им. Героев Советского Союза Вдовенко И.Т. и Гомоненко Н.В.,
г.п. Мачулищи, Минский район; 2Шайкин Руслан Валентинович - директор, ЧИПУ Центр экологического воспитания и развития, г. Минск, Республика Беларусь
Аннотация: в материале приводятся примеры использования информационных технологий во внеклассной экскурсионной деятельности. Особое внимание уделено использованию планшетного компьютера при проведении экскурсий и QR-кодов при организации экологических квестов.
Ключевые слова: информационные технологии, планшетный компьютер, QR-код.
Информатизация образования, являющаяся важнейшей частью реформ образовательной системы, не может рассматриваться как простое использование технических средств обучения. Как считает Абумова Г.А., внедрение информационных технологий должно найти отражение в радикальном изменении сущности и организации процессов обучения и развития личности [1]. В настоящее время все отчетливее осознается необходимость гуманизации и гуманитаризации образования, которая, в узком смысле, понимается как направленность на человека или личностно-ориентированный подход и взаимосближение гуманитарной и технической подготовки [2].
Биологический заказник «Соколиный» создан для сохранения, прежде всего, уникального колониального поселения сокола - пустельги обыкновенной. Активно участие в создании заказника приняли учащиеся и педагоги [3]. Заказник расположен вблизи Мачулищанской СШ в Минском районе и является идеальным стационаром по экологическому воспитанию учащихся в интересах устойчивого развития.
Основными формами внеклассной работы с учащимися в условиях биологического заказника «Соколиный» являются экскурсии и экологические квесты.
Организация экскурсий в контексте использования информационных технологий в образовании характеризуется тем, что для их проведения используется планшетный компьютер. Преимущества использования планшетного компьютера вместо классического определителя птиц (книги) при проведении экскурсии в биологическом заказнике «Соколиный»:
- более компактные размеры и меньший вес по сравнению с определителем птиц (книгой), объем которого может быть более 500 страниц;
- больший объем информации, т.к. планшет может хранить информацию сразу нескольких книг, а также обширную информацию, заготовленную заранее из сети интернет;
- возможность показать не только картинки и фотографии отдельных птиц, но даже проиграть песни и отдельные голоса птиц;
- возможность прямо на экскурсии показать видео из жизни пернатых.
Последние два преимущества имеют особое значение, и отражают специфику использования планшета в полевых условиях, т.к. птицы в заказнике «Соколиный» являются очень активными объектами для наблюдения, использование которых в образовательном процессе связано с необходимым навыком полевых исследований. Наблюдать некоторые виды птиц можно лишь в полете, и в течение короткого промежутка времени. Таким образом, более подробно скрывшуюся из поля зрения птицу во время экскурсии, можно рассмотреть по иллюстрациям на планшете. Учитывая экологические особенности обитателей заказника, некоторые стороны жизни местных птиц нежелательно демонстрировать во время экскурсий во избежание излишнего беспокойства пернатых. Например, категорически запрещается во время учебных экскурсий беспокоить птиц на гнездах. Использование планшета позволяет рассмотреть фото или видео гнездящихся птиц, без необходимости прямого воздействия на пернатых в гнездовой период.
Организация экологических квестов в заказнике «Соколиный» имеет природоохранную тематику и включает не только активное наблюдение и исследование природы, но и простейшие биотехнические мероприятия для обитателей заказника. Особое место в системе информационных технологий при организации экологических квестов занимает использование двухмерных матричных штрих-кодов, называемых QR-код. QR или quick response в переводе с английского означает «быстрый отклик». QR-коды широко используются в бизнесе и рекламе, однако, все более активно они начинают использоваться и в образовании. Специфика их использования заключается в том, что на стационарных информационных стендах экологической тропы в заказнике «Соколиный» кроме стандартной информации, размещены QR-коды. Наведение смартфона на QR-код позволяет декодировать URL целевых сайтов и, например, прослушать голос или посмотреть видео соответствующей птицы, текстовая информация о которой представлена на информационном стенде экотропы. Таким же образом можно просмотреть или скачать информацию о мерах поддержки заказника и его обитателей и правилах поведения. Постоянные QR-коды успешно применяются также при организации экскурсий, временные - предназначены для использования только во время экологических квестов.
Современные информационные технологии во внеклассной работе в условиях заказника «Соколиный» позволяют активизировать природоохранный интерес учащихся. Использование планшетного компьютера при проведении экскурсий в природу, а также дополнение стендов экологической тропы QR-кодами увеличивает эффективность достижения целей экологического воспитания в условиях ближайшего природного окружения. Кроме того, экологическая тропа становится более привлекательной и для старшего местного населения, продвигая идеи всеобщего экологического воспитания, объединяя местное сообщество, что благоприятно сказывается на сохранении заказника «Соколиный».
Список литературы
1. Абумова Г.А. Информационные технологии как основа развития современной
общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.А. Абумова.
Москва, 2001. 143 с.
2. Лупиногина Ю.А. Информационные технологии как средство повышения эффективности учебного процесса в средней школе США: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю.А. Лупиногина. Волгоград, 2006. 199 с.
3. Shaikin R.V. The Role of Environmental Education as a Tool for Nature Protection: Experience in Creating Biological Reserve «Falcon» in Belarus / Shaikin R.V. // International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education // International Scientific Review № 21 (31) / XXIX International Science Conference (Boston. USA, 21-22 December, 2016). Р. 72-73.
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ В ШКОЛЕ: ОПЫТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Жуманиёзова И.А.
Жуманиёзова Индира Адилбековна - учитель информатики, школа № 10, Охангаранский район, Ташкентская область, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматриваются одарённые дети в школе: опыт внеурочной деятельности на занятиях проектной деятельностью, которые способствуют развитию интеллектуально-творческого потенциала детей. Обучение на этих занятиях носит исследовательский, творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Ключевые слова: одарённые дети, внеурочной урок, проектной деятельностью.
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.
Прежде всего, надо ответить на вопрос о способностях. Существует немало определений этого понятия, но наиболее точным и понятным является следующее: способности - это способы выполнения деятельности. Не отдельные приемы, а глобальные, фундаментальные способы. Чьи способы лучше, у того и выше способности. Из такого понимания способностей становится ясно, что от природы способностей нет и не может существовать ведь способы необходимо каждому человеку выработать, приобрести, прежде всего, в деятельности. Другое дело, что у одного эти способы вырабатываются быстрее, у другого медленнее.
Здесь чаще всего проявляются уже природные особенности, т.е. задатки. Задатки - это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться.
Таким образом, одаренность - это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями.
Стремление к познанию - самая яркая характеристика любого одаренного ребенка.
Умственная активность имеет непосредственное отношение к развитию способностей. Оказывается, способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии. Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями.
Реализовать это важное условие развития способностей как нельзя лучше можно во внеурочной деятельности. А именно на занятиях проектной деятельностью, которые способствуют развитию интеллектуально-творческого потенциала детей. Обучение на этих занятиях носит исследовательский, творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности [1]. Работая над проектом, каждый ученик проявляет активность и вносит свой вклад в общее дело, несет ответственность за конечный результат, получает удовольствие от чувства уверенности в