УДК 373.3
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КВЕСТЫ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В.Н. Полищук, Т.Б. Туча
Аннотация. В статье затрагивается актуальная на сегодняшний день тема экологического образования младших школьников. Проведён теоретический анализ использования квест-игр в учебной и внеурочной деятельности младших школьников, изучены проблемы их внедрения, намечены направления дальнейших исследований. Авторами разработан и апробирован экологический квест для младших школьников. Отражены признаки квеста, принципы его разработки и критерии качества. Описаны цель исследования и цель проведения квеста, задачи, решаемые во время проведения квеста, организационные моменты, план разработки и проведения квеста, использованные методы обучения, приведена классификация проведенного квеста. Обоснована эффективность применения квест-игр в экологическом образовании младших школьников.
Ключевые слова: квест-технология, квест, экологический квест, игра, игровые технологии, экологическое образование, младшие школьники.
ENVIRONMENTAL QUESTS AS METHOD ECOLOGICAL
EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLBOYS
V. Polishchuk, T. Tucha
Abstract. The article deals with the actual to date theme of environmental education of younger students. The authors condu cted a theoretical analysis of the use of quest games in educational and extracurricular activities of younger students, studied the problems of their implementation, identified areas for further research. The authors have developed and tested an ecological quest for younger students. Reflects the characteristics of the quest, the principles of its design and quality criteria. Described the purpose of the study and the purpose of the quest tasks during the quest, the organizational aspects, the development plan and the quest, used teaching methods, a classification held quest. Proved the efficiency of the use of quest games in ecological education of younger schoolboys.
Keywords: quest technology, quest, eco quest, game, games technology, environmental education, Junior high school students.
Для экологического образования младших школьников в урочной и внеурочной деятельности может использоваться квест-технология, одна из форм игрового обучения. И.В. Радецкая, И.Ю. Сорока, О.Г. Варфоломеева считают, что «квест-технология способствует решению одной из ключевых проблем в педагогической практике - формированию познавательной мотивации учащихся, поскольку, именно, от качества её сформированное™ зависит конечный результат всей образовательной системы» [5].
В наши дни каждый педагог вынужден искать новые педагогические методы и приемы, чтобы заинтересовать школьников изучать тот или иной предмет. И глядя на увлечение детей разнообразными компьютерными играми, будь то в компьютере, планшете, сотовом телефоне или другом гаджете, педагог должен оторвать детей от виртуального мира и «вернуть» детей в реальный мир. Сделать это возможно также и в игровой форме, используя квест, то есть с помощью персонажей в игровой форме детям преподносится реальная картина мира.
По мнению А.А. Каравка, «квест может использоваться на занятиях по многим учебным дисциплинам, так как может быть взаимосвязан с другими формами обучения и воспитания и давать лучшие результаты в учебном процессе» [2]. При этом Л.В. Елизарьева считает, что «квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета» [1].
Цель данного исследования заключалась в обосновании эффективности применения квест-игр в экологическом образовании младших школьников во внеурочной деятельности. Внеурочная работа, по словам А.А. Мартыненко, это «составная часть учебно-воспитательного процесса в любом учебном учреждении» [4], поэтому педагоги внеурочной работе с детьми любого возраста должны уделять особое внимание.
Для обоснования эффективности применения экологических квест-игр в экологическом образовании младших школьников во внеурочной деятельности авторами было разработано и
апробировано в школах г. Уссурийска Приморского края экологическое квест-путешествие «Лукоморье».
Организационные моменты квест-путешествия включали в себя: очную форму проведения квеста во внеурочное время; время проведения квеста - 45 минут. В работе над квест-путешествием авторы придерживались следующего плана: написать сценарий, создать антураж для каждой зоны проведения действий, продумать методику проведения игровых заданий, подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.
При разработке экологического квеста авторы опирались на признаки, выделенные И.В. Радецкой [5]: основная идея игры, сюжет, проблемное задание, правила квеста, персонажи, целенаправленный поиск, обозначение каждой станции метками, конечный результат (сбор целого пазла из найденных кусочков).
Также при разработке экологического квеста авторы опирались на принципы, выделенные Н.Н. Кривдиной [3] и О.Н. Самохиной [6, 7]: доступность заданий, системность,
эмоциональность, расчет временных рамок заданий, использование разнообразных видов деятельности на каждой из станций квеста, конечный результат (сбор пазла), рефлексия.
Цель квест-путешествия: экологическое образование младших школьников, привлечение внимания детей к проблеме сохранения биологического разнообразия Приморского края.
В процессе проведения квест-путешествия решались следующие задачи: сформировать бережное отношение к своему здоровью; расширить кругозор детей в отношении биоразнообразия обитателей нашей планеты, в частности Приморского края; показать физические свойства различных материалов попадающих в воду; приобщить к прекрасному через знакомство с удивительными местами Приморского края; приобщить к труду; развить мелкую моторику, ловкость, смекалку, память, фантазию, воображение; сплотить коллектив; поднять эмоциональное настроение.
Методы, которые применялись на квестовых станциях: квест-технология;
здоровьесберегающая технология (зарядка в игровой форме); работа с карточками-информаторами (распределение животных и птиц по средам их обитания); метод обобщения - опыт с водой (изучение физических свойств разнообразных материалов, попадающих в воду); активный метод обучения с визуализацией (знакомство с удивительными местами Приморского края); мастер-класс (изготовление
поделки из бумаги); коллективный мозговой штурм (разгадывание криптограмм).
Опираясь на классификации квестов по разнообразным системным и инструментально-значимым признакам ученых И.Н. Сокол [8], Е.В. Халиной [9], О.В. Шатуновой [10], авторы отнесли проведенное экологическое квест-путешествие к следующим видам: по форме проведения: приключенческий (игровой) квест; по режиму проведения: в реальном режиме; по сроку реализации: краткосрочный; по форме работы: групповой; по предметному содержанию: межпредметный; по информационной образовательной среде: традиционная образовательная среда; по доминирующей деятельности учащихся: информационный, поисковый, игровой; по характеру контактов: учащиеся одного класса; по типу прохождения: линейный; по способу перемещения: пешеходный; по типу заданий:
интеллектуальный, поисковый, образовательный, познавательный; по драматургии:
театрализованный; по типу образовательных задач: творческое задание, достижение консенсуса, оценка.
Квест-путешествие соответствовало
критериям качества, определенным
Л.В. Елизарьевой [1], то есть было безопасно для школьников, имело оригинальный, логичный и целостный сценарий, подчиненный
определенному сюжету, и как результат, была создана атмосфера игрового пространства.
Таким образом, все поставленные авторами задачи были выполнены.
Результаты рефлексии показали, что применение экологических квест-игр в экологическом образовании младших школьников во внеурочной деятельности обосновано, так как:
- младшим школьникам нравится такая форма получения образовательных и познавательных знаний;
- персонажи квеста помогают детям окунуться в мир обитателей живой природы, и как результат, у детей возникало чувство сопричастности, сопережения, симпатии к персонажу;
- через игровую форму детям показывается реальная экологическая обстановка живой природы;
- через игру дети учатся правильному поведению в живой природе.
Таким образом, квест является эффективным методом экологического образования младших школьников, так как повышает у детей познавательную мотивацию, расширяет кругозор по самым разнообразным экологическим, и не
только, темам, развивает мелкую моторику, ловкость, смекалку, память, фантазию, воображение.
В связи с этим рекомендуется более широко применять квест-технологию в учебной и внеурочной деятельности младших школьников.
Авторы считают, что в настоящее время применение экологических квест-игр в учебной и внеурочной деятельности младших школьников используется недостаточно. В школах нет достаточного материально-технического
обеспечения, большая загруженность учителей.
Данное направление применения экологических квест-игр в учебной и внеурочной деятельности младших школьников требует дальнейшего развития, например, нужно более широко публиковать готовые сценарии с полным перечнем необходимого или типовые образцы квестов; проводить обучение учителей; привлекать спонсоров, социальное партнерство; разрабатывать и проводить совместные проекты с музеями, зоопарками, и т.п. Всё выше сказанное позволяет сделать вывод об актуальности дальнейших исследований в данном направлении.
Литература:
1. Елизарьева Л.В. Квест как форма организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении [Текст] / Л.В. Елизарьева // Научный альманах. - 2015. - № 11-2. - С. 132135.
2. Каравка А.А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определенными компетенциями [Текст] / А.А. Каравка // Интернет-журнал «Мир науки». - 2015. -№ 3. - 7 с.
3. Кривдина Н.Н. Развитие социальной и коммуникативной активности дошкольников в образовательных квестах [Текст] / Н.Н. Кривдина // Филологическое образование в период детства. -2016. - № 23. - С. 146-148.
4. Мартыненко А.А. Методика организации и проведения игры - квест [Текст] / А.А. Мартыненко // Профессиональное образование и общество. - 2014. - № 4(12). - С. 30-36.
5. Радецкая И.В., Сорока И.Ю., Варфоломеева О.Г. Современные образовательные технологии в системе дополнительного образования детей [Текст] / И.В. Радецкая, И.Ю. Сорока, О.Г. Варфоломеева // Педагогический
журнал Башкортостана. - 2015. - № 5 (60). - С. 8490.
6. Самохина О.Н. Игра-квест как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками [Текст] / О.Н. Самохина // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2017. - Т. 1.
- № 3. - С. 36-39.
7. Самохина О.Н. Игра-квест - как эффективное средство физического и познавательного развития детей дошкольного возраста [Текст] / О.Н. Самохина // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2015. - № 7-1. - С. 57-63.
8. Сокол И.Н. Классификация квестов [Текст] / И.Н. Сокол // Молодий вчений. - 2014. - № 6 (09).
- С. 138-140.
9. Халина Е.В. Профориентационное мероприятие в форме квест-игры «Дорога знаний» [Текст] / Е.В. Халина // Образование. Карьера. Общество. - 2014. - № 2(41). - С. 46-50.
10. Шатунова О.В. Ландшафтные квест-игры в технологической подготовке школьников [Текст] / О.В. Шатунова // Вестник научных конференций. -2015. - № 4-4(4). - С. 152-155.
Сведения об авторах:
Полищук Виктория Николаевна (г. Уссурийск, Россия), ведущий специалист научно-организационного отдела Школы педагогики ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», e-mail: [email protected]
Туча Татьяна Борисовна (г. Уссурийск, Россия), магистрант Школы педагогики ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», e-mail: [email protected]
Data about the authors:
V. Polishchuk (Ussuriysk, Russia), leading specialist of scientific-organizational Department of the School of pedagogics Federal STATE Autonomous educational institution "Far Eastern Federal University", e-mail: [email protected]
^ Tucha (Ussuriysk, Russia), MA student School of pedagogics Federal STATE Autonomous educational institution "Far Eastern Federal University", e-mail: [email protected]