Научная статья на тему 'Изменение оценки работы исправительных учреждений как условие преодоления легализации пенитенциарной преступности'

Изменение оценки работы исправительных учреждений как условие преодоления легализации пенитенциарной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ РАБОТЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ПРЕОДОЛЕНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / PENAL CRIMINALITY / JOB RATING IN CORRECTIONAL ESTABLISHMENTS / FIGHTING WITH PENAL CRIMINALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фильченко А. П.

В данной статье рассматривается изменение системы оценки работы исправительных учреждений как необходимое условие преодоления легализации пенитенциарной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGE OF JOB RATING IN CORRECTIONAL ESTABLISHMENTS AS THE CONDITION OF FIGHTING WITH PENAL CRIMINALITY

change of job rating in correctional establishments as the condition of fighting with penal criminality is considered in the article

Текст научной работы на тему «Изменение оценки работы исправительных учреждений как условие преодоления легализации пенитенциарной преступности»

A.P. F ILCHENKO

CHANGE OF JOB RATING IN CORRECTIONAL ESTABLISHMENTS AS THE CONDITION OF FIGHTING WITH PENAL CRIMINALITY

ИЗМЕНЕНИЕ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК УСЛОВИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация: в данной статье рассматривается изменение системы оценки работы исправительных учреждений как необходимое условие преодоления легализации пенитенциарной преступности.

Ключевые слова: пенитенциарная преступность, система оценки работы исправительных учреждений, преодоление легализации пенитенциарной преступности.

В литературечасто подвергается критике принцип оценки эффективности функционирования исправительных учреждений по критерию показателей зарегистрированной пенитенциарной преступности. Авторы часто видят в этом причины латентизации преступности в некоторых учреждениях. Попробуем определить криминогенное значение гонки за показателями администрации исправительных учреждений и ее влияние на сокрытие преступлений.

В процессе изучения вопроса латентизации пенитенциарной преступности нами по специально разработанной анкете было опрошено 48 начальников исправительных учреждений, исполнявших свои обязанности в 2009 г. Полученные результаты позволили в качестве основного вывода изложить следующее положение: механизм образования латентной группы преступлений в местах лишения свободы кардинальным образом отличается от аналогичного механизма в условиях свободы (в общероссийском масштабе). В местах лишения свободы латентность образуется главным образом искусственно, тогда как в условиях свободы наоборот (табл. 1).

Таким образом, доля естественно-латентной группы преступлений в условиях изоляции весьма незначительна и существенно уступает показателям искусственной латентизации. Это нетрудно объяснить. Исправительное учреждение представляет собой территориально ограниченный режимный объект, функционирующий

в особом правовом режиме. Так, действующее уголовно-исполнительное законодательство предусматривает целый комплекс мер обеспечения безопасности от криминальных угроз, к основным из которых относятся: надзор за осужденными (ст. 60, 82 УИК РФ); меры дисциплинарного воздействия на осужденных (ст. 115, 116 УИК РФ); мероприятия воспитательного характера (гл. 15 УИК РФ); строго регламентированный распорядок в исправительном учреждении (§ 5 Правил внутреннего распорядка ИУ); безопасность в исправительном учреждении (ст. 86 УИК РФ); перевод осужденных в безопасное место (ч. 3 ст. 13, ст. 68, 73 УИК РФ); охрана здоровья осужденных (ст. 10 УИК РФ) и др.

Все перечисленные меры являются системой юридических гарантий профилактики преступлений и обеспечения безопасности осужденных от криминальных угроз с учетом их специального правового статуса и специфических условий изоляции от общества. Так как законодательство определило в числе обязанностей администрации ИУ обеспечение личной безопасности осужденных и представило ей для этого средства, то можно предположить, что низкий уровень криминологической безопасности (и, как следствие, высокие показатели пенитенциарной преступности) почти всегда является результатом серьезных недостатков в деятельности как конкретных исправительных учреждений, так и всей системы в целом.

А.П. ФИЛЬЧЕНКО,

кандидат юридических наук, доцент (Академия ФСИН России)

В этом аспекте сравнивать учреждения уголовно-исполнительной системы и другие правоохранительные органы, действующие в условиях открытого общества, некорректно и даже

ных и мер, принимаемых администрацией в целях ее улучшения. Практика показывает, что при ухудшении режима происходит рост нарушений дисциплины осужденных, в частности,

Таблица 1

Сравнительная характеристика латентности общей преступности и преступности в местах лишения свободы

Вид преступности В общей преступности 1, % В местах лишения свободы (средняя), %

Завершается реальной мерой наказания: - от фактически совершенных 4-5 45

- от зарегистрированных 10 88

Регистрируемая от реальной 10-12 63

Незаявленная - естественно-латентная группа (потерпевшие, свидетели, должностные лица и др. граждане, осведомленные о совершенном преступлении, не сообщают об этом в правоохранительные органы): - от фактически совершенных 60 8

Неучтенная (правоохранительные органы, получившие заявление или сообщение о совершенном преступлении, не регистрируют и не расследуют его): - от заявленных 30 40

Неустановленная (правоохранительные органы были осведомлены о реально совершенном преступлении, осуществили его первичную регистрацию, формально принимали какие-то меры к его расследованию, но в силу недостаточного желания, слабой профессиональной подготовки, ошибочной уголовно-правовой квалификации либо злоупотреблений не установили в содеянном события или состава преступления и перерегистрировали его): - от зарегистрированной 1-5 12

неправильно. Администрация ИУ располагает набором обеспечительных средств, позволяющих ей контролировать мощные факторы, определяющие число преступлений (трудовая занятость, свободное время, доступность оружия и наркотиков и др.), которыми, например, органы внутренних дел воспользоваться просто не в состоянии. Очевидно, что контролирующие способности в рамках ИУ значительно выше, чем в условиях открытого общества. Таким образом, показатели преступности в местах лишения свободы непосредственно зависят от состояния режима, дисциплины среди осужден-

увеличилось число случаев физической расправы в их среде. Следовательно, организационноправовые меры, направленные на укрепление режима в исправительных учреждениях и дисциплины осужденных, в конечном счете способствуют обеспечению криминологической безопасности осужденных. В таких условиях скрыть совершенное в колонии преступление осужденному становится довольно трудно, и лишь недостаточно эффективная работа администрации способна катализировать естественную латен-тизацию в учреждении. Абсолютное большинство респондентов (78,3 %) указали на полную

осведомленность администрации ИУ о всех преступлениях, совершаемых осужденными.

В определенной степени это доказывает приемлемость применения в оценке эффективности работы учреждения показателей пенитенциарной преступности, несмотря на то что большинство практических работников (62 %) выступают критично по этому вопросу и видят в этом главную причину искусственной ла-тентизации.

Однако высокие показатели преступности в учреждении не всегда можно признать качественным критерием оценки эффективности его деятельности, так как учреждения функционируют в разных криминогенных условиях, что в большей степени является отражением объективно складывающихся противоречий в конкретном регионе, в числе которых могут быть негативные изменения криминальной обстановки, обостряющие внутрипенитенциарные противоречия в учреждении; не отвечающая требованиям современности судебная практика (в частности, неоправданно частое назначение наказания в виде лишения свободы); низкая конкурентная способность учреждений УИС в условиях рыночной экономики; трудности в привлечении высококвалифицированных кадров для работы с осужденными и др. Таким образом, формальный подход к оценке эффективности деятельности ИУ по критерию высоких показателей пенитенциарной преступности не является эффективным. Эти показатели должны рассматриваться как сигнал для проверки качества исправительного процесса в конкретном ИУ.

Принцип оценки работы ИУ в зависимости от показателей пенитенциарной преступности не является однозначно пагубным. Однако придание ему статуса главного в оценке деятельности ИУ - пример необъективности и влечет за собой довольно серьезные криминогенные последствия. Намеренное сокрытие преступности в ИУ ведет к дискредитации принципа неотвратимости наказания, нивелированию частной и общей превенции, уверенности в безнаказанности преступного поведения, ломке процесса исправления. Такая латентность невольно превращает пенитенциарное преступное поведение осужденных в допускаемое, приводит к своеобразному эффекту легализации преступности в мес-

тах лишения свободы, ухудшает условия безопасности при отбывании наказания, часто катализирует преступное поведение.

Согласно оценкам практических работников уровень искусственной латентности в учреждениях следует в настоящее время признать довольно высоким: 40 % - неучтенная и 12 % -неустановленная преступность. Данные проведенного опроса показали, что 48,5 % респондентов сталкивались с практикой перевода преступлений осужденных в разряд дисциплинарных проступков, в результате чего 13 % деяний этой категории скрывают преступления. Рассматривая показатели травматизма осужденных, необходимо отметить, что каждый четвертый несчастный случай (24 %) является следствием совершенного насильственного преступления. Такие высокие показатели искусственной латентизации подтверждаются готовностью более половины практических работников (54 %) при возможности перевести совершенное преступление в разряд дисциплинарных проступков или отказ в возбуждении уголовного дела. В свою очередь, эта готовность подкрепляется уверенностью 81 % респондетнов в отрицательных служебных последствиях, которые у них возникнут в связи с совершением преступления в зоне их ответственности.

Прослеживается механизм воспроизводства пенитенциарной преступности в аспекте ее ла-тентизации. Такой механизм можно определить следующим образом: отрицательная оценка деятельности ИУ, основанная только на критерии высоких показателей пенитенциарной преступности, приводит к намеренному сокрытию преступлений осужденных их растворению в дисциплинарных нарушениях, бытовом и производственном травматизме, отказах в возбуждении уголовного дела. Возникающая искусственная латентизация преступным образом легализует пенитенциарную преступность, приводит к снижению безопасности в учреждении и в конечном счете к росту показателей пенитенциарной преступности.

Преодоление негативных последствий неадекватной оценки работы ИУ возможно посредством ликвидации рейтингового значения показателей пенитенциарной преступности как не отражающих глубинных противоречий исполнения наказаний в учреждениях. Такие показатели должны учитываться в ряду равнозначных

критериев: вовлеченность осужденных в воспитательные мероприятия; наличие (количество и качество) свободного времени; занятость общественно полезным трудом; данные о рецидиве среди лиц, освобожденных из ИУ в связи с истечением срока наказания, а также условно-досрочно, и др. По нашему мнению, только

комплексная оценка поможет существенным образом повлиять на снижение показателей искусственной латентизации преступности в исправительных учреждениях.

1 См.: ЛунеевВ.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. М., 2005. С. 294-300.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.